Научная статья на тему 'Подготовка бакалавров к организации научного исследования в модели современного образования'

Подготовка бакалавров к организации научного исследования в модели современного образования Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
510
86
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
СибСкрипт
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ТЕХНОЛОГИЯ СИСТЕМНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО МОДЕЛИРОВАНИЯ / КУЛЬТУРА САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ ЛИЧНОСТИ / НАУЧНО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ РАБОТА / PEDAGOGICAL TECHNOLOGY OF SYSTEM-MODELING / PERSONAL CULTURE OF SELF-DEPENDENT WORK / SCIENTIFIC-PEDAGOGICAL WORK

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Свинаренко Владимир Геннадьевич, Козырева Ольга Анатольевна

В статье описана специфика включения студента-бакалавра в систему научно-исследовательской работы в процессе изучения педагогических дисциплин. Научно-педагогическое исследование обеспечивает качественное построение модели развития (акметраектории становления) личности педагога в условиях непрерывного профессионального образования за счет практико-ориентированной реализации идеи развития личности будущего педагога в модели ведущей деятельности, обеспечивающей планомерный переход от репродуктивного познания к продуктивному, осуществляемому в ресурсах технологии системно-педагогического моделирования. Качество решения заявленных задач в структуре подготовки педагогов регулярно верифицируется в системе научно-исследовательской работе при оценке научных статей, публикуемых в материалах Международных научно-практических конференций, научно-педагогических журналов России и зарубежья.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Свинаренко Владимир Геннадьевич, Козырева Ольга Анатольевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TRAINING BACHELOR’S DEGREE STUDENTS TO DO SCIENTIFIC RESEARCH IN THE MODERN MODEL OF EDUCATION

The paper describes the specifics of the inclusion of Bachelor’s Degree students in system of scientific and research work in the course of studying pedagogical disciplines. Scientific and pedagogical research provides high-quality construction of the model of the teacher’s development (acme-trajectories of formation) in terms of continuing professional education through practice-oriented implementation of the idea of development of personality of a future teacher in the model of the principal activity, ensuring a smooth transition from reproductive knowledge to productive knowledge within the technology of system-pedagogical modeling. The quality of the solutions to the problems in the structure of teacher training is regularly verified in the system of scientific research in the evaluation of the research papers published in the proceedings of International scientific-practical conferences, scientific and pedagogical journals in Russia and abroad.

Текст научной работы на тему «Подготовка бакалавров к организации научного исследования в модели современного образования»

УДК 378.1; 371.3

ПОДГОТОВКА БАКАЛАВРОВ К ОРГАНИЗАЦИИ НАУЧНОГО ИССЛЕДОВАНИЯ В МОДЕЛИ СОВРЕМЕННОГО ОБРАЗОВАНИЯ

В. Г. Свинаренко, О. А. Козырева

TRAINING BACHELOR'S DEGREE STUDENTS TO DO SCIENTIFIC RESEARCH IN THE MODERN MODEL OF EDUCATION

V. G. Svinarenko, O. A. Kozyreva

В статье описана специфика включения студента-бакалавра в систему научно-исследовательской работы в процессе изучения педагогических дисциплин. Научно-педагогическое исследование обеспечивает качественное построение модели развития (акметраектории становления) личности педагога в условиях непрерывного профессионального образования за счет практико-ориентированной реализации идеи развития личности будущего педагога в модели ведущей деятельности, обеспечивающей планомерный переход от репродуктивного познания к продуктивному, осуществляемому в ресурсах технологии системно-педагогического моделирования. Качество решения заявленных задач в структуре подготовки педагогов регулярно верифицируется в системе научно-исследовательской работе при оценке научных статей, публикуемых в материалах Международных научно-практических конференций, научно-педагогических журналов России и зарубежья.

The paper describes the specifics of the inclusion of Bachelor's Degree students in system of scientific and research work in the course of studying pedagogical disciplines. Scientific and pedagogical research provides high-quality construction of the model of the teacher's development (acme-trajectories of formation) in terms of continuing professional education through practice-oriented implementation of the idea of development of personality of a future teacher in the model of the principal activity, ensuring a smooth transition from reproductive knowledge to productive knowledge within the technology of system-pedagogical modeling. The quality of the solutions to the problems in the structure of teacher training is regularly verified in the system of scientific research in the evaluation of the research papers published in the proceedings of International scientific-practical conferences, scientific and pedagogical journals in Russia and abroad.

Ключевые слова: технология системно-педагогического моделирования, культура самостоятельной работы личности, научно-педагогическая работа.

Keywords: pedagogical technology of system-modeling, personal culture of self-dependent work, scientific-pedagogical work.

Научное исследование в современной педагогической практике и научно-педагогической деятельности представляет собой интерес как ресурс и условие развития личности обучающегося и общества, реализующего идеи развития и самореализации личности в поликультурных отношениях, воспроизводстве социально-профессиональных ресурсов и условий оптимального продуцирования необходимых средств и ценностей. В системе высшего профессионального образования подготовке будущих педагогов-бакалавров к научно-педагогической определяют немаловажную роль и профессионально-педагогическое значение, детализирующее качество развития личности и системы воспитательно-образовательных отношений. Одним из примеров таких работ является работа [21], отражающая нюансы определения и решения задач профессионально-педагогической практики в выпускной квалификационной работе. Другим примером являются научные публикации [1; 2], отражающие особенности организации учебной и научно-исследовательской работы студентов-педагогов по физической культуре и специфику исследования качества подготовки будущих педагогов по ФК в структуре изучения педагогических дисциплин на факультете физической культуры в НФИ КемГУ.

Научно-исследовательская работа по педагогике определяет ведущими положениями преемственность и доступность, логичность и объективность, востребованность и гибкость, продуктивность и непрерывность развития личности в системе ограничений вы-

бора приоритетов использования педагогического моделирования в разработке программно-педагогического обеспечения и педагогической деятельности.

Научное исследование в педагогике - процесс определения и решения противоречий целостного восприятия и отражения возможности развития личности в модели непрерывного образования, системно верифицирующего качество формирования компетенций и востребованности выпускника на рынке труда, в ресурсах которого нами будет уделено внимание качеству формирования культуры самостоятельной работы личности и профессионально-педагогической культуры студента выбранного направления и профиля подготовки.

Определим основные понятия терминологического аппарата, проблемы и педагогические условия оптимизации подготовки бакалавров к практике планирования и организации научно-педагогического исследования.

Культура самостоятельной работы личности -процесс и условие развития личности в модели ведущей деятельности и общения, хобби и досуга, системно определяющих возможность постановки проблемы развития личности и ее решения в традиционных и инновационных ресурсах развития личности и системы социально-профессиональных отношений, предопределяющих качество социализации и самореализации личности в модели взаимодействия и создания конкурентоспособных объектов и продуктов науки, искусства, культуры, спорта и прочих направлений

антропологически обусловленных областей накопления определенного качества и возможностей знания, детерминируемого нами как уровня и продукта, ресурса и условия развития общества и общественных отношений.

Определим возможности и проблемы подготовки бакалавров к организации научного исследования, являющегося продуктом длительной профессионально-педагогической подготовки в условиях своевременного, продуктивного развития личности в модели непрерывного профессионального образования.

Спектр проблем современной педагогической практики включения бакалавра в систему научно-педагогического исследования определяется следующими направлениями определения и оптимизации решений противоречий целостного педагогического процесса:

- качество формирования культуры самостоятельной работы личности, предопределяющей возможность самостоятельной постановки и решения цели и задач ведущей деятельности и общения, хобби и досуга, должно соответствовать практике развития личности в модели репродуктивно-продуктивного освоения совокупности предметных дисциплин, в ресурсах которых происходит формирование потребностей, смыслов, целей, ценностей и компетенций выбранного направления подготовки;

- учет потребностей и возможностей субъектов воспитательно-образовательного пространства и верификация качества определяемых и решаемых задач и противоречий целостного педагогического процесса непрерывного профессионального образования выбранного направления подготовки бакалавров в единстве и уникальной целостности, преемственности и гибкости программ магистратуры и аспирантуры выбранного направления и профиля подготовки;

- коллективное познание и повышение качества научно-педагогического и научно-технического исследования, в структуре которых морально-этические нормы и практика коллективного преобразования объективных связей и продуктов антропосреды (ноосферы) предопределяют возможность развития и саморазвития личности и системы образования, социально-педагогических и профессиональных отношений, повышение качества детерминируемых и решаемых задач;

- мониторинг педагогических и профессионально-деловых достижений студента как ресурс формирования качества подготовки бакалавров, магистров, аспирантов в модели верификации и коррекции качества программно-педагогического обеспечения изучения дисциплин выбранного направления и профиля подготовки;

- рейтинговая оценка достижений профессиональной и профессионально-педагогической подготовки бакалавров выбранного направления и профиля подготовки в структуре выбора и оптимизации модели профессионального становления и конкурентоспособности;

- учет образовательной практики и возможности получения образования в системе высшего профессионального образования, инклюзивных образовательных продуктов и ресурсов для лиц, имеющих

специальные образовательные потребности и дефекты в развитии и здоровье;

- повышение качества постановки и решения задач развития личности обучающегося и студента, определяемых в моделях продуктивного становления и экономической культуры, визуализируемых в иерархии ступеней подготовки среднего и высшего профессионального образования;

- моделирование и внедрение педагогических технологий современного научно-педагогического и научно-технического исследования в систему подготовки бакалавров, магистров и аспирантов выбранного направления и профиля подготовки;

- экономическое прогнозирование и оптимизация качества и возможностей использования программно-педагогических комплексов и комплектов в непрерывном профессиональном образовании при повышении уровня эффективности и конкурентоспособности выпускника вуза;

- создание условий для рентабельного, экономически выгодного по качеству постановки и решения задач непрерывного образования в системе подготовки бакалавров, магистров и аспирантов выбранного направления и профиля подготовки;

- реализация оптимальных условий для гибких изменений в модели продуктивной самореализации и самосовершенствования, конкурентоспособности и мобильности выпускника-бакалавра выбранного направления и профиля подготовки;

- повышение роли информационной культуры и информированности студента-бакалавра в определении звеньев и возможностей планирования, уточнения и коррекции акметраектории профессионального образования в модели профессионального становления и развития;

- связи систем СПО и ВПО в обеспечении качества и конкурентоспособности выпускника непрерывного профессионального образования;

- определение и решение проблем современного профессионального образования и профессиональных отношений, эконмической и производственной самостоятельности (малого) предприятия студентами-бакалаврами в структуре выполнения научных исследований по выбранному направлению и профилю подготовки;

- разработка универсальной системы оценок и рейтинга в условиях непрерывного профессионального образования и практики воспроизводства качества решения выявляемых противоречий внутриличност-ного и мультикультурного развития личности и системы образовательных продуктов и ресурсов;

- обеспечение непрерывности образовательной и профессиональной подготовки обучающегося, включенного в систему социальных и культурно-исторических норм и практики развития;

- формирование интереса и возможностей продуктивной самореализации студента-бакалавра в структуре выбранного направления и профиля подготовки;

- возможность гибкого перехода из одного направления и профиля подготовки в другое, получения возможности подготовки по нескольким направлениям технического и гуманитарного профиля образования с увеличением срока обучения и разработкой ин-

дивидуального учебного плана и программы обучения и получения образования;

- создание центра или института, обеспечивающего потенциального потребителя образовательных услуг программно-педагогической помощью в планировании и выборе профессиональной подготовки в вузе по индивидуальным учебным планам и программам обучения с подготовленными к такой практике методистами, фасилитирующими выбор модели получения образования с выбранным направлением и профилем подготовки, сроком и формой обучения;

- определение практики создания бюджетного места или, так называемой целевой подготовки студента-бакалавра, магистра, аспиранта с выплатой государственно установленного размера стипендии, за которого платит предприятие или физическое лицо полную сумму затрат за оказание услуг по получению полного цикла профессионального образования определенной ступени и формы обучения;

- создание центра социальной и психологической помощи и поддержки студентов, обучающимся в вузе или в системе непрерывного профессионального образования, если идет речь о сетевом партнерстве образовательных учреждений СПО и ВПО;

- создание единого свободного образовательного пространства, обеспечивающего иерархию выбора уровня и формы получения образования определенного профиля и направления подготовки;

- формирование потребностей и целей, смыслов и возможностей развития личности в модели непрерывного профессионального образования;

- формирование определенного уровня включения личности в систему научного исследования, специфика которого оценивается по объективным показателям универсальных оценок качества организации научного исследования (индекс Хирша, экономическая оценка прибыли проводимого научного исследования и пр.);

- внедрение курсов и программ универсальной подготовки в структуре освоения педагогической и профессиональной составляющих в решении задач регионального управления качеством образовательных и других услуг;

- разработка конструктора методического, программно-педагогического и экономико-правого обеспечения в структуре вузовской подготовки студента, аспиранта, соискателя, обеспечивающих гибкость и конкурентоспособность программ подготовки выпускника по выбранному направлению и профилю подготовки;

- организация научного исследования в структуре продуктивного становления личности как условие и гарант стабильного развития личности и профессионального мастерства и пр.

Выделенные направления проблем современной педагогической практики включения бакалавра в систему научно-педагогического исследования могут быть реализованы в рамках следующих педагогических условий оптимизации подготовки бакалавров.

- Разработка универсальной системы оценки качества научного исследования всех существующих направлений и профилей подготовки в модели непрерывного профессионального образования.

- Повышение роли и качества формирования культуры самостоятельной работы личности и корпоративной культуры педагогов системы непрерывного профессионального образования.

- Определение и вынесение основного содержания и выводов научного исследования бакалаврской работы в научные публикации в индексируемых журналах и в сборниках конференций, размещаемых в научной электронной библиотеке elibrary.ru, зарегистрированных в наукометрической базе РИНЦ (Российский индекс научного цитирования).

- Определение непрерывности получаемого образования базовым условием развития личности, специфика учета потребностей и возможностей обучающегося в модели соответствия группе на кривой нормального распределения способностей и здоровья, в системе возможностей которого должны разрабатываться программы профессионального и инклюзивного образования.

- Разработка программно-педагогического обеспечения дисциплин в соответствии с качеством и особенностями формирования и измерения компетенций.

- Определение и верификация объективных показателей качества воспроизводства культуры научного исследования (индекс цитирования, индекс дистанции, качество связи с производством и работодателем и пр.).

- Традиционные и инновационные ресурсы стимулирования качества и возможностей научно-педагогического и научно-технического исследования.

- Организационная и личностная рефлексия (самоанализ результатов деятельности) в системе подготовки бакалавров к организации научного исследования.

Качество определения и решения проблем организации научного исследования бакалавров в модели непрерывного профессионального образования - неотъемлемая часть его развития, системность постановки и решения проблем которого должна быть определена и решена в различных плоскостях федеральной, региональной и локальной оценке качества оказания образовательных услуг и организации научно-педагогической и научно-технической работы.

Примером такого рода практики организации научно-исследовательской работы студентов-бакалавров направления подготовки 44.03.01 может быть визуализировано в модели использования технологи системно-педагогического моделирования в структуре изучения педагогических дисциплин [3 - 12], обеспечивающей планомерный переход от репродуктивного изучения педагогических дисциплин к продуктивному, верифицирующему возможность и определяющего качество включения студентов в систему научно-педагогического исследования и участия в научно-исследовательской работе, доказательством которого являются совместные и единоличные публикации студентов-педагогов, моделируемых в структуре изучения педагогических дисциплин. Статистика такого рода практики является уникальным продуктом совершенствования системы подготовки студентов-бакалавров, визуализация особенностей которой раскрыта в работах [1 - 2; 13 - 19; 21].

Теория и практика разработки программно-педа- Конструктор должен иметь возможность поста-

гогического и учебно-методического обеспечения новки и оптимизации задачи моделирования индиви-

может быть фасилитирована разработкой единого дуальной траектории развития студента-бакалавра

конструктора программно-педагогического и учебно- педагогом через систему воспроизводства уровня

методического обеспечения для всех субъектов- подготовки субъекта-получателя образования, инди-

получателей профессионального образования, в том видуального выбора набора и определения наимено-

числе и для лиц, получающих инклюзивное образова- ваний изучаемых курсов и практики уточнения инди-

ние. видуальной траектории развития, а также выбора мо-

Разрабатываемый конструктор должен иметь ин- дели и формы получения образования, системно рас-

формационно-сетевое сопровождение, определяемое в полагающих личность и свободное воспитательно-

возможности легкого воспроизводства и унификации образовательное пространство к оптимизации усло-

модели получения образования в определенном на- вий развития личности и повышения качества систе-

правлении подготовки и индивидуальном учебном мы непрерывного профессионального образования в

плане и программе изучения совокупности изучаемых условиях определения качества подготовки по вы-

дисциплин и курсов. бранному направлению и профилю бакалавриата.

Литература

1. Дробышев В. В., Похоруков О. Ю. Возможности исследования качества подготовки будущих педагогов по ФК в структуре изучения педагогических дисциплин // Научно-исследовательские публикации. 2014. № 12(16). С. 5 - 10.

2. Дьячков В. А. Особенности организации учебной и научно-исследовательской работы студентов-педагогов по физической культуре // Science Time. 2014. № 2(2). С. 15 - 34.

3. Козырева О. А. Контрольно-измерительные материалы курса «Методика воспитательной работы»: учебно-методическое пособие для студентов-бакалавров направления подготовки 050100 Педагогическое образование, профиля «Физическая культура». Новокузнецк: КузГПА, 2013. 54 с.

4. Козырева О. А. Контрольно-измерительные материалы курса «Практическая педагогика»: учебно-методическое пособие для студентов-бакалавров направления подготовки 050100 Педагогическое образование» профиля «Физическая культура». Новокузнецк: КузГПА, 2013. 49 с.

5. Козырева О. А. Контрольно-измерительные материалы курса «Теоретическая педагогика. Нормативно-правовое обеспечение образования»: учебно-методическое пособие для студентов-бакалавров направления подготовки 050100 Педагогическое образование. М.: МИФИ, 2014. 52 с.

6. Козырева О. А. Контрольно-измерительные материалы курса «Теоретическая педагогика. Общие основы педагогики»: учебно-методическое пособие для студентов-бакалавров направления подготовки 050100 Педагогическое образование. М.: МИФИ, 2014. 48 с.

7. Козырева О. А. Контрольно-измерительные материалы курса «Теоретическая педагогика. Теория обучения»: учебно-методическое пособие для студентов-бакалавров направления подготовки 050100 Педагогическое образование. М.: МИФИ, 2014. 44 с.

8. Козырева О. А. Контрольно-измерительные материалы курса «Теоретическая педагогика. Управление образовательными системами»: учебно-методическое пособие для студентов-бакалавров направления подготовки 050100 Педагогическое образование. М.: МИФИ, 2014. 56 с.

9. Козырева О. А. Контрольно-измерительные материалы курса «Теоретическая педагогика»: учебно-методическое пособие для студентов-бакалавров направления подготовки 050100 Педагогическое образование, профиля «Физическая культура». Новокузнецк: КузГПА, 2013. 53 с.

10. Козырева О. А. Технология системно-педагогического моделирования и качество формирования культуры самостоятельной работы педагогов: теоретический аспект // European Social Science Journal. 2014. № 4-1. С. 136 - 142.

11. Козырева О. А. Контрольно-измерительные материалы курса «Введение в педагогическую деятельность»: учебно-методическое пособие для студентов-бакалавров направления подготовки 50100 Педагогическое образование, профиля «Физическая культура». Новокузнецк: КузГПА, 2013. 55 с.

12. Козырева О. А. Контрольно-измерительные материалы курса «История педагогики и образования»: учебно-методическое пособие для студентов-бакалавров направления подготовки 050100 Педагогическое образование, профиля «Физическая культура». Новокузнецк: КузГПА, 2013. 45 с.

13. Козырева О. А. Корпоративная культура педагога как условие и продукт управления качеством подготовки кадров в образовательном учреждении // Современная педагогика. 2014. № 9(22). С. 62 - 73.

14. Козырева О. А. Культура самостоятельной работы педагога: от определения до продуктов самореализации // Современная педагогика. 2014. № 12(25). С. 97 - 102.

15. Кулагин Н. М., Галевский Г. В., Пустовойт Ю. А. Профессиональная компетентность в оценках работодателей, выпускников и преподавателей вуза // Современные вопросы теории и практики обучения в вузе. 2008. № 8. С. 16 - 23.

16. Редлих С. М., Козырева О. А. Математические и статистические методы в технологии диагностики сформированности культуры самостоятельной работы педагога // Ученые записки Забайкальского государственного гуманитарно-педагогического университета им. Н. Г. Чернышевского. 2011. № 6. С. 40 - 44.

17. Редлих С. М., Козырева О. А. Специфика и результативность формирования культуры самостоятельной работы будущего педагога по ФК как ресурс становления и профессионализма // Педагогическое образование и наука. 2014. № 1. С. 103 - 107.

18. Редлих С. М., Козырева О. А. Современные методы продуктивной педагогики и проблема формирования культуры самостоятельной работы педагога // Профессиональное образование в России и за рубежом. 2011. № 1(3). С. 49 - 62.

19. Свинаренко В. Г., Козырева О. А. Научное исследование по педагогике в структуре вузовского и дополнительного образования: учебное пособие для педагогических вузов и системы дополнительного профессионального образования. М.: НИЯУ МИФИ, 2014. 92 с.

20. Сукиасян А. А. Контроль в системе учебного процесса в высшей школе // Теоретические и практические аспекты развития научной мысли в современном мире: сб. стат. Междун. науч.-практ. конф. (Уфа, 5 мая 2015 г.). Уфа: Аэтерна, 2015. С. 239 - 240.

21. Угольникова О. А., Зубанов В. П. Выпускная квалификационная работа будущего педагога по физической культуре как результат сформированности культуры самостоятельной работы // Современная педагогика. 2015. № 3(28). С. 76 - 89.

Информация об авторах:

Свинаренко Владимир Геннадьевич - ведущий инженер информационно-аналитического отдела Управления научных исследований Национального исследовательского ядерного университета «МИФИ», г. Москва, svinarenko-vg@vandex.ru.

Vladimir G. Svinarenko - senior engineer at the Informational and Analytical Division of the Department for Advanced Studies Development, National Research Nuclear University «MEPhl», Moscow.

Козырева Ольга Анатольевна - кандидат педагогических наук, доцент Новокузнецкого филиала (института) КемГУ, kozireva-oa@vandex.ru.

Olga A. Kozyreva - Candidate of Pedagogics, Assistant Professor at Novokuznetsk branch (institute) of Kemerovo State University.

Статья поступила в редколлегию 31.08.2015 г.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

УДК 37.034

КАТЕГОРИЯ «ДУХОВНО-НРАВСТВЕННАЯ ПОЗИЦИЯ» В СИСТЕМЕ НАУЧНОГО ЗНАНИЯ

Т. М. Чурекова, Е. В. Шабанова

THE CATEGORY OF "MORAL POSITION" IN THE SYSTEM OF SCIENTIFIC KNOWLEDGE

T. M. Churekova, E. V. Shabanova

Авторы статьи исследуют феномен «духовно-нравственной позиции», так как именно с ним современное общество связывает надежды сформировать гармоничную, достойную уважения личность. Анализируется представление о позиции в различных науках, в том числе педагогической. В статье раскрывается смысл категории «духовно-нравственная позиция»: рассматриваются ее ключевые характеристики и компонентная структура. Авторы связывают понимание духовно-нравственной позиции с необходимой трансляцией опыта.

The authors investigate the phenomenon of "moral position" since the modern society's aspirations for a harmonious and respectable personality are linked with it. The paper analyzes the representation of "moral position" in various sciences, including Pedagogics. The paper reveals the meaning of "moral position": its key features and component structure are discussed. The authors associate the understanding of "moral position" with broadcasting experience.

Ключевые слова: позиция, виды позиции, характеристики позиции, духовность, нравственность, компоненты духовно-нравственной позиции.

Keywords: position, types of positions, subjectivity, characteristics of the position, morality, components of moral position.

Глобальная информатизация всех сфер человеческой жизни влияет на то, что мир становится все более сложным и противоречивым, а это не может не затрагивать интересы людей. «Моральная недостаточность», проявляющаяся в современном обществе, неизбежно приводит к смещению «ценностных координат». Это проявляется в распаде семейных структур, низвержении прежних авторитетов, трансформа-

ции критериев нравственности, росте недоверия [9] к другому человеку и к происходящему в целом, апатичным отношением к будущему. Формирование прочной, активной и в то же время гибкой духовно-нравственной позиции личности в условиях увеличения информационных потоков, ускорения темпа жизни и непрерывного состояния риска для человека является в современном обществе необходимостью.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.