Научная статья на тему 'Метод включенного наблюдения и игровой беседы в исследовании возможности профессиональной самоидентификации и самореализации тренера по регби'

Метод включенного наблюдения и игровой беседы в исследовании возможности профессиональной самоидентификации и самореализации тренера по регби Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
220
55
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Символ науки
Область наук
Ключевые слова
ГУМАНИЗМ / КУЛЬТУРА САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ / МОДЕЛИРОВАНИЕ / НОРМАЛЬНОЕ РАСПРЕДЕЛЕНИЕ СПОСОБНОСТЕЙ / ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ МЕТОДОЛОГИЯ / ПЕДАГОГИЧЕСКИ УСЛОВИЯ / САМОИДЕНТИФИКАЦИЯ / САМОРЕАЛИЗАЦИЯ / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ САМОИДЕНТИФИКАЦИЯ ТРЕНЕРА ПО РЕГБИ / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ САМОРЕАЛИЗАЦИЯ ТРЕНЕРА ПО РЕГБИ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Малышева Виктория Олеговна

В статье отражена возможность определения и верификации педагогических условий профессиональной самоидентификации и самореализации тренера по регби в контексте использования метода включенного наблюдения и игровой беседы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Малышева Виктория Олеговна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Метод включенного наблюдения и игровой беседы в исследовании возможности профессиональной самоидентификации и самореализации тренера по регби»

международный научный журнал «символ науки»

№5/2015

ISSN 2410-700X

Кроме того, индивидуализация обучения осуществляется через такую форму самостоятельной работы как ведение дневника валеологического самоанализа. В начале курса студенты заводят такой дневник, где оформляются разделы: «Культура питания», «Гигиена тела», «Двигательная активность», «Вредные привычки», «Сексуальная культура» и др. В дневнике фиксируются наблюдения студентов за разными процессами собственной жизнедеятельности, их личные выводы, размышления, появляющиеся вопросы, перспективы. Безусловно, содержание дневника является личным достоянием студента и не проверяется преподавателем. Вместе с тем, такая работа способствует развитию рефлексии по проблеме индивидуального здоровья и стиля жизни и позволяет применить знания, полученные в вузе к решению проблемы здоровьесбережения.

Индивидуальному осмыслению стиля жизнедеятельности способствует также такая форма самостоятельной работы, как разработка и защита индивидуальных проектов. Тематика проектов формулируется ежегодно с учетом интересов каждого студента. Задача преподавателя - предложить выпускнику тему, соответствующую его индивидуальным особенностям и способствующую развитию мотивации к всестороннему изучению различных аспектов здоровья.

На наш взгляд, индивидуализация обучения в рамках данного курса по выбору содействует осмыслению и пониманию состояния организма, формированию собственного стиля жизнедеятельности студентов, что, в конечном счете, позитивно влияет на формирование культуры здоровья будущих учителей химии.

Список использованной литературы:

1. Смышляева Л.Г. Реализация валеологического подхода при обучении химии как условие формирования здорового образа жизни учащихся. Омск: Диссертация...к.п.н. Омск, 1998. - 223 с.

2. Щедрина А.Г. Онтогенез и теория здоровья: Методологические аспекты. - Новосибирск: Наука, 1989. -136 с.

© Н.А. Макарова, 2015

УДК 378.1; 371.3

Малышева Виктория Олеговна

студент 4 курса факультета физической культуры, Новокузнецкий филиал-институт ФГБОУ ВПО «Кемеровский государственный университет»,

г. Новокузнецк, Российская Федерация [email protected]

МЕТОД ВКЛЮЧЕННОГО НАБЛЮДЕНИЯ И ИГРОВОЙ БЕСЕДЫ В ИССЛЕДОВАНИИ ВОЗМОЖНОСТИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ САМОИДЕНТИФИКАЦИИ И САМОРЕАЛИЗАЦИИ ТРЕНЕРА ПО РЕГБИ

Аннотация

В статье отражена возможность определения и верификации педагогических условий профессиональной самоидентификации и самореализации тренера по регби в контексте использования метода включенного наблюдения и игровой беседы.

Ключевые слова

Гуманизм, культура самостоятельной работы, моделирование, нормальное распределение способностей, педагогическая методология, педагогически условия, самоидентификация, самореализация, профессиональная самоидентификация тренера по регби, профессиональная самореализация тренера по регби.

217

МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» №5/2015 ISSN 2410-700X

В структуре поиска оптимальных возможностей исследования педагогических условий профессиональной самоидентификации и самореализации тренера по регби нами были выбраны два метода - метод включенного наблюдения и метод игровой беседы.

Метод включенного наблюдения создал условия для оптимизации использования метода игровой беседы, позволяющей в игровой форме, в нестандартных ситуациях получать ответы на выделенный перечень вопросов, системно выделяющих ориентиры и возможности профессиональной самоидентификации и самореализации тренера-преподавателя по регби.

Метод включенного наблюдения - это метод психолого-педагогического исследования, позволяющий в стандартных (непринужденных, не деформирующих личность и сознание, без оказания давления и пр.) для испытуемых условиях провести измерение или подтверждение объективности измеренных характеристик педагогически обусловленных процессов и процедур, механизмов и ресурсов, объектов и средств, системно детализирующих возможности решения задач развития и саморазвития, самосовершенствования и самореализации, самоутверждения и самоидентификации.

Метод игровой беседы - это метод психолого-педагогического исследования, открывающий исследователю возможности в расширении перспектив осознания и самосовершенствования личности, рефлексии и визуализации возможностей активного поиска личности, за которой осуществляется наблюдение и ведется психолого-педагогический эксперимент.

Использование программно-педагогического обеспечения изучения теоретических и практических основ педагогического знания [1-10] и технологического обеспечения изучения педагогического знания [1112] позволило нам выделить педагогические условия профессиональной самоидентификации и самореализации тренера-преподавателя по регби в следующей форме детерминированных высказываний: -Включенность личности тренера-преподавателя в систему непрерывного профессионального образования и оптимально верифицируемые условия формирования культуры самостоятельной работы личности. - Учет условий нормального распределения способностей и здоровья в построении и модификации программнопедагогического сопровождения профессиональной самоидентификации и самореализации тренера-преподавателя по регби. - Своевременное формирование культуры самостоятельной работы личности в системе оптимизации качества профессионально-педагогического труда.

- Формирование потребности в получении акмеверифицированных достижений личности профессионально-педагогической деятельности тренера-преподавателя по регби. - Принятие норм и специфики реализации идей гуманизма продуктивного становления личности и команды в личной и командной подготовке спортсменов, занимающихся регби.

Выделенные педагогические условия используются для оптимизации подготовки будущих тренеров по регби в СДЮСШОР по регби «Буревестник» (г. Новокузнецк). Поясним каждое выделенное выше педагогическое условие в контексте организуемой профессионально-педагогической практики тренера-преподавателя по регби.

Включенность личности тренера-преподавателя в систему непрерывного профессионального образования и оптимально верифицируемые условия формирования культуры самостоятельной работы личности позволяют повысить качество самоидентификации личности и ее продуктивной самореализации в поле профессионального становления и формирования целеполагания и мотивов ведущей деятельности. Качество подготовки педагогов напрямую связано с возможностью личности продолжать полученное образование в системе повышения квалификации педагогов и профессиональной переподготовки кадров.

Учет условий нормального распределения способностей и здоровья в построении и модификации программно-педагогического сопровождения профессиональной самоидентификации и самореализации тренера-преподавателя по регби определяют специфику и детали постановки проблемы разработки научнопедагогического сопровождения организуемой тренером по регби деятельности. Все формируемые компетенции и качества личности спортсмена распределены априори нормально [13]. В выборке «О» -одаренных субъектов рассматриваемого процесса экспериментальные данные показывают, что их отношение к любым формам акместановления и акмеидентификации существенно отличаются с раннего

218

международный научный журнал «символ науки»

№5/2015

ISSN 2410-700X

возраста включения развивающейся личности в систему институтов социализации и самореализации личности. Данные размышления и наблюдения подтверждаются рефлексией обучающихся, включенных в систему оценки достижений, представляемых в портфолио обучающихся, верификация качества которых может быть выявлена на ежегодных заочных, научно-практических конференциях обучающихся средних общеобразовательных школ, лицеев, гимназий, детско-юношеских спортивных школ, специализированных детско-юношеских спортивных школ олимпийского резерва «Портфолио как итог формирования культуры самостоятельной работы обучающегося» [14].

Своевременное формирование культуры самостоятельной работы личности в системе оптимизации качества профессионально-педагогического труда представляет собой следствие качественного решения предыдущего описанного условия оптимизации качества исследования и формирования профессиональной самоидентификации и самореализации тренера-преподавателя по регби. Культура самостоятельной работы личности [14-16] рассматривается на этапе развития личности, включенной в условия непрерывного профессионального образования и имеет свои этапы и виды, начиная от культуры самостоятельной работы обучающегося [15-16], продолжая культурой самостоятельной работы студента [17], завершая в системе непрерывного профессионального образования культурой самостоятельной работы педагога [18] и культурой самостоятельной работы профессионала (человека, владеющего в совершенстве какой-либо профессией или специальностью). Своевременность определяется сменой социального статуса, возрастом личности (социальным, интеллектуальным, биологическим, морально-нравственным и пр.) и учетом нормального распределения способностей и здоровья личности.

Формирование потребности в получении акмеверифицированных достижений личности профессионально-педагогической деятельности тренера-преподавателя по регби является уникальным продолжение идеи о целостном развитии и создании продуктов деятельности, предопределяющих качество и успешность отношений и возможности распространения благ и приоритетов развития личности в модели социализации и самореализации в микро-, мезо-, макромасштабах и детерминациях.

Принятие норм и специфики реализации идей гуманизма продуктивного становления личности и команды в личной и командной подготовке спортсменов, занимающихся регби, раскрывается в модели единства идей гуманизма (человеколюбия) и продуктивности развития личности в ведущей деятельности и хобби, системно верифицирующих качество формирования целей и ценностей, интересов и форм сотрудничества, способов и условий самовыражения, самоидентификации, самореализации и самоутверждения в ресурсах современного воспитательно-образовательного пространства, определяющего своей целью реализацию условий непрерывного образования в интересах человека и государства. Дальнейшая практика исследования будет определять возможности самоидентификации и самореализации личности в исследовании моделей портфолио обучающегося и профессионально-педагогических кейсов тренеров-преподавателей по регби.

Список использованной литературы:

1. Свинаренко В.Г., Козырева О.А. Научное исследование по педагогике в структуре вузовского и дополнительного образования: учеб. пособ. для пед. вузов и системы ДПО. М.: НИЯУ МИФИ, 2014. 92с. ISBN 978-5-7262-2006-2.

2. Козырева О.А. Контрольно-измерительные материалы курса «Введение в педагогическую деятельность»:учеб.-метод. пособ. для студ.-бакал.напр. подг. «050100-Пед. образ.», профиля-«Физ. культ.». Новокузнецк: КузГПА,2013. 55 с.

3. Козырева О.А. Контрольно-измерительные материалы курса «История педагогики и образования»: учеб.-метод. пособ. для студ.-бакал. напр. подг. «050100-Пед.образ.», профиля-«Физ. культ.». Новокузнецк: КузГПА,2013. 45 с.

4. Козырева О.А. Контрольно-измерительные материалы курса «Методика воспитательной работы»: учеб.-метод. пособ. для студ.-бакал. напр. подг. «050100-Пед.образ.», профиля-«Физ.культ.». Новокузнецк: КузГПА, 2013. 54с.

5. Козырева О.А. Контрольно-измерительные материалы курса «Практическая педагогика»: учеб.-метод. пособ. для

219

международный научный журнал «символ науки»

№5/2015

ISSN 2410-700X

студ.-бакал. напр. подг. «050100-Пед. образ.», профиля - «Физ.культура». Новокузнецк: КузГПА, 2013. 49 с.

6. Козырева О.А. Контрольно-измерительные материалы курса «Теоретическая педагогика»: учеб.-метод. пособ. для студ.-бакал. напр. подг. «050100-Пед. образ.», профиля «Физ.культура». Новокузнецк: КузГПА, 2013. 53 с.

7. Козырева О.А. Контрольно-измерительные материалы курса «Теоретическая педагогика. Нормативноправовое обеспечение образования»: учеб.-мет. пособ. для студ.-бакал. напр. подг. «050100-Пед.образ.». М.: МИФИ, 2014. 52 с.

8. Козырева О.А. Контрольно-измерительные материалы курса «Теоретическая педагогика. Общие основы педагогики»: учеб.-метод. пособ. для студ.-бакал. напр. подг. «050100 - Пед.образование». М. : МИФИ, 2014. 48 с.

9. Козырева О.А. Контрольно-измерительные материалы курса «Теоретическая педагогика. Теория обучения»: учеб.-метод. пособ. для студ.-бакал. направления подготовки «050100 - Пед.образование». М.: МИФИ, 2014. 44 с.

10. Козырева О.А. Контрольно-измерительные материалы курса «Теоретическая педагогика. Управление образовательными системами»: учеб.-метод. пособ. для студ.-бакал. напр. подг. «050100-Пед. образ.». М.: МИФИ, 2014. 56 с.

11. Козырева О.А. Технология системно-педагогического моделирования и качество формирования культуры самостоятельной работы педагогов: теоретический аспект // Europan Soucial Science Jomal. 2014. № 4-1. С.136-142.

12. Козырева О.А. RP-технология педагогического взаимодействия в системе высшего и дополнительного профессионального образования: монография. Новокузнецк: КузГПА: МОУ ДПО ИПК, 2007. 385 с. ISBN 5-85117-239-8.

13. Козырева О.А. Специальная педагогика: учеб. пособ. для студ. пед. вузов спец. «033100-Физ. культура». Новокузнецк : КузГПА, 2010. 114 с.

14. Кошелев А. А., Козырева О. А. Портфолио школьника как результат формирования его культуры самостоятельной работы // Europan Soucial Science Jornal. 2011. №6. С.210-217.

15. Макарова Т.В., Кошелев А.А., Козырева О.А. Культура самостоятельной работы обучающегося: типология, модель // Омский научный вестник. 2014. № 3 (129). С. 128-132.

16. Кошелев А.А., Козырева О.А. Культура самостоятельной работы обучающегося: монография. Новокузнецк : КузГПА, 2012. 113 с.

17. Козырева О.А. Культура самостоятельной работы студентов // Известия Южного федерального университета. Пед. науки. 2007. № 2. С.184-192.

18. Козырева О.А. Культура самостоятельной работы педагога: от определения до продуктов самореализации // Совр. пед. 2014. № 12 (25). С. 97-102.

© В. О. Малышева, 2015

УДК 378.2

Мелкобродова Наталья Владимировна, преподаватель кафедры архитектуры и графики КГСХА им. Т.С. Мальцева, г. Курган, РФ

E-mail: [email protected]

СТРУКТУРНО-СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ ТЕХНИЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ БУДУЩЕГО БАКАЛАВРА

Аннотация

В статье рассматривается структура технических способностей, анализируются особенности технических способностей бакалавра по направлению подготовки «Строительство».

220

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.