международный научный журнал «символ науки»
№5/2015
ISSN 2410-700X
студ.-бакал. напр. подг. «050100-Пед. образ.», профиля - «Физ.культура». Новокузнецк: КузГПА, 2013. 49 с.
6. Козырева О.А. Контрольно-измерительные материалы курса «Теоретическая педагогика»: учеб.-метод. пособ. для студ.-бакал. напр. подг. «050100-Пед. образ.», профиля «Физ.культура». Новокузнецк: КузГПА, 2013. 53 с.
7. Козырева О.А. Контрольно-измерительные материалы курса «Теоретическая педагогика. Нормативноправовое обеспечение образования»: учеб.-мет. пособ. для студ.-бакал. напр. подг. «050100-Пед.образ.». М.: МИФИ, 2014. 52 с.
8. Козырева О.А. Контрольно-измерительные материалы курса «Теоретическая педагогика. Общие основы педагогики»: учеб.-метод. пособ. для студ.-бакал. напр. подг. «050100 - Пед.образование». М. : МИФИ, 2014. 48 с.
9. Козырева О.А. Контрольно-измерительные материалы курса «Теоретическая педагогика. Теория обучения»: учеб.-метод. пособ. для студ.-бакал. направления подготовки «050100 - Пед.образование». М.: МИФИ, 2014. 44 с.
10. Козырева О.А. Контрольно-измерительные материалы курса «Теоретическая педагогика. Управление образовательными системами»: учеб.-метод. пособ. для студ.-бакал. напр. подг. «050100-Пед. образ.». М.: МИФИ, 2014. 56 с.
11. Козырева О.А. Технология системно-педагогического моделирования и качество формирования культуры самостоятельной работы педагогов: теоретический аспект // Europan Soucial Science Jomal. 2014. № 4-1. С.136-142.
12. Козырева О.А. RP-технология педагогического взаимодействия в системе высшего и дополнительного профессионального образования: монография. Новокузнецк: КузГПА: МОУ ДПО ИПК, 2007. 385 с. ISBN 5-85117-239-8.
13. Козырева О.А. Специальная педагогика: учеб. пособ. для студ. пед. вузов спец. «033100-Физ. культура». Новокузнецк : КузГПА, 2010. 114 с.
14. Кошелев А. А., Козырева О. А. Портфолио школьника как результат формирования его культуры самостоятельной работы // Europan Soucial Science Jornal. 2011. №6. С.210-217.
15. Макарова Т.В., Кошелев А.А., Козырева О.А. Культура самостоятельной работы обучающегося: типология, модель // Омский научный вестник. 2014. № 3 (129). С. 128-132.
16. Кошелев А.А., Козырева О.А. Культура самостоятельной работы обучающегося: монография. Новокузнецк : КузГПА, 2012. 113 с.
17. Козырева О.А. Культура самостоятельной работы студентов // Известия Южного федерального университета. Пед. науки. 2007. № 2. С.184-192.
18. Козырева О.А. Культура самостоятельной работы педагога: от определения до продуктов самореализации // Совр. пед. 2014. № 12 (25). С. 97-102.
© В. О. Малышева, 2015
УДК 378.2
Мелкобродова Наталья Владимировна, преподаватель кафедры архитектуры и графики КГСХА им. Т.С. Мальцева, г. Курган, РФ
E-mail: [email protected]
СТРУКТУРНО-СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ ТЕХНИЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ БУДУЩЕГО БАКАЛАВРА
Аннотация
В статье рассматривается структура технических способностей, анализируются особенности технических способностей бакалавра по направлению подготовки «Строительство».
220
международный научный журнал «символ науки»
№5/2015
ISSN 2410-700X
Ключевые слова
Технические способности бакалавра, структура, компонентный состав.
В процессе развития науки и техники совершенствуются технические средства, внедряются современные технологий и новые формы организации производства. Технический прогресс требует повышения технического уровня подготовки бакалавра. Принимая во внимание значимость технических способностей в целостной системе подготовки будущего бакалавра, для поиска эффективных способов их развития в процессе обучения в вузе, необходимо, прежде всего, изучение содержательных характеристик технических способностей.
Под «техническими способностями бакалавра» мы понимаем совокупность свойств функциональных систем, которые способствуют достижению высоких результатов в какой-либо области техники, обладающие специфическими чертами (чертами оперативности), обусловленные узким кругом требований конкретной профессиональной деятельности. В данном определении обращается внимание на оперативный характер технических способностей. Поэтому характеризуя технические способности бакалавра, мы должны судить о них с точки зрения особенностей профессиональной деятельности, в которую они включены. В своем исследовании мы рассматриваем специфику технических способностей бакалавра по направлению подготовки «Строительство».
В анализе технических способностей как сложного свойства, можно выделить структуру, характеризующую их содержательную сторону. В след за М.Г. Давлетшиным в структуре технических способностей выделяем опорные, ведущие и вспомогательные свойства. К ведущим свойствам относятся техническое мышление и пространственное воображение. К опорным свойствам М.Г Давлетшин относит наблюдательность. Проведённый нами анализ работ по проблеме исследования позволил определить, что к опорным свойствам данных способностей также можно отнести зрительную память, составляющую основу для технического мышления и пространственного воображения, а также глазомер, который напрямую связан с технической наблюдательностью как действие в общей структуре процесса наблюдения. Такой компонент, как ручная ловкость, относится к вспомогательным свойствам технических способностей.
Проанализируем компонентный состав технических способностей. Важность анализа заключается в том, что исходя из требований технической деятельности бакалавра по направлению подготовки Строительство» вычленить те специфические особенности, которыми отличаются процессы восприятия, мышления, воображения, памяти и моторики людей, занимающихся в области строительства.
Центральным звеном в системе технических способностей является техническое мышление. Техническое мышление бакалавра по направлению подготовки «Строительство» связано с решением технических задач в различных видах его профессиональной деятельности: в области изыскательской и проектно-конструкторской деятельности (сбор и систематизация информационных данных для проектирования сооружений; расчёт и конструирование деталей, узлов и т.д.); в области производственно-технологической деятельности (обслуживание технологического оборудования, освоение технологических процессов в ходе подготовки строительства, производства строительных материалов, изготовления машин, оборудования и т.д.); в области экспериментальноисследовательской деятельности (изучение и анализ научно-технической информации, систематизация результатов исследований и практических разработок); в области монтажно-наладочной и сервисно-эксплуатационной деятельности (монтаж, наладка, испытания и сдача в эксплуатацию конструкций, инженерных систем; проверка технического состояния строительных объектов и т.д.).
С техническим мышлением неразрывно связано пространственное воображение, как умение мысленно моделировать и создавать зрительные, пространственные образы различных технических объектов или технологических процессов, на основе имеющихся представлений о них. Основным содержанием профессиональной деятельности бакалавра по направлению «Строительство» является оперирование образами воссоздающего и творческого воображения. Так, например, бакалавр до начала проектирования технического объекта, строит в своём воображении его пространственно-зрительный образ. Пространственное воображение также важно для бакалавра, как средство чтения и создания чертежей и схематичных условных изображений, когда требуется по чертежу или схеме представить себе техническое устройство или по описанию воссоздать технологический процесс.
221
международный научный журнал «символ науки»
№5/2015
ISSN 2410-700X
Представления зрительной памяти образуют тот арсенал образов технических объектов, откуда техническое мышление и пространственное воображение черпает основной материал для создания принципиально новых образов технических объектов [1, с.17]. Для бакалавра по направлению подготовки «Строительство» большое значение имеет память не только на образы технических объектов (статичные и динамичные, в собранном и разобранном виде), но и на числовые параметры разного рода, условные символы, поскольку данная профессия связана с обработкой информации в виде системы условных знаков, схематических изображений объектов.
Техническая наблюдательность помогает бакалавру критически воспринимать технические объекты, видеть их недостатки и на этой основе определять задачи по устранению этих недостатков, совершенствованию технических объектов. Кроме того, бакалавр по направлению «Строительство» занимает позицию руководителя общестроительными работами, в его поле зрения находится весьма большой объём технических объектов, рабочих, технологических процессов, поэтому к технической наблюдательности предъявляются высокие требования.
В процессе наблюдения часто требуется умение определить «на глаз» различия в величинах объектов. Данное умение говорит о хорошо развитом глазомере. Выполнение эскизов, технических рисунков существующих или проектируемых технических объектов предполагает работу «от руки» и «на глаз», требует соблюдения пропорционального соотношения основных частей.
В деятельности бакалавра по направлению подготовки «Строительство» имеет место, как ручной труд, так и автоматизированный, в связи с чем, возникает необходимость выполнения как макродвижений, так и микродвижений кисти рук. Например, в области монтажно-наладочной и сервисно-эксплуатационной деятельности при монтаже конструкций, инженерных систем требуется выполнение движений более крупными мышцами рук. Проектно-конструкторская деятельность, предполагающая разработку проектной и технической документации (в ручную или средствами автоматизированного проектирования) осуществляется уже тонкими движениями пальцев.
Таким образом, мы определили структуру, основные компоненты технических способностей и их специфическое содержание, обусловленное требованиями профессии будущего бакалавра по направлению подготовки «Строительство».
Список использованной литературы:
1. Рапацевич Е.С. Формирование технических способностей у школьников: Кн. для учителя. - Мн.: Нар. асвета, 1987. - 96 с.
© Н.В. Мелкобродова, 2015
УДК 81
Пфейфер Любовь Николаевна
Учитель английского языка, МКОУ Сарыбалыкская СОШ
с. Сарыбалык, НСО, РФ liubov71@mail .ru Овсянникова Наталья Николаевна Заместитель директора по воспитательной работе, МБОУ "СОШ № 103" г.Барнаул,
Алтайский край, РФ
ТЕАТРАЛЬНАЯ ПОСТАНОВКА КЛУБА АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА (ВНЕУРОЧНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПО ФГОС)
Аннотация
Внеурочная деятельность по иностранному языку имеет неоценимую значимость в процессе присвоения знаний учеником, так как способствует раскрепощению ребенка при говорении. Ведь ребенок
222