УДК 378.1; 371.3
СПЕЦИФИКА СОЗДАНИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ УСЛОВИЙ ВКЛЮЧЕНИЯ БУДУЩЕГО ПЕДАГОГА В НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКУЮ РАБОТУ
О. А. Козырева
SPECIFICS OF CREATING PEDAGOGICAL CONDITIONS FOR INCLUSION OF FUTURE TEACHERS IN RESEARCH ACTIVITIES
O. A. Kozyreva
В статье описана возможность создания педагогических условий включения будущих педагогов в систему научно-исследовательской деятельности. Теория и практика реализации педагогических условий включения будущих педагогов в систему научно-педагогической работы реализуется через технологию системно-педагогического моделирования (педагогическая технология формирования культуры самостоятельной работы). В работе уточнено понятие «педагогические условия включения будущих педагогов в научно-исследовательскую работу», приведена статистика реализуемых идей в практике подготовки студентов педагогических специальностей.
The paper describes the possibility of creating pedagogical conditions for inclusion of future teachers in research activities. Theory and practice of implementing pedagogical conditions for inclusion of future teachers in scientific and pedagogical work is realized through the technology of systematic pedagogical modeling (educational technology creating a culture of the individual's self-dependent work). The paper clarifies the concept of "inclusion of future teachers in research activities", the statistics of the ideas implemented in practice of training future teachers is provided.
Ключевые слова: педагогические условия, технология системно-педагогического моделирования, культура самостоятельной работы личности, научно-педагогическая работа.
Keywords: pedagogical conditions, technology of systematic pedagogical modeling, culture of the individual's self-dependent work, scientific-pedagogical work.
Современное образование в структуре подготовки педагогов к определению и решению проблемы качественного, своевременного развития личности обучающегося и оптимального выполнения профессионально-трудовых функций педагогов относится с тщательным вниманием, - ведь качество профессионально-педагогического образования настоящего времени напрямую зависит с качеством непрерывного образования будущего. Невозможно недооценить ценность продуктивного становления педагога в реализуемой модели профессионального становления и саморазвития [1 - 26]. В ее структурно-содержательных единицах определяются и будут нами рассмотрены понятия и модели таких педагогически детерминируемых процессов, как «культура самостоятельной работы личности», «продуктивная самореализация личности», «продуктивное развитие личности», «самостоятельная работа студентов», «научно-педагогическое исследование студента-педагога», «педагогические условия», «педагогические условия включения будущего педагога в научно-исследовательскую работу».
Определим понятийный аппарат нашего исследования, выделим критерии и показатели исследования качества включения будущего педагога в научно-исследовательскую работу, сформулируем педагогические условия включения будущего педагога в научно-исследовательскую работу.
Культура самостоятельной работы личности представляет собой продукт непрерывного профессионального образования, визуализируемый в результатах, продуктах и ресурсах саморазвития и самореализации личности, детерминируемых в модели поста-
новки и решения проблемы развития личности и продуцирования, распространения и модификации педагогических средств и объектов культуры, науки, искусства, спорта и пр. направлений антропологически обусловленных моделей социализации и самореализации личности, системно обеспечивающих сохранение общества и уникальность развивающейся личности и ее продуктов жизнедеятельности.
Культура самостоятельной работы личности -процесс своевременного создания организационно-педагогических условий для качественного включения развивающейся личности обучающегося или субъекта профессиональной деятельности в систему непрерывного профессионального образования, определяющую возможности развития личности, качество самосовершенствования и самореализации, детерминированные и измеряемые в соответствии со спецификой нормального распределения способностей и здоровья, требованиями социально-профессиональных и воспитательно-образовательных отношений, условиями мультисредовых и поликультурных норм и возможностей научно-технического прогресса в решении задач фасилитации развития личности, продуктивном самовыражении и самореализации, социально и профессионально верифицируемых и корректируемых в модели развития образования и социально-профессиональных институтов.
Продуктивная самореализация личности - процесс оптимизированного определения личностно, социально и профессионально значимых и реализуемых перспектив создания благ и ценностей, продуктов самовыражения и самоутверждения в рамках детерминируемой проблемы развития личности, включен-
ной в систему и условия непрерывного профессионального образования, регламентирующего качество решения задач и ресурсов развития личности в модели «образование через всю жизнь».
Продуктивное развитие личности - процесс оптимальной постановки и решения противоречий муль-тисредовых и поликультурных отношений, предопределяющих физическое, морально-нравственное и интеллектуальное совершенствование качеств и свойств личности, определяемых через внутриличностные изменения, предопределяющих качество создания продуктов ведущей деятельности и общения, хобби и досуга.
Самостоятельная работа студентов - форма организации педагогического взаимодействия и развития личности студента, определяемая стандартом профессионального образования и оцениваемая в модели той или иной подготовки и профиля современного профессионального образования, регламентирующего качество формирования компетенций и способность личности продуктивно, гибко и своевременно решать задачи развития и саморазвития, самоутверждения и самореализации, взаимодействия и общения.
Научно-педагогическое исследование студента-педагога - одно из направлений научных исследований, специфика которого сводится к постановке проблемы исследования и решения на определенном уровне качества, где объект и предмет исследования непосредственно связаны с педагогическими процессами, реализуемыми в личной практике будущего педагога или системе образования, определяющей возможность продуктивного становления личности будущего педагога через продукты его(ее) научно-педагогических изысков и инноваций.
Педагогические условия - совокупность оптимально выделенных и реализуемых идей и моделей организации педагогически детерминируемого и верифицируемого процесса, построенного в соответствии с возможностями личности обучающегося и педагога, системой требований и норм современного непрерывного образования и профессиональной деятельности, качеством и нюансами реализации идей и практики учета нормального распределения способностей и здоровья в модели здоровьесбережения и гуманизма.
Педагогические условия включения будущего педагога в научно-исследовательскую работу - это совокупность оптимально выделенных ограничений и возможностей построения научно-исследовательской работы с будущими педагогами, обучающимися в системе среднего и высшего профессионально-педагогического образования, реализующего идеи и практику гуманизма и продуктивности в развитии личности как ценности и продукта современной культуры и образования, определяющей в круге своих потребностей постановку и верификацию качества целостного понимания проблемы сохранения и преумножения наследия антропосреды и ноосферы в целом.
Выделим критерии и показатели качества включения будущего педагога в научно-исследовательскую работу:
- критерии качества включения будущего педагога в научно-исследовательскую работу будут пред-
ставлять собой три детерминируемых и реализуемых направления или вида деятельности (самореализации личности):
1) личностный,
2) социальный,
3) профессиональный (профессионально-педагогический);
- показатели качества включения будущего педагога в научно-исследовательскую работу:
а) культура самостоятельной работы личности (преподавателя и студента):
1) высокий уровень сформированности культуры самостоятельной работы личности, определяемый через способность самостоятельно выделять и решать противоречия и задачи в структуре ведущей деятельности и общения, хобби и досуга, отдыха и восстановления организма после определенного класса и вида нагрузок;
2) средний уровень сформированности культуры самостоятельной работы личности, определяемый через легко направляемую и корректирую способность личности будущего педагога решать и уточнять профессионально-педагогические и учебно-образовательные задачи;
3) допустимый уровень сформированности культуры самостоятельной работы личности, определяемый через продукты саморазвития и самореализации личности педагога, качество которых удовлетворяет социально-образовательным нормам и практике решения задач профессионально-педагогической деятельности (выделим к выше перечисленным уровням низкий уровень сформированности культуры самостоятельной работы личности, специфика и возможности продуктов и ресурсов самореализации педагога и обучающегося на котором не удовлетворяет потребностям личности и общества в решении задач развития и преумножения богатств и многообразия форм, методов, условий развития личности в модели ведущей деятельности и общения);
б) индекс Хирша студента-педагога и преподавателя, организующего занятия по педагогике; в) количество научно-педагогических публикаций и качество прохождения педагогической практики.
К средствам педагогических измерений в исследовании отнесем профессионально-педагогические кейсы педагогов, продукты сотрудничества и сотворчества, самореализации и самоутверждения личности будущего педагога.
Сформулируем педагогические условия качественного включения будущего педагога в научно-исследовательскую работу.
1. Готовность социально-образовательного пространства к многомерной, поликультурной постановке и верификации качества решения задач развития личности в модели ведущей деятельности и непрерывного профессионального образования.
2. Создание доступного, качественного инновационного программно-педагогического обеспечения изучения курсов современной педагогики, в структуре которых лежит формирование потребности в культуре самостоятельной работе личности и должный уровень обеспеченности традиционными и новыми информационными ресурсами изучения педагогических дис-
циплин. В структуре каждого изучаемого курса современной педагогики должны быть задания, определяющие возможность продуктивного становления будущего педагога в рамках изучаемой педагогической дисциплины и отражать три направления/вида оценки качества реализуемой деятельности, непосредственно связанной с выделенными критериями оценки:
1) личностный,
2) социальный,
3) профессиональный (профессионально-педагогический).
3. Подготовка педагогов в системе непрерывного профессионального образования к возможности решения задач развития личности и повышения качества современного образования различными видами и формами обучения, определяющими возможности личности обучающегося в контексте его уровня развития и учета модели нормального распределения способностей и здоровья в генеральной выборке -совокупности обучающихся, включенных в целостный педагогический процесс непрерывного профессионального образования.
4. Формирование потребности в здоровом образе жизни и достойном уровне сосуществования и развития, детерминируемых и реализуемых в модели современного трудового права и непрерывного профессионального образования.
5. Внедрения новых моделей, уточнение и оптимизация традиционных моделей стимулирования качественного труда педагогов и реализации условий обновления программно-педагогического обеспечения преподаваемых курсов.
6. Создание условий для позитивного самовыражения личности обучающегося через продукты его социализации и самореализации в различных конкурсах и программах, стимулирующих активность и самостоятельность личности в выборе приоритетов развития и самоутверждения через социально и профессионально востребованные продукты различных направлений антрополого обусловленных ресурсов развития личности и общества - наука, культура, искусство, спорт и пр. К данному направлению можно отнести организуемые научно-практические конференции обучающихся и студентов. Одной из таких реализуемых моделей является модель ежегодной заочной научно-практической конференции обучающихся средних общеобразовательных школ, лицеев, гимназий, детско-юношеских спортивных школ, специали-
зированных детско-юношеских спортивных школ олимпийского резерва «Портфолио как итог формирования культуры самостоятельной работы обучающегося», проводимой в начале мая на факультете физической культуры НФИ КемГУ.
7. Определение потребности будущего педагога в оптимизации возможностей педагогической рефлексии и ситуативного уточнения акметраектории профессионально-педагогического становления.
8. Распространение неустанно пополняемого и оптимально модифицируемого опыта социализации и самореализации личности обучающегося и педагога в рамках программ развития непрерывного профессионального образования, стимулирующего к качественным преобразованиям социально-профессионального опыта и продуктов жизнедеятельности личности и коллектива.
9. Оптимизация резервов функционирования институтов образования и социализации в решении задач государственной политики в области получения образования и оказания образовательных услуг.
В таком понимании необходимо детально уточнить возможности продуктивного изучения каждого изучаемого курса современной педагогики в структуре подготовки педагогов направления «050100.62 -Педагогическое образование» различных профилей подготовки в модели определения качества образования выпускника педагога-бакалавра. Для этого необходимо уточнить программно-педагогическое обеспечение курсов современной педагогики, провести статистический анализ полученных результатов подготовки будущих педагогов в модели обучения и формирования культуры самостоятельной работы личности с использованием технологии системно-педагогического моделирования, фасилитирующей постановку и решение задач развития личности и продуктивного самоутверждения и самореализации в модели ведущей деятельности.
Текущее состояние измерения качества изучения курса «Теоретическая педагогика» будущими педагогами по физической культуре очной формы обучения, реализованное в соответствии с выделенными педагогическими условиями включения будущего педагога в научно-исследовательскую работу, составляет 100 %, т. е. включенность студентов в ресурсы научно-педагогического исследования в 2014 - 2015 уч. года оправдала ожидания проводимого педагогического эксперимента.
Литература
1. Дорофеев М. В., Дорофеева Н. В., Козырева О. А. Возможность и качество моделирования дефиниций и педагогических средств будущими педагогами по ФК как социально-педагогическая проблема // Гуманитарные научные исследования. 2014. № 12-1(40). С. 140 - 143.
2. Дробышев В. В., Похоруков О. Ю. Возможности исследования качества подготовки будущих педагогов по ФК в структуре изучения педагогических дисциплин // Научно-исследовательские публикации. 2014. № 12(16). С. 5 - 10.
3. Дьячков В. А. Особенности организации учебной и научно-исследовательской работы студентов-педагогов по физической культуре // Science Time. 2014. № 2(2). С. 15 - 34.
4. Зубанов В. П., Руденко Е. Н., Шварцкопф Е. Ю. Некоторые особенности социализации и самореализации подростка в структуре занятий футболом // Психология, социология и педагогика. 2014. № 12(39). С. 21 - 23.
5. Козырева О. А. Контрольно-измерительные материалы курса «Введение в педагогическую деятельность»: учебно-методическое пособие для студентов-бакалавров направления подготовки «050100 - Педагогическое образование», профиля - «Физическая культура». Новокузнецк: КузГПА, 2013. 55 с.
6. Козырева О. А. Контрольно-измерительные материалы курса «История педагогики и образования»: учебно-методическое пособие для студентов-бакалавров направления подготовки «050100 - Педагогическое образование», профиля - «Физическая культура». Новокузнецк: КузГПА, 2013. 45 с.
7. Козырева О. А. Контрольно-измерительные материалы курса «Методика воспитательной работы»: учебно-методическое пособие для студентов-бакалавров направления подготовки «050100 - Педагогическое образование», профиля - «Физическая культура». Новокузнецк: КузГПА, 2013. 54 с.
8. Козырева О. А. Контрольно-измерительные материалы курса «Практическая педагогика»: учебно-методическое пособие для студентов-бакалавров направления подготовки «050100 - Педагогическое образование», профиля - «Физическая культура». Новокузнецк: КузГПА, 2013. 49 с.
9. Козырева О. А. Контрольно-измерительные материалы курса «Теоретическая педагогика. Нормативно-правовое обеспечение образования»: учебно-методическое пособие для студентов-бакалавров направления подготовки «050100 - Педагогическое образование». М.: МИФИ, 2014. 52 с.
10. Козырева О. А. Контрольно-измерительные материалы курса «Теоретическая педагогика. Общие основы педагогики»: учебно-методическое пособие для студентов-бакалавров направления подготовки «050100 -Педагогическое образование». М.: МИФИ, 2014. 48 с.
11. Козырева О. А. Контрольно-измерительные материалы курса «Теоретическая педагогика. Теория обучения»: учебно-методическое пособие для студентов-бакалавров направления подготовки «050100 - Педагогическое образование». М.: МИФИ, 2014. 44 с.
12. Козырева О. А. Контрольно-измерительные материалы курса «Теоретическая педагогика. Управление образовательными системами»: учебно-методическое пособие для студентов-бакалавров направления подготовки «050100 - Педагогическое образование». М.: МИФИ, 2014. 56 с.
13. Козырева О. А. Контрольно-измерительные материалы курса «Теоретическая педагогика»: учебно-методическое пособие для студентов-бакалавров направления подготовки «050100 - Педагогическое образование», профиля - «Физическая культура». Новокузнецк: КузГПА, 2013. 53 с.
14. Козырева О. А. Технология системно-педагогического моделирования и качество формирования культуры самостоятельной работы педагогов: теоретический аспект // Europan Souciai Science Jornal. 2014. № 4-1. С. 136 - 142.
15. Козырева О. А. Корпоративная культура педагога как условие и продукт управления качеством подготовки кадров в образовательном учреждении // Современная педагогика. 2014. № 9(22). С. 62 - 73.
16. Козырева О. А. Культура самостоятельной работы педагога: от определения до продуктов самореализации // Современная педагогика. 2014. № 12(25). С. 97 - 102.
17. Козырева О. А. Модели формирования культуры самостоятельной работы в структуре профессиональной деятельности // Современная наука. 2010. № 3. С. 118 - 121.
18. Козырева О. А. Моделирование как средство формирования культуры самостоятельной работы // Профессиональное образование в России и за рубежом. 2010. № 1(2). С. 101 - 110.
19. Козырева О. А. Некоторые аспекты формирования культуры самостоятельной работы будущих педагогов в структуре подготовки к воспитательной работе в школе // Труды Ростовского государственного университета путей сообщения. 2014. № 1. С. 69 - 71.
20. Паршин Ю. А., Шварцкопф Е. Ю., Козырева О. А. Культура самостоятельной работы педагога по физической культуре и его специфика самореализации // Научно-исследовательские публикации. 2014. № 8(12). С. 141 - 145.
21. Редлих С. М., Козырева О. А. Культура самостоятельной работы учителя как вектор самореализации и самосовершенствования личности в педагогической деятельности // Педагогическое образование и наука. 2011. № 11. С. 58 - 65.
22. Редлих С. М., Козырева О. А. Математические и статистические методы в технологии диагностики сформированности культуры самостоятельной работы педагога // Ученые записки Забайкальского государственного гуманитарно-педагогического университета им. Н. Г. Чернышевского. 2011. № 6. С. 40 - 44.
23. Редлих С. М., Козырева О. А. Система принципов формирования культуры самостоятельной работы педагога как механизм реализации условий продуктивного педагогического взаимодействия // Профессиональное образование в России и за рубежом. 2012. № 1(5). С. 27 - 29.
24. Редлих С. М., Козырева О. А. Специфика и результативность формирования культуры самостоятельной работы будущего педагога по ФК как ресурс становления и профессионализма // Педагогическое образование и наука. 2014. № 1. С. 103 - 107.
25. Редлих С. М., Козырева О. А. Современные методы продуктивной педагогики и проблема формирования культуры самостоятельной работы педагога // Профессиональное образование в России и за рубежом. 2011. № 1(3). С. 49 - 62.
26. Свинаренко В. Г., Козырева О. А. Научное исследование по педагогике в структуре вузовского и дополнительного образования: учебное пособие для педагогических вузов и системы дополнительного профессионального образования. М.: НИЯУ МИФИ, 2014. 92 с.
Информация об авторе:
Козырева Ольга Анатольевна - кандидат педагогических наук, доцент Новокузнецкого филиала (института) КемГУ, [email protected].
Olga A. Kozyreva - Candidate of Pedagogics, Assistant Professor at Novokuznetsk Branch Institute of Kemerovo State University.
Статья поступила в редколлегию 30.04.2015 г.