Научная статья на тему 'Моделирование профессионально-педагогического кейса будущими педагогами по ФК в оптимизации ресурсов рефлексии профессионально-педагогической деятельности'

Моделирование профессионально-педагогического кейса будущими педагогами по ФК в оптимизации ресурсов рефлексии профессионально-педагогической деятельности Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
182
30
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ КЕЙС / ОБРАЗОВАНИЕ / КУЛЬТУРА САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ / PROFESSIONAL-PEDAGOGICAL CASE / EDUCATION / CULTURE INDEPENDENT WORK

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Козырева Ольга Анатольевна, Шварцкопф Елена Юрьевна, Елясова Ангелина Александровна

В статье рассматривается возможность моделирования профессионально-педагогического кейса будущими педагогами по ФК в структуре их вузовской подготовки.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Козырева Ольга Анатольевна, Шварцкопф Елена Юрьевна, Елясова Ангелина Александровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Possibilities of research training quality of future teachers for physical culture in the structure of studying of pedagogical discipline Pedagogical science Modeling of professional-pedagogical case study future teachers of physical training in resource optimization reflection of professional-pedagogical activity

The article considers the modeling of professional-pedagogical case study future teachers for physical culture in the structure of their University education.

Текст научной работы на тему «Моделирование профессионально-педагогического кейса будущими педагогами по ФК в оптимизации ресурсов рефлексии профессионально-педагогической деятельности»

УДК 378.1; 371.3

MODELING OF PROFESSIONAL-PEDAGOGICAL CASE STUDY FUTURE TEACHERS OF PHYSICAL TRAINING IN RESOURCE OPTIMIZATION REFLECTION OF PROFESSIONAL-PEDAGOGICAL ACTIVITY

Kozyreva Olga Anatolievna, candidate of Pedagogics, associated professor of the department of Pedagogics, Novokuznetsk filial-institute by Kemerovo State University, Novokuznetsk,

kozireva-oa@ya. ru

Eliasova Angelina Aleksandrovna, student, Novokuznetsk filial-institute by Kemerovo State University, Novokuznetsk, ffk-nauka@ya. ru

Shvartskopf Elena Urievna, lector, Novokuznetsk filial-institute by Kemerovo State University, Novokuznetsk, Shvartskopf-eu@ya.ru

Abstract. The article considers the modeling of professional-pedagogical case study future teachers for physical culture in the structure of their University education.

Keywords: professional-pedagogical case, education, culture independent work.

МОДЕЛИРОВАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОПЕДАГОГИЧЕСКОГО КЕЙСА БУДУЩИМИ ПЕДАГОГАМИ ПО ФК В ОПТИМИЗАЦИИ РЕСУРСОВ РЕФЛЕКСИИ ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Козырева Ольга Анатольевна, кандидат педагогических наук, доцент, Новокузнецкий филиал институт ФГБОУ ВПО «Кемеровский государственный университет»,

kozireva-oa@va. ги

Елясова Ангелина Александровна, студентка, Новокузнецкий филиал институт ФГБОУ ВПО «Кемеровский государственный университет», Пк-паика@уа. ги

Шварцкопф Елена Юрьевна, преподаватель, Новокузнецкий филиал институт ФГБОУ ВПО «Кемеровский государственный университет», Shvartskopf-eu@va.ru

Аннотация. В статье рассматривается возможность моделирования профессионально-педагогического кейса будущими педагогами по ФК в структуре их вузовской подготовки.

Ключевые слова: профессионально-педагогический кейс, образование, культура самостоятельной работы.

Актуальность исследования определяется возможностями и потребностями современного социально-педагогического пространства в постановке и верификации качества подготовки будущих педагогов по физической культуре к продуктивной самореализации и самовыражению, основа которых лежит в качественном формировании культуры самостоятельной работы личности обучающегося и педагога.

Цель исследования - постановка и верификация возможностей продуцирования профессионально-педагогических кейсов в структуре подготовки будущих педагогов по физической культуре.

Рефлексия профессионально-педагогической деятельности педагога по физической культуре представляет собой интерес с позиции и профессиональной педагогики, и истории педагогики, и педагогики спорта.

В нашем случае одной из форм изучения возможностей рефлексии профессионально-педагогической деятельности является профессионально-педагогический кейс, впервые предложенный Л. И. Кундо-зеровой - д.п.н., профессора, впоследствии специфика моделирования профессионально-педагогического кейса была разработана И. А. Г ор-буновой и др. [3], используемого как в Новокузнецком училище олимпийского резерва, так и в Новокузнецком филиале институте ФГБОУ ВПО «Кемеровский государственный университет» на факультете физической культуры.

Попытаемся разобрать структуру и содержание профессионально-педагогического кейса будущего педагога по физической культуре. Первым элементом структуры профессионально-педагогического кейса будущего педагога по физической культуре является направление детерминации и визуализации спортивных достижений, которые были получены за весь период занятия спортом.

Очень важно, чтобы будущие педагоги поняли, что важно не только иметь достаточное количество и качество достижений в данном виде деятельности, но и уметь их анализировать, визуализировать, представлять последовательно, логично, в соответствии со всеми условиями современного воспитательно-образовательного пространства, регламентирующего специфику и возможности гносеолого-герменевтической работы и аксиолого-акмеологическими приоритетами становления личности в спорте как одного из направлений социализации и самореализации.

Второе направление - это учебная работа и научная работа студентов. Данное направление должно быть реализовано у будущих пе-

дагогов по физической культуре в соответствии с реализуемыми программами обучения, требованиями ФГОС, возможностью продуктивного изучения дидактического материала и способностью продуцировать материальные и идеальные средства субъектами образовательного пространства.

Не секрет, что качественное обучение в вузе и спузе всегда располагает личность к продуктивной визуализации результатов рефлексии в портфолио или профессионально-педагогическом кейсе. Если у личности обучающегося или студента вуза нет ни грамот, ни сертификатов, ни дипломов (1, 2, 3 степени), ни любых других документально подтвержденных высот освоения профессиональной или учебной деятельности, следовательно, - это показатель низкого качества обучения и образования, не реализующего идеи гуманизма в общем решении субъектно-средовых противоречий того или иного генеза.

Конечно, нельзя судить о работе студента или обучающегося только по копилке достижений и продуктов научноисследовательской работы, но нельзя и игнорировать тот факт, что, создавая и реализуя условия продуктивного становления личности, личность аутично отрешается от всех способов самоидентификации и самореализации в социально-профессиональном конгломерате целей, ценностей, смыслов, возможностей и ресурсов (это касается тех, кто не может проиллюстрировать свою работу и достижения в данной работе за период обучения в образовательном учреждении).

Кроме того, учебная и научно-исследовательская работа зачастую дополняют друг друга - нельзя представить себе исследователя без основательной базы знаний и компетенций по тому или иному направлению деятельности, также как и нельзя достичь высоты в каком-либо направлении без должных усилий и труда, без постановки и верификации качества осуществляемой деятельности.

Третье направление - педагогическая практика и педагогическое мастерство должно отражать высоты и приоритеты реализуемой деятельности педагога по физической культуре. Так, - за две или три педагогические практики будущий педагог должен попробовать себя в различных направлениях педагогической деятельности, решающей те или иные проблемы, опосредованные перечнем детерминируемых функций педагогического взаимодействия, а также реализованной возможностью продуцирования благ и ценностей в работе педагога по физической культуре с обучающимися и их родителями.

Третье направление в большей степени представлено видеоматериалом, визуализирующем деятельностно-практическую сферу работы педагога по физической культуре в образовательном учреждении.

Совокупность трех направлений и представляют в частном случае профессионально-педагогический кейс педагога по физической культуре в той модели, которая рассматривалась нами [1-6].

Можно представить один из вариантов анализа профессионально-педагогических кейсов на факультете физической культуре Новокузнецкого филиала института ФГБОУ ВПО «Кемеровский государственный университет», в структуре анализа которого вошли работы, сданные студентами в определенный промежуток времени (студенты без свободной формы посещения занятий).

В структуре анализа профессионально-педагогических кейсов педагогов по ФК 2009/2010 уч. года все презентации, которые были проанализированы и выполнены в соответствии с требованиями, предъявляемыми к моделированию профессионально-педагогических кейсов педагогов по физической культуре, в выделенной выборке были наполнены основательно не все направления, а только два направления - «спорт» и «педагогическая практика, мастерство», так направление «учеба, наука» было представлено слишком скромно - не было ни у одного студента ни публикаций, ни сертификатов участников научно-практических конференций, ни участия в конкурсах и смотрах, определяющих первенство в различных номинациях и качествах научно-педагогической работы, в данном направлении были отражены только темы курсовых работ.

Это говорит о том, что научная и научно-педагогическая работа студентов не была организована в соответствии со всеми условиями организации профессионально-педагогической деятельности. Студенты не писали ни рефераты, ни творческие проекты, не писали научные статьи. Очень хорошо была представлена культурно-воспитательная работа, где в различных конкурсах и программах молодежного творчества участвовали будущие педагоги по физической культуре.

В выборке 2012/2013 года профессионально-педагогические презентации «Профессионально-педагогический кейс» были хорошо наполнены все три направления выделяемые в профессиональнопедагогических кейсах. Так, - все презентации (32 чел.) были выполнены на высоком уровне моделирования и анализа.

К сожалению, не все студенты смогли представить свои научные публикации, т.к. данные работы находились еще в печати у 5 человек (это связано с приоритетами изучения педагогических дисциплин и разработанной программой курсов педагогического блока).

Все 32 человека показали высокий уровень выполнения профессионально-педагогической презентации. Выделенные три направления в профессионально-педагогических кейсах были представлены полно, ярко и достаточно, в них у всех были сертификаты, грамоты, награды и отметки поощрения.

В выборке 2013/2014 уч. год выпуска у студентов педагогов по физической культуре (21 человек) отмечался высокий уровень моделирования и оценки профессионально-педагогических кейсов по направлениям «спорт», «наука и учеба», «педагогическая практика».

У генеральной совокупности студентов 2013/2014 учебного года есть научные публикации, написанные в соавторстве с педагогами и единолично. Данная возможность появилась благодаря технологии системно-педагогического моделирования, обеспечивающей планомерный переход от репродуктивных форм и методов обучения к продуктивным, индивидуально и личностно ориентированным.

Данное распределение выделенных условий и специфики продуктивности моделирования профессионально-педагогических кейсов, природа которых содержит продукты сформированности культуры самостоятельной работы педагога, не может быть в идентичном варианте получена в другой выборке, т.к. субъектность и субъективность отношений, условия нормального распределения способностей, требования и возможности, ограничения и приоритеты обуславливают не только последовательность, качество и продукты, но и самочувствие, и здоровье личности, включенной в процесс исследования продуктов и качества рефлексии будущих педагогов в условиях получения высшего профессионально-педагогического образования в образовательном учреждении.

Библиографический указатель:

1. Гайко, М. Е. Профессионально-педагогический кейс как модель и результат сформированности культуры самостоятельной работы и профессионально-педагогической культуры / М. Е. Гайко, О. А. Козырева // Единое образовательное пространство как фактор формирования и воспитания личности: в 2 ч.: матер. V Всеросс. студ. науч.-

практ. конф. 14-15 апр. 2011 г - Рязань: изд-во РГУ ун-та им. С.А. Есенина, 2011. - Ч.2. - С.127-130.

2. Горбунова, И. А. Профессионально-педагогический кейс как средство формирования рефлексии и результат сформированности культуры самостоятельной работы /И. А. Горбунова, М.Е. Гайко, О. А. Козырева // Инновационные технологии в профессиональном образовании: матер. III Всеросс. науч.-метод. конф.: в 2-х т.- Т.2.- Грозный, 2012.- С. 115-118.

3. Горбунова, И. А. Профессионально-педагогический кейс педагога по физической культуре учеб. пособ. / И. А. Горбунова, О. А. Козырева. - Кемерово: КРИПКиПРО, 2012. - 79 с. [+прил. на ЭУЭ]. -ІББК 978-5-7148-0378-9.

4. Козырева, О. А. Продуктивность моделирования профессионально-педагогических кейсов будущими педагогами по ФК в условиях непрерывного профессионального образования /О.А. Козырева, В.П. Зубанов, И. А. Горбунова //Проблемы и перспективы развития образования: матер. V Междун. науч. конфер. - Пермь: Меркурий, 2014. - С. 207-210.

5. Козырева, О. А. Профессионально-педагогический кейс и модели социализации в структуре формирования культуры самостоятельной работы педагога /О. А. Козырева //Художественная педагогика XXI век: опыт, проблемы, инновации: матер. Междун. науч.-практ. конфер. посвящ. 50-летию художественно-графического факультета Курского гос. ун-та 14-15 октября 2010 г. / под ред. Н. К. Шабанова, Т. Д. Прониной. - Курск: Курск. гос. ун-т, 2010. - С.33-39.

6. Редлих, С.М. Профессионально-педагогический кейс как результат самореализации студента педагогического спуза и вуза /С. М. Редлих, И. А. Горбунова, О. А. Козырева //ВІСНИК ЛУГАНСЬКОГО НАЦІОНАЛЬНОГО УНІВЕРСИТЕТУ ІМЕНІ ТАРАСА ШЕВЧЕНКА. ПЕДАГОГІЧНІ НАУКИ. - 2013. - № 5 (264) березень. - Ч. ІІ. - С.207-21

Статья поступила в редакцию 06.07.2014.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.