УДК 378.1; 371.3
MODELING OF PROFESSIONAL-PEDAGOGICAL CASE STUDY FUTURE TEACHERS OF PHYSICAL TRAINING IN RESOURCE OPTIMIZATION REFLECTION OF PROFESSIONAL-PEDAGOGICAL ACTIVITY
Kozyreva Olga Anatolievna, candidate of Pedagogics, associated professor of the department of Pedagogics, Novokuznetsk filial-institute by Kemerovo State University, Novokuznetsk,
kozireva-oa@ya. ru
Eliasova Angelina Aleksandrovna, student, Novokuznetsk filial-institute by Kemerovo State University, Novokuznetsk, ffk-nauka@ya. ru
Shvartskopf Elena Urievna, lector, Novokuznetsk filial-institute by Kemerovo State University, Novokuznetsk, [email protected]
Abstract. The article considers the modeling of professional-pedagogical case study future teachers for physical culture in the structure of their University education.
Keywords: professional-pedagogical case, education, culture independent work.
МОДЕЛИРОВАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОПЕДАГОГИЧЕСКОГО КЕЙСА БУДУЩИМИ ПЕДАГОГАМИ ПО ФК В ОПТИМИЗАЦИИ РЕСУРСОВ РЕФЛЕКСИИ ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Козырева Ольга Анатольевна, кандидат педагогических наук, доцент, Новокузнецкий филиал институт ФГБОУ ВПО «Кемеровский государственный университет»,
kozireva-oa@va. ги
Елясова Ангелина Александровна, студентка, Новокузнецкий филиал институт ФГБОУ ВПО «Кемеровский государственный университет», Пк-паика@уа. ги
Шварцкопф Елена Юрьевна, преподаватель, Новокузнецкий филиал институт ФГБОУ ВПО «Кемеровский государственный университет», [email protected]
Аннотация. В статье рассматривается возможность моделирования профессионально-педагогического кейса будущими педагогами по ФК в структуре их вузовской подготовки.
Ключевые слова: профессионально-педагогический кейс, образование, культура самостоятельной работы.
Актуальность исследования определяется возможностями и потребностями современного социально-педагогического пространства в постановке и верификации качества подготовки будущих педагогов по физической культуре к продуктивной самореализации и самовыражению, основа которых лежит в качественном формировании культуры самостоятельной работы личности обучающегося и педагога.
Цель исследования - постановка и верификация возможностей продуцирования профессионально-педагогических кейсов в структуре подготовки будущих педагогов по физической культуре.
Рефлексия профессионально-педагогической деятельности педагога по физической культуре представляет собой интерес с позиции и профессиональной педагогики, и истории педагогики, и педагогики спорта.
В нашем случае одной из форм изучения возможностей рефлексии профессионально-педагогической деятельности является профессионально-педагогический кейс, впервые предложенный Л. И. Кундо-зеровой - д.п.н., профессора, впоследствии специфика моделирования профессионально-педагогического кейса была разработана И. А. Г ор-буновой и др. [3], используемого как в Новокузнецком училище олимпийского резерва, так и в Новокузнецком филиале институте ФГБОУ ВПО «Кемеровский государственный университет» на факультете физической культуры.
Попытаемся разобрать структуру и содержание профессионально-педагогического кейса будущего педагога по физической культуре. Первым элементом структуры профессионально-педагогического кейса будущего педагога по физической культуре является направление детерминации и визуализации спортивных достижений, которые были получены за весь период занятия спортом.
Очень важно, чтобы будущие педагоги поняли, что важно не только иметь достаточное количество и качество достижений в данном виде деятельности, но и уметь их анализировать, визуализировать, представлять последовательно, логично, в соответствии со всеми условиями современного воспитательно-образовательного пространства, регламентирующего специфику и возможности гносеолого-герменевтической работы и аксиолого-акмеологическими приоритетами становления личности в спорте как одного из направлений социализации и самореализации.
Второе направление - это учебная работа и научная работа студентов. Данное направление должно быть реализовано у будущих пе-
дагогов по физической культуре в соответствии с реализуемыми программами обучения, требованиями ФГОС, возможностью продуктивного изучения дидактического материала и способностью продуцировать материальные и идеальные средства субъектами образовательного пространства.
Не секрет, что качественное обучение в вузе и спузе всегда располагает личность к продуктивной визуализации результатов рефлексии в портфолио или профессионально-педагогическом кейсе. Если у личности обучающегося или студента вуза нет ни грамот, ни сертификатов, ни дипломов (1, 2, 3 степени), ни любых других документально подтвержденных высот освоения профессиональной или учебной деятельности, следовательно, - это показатель низкого качества обучения и образования, не реализующего идеи гуманизма в общем решении субъектно-средовых противоречий того или иного генеза.
Конечно, нельзя судить о работе студента или обучающегося только по копилке достижений и продуктов научноисследовательской работы, но нельзя и игнорировать тот факт, что, создавая и реализуя условия продуктивного становления личности, личность аутично отрешается от всех способов самоидентификации и самореализации в социально-профессиональном конгломерате целей, ценностей, смыслов, возможностей и ресурсов (это касается тех, кто не может проиллюстрировать свою работу и достижения в данной работе за период обучения в образовательном учреждении).
Кроме того, учебная и научно-исследовательская работа зачастую дополняют друг друга - нельзя представить себе исследователя без основательной базы знаний и компетенций по тому или иному направлению деятельности, также как и нельзя достичь высоты в каком-либо направлении без должных усилий и труда, без постановки и верификации качества осуществляемой деятельности.
Третье направление - педагогическая практика и педагогическое мастерство должно отражать высоты и приоритеты реализуемой деятельности педагога по физической культуре. Так, - за две или три педагогические практики будущий педагог должен попробовать себя в различных направлениях педагогической деятельности, решающей те или иные проблемы, опосредованные перечнем детерминируемых функций педагогического взаимодействия, а также реализованной возможностью продуцирования благ и ценностей в работе педагога по физической культуре с обучающимися и их родителями.
Третье направление в большей степени представлено видеоматериалом, визуализирующем деятельностно-практическую сферу работы педагога по физической культуре в образовательном учреждении.
Совокупность трех направлений и представляют в частном случае профессионально-педагогический кейс педагога по физической культуре в той модели, которая рассматривалась нами [1-6].
Можно представить один из вариантов анализа профессионально-педагогических кейсов на факультете физической культуре Новокузнецкого филиала института ФГБОУ ВПО «Кемеровский государственный университет», в структуре анализа которого вошли работы, сданные студентами в определенный промежуток времени (студенты без свободной формы посещения занятий).
В структуре анализа профессионально-педагогических кейсов педагогов по ФК 2009/2010 уч. года все презентации, которые были проанализированы и выполнены в соответствии с требованиями, предъявляемыми к моделированию профессионально-педагогических кейсов педагогов по физической культуре, в выделенной выборке были наполнены основательно не все направления, а только два направления - «спорт» и «педагогическая практика, мастерство», так направление «учеба, наука» было представлено слишком скромно - не было ни у одного студента ни публикаций, ни сертификатов участников научно-практических конференций, ни участия в конкурсах и смотрах, определяющих первенство в различных номинациях и качествах научно-педагогической работы, в данном направлении были отражены только темы курсовых работ.
Это говорит о том, что научная и научно-педагогическая работа студентов не была организована в соответствии со всеми условиями организации профессионально-педагогической деятельности. Студенты не писали ни рефераты, ни творческие проекты, не писали научные статьи. Очень хорошо была представлена культурно-воспитательная работа, где в различных конкурсах и программах молодежного творчества участвовали будущие педагоги по физической культуре.
В выборке 2012/2013 года профессионально-педагогические презентации «Профессионально-педагогический кейс» были хорошо наполнены все три направления выделяемые в профессиональнопедагогических кейсах. Так, - все презентации (32 чел.) были выполнены на высоком уровне моделирования и анализа.
К сожалению, не все студенты смогли представить свои научные публикации, т.к. данные работы находились еще в печати у 5 человек (это связано с приоритетами изучения педагогических дисциплин и разработанной программой курсов педагогического блока).
Все 32 человека показали высокий уровень выполнения профессионально-педагогической презентации. Выделенные три направления в профессионально-педагогических кейсах были представлены полно, ярко и достаточно, в них у всех были сертификаты, грамоты, награды и отметки поощрения.
В выборке 2013/2014 уч. год выпуска у студентов педагогов по физической культуре (21 человек) отмечался высокий уровень моделирования и оценки профессионально-педагогических кейсов по направлениям «спорт», «наука и учеба», «педагогическая практика».
У генеральной совокупности студентов 2013/2014 учебного года есть научные публикации, написанные в соавторстве с педагогами и единолично. Данная возможность появилась благодаря технологии системно-педагогического моделирования, обеспечивающей планомерный переход от репродуктивных форм и методов обучения к продуктивным, индивидуально и личностно ориентированным.
Данное распределение выделенных условий и специфики продуктивности моделирования профессионально-педагогических кейсов, природа которых содержит продукты сформированности культуры самостоятельной работы педагога, не может быть в идентичном варианте получена в другой выборке, т.к. субъектность и субъективность отношений, условия нормального распределения способностей, требования и возможности, ограничения и приоритеты обуславливают не только последовательность, качество и продукты, но и самочувствие, и здоровье личности, включенной в процесс исследования продуктов и качества рефлексии будущих педагогов в условиях получения высшего профессионально-педагогического образования в образовательном учреждении.
Библиографический указатель:
1. Гайко, М. Е. Профессионально-педагогический кейс как модель и результат сформированности культуры самостоятельной работы и профессионально-педагогической культуры / М. Е. Гайко, О. А. Козырева // Единое образовательное пространство как фактор формирования и воспитания личности: в 2 ч.: матер. V Всеросс. студ. науч.-
практ. конф. 14-15 апр. 2011 г - Рязань: изд-во РГУ ун-та им. С.А. Есенина, 2011. - Ч.2. - С.127-130.
2. Горбунова, И. А. Профессионально-педагогический кейс как средство формирования рефлексии и результат сформированности культуры самостоятельной работы /И. А. Горбунова, М.Е. Гайко, О. А. Козырева // Инновационные технологии в профессиональном образовании: матер. III Всеросс. науч.-метод. конф.: в 2-х т.- Т.2.- Грозный, 2012.- С. 115-118.
3. Горбунова, И. А. Профессионально-педагогический кейс педагога по физической культуре учеб. пособ. / И. А. Горбунова, О. А. Козырева. - Кемерово: КРИПКиПРО, 2012. - 79 с. [+прил. на ЭУЭ]. -ІББК 978-5-7148-0378-9.
4. Козырева, О. А. Продуктивность моделирования профессионально-педагогических кейсов будущими педагогами по ФК в условиях непрерывного профессионального образования /О.А. Козырева, В.П. Зубанов, И. А. Горбунова //Проблемы и перспективы развития образования: матер. V Междун. науч. конфер. - Пермь: Меркурий, 2014. - С. 207-210.
5. Козырева, О. А. Профессионально-педагогический кейс и модели социализации в структуре формирования культуры самостоятельной работы педагога /О. А. Козырева //Художественная педагогика XXI век: опыт, проблемы, инновации: матер. Междун. науч.-практ. конфер. посвящ. 50-летию художественно-графического факультета Курского гос. ун-та 14-15 октября 2010 г. / под ред. Н. К. Шабанова, Т. Д. Прониной. - Курск: Курск. гос. ун-т, 2010. - С.33-39.
6. Редлих, С.М. Профессионально-педагогический кейс как результат самореализации студента педагогического спуза и вуза /С. М. Редлих, И. А. Горбунова, О. А. Козырева //ВІСНИК ЛУГАНСЬКОГО НАЦІОНАЛЬНОГО УНІВЕРСИТЕТУ ІМЕНІ ТАРАСА ШЕВЧЕНКА. ПЕДАГОГІЧНІ НАУКИ. - 2013. - № 5 (264) березень. - Ч. ІІ. - С.207-21
Статья поступила в редакцию 06.07.2014.