УДК/ UDC 378.124 : 796 Ю. И. Самсонов, Е. О. Меркушев,
А. И. Платоненко, Е. Ю. Шварцкопф
Y. Samsonov, E. Merkushev,
A. Piatonenko, E. Shvartskopf
ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА КАК РЕЗУЛЬТАТ СТАНОВЛЕНИЯ И САМОРЕАЛИЗАЦИИ ПЕДАГОГА ПО ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ В УСЛОВИЯХ НЕПРЕРЫВНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
PROFESSIONAL PEDAGOGICAL CULTURE AS A RESULT OF FORMATION OF SELF-REALIZATION OF TEACHERS OF PHYSICAL CULTURE IN THE SYSTEM OF CONTINUING PROFESSIONAL EDUCATION
В статье раскрываются особенности формирования и развития профессионально-педагогической культуры педагога по ФК в условиях непрерывного профессионального образования.
The article discovers features of forming and development of professional culture of teachers at real, longing education by models of productive pedagogy in the system of higher professional education.
Ключевые слова: профессионально-педагогическая культура, моделирование, технологии формирования культуры самостоятельной работы.
Keywords: professional pedagogical culture, modelling, technologies of formation of culture of independent work.
Феноменология, специфика, условия и модели формирования профессионально-педагогической культуры определяют систему противоречий мультисредового и по-ликультурного пространства в определении возможностей, потребностей, продуктивности и состоятельности идей и практики гуманноличностного взаимодействия педагога и субъектов социальной среды, включенных в непосредственную и опосредованную деятельность и общение, связанные с воспитанием, обучением, образованием и развитием воспитанников, обучающихся и студентов.
Реформирование системы образования предопределило принятие нового Федерального закона № 273 - ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», в котором, в том числе, определено значимое для нас понятие «профессионально-педагогическая культура» - это результат становления, саморазвития и само-
реализации личности педагога, включенного в систему профессиональных и социальных отношений, в структуре которых уровень сфор-мированности знаний, умений, навыков и компетенций, характеризующих подготовленность к выполнению непосредственной профессионально-педагогической деятельности, определяется потребностями общества, принципами государственной политики и правового регулирования отношений в сфере образования, ценностями гуманизма в широком смысле данного феномена и программно-педагогическим обеспечением дискретных и целостных педагогических процессов.
Под профессионально-педагогической культурой с точки зрения мультисредового подхода будем понимать многомерное образование, которое получается сложением общей культуры, коммуникативной и культуры самостоятельной работы. Специфика продуктов получаемого многомерного образования лежит в поле гуманно-личностных отношений и их следствий, фасилитирующих включение в деятельность и общение субъектов воспитательно-образовательной среды согласно системе ограничений и возможностей, где постулат о нормальном распределении способностей и предпочтений обеспечивает выбор педагогических методов, форм, средств и технологий педагогического взаимодействия, предопределяющих развитие внутреннего мира личности и продуктов включения в среду и деятельность.
Специфика определения способов, методов и форм, а также статистическая обработка получаемых результатов в структуре формирования культуры самостоятельной работы педагога в условиях непрерывного профессионального образования изучена в Кузбасской государственной педагогической академии достаточно
полно [1-4]. Данные специфические способы познания и преобразования объективной реальности приводят к выходу на продуктивный уровень профессионально-педагогической деятельности студентов в согласованной работе со всеми субъектами образовательного пространства от вуза до места работы, предопределяющего получение опыта практической деятельности в различных направлениях будущей и состоявшейся педагогической практики. Данная особенность продуктивного профессионально-педагогического опыта в практике преподавания различных дисциплин в Кузбасской государственной педагогической академии нашла подтверждение в совместных публикациях со студентами [5-11].
Одной из форм педагогической работы является профессионально-педагогическая презентация, которую мы рассматриваем как условие и результат сформированности профессионально-педагогической культуры.
В основе курса «История физической культуры и спорта» лежат знания о предмете и методах физической культуры и спорта, используемые в дальнейшем в курсах «Социальная педагогика», «Социология», «Экономика и менеджмент ФК» и пр.
Предметно-педагогические презентации создаются по итогам педагогических практик за III, IV, V курсы (специалитет), III и IV курсы (бакалавриат), на занятиях по всем учебным предметам и дисциплинам, а также для выступлений на научно-практических конференциях. За 2011/12 учебный год количество публикаций студентов и слушателей ФПП в соавторстве с педагогами факультета физической культуры Кузбасской государственной педагогической академии составило 140.
Предметно-педагогические презентации имеют характер воспитательной, организационной (паспорт школы), социально-педагогической, досуговой, спортивно-оздоровительной, библиографической, культурно-массовой и прочей работы и включают профессиональнопедагогические кейсы (предложенные впервые Л. И. Кундозеровой [16], дополненные прак-тико-методическим обеспечением И. А. Горбуновой и О. А. Козыревой [17]), электронные учебники, моделируемые студентами под руководством педагогов Кузбасской государственной педагогической академии.
Предметно-педагогическая презентация -продукт ресурсно-результативной деятельности педагога, включенного в систему изучения социально-педагогического наследия микро-, мезо-, макро- и мегасред, трансформацию изу-
ченного в социально-педагогический опыт, а также в продукт моделирования, формы представления которых могут сводиться к мультимедийным и гипертекстовым отчетам; электронным, гипертекстовым, компьютерным, компьютеризированным учебникам; карточнослайдовым докладам и презентациям, электронным портфолио и профессионально-педагогическим кейсам и пр.
Паспорт школы - это целостная характеристика учебного заведения, состоящая из истории учебного заведения, которую можно условно отнести в раздел «История школы в фактах и лицах»; организационно-педагогических характеристик заведения - устав, принципы, гимн, флаг и пр.; взаимодействия с другими учреждениями.
Паспорт школы обычно студенты выполняют в форме презентации в программе Microsoft PowerPoint, иногда - в Microsoft Word. Детализация задания по изучению истории школы, выносимого на педагогической практике третьего курса в предметно-педагогической презентации «Паспорт школы», систематизирует у студентов представление о единстве изучаемых педагогических дисциплин и создает предпосылки для качественного формирования спектра компетенций, фасилитирующих включение будущих педагогов в их профессиональную деятельность.
Метод профессионально-педагогических кейсов - это метод исследования и рефлексии, в ходе которого студент готовит по итогам социально-педагогического взаимодействия за период обучения в вузе презентацию, выполненную средствами моделирования электронных презентаций (хотя возможен и классический альбомный вариант ее моделирования).
Функционально-педагогические особенности профессионально-педагогического кейса - это создание и реализация условий для осознанного восприятия и отражения профессионально-педагогических компетенций, обеспечивающих формирование и развитие личности будущего педагога.
Факультет физической культуры в Кузбасской государственной педагогической академии - единственный факультет, студенты которого в полном составе в структуре профессионально-педагогического кейса отражают имеющиеся многочисленные результаты, личные и групповые заслуги в трех номинациях: 1) спорт и ФК, 2) учеба и научная работа, 3) профессионально-педагогическая и/или социально-педагогическая работа. Кроме того, совместная практика социологического генеза
100
Профессиональное образование в России и за рубежом 2 (10) 2013
и истории физической культуры и спорта определяют и высокий уровень написания и защиты выпускных квалификационных работ, в структуре которых появляются ссылки на личные публикации - это публикации статей и в электронных журналах («Вестник КузГПА» - vestnik. kuzspa.ru), и в журналах, публикующих статьи молодых педагогов-исследователей и практиков («Молодой ученый» - moluch.ru), и в сборниках международных и всероссийских конференций. Наиболее часты публикации студентов КузГПА, занимающихся хоккеем, легкой атлетикой, регби, футболом, волейболом, баскетболом, спортивной гимнастикой и пр. Это связано с планомерной и целенаправленной, комплексной и полисистемной работой педагогов, тренеров и самих студентов, включенных в среду профессионально-педагогических отношений, реализующей идеи гуманизма и толерантности, здорового образа жизни, социализации и самореализации, саморазвития и самосовершенствования личности в структуре ведущей деятельности и общения.
Результат сформированности профессионально-педагогической культуры педагога по ФК определяется не только количеством и качеством публикаций студентов, но и гибкой, управляемой, условно бесконфликтной работой педагогов и студентов факультета в рамках реализации стандарта образования и в студенческой культурно-досуговой работе: мероприятия «Студенческая весна», КВН, «Благотворительный марафон», «Межвузовская спартакиада» и пр.
Педагогики и студенты, обучавшиеся в Кузбасской государственной педагогической академии, оставляют свои отзывы на сайте, которые можно просмотреть и сделать вывод о высоком уровне сформированности профессионально-педагогической культуры педагогов по ФК.
Кроме того, студенты моделируют электронные учебники по разделам современной педагогики, о результатах своей научно-педагогической деятельности докладывают на конференциях [14].
Можно составить карту анализа результатов сформированности профессионально-педагогической культуры студента-педагога по ФК как аналог диагностики сформированности культуры самостоятельной работы педагога [3], иллюстрирующую возможности и результаты сформированности профессиональнопедагогической культуры педагога по ФК. Для этого введем несколько понятий. Qfk - вес достижений, сформированных знаний, умений,
навыков, компетенций, определяемых ФГОС специальности личностными и юридическими основами (ФЗ № 273 «Об образовании в Российской Федерации»), Qnr - вес учебных и научно-методических достижений, Qpr-r - вес профессионально-педагогических достижений, определяемых результатами проведенных мероприятий, индивидуальной работы с обучающимися/студентами и работы с родителями или лицами, заменяющими их.
Qfk можно легко определять с использованием отношения к максимальному баллу семестра - это количество экзаменов, умноженное на 5, суммированное с количеством зачетом, умноженное на 3, после чего суммируются все оценки по экзаменам и добавляется количество зачетов, умноженное на 3, затем находится отношение последнего к первому и записывается или в процентной, или в дробной, единичной форме записи результатов. Можно выделить другое, более простое выявление Qfk -как 1, если студент обучается без «троек», и 0, если студент имеет оценки «три». Остановимся в нашей практике на последнем способе вычисления веса Qfk.
Qnr определяется как сумма достижений в научно-исследовательской и научно-методической работе студента, в простейшем случае это 1 - если данные достижения есть, и 0 -если их нет.
Qpr-r определяется как 1, если успешность педагогической деятельности с точки зрения наличия продуктов и положительного общения имела место быть, и как 0, если данного не наблюдалось из-за несформированной потребности в профессионально-педагогической работе.
Итак, вес сформированности профессионально-педагогической культуры (ППК) - QППК может быть вычислен с помощью формулы (1).
QППК= Qfk + Q + Q (1)
ППК fk пг рг-г *
Успешное формирование QППК определяется спецификой организации педагогического взаимодействия со студентами, их уровнем сформированности общей, коммуникативной культуры и культуры самостоятельной работы, фасилитирующей нивелирование проблем в нулевых результатах Qfk, Qnr и Qpr-r.
Три составляющих Qfk, Qnr и Qpr-r в структуре формирования QППК при геометрическом преобразовании результатов сформированности профессионально-педагогической культуры представляют собой координаты результирующего вектора, определяющего уровень достижений педагога и его позицию в иерархии полисистемного преобразования внутренне-
го мира личности и способов преобразования внешней среды (в том числе субъектного гене-за - возможность управлять группой, объединением, коллективом и пр.).
Карту анализа результатов сформированности профессионально-педагогической культуры студента-педагога по ФК можно представить в таблице.
Карта анализа результатов сформированности профессиональнопедагогической культуры студента-педагога по ФК
Показатели достижений і курс іі курс ііі курс W курс
Qfk
Qnr
Q pr-r
Q ППК
1. Редлих С. М., Козырева О. А. Современные методы продуктивной педагогики и проблема формирования культуры самостоятельной работы педагога // Профессиональное образование в России и за рубежом. - 2011. -№1 (3). - С. 49-62.
2. Редлих С. М., Козырева О. А. Культура самостоятельной работы учителя как вектор самореализации и самосовершенствования личности в педагогической деятельности // Педагогическое образование и наука. -
2011. - № 11. - С. 58-65.
3. Редлих С. М., Козырева О. А. Математические и статистические методы в технологии диагностики сформиро-ванности культуры самостоятельной работы педагога // Ученые записки Забайкальского государственного гуманитарно-педагогического университета им. Н. Г. Чернышевского. - 2011. - № 6. - С. 40-44.
4. Редлих С. М., Козырева О. А. Система принципов формирования культуры самостоятельной работы педагога как механизм реализации условий продуктивного педагогического взаимодействия // Профессиональное образование в России и за рубежом. - 2012. - №1 (5). - С. 27-29.
5. Взаимосвязь моделей формирования профессионально-педагогической культуры и культуры самостоятельной работы педагога в структуре реализации полиси-стемного подхода / О. П. Алексеева, Н. В. Дорофеева, О. А. Козырева и др. // Подготовка конкурентоспособных выпускников профессиональных образовательных учреждений : мат-лы Междунар. науч.-практ. конф. - Новокузнецк,
2012. - С. 8-16.
6. Амосова В. В., Зубанов В. П., Козырева О. А. Моделирование предметно-педагогических презентаций как механизм формирования культуры самостоятельной работы педагогов по физической культуре // Теория и практика образования в современном мире: мат-лы Междунар. заоч. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, февраль 2012 г.). Т. 2. / под общ. ред. Г. Д. Ахметовой. - СПб.: Реноме, 2012. - С. 301-303.
7. Ведяпин К. С., Зубанов В. П., Козырева О. А. Дефиниции и возможности профессионально-педагогической самореализации в контексте формирования культуры самостоятельной работы педагога по физической культуре // Непрерывное профессиональное образование: проблемы, перспективы, опыт международного сотрудничества: мат-лы межвуз. науч.-метод. конф. с междунар. участием.
- Благовещенск: Изд-во БГПУ, 2012. - С. 158-161.
8. Особенности и проблема социализации и самореализации подростков, занимающихся хоккеем / В. П. Зубанов и др. // Педагогическое мастерство: мат-лы Междунар. заочн. научн. конф. (г. Москва, апрель 2012 г.) : в 2 ч. Ч. 1. - М. : Буки-Веди, 2012. - С. 87-90.
9. Зубанов В. П., Козырева О. А., Гайко М. Е. Особенности планирования и организации продуктивной деятельности студентов-педагогов по физической культуре в вузе и спузе // Непрерывное профессиональное образование: проблемы, перспективы, опыт международного сотрудничества: мат-лы межвуз. науч.-метод. конф. с междунар. участием. - Благовещенск: Изд-во БГПУ, 2012. - С. 50-54.
10. Зубанов В. П., Вавилина Е. Ю., Козырева О. А. Особенности самореализации девушек в волейболе // Психо-лого-педагогические и медико-биологические проблемы физической культуры, спорта, туризма и олимпизма : инновации и перспективы развития : мат-лы Междунар. науч.-практ. конф., посвященной 15-летию факультета физической культуры и спорта : в 3 ч. Ч. 1. - Челябинск: Изд-во ЮУрГУ, 2011. - С. 101-104.
11. Зубанов В. П., Макринский И. С., Козырева О. А. Особенности самореализации и самосовершенствования студентов в баскетболе // Проблемы и перспективы развития образования : Междунар. заоч. науч.-практ. конф. -Пермь, 2011. - Т. 2. - С. 92-95.
12. Особенности социализации, саморазвития и самореализации девушек в легкой атлетике / Н. В. Логачева и др. // Актуальные вопросы современной педагогики (II): мат-лы Междунар. заоч. науч. конф. (г. Уфа, июль 2012 г.).
- Уфа: Лето, 2012. - С. 14-18.
13. Возможности изучения особенностей организации педагогического взаимодействия у будущих педагогов по ФК / М. В. Семиколенов и др. // Подготовка конкурентоспособных выпускников профессиональных образовательных учреждений : мат-лы Междунар. науч.-практ. конф.
- Новокузнецк, 2012. - С. 179-186.
14. Возможности и структура электронного учебника «Социальная педагогика» в системе обучения и самообучения в педагогическом вузе / Р. С. Топаков и др. // Актуальные вопросы современной педагогики (II): мат-лы Междунар. заоч. науч. конф. (г. Уфа, июль 2012 г.). - Уфа: Лето,
2012. - С. 154-157.
15. Культура самостоятельной работы педагога по физической культуре в структуре успешности профессионально-педагогической деятельности / И. И. Щербакова и др. // Актуальные вопросы современной педагогики (II): мат-лы Междунар. заоч. науч. конф. (г. Уфа, июль 2012 г.).
- Уфа: Лето, 2012. - С. 160-163.
16. Кундозерова Л. И., Козырева О. А., Михальцова Л. Ф. Педагогическая практика: программно-педагогическое обеспечение для студентов специальности 033100 -«Физическая культура» (педагогический компонент) : учебное пособие. - Новокузнецк : КузГПА, 2008. - 65 с.
17. Горбунова И. А., Козырева О. А. Профессиональнопедагогический кейс педагога по физической культуре :учеб-ное пособие. - Кемерово : изд-во КРИПКиПРО, 2012. - 79 с.
1G2
Профессиональное образование в России и за рубежом 2 (10) 2013