Научная статья на тему 'Моделирование предметно-педагогических презентаций в структуре педагогических дисциплин как результат и ресурс формирования культуры самостоятельной работы педагога по физической культуре'

Моделирование предметно-педагогических презентаций в структуре педагогических дисциплин как результат и ресурс формирования культуры самостоятельной работы педагога по физической культуре Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
551
37
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Концепт
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / КОНСТРУКТОР ПРИНЦИПОВ / КУЛЬТУРА САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ / ЛИЧНОСТЬ БУДУЩЕГО ПЕДАГОГА / МОДЕЛИРОВАНИЕ / ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ / ПРЕДМЕТНО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРЕЗЕНТАЦИЯ / ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА / САМОРЕАЛИЗАЦИЯ / САМОСОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ / СИСТЕМА ПРИНЦИПОВ / УПРАВЛЕНИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКИМ КОЛЛЕКТИВОМ / УПРАВЛЕНИЕ УЧЕНИЧЕСКИМ КОЛЛЕКТИВОМ / ACTIVITY / CONSTRUCTOR OF PRINCIPLES / FORMING OF SELF-DEPENDENT LIVING ACTIVITIES CULTURE / MODELING / PEDAGOGICAL INTERACTIONS / PERSONALITY OF THE FUTURE TEACHER / PROFESSIONAL CULTURE OF PEDAGOGUES / RESOURCE-PEDAGOGICAL PRESENTATION / SELF-FORMING / SELF-REALIZATION / STUDENT CLASS MANAGEMENT / SYSTEM OF PRINCIPLES / TEACHER STUFF MANAGEMENT

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Чурин Никита Андреевич, Филиппова Юлия Олеговна, Козырева Ольга Анатольевна

В статье раскрываются особенности и специфика моделирования предметно-педагогических презентаций будущими педагогами по физической культуре в структуре изучения педагогических дисциплин. В контексте идей продуктивной педагогики описывается модель педагогического взаимодействия, построенная на основе технологии системно-педагогического взаимодействия. Реализация условий включения личности будущего педагога в структуру научно-педагогической, методико-методологической, предметно-досуговой деятельности осуществляется попредметно, т. е. в каждой дисциплине педагогического знания осуществляется процесс включения личности педагога в различные функционально обусловленные ее виды. Делается вывод о том, что деятельностная включенность педагога в различные ее направления и виды предопределяет качество, уровень и модель сформированности культуры самостоятельной работы и, как следствие, профессионально-педагогической культуры, определяющейся, так же как и культура самостоятельной работы, через продукты профессионально-педагогической деятельности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Чурин Никита Андреевич, Филиппова Юлия Олеговна, Козырева Ольга Анатольевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Modeling object-pedagogical presentations in the structure of pedagogical disciplines as a result and the resource for the formation of culture of independent work of the teacher of physical culture

The article is focused on the specific aspects of the modeling of pedagogical interaction resource-pedagogical presentation within the wide range of university courses. The model of pedagogical interaction that creates the environment favorable for including the future teacher in the process of multiple activities is also described. It is argued that the quality of the future teacher inclusion in different types of scientific and pedagogical activities defines the level of his self-dependent living activities culture.

Текст научной работы на тему «Моделирование предметно-педагогических презентаций в структуре педагогических дисциплин как результат и ресурс формирования культуры самостоятельной работы педагога по физической культуре»

КОНЦЕПТ

научно-методический электронный журнал ART 14081 УДК 378.147

Чурин Никита Андреевич,

студент ФГБОУ ВПО «Кузбасская г. Новокузнецк

Чурин Н. А., Филиппова Ю. О., Козырева О. А. Моделирование предметно-педагогических презентаций в структуре педагогических дисциплин как результат и ресурс формирования культуры самостоятельной работы педагога по физической культуре // Концепт. -2014. - № 04 (апрель). - ART 14081. - 0,7 п. л. - URL: http://e-koncept.ru/2014/14081.htm. - Гос. рег. Эл № ФС 77-49965. - ISSN 2304-120X.

государственная педагогическая академия»,

Филиппова Юлия Олеговна,

студентка ФГБОУ ВПО «Кузбасская государственная педагогическая академия», г. Новокузнецк

Козырева Ольга Анатольевна,

кандидат экономических наук, доцент ФГБОУ ВПО ««Кузбасская государственная

педагогическая академия», г. Новокузнецк

[email protected]

Моделирование предметно-педагогических презентаций в структуре педагогических дисциплин как результат и ресурс формирования

культуры самостоятельной работы педагога по физической культуре

Аннотация. В статье раскрываются особенности и специфика моделирования предметно-педагогических презентаций будущими педагогами по физической культуре в структуре изучения педагогических дисциплин. В контексте идей продуктивной педагогики описывается модель педагогического взаимодействия, построенная на основе технологии системно-педагогического взаимодействия. Реализация условий включения личности будущего педагога в структуру научно-педагогической, методико-методологической, предметно-досуговой деятельности осуществляется попредметно, т. е. в каждой дисциплине педагогического знания осуществляется процесс включения личности педагога в различные функционально обусловленные ее виды. Делается вывод о том, что деятельностная включенность педагога в различные ее направления и виды предопределяет качество, уровень и модель сформированности культуры самостоятельной работы и, как следствие, профессионально-педагогической культуры, определяющейся, так же как и культура самостоятельной работы, через продукты профессионально-педагогической деятельности.

Ключевые слова: моделирование, педагогическое взаимодействие, предметно-педагогическая презентация, система принципов, управление педагогическим коллективом, управление ученическим коллективом, конструктор принципов, самореализация, самосовершенствование, культура самостоятельной работы, профессионально-педагогическая культура, деятельность, личность будущего педагога. Раздел: (1) педагогика; история педагогики и образования; теория и методика обучения и воспитания (по предметным областям).

Практика педагогической науки создает условия для создания и внедрения педагогических инноваций в широкие круги педагогического сообщества, не оставляющего без внимания ни одной проблемы современного воспитательного-образовательного, киберсоциального, культурно-исторического пространств, создающих и реализующих условия для полноценного сосуществования различных социальных групп и субъектов-носителей культуры, профессии, идеалов различных верований и учений.

Не секрет, что современные ресурсы развития научно-технического прогресса ставят педагога в условия неустанного поиска новых педагогических средств, фаси-литирующих изучение, демонстрацию и контроль различных достижений развиваю-

f\j ■Л f\j

КОНЦЕПТ

Чурин Н. А., Филиппова Ю. О., Козырева О. А. Моделирование предметно-педагогических презентаций в структуре педагогических дисциплин как результат и ресурс формирования культуры самостоятельной работы педагога по физической культуре // Концепт. 2014. - № 04 (апрель). - ART 14081. - 0,7 п. л. - URL: ART 14081 УДК 378.147 http://e-koncept.ru/2014/14081.htm. - Гос. рег.

Эл № ФС 77-49965. - ISSN 2304-120Х.

щейся личности, включенной в систему постановки и решения субъектно-средовых противоречий современного непрерывного профессионального образования.

Одним из таких достижений в ресурсах НТП, педагогической практики и профессионально-педагогических разработок являются предметно-педагогические презентации.

Нами определенное понятие «предметно-педагогическая презентация» полидефинитно - представим определение, которое будем использовать в работе: совокупность визуальных элементов, соединенных в единый продукт педагогической деятельности, моделированный и верифицированный в соответствии с целью, условиями, формами, принципами, ресурсами, методами и средствами педагогической деятельности и общения, где традиционные и новые информационные аспекты накопления, трансформации, детализации, реконструкции, ретрансляции, применения и обновления информации согласованно определяют последовательности и приоритеты создания и использования получаемого результата педагогической и профессионально-педагогической практики в решении субъектно-средовых противоречий в микро-, мезо-, макро- и мегасредах.

Предметно-педагогические презентации в структуре изучения современных разделов педагогики по программам специалитета и бакалавриата будущими педагогами представляют интерес с позиции накопления знаний студентами, подготовки их к демонстрации средствами новых информационных технологий и современного программного обеспечения, а также визуального, объективного определения степени и возможностей изучаемого материала в микро-, мезо- и макросредах образовательного, учебно-воспитательного, воспитательно-образовательного, свободного культурно-образовательного пространства, обеспечивающих определенный уровень качества моделирования педагогической инновации и дальнейшую ее судьбу в копилке дидактико-гносеологического знания.

Предметно-педагогические презентации объективно улучшают процесс усвоения изучаемого материала тем контингентом обучающихся, студентов и слушателей, которые, согласно специфике нормального распределения, ставят перед собой задачи или принимают задачи педагога в качественном или продуктивном освоении содержания изучаемого предмета или дисциплины.

Попытаемся уточнить требования, предъявляемые к моделированию предметно-педагогических презентаций [1], определяемых в соответствии с потребностями и возможностями образовательной среды и субъектов образовательного учреждения.

1) Общепедагогические. При создании любого продукта современной педагогической теории и практики в структуре реализации идей и моделей, концепций и условий, технологий и методов, средств и приемов необходимо учитывать специфику категориального аппарата педагогики как науки. К современным категориям педагогического знания относят воспитание, обучение, образование, развитие, социализацию, адаптацию, просвещение, формирование, становление, самоопределение, самоидентификацию, самовоспитание, самообучение, самообразование, саморазвитие, самореализацию, самосовершенствование и пр. [2] В рамках выделяемых категорий и происходит постановка той или иной задачи, выявление того или иного противоречия, которые способствуют верификации социально-педагогического знания и детализации его в модели предметно-педагогической презентации, фасилитирующей усвоение определенного объема знаний или культурологически обусловленного пласта социального опыта и в современных условиях модифицируемых компетенций. Категориальное знание связано между собой, оно объединяется в таком феномене, как педагогическое взаимодействие или, в более узком его проявлении, целостном педагогическом процессе.

«vi О nj

КОНЦЕПТ

Чурин Н. А., Филиппова Ю. О., Козырева О. А. Моделирование предметно-педагогических презентаций в структуре педагогических дисциплин как результат и ресурс формирования культуры самостоятельной работы педагога по физической культуре // Концепт. 2014. - № 04 (апрель). - ART 14081. - 0,7 п. л. - URL: ART 14081 УДК 378.147 http://e-koncept.ru/2014/14081.htm. - Гос. рег.

Эл № ФС 77-49965. - ISSN 2304-120Х.

В структуре общепедагогического знания также особое внимание уделяется методологии и методам исследования педагогической науки, позволяющим отразить выбор специфики, особенности постановки и приоритеты решения выявленных, сформулированных и заявленных противоречий ситуативного, субъектного, средово-го и прочих генезов в контексте законодательной политики современного образования, идей гуманизма и гуманитаризации, прагматизма и здоровьесбережения, продуктивности и конкурентоспособности практики работы учителя и педагога, мастера и тренера-преподавателя.

Кроме того, общая и частные структуры исследования предопределяют качество и вариативность идей и концепций научных исследований в педагогике как области научного знания, где субъектность и субъективность предопределяют выбор и исход заявленных характеристик, широту действия педагогических условий, качество и востребованность системно-педагогического и педагогического моделирования, сводимых к продуктам педагогического знания и дидактико-гносеологических новообразований, которые, в свою очередь, влияют на процесс и качество формирования общей культуры, культуры самостоятельной работы, информационной культуры, профессионально-педагогической культуры.

Таким образом, общепедагогические требования сводятся к соблюдению норм и правил, традиций и специфики преемственности знания в структуре дисциплин, образовательных учреждений, государственно-региональной, нормативно-правовой, экономико-социальной политики в области моделирования и апробации педагогических инноваций и дидактических разработок, обеспечивающих оптимальное усвоение социального и предметного знания субъектом обучения и образования как будущих форм в его своевременной адаптации и востребованности в микро-, мезо-, макро- и мегагрупповых отношениях и последующих способах и результатах создания продуктов ведущей деятельности.

Общепедагогические требования - это требования соблюдения основ педагогического знания, распространяемого на все частные предметные области педагогической практики, результаты которого определяются в качественном или продуктивном усвоении социального (образовательного) опыта, включении личности в систему своевременных полисубъектных отношений, ресурсов самореализации и самосовершенствования, управления качеством организуемого педагогически обусловленного процесса и, как следствие, условия непрерывного профессионального образования.

2) Гносеолого-герменевтические и дидактико-информационные. Гносеология как теория познания и герменевтика как практика разъяснения в поле информационных и дидактических ресурсов предопределяют специфические нижнюю и верхнюю границы познания, непосредственно связанные с качеством и количеством изучаемого материала, возможностью его визуализации и структурирования, сворачивания и разворачивания, упрощения и детализации.

Любой активный пересказ и субъектно ориентированный перифраз решают ряд проблем субъектного и средового генеза в понимании изучаемого и ретранслируемого материала, его качественно-количественного состава, сложности, удобочитаемости, благозвучия, структурированности, ясности, логичности, связи с жизнью и практикой и пр.

Представление информации в логически точном, грамотно определенном содержании и сообразной форме представления - одно из наиболее важных условий в структуре моделирования предметно-педагогических презентаций. Если ко всему прочему добавить биографический контекст накопления данных в нескольких номи-

ru Q м

КОНЦЕПТ

Чурин Н. А., Филиппова Ю. О., Козырева О. А. Моделирование предметно-педагогических презентаций в структуре педагогических дисциплин как результат и ресурс формирования культуры самостоятельной работы педагога по физической культуре // Концепт. 2014. - № 04 (апрель). - ART 14081. - 0,7 п. л. - URL: ART 14081 УДК 378.147 http://e-koncept.ru/2014/14081.htm. - Гос. рег.

Эл № ФС 77-49965. - ISSN 2304-120Х.

нациях (направлениях), то такой предметно-педагогической презентацией может быть профессионально-педагогический кейс [3-5]. Так объясняется практика логически, ситуативно и авторски отражать идеи и возможности самореализации и самосовершенствования будущего педагога по ФК, в общем случае относимых к самопрезентациям. Такого рода презентации представляют интерес в следующих формах предметно-педагогических презентаций: «Я - профессионал», профессионально-педагогический кейс и прочее, в них с позиции формирования ценностей будущего педагога, выстраивания иерархии заслуг и достижений, способности анализировать и представлять результаты своего будущего профессионального труда и возможности оценивать перспективы своей будущей профессиональной деятельности в выбранном ракурсе педагогического и социально-педагогического взаимодействия отражаются идеи и практики постановки и решения субъектно-средовых противоречий профессиональной самоорганизации, самоопределения, роста мастерства и реконструкции социального и социально-профессионального опыта.

Таким образом, это направление предопределяет выявление и обоснование специфических ограничений, связанных с теорией познания, разъяснения, уточнения, изучения, объяснения знания, накопления, переработки, передачи информации и, как следствие, качества и возможности моделирования предметно-педагогических презентаций как продуктов субъектного и образовательного полей смыслов, ценностей, моделей культуры, отношений, поведения и познания объективного в среде и человеке как ресурсах и продуктах Цивилизации и Культуры, образования и науки, спорта и искусства.

Гносеолого-герменевтические и дидактико-информационные требования - это требования познания и переработки информации в структуре современных представлений о способах и средствах, возможности и качестве, продуктивности и состоятельности педагогических теорий, позволяющих создавать условия для оптимального и продуктивного изучения материала.

3) Эргономико-эстетические. Эргономика в ресурсах оптимизации и приспособления условий взаимодействия в цепочке человек - продукт - среда и специфика ценностей и приоритета прекрасного в продукте налагают ограничения в выборе оптимального представления внешнего и внутреннего материала или продукта, выборе цвета, формы, качества, специфики продукта, речевого стиля самовыражения педагога, включенного в процесс создания продуктов и пополнения ресурсов среды, определяющей и профессиональные, и социальные основы сосуществования; выбора и представления цены и ценности продукта деятельности и общения субъектного и личностного генеза.

Специфика оптимизации расположения материала на слайде и в презентации в целом определяется уникальным пониманием эргономико-эстетических требований, личность педагога, включенная в процесс создания предметно-педагогических презентаций, верифицирует все специфические особенности моделируемого продукта с позиции устойчивости, оптимальности, состоятельности практики, самостоятельности и комфорта в освоении дидактических единиц и программно-педагогического материала.

Таким образом, эргономико-эстетические требования сводятся к соблюдению оптимального, рационального и эстетического отображения историко-культурного и дидактико-гносеологического материала в предметно-педагогической презентации.

4) Субъектно значимые. Каждый человек, и педагог в том числе, вправе определять и отражать свою субъектную позицию, которая в продуктах профессионально-

КОНЦЕПТ

Чурин Н. А., Филиппова Ю. О., Козырева О. А. Моделирование предметно-педагогических презентаций в структуре педагогических дисциплин как результат и ресурс формирования культуры самостоятельной работы педагога по физической культуре // Концепт. 2014. - № 04 (апрель). - ART 14081. - 0,7 п. л. - URL: ART 14081 УДК 378.147 http://e-koncept.ru/2014/14081.htm. - Гос. рег.

Эл № ФС 77-49965. - ISSN 2304-120Х.

педагогического творчества не должна идти в разрез с политикой государства, нормативно-правовой базой современного образования, общечеловеческими ценностями.

В предметно-педагогических презентациях (выбор тематики и формы представления дидактического материала) система отображения смысловых и гносеолого-дидактических единиц определяется в зависимости от уровня обученности, сформи-рованности общеучебных ЗУН и компетенций в согласованном пополнении арсенала профессионально-педагогических средств, методов, технологий и гибкого регулирования всех составных целостной педагогической системы в определении и уточнении принципов, педагогических условий, закономерностей, тенденций и прочих внешних проявлений мультисредового преобразования, связанного с функционированием и развитием педагогической системы, а также исследования и коррекции пространственно-временных и субъектно-личностных значимых и изменяемых единиц, определяющих качество и результат профессионально-педагогической деятельности.

Таким образом, субъектно значимые требования - это представления того или иного субъекта образовательного пространства об уникальности и состоятельности педагогической практики в предметно-педагогической презентации, иллюстрирующей тот или иной пласт знаний и культуры как форм и механизмов накопления опыта и способов преобразования объективного в среде и деятельности.

5) Социально и профессионально определяемые. Среда как основа и результат зарождения и продолжения общественных отношений, определения и уточнения функций и ценностей в продуктах взаимодействия отражает и пополняет все составляющие наследия той или иной культуры в той мере, которую может оплатить и ресурсами антропологического генеза, и ситуативно-этическими дополнениями всех процессов, которые имеют и субъектную, и субъективную характеристики как системы и вектора преобразования среды и человека в поле гуманистической парадигмы образования и воспитания.

Любая профессия налагает ряд ограничений на продуцирование тех или иных качеств и благ - не исключение и педагогическая наука и практика составления предметно-педагогических презентаций, где учтены специфические требования одной из важных профессий любого общества.

Поиск решения акмеологизации ценностей, компетенций, знаний педагога - задача полисредового генеза, специфика решения зависит и от государства, стимулирующего профессиональный рост педагога и материально, и морально, и от среды образовательных учреждений, создающих и реализующих в поиске спрос-предложение вариативный спектр решений нами поставленной задачи, и от самого педагога, являющегося частью мультисреды и определяющего себя в пространстве с позиции норм и ценностей субъектно-личностного генеза, располагающих разнообразными видами и формами отношений, спецификой и качеством преобразований объективного как формы и механизма среды, сохраняющей свою целостность и уникальность.

Таким образом, социально и профессионально определяемые требования сводятся к постановке задачи, выявляющей пространственно-временные, субъектно-средовые и профессионально-педагогические ограничения (противоречия), определяемые в форме различных возможностей и предпочтений того или иного поля или антропологического пространства в микро-, мезо-, макро- и мегамасштабах, располагающих своей уникальной и общей культурой как формой объединения всех позитивных преобразований множества единиц единой системы, описывающей нашу задачу в уточнении и дополнении требований, связанных с разработкой и использованием предметно-педагогических презентаций.

PU г М

КОНЦЕПТ

Чурин Н. А., Филиппова Ю. О., Козырева О. А. Моделирование предметно-педагогических презентаций в структуре педагогических дисциплин как результат и ресурс формирования культуры самостоятельной работы педагога по физической культуре // Концепт. 2014. - № 04 (апрель). - ART 14081. - 0,7 п. л. - URL: ART 14081 УДК 378.147 http://e-koncept.ru/2014/14081.htm. - Гос. рег.

Эл № ФС 77-49965. - ISSN 2304-120Х.

6) Ценностно-смысловые. Человек как ценность и смысл всех антропологически обусловленных преобразований выделяет различные направления сохранения и преумножения богатств, наследия народа и культуры в различных основах и аспектах детерминации, сравнения, гуманистического согласования и взаимодействия. В структуре деятельности эти механизмы и ресурсы имеют пролонгированный характер, итог данной деятельности определяется в период старения личности, в таком контексте если условия и нормы были соблюдены, то личность в период своего пенсионного возраста или нетрудоспособности получает выращенные в полном смысле этого феномена блага и вознаграждения. Если качество деятельности и вклад были низкими, то и ответ в определяемом возрасте не всегда может быть высок, даже в поле гуманизма и антропоцентризма.

Ценности и смыслы определяют и результаты преобразований, и в структуре детализации самих себя как ситуативно, социально, профессионально изменяющихся феноменов и единиц, функций и закономерностей, практик и приоритетов, определяемых и отображаемых в составляющих моделях и полях деятельности отдельной личности и микро-, мезо-, макросред.

В процессе моделирования предметно-педагогических презентаций педагог и студент поставлены в условия формирования внутренней мотивации деятельности и взаимодействия в коллективе, должный уровень требований и уровень притязаний обеспечивает формирование профессионально-педагогической культуры в ресурсах общей и информационной культуры, а также культуры самостоятельной работы.

Все культурологические составляющие являются результатом многовекового опыта нашего многонационального народа и цивилизации в целом.

Ценности и смыслы всех педагогически обусловленных инноваций лежат в поле фасилитации и оптимизации традиционных представлений и форм решения тех или иных субъектно-средовых противоречий.

Попытаемся выделить систему принципов оптимального, продуктивного моделирования предметно-педагогических презентаций:

1. Принцип целостного видения и субъектно-средовой постановки научно-педагогической проблемы:

- принцип научности, наглядности, доступности, последовательности, системности, систематичности, прочности, культуросообразности, природосообразности и своевременности педагогического взаимодействия;

- принцип оптимизации ресурсов, средств, методов, технологий, фасилитиру-ющих процесс включения личности педагога в личностно и социально значимую деятельность;

- принцип единства теории и практики в моделировании педагогических средств;

- принцип учета индивидуальных особенностей личности и условий нормального распределения способностей [6];

- принцип достоверности и объективности результатов модифицируемой педагогической теории и практики.

2. Принцип полисистемности в определении цели, ценностей, приоритетов, возможностей, продуктов и их оценки в традиционной и инновационной педагогической практике:

- принцип дихотомического сочетания традиционного и инновационного в иллюстрации и объяснении дидактического материала;

КОНЦЕПТ

Чурин Н. А., Филиппова Ю. О., Козырева О. А. Моделирование предметно-педагогических презентаций в структуре педагогических дисциплин как результат и ресурс формирования культуры самостоятельной работы педагога по физической культуре // Концепт. 2014. - № 04 (апрель). - ART 14081. - 0,7 п. л. - URL: ART 14081 УДК 378.147 http://e-koncept.ru/2014/14081.htm. - Гос. рег.

Эл № ФС 77-49965. - ISSN 2304-120Х.

- принцип единства и дополнения индивидуальных и фронтальных форм обучения;

- принцип формирования культуры самостоятельной работы в структуре всех составных информационного, коммуникативного и прочих ресурсов и областей.

3. Принцип ценностно-смысловой направленности моделируемых педагогических средств:

- принцип единства цели и ценностей педагогического взаимодействия;

- принцип формирования внутренней мотивации деятельности;

- принцип адекватной, позитивной самооценки и достаточного уровня притязаний.

4. Принцип реализации идей здоровьесбережения и акмепроектирования личностного и профессионального становления:

- принцип соблюдения норм этики, культуры и права в создании и реализации условий для решения цели и задач организуемого педагогического процесса;

- принцип детерминации и реализации идей гуманизма и продуктивности как основ построения педагогических средств и педагогического взаимодействия в целом;

- принцип верификации и оптимизации выбранной вершины в структуре планирования и организации педагогического взаимодействия.

5. Принцип учета идей уровневого [7] построения современного общего и профессионального обучения и образования в моделируемых педагогических средствах.

6. Принцип создания среды и выращивания в социокультурном пространстве личности в неподдельном феноменологическом значении ноосферного мышления и мировоззрения.

Определим педагогические условия оптимального моделирования и внедрения предметно-педагогических презентаций в практику работы педагога по ФК:

1. Соблюдение норм и ресурсов базы образовательного учреждения и системы образования, реализующих все образовательные услуги согласно ФЗ № 273-Ф3 «Об образовании в Российской Федерации».

2. Создание условий для формирования культуры самостоятельной работы педагога, обеспечивающей в условиях непрерывного профессионального образования продуцирование различных педагогических средств и инноваций.

3. Реализация идей продуктивного самовыражения, самореализации и самосовершенствования субъектов непрерывного профессионального образования.

4. Обеспечение разнообразными формами стимулирования активности и креативности личности в условиях определения и решения субъектно-средовых противоречий, частный пример которых может быть определен в модели «хочу - могу -надо - есть».

5. Формирование интереса у педагога к различным средствам и формам визуализации в организации педагогического взаимодействия.

6. Обеспечение морального и материального стимулирования за выполняемую работу в системе реализуемой балльно-рейтинговой оценки.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

7. Доступность ресурсов моделирования предметно-педагогических презентаций и средств образовательных и социальных сетей для организации процессов обучения и педагогического взаимодействия.

Представим вопросы анкеты, фасилитирующей процесс изучения востребованности предметно-педагогических презентаций у педагогов по ФК.

- Что Вы понимаете под предметно-педагогической презентацией?

- Какие виды предметно-педагогических презентаций Вы знаете?

пи ~J пи

КОНЦЕПТ

Чурин Н. А., Филиппова Ю. О., Козырева О. А. Моделирование предметно-педагогических презентаций в структуре педагогических дисциплин как результат и ресурс формирования культуры самостоятельной работы педагога по физической культуре // Концепт. 2014. - № 04 (апрель). - ART 14081. - 0,7 п. л. - URL: ART 14081 УДК 378.147 http://e-koncept.ru/2014/14081.htm. - Гос. рег.

Эл № ФС 77-49965. - ISSN 2304-120Х.

- Для чего необходимы (по Вашему мнению) предметно-педагогические презентации?

- В структуре прохождения педагогической практики Вы использовали или будете использовать предметно-педагогические презентации?

- Оцените свои возможности по 10-балльной системе отметок, где Ваш уровень в моделировании предметно-педагогических презентаций представляет собой число от 0 до 10, чем выше отметка - тем качественнее Вы умеете составлять предметно-педагогические презентации.

- Как Вы думаете, необходимо ли современному педагогу уметь моделировать предметно-педагогические презентации?

- Какое программное обеспечение Вы используете для создания предметно-педагогических презентаций?

- Какие предметно-педагогические презентации Вы моделировали в рамках следующих педагогических дисциплин?

- «Введение в педагогическую деятельность»;

- «Теоретическая педагогика»;

- «Практическая педагогика»;

- «Методика воспитательной работы»;

- «История педагогики и образования».

Данный вопрос может быть заменен для специалитета другой формой.

Какие предметно-педагогические презентации Вы моделировали в рамках следующих педагогических дисциплин?

- «Введение в педагогическую деятельность»;

- «Общие основы педагогики»;

- «Теория и методика воспитания»;

- «Теория обучения. Педагогические технологии»;

- «История педагогики и образования»;

- «Социальная педагогика»;

- «Управление образовательными системами»;

- «Психолого-педагогический практикум».

Данные вопросы позволяют выявить специфику возможностей и предполагаемое качество моделирования предметно-педагогических презентаций. Распределение отношений и уровень сформированности данных компетенций не может быть отслежен только по одной анкете. Для выявления специфики и качества продуктивного моделирования необходимо проанализировать все предметно-педагогические презентации, моделированные анкетируемыми. Поэтому анкета должна быть именной.

Качество моделируемых предметно-педагогических презентаций и качество ответов является следствием и одновременно ресурсом формирования культуры самостоятельной работы педагога.

Культура самостоятельной работы в ее различных плоскостях и уровнях детерминации обеспечивает личностное и профессиональное становление будущего педагога в структуре ведущей деятельности и общения.

Исследование любой выборки сформированности умений и компетенций моделирования предметно-педагогических презентаций представляет собой распределение, которое условно можно отнести к нормальному (распределение Гаусса), поэтому все выводы, которые можно сделать в ходе исследования, представляют собой

«vi Q «X»

КОНЦЕПТ

■ 0,7 п. л. ■ - Гос.

Чурин Н. А., Филиппова Ю. О., Козырева О. А. Моделирование предметно-педагогических презентаций в структуре педагогических дисциплин как результат и ресурс формирования культуры самостоятельной ра-

научно-методический электронный журнал g™ ^^ пппорфлиз)ич_едотй ^^ // Конце^

ART 14081 УДК 378.147 http://e-№nce f3t.ru^2014/14081.htm..

Эл № ФС 77-49965. - ISSN 2304-120Х.

следствия качества планирования и организации педагогического взаимодействия, получаемого в структуре педагогического взаимодействия, организуемого по технологии системно-педагогического моделирования в рамках учета индивидуальных особенностей субъектов образовательной среды и специфики нормального распределения способностей.

Моделирование портфолио также относится к предметно-педагогическим презентациям, которые позволяют заявить о себе с позиции личностного становления и формирования обучающемся образовательного учреждения, примером данного доказательства может быть проведение заочной научно-практической конференции обучающихся средних общеобразовательных школ, лицеев, гимназий «Портфолио как итог формирования культуры самостоятельной работы обучающегося» в 2013 г. [8]. Вторая такого рода конференция (заочная научно-практическая конференция обучающихся средних общеобразовательных школ, лицеев, гимназий «Портфолио как итог формирования культуры самостоятельной работы обучающегося») будет проведена 6-7 мая 2014 г., на ней будут проанализированы качество и возможности работы обучающегося по самоанализу деятельности (обучения и образования), а также сформированность интересов, целей, ценностей и способов самовыражения в различных направлениях становления развивающейся личности. Данный факт служит прямым доказательством необходимости подготовки будущего педагога по ФК к моделированию предметно-педагогических презентаций.

Ссылки на источники

1. Филиппова Ю. О., Чурин Н. А., Козырева О. А. Специфика и возможности предметно-педагогических презентаций в моделировании организационно-педагогической структуры образовательного учреждения // Педагогическое мастерство (III): материалы Междунар. науч. конф. (г. Москва, июнь 2013 г.). - М.: Буки-Веди, 2013. - С. 20-22.

2. Козырева О. А. Общие основы педагогики: учеб. пособие для студ. пед. вузов. - Новокузнецк: КузГПА: МОУ ДПО ИПК, 2008. - 279 с. [+приложение на CD].

3. Горбунова И. А., Козырева О. А. Профессионально-педагогический кейс педагога по физической культуре: учеб. пособие. - Кемерово: Изд-во КРИПКиПРО, 2012. - 79 с.

4. Козырева О. А. Управление образовательными системами: учеб. пособие для студ. пед. вузов. -Новокузнецк: КузГПА, 2010. - 97 с.

5. Кундозерова Л. И., Козырева О. А., Михальцова Л. Ф. Педагогическая практика: программно-педагогическое обеспечение для студентов специальности 033100 Физическая культура (педагогический компонент): учеб. пособие для студ. специальности 033100 Физическая культура, квалификации - «педагог по физической культуре». - Новокузнецк: КузГПА, 2008. - 65 с.

6. Козырева О. А. Специальная педагогика: учеб. пособие для студ. пед. вузов специальности 033100 Физическая культура. - Новокузнецк: КузГПА, 2010. - С. 14-15.

7. Козырева О. А. Уровневое обучение: теория и практика в современной системе образования: учеб.-метод. пособие. - Новокузнецк: МОУ ДПО ИПК, 2007. - 427 с.

8. Портфолио обучающегося. - URL: http://vk.com/portfolioxxi.

Nikita Churin, ISSN 2304-120X

student, Kuzbass State Teachers' Training Academy, Novokuznetsk, Russia Yulia Filippova,

student, Kuzbass State Teachers' Training Academy, Novokuznetsk, Russia Olga Kozyreva,

candidate of Pedagogics, associated professor of the department of Pedagogics, 9 , 4 z 1 u Kuzbass State Teachers' Training Academy, Novokuznetsk, Russia [email protected]

Modeling object-pedagogical presentations in the structure of pedagogical disciplines as a result and the resource for the formation of culture of independent work of the teacher of physical culture

(Vi Q «j

КОНЦЕПТ

Чурин Н. А., Филиппова Ю. О., Козырева О. А. Моделирование предметно-педагогических презентаций в структуре педагогических дисциплин как результат и ресурс формирования культуры самостоятельной работы педагога по физической культуре // Концепт. 2014. - № 04 (апрель). - ART 14081. - 0,7 п. л. - URL: ART 14081 УДК 378.147 http://e-koncept.ru/2014/14081.htm. - Гос. рег.

Эл № ФС 77-49965. - ISSN 2304-120Х.

Abstract. The article is focused on the specific aspects of the modeling of pedagogical interaction resource-pedagogical presentation within the wide range of university courses. The model of pedagogical interaction that creates the environment favorable for including the future teacher in the process of multiple activities is also described. It is argued that the quality of the future teacher inclusion in different types of scientific and pedagogical activities defines the level of his self-dependent living activities culture.

Key words: modeling, pedagogical interactions, resource-pedagogical presentation, system of principles, teacher stuff management, student class management, constructor of principles, self-realization, self-forming, forming of self-dependent living activities culture, professional culture of pedagogues, activity, personality of the future teacher. References

1. Filippova, Ju.O., Churin N.A. and Kozyreva O.A. (2013) "Specifika i vozmozhnosti predmetno-pedagogicheskih prezentacij v modelirovanii organizacionno-peda-go-gi-cheskoj struktury obra-zovatel'nogo uchrezhdenija", Pedagogicheskoe masterstvo (III): materialy Mezhdunar. nauch. konf. (g. Moskva, ijun' 2013 g.), Buki-Vedi, Moscow, рр. 20-22.

2. Kozyreva, O.A. (2008) Obshhie osnovy pedagogiki: ucheb. posobie dlja stud. ped. Vuzov, KuzGPA: MOU DPO IPK, Novokuzneck, 279 р.

3. Gorbunova, I.A. and Kozyreva, O.A. (2012) Professional'no-pedagogicheskij kejs pedagoga po fizi-cheskojkul'ture: ucheb. posobie, Izd-vo KRIPKiPRO, Kemerov, 79 р.

4. Kozyreva, O.A. (2010) Upravlenie obrazovatel'nymi sistemami: ucheb. posobie dlja stud. ped. vuzov, KuzGPA, Novokuzneck, 97 р.

5. Kundozerova, L.I., Kozyreva, O.A. and Mihal'cova, L.F. (2008) Pedagogicheskaja praktika: programmno-pedagogicheskoe obespechenie dlja studentov special'nosti 033100 Fizicheskaja kul'tura (pedagogicheskij komponent): ucheb. posobie dlja stud. special'nosti 033100 Fizicheskaja kul'tura, kvalifikacii - "pedagog po fizicheskoj kul'ture", KuzGPA, Novokuzneck, 65 р.

6. Kozyreva, O.A. (2010) Special'naja pedagogika: ucheb. posobie dlja stud. ped. vuzov special'nosti 033100 Fizicheskaja kul'tura, KuzGPA, Novokuzneck, рр. 14-15.

7. Kozyreva, O.A. (2007) Urovnevoe obuchenie: teorija i praktika v sovremennoj sisteme obrazovanija: ucheb.-metod. рosobie, MOU DPO IPK, Novokuzneck, 427 р.

8. Avialable at: http://vk.com/portfolioxxi

Рекомендовано к публикации:

Горевым П. М., кандидатом педагогических наук, главным редактором журнала «Концепт»

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.