УДК 378.1; 371.3
Культура самостоятельной работы педагога по физической культуре и его специфика самореализации
Паршин Ю.А., Шварцкопф Е.Ю., Козырева О.А.1
Возможности формирования культуры самостоятельной работы педагога по физической культуре складываются из учета условий нормального распределения способностей, индивидуальных особенностей личности и возможностей педагогической или профессиональнопедагогической среды в постановке и верификации истинности детерминации и оптимизации качества продуцируемых педагогических средств в широком понимании феномена.
Определимся с понятийным аппаратом и спецификой подготовки педагога по физической культуре к самостоятельной профессиональной деятельности.
Под культурой самостоятельной работы будущего педагога по физической культуре будем понимать процесс активного включения личности будущего педагога в систему и ресурсы, условия и специфику, процесс и явление самодетерминации, самореализации и самосовершенствования, т.е. процессы продуцирования благ и ценностей профессионально-педагогического генеза в микро-, мезо-, макро- и мегамасштабах и групповых отношениях, специфично и ситуативно описывающих и визуализирующих возможности личности и среды выявлять и решать задачи и противоречия, непосредственно связанные с деятельностью педагога по физической культуре.
Для исследования сформированности качества культуры самостоятельной работы педагога по физической культуре можно использовать методы наблюдения, библиографического описания, портфолио или профессионально-педагогических кейсов.
Попытаемся представить различные способы и формы исследования уровня сформированности культуры самостоятельной работы (КСР) педагога по физической культуре, предварительно описав виды сформированности КСР педагога по ФК. В структуре типологии сфор-мированности КСР педагога по физической культуре можно использовать четырех видовую модель сформированности КСР: 1) уровень ученической; 2) уровень зрелости; 3) уровень мастерства; 4) уровень наставничества.
Ученический уровень сформированности КСР педагога по физической культуре определяется по возможностям использования способов
1 Новокузнецкий филиал институт ФГБОУ ВПО «Кемеровский государственный университет», г. Новокузнецк, Россия.
фиксации информации и общения в структуре подготовки обучающихся к занятиям физической культурой и спортом. На данном уровне у молодого педагога формируются различные традиционные способы, методы, формы постановки и решения субъектно-средовых противоречий, непосредственно связанные с ведением занятий по физической культуре. На данном уровне процесс и результат самореализации личности педагога по физической культуре определяет круг перспективных задач и противоречий, фасилитирующих переход на следующий уровень сформированности КСР педагога по физической культуре.
На уровне зрелости появляются разнообразные авторские формы, методы, приемы педагогического взаимодействия, где моделирование определяет результат профессионально-педагогической деятельности педагога по физической культуре.
На уровне мастерства происходит отбор наиболее эффективных разработок педагога и распространение их в узком педагогическом кругу, причем качество самореализации целиком и полностью переходит на уровень продуктивности и состоятельности личной практики педагога по физической культуре.
На уровне наставничества происходит создание и распространения авторской школы, обеспечивающей постановку и решение определенного класса задач, верифицирующих истинность идей гуманизма, здо-ровьесбережения, нормального распределения способностей и пр.
Под самореализацией педагога по физической культуре будем понимать процесс оптимизации и верификации способов и форм поли-субъектных отношений, специфика которых несет обществу продукты профессионально-педагогической деятельности педагога по физической культуре, специфика которых лежит в области здоровьесбереже-ния и акмедостижений, гуманизма и толерантности, креативности и гибкости в решении полисубъектных противоречий и дилемм, предопределяющих развитие и личности, и общества. Способы и формы самоидентификации и рефлексии педагога могут быть изучены в ресурсах анализа профессионально-педагогических кейсов, моделируемых будущими педагогами по физической культуре.
Выделим систему принципов самореализации педагога по физической культуре в контексте формирования его культуры самостоятельной работы [1-12]:
1. Принцип научного поиска и оптимизации звеньев педагогически верифицируемого процесса.
2. Принцип повышения роли и качества профессиональнопедагогической деятельности.
3. Принцип всестороннего, полисистемного анализа выявленных противоречий и задач становления личности в структуре ведущей деятельности и общения.
4. Принцип реализации идей непрерывного профессионального образования.
5. Принцип создания среды как формы и ресурса формирования интересов, ценностей, способов и форм отношений и профессиональной деятельности.
Выделим отличия и специфику исследования сформированности качества культуры самостоятельной работы педагога по физической культуре. В структуре профессионально-педагогических кейсов можно анализировать совокупность и детализацию достижений как продуктов самореализации личности и сформированности культуры самостоятельной работы. Профессионально-педагогический кейс - это гибкая форма профессионально-педагогической презентации, в которой педагог отражает в различных направлениях профессионально-
педагогической деятельности свои достижения и описание выделенных и уточненных, модифицированных и оптимизированных наработок в решении задач и противоречий ведущей деятельности и общения в различных масштабах (микро-, мезо-, макро- и мега-). В ресурсах профессионально-педагогического кейса педагога по физической культуре можно выделить несколько направлений:
1) спортивные достижения и приоритеты здорового образа жизни, акмепедагогики;
2) достижение в учебной и научно-исследовательской работе (можно разделить это направление на два направления);
3) педагогическая практика, педагогическое мастерство.
Кроме того можно выделить еще одно направление - преемственность идей и практики педагога в других образовательных учреждениях и коллективах. Для педагога, включенного в условия непрерывного профессионального образования - это направление появляется с таких уровней сформированности КСР педагога по ФК, как уровни мастерства и наставничества.
Необходимость рефлексии достижений и наработок педагога определяются потребностями педагогической деятельности, в структуре которой происходит оценка значимости и состоятельности всех компонентов и единиц профессионально-педагогических отношений и приоритетов, достижений и методического/методологического обеспечения, педагогических средств и методов, форм и условий повышения качества педагогической деятельности в ресурсах идей современной гуманно-личностной педагогики. В ресурсах наблюдения можно уточнять и детализировать особенности формирования КСР и самореализации как педагога по физической культуре, так и обучающихся, занимающихся физической культурой и спортом. В структуре библиографического описания личность отражает всевозможные качества, сформированные и формируемые в той или иной деятельности, непосред-
ственно связанной с описываемым явлением. Самореализация как итог и почва для формирования КСР представляет интерес в различных системах отсчета и оценки педагогически моделируемых единиц и процедур. Специфика педагогической деятельности педагога-профессионала вызывает симпатию и благоговение, уважение и моральнонравственную поддержку широких кругов социального и профессионально-педагогического пространства.
Несомненно, - исследование качества сформированности культуры самостоятельной работы педагога по физической культуре в ресурсах и идентификаторах самореализации и самосовершенствования позволяет решать задачи рейтингового и продуктивного оценивания результатов педагогического труда педагога по физической культуре, т.к. именно в наглядной форме, построенной в соответствии со спецификой педагогической деятельности педагога по физической культуре, отражаются высокие идеалы, ценности, наработки, результаты, т.е. акме-программирование и акмепроектирование дают свои незамедлительные плоды в деятельности и практике педагога, где и сам педагог достигает вершины своей ведущей деятельности, и обучающиеся, включенные в учебно-образовательные отношения, повышают свой гносеолого-акмеологической потенциал, детерминируя и иллюстрируя свои возможности в структуре изучения дисциплин в соответствии с уровнем образования, определяемого ФГОС.
Библиографический указатель:
1. Козырева О. А. Некоторые особенности реализации моделей ЯР-технологии педагогического взаимодействия при изучении разделов педагогики / О.А. Козырева // Омский научный вестник. Серия Общество. История. Современность, 2007. №4 (58) июль-август. С. 184-187.
2. Козырева О.А. Некоторые особенности формирования и развития культуры самостоятельной работы у студентов педагогической академии / О.А. Козырева // Вестник Башкирского педагогического университета им. М. Акмуллы, 2007. №1 (12). С. 22-30.
3. Козырева О.А. Некоторые особенности формирования профессионально-педагогической культуры у студентов при изучении курса «Дидактика. Педагогические технологии» / О.А. Козырева // Вестник Костромского государственного университета им. Н.А. Некрасова: Педагогика. Психология. Социальная работа. Акмеология. Ювенология. Социокинетика, 2006. № 4. С. 21-23.
4. Козырева О. А. Особенности формирования культуры самостоятельной работы при изучении курса «Общие основы педагогики» / О.А. Козырева // Гуманитарные и социально-экономические науки. Научное издание. Спецвыпуск «Педагогика» . Ростов/н-Дону : Северокавказский научный центр высшей школы и Ростовский государственный педагоги-
ческий университет, 2006. № 7. С. 188-193.
5. Козырева О.А. Профессионально-педагогическая культура как ценность и результат самосовершенствования и педагогического взаимодействия / О.А. Козырева // Педагогическое образование и наука, 2009. № 9. С. 79-83.
6. Козырева О.А. Феноменологические особенности формирования культуры самостоятельной работы педагога / О.А. Козырева // Вестник СГУ, 2011. №.2 (73). С. 109-117.
7. Кошелев А.А. Портфолио школьника как результат формирования его культуры самостоятельной работы / А.А. Кошелев, О.А. Козырева // Europan Soucial Science Jomal, 2011. № 6. С. 210-217.
8. Редлих С.М. Современные методы продуктивной педагогики и проблема формирования культуры самостоятельной работы педагога / С.М. Редлих, О.А. Козырева // Профессиональное образование в России и за рубежом, 2011. №1 (3). С. 49-62.
9. Редлих С.М. Культура самостоятельной работы учителя как вектор самореализации и самосовершенствования личности в педагогической деятельности / С.М. Редлих, О. А. Козырева // Педагогическое образование и наука, 2011. № 11. С. 58-65.
10. Редлих С.М. Математические и статистические методы в технологии диагностики сформированности культуры самостоятельной работы педагога / С.М. Редлих, О.А. Козырева // Ученые записки Забайкальского государственного гуманитарно-педагогического университета им. Н. Г. Чернышевского, 2011. № 6. С. 40-44.
11. Редлих С.М. Система принципов формирования культуры самостоятельной работы педагога как механизм реализации условий продуктивного педагогического взаимодействия / С.М. Редлих, О.А. Козырева // Профессиональное образование в России и за рубежом, 2012. № 1 (5). С. 27-29.
12. Степанов С.В. Культура самостоятельной работы педагога как механизм формирования профессиональной компетентности, самореализации и конкурентоспособности / С.В. Степанов, О.А. Козырева // Профессиональное образование в России и за рубежом, 2011. № 1 (3). С. 7680.
Об авторах:
- Паршин Юрий Андреевич, Новокузнецкий филиал институт ФГБОУ ВПО «Кемеровский государственный университет», г. Новокузнецк, студент. E-mail: [email protected]
- Шварцкопф Елена Юрьевна, Новокузнецкий филиал институт ФГБОУ ВПО «Кемеровский государственный университет», г. Новокузнецк, преподаватель.
- Козырева Ольга Анатольевна, к. п. н., доцент, Новокузнецкий филиал институт ФГБОУ ВПО «Кемеровский государственный университет», г. Новокузнецк. E-mail: [email protected]