ПЕДАГОГИКА
УДК 378.1; 371.3
СПЕЦИФИКА И ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ФОРМИРОВАНИЯ КУЛЬТУРЫ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ ТЕХНИКУМА
И. В. Бойкова
SPECIFICITY AND PEDAGOGICAL CONDITIONS OF FORMING THE CULTURE OF SELF-DEPENDENT WORK IN COLLEGE STUDENTS I. V. Boikova
В статье описана возможность формирования культуры самостоятельной работы студента техникума в модели формирования компетенций и продуктивного изучения курсов и дисциплин, определяемых ФГОС СПО в системе формирования общих компетенций (ОК) и профессиональных компетенций (ПК). Специфика постановки качества формирования продуктивных составляющих профессионального знания лежит в плоскости самостоятельной верификации возможности определения и решения задач развития личности и производственных отношений.
The paper describes the possibility of building a culture of self-dependent work of college students in the model of competences and productive studying of the courses and disciplines determined by the Federal state educational standard of secondary vocational education in the formation of General competences (GC) and professional competences (PC). The specifics of setting the quality of formation of the productive components of professional knowledge lies in the scope of independent verification opportunities for identifying and solving the problems of personality development and working relations.
Ключевые слова: педагогическое моделирование, педагогическая методология, культура самостоятельной работы личности.
Keywords: pedagogical modeling, teaching methodology, personal culture of self-dependent work.
Современное воспитательно-образовательное пространство в структуре детерминации и визуализации возможностей адаптивного и профессионального знания решает ряд проблем и противоречий развития личности обучающегося и общества, системно регламентирующих возможности поликультурного пространства в определении основ и свойств, качеств и возможностей реализуемых идей развития личности и непрерывного профессионального образования в полидетерминиро-ванных, многофункциональных социально-образовательных и культурно-исторических отношениях.
Самостоятельная работа как форма и метод, ресурс и условие развития личности и системы социально-профессиональных отношений является уникальным продуктом педагогической практики и педагогической мысли, продолжающая идеи востребованности и гибкости развития личности обучающегося в модели поликультурного образования.
Одной из работ определяющих самостоятельную работу в современной практике подготовки бакалавров является работа [7], ее ресурсы и возможности детерминированы и систематизированы в формировании методологической грамотности будущих бакалавров профессионального обучения в вузе. Другой работой в модели определения самостоятельной работы обучающегося как продукта современного образования является научная статья [3], раскрывающая специфику и потребности организации самостоятельной работы в системе современного образования обучающихся.
Соединение двух понятий «самостоятельная работа» и «культура» [2] в закономерной практике описания культуры как продукта развития общества и личности в системном толковании педагогических
процессов и возможностей верификации качества педагогической деятельности определило понятие «культура самостоятельной работы», первое определение которого появилось в работах О. А. Козыревой (1997). Таким образом, качество происходящих изменений в описании и определении возможностей самостоятельной работы могут быть проиллюстрированы с появлением феномена «культура самостоятельной работы».
Выделим приоритеты моделирования понятийного аппарата исследования, возможности использования термина «культура самостоятельной работы», обозначим возможности педагогического моделирования в определении и визуализации качества измерения тех или иных составных профессионально-педагогической деятельности, верифицирующей устойчивое развитие личности в модели непрерывного профессионального образования, звеном которого является техникум.
Совершенствование качества самостоятельной работы обучающихся в системе среднего и высшего профессионального образования определило понятие и явление «культура самостоятельной работы», из работ [13; 24 - 27] можно выделить специфику и нюансы определения возможностей формирования культуры самостоятельной работы в модели педагогической технологии [13; 14], в модели использования методов обучения и развития личности [26], в модели формирования потребности в научно-педагогическом исследовании [27] и саморазвитии личности [25; 27], в модели верификации качества профессионально-педагогической деятельности [25], в модели педагогической рефлексии [6], в модели анализа и статистической обработки данных востребованности культуры самостоятельной работы [24], в модели включения
личности в социально и профессионально значимую деятельность [2 - 8; 11 - 12; 18 - 22] и пр.
Специфика уточнения и определения понятия «культура самостоятельной работы» непосредственно связана с направлением подготовки и ступенью профессионального образования, реализующего в современной школе возможности формирования совокупности детерминируемых ФГОС компетенций как резерва и продукта практики развития личности в системе образования и поликультурных измерениях, оптимизирующих возможности личности и общества в продуцировании и распределении создаваемых продуктов.
Культура самостоятельной работы (КСР) в определении практики верификации качества определения и решения задач саморазвития и самореализации отражается в подготовке студентов вузов и педагогов, включенных в систему непрерывного профессионального образования, возможности такой практики описаны в работах В. П. Зубанова, О. А. Козыревой, С. В. Коновалова, В. Г. Свинаренко, С. М. Редлиха, Е. Ю. Шварц-копф и др. [11 - 17; 24 - 27], особенности определения термина «культура самостоятельной работы» могут быть проанализированы из работ [1 - 8; 11 - 27].
Качество реализуемых условий формирования КСР личности в системе профессионального образования определяется в контексте соблюдения и принятия идей гуманизма и нормального распределения способностей обучающегося, верифицирующего единство адаптивного и профессионального знания в структуре поиска оптимальных решений воспроизводства социально-профессиональных отношений. В системе высшего профессионального образования подготовка личности к организации самостоятельной практики осуществляется в различных направлениях, в том числе и научно -педагогическом исследовании [27].
В структуре общеобразовательной практики формирования КСР определяется портфолио обучающегося как продукт инновационного обучения и образования, фасилитирующий визуализацию качества сфор-мированности КСР обучающегося, его возможности определяются ситуативно, системно формируется потребность разделения адаптивного знания и неадаптивного (самостоятельно добываемого и преломляемого через призму социально-образовательного опыта и практики становления личности обучающегося). В практике работы будущих педагогов данная форма широко распространена в структуре участия обучающихся в ежегодной научно-практической конференции обучающихся средних общеобразовательных школ, лицеев, гимназий, детско-юношеских спортивных школ, специализированных детско-юношеских спортивных школ олимпийского резерва «Портфолио как итог формирования культуры самостоятельной работы обучающегося» (проводится на факультете физической культуры, НФИ КемГУ), на которой принимают участие все желающие обучающиеся, будущие педагоги по физической культуре активно включают обучающихся в такую деятельность [16; 18 - 19].
В структуре среднего профессионального образования формированию КСР личности также уделяют должное внимание, в данном направлении можно выделить различные виды и практику определения и решения задач качественного формирования КСР обучающегося техникума. В определении возможностей и
специфики детерминации понятия «культура самостоятельной работы» нами опубликованы работы [1; 6], ресурсная и дидактико-гносеологическая база визуализации особенностей такой практики не может быть целиком и полностью закреплена только за выделенными в данных работах определениями, все изменения в обществе влекут за собой изменения и в системе профессионального образования, а продукты и лица, получающие образование в современном воспитательно-образовательном пространстве, изменяют и социально-профессиональные отношения и среду, создавшую условия для их развития и профессионального становления.
Под культурой самостоятельной работы студента техникума (обучающегося техникума) будем понимать многомерное явление, определяемое нами через следующие составляющие профессионально-педагогического знания:
- процесс ситуативной, личностно и педагогически прогнозируемой и корректируемой верификации и дополнения общеучебных знаний, умений, навыков и компетенций, фасилитирующих обучающемуся среднего профессионального образования (СПО) возможность поиска, применения и модификации лично-стно, социально и профессионально значимых решений оптимизируемых противоречий и задач в микро-, мезо- и макроструктурах и масштабах, определяемый в современной практике ФГОС СПО (федеральный государственный образовательный стандарт среднего профессионального образования) через качество формирования общих компетенций (ОК);
- продукт самоидентификации, самореализации, саморазвития и самосовершенствования, обеспечивающий обучающемуся СПО полноценное включение в социальные и профессиональные отношения, роли и качества, соблюдения всех граней морально-этических, материально-правовых и акмеолого-деятельностных основ полисубъектного поля, данная составная определятся через качество формирования профессиональных компетенций (ПК);
- механизм самосохранения и личности, и целостной, синергетически регулируемой ноосферы, предопределяющей возможность и качество развития и эволюции всех составляющих антропосреды, оптимизирующих возможности системы и, как следствие, жизнеспособность и востребованность, конкурентоспособность и гибкость, креативность и продуктивность деятельности личности в микро-, мезо-, макро-и мегамасштабах, данная составная определяется через возможность самореализации личности в социальном и профессиональном ракурсах становления, в данной практике ведется учет адаптивной и профессиональной составляющих;
- условие продуктивной самодетерминации, самореализации и самосовершенствования личности, включенной в межличностные, межгрупповые социальные и профессиональные отношения, обеспечивающие обучающегося СПО своевременным и оперативным ситуативно пополняемым багажом знаний, умений, навыков, компетенций, способов умственных действий и других категориальных единиц современной дидактики и теории управления, определяющих и корректирующих возможности получения непрерывного образования в условиях соблюдения приорите-
тов адаптивного (инклюзивного) и акмепедагогиче-ского ракурсов сравнения и верификации определяемых резервов общества и развивающейся личности.
Совокупность четырех вышеперечисленных детерминаций понятия «культура самостоятельной работы обучающегося техникума» определяет направление исследования качества ее сформированности в разрезе детерминации и верификации программно-педагогического обеспечения учебно-воспитательного процесса, возможности моделирования и апробации технологии педагогического взаимодействия, фасилитирующей работу педагога по постановке и решению задач современного образования и продуктивной самореализации личности студента СПО как условия его дальнейшей конкурентоспособности и профессионального роста [1].
В структуре описания возможностей формирования КСР обучающегося [5; 12; 16 - 21; 23] и педагога [7 - 8; 11; 13 - 15; 24 - 27] определяют систему принципов формирования КСР, педагогические условия формирования КСР, технологию формирования КСР и технологию диагностики сформированности КСР. Выделим поэтапно все элементы данной системы для обучающегося техникума и проиллюстрируем возможность уточнения качества сформированности КСР.
Система принципов формирования КСР обучающегося техникума:
1. Принцип формирования научной картины мира и гуманистической основы социально-профессиональных отношений:
- принцип последовательности, системности, систематичности в постановке и решении задач развития и формирования личности;
- принцип целостности и уникальности в решении задач и условий саморазвития и самореализации личности;
- принцип наглядности, прочности, своевременности в формировании качеств, ценностей, компетенций;
- принцип единства цели и ценностей, теории и практики, деятельности и сознания, закона и следствий;
- принцип единства всех категорий современного педагогического (профессионально-педагогического) знания;
- принцип доступности и достаточности в формировании общих (общеучебных) и профессиональных компетенций обучающегося;
- принцип культуросообразности и природосообраз-ности современного профессионального образования;
- принцип оптимизации всех звеньев целостного педагогически верифицируемого процесса.
2. Принцип единства всех формируемых компетенций в структуре подготовки обучающегося системы СПО:
- принцип единства формирования, обобщения, систематизации, детализации, верификации и модификации знаний, умений, навыков, компетенций;
- принцип востребованности и пополняемости формулируемых ЗУН-ов и компетенций;
- принцип личностной ориентации и профессиональной востребованности предлагаемых решений и задач НТП, гуманистической основы становления современного специалиста и его самореализации и
самоутверждения в профессиональной, социальной и личностной сферах;
- принцип своевременности социализации и самореализации личности.
3. Принцип самостоятельности и востребованности формируемых и развиваемых качеств, ценностей и ценностных ориентаций, компетенций и моделей познания в структуре профессиональной подготовки личности обучающегося и педагога:
- принцип повышения роли и возможностей самостоятельной работы обучающегося в формировании компетенций и культуры самостоятельной работы;
- принцип формирования ответственности, трудолюбия, патриотизма и рационализации всех звеньев поиска решений субъектно-средовых и мультикуль-турных противоречий;
- принцип включенности личности обучающегося СПО в систему экономического развития региона и страны.
4. Принцип качественного формирования культуры самостоятельной работы личности и, как следствие, профессиональной культуры специалиста:
- принцип единства общей, коммуникативной и профессиональной культуры;
- принцип оптимизации подготовки обучающегося СПО в структуре востребованности и востребова-ности навыков и компетенций фиксации информации;
- принцип личностного определения форм и методов, условий и тенденций формирования культуры самостоятельной работы обучающегося СПО.
5. Принцип профессионального самоопределения, саморазвития и самореализации в структуре подготовки будущего специалиста в системе СПО:
- принцип оптимального профессионального самоопределения личности обучающегося;
- принцип позитивного профессионального самовыражения и профессионального самоутверждении личности;
- принцип продуктивной социализации и самореализации личности обучающегося СПО в учебно-профессиональной деятельности.
6. Принцип учета нормального распределения способностей обучающихся в постановке и решении задач профессионального становления специалиста (обучающегося СПО):
- принцип учета индивидуальных особенностей обучающихся;
- принцип учета элементов модели экономического развития «спрос - предложение»;
- принцип качественной подготовки к профессионально-трудовым отношениям;
- принцип пропаганды здорового образа жизни и продуктивной самореализации, самосовершенствования и саморазвития личности;
- принцип модификации программно-педагогического обеспечения учебного, учебно-воспитательного, учебно-образовательного, учебно-тренировочного и пр. процессов в системе СПО в соответствии с уточняемыми противоречиями субъектно-средового гене-за (хочу - могу - надо - есть).
7. Принцип оптимального и своевременного включения личности обучающегося СПО и специалистов, получающих профессиональное образование, а также проходящих профессиональную переподготов-
ку или повышение квалификации, в систему непрерывного профессионального образования.
Продуктивная самореализация обучающегося техникума - это уникальная, процессуально-деятельност-ная характеристика, визуализирующая возможности самостоятельного продуцирования благ и ценностей, средств и ресурсов в структуре выполнения трудовых функций и условиях подготовки к профессиональной деятельности.
Продуктивная социализация обучающегося техникума - это процесс детерминации и визуализации востребованности продуктов деятельности обучающегося техникума, а также принятие его через результаты учебной и производственной практики.
В основу построения определения понятия «технология формирования культуры самостоятельной работы обучающегося техникума» заложим работы [13; 25; 27], фасилитирующие восприятие и решение задач моделируемого явления, системно сводимого к выбору педагогических средств и методов, определяющих достижение поставленной цели педагогической деятельности.
Под технологией формирования культуры самостоятельной работы обучающегося техникума будем понимать личностно-профессиональный ресурс поиска и верификации оптимальных условий, форм, методов и средств продуцирования благ и ценностей в самостоятельном уточнении и решении субъектно-средовых и мультикультурных противоречий, целостно визуализирующих возможности оптимизации качества использования репродуктивного и продуктивного обучения в системе среднего профессионального образования, где выбор цели, методов и средств обучения и самостоятельной работы определяется ФГОС СПО и детерминируемыми общими и профессиональными компетенциями.
Под технологией диагностики сформированности культуры самостоятельной работы обучающихся техникума будем понимать педагогическое средство оценки сформированности возможностей культуры самостоятельной работы обучающегося СПО в повышении качества самостоятельной работы и продук-
тивного самовыражения и самореализации личности, продуктивного саморазвития и продуктивного самосовершенствования в решении задач современного обучения и профессиональной практики.
В структуре анализа сформированности КСР обучающихся СПО выделим компоненты, критерии и показатели в следующей системе детерминируемых единиц: компоненты формирования КСР обучающегося техникума (обучающегося СПО) - личностный, профессиональный, социальный; критерии сформиро-ванности КСР обучающегося техникума (обучающегося СПО) - продуктивность, гибкость, креативность; показатели сформированности КСР обучающегося техникума (обучающегося СПО) - качество формирования компетенций обучающегося техникума, востребованность специалиста, конкурентоспособность специалиста, рейтинговая оценка специалиста по уровню и профилю подготовки.
Необходимость учета методологии педагогического исследования [27] и модификации программно-педагогического обеспечения учебного процесса, детерминированного и оптимизированного в соответствии с запросами общества и личности, качеством и возможностями самоидентификации, самореализации и самосовершенствования субъекта ведущей деятельности и культуры, определяют перспективы нашей дальнейшей работы - разработка и уточнение программно-педагогического обеспечения дидактических курсов для обучающихся техникума в модели повышения качества и возможностей самостоятельной работы студентов, культуры самостоятельной работы личности, профессиональной востребованности, учета норм и возможностей и личности, и среды в ресурсах верификации качества учета и соблюдения нормального распределения способностей студентов, уточнения технологии формирования культуры самостоятельной работы обучающегося техникума, фасилити-рующей получение оптимально высокого результата сформированности культуры самостоятельной работы студента СПО и, как следствие, обеспечение должного качества образования в учреждении среднего профессионального образования.
Литература
1. Бойкова И. В. Некоторые аспекты детерминации понятия «культура самостоятельной работы» в ресурсах профессионального педагогического знания // Эволюция научной мысли: сб. ст. Межд. науч.-практ. конф. Уфа: Аэтерна, 2014. С. 92 - 9 4.
2. Бойкова И. В., Козырева О. А. Культура как продукт развития общества и личности (педагогический компонент) // Актуальные проблемы науки на современном этапе развития: сб. стат. Междун. науч.-практ. конф. Стерлитамак: РИЦ АМИ, 2015. С. 25 - 27.
3. Бойкова И. В., Козырева О. А. Самостоятельная работа обучающегося как продукт современного образования // Наука и образование: проблемы и тенденции развития: матер. Межд. науч.-практ. конф. Уфа: РИО ИЦИПТ, 2014. С. 23 - 24.
4. Бойкова И. В., Юдинцева П. В. Некоторые возможности построения педагогического взаимодействия в системе среднего профессионального образования // Перспективы модернизации современной науки: сб. ст. Межд. науч.-практ. конф. Уфа: Омега Сайнс, 2015. С. 105 - 107.
5. Бойкова И. В., Юдинцева П. В. Некоторые возможности формирования культуры самостоятельной работы в системе среднего профессионального образования // Динамика развития современной науки: сб. ст. Межд. науч.-практ. конф. Уфа: Омега Сайнс, 2015. С. 150 - 151.
6. Бойкова И. В. Некоторые возможности педагогического моделирования в уточнении качества формирования и сформированности культуры самостоятельной работы // Евразийский союз ученных. 2014. № 7. Ч. 6. Совр. концепции науч. исследований. Пед. науки. С. 28 - 30.
7. Бойкова И. В., Авдеенко М. О., Монахов М. С. Качество и возможности детерминации основ педагогического взаимодействия в структуре изучения курса «Теоретическая педагогика» // Современная педагогика. 2015. № 6.
8. Бойкова И. В., Чорный И. В., Аксенова А. Н. Некоторые особенности детерминации понятий «социализация» и «самореализация» в ресурсах подготовки будущего тренера по тайскому боксу // Современная педагогика. 2015. № 7.
9. Ваганова Н. С. Самостоятельная работа как путь формирования методологической грамотности будущих бакалавров профессионального обучения в вузе // Вестник ТГПУ. 2015. № 1(154). С. 33 - 37.
10. Галынская Е. Н., Казин Э. М., Богданова Л. А. Формирование культуры здоровья обучающихся // Про-фессион. образ. в России и за рубежом. 2015. № 1(17). С. 47 - 52.
11. Зубанов В. П., Чаплыгин С. В., Бойкова И. В. Специфика реализации идей гуманизма в организации педагогического взаимодействия в образовательном учреждении // Научный взгляд на современное общество: сб. ст. Междун. науч.-практ. конф. Уфа: Омега Сайнс, 2015. С. 73 - 75.
12. Кирьянов М. И., Бойкова И. В., Зубанов В. П. Некоторые нюансы воспитания обучающихся в постановке и решении задач формирования культуры самостоятельной работы // Наука XXI века: теория, практика и перспективы: сб. ст. Межд. науч.-практ. конф. Уфа: Омега Сайнс, 2015. С. 130 - 132.
13. Козырева О. А. Технология системно-педагогического моделирования и качество формирования культуры самостоятельной работы педагогов: теоретический аспект // European Social Science Journal. 2014. № 4-1. С. 136 - 142.
14. Козырева О. А. Культура самостоятельной работы педагога: от определения до продуктов самореализации // Современная педагогика. 2014. № 12(25). С. 97 - 102.
15. Коновалов С. В., Белинская А. В., Бойкова И. В. Понятие и возможность реализации идей здоровьесбе-режения в работе педагога по физической культуре // Гуманитарные научные исследования. 2015. № 7.
16. Коновалов С. В., Бойкова И. В., Филиппова Ю. О. Педагогические условия оптимизации качества моделирования портфолио обучающегося как социально-педагогическая проблема // Гуманитарные научные исследования. 2015. № 5.
17. Кривда В. Ю., Зубанов В. П., Бойкова И. В. Некоторые особенности определения качества реализации идей здоровьесбережения в воспитании обучающихся // Современная наука: теоретический и практический взгляд: сб. ст. Межд. науч.-практ. конф. Уфа: Омега Сайнс, 2015. С. 150 - 152.
18. Макаров А. П., Зубанов В. П., Бойкова И. В. Возможности моделирования портфолио обучающегося в ресурсах формирования культуры самостоятельной работы // Инновационная наука и современное общество: сб. ст. Межд. науч.-практ. конф. Уфа: Омега Сайнс, 2015. С. 126 - 128.
19. Малышева В. О., Бойкова И. В., Соловьева Е. В. Некоторые возможности моделирования портфолио обучающегося, занимающегося регби, и специфика разработки профессионально-педагогических кейсов тренера-преподавателя по регби // Психология, социология и педагогика. 2015. № 6.
20. Мезенцев А. И., Бойкова И. В. Издательская газета «Профи» в модели формирования культуры самостоятельной работы // Теоретические и практические вопросы науки XXI века: сб. ст. Межд. науч.-практ. конф. Уфа: Омега Сайнс, 2015. С. 147 - 149.
21. Нагайцев Д. К., Бойкова И. В., Шварцкопф Е. Ю. Конкурс по профориентации «первокурсник» как условие формирования потребности в самостоятельности и продуктивности // Фундаментальные и прикладные научные исследования: сб. ст. Межд. науч.-практ. конф. Уфа: Омега Сайнс, 2015. С. 125 - 127.
22. Нагайцев Д. К., Шварцкопф Е. Ю., Бойкова И. В. Некоторые особенности формирования корпоративной культуры педагога техникума и обучающегося // Научный взгляд на современное общество: сб. ст. Межд. науч.-практ. конф. Уфа: Омега Сайнс, 2015. С. 81 - 82.
23. Радостев А. Н., Бойкова И. В. Специфика и возможности исследования процессов самореализации и социализации подростков, занимающихся вольной борьбой // Совр. науч. исслед. и инновации. 2015. № 7.
24. Редлих С. М., Козырева О. А. Математические и статистические методы в технологии диагностики сформированности культуры самостоятельной работы педагога // Ученые записки Забайкал. гос. гуманит.-пед. ун-та им. Н. Г. Чернышевского. 2011. № 6. С. 40 - 44.
25. Редлих С. М., Козырева О. А. Специфика и результативность формирования культуры самостоятельной работы будущего педагога по ФК как ресурс становления и профессионализма // Пед. образование и наука. 2014. № 1. С. 103 - 107.
26. Редлих С. М., Козырева О. А. Современные методы продуктивной педагогики и проблема формирования культуры самостоятельной работы педагога // Проф. образование в России и за рубежом. 2011. № 1(3). С. 49 - 62.
27. Свинаренко В. Г., Козырева О. А. Научное исследование по педагогике в структуре вузовского и дополнительного образования: учеб. пособ. для пед. вузов и системы доп. проф. образования. М.: НИЯУ МИФИ, 2014. 92 с.
Информация об авторе:
Бойкова Ирина Васильевна - аспирант Новокузнецкого филиала (института) КемГУ, [email protected].
Irina V. Boikova - post-graduate student at Novokuznetsk branch (institute) of Kemerovo State University.
(Научный руководитель: Козырева Ольга Анатольевна - кандидат педагогических наук, доцент Новокузнецкого филиала (института) КемГУ, [email protected].
Academic advisor: Olga A. Kozyreva - Candidate of Pedagogics, Assistant Professor at Novokuznetsk branch (institute) of Kemerovo State University).
Статья поступила в редколлегию 04.08.2015 г.