Научная статья на тему 'Педагогическая поддержка будущего педагога в адаптивном обучении как ресурс социализации и самореализации личности'

Педагогическая поддержка будущего педагога в адаптивном обучении как ресурс социализации и самореализации личности Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
536
77
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОДУКТИВНАЯ ПОДГОТОВКА БУДУЩИХ ПЕДАГОГОВ / PRODUCTIVE TRAINING OF FUTURE TEACHERS / САМОРЕАЛИЗАЦИЯ / SELF-ACTUALIZATION / САМОСОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ / SELF-IMPROVEMENT / САМОРАЗВИТИЕ / SELF-DEVELOPMENT / КУЛЬТУРА САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ ПЕДАГОГА / THE CULTURE OF INDEPENDENT WORK OF THE TEACHER / ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ СТАНОВЛЕНИЕ / PROFESSIONAL DEVELOPMENT / ИНКЛЮЗИВНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / INCLUSIVE EDUCATION / ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПОДДЕРЖКА / PEDAGOGICAL SUPPORT

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Судьина Любовь Николаевна, Козырева Ольга Анатольевна

В статье рассматриваются теоретико-эмпирические возможности оказания педагогической поддержки будущим педагогам, имеющим особенности в развитии, а также инвалидам, обучающимся в системе среднего и высшего профессионально-педагогического образования. Адаптивное обучение обеспечивает, во-первых, подготовку и адаптацию таких обучающихся к системе социальных отношений за счет изучения основ педагогического знания и психологической подготовки, во-вторых, надлежащим уровнем и качеством формирования компетенций, фасилитирующих постановку и решение задач развития личности в системе среднего и высшего профессионального образования

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Судьина Любовь Николаевна, Козырева Ольга Анатольевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PEDAGOGICAL SUPPORT OF THE STUDENT-TEACHER IN ADAPTIVE BLENDED LEARNING ENVIRONMENT AS A RESOURCE OF SOCIALIZATION AND SELF-REALIZATION

The article examines theoretical and empirical possibility of providing educational support to future teachers with specific features in development, as well as students with disabilities, in secondary and higher professional pedagogical education. Adaptive learning provides, firstly, the preparation and adaptation of students to the system of social relations on the basis of learning the basics of pedagogical and psychological knowledge and training, and secondly the appropriate level and quality of formation of competences, facilitative formulation and solution of problems of personality development in secondary and higher system of professional training

Текст научной работы на тему «Педагогическая поддержка будущего педагога в адаптивном обучении как ресурс социализации и самореализации личности»

ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ СТАНОВЛЕНИЕ И РАЗВИТИЕ ЛИЧНОСТИ

PROFESSIONAL GROwTH AND DEVELOPMENT OF A PERSON

УДК/uDC 378.1 Л. Н. Судьина, О. А. Козырева

L. Sud'ina, O. Kozyreva

ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПОДДЕРЖКА БУДУЩЕГО ПЕДАГОГА В АДАПТИВНОМ ОБУЧЕНИИ КАК РЕСУРС СОцИАЛИЗАцИИ

и самореализации личности

PEDAGOGICAL SuPPORT OF THE STuDENT-TEACHER IN ADAPTIVE BLENDED LEARNING ENVIRONMENT AS A RESOuRCE OF SOCIALIZATION AND SELF-REALIZATION

В статье рассматриваются теоретико-эмпирические возможности оказания педагогической поддержки будущим педагогам, имеющим особенности в развитии, а также инвалидам, обучающимся в системе среднего и высшего профессионально-педагогического образования. Адаптивное обучение обеспечивает, во-первых, подготовку и адаптацию таких обучающихся к системе социальных отношений за счет изучения основ педагогического знания и психологической подготовки, во-вторых, — надлежащим уровнем и качеством формирования компетенций, фасилити-рующих постановку и решение задач развития личности в системе среднего и высшего профессионального образования.

The article examines theoretical and empirical possibility of providing educational support to future teachers with specific features in development, as well as students with disabilities, in secondary and higher professional pedagogical education. Adaptive learning provides, firstly, the preparation and adaptation of students to the system of social

relations on the basis of learning the basics of pedagogical and psychological knowledge and training, and secondly — the appropriate level and quality of formation of competences, facilitative formulation and solution of problems of personality development in secondary and higher system of professional training.

Ключевые слова: продуктивная подготовка будущих педагогов, самореализация, самосовершенствование, саморазвитие, культура самостоятельной работы педагога, профессиональное становление, инклюзивное образование, педагогическая поддержка.

Keywords: productive training of future teachers, self-actualization, self-improvement, self-development, the culture of independent work of the teacher, professional development, inclusive education, pedagogical support.

Специфика профессионально-педагогического образования обеспечивает субъекта современного информационно-образовательного пространства определенным потенциалом развития, системно раскрывающим

возможности личности в различных направлениях деятельности и такими компонентами педагогической практики, как процессы самореализации и социализации, в структуре которых одной из проблем современной педагогической деятельности и практики является проблема социализации и самореализации личности, имеющей особенности в развитии.

В нашей работе мы представим качество постановки и решения проблемы социализации и самореализации студентов-инвалидов — будущих педагогов, получающих профессионал ьно-педагогическое образование в системе непрерывного профессионального образования (училище — вуз), взяв за основу работы по педагогическому моделированию и организации научно-педагогического исследования в системе непрерывного профессионального образования, формированию потребностей и культуры самостоятельной работы как механизма и продукта воспроизводства культуры, науки, искусства, спорта и прочих направлений накопления социального опыта, фасилитирующего постановку и решение задач развития личности и общества в доминирующих концепции развития образования и способов воспроизводства материальных и идеальных ресурсов ноосферы [1-9], детерминации и оптимизации условий свободного и равного доступа к ресурсам образовательного пространства в условиях верификации качества, непрерывности и профессионализации современного воспроизводства социально-профессионального опыта и образования [8-9].

Отразим качество и возможности использования терминологического аппарата в структуре проводимого исследования, специфику выбора педагогических технологий и практики организации педагогического взаимодействия и педагогической поддержки обучающихся, имеющих особенности в развитии, и студентов-инвалидов.

Педагогическая поддержка — совокупность методов и средств, форм и педагогических технологий, определяющих возможность фасилитации решения проблем развития личности, всех педагогически обусловленных процессов и процедур, сводимых нами к обучению, образованию, развитию, коррекции, адаптации, самореализации, социализации, что предопределяет успешность и состоятельность практики студента, нуждающегося в дополнительном педагогическом общении и коррекции уровня сформированности про-

фессионально важных компетенций, а также студента-инвалида, планирующего свое будущее в профессионально-педагогическом поле взаимоотношений и способов воспроизводства социокультурных ценностей и продуктов жизнедеятельности.

Педагогическая поддержка определяет свои виды в направлении осуществления педагогического воспроизводства условий, форм, средств, методов деятельности, реализующей идеи гуманизма и продуктивности в поле смыслов, ценностей, объектов, ресурсов, продуктов культуры, науки, спорта, искусства и пр., и включает:

— образовательную поддержку — совокупность педагогических средств (доступные и своевременные консультации, индивидуальная работа, учебники, словари, программное обеспечение, оборудование, инвентарь и пр.), методов, форм, технологий обучения, фасили-тирующих повышение качества современного образования в условиях образовательного учреждения и системы непрерывного профессионального образования;

— адаптационную поддержку — выбор и дополнение, верификация и оптимизация, уточнение и детализация акметраектории становления личности в поле профессионально-педагогической деятельности, повышающей свое качество за счет индивидуализации образования (индивидуальные учебные планы и программы студентов, аспирантов и пр.), коррекции сформированности компетенций, использования методов библиотерапии, арт-терапии, смыслотерапии и пр., включение личности в социально, личностно и профессионально значимую деятельность, повышение роли и качества всех звеньев формирования профессионального мастерства в выбранном направлении и профиле подготовки;

— здоровьесберегающую поддержку — определение и реализация перспектив и программ повышения самочувствия студента и включения его в продуктивные, творческие взаимоотношения в поликультурном пространстве, являющиеся показателем и источником здорового образа жизни и культуры здоровья как полисистемного, мультисредо-вого образца и эталона создания и распространения благ и ценностей, объектов и продуктов современной научно-педагогической мысли, являющейся частью анализируемых и корректируемых антропоресурсов, возможности воспроизводства социальных и профессиональных отношений, сохраняющих

личность и общество в уникальном многообразии и конкурентоспособности;

— организационно-педагогическую поддержку — соблюдение этики и гуманизма в распределении и формировании ценностей и компетенций педагогических коллективов, обеспечивающих постановку и решение определенного класса и типа проблем современной системы образования, педагогическая деятельность которых направлена на поиск и научную оптимизацию условий развития личности, относящейся к определенной группе на кривой нормального распределения способностей и здоровья и пр.;

— научно-педагогическую поддержку — определение и дополнение научно-педагогической литературой и ресурсами информационного пространства, фасилитирующими возможность включения личности в систему социальных и профессиональных, межличностных и межгрупповых взаимоотношений, повышение их качества и возможностей в развитии личности и педагогической практики (науки);

— профессионально-педагогическую поддержку — определение ресурсов и условий верификации и повышения качества образовательных услуг образовательным учреждением и педагогом, включенным в систему работы по определенной программе с использованием заявленных педагогических технологий; разработка и дополнение оптимальных средств и методов воспроизводства жизненно важных ценностей и компетенций в контексте многомерности и многофакторности развития личности в спектре достигнутых этапов развития и определения уровня потребностей и здоровья в модели ведущей деятельности;

— методико-методологическую поддержку — определение и реализация перспектив создания программно-педагогических и методических комплектов педагогом, включенным в процесс развития профессионально-педагогического мастерства и культуры, т. е. от начального уровня выполнения первых научных работ и публикаций будущий педагог, молодой педагог, педагог в модели воспроизводства профессионального опыта постановки и решения задач развития личности выходит на уровень создания нового дидактического, учебно-тренировочного, досугово-го, спортивно-оздоровительного и прочего обеспечения, предопределяющего решение заявленного класса задач и проблем современного воспитательно-образовательного

пространства в системе непрерывного профессионального образования.

Социализация — процесс востребованности и включенности личности в систему социальных отношений и приоритетов развития общества и детерминированной группы (профессиональная ориентация, социальный статус, интеллектуальное развитие и пр.), обеспечивающий стимулирование активности неустанно развивающейся личности в модели воспроизводства социальных и профессиональных благ и ценностей, продуктов и объектов культуры, науки, искусства, спорта и других направлений воспроизводства ан-тропосреды и ноосферы.

Самореализация — процесс, способ и механизм повышения качества жизнедеятельности личности в самостоятельном определении и решении задач собственного развития и развития системы социально-профессионального стимулирования, определения, распространения, использования идеальных и материальных продуктов деятельности, системно повышающих возможности личности в выборе и решении определяемых задач и проблем.

В таком понимании самореализация одного человека неотделима от процесса и ресурсов самореализации других людей, в совокупном анализе данных явлений можно легко определить качество и специфику социализации личности в коллективе и повышение качества организуемой деятельности и общения через коллектив.

Учитывая региональные особенности профессионального образования и научно-педагогического обеспечения средней и высшей школы [8-15], выделим перспективно верифицируемые направления оказания педагогической поддержки студентам-педагогам в модели современного образования, обеспечивающего оптимальные возможности социализации и самореализации будущего специалиста в выделяемой группе обучающихся с ОВЗ и инвалидов:

— образовательная поддержка — разработка нового программно-педагогического обеспечения, фасилитирующего качественное, продуктивное изучение дидактического материала изучаемых курсов в системе СПО и ВПО; для данного направления рекомендована разработка учебных и учебно-методических пособий в традиционной и электронной форме, причем пополняемость, доступность материала и легкость восприятия, адаптив-

ность знания и возможность применения на практике инвалидом являются показателями качественно моделируемой воспитательно-образовательной среды, обеспечивающей своевременную социализацию и самореализацию личности;

— адаптационная поддержка — разработка программ включения инвалида в систему воспитательно-образовательной подготовки, прохождения педагогической практики в соответствии с системой ограничений и возможностей будущего педагога в модели инклюзивного образования;

— здоровьесберегающая поддержка — разработка, внедрение и коррекция программ организации досуга и ведения здорового образа жизни в модели творчества и сотрудничества;

— организационно-педагогическая поддержка — создание условий для развития личности в поликультурных, мультисредовых отношениях, предопределяющих качество продуктов жизнедеятельности, и возможность их модификации в профессионально-трудовой сфере отношений;

— научно-педагогическая поддержка — создание условий для активного, продуктивного включения личности студента-инвалида в научно-исследовательскую работу;

— профессионально-педагогическая поддержка — стимулирование интереса к качеству определения и решения противоречий профессионально-педагогической деятельности;

— методико-методологическая поддержка — предоставление студенту-инвалиду возможности личного участия в определении индивидуальной образовательной траектории, обеспечение доступной педагогической коррекции качества сформированности компетенций в модели профессиональной подготовки образовательного учреждения (курсы по выбору и дополнительные учебные курсы, фасилитирующие повышение качества изучения профессионально и личностно востребованного дидактического материала).

В систему подготовки будущих педагогов в Новокузнецком училище олимпийского резерва (НУОР) и на факультете физической культуры в Новокузнецком филиале-институте Кемеровского государственного университета (НФИ КемГУ) входит и практика работы со студентами-инвалидами, получающими педагогическое образование. По статистике, за последние пять лет в НУОР поступили

18 студентов-инвалидов, четверо из которых продолжили свое образование на факультете физической культуры в НФИ КемГУ, другие планируют после окончания НОУР поступить на факультет физической культуры в НФИ КемГУ. Специфика подготовки студентов, имеющих особенности в развитии, инвалидов — одна из проблем современного непрерывного профессионального образования. Для повышения качества освоения программ профессионального обучения разрабатываются в структуре инновационной педагогики возможности использования адаптивного обучения, адаптивного программно-педагогического обеспечения, реализующего возможность обучения с учетом особенностей развития обучающегося. В решении таких задач развития личности обучающегося определяется практика работы по адаптивным учебным пособиям, разработанным с учетом современных требований к организации обучения инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья в профессиональных образовательных организациях. Примерами такой практики являются работы, точно и персонифицировано варьирующие возможности профессионального обучения и профессиональной подготовки будущего педагога. Адаптивные учебные пособия [16-21] используются в группах обучающихся системы среднего профессионального образования в Новокузнецком училище олимпийского резерва в структуре подготовки будущих педагогов наряду с учебными пособиями [22-27]. Возможности адаптивных учебных пособий направлены на повышение качества включения обучающихся, имеющих особенности в развитии, и инвалидов, т. к. учебные пособия не всегда решают профессионально-педагогические задачи профессиональной подготовки и профессионального обучения лиц с ОВЗ и инвалидов. Учебные пособия [22-27] направлены на повышение качества профессиональной подготовки будущего педагога, реализующей акмепедагогические возможности самореализации личности в модели учета нормального распределения способностей.

Разработка и использование инновационного педагогического обеспечения в практике адаптивного и акмепедагогического сопровождения и педагогической поддержки — верифицируемый продукт качественного решения задач социализации и самореализации личности, способности и здоровье которой учи-

тываются в постановке и решении всех педагогически детерминируемых и реализуемых задач.

1. Свинаренко В. Г., Козырева О. А. Научное исследование по педагогике в структуре вузовского и дополнительного образования : учеб. пособие для пед. вузов и системы дополнительного профессионального образования. - М. : НИЯУ МИФИ, 2014. - 92 с.

2. Козырева О. А. Специфика создания педагогических условий включения будущего педагога в научно-исследовательскую работу // Вестник КемГУ. — 2015. — Вып. 3, № 2 (62). — С. 63-67.

3. Козырева О. А. Корпоративная культура педагога как условие и продукт управления качеством подготовки кадров в образовательном учреждении // Современная педагогика. — 2014. — № 9 (22). — С. 62-73.

4. Козырева О. А. Феноменологические особенности формирования культуры самостоятельной работы педагога // Вестник СГУ. — 2011. — № 2 (73). — С.109-117.

5. Редлих С. М., Козырева О. А. Специфика и результативность формирования культуры самостоятельной работы будущего педагога по ФК как ресурс становления и профессионализма // Педагогическое образование и наука. — 2014. — №1. — С.103-107.

6. Редлих С. М., Козырева О. А. Современные методы продуктивной педагогики и проблема формирования культуры самостоятельной работы педагога // Профессиональное образование в России и за рубежом. — 2011. — № 1(3). — С. 49-62.

7. Козырева О. А. RP-технология педагогического взаимодействия в системе высшего и дополнительного профессионального образования : моногр. — Новокузнецк : КузГПА : МОУ ДПО ИПК, 2007. — 385 с.

8. Судьина Л. Н., Покачалова Т. В. Управление профильным обучением в системе муниципального образования // Профильная школа. — 2008. — № 6. — С. 16-20.

9. Ашихмина Л. П., Демченко А. Р., Судьина Л. Н. Сетевое взаимодействие общеобразовательных школ и социальных партнеров в профильном обучении // Профильная школа. — 2012. — № 5. — С. 3-10.

10. Редлих С. М. Педагогические основы социально-профессиональной адаптации учителя : дис. ... д-ра пед. наук: 13.00.01. — М., 1999. — 360 с.

11. Заруба Н. А. Адаптивная школа как феномен российского общества: методология и социальная технология управления: дис. ... д-ра соц. наук: 22.00.08. — Кемерово, 2003. — 462 с.

12. Касаткина, Н. Э. Теория и практика формирования профессионального самоопределения молодежи в условиях непрерывного образования : дис. . д-ра пед. наук: 13.00.01. — М., 1995.

13. Касаткина Н. Э., Пахомова Е. А., Руднева Е. Л. Организация профессионального образования Кемеровской области в условиях рыночных отношений // Профессиональное образование в России и за рубежом. — 2015. — № 1 (17). — С. 6-13.

14. Красношлыкова О. Г., Черемисина В. Г. Повышение профессионального уровня педагогических работников общеобразовательных организаций в условиях реализации ФГОС // Профессиональное образование в России и за рубежом. -2015. — № 1 (17). — С. 37-42.

15. Галынская Е. Н., Казин Э. М., Богданова Л. А. Формирование культуры здоровья обучающихся // Профессиональное образование в России и за рубежом. — 2015. — № 1 (17). — С.47-52.

16. Судьина Л. Н., Бойкова И. В., Горбунова И. А. Педагогика: контрольно-оценочные средства : адаптивное учеб.

пособие для студентов среднего профессионального образования по специальности 49.02.01 — Физическая культура : в 6 ч. Ч. 1. Введение в педагогическую деятельность. — Стерлитамак : АМИ, 2015. — 52 с.

17. Судьина Л. Н., Бойкова И. В., Горбунова И. А. Педагогика: контрольно-оценочные средства : адаптивное учеб. пособие для студентов среднего профессионального образования по специальности 49.02.01 — Физическая культура : в 6 ч. Ч. 2. Общие основы педагогики. — Стерлитамак : АМИ, 2015. — 40 с.

18. Судьина Л. Н., Бойкова И. В., Горбунова И. А. Педагогика: контрольно-оценочные средства : адаптивное учеб. пособие для студентов среднего профессионального образования по специальности 49.02.01 — Физическая культура : в 6 ч. Ч. 3. Теория воспитания. — Стерлитамак : АМИ, 2015. — 32 с.

19. Судьина Л. Н., Бойкова И. В., Горбунова И. А. Педагогика: контрольно-оценочные средства : адаптивное учеб. пособие для студентов среднего профессионального образования по специальности 49.02.01 — Физическая культура : в 6 ч. Ч. 4. Теория обучения. — Стерлитамак : АМИ, 2015. — 40 с.

20. Судьина Л. Н., Бойкова И. В., Горбунова И. А. Педагогика: контрольно-оценочные средства : адаптивное учеб. пособие для студентов среднего профессионального образования по специальности 49.02.01 — Физическая культура : в 6 ч. Ч. 5. Социальная педагогика. — Стерлитамак : АМИ, 2015. — 48 с.

21. Судьина Л. Н., Бойкова И. В., Горбунова И. А. Педагогика: контрольно-оценочные средства : адаптивное учеб. пособие для студентов среднего профессионального образования по специальности 49.02.01 — Физическая культура : в 6 ч. Ч. 6. Педагогика физической культуры и спорта. — Стерлитамак : АМИ, 2015. — 56 с.

22. Судьина Л. Н., Бойкова И. В., Горбунова И. А. Педагогика: контрольно-оценочные средства : учеб. пособие для студентов среднего профессионального образования по специальности 49.02.01 — Физическая культура : в 6 ч. Ч. 1. Введение в педагогическую деятельность. — Стерлитамак : АМИ, 2015. — 80 с.

23. Судьина Л. Н., Бойкова И. В., Горбунова И. А. Педагогика: контрольно-оценочные средства : учеб. пособие для студентов среднего профессионального образования по специальности 49.02.01 — Физическая культура : в 6 ч. Ч. 2. Общие основы педагогики. — Стерлитамак : АМИ, 2015. — 76 с.

24. Судьина Л. Н., Бойкова И. В., Горбунова И. А. Педагогика: контрольно-оценочные средства : учеб. пособие для студентов среднего профессионального образования по специальности 49.02.01 — Физическая культура : в 6 ч. Ч. 3. Теория воспитания. — Стерлитамак : АМИ, 2015. — 72 с.

25. Судьина Л. Н., Бойкова И. В., Горбунова И. А. Педагогика: контрольно-оценочные средства : учеб. пособие для студентов среднего профессионального образования по специальности 49.02.01 — Физическая культура : в 6 ч. Ч. 4. Теория обучения. — Стерлитамак : АМИ, 2015. — 68 с.

26. Судьина Л. Н., Бойкова И. В., Горбунова И. А. Педагогика: контрольно-оценочные средства : учеб. пособие для студентов среднего профессионального образования по специальности 49.02.01 — Физическая культура : в 6 ч. Ч.5. Социальная педагогика. — Стерлитамак : АМИ, 2015. — 72 с.

27. Судьина Л. Н., Бойкова И. В., Горбунова И. А. Педагогика: контрольно-оценочные средства : учеб. пособие для студентов среднего профессионального образования по специальности 49.02.01 — Физическая культура : в 6 ч. Ч. 6. Педагогика физической культуры и спорта. — Стерлитамак : АМИ, 2015. — 76 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.