Научная статья на тему 'Продуктивная подготовка будущих педагогов к участию в научно-практических конференциях'

Продуктивная подготовка будущих педагогов к участию в научно-практических конференциях Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
321
58
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОДУКТИВНАЯ ПОДГОТОВКА БУДУЩИХ ПЕДАГОГОВ / НАУЧНО-ПРАКТИЧЕСКАЯ КОНФЕРЕНЦИЯ / САМОРЕАЛИЗАЦИЯ / САМОСОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ / САМОРАЗВИТИЕ / КУЛЬТУРА САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ ПЕДАГОГА / ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ СТАНОВЛЕНИЕ / PRODUCTIVE TRAINING OF FUTURE TEACHERS / SCIENTIFIC-PRACTICAL CONFERENCE / SELFACTUALIZATION / SELF-IMPROVEMENT / SELF-DEVELOPMENT / SELF-STUDY CULTURE TEACHER / PROFESSIONAL DEVELOPMENT / CULTURE OF SELFDEPENDENT WORK OR CULTURE OF SELF-DEPENDENT LIVING ACTIVITIES

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Сукиасян Асатур Альбертович, Козырева Ольга Анатольевна

В статье рассматриваются теоретико-эмпирические возможности исследования реализации идей продуктивной подготовки будущих педагогов к участию в научно-практических конференциях, способствующих профессиональной самореализации личности в модели сформированности культуры самостоятельной работы педагога, детализирующей возможности формирования потребностей будущего педагога в самосовершенствовании, самоутверждении и саморазвитии личности, определяющей качество продуктов ведущей деятельности базовым ресурсом профессионального становления, а также реализуемой возможностью повышения качества оказания образовательных услуг в системе непрерывного профессионального образования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Сукиасян Асатур Альбертович, Козырева Ольга Анатольевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

EFFICIENT PREPARATION OF FUTURE TEACHERS TO PARTICIPATE IN SCIENTIFIC AND PRACTICAL CONFERENCES

The article deals with theoretical and empirical research opportunities dealing with the ideas of productive training of future teachers to participate in scientific conferences. Participation of this kind will define the prospects of professional self-realization in the model of formation of culture of independent work of the teacher, detailing the possibility of formation of the needs of the future teacher in self-realization and self-improvement, self-affirmation and selfdevelopment. This study will improve the quality of educational services in the system of continuing professional education

Текст научной работы на тему «Продуктивная подготовка будущих педагогов к участию в научно-практических конференциях»

ния и информационных технологий; ГАОУ СПО КО «Юргинский техникум агротехнологий и сервиса»; ГОУ СПО «Юргинский технологический колледж» и предприятий города.

В настоящее время в Кемеровской области, как и на федеральном уровне, система сопровождения социально-профессиональной адаптации детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, находится на стадии становления. Таким образом, в образовательных организациях Кемеровской области сопровождением социально-профессиональной адаптации детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в основном занимаются педагоги с опытом работы до 3 лет, с высшим образованием и квалификацией «педагог-психолог» или «социальный педагог». Причем навыки работы по сопровождению большинство из них получили в процессе профессиональной деятельности. Кроме того, результаты опроса

подтверждают в настоящее время отсутствие системы подготовки, повышения квалификации и профессиональной переподготовки кадров в сфере профилактики и преодоления социального сиротства как на региональном, так и на федеральном уровнях и диагностируют потребность педагогических работников в переподготовке, повышении квалификации по сопровождению социально-профессиональной адаптации детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа.

1. Ослон В. Н. Аналитическая справка по результатам опроса регионов о ситуации в сфере профессиональной подготовки кадров для системы профилактики социального сиротства и развития семейного жизнеустройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей [Электронный ресурс] // Мониторинг реализации мероприятий Национальной стратегии в интересах детей, 2013. — URL : мониторингнсид.рф/materials/ download/179.

УДК/UDC 378.147

А. А. Сукиасян, О. А. Козырева A. Suqiasyan, O. Kozyreva

ПРОДУКТИВНАЯ ПОДГОТОВКА БУДУЩИХ ПЕДАГОГОВ К УЧАСТИЮ В НАУЧНО-ПРАКТИЧЕСКИХ КОНФЕРЕНцИЯХ

EFFICIENT PREPARATION OF FUTURE TEACHERS TO PARTICIPATE IN SCIENTIFIC AND PRACTICAL CONFERENCES

В статье рассматриваются теоретико-эмпирические возможности исследования реализации идей продуктивной подготовки будущих педагогов к участию в научно-практических конференциях, способствующих профессиональной самореализации личности в модели сформированности культуры самостоятельной работы педагога, детализирующей возможности формирования потребностей будущего педагога в самосовершенствовании, самоутверждении и саморазвитии личности, определяющей качество продуктов ведущей деятельности базовым ресурсом профессионального становления, а также реализуемой возможностью повышения качества оказания образовательных услуг в системе непрерывного профессионального образования.

The article deals with theoretical and empirical research opportunities dealing

with the ideas of productive training of future teachers to participate in scientific conferences. Participation of this kind will define the prospects of professional self-realization in the model of formation of culture of independent work of the teacher, detailing the possibility of formation of the needs of the future teacher in self-realization and self-improvement, self-affirmation and self-development. This study will improve the quality of educational services in the system of continuing professional education.

Ключевые слова: продуктивная подготовка будущих педагогов, научно-практическая конференция, самореализация, самосовершенствование, саморазвитие, культура самостоятельной работы педагога, профессиональное становление.

Keywords: productive training of future teachers, scientific-practical conference, self-

actualization, self-improvement, self-development, self-study culture teacher (culture of self-dependent work or culture of self-dependent living activities), professional development.

Развитие личности в условиях непрерывного профессионального образования — одна из главных задач, детализирующая возможности индивидуальных особенностей и обучающихся и включенная в поиск оптимальных ресурсов развития, доступных и качественных продуктов научно-педагогического и поликультурного пространства, системно фаси-литирующих определение и достижение цели современного непрерывного образования и самореализации личности.

Одной из таких практик является продуктивная подготовка будущих педагогов к участию в научно-практических конференциях, отражающих уровень профессионального становления в выборе и решении мультикультур-ных воспитательно-образовательных противоречий и проблем. Качество развития личности в системе образования, призванной решать задачи получения обучающимся качественного образования в интересах личности и государства, определяет стандартом возможности и уровень сформированности детерминированных компетенций.

Особенности современного профессионально-педагогического образования и реализация ФГОС задают в структуре изучения современных разделов профессионально-педагогического знания совокупность реализуемых в профессиональной деятельности педагога компетенций. Остановимся подробнее на ОПК-6 (способен к подготовке и редактированию текстов профессионального и социально значимого содержания), ПК-5 (готов включаться во взаимодействие с родителями, коллегами, социальными партнерами, заинтересованными в обеспечении качества учебно-воспитательного процесса) направления подготовки «44.03.01 — Педагогическое образование» и уточним понятие «продуктивная подготовка будущих педагогов» в ресурсах идей гуманизма и продуктивности, конкурентоспособности и гибкости становления и развития личности, определяющей в поле профессионально-педагогического становления и формирования идею мультикультурного развития и качественного формирования культуры самостоятельной работы педагога, особенности которой будем рассматривать в ресурсах идей и моделей современной педагогической мето-

дологии и педагогики развития, определяемой нами в контексте научных публикаций [1-7].

Под продуктивной подготовкой будущих педагогов будем понимать ситуативно реализуемые условия повышения качества профессионал ьно-педагогического образования, детерминируемые и визуализируемые нами в модели успешного участия будущего педагога в научно-практических конференциях, где поиск всех звеньев и элементов модели ведущей деятельности лежит в оптимизации профессионально-педагогических, личностно-поликультурных, экономико-эргономических, этико-акмеологических аспектов развития личности и доступного включения педагога в практику решения заявленной задачи в системе высшего профессионально-педагогического образования, возможность повышения качества которого определяется уровнем сформирован-ности культуры самостоятельной работы личности (обучающегося, студента, педагога и т. д.).

Под культурой самостоятельной работы личности понимается ситуативно оптимизируемая модель повышения качества самостоятельно определяемых и решаемых задач развития личности и коллектива (социально-профессиональной среды), предопределяющих оптимизацию уровня благополучия и здоровья личности и общества в продуктах самореализации и сотрудничества в таких направлениях самореализации и социализации, как «наука», «спорт», «культура», «искусство», «религия» и пр.

Модель формирования культуры самостоятельной работы личности (КСРЛ) сведем к четырехуровневой системе иерархически реализуемой педагогической практики в детерминации самостоятельно определяемых целей и качества продуктов ведущей деятельности личности, включенной в условия непрерывного профессионального образования:

1. Базовый уровень сформированности культуры самостоятельной работы личности (КСРЛ) может быть охарактеризован владением различными способами первичной и вторичной обработки информации, возможностью определения проблемы развития личности в контексте профессиональных отношений и качественного ее решения в рамках спектра выявляемых и популяризируемых традиционных решений. В структуре участия в научно-практической конференции студент-педагог может быть включен как соавтор, выполнявший какую-то часть работы, отражающий в докладе не только свои строго регламентированные условия участия

и продукты деятельности, но и коллектива, определившего достигнутый уровень формирования личности и качество продукта ведущей деятельности студента.

2. Оптимизируемый уровень сформиро-ванности культуры самостоятельной работы личности (КСРЛ) будем характеризовать следующими дополнениями (реализуемыми новообразованиями) базового уровня сфор-мированности КСРЛ: способностью личности моделировать и оптимизировать, уточнять и детализировать, сворачивать и разворачивать, верифицировать и обновлять, ретранслировать и распространять специфически определяемые ресурсы профессиональной деятельности в модели профессионального становления и самоутверждения, самореализации и саморазвития, самосовершенствования и социализации, продуцирования и взаимодействия в ресурсе «хочу — могу — надо — есть». На данном уровне студент-педагог может самостоятельно, но под руководством научного руководителя, осуществлять научно-педагогическое исследование [6], продукты которого он публикует в научных статьях и отражает в докладах на научно-практических конференциях.

3. Творческий или профессиональный уровень сформированности КСРЛ определяется авторской постановкой и своевременным, качественным решением детерминируемой проблемы развития личности в контексте профессионального становления и самореализации. Данный уровень иллюстрирует способность личности педагога успешно ставить и решать проблемы и задачи развития личности и системы образования, результаты научно-практической работы также публикуются в материалах научно-педагогических конференций и в журналах.

4. Полисистемный или высокопрофессиональный уровень сформированности КСРЛ определяется самостоятельной единицей (школой) в модели реализации авторской постановки и своевременного, качественного, конкурентоспособного решения детерминируемой проблемы развития личности в контексте профессионального становления и самореализации. В таком понимании появляется связующая все продукты педагогического коллектива нить педагогической системы или педагогической школы.

Научно-практическая конференция является средством и результатом формирования КСРЛ, участие будущего педагога в которой регламентируется особенностями воспитательно-образовательного пространства и системой

непрерывного профессионально-педагогического образования, стимулирующего различными формами и механизмами качественное формирование потребности будущего педагога в успешности и состоятельности развития и саморазвития личности. Для обеспечения качественного результата включения педагога в данный процесс можно использовать балль-но-рейтинговую оценку достижений педагога и обучающегося (студента).

В таком понимании выделенные нами компетенции ОПК-6 и ПК-5 в направлении подготовки «44.03.01 — Педагогическое образование» могут быть измерены в структуре решения задачи участия в очной или заочной научно-практической конференции с изданием сборника статей. Данная форма заданий может быть отнесена к продуктивным заданиям, решаемым в блоке «С», совокупности тестовых заданий, выносимых на проверку сформиро-ванности компетенций определенной дисциплины, в нашем случае это «Практическая педагогика», определяющая и решающая задачи развития личности и формирования высокого уровня профессионально-педагогического мастерства в модели повышения качества выполнения трудовых функций педагога.

Выделим педагогические условия оптимальной реализации идей продуктивной подготовки будущих педагогов к участию в научно-практических конференциях:

— доступность и своевременность включения будущего педагога в практику решения заявленной задачи (успешного участия будущего педагога в научно-практических конференциях международного и всероссийского уровней) в системе высшего профессионально-педагогического образования. Доступность как форма оценки состоятельности личной практики определяется с позиции сформированности самостоятельного поиска личности возможности решения задач научно-педагогической деятельности, определяемой в ресурсах морально-нравственного и профессионально-деятельностно-го становления личности (сформированность совокупности ценностей и приоритетов развития личности в ряде компетенций направления подготовки «44.03.01 — Педагогическое образование»), экономического и поликультурного развития системы образования и образовательных, научно-педагогических услуг, где совокупность проводимых научно-практических конференций определяется за полугодие по количеству полного состава студентов определенного потока подготовки (количество наи-

менований конференций в воспитательно-образовательном пространстве равно количеству студентов определенного профиля обучения в направлении подготовки «44.03.01 — Педагогическое образование» на том или ином факультете). Данная особенность необходима для решения задач повышения рейтинга не только будущих педагогов, но и вуза в постановке и качественном решении задач научно-педагогического исследования, являющегося одной из реализуемых возможностей продуктивной подготовки будущего педагога в системе современного профессионально-педагогического образования, призванного стимулировать активность педагогов в поиске оптимальных условий воспитания, развития, обучения, социализации, адаптации в модели современного образования. В ресурсах экономического обеспечения качества образовательных услуг доступное участие в научно-практической конференции будущего педагога связано в первую очередь с материальными затратами, которые ложатся на его плечи, данная возможность не может быть реализована, если стоимость участия конференции превышает на момент начала 2015 г. 500 руб. за одну публикацию научно-педагогической статьи (результаты бесед со студентами-педагогами), которой достаточно будущему педагогу в решении задач продуктивной подготовки и самовыражения личности в определении и решении задач научно-педагогического исследования, направление и специфика которого связаны непосредственно с личным социально-педагогическим опытом, полученным в учреждениях непрерывного образования.

— Учет профессионально-педагогических, личностно-поликультурных, экономико-эргономических, этико-акмеологических аспектов развития личности будущего педагога в модели формирования культуры самостоятельной работы, являющейся ядром профессионально-педагогической культуры. Профессионально-педагогические аспекты развития личности будущего педагога связаны с непосредственным формированием компетенций и качественным выполнением педагогом трудовых функций. Личностно-поликультурные аспекты развития будущего педагога связаны с нормами поликультурного пространства и моделью реализуемой культуры в современной государственно-региональной системе управления качеством образования и образовательных услуг. Экономико-эргономические аспекты связаны с возможностью экономического развития образовательного учреждения и педагога, определения

эргономически выгодных, удобных (оптимальных) условий развития образовательного ресурса и продуктов ведущей деятельности педагогов и обучающихся. Этико-акмеологические аспекты развития личности будущего педагога связаны непосредственно с соблюдением этики и морали, принятием идей нормального распределения способностей и здоровья обучающихся и педагогов, включенных в целостный педагогический процесс в образовательном учреждении, относящемся к определенной ступени непрерывного профессионального образования, базовыми идеями развития. Нормальное распределение способностей условно содержит три группы, или три категории, обучающихся.

Группа «О» (одаренные). Это обучающиеся, которые самостоятельно, при минимальной помощи педагога, определяют и решают задачу в рамках детерминированных возможностей продуктивного становления, самореализации и самосовершенствования личности.

Группа «Н» (нормальные) — составляют 90 % от общего количества полной генеральной совокупности обучающихся определенного возраста (года рождения).

Группа «А» (аномальные) — лица, нуждающиеся в специальных условиях получения образования.

Данная совокупность групп была определена стандартом высшего профессионального образования специалитета в курсе дисциплины «Основы специальной педагогики», изучение которой осуществлялось в соответствии с государственным образовательным стандартом педагогической специальности, например «033100 — Физическая культура», квалификации «педагог по физической культуре», от 31.01.2005 № 711 пед/сп. В условиях происходящих изменений инклюзивное образование определяет и системно решает проблемы инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья, в рамках сохранения преемственности и фундаментальности образования проблемы инклюзивного образования относят к проблемам группы «А». Проблемы получения качественного образования группами «О» и «Н» в ресурсах профессионально-педагогического образования являются неустанно решаемыми проблемами, специфика и возможности которых регулярно обновляются новыми факторами и механизмами верификации и оптимизации повышения качества и возможностей личности в условиях непрерывного профессионального образования, являющегося гарантом стабильности и защищенности, конкурентоспособности

и профессиональной устойчивости (прививка к различным условиям реализации педагогической практики и поддержки личности обучающегося, относящегося к различным социальным группам и группам здоровья).

— Высокое качество и разнообразие программно-педагогического обеспечения изучения дисциплин педагогического блока направления подготовки «44.03.01 — Педагогическое образование». Под программно-педагогическим обеспечением дисциплин педагогического блока будем понимать совокупность традиционных и новых информационных ресурсов изучения курсов «Введение в педагогическую деятельность», «Теоретическая педагогика», «Практическая педагогика», «Методика воспитательной работы», «История педагогики и образования» (степень/квалификация выпускника: бакалавр). В настоящее время программно-педагогическое обеспечение курсов оставляет желать лучшего. Тем более методическая и дидактическая непроработанность решения детерминируемых проблем современного образования в условиях низкого финансирования и падения престижа педагогической деятельности, экономического и демографического кризиса в нашей стране создает условия для объективной, осмысленной постановки проблемы повышения качества образовательных услуг высшего профессионально-педагогического образования, специфика которых может быть визуализирована и решена в рамках различных образовательных ресурсов, системно решающих определенные государством специфические проблемы современного профессионального образования. В данном направлении дуализм и дихотомическое сочетание традиционных (печатных) и электронных изданий учебников и учебных пособий является уникальной поддержкой современной педагогической практики. Качественное и разнообразное программно-педагогическое обеспечение — идеальная грань (модель) реализуемого современного образования. Специфика деятельности педагога всегда строится в русле идей гуманизма и педагогической образовательной поддержки личности обучающегося, включенного в систему современного непрерывного образования.

— Определение перспектив развития личности педагога в контексте решения задач самореализации и социализации в условиях происходящих изменений в государстве и субъектах федерации. В ресурсах реализации модели формирования культуры самостоятельной работы данное условие может быть оптимизи-

ровано возможностями социума и личности в постановке и решении повышения качества педагогической деятельности и уровня сформированности КСРЛ.

Итак, первым шагом в такой практике является участие будущего педагога в научно-исследовательской деятельности и, как следствие, участие в научно-практических конференциях различного уровня.

Выделенные педагогические условия оптимальной реализации идей продуктивной подготовки будущих педагогов к участию в научно-практических конференциях определили необходимость пересмотра программно-педагогического обеспечения изучения курсов «Введение в педагогическую деятельность», «Теоретическая педагогика», «Практическая педагогика», «Методика воспитательной работы», «История педагогики и образования» (степень/квалификация выпускника: бакалавр) направления подготовки «44.03.01 — Педагогическое образование», что в ближайшем времени будет отражено в учебных пособиях и монографиях, предлагающих рассмотреть возможности качественного формирования культуры самостоятельной работы личности и реализации идей продуктивной подготовки будущих педагогов к участию в научно-практических конференциях.

1. Козырева О. А. Феноменологические особенности формирования культуры самостоятельной работы педагога // Вестник СГУ. — 2011. — № 2 (73). — С. 109-117.

2. Козырева О. А. ЯР-технология педагогического взаимодействия в системе высшего и дополнительного профессионального образования: моногр. — Новокузнецк : КузГПА : МОУ ДПО ИПК, 2007. — 385 с.

3. Пушинина А. А., Сукиасян А. А. Деятельность — основа развития личности // Современная наука: теоретический и практический взгляд: сб. ст. Междун. науч.-практ. конф. (Уфа, 25 февр. 2015 г.) : в 2 ч. Ч. 2. — Уфа : Аэтер-на, 2015. — С. 131-135.

4. Редлих С. М., Козырева О. А. Специфика и результативность формирования культуры самостоятельной работы будущего педагога по ФК как ресурс становления и профессионализма // Педагогическое образование и наука. — 2014. — № 1. — С.103-107.

5. Редлих С. М., Козырева О. А. Современные методы продуктивной педагогики и проблема формирования культуры самостоятельной работы педагога // Профессиональное образование в России и за рубежом. — 2011. — №1(3). — С.49-62.

6. Свинаренко В. Г., Козырева О. А. Научное исследование по педагогике в структуре вузовского и дополнительного образования: учеб. пособ. для пед. вузов и системы ДПО. — М.: НИЯУ МИФИ, 2014. — 92 с.

7. Сукиасян А. А. Контроль в системе учебного процесса в высшей школе // Теоретические и практические вопросы развития научной мысли в современном мире: сб. ст. Междун. науч.-практ. конф. (Уфа, 05 мая 2015 г.). — Уфа: Аэтерна, 2015.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.