Научная статья на тему 'Педагогическое моделирование в детерминации основ и условий современного воспитания'

Педагогическое моделирование в детерминации основ и условий современного воспитания Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
123
356
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КУЛЬТУРА САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ / ВОСПИТАНИЕ / СОЦИАЛИЗАЦИЯ / САМОРАЗВИТИЕ / САМОУТВЕРЖДЕНИЕ / КОМПЕТЕНЦИИ / ПРОДУКТИВНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / CULTURE SELF-DEPENDENT WORK / EDUCATION / SOCIALIZATION / SELF-DEVELOPMENT / ASSERTIVENESS / COMPETENCE / PRODUCTIVE ACTIVITY

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Овчинникова Ю.А., Угольникова О.А.

В работе отражены нюансы педагогического моделирования в ресурсах определения и верификации основ и условий современного воспитания в модели профессионально-педагогической подготовки будущих педагогов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Овчинникова Ю.А., Угольникова О.А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The work shows the nuances of pedagogical modeling resource requirements definition and verification of the foundations and conditions of modern education in the model of professional-pedagogical training of future teachers.

Текст научной работы на тему «Педагогическое моделирование в детерминации основ и условий современного воспитания»

9. Реан А.А. Психология и педагогика [Текст] / А.А.Реан, Н.В.Бордовская, С.И. Розум. - СПб.: Питер, 2002. - 432 с.

Овчинникова Ю.А., Угольникова О.А.

ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ МОДЕЛИРОВАНИЕ В ДЕТЕРМИНАЦИИ ОСНОВ И УСЛОВИЙ СОВРЕМЕННОГО ВОСПИТАНИЯ

Кемеровский государственный университет, Сибирский государственный индустриальный университет

Ключевые слова: Культура самостоятельной работы, воспитание, социализация, саморазвитие, самоутверждение, компетенции, продуктивная деятельность.

Аннотация: В работе отражены нюансы педагогического моделирования в ресурсах определения и верификации основ и условий современного воспитания в модели профессионально-педагогической подготовки будущих педагогов.

Key words: Culture self-dependent work, education, socialization, self-development, assertiveness, competence, productive activity.

Abstract: The work shows the nuances of pedagogical modeling resource requirements definition and verification of the foundations and conditions of modern education in the model of professional-pedagogical training of future teachers.

Специфика подготовки будущих педагогов к организации воспитательной работы в модели высшего профессионального образования определяется формами, методами и педагогическими технологиями определения и решения задач развития личности в модели усвоения норм культуры и этики, формирования социально регламентируемых способов воспроизводства продуктов культуры, науки, искусства, спорта, объективно располагающих личность и общество к неустанному поиску и развитию полисубъектных связей и моделей верификации качества социальных отношений.

Одной из практик определения и решения задач развития личности в модели поликультурного пространства является модель определения системы принципов современного воспитания, фасилитирующая качественное усвоение норм культуры и этики.

В структуре научно-педагогического поиска [1] могут быть получены качественные результаты формирования культуры самостоятельной работы личности [2-3] как ресурса самоидентификации и самореализации, самоутверждения и

самосовершенствования в модели поликультурных отношений и профессионально-образовательных условий оптимизации качества современного образования, в котором воспитанию уделяется большое значение.

Примером детализации возможности использования педагогического моделирования в подготовке будущих педагогов может быть определение системы принципов воспитания [4], а реализованной практикой верификации организации современного воспитания является классный час, специфика которого в системе воспитательно-образовательных отношений имеет ряд особенностей и специфических механизмов коррекции качества социальных отношений [5].

Представим систему принципов современного воспитания в образовательном учреждении (Овчинникова Ю. А., 2015):

I. Принцип научной организации профессионально-педагогического взаимодействия в модели постановки и решения задач современного воспитания обучающихся:

- принцип единства воспитания, обучения, образования и социализации в модели развития личности обучающегося;

- принцип единства теории и практики в организации воспитательной работы в образовательном учреждении;

- принцип дихотомического сочетания в выборе оптимальных условий развития личности и ученического коллектива;

- принцип формирования основ культуры и этики в модели поликультурного образования;

- принцип интеллектуального развития и самореализации личности в модели ведущей деятельности и общения, специфика которых сопряжена с индивидуальными особенностями обучающегося и нормальным распределением способностей и здоровья;

- принцип своевременного, ситуативного определения и решения задач развития и саморазвития личности обучающегося;

- принцип последовательности, системности, объективности, целостности, уникальности развития и воспитания личности в модели поликультурного образования;

- принцип реализации идей многомерного поиска возможностей решения задач развития личности в модели «хочу - могу - надо -есть»;

- принцип прагматичности и уникальности в профессиональном самоопределении и самореализации личности обучающегося;

- принцип продуктивности в определении и решении задач современного образования в модели поликультурной практики

реализации идей гуманизма и толерантности;

- принцип единства целей, ценностей, ресурсов развития личности обучающегося;

- принцип доступности образовательных услуг всем категориям обучающихся в модели современного непрерывного профессионального образования;

- принцип своевременного включения личности в систему непрерывного профессионального образования;

- принцип реализации условий многомерной социализации и самореализации личности в модели современного общего и дополнительного образования;

- принцип единства культуросообразности и природосообразности воспитания, обучения и образования личности обучающегося;

- принцип оптимизации поиска методов и технологий, средств и форм организации педагогического взаимодействия обучающихся, родителей и педагогов;

- принцип детализации и модификации социального опыта в определении и решении задач акмепедагогики;

- принцип уважения и любви к антропологически обусловленным и реализуемым условиям и практике социальных отношений и способов воспроизводства социального опыта и морально-этических ценностей;

- принцип аксиакмеологической компенсации личности, имеющей дефекты развития и здоровья, в системе досуга и хобби;

- принцип практико ориентированной работы с родителями и обучающимися в модели оптимизации условий и возможностей развития обучающегося и класса;

- принцип реализации условий готовности личности обучающегося быть включенным в процесс решения задач альфа- и бета-трудовых отношений;

- принцип единства самореализации, саморазвития, самосовершенствования, самоопределении, самоутверждении, самообразования, самовоспитания, самопрограммирования, самовосстановления, релаксации и оптимизации ролей и связей в поликультурном пространстве и ведущей деятельности;

- принцип формирования потребности в труде и самореализации;

- принцип формирования культуры самостоятельной работы и возможности креативного развития личности обучающегося в единстве направлений самореализации «спорт», «наука», «искусство», «культура»;

- принцип единства деятельности и сознания.

II. Принцип формирования потребностей в физической культуре и

здоровом образе жизни:

- принцип формирования потребности в активном образе жизни, рациональном питании и своевременном восстановлении организма после длительных нагрузок;

- принцип пропаганды и включения личности обучающегося образовательного учреждения в систему занятий физической культурой и спортом;

- принцип определения перспектив формирования общефизической подготовки обучающегося;

- принцип доступности занятий физической культурой и спортом в системе общеобразовательных учреждений и дополнительного образования детей и юношества;

- принцип формирования жизненно важных ценностей и качеств личности и общества в условиях актуализации патриотического и гражданского, семейного и школьного, внешкольного и духовного воспитания;

- принцип единства видов воспитания.

III. Принцип единства теории и практики определения и решения задач развития личности в модели поликультурного образования:

- принцип включения средств ИКТ и социальных сетей в определение возможностей формирования личности и коллектива;

- принцип формирования потребностей в разработке адаптивного и акмеверифицированного обеспечения учебно-образовательного пространства;

- принцип многомерного исследования и коррекции научно-педагогического обеспечения организации обучения в образовательном учреждении и досуга;

- принцип учета специфики и нюансов ограничений социального, личностного и профессионального генеза.

Выделенная система принципов воспитания является продуктом педагогического моделирования и анализа опыта профессионально-педагогической деятельности, в системе полисубъектных отношений и детализации профессионально-трудовых качеств педагога.

Список литературы

1. Свинаренко В.Г., Козырева О.А. Научное исследование по педагогике в структуре вузовского и дополнительного образования: учебное пособие для педагогических вузов и системы дополнительного профессионального образования. М. : НИЯУ МИФИ, 2014. - 92с.

2. Маклаева Э.В., Фёдорова С.В. Организация продуктивной

деятельности студентов средствами математики // Синергия. 2016. № 2. С. 27-32.

3. Полухина О.П., Иголкин С.Л. Отношенческий компонент в структуре профессионально-личностной позиции студента-психолога// Вестник Воронежского государственного технического университета. 2014. Т. 10. № 5-2. С. 244-248.

4. Путан Л.Я. Перспективы теории поэтапного формирования умственных действий в психо лого-педагогической науке XXI века // Успехи современной науки. 2016. № 1. С. 119-122

5. Филиппов Н.Н., Зубанов В.П., Бойкова И.В. Специфика организации воспитательной работы с обучающимися среднего звена // Глобализация науки: проблемы и перспективы: сборник статей Междун. научно-практической конференции (Уфа, 3 апреля 2015 г.). Уфа: РИО МЦИИ ОМЕГА САЙНС, 2015. С.131-133.

Соколова Н.Ф., Жигульская И.В.

ФОРМИРОВАНИЕ ИКТ-КОМПЕТЕНЦИЙ ПЕДАГОГОВ ДЛЯ

РЕАЛИЗАЦИИ ОБУЧЕНИЯ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ДИСТАНЦИОННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ

Волгоградская государственная академия последипломного образования, МОУ «Лицей № 9» г. Волгограда

Ключевые слова: ИКТ- компетентность, дистанционное обучение, оценка сформированности.

Аннотация: Описан опыт создания кадровой базы для реализации дистанционного обучения. Представлена анкета для оценки сформированное™ ИКТ- компетентности педагогов. Оперативное оп-line анкетирование предлагается проводить на основе облачных сервисов.

Keywords: ICT expertise, distance learning, assessment of formation.

Abstract: The experience of creating the human resource base for the implementation of distance learning. Presented questionnaire to assess the formation of ICT competence of teachers. Prompt on-line questionnaire is proposed to carry out on the basis of cloud services.

Информационно-коммуникационные технологии (ИКТ) и электронные ресурсы уже стали привычными для современных школьников и студентов, которые ожидают, что в процессе обучения им будет предоставлена возможность интерактивной и сетевой

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.