Научная статья на тему 'Продуктивная самореализация спортсмена, занимающегося тайским боксом, в модели рефлексии и оценки достижений'

Продуктивная самореализация спортсмена, занимающегося тайским боксом, в модели рефлексии и оценки достижений Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
160
45
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Символ науки
Область наук
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Продуктивная самореализация спортсмена, занимающегося тайским боксом, в модели рефлексии и оценки достижений»

УДК 378.1; 371.3

Игнатьева Ойгыль Салихзяновна

студентка 4 курса факультета физической культуры, Новокузнецкий филиал-институт ФГБОУ ВПО «Кемеровский государственный университет»,

г. Новокузнецк, РФ, Ffk-nauka@ya.ru

ПРОДУКТИВНАЯ САМОРЕАЛИЗАЦИЯ СПОРТСМЕНА, ЗАНИМАЮЩЕГОСЯ ТАЙСКИМ БОКСОМ, В МОДЕЛИ РЕФЛЕКСИИ И ОЦЕНКИ ДОСТИЖЕНИЙ

Аннотация

В статье описан процесс выявления возможностей продуктивной самореализации спортсмена, занимающегося тайским боксом, определяемый через анализ продуктов ведущей деятельности, где модель оценки достижений (рефлексии) определяется через представленные в портфолио объекты акместановления личности, анализ и виды которых и описывается в данной работе.

Ключевые слова

Социализация, самореализация, нормальное распределение способностей, культура самостоятельной работы, моделирование, портфолио, научно-практическая конференция обучающихся.

Возможности исследования продуктивной самореализации спортсмена, занимающегося тайским боксом, - одно из детерминируемых и реализуемых направлений самореализации развивающейся личности, включенной в активный поиск оптимального решения мультисредовых противоречий («хочу - могу - надо - есть»), системно выявляющих функции и продукты, качества и ресурсы самоутверждения и самосохранения личности и общества.

Наше исследование по продуктивной самореализации спортсмена, занимающегося тайским боксом, представляет интерес с позиции выявления ресурсов измерения сформированное™ исследуемого качества. Для такого рода практики можно использовать профессионально-педагогический кейс (для педагогов, занимающихся тайским боксом) и портфолио (для обучающихся различных образовательных учреждений, системно использующих механизмы и продукты социализации и самореализации личности).

Под продуктивной самореализацией спортсмена, занимающегося тайским боксом, будем понимать процесс акмеверифицированного поиска и оптимизации модели достижения личностно и социально значимых результатов, непосредственно связанных с занятиями тайским боксом, предопределяющий получение высоких результатов в выбранном направлении деятельности и, как следствие, ситуативный своевременный переход из модели социализации и описываемого процесса «спорт» в другое направления получение продуктов высокого качества в моделях «искусство», «культура», «наука» и пр.

Продуктивная самореализация обучающегося, занимающегося тайским боксом, - процесс активного воспроизводства опыта ведения боя и победы в структуре подготовки и включения в соревнования различного уровня, системно определяющих перед обучающимся всё новые и новые высоты в ресурсах занятий тайским боксом.

Продуктивная самореализация тренера по тайскому боксу - процесс выявления и оптимизации технологии организации учебно-тренировочной деятельности в постановке и решении задач развития техники и стратегии ведения боя у обучающихся, занимающихся тайским боксом.

В исследовании, проводимом в Детско-юношеской спортивной школе (МБОУ ДОД «ДЮСШ»), г. Киселевск, Кемеровской обл., использовался метод портфолио и метод анализа результатов и продуктов подготовки спортсменов в тайском боксе.

Для этого были созданы условия для активного вовлечения обучающихся Детско-юношеской спортивной школы (г. Киселевск) в систему научно-исследовательской работы обучающихся, определяющей возможность личности выявлять и решать противоречия развития и продуцирования тех или иных материальных и идеальных объектов в модели ведущей деятельности и хобби.

В процессе изучения качества и возможностей самореализации спортсмена, занимающегося боксом, обучающиеся в качестве подтверждающих документов выделяли грамоты, медали, благодарственные письма и пр.

Иерархия представленных наград в портфолио обучающихся, занимающихся тайским боксом, была

определена в большей степени к уровню «формальной продуктивной самореализации», т. к. все выполненные портфолио были построены по одной структуре, в которую вписаны достижения обучающихся, полученные в структуре занятий тайским боксом в Детско-юношеской спортивной школе. Формальность определялась способом выражения чувств и оценки сформированности того или иного качества и достигнутой в тайском боксе высоты; обучающиеся практически не комментировали свои достижения (или комментарии сводились к минимуму), выставляя только награды.

Попытаемся выделить и пояснить все виды, уровни и модели продуктивной самореализации личности спортсмена (обучающегося), занимающегося тайским боксом:

- Творческая (профессиональная) самореализация (уровень продуктивной творческой самореализации, уровень профессионала).

- Синхронно-поисковая самореализация (уровень продуктивной синергетической самореализации, уровень мастера).

- Формальная самореализация (уровень формальной продуктивной самореализации, уровень ученика).

- Базовая самореализация (уровень начальной продуктивной самореализации, уровень претендента).

В ресурсах детерминации и визуализации 4-х видов продуктивной самореализации (базовая, формальная, синхронно-поисковая, творческая) спортсмен проходит четыре ступени (модели) формирования качеств сформированности спортивного мастерства: i) претендент, 2) ученик, 3) мастер, 4) профессионал. Каждая ступень характеризуется видом сформированности качеств и продуктивной активности (последовательность сохраняется), - это i) уровень начальной продуктивной самореализации, 2) уровень формальной продуктивной самореализации, 3) уровень продуктивной синергетической самореализации, 4) уровень продуктивной творческой самореализации.

К сожалению, в структуре участия во II заочной, научно-практической конференции обучающихся средних общеобразовательных школ, лицеев, гимназий, детско-юношеских спортивных школ, специализированных детско-юношеских спортивных школ олимпийского резерва «Портфолио как итог формирования культуры самостоятельной работы обучающегося» (20i4) не была разработана структура портфолио обучающегося, занимающегося тайским боксом, поэтому качество продуктов самореализации в ресурсах иллюстрации (визуализации) достигал только формального уровня самореализации личности спортсмена, где получаемый в ходе эксперимента результат может быть объяснен только с позиции недостаточного формирования потребности личности в продуктах интеллектуального развития и самореализации.

Учитывая выбранное программно-методическое обеспечение темы организуемого исследования [i-10] можно его продолжить в русле систематизации педагогических условий социализации и самореализации личности, занимающейся тайским боксом, выделив модели и формы педагогического сотрудничества, обеспечивающие повышение уровня и качества самореализации личности не только в тайском боксе, но и в других направлениях самореализации и социализации, сводимых при грамотной постановке и решении проблемы к максимальной форме, именуемой нами «продуктивная самореализация» и «продуктивная социализация».

Список использованной литературы:

1. Кошелев А.А., Козырева О.А. Портфолио школьника как результат формирования его культуры самостоятельной работы // Europan Souciai Science Jornal. 20ii. №6. С.2Ш-217.

2. Кошелев А. А., Козырева О. А. Портфолио школьника: учеб. пособ. Новокузнецк: КузГПА, 20 i i. 38 с. [+прил. на DVD]. ISBN 978-5-85117-615-9.

3. Козырева О. А., Кошелев А. А. Принципы, методы и средства моделирования портфолио обучающегося общеобразовательной школы // Вестник КузГПА. 20i2. 9 (23). ii с. URL: http://vestnik.kuzspa.ru/articles/101/

4. Козырева О. А., Кошелев А. А., Маринич Н. В. Теория и практика моделирования портфолио обучающимися как модель здоровьесберегающей педагогики // Современные стратегии развития физической культуры, спорта и оздоровительных технологий: сб. матер. Междун. науч.-практ. конфер. Челябинск: Изд. центр ЮУрГУ, 20i3. С. i25-130.

5. Ступин В. С., Зубанов В. П., Козырева О. А. Особенности моделирования портфолио в контексте идей гуманизма и продуктивности // Development of the creative potential of a person and society: materials of the II

international scientific conference. Prague: Sociosfera-CZ, 2014. Р.197-198.

6. Литвинов А. В., Козырева О. А., Евко М. С. Возможности моделирования портфолио обучающегося как продукт самореализации и саморазвития // Development of the creative potential of a person and society: mater. of the II intern. sc. confer. on Jan., 17-18, 2014. Prague : Sociosfera-CZ. С. 195-197.

7. Редлих С.М., Козырева О.А. Современные методы продуктивной педагогики и проблема формирования культуры самостоятельной работы педагога // Профессиональное образование в России и за рубежом. 2011. №1(3). С.49-62.

8. Редлих С.М., Козырева О.А. Культура самостоятельной работы учителя как вектор самореализации и самосовершенствования личности в педагогической деятельности // Педагогическое образование и наука. 2011. №11. С.58-65.

9. Редлих С. М., Козырева О. А. Система принципов формирования культуры самостоятельной работы педагога как механизм реализации условий продуктивного педагогического взаимодействия // Профессиональное образование в России и за рубежом. 2012. №1(5). С. 27-29.

10. Редлих С. М., Козырева О. А. Специфика и результативность формирования культуры самостоятельной работы будущего педагога по ФК как ресурс становления и профессионализма // Педагогическое образование и наука. 2014. №1. С.103-107.

© О. С. Игнатьева, 2015

УДК 37.017.4

Куршев Алексей Владимирович

кандидат педагогических наук, доцент КНИТУ

г.Казань, РФ E-mail: a-kurshev@yandex.ru

ПОНЯТИЕ ГРАЖДАНСТВЕННОСТИ В ДИССЕРТАЦИОННЫХ ИССЛЕДОВАНИЯХ

Аннотация

В статье приводится обзор определений термина гражданственность встречающихся в диссертационных исследованиях различных научных отраслей

Ключевые слова

гражданственность

Учитывая междисциплинарный характер термина «гражданственность» был осуществлен анализ трактовки этой категории с точки зрения различных гуманитарных наук: философии, политологии, социологии, филологии, психологии, педагогики и др.

В рамках философии одной из наиболее известных и авторитетных работ посвященных проблеме гражданственности является диссертационное исследование И.М. Тагильцевой на тему «Гражданственность личности (методологический аспект исследования)», успешно прошедшее процедуру публичной защиты в 1984 году. В научном труде этого ученого, ссылки на которое содержатся во многих современных исследованиях данной проблематики, под гражданственностью понимается «целостное качество личности». В то же время в диссертационном исследовании Н.А. Шестаковой «Этические основания гражданственности», защита которого состоялась в 2009 году, под гражданственностью понимается нечто, не имеющее ничего общего с предыдущей трактовкой, а именно «система добродетелей и ценностей, которая отображает моральное измерение взаимоотношений человека и государства и включает как заинтересованное отношение личности к делам государства, так и ее активное участие в делах общества».

Различные трактовки термина гражданственность можно встретить и в рамках социологии. В диссертационных исследованиях по социологии под гражданственностью чаще всего понимается свойство личности. И.Ю.Новичкова в своем докторском исследовании на тему «Феномен гражданственности в условиях трансформаций российского общества» 2005 года, под гражданственностью понимает «качественно-сущностное

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.