УДК 378.1; 371.3
Ю. О.Филиппова
студент 4 курса факультета физической культуры, Новокузнецкий филиал-институт ФГБОУ ВПО «Кемеровский государственный университет»,
г. Новокузнецк, Российская Федерация
НЕКОТОРЫЕ ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ОПТИМИЗАЦИИ КАЧЕСТВА МОДЕЛИРОВАНИЯ ПОРТФОЛИО ОБУЧАЮЩЕГОСЯ
Аннотация
В статье отражена возможность определения педагогических условий оптимизации качества моделирования портфолио обучающегося, способствующего повышению уровня его культуры самостоятельной работы, определяющей перспективность и практику продуктивного самовыражения и самореализации личности в различных направлениях антропологически обусловленного знания.
Ключевые слова
Гуманизм, культура самостоятельной работы, моделирование, нормальное распределение способностей, педагогическая методология, педагогически условия, портфолио, научно-практические
конференции обучающихся.
В структуре профессионально-педагогической подготовки будущих педагогов по физической культуре немаловажное значение уделяется общепедагогической и специально-методической подготовкам студентов педагогов по физической культуре к выявлению противоречий развития личности и их своевременному, качественному решению. Одной их инновационных форм самодетерминации и рефлексии, самореализации и саморазвития, социализации и самоутверждения личности обучающегося является портфолио обучающегося, которое они составляют с первого класса начальной школы.
Уточним понятие «портфолио обучающегося», «оптимизация качества моделирования портфолио обучающегося», «педагогические условия», «педагогические условия оптимизации качества моделирования портфолио обучающегося».
Портфолио обучающегося - продукт формирования и сформированности рефлексии и культуры самостоятельной работы обучающегося, включенного в поиск оптимальных условий развития и саморазвития в учреждениях общего и дополнительного образования детей и юношества, реализующих программы по формированию и развитию креативных способностей, по принятию норм культуры и этики в мультикультурном пространстве в ресурсах декоративно-прикладного искусства и народного творчества, спорта и научного самовыражения и самореализации обучающегося, определяющего для себя перспективность и многообразие форм и методов решения выявляемых и уточняемых противоречий, системно сводимых нами к модели «хочу - могу - надо - есть», предопределяющих возможность и качество создаваемых и оцениваемых продуктов деятельности и общения, результаты сравнения и оценки которых (награды, поощрения, благодарности, грамоты, сертификаты, дипломы, медали, кубки и пр.) и содержит описываемый нами продукт в многообразии слайдов и визуальных подтверждений с описанием особенностей получения, создания и последующей возможной практикой определения иерархически детерминируемых и реализуемых условий развития и становления личности в модели продуктивного самовыражения и самореализации обучающегося.
Культура самостоятельной работы обучающегося - продукт педагогической практики учителей, педагогов, родителей, тренеров, воспитателей и других педагогических работников и заинтересованных лиц, создаваемый в ресурсах определения потребностей и возможностей продуктивной постановки и решения задачи развития и самореализации личности в мультикультуре, определяющийся через стадии или виды продуктивного становления и самовыражения, саморазвития и самоутверждения, которые сводятся к нескольким (чаще четырем) уровням сформированности описываемого продукта, определяемого в данной ситуации через педагогический процесс верификации качества определения и решения мультисредовых (мультикультурных) и внутриличностных противоречий.
Культура самостоятельной работы обучающегося будет у нас состоять из четырех уровней:
1. Начальный (базовый, допустимый) уровень сформированности культуры самостоятельной работы обучающегося определяется через минимально сформированные потребности в самостоятельном поиске, а также решении задач развития личности и общества.
2. Средний уровень сформированности культуры самостоятельной работы обучающегося, на котором находится большинство обучающихся, включенных в активный поиск условий и возможностей определения и решения задач и противоречий развития личности и общественных отношений.
3. Высокий уровень сформированности культуры самостоятельной работы обучающегося, детерминируемый нами через наличие ряда подтверждающих документов, системно визуализирующих качество постановки и решения задач развития и самоутверждения личности обучающегося в выбранных направлениях социализации и самореализации, готовности выявить близлежащие задачи развития и системно решить их на высоком уровне постановки и решения задач в продуктивной самореализации обучающегося.
4. Профессиональный уровень сформированности культуры самостоятельной работы обучающегося определяется через возможность предложения таких вариантов решения выявленных противоречий, что качество создаваемых продуктов в структуре объективного поиска высоких результатов представляет собой ресурс пролонгации позитивных условий развития и саморазвития, самоутверждения и самореализации, где креативности и здоровью, учету специфики нормального распределения способностей и гуманизму отдаются ведущие позиции в выборе решения и его оптимизации.
Оптимизация качества моделирования портфолио обучающегося - процесс поиска оптимальных возможностей воспитательно-образовательного пространства и условий развития обучающегося, включенного в активный поиск объективных, положительных ресурсов и форм продуктивного становления, в модели которого предусмотрена рефлексия достигнутого в различных формах, одна из которых -портфолио обучающегося и является объектом исследования качества сформированности культуры самостоятельной работы обучающегося и возможностей использования рефлексии в постановке и верификации задач развития и самореализации личности, включенной в микро-, мезо-, макро- и мегагрупповые отношения.
Педагогические условия - набор реализуемых ограничений и возможностей детерминируемого педагогического процесса, определяющий способность к развития системы детерминации и ее оптимальной коррекции и модификации в модели верификации и реконструкции.
Педагогические условия оптимизации качества моделирования портфолио обучающегося -совокупность реализуемых в работе педагога и воспитательно-образовательной среды ограничений и возможностей педагогического моделирования продукта рефлексии и сформированности культуры самостоятельной работы обучающегося - портфолио обучающегося, определяющего возможность и гибко реализованную способность личности обучающегося к развитию и самореализации, оптимальной коррекции и модификации социального и воспитательно-образовательного опыта, предопределяющего качество создаваемых продуктов обучающимся и качество самоутверждения и общения, визуализируемых в микро-, мезо-, макрогрупповых отношениях и оценках сравнения, системно отражаемых в страницах или объектах портфолио.
Педагогические условия оптимизации качества моделирования портфолио обучающегося:
1. Соблюдение возможностей продуктивного развития и самореализации обучающегося в рамках программ современного общего и дополнительного образования детей и юношества.
2. Соблюдение принципов развития и социализации, самореализации и воспитания, обучения и образования, самоутверждения и самосовершенствования обучающихся, включенных в активных поиск оптимальных возможностей сотрудничества и сотворчества в микро-, мезо-, макрогрупповых отношениях.
3. Определение продуктивной самореализации личности как условия и залога будущего успеха личности в поиске направлений профессиональной самореализации и самоутверждения.
4. Создание оптимально детерминированной базы программно-педагогического обеспечения качества и возможностей педагогического моделирования [1-11] в решении задачи создания и оценки
качества создаваемого портфолио обучающегося.
5. Распространение опыта продуктивной самореализации личности в различных направлениях социализации и самореализации, обеспечивающих выявление качества решаемых противоречий «хочу -могу - надо - есть».
Выделенные педагогические условия оптимизации качества моделирования портфолио обучающегося являются продуктом наблюдений и анализа в определении и верификации возможности повышения качества моделирования портфолио обучающегося, что было исследовано нами в структуре включения обучающихся в систему конкурентной борьбы на заочной, научно-практической конференции обучающихся средних общеобразовательных школ, лицеев, гимназий, детско-юношеских спортивных школ, специализированных детско-юношеских спортивных школ олимпийского резерва «Портфолио как итог формирования культуры самостоятельной работы обучающегося» (НФИ КемГУ, Новокузнецк, 04-06 мая 2015 г.), проводимой для уточнения возможностей продуктивного становления личности обучающегося и качества сформированности культуры самостоятельной работы обучающегося, включенного в поиск направлений и ресурсов продуктивного становления и самореализации.
Список использованной литературы:
1. Кошелев A.A., Козырева ОА. Портфолио школьника как результат формирования его культуры самостоятельной работы // Europan Soucial Science Jornal. 2011. №6. С.210-217.
2. Макарова Т. В., Кошелев A. A., Козырева О. A. Культура самостоятельной работы обучающегося: типология, модель // Омский научный вестник. 2014. № 3 (129). С. 128-132.
3. Кошелев A.A., Козырева ОА. Культура самостоятельной работы обучающегося: монография. Новокузнецк: КузГПЛ, 2012. 113 с.
4. Кошелев A. A., Козырева О. A. Портфолио школьника: учеб. пособ. Новокузнецк: КузГПЛ, 2011. 38 с. [+прил. на DVD]. ISBN 978-5-85117-615-9.
5. Редлих С. М., Козырева О. A., Кошелев A. A. Культура самостоятельной работы как условие и результат саморазвития и самореализации в модели непрерывного профессионального образования //Вюник Луганського нац. ун-ту iм. Т. Шевченка: Педагопчш науки. 2012. № 22(257) листопад. 4.VI. С. 8491.
6. Редлих С. М., Кошелев A. A., Козырева О. A. Специфика формирования культуры самостоятельной работы обучающихся и студентов в контексте идей гуманно-личностной педагогики // Вюник Луганського нац. ун-ту iм. Т. Шевченка: Педагопчш науки. 2013. № 5(264) березень. Ч.11. С.216-229.
7. Козырева О. A., Кошелев A. A. Принципы, методы и средства моделирования портфолио обучающегося общеобразовательной школы // Вестник КузГПA. 2012. 9 (23). 11 с. URL: http : //vestnik .kuzspa.ru/articles/101/
8. Козырева О. A. Технология системно-педагогического моделирования и качество формирования культуры самостоятельной работы педагогов: теоретический аспект // Europan Soucial Science Jornal. 2014. № 4-1. С.136-142.
9. Козырева ОА. RP-технология педагогического взаимодействия в системе высшего и дополнительного профессионального образования: монография. Новокузнецк: КузГПA: МОУ ДПО ИПК, 2007. 385 с. ISBN 5-85117-239-8.
10. Свинаренко В.Г., Козырева ОА. Научное исследование по педагогике в структуре вузовского и дополнительного образования: учеб. пособ. для пед. вузов и системы ДПО. М.: НИЯУ МИФИ, 2014. 92с. ISBN 978-5-7262-2006-2.
11. Филиппова Ю.О., Чурин НА., Козырева ОА. Специфика моделирования портфолио обучающегося в структуре организации научной работы школьников // Activity of welfare institutes in a modern sociocultural situation: theory and practice problems : materials of the II international scientific conference on Apr. 22-23, 2014. Prague: Sociosféra-CZ, 2014. P.135-136.
© Ю. О. Филиппова, 2015
УДК 376.42
Д.А.Фомина,
воспитатель детского сада № 175 «Полянка» «АНО Планета Детства «Лада»» г.о. Тольятти
РАЗВИТИЕ ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ СФЕРЫ У ДЕТЕЙ 5-6 ЛЕТ С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО
РАЗВИТИЯ В ИГРОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Аннотация.
В данной статье рассмотрены возможности игровой деятельности как средства развития эмоциональной сферы у детей 5-6 лет с задержкой психического развития (ЗПР). В ходе исследование доказано, что развитие эмоциональной сферы детей с задержкой психического развития находится на низком уровне. Поэтому автором был разработан комплекс мероприятий, включающий: работу по повышению компетентности воспитателей и родителей в вопросе развития эмоциональной сферы детей данной категории; реализацию комплекса игр с детьми, с учетом степени задержки психического развития, обогащение развивающей предметно-пространственной среды в группе детского сада.
Ключевые слова
задержка психического развития, эмоциональная сфера, игровая деятельность.
Эмоции ребенка развиваются в деятельности и зависят от содержания и структуры этой деятельности, на протяжении детства эмоции проходят путь прогрессивного развития, приобретая все более богатое содержание и все более сложные формы под влиянием социальных условий жизни и воспитания. К началу дошкольного возраста ребенок приходит уже с относительно богатым эмоциональным опытом. Он живо реагирует на радостные и печальные события, легко проникается настроением окружающих его людей.
Но у детей с задержкой психического развития незрелость эмоционально-волевой сферы является одним из факторов, тормозящим развитие всей познавательной деятельности из-за несформированности мотивационной сферы и низкого уровня контроля. У таких дошкольников можно выделить ряд существенных особенностей, характерных для эмоционального развития детей с задержкой психического развития: незрелость эмоционально-волевой сферы, органический инфантилизм, гиперактивность, нескоординированность эмоциональных процессов, импульсивность, склонность к аффективным вспышкам [3].
Эмоции детей с задержкой психического развития более поверхностны и неустойчивы в отличие от обычных дошкольников, вследствие чего эти дети еще более внушаемы и склонны к подражанию. Эти показатели могут отрицательно сказаться и негативно отразиться на воспитании ребенка с задержкой психического развития в целом.
Анализ результатов изучения уровня развития эмоциональной сферы у детей 5-6 лет с задержкой психического развития показал, что у большинства обследованных детей диагностирован низкий уровень развития эмоциональной сферы (67 % детей).
Игровая деятельность является одним из самых мощных средств развития разных сторон психики ребенка. Игра является одной из эффективных технологий проектирования педагогического процесса, так как она стимулирует активность детей, способствует самовыражению и самореализации ребенка, повышает чувствительность к сфере человеческих отношений, приобщает к социальной действительности в целом [1].
Мы предположили, что развитие эмоциональной сферы детей 5-6 лет с ЗПР в игровой деятельности возможно, если: организовано повышение компетентности родителей и воспитателей в использовании игровых приемов для развития эмоциональной сферы у детей 5-6 лет с задержкой психического развития; разработан и реализован комплекс игр для детей 5-6 лет с задержкой психического развития, направленных на развитие их эмоциональной сферы; осуществлен учет степени задержки психического развития у детей 5-6 лет в процессе проведения игр; обогащена развивающая предметно-пространственная среда в группе детского сада: создание уголка уединения, включение дидактических игр, направленных на расширение знаний детей об эмоциях, насыщение театрального уголка персонажами, обогащение литературного уголка книгами, в которых описываются эмоции.