Научная статья на тему 'Некоторые педагогические условия оптимизации качества моделирования портфолио обучающегося'

Некоторые педагогические условия оптимизации качества моделирования портфолио обучающегося Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
168
80
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Филиппова Ю. О.

В статье отражена возможность определения педагогических условий оптимизации качества моделирования портфолио обучающегося, способствующего повышению уровня его культуры самостоятельной работы, определяющей перспективность и практику продуктивного самовыражения и самореализации личности в различных направлениях антропологически обусловленного знания.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Филиппова Ю. О.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Некоторые педагогические условия оптимизации качества моделирования портфолио обучающегося»

УДК 378.1; 371.3

Ю. О.Филиппова

студент 4 курса факультета физической культуры, Новокузнецкий филиал-институт ФГБОУ ВПО «Кемеровский государственный университет»,

г. Новокузнецк, Российская Федерация

НЕКОТОРЫЕ ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ОПТИМИЗАЦИИ КАЧЕСТВА МОДЕЛИРОВАНИЯ ПОРТФОЛИО ОБУЧАЮЩЕГОСЯ

Аннотация

В статье отражена возможность определения педагогических условий оптимизации качества моделирования портфолио обучающегося, способствующего повышению уровня его культуры самостоятельной работы, определяющей перспективность и практику продуктивного самовыражения и самореализации личности в различных направлениях антропологически обусловленного знания.

Ключевые слова

Гуманизм, культура самостоятельной работы, моделирование, нормальное распределение способностей, педагогическая методология, педагогически условия, портфолио, научно-практические

конференции обучающихся.

В структуре профессионально-педагогической подготовки будущих педагогов по физической культуре немаловажное значение уделяется общепедагогической и специально-методической подготовкам студентов педагогов по физической культуре к выявлению противоречий развития личности и их своевременному, качественному решению. Одной их инновационных форм самодетерминации и рефлексии, самореализации и саморазвития, социализации и самоутверждения личности обучающегося является портфолио обучающегося, которое они составляют с первого класса начальной школы.

Уточним понятие «портфолио обучающегося», «оптимизация качества моделирования портфолио обучающегося», «педагогические условия», «педагогические условия оптимизации качества моделирования портфолио обучающегося».

Портфолио обучающегося - продукт формирования и сформированности рефлексии и культуры самостоятельной работы обучающегося, включенного в поиск оптимальных условий развития и саморазвития в учреждениях общего и дополнительного образования детей и юношества, реализующих программы по формированию и развитию креативных способностей, по принятию норм культуры и этики в мультикультурном пространстве в ресурсах декоративно-прикладного искусства и народного творчества, спорта и научного самовыражения и самореализации обучающегося, определяющего для себя перспективность и многообразие форм и методов решения выявляемых и уточняемых противоречий, системно сводимых нами к модели «хочу - могу - надо - есть», предопределяющих возможность и качество создаваемых и оцениваемых продуктов деятельности и общения, результаты сравнения и оценки которых (награды, поощрения, благодарности, грамоты, сертификаты, дипломы, медали, кубки и пр.) и содержит описываемый нами продукт в многообразии слайдов и визуальных подтверждений с описанием особенностей получения, создания и последующей возможной практикой определения иерархически детерминируемых и реализуемых условий развития и становления личности в модели продуктивного самовыражения и самореализации обучающегося.

Культура самостоятельной работы обучающегося - продукт педагогической практики учителей, педагогов, родителей, тренеров, воспитателей и других педагогических работников и заинтересованных лиц, создаваемый в ресурсах определения потребностей и возможностей продуктивной постановки и решения задачи развития и самореализации личности в мультикультуре, определяющийся через стадии или виды продуктивного становления и самовыражения, саморазвития и самоутверждения, которые сводятся к нескольким (чаще четырем) уровням сформированности описываемого продукта, определяемого в данной ситуации через педагогический процесс верификации качества определения и решения мультисредовых (мультикультурных) и внутриличностных противоречий.

Культура самостоятельной работы обучающегося будет у нас состоять из четырех уровней:

1. Начальный (базовый, допустимый) уровень сформированности культуры самостоятельной работы обучающегося определяется через минимально сформированные потребности в самостоятельном поиске, а также решении задач развития личности и общества.

2. Средний уровень сформированности культуры самостоятельной работы обучающегося, на котором находится большинство обучающихся, включенных в активный поиск условий и возможностей определения и решения задач и противоречий развития личности и общественных отношений.

3. Высокий уровень сформированности культуры самостоятельной работы обучающегося, детерминируемый нами через наличие ряда подтверждающих документов, системно визуализирующих качество постановки и решения задач развития и самоутверждения личности обучающегося в выбранных направлениях социализации и самореализации, готовности выявить близлежащие задачи развития и системно решить их на высоком уровне постановки и решения задач в продуктивной самореализации обучающегося.

4. Профессиональный уровень сформированности культуры самостоятельной работы обучающегося определяется через возможность предложения таких вариантов решения выявленных противоречий, что качество создаваемых продуктов в структуре объективного поиска высоких результатов представляет собой ресурс пролонгации позитивных условий развития и саморазвития, самоутверждения и самореализации, где креативности и здоровью, учету специфики нормального распределения способностей и гуманизму отдаются ведущие позиции в выборе решения и его оптимизации.

Оптимизация качества моделирования портфолио обучающегося - процесс поиска оптимальных возможностей воспитательно-образовательного пространства и условий развития обучающегося, включенного в активный поиск объективных, положительных ресурсов и форм продуктивного становления, в модели которого предусмотрена рефлексия достигнутого в различных формах, одна из которых -портфолио обучающегося и является объектом исследования качества сформированности культуры самостоятельной работы обучающегося и возможностей использования рефлексии в постановке и верификации задач развития и самореализации личности, включенной в микро-, мезо-, макро- и мегагрупповые отношения.

Педагогические условия - набор реализуемых ограничений и возможностей детерминируемого педагогического процесса, определяющий способность к развития системы детерминации и ее оптимальной коррекции и модификации в модели верификации и реконструкции.

Педагогические условия оптимизации качества моделирования портфолио обучающегося -совокупность реализуемых в работе педагога и воспитательно-образовательной среды ограничений и возможностей педагогического моделирования продукта рефлексии и сформированности культуры самостоятельной работы обучающегося - портфолио обучающегося, определяющего возможность и гибко реализованную способность личности обучающегося к развитию и самореализации, оптимальной коррекции и модификации социального и воспитательно-образовательного опыта, предопределяющего качество создаваемых продуктов обучающимся и качество самоутверждения и общения, визуализируемых в микро-, мезо-, макрогрупповых отношениях и оценках сравнения, системно отражаемых в страницах или объектах портфолио.

Педагогические условия оптимизации качества моделирования портфолио обучающегося:

1. Соблюдение возможностей продуктивного развития и самореализации обучающегося в рамках программ современного общего и дополнительного образования детей и юношества.

2. Соблюдение принципов развития и социализации, самореализации и воспитания, обучения и образования, самоутверждения и самосовершенствования обучающихся, включенных в активных поиск оптимальных возможностей сотрудничества и сотворчества в микро-, мезо-, макрогрупповых отношениях.

3. Определение продуктивной самореализации личности как условия и залога будущего успеха личности в поиске направлений профессиональной самореализации и самоутверждения.

4. Создание оптимально детерминированной базы программно-педагогического обеспечения качества и возможностей педагогического моделирования [1-11] в решении задачи создания и оценки

качества создаваемого портфолио обучающегося.

5. Распространение опыта продуктивной самореализации личности в различных направлениях социализации и самореализации, обеспечивающих выявление качества решаемых противоречий «хочу -могу - надо - есть».

Выделенные педагогические условия оптимизации качества моделирования портфолио обучающегося являются продуктом наблюдений и анализа в определении и верификации возможности повышения качества моделирования портфолио обучающегося, что было исследовано нами в структуре включения обучающихся в систему конкурентной борьбы на заочной, научно-практической конференции обучающихся средних общеобразовательных школ, лицеев, гимназий, детско-юношеских спортивных школ, специализированных детско-юношеских спортивных школ олимпийского резерва «Портфолио как итог формирования культуры самостоятельной работы обучающегося» (НФИ КемГУ, Новокузнецк, 04-06 мая 2015 г.), проводимой для уточнения возможностей продуктивного становления личности обучающегося и качества сформированности культуры самостоятельной работы обучающегося, включенного в поиск направлений и ресурсов продуктивного становления и самореализации.

Список использованной литературы:

1. Кошелев A.A., Козырева ОА. Портфолио школьника как результат формирования его культуры самостоятельной работы // Europan Soucial Science Jornal. 2011. №6. С.210-217.

2. Макарова Т. В., Кошелев A. A., Козырева О. A. Культура самостоятельной работы обучающегося: типология, модель // Омский научный вестник. 2014. № 3 (129). С. 128-132.

3. Кошелев A.A., Козырева ОА. Культура самостоятельной работы обучающегося: монография. Новокузнецк: КузГПЛ, 2012. 113 с.

4. Кошелев A. A., Козырева О. A. Портфолио школьника: учеб. пособ. Новокузнецк: КузГПЛ, 2011. 38 с. [+прил. на DVD]. ISBN 978-5-85117-615-9.

5. Редлих С. М., Козырева О. A., Кошелев A. A. Культура самостоятельной работы как условие и результат саморазвития и самореализации в модели непрерывного профессионального образования //Вюник Луганського нац. ун-ту iм. Т. Шевченка: Педагопчш науки. 2012. № 22(257) листопад. 4.VI. С. 8491.

6. Редлих С. М., Кошелев A. A., Козырева О. A. Специфика формирования культуры самостоятельной работы обучающихся и студентов в контексте идей гуманно-личностной педагогики // Вюник Луганського нац. ун-ту iм. Т. Шевченка: Педагопчш науки. 2013. № 5(264) березень. Ч.11. С.216-229.

7. Козырева О. A., Кошелев A. A. Принципы, методы и средства моделирования портфолио обучающегося общеобразовательной школы // Вестник КузГПA. 2012. 9 (23). 11 с. URL: http : //vestnik .kuzspa.ru/articles/101/

8. Козырева О. A. Технология системно-педагогического моделирования и качество формирования культуры самостоятельной работы педагогов: теоретический аспект // Europan Soucial Science Jornal. 2014. № 4-1. С.136-142.

9. Козырева ОА. RP-технология педагогического взаимодействия в системе высшего и дополнительного профессионального образования: монография. Новокузнецк: КузГПA: МОУ ДПО ИПК, 2007. 385 с. ISBN 5-85117-239-8.

10. Свинаренко В.Г., Козырева ОА. Научное исследование по педагогике в структуре вузовского и дополнительного образования: учеб. пособ. для пед. вузов и системы ДПО. М.: НИЯУ МИФИ, 2014. 92с. ISBN 978-5-7262-2006-2.

11. Филиппова Ю.О., Чурин НА., Козырева ОА. Специфика моделирования портфолио обучающегося в структуре организации научной работы школьников // Activity of welfare institutes in a modern sociocultural situation: theory and practice problems : materials of the II international scientific conference on Apr. 22-23, 2014. Prague: Sociosféra-CZ, 2014. P.135-136.

© Ю. О. Филиппова, 2015

УДК 376.42

Д.А.Фомина,

воспитатель детского сада № 175 «Полянка» «АНО Планета Детства «Лада»» г.о. Тольятти

РАЗВИТИЕ ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ СФЕРЫ У ДЕТЕЙ 5-6 ЛЕТ С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО

РАЗВИТИЯ В ИГРОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Аннотация.

В данной статье рассмотрены возможности игровой деятельности как средства развития эмоциональной сферы у детей 5-6 лет с задержкой психического развития (ЗПР). В ходе исследование доказано, что развитие эмоциональной сферы детей с задержкой психического развития находится на низком уровне. Поэтому автором был разработан комплекс мероприятий, включающий: работу по повышению компетентности воспитателей и родителей в вопросе развития эмоциональной сферы детей данной категории; реализацию комплекса игр с детьми, с учетом степени задержки психического развития, обогащение развивающей предметно-пространственной среды в группе детского сада.

Ключевые слова

задержка психического развития, эмоциональная сфера, игровая деятельность.

Эмоции ребенка развиваются в деятельности и зависят от содержания и структуры этой деятельности, на протяжении детства эмоции проходят путь прогрессивного развития, приобретая все более богатое содержание и все более сложные формы под влиянием социальных условий жизни и воспитания. К началу дошкольного возраста ребенок приходит уже с относительно богатым эмоциональным опытом. Он живо реагирует на радостные и печальные события, легко проникается настроением окружающих его людей.

Но у детей с задержкой психического развития незрелость эмоционально-волевой сферы является одним из факторов, тормозящим развитие всей познавательной деятельности из-за несформированности мотивационной сферы и низкого уровня контроля. У таких дошкольников можно выделить ряд существенных особенностей, характерных для эмоционального развития детей с задержкой психического развития: незрелость эмоционально-волевой сферы, органический инфантилизм, гиперактивность, нескоординированность эмоциональных процессов, импульсивность, склонность к аффективным вспышкам [3].

Эмоции детей с задержкой психического развития более поверхностны и неустойчивы в отличие от обычных дошкольников, вследствие чего эти дети еще более внушаемы и склонны к подражанию. Эти показатели могут отрицательно сказаться и негативно отразиться на воспитании ребенка с задержкой психического развития в целом.

Анализ результатов изучения уровня развития эмоциональной сферы у детей 5-6 лет с задержкой психического развития показал, что у большинства обследованных детей диагностирован низкий уровень развития эмоциональной сферы (67 % детей).

Игровая деятельность является одним из самых мощных средств развития разных сторон психики ребенка. Игра является одной из эффективных технологий проектирования педагогического процесса, так как она стимулирует активность детей, способствует самовыражению и самореализации ребенка, повышает чувствительность к сфере человеческих отношений, приобщает к социальной действительности в целом [1].

Мы предположили, что развитие эмоциональной сферы детей 5-6 лет с ЗПР в игровой деятельности возможно, если: организовано повышение компетентности родителей и воспитателей в использовании игровых приемов для развития эмоциональной сферы у детей 5-6 лет с задержкой психического развития; разработан и реализован комплекс игр для детей 5-6 лет с задержкой психического развития, направленных на развитие их эмоциональной сферы; осуществлен учет степени задержки психического развития у детей 5-6 лет в процессе проведения игр; обогащена развивающая предметно-пространственная среда в группе детского сада: создание уголка уединения, включение дидактических игр, направленных на расширение знаний детей об эмоциях, насыщение театрального уголка персонажами, обогащение литературного уголка книгами, в которых описываются эмоции.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.