Научная статья на тему 'Некоторые аспекты реализации идей гуманизма и продуктивности в моделировании портфолио обучающегося начальной школы'

Некоторые аспекты реализации идей гуманизма и продуктивности в моделировании портфолио обучающегося начальной школы Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
125
62
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Евдохин В.В.

В статье представлены вопросы и возможности повышения качества моделирования портфолио обучающихся начальной школы, включенных в соревновательный процесс определения победителей в рамках участия в заочной, научно-практической конференции обучающихся средних общеобразовательных школ, лицеев, гимназий, детско-юношеских спортивных школ, специализированных детско-юношеских спортивных школ олимпийского резерва «Портфолио как итог формирования культуры самостоятельной работы обучающегося»

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Некоторые аспекты реализации идей гуманизма и продуктивности в моделировании портфолио обучающегося начальной школы»

за «жизнью» прилагательных в тексте, увидеть, как прилагательное побуждает к работе наше воображение и мысль.

В целом использование игровой технологии в процессе обучения обусловлено возрастными особенностями детей начальной школы, целями личностно-ориентированного образования, задачами развития творческой личности младшего школьника. Правомерно и обосновано его использование для развития креативности ученика начальной школы. Список использованной литературы: 1. Большакова, Л. А. Развитие творчества младшего школьника / Л. А. Большакова // Завуч начальной школы. - 2002. - № 2. - С. 12-16.

2. Михайленко Т.М. Игровые технологии как вид педагогических технологий / Т. М. Михайленко // Педагогика: традиции и инновации: материалы междунар. заоч. науч. конф. (г. Челябинск, октябрь 2011 г.).Т. I. — Челябинск: Два комсомольца, 2011. — С. 140-147

4. Селевко Г.К. Современные образовательные технологии: Учебное пособие / Г. К. Селевко - М.: Народное образование, 1998. - 256 с.

© Р.З. Джанаева, И.Ю.Соколова, 2015

УДК 378.1; 371.3

В. В.Евдохин

студент 4 курса факультета физической культуры, Новокузнецкий филиал-институт ФГБОУ ВПО «Кемеровский государственный университет»,

г. Новокузнецк, Российская Федерация учитель физической культуры, МНБОУ №76, г. Новокузнецк, Российская Федерация

НЕКОТОРЫЕ АСПЕКТЫ РЕАЛИЗАЦИИ ИДЕЙ ГУМАНИЗМА И ПРОДУКТИВНОСТИ В МОДЕЛИРОВАНИИ ПОРТФОЛИО ОБУЧАЮЩЕГОСЯ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ

Аннотация

В статье представлены вопросы и возможности повышения качества моделирования портфолио обучающихся начальной школы, включенных в соревновательный процесс определения победителей в рамках участия в заочной, научно-практической конференции обучающихся средних общеобразовательных школ, лицеев, гимназий, детско-юношеских спортивных школ, специализированных детско-юношеских спортивных школ олимпийского резерва «Портфолио как итог формирования культуры самостоятельной работы обучающегося».

Ключевые слова

Портфолио обучающегося начальной школы, культура самостоятельной работы, моделирование, гуманизм, нормальное распределение способностей, педагогическая методология.

Идея гуманизма и продуктивного становления личности обучающегося начальной школы - идея реализации современной практики формирования культуры самостоятельной работы, в ресурсах которых обучающийся начальной школы формирует навыки и опыт общеучебных и предметных знаний, фасилитирующих самостоятельную постановку и решение проблемы в той мере, в которой она осознается развивающимся младшим школьником.

Одной из форм формирования культуры самостоятельной работы обучающегося начальной школы является вовлечение его в продуктивную работу, в том числе и научную работу, в структуре которой уделяется большое внимание практике самоанализа или рефлексии достижений.

Культура самостоятельной работы обучающегося начальной школы - это продукт совместной деятельности педагогов и родителей в продуктивном самовыражении, самореализации и самосовершенствовании обучающегося начальной школы, в ресурсах которого качество определяемых и

203

решаемых задач неустанно повышается, а возможности личности предлагать новые решения согласованы прямой зависимостью с качеством описываемого процесса.

Попытаемся представить качественное формирование продуктивной самореализации личности в контексте формирования культуры самостоятельной работы обучающегося начальной школы, для этого определим 4 уровня формирования и сформированности культуры самостоятельной работы обучающихся начальной школы.

Высокий уровень сформированности культуры самостоятельной работы обучающихся начальной школы - это уровень, на котором обучающейся начальной школы может самостоятельно, логично рассуждая, выразить свою точку зрения о качестве и возможностях собственных достижений и оценке событий, происходящих в его жизни. Рассказ, который он делает в письменной или устной форме о себе, о своих родственниках, и направлениях развития и сформированности тех или иных качествах четок, достаточен, объективен. Обучающийся начальной школы может представить портфолио обучающегося начальной школы, проиллюстрировать самые сильные и слабые его места, высказать позицию о создании и дополнении его портфолио, о помощи родителей и педагогов в развернутой форме, отражая благодарность и высказывая собственное мнение о качестве следующей поддержки, которую он получит при участии в следующем выступлении с такого рода работами. Обучающийся начальной школы определяет свой путь развития в русле соблюдения идей гуманизма и самостоятельности, продуктивности и гибкости в постановке и решении задач развития. Портфолио обучающегося представляет собой творчески визуализированный продукт самоанализа всевозможных направлений самореализации и саморазвития личности.

Средний уровень сформированности культуры самостоятельной работы обучающихся начальной школы - это уровень, на котором обучающейся начальной школы иллюстрирует определенную ступенью в решении задач развития личности, а также совместно организуемой практики школы и семьи в развитии личности, в том числе к приобщению обучающегося начальной школы к самоанализу результатов самореализации. Обучающийся качественно описывает все события, явления, хорошо ориентируется в созданном им продукте, при достаточной помощи взрослых может верифицировать все составные ведущей деятельности и общении. Портфолио обучающегося имеет структуру со всеми выделенными компонентами.

Допустимый уровень сформированности культуры самостоятельной работы обучающихся начальной школы - это уровень, на котором появляются запрашиваемые формы отношений, несущие обучающемуся поощрения в области оценивания самостоятельных результатов устного и письменного анализа того или иного события (рефлексия). При оценке сформированности качества моделирования портфолио можно отметить недостаточную, неполную работу педагогов и родителей в решении задач визуализации качества самоанализа личности обучающегося начальной школы. Ему необходимы условия, в которых самостоятельность как уникальная ценность формируется у развивающейся личности в соответствии со всеми закономерностями развития и формами продуктивного становления, проходя репродуктивный, репродуктивно-вариативный, поисковый и творческий уровни.

Низкий уровень сформированности культуры самостоятельной работы обучающихся начальной школы - это неудовлетворительный уровень формирования и развития личности, в описании собственных результатов и практики самовыражения обучающийся не может представить все элементы самостоятельной работы, реализуемые в создании различных продуктов. В структуре моделирования портфолио обучающегося начальной школы все представляемые слайды или страницы не раскрывают цели и задач проводимой работы, а специфика моделирования не позволяет сделать вывод о цельности и состоятельности практики моделирования портфолио обучающегося начальной школы. Вина такого рода педагогической практики (сформированности культуры самостоятельной работы обучающихся начальной школы) целиком и полностью лежит на плечах родителей и педагогов, реализующих возможность продуктивного становления личности и позитивной оценки состоятельности личного участия в работе моделирования портфолио обучающегося.

Гуманизм и продуктивность в ресурсах формирования культуры самостоятельной работы обучающегося представляют собой две грани формируемых ценностей, результат формирования которых непосредственно отражают и качество сформированности культуры самостоятельной работы личности обучающегося начальной школы.

В контексте формирования продуктивности и гуманизма необходимо выделять особое значение формированию основ здорового образа жизни, в структуре которого у обучающегося формируется потребность в занятии физической культурой и спортом, ведении активного образа жизни, смене физической и интеллектуальной нагрузки, рационального, своевременного питания, соблюдении режима дня, в изучении методов релаксации и восстановления, принятия и верификации методов и форм саморазвития и самореализации в различных направлениях науки, искусства, культуры, спорта и пр., предопределяющих успешность личности и благополучие развития личности в социальных, межличностных и профессиональных отношениях. Список использованной литературы:

1. Евдохин В. В., Козырева О. А. Особенности и специфика моделирования портфолио с обучающимися начальной школы // Modem infocommunication and remote technologies in the educational space of school and higher education institution: mater. int. sc. confer., March 27-28, 2014. Prague: Sociosféra-CZ. P. 40-42.

2. Зауэр Н.Г., Зауэр Е.О., Козырева О.А. Технология портфолио и ресурсы формирования культуры самостоятельной работы обучающегося // Мир на пороге новой эры. Как это будет?: матер. II Междун. науч.-практ. конф. (Саратов, 20 сент. 2014 г.). Саратов: изд-во ЦПМ «Академия Бизнеса», 2014. С. 50-51.

3. Захаров И. В., Козырева О. А., Дьячков В. А. Многоаспектность и полисистемность педагогических процессов в реализации идеи гуманизации современного образования // Наука XXI века: проблемы и перспективы: матер. II Междун. науч.-практ. конфер. Уфа: РИО ИЦИПТ, 2014. С.38-40.

4. Кириенко С. А., Зуб К. И., Козырева О. А. Проблема продуктивного самовыражения личности в структуре реализации идей здоровьесбережения и гуманизма // Исследование различных направлений развития психологии и педагогики: сб. стат. Междун. науч.-практ. конф. Уфа: Аэтерна, 2014. С. 56-57.

5. Кириенко С.А., Слепышев А.В., Козырева О.А. Специфика и ресурсы гуманизации общества в структуре изучения педагогического знания будущими педагогами по ФК // Международный академический вестник. 2014.№3.С.22-24.

6. Корниенко Е. Д., Козырева О. А., Похоруков О. Ю. Продуктивная самореализация педагога по физической культуре в структуре реализации идей гуманизма // Наука XXI века: проблемы и перспективы: матер. II Междун. науч.-практ. конф. (Уфа, 30-31 мая 2014 г.). Уфа: РИО ИЦИПТ, 2014. С.46-48.

7. Кошелев А. А., Козырева О. А. Портфолио школьника как результат формирования его культуры самостоятельной работы // Europan Souciai Science Jornal. 2011. №6. С.210-217.

8. Литвинов А. В., Козырева О. А., Евко М. С. Возможности моделирования портфолио обучающегося как продукт самореализации и саморазвития // Development of the creative potential of a person and society: mater. int. sc. conf., January 17-18, 2014. Prague: Sociosféra-CZ. С.195-197.

9. Редлих С.М., Козырева О.А. Современные методы продуктивной педагогики и проблема формирования культуры самостоятельной работы педагога //Профессиональное образование в России и за рубежом.2011.№1(3).С.49-62.

© В. В. Евдохин, 2015

УДК 371. 315.5+372.878

А.В. Ерошкина,студентка Н.П. Шишлянникова, д.пед.н., профессор Институт искусств Хакасский государственный университет им. Н.Ф. Катанова

г. Абакан, Российская Федерация

НАРОДНЫЕ ИСТОКИ ТВОРЧЕСТВА М. И. ГЛИНКИ НА УРОКАХ МУЗЫКИ В ШКОЛЕ

Аннотация

Народные истоки композиторского творчества М. И. Глинки раскрываются на примере организации

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.