Научная статья на тему 'Возможности оптимизации модели формирования культуры самостоятельной работы обучающегося, занимающегося настольным теннисом, как социальная проблема'

Возможности оптимизации модели формирования культуры самостоятельной работы обучающегося, занимающегося настольным теннисом, как социальная проблема Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
79
52
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Символ науки
Область наук
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Возможности оптимизации модели формирования культуры самостоятельной работы обучающегося, занимающегося настольным теннисом, как социальная проблема»

УДК 378.1; 371.3

Юдинцева Полина Викторовна

студентка 4 курса факультета физической культуры,

Новокузнецкий филиал-институт ФГБОУ ВПО «Кемеровский государственный университет»,

г. Новокузнецк, РФ, [email protected]

ВОЗМОЖНОСТИ ОПТИМИЗАЦИИ МОДЕЛИ ФОРМИРОВАНИЯ КУЛЬТУРЫ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ ОБУЧАЮЩЕГОСЯ, ЗАНИМАЮЩЕГОСЯ НАСТОЛЬНЫМ

ТЕННИСОМ, КАК СОЦИАЛЬНАЯ ПРОБЛЕМА

Аннотация

В статье представлены вопросы и возможности оптимизации модели формирования культуры самостоятельной работы, уточнено понятие «культура самостоятельной работы обучающегося, занимающегося настольным теннисом», представлена модель формирования культуры самостоятельной работы обучающегося, занимающегося настольным теннисом.

Ключевые слова

Портфолио обучающегося, культура самостоятельной работы, моделирование, уровни сформированности культуры самостоятельной работы.

Процесс формирования культуры самостоятельной работы обучающегося, занимающегося настольным теннисом, непосредственно связан с занятием настольным теннисом и системой непрерывного профессионального образования, обеспечивающего личности устойчивое развитие и востребованность в социально-профессиональных отношениях.

Попытаемся уточнить понятие «культура самостоятельной работы обучающегося, занимающегося настольным теннисом» и представить модель формирования культуры самостоятельной работы обучающегося, занимающегося настольным теннисом в ресурсах полисистемного подхода.

Под культурой самостоятельной работы обучающегося, занимающегося настольным теннисом, будем понимать процесс и продукт формирования личности спортсмена, система сформированности компетенций которого позволяет ему определять и решать задачи развития, непосредственно связанные с занятием настольным теннисом и повышением спортивного мастерства, постановкой и верификацией качества социализации и самореализации личности в условиях непрерывного образования.

Выделим 4 уровня сформированности культурой самостоятельной работы обучающегося, занимающегося настольным теннисом, иллюстрирующих качество профессионального становления спортсмена, включенного в условия непрерывного профессионального образования: 1) уровень осознания необходимости объективной верификации качества подготовки спортсмена, занимающегося настольным теннисом; 2) уровень включенности спортсмена в систему постановки и решения задач развития и саморазвития внутриличностных структур и мультисредовых отношений, определяемых через продукты ведущей деятельности и их качество; 3) уровень получения положительного опыта в постановке и решении задач развития и саморазвития, самореализации и самоутверждения через занятия настольным теннисом и включенность в систему непрерывного образования; 4) уровень достижения высоких результатов в постановке и решении задач развития и саморазвития, самореализации и самоутверждения через занятия настольным теннисом и включенность в систему непрерывного образования.

Выделенные уровни сформированности культуры самостоятельной работы обучающегося, занимающегося настольным теннисом, иллюстрирующие качество профессионального становления спортсмена, включенного в условия непрерывного профессионального образования, могут быть дополнены.

Поясним качество и возможности формирования культуры самостоятельной работы обучающегося, занимающегося настольным теннисом, в структуре полисистемного подхода, опираясь на работы [1-10].

Уровень осознания необходимости объективной верификации качества подготовки спортсмена, занимающегося настольным теннисом, представляет собой тот начальный уровень, на котором обучающийся начинает заниматься настольным теннисом. Его занятия являются только социальным продуктом проведения свободного времени. Все другие направления социализации также могут быть активны в выборе

обучающегося, приоритеты занятий аморфны, но сформирована потребность в позитивном самовыражении.

Уровень включенности спортсмена в систему постановки и решения задач развития и саморазвития внутриличностных структур и мультисредовых отношений, определяемых через продукты ведущей деятельности и их качество, отражает уникальную способность обучающегося быть частью социальных и профессиональных процессуальных и идеологических новообразований и продуктов, специфика которых иллюстрирует востребованность личности и ее продуктов деятельности, где обучающийся находится на начальной стадии получения тех или иных достижений. Возможность самодетерминации и самоидентификации обучающегося, занимающегося настольным теннисом, тем шире, чем шире круг его общения и знакомств, хобби и способов социального самовыражения.

Уровень получения положительного опыта в постановке и решении задач развития и саморазвития, самореализации и самоутверждения через занятия настольным теннисом и включенность в систему непрерывного образования иллюстрируется через продукты самореализации обучающегося, занимающегося настольным теннисом. Качество получаемых продуктов отмечается объективно различными образовательными структурами и институтами культуры и спорта. Возможность получения положительного опыта в самореализации и самосовершенствования осуществляется для всех категорий обучающегося, относящихся к разливным группам в распределении и отображении специфики нормального распределения развития способностей и здоровья обучающихся. Педагогическая поддержка и педагогическое сопровождение учебно-тренировочного процесса предопределяют получение качественного результата в структуре формирования новообразований сформированности культуры самостоятельной работы обучающихся, занимающихся настольным теннисом.

Уровень достижения высоких результатов в постановке и решении задач развития и саморазвития, самореализации и самоутверждения через занятия настольным теннисом и включенность в систему непрерывного образования может быть проиллюстрирован в структуре определения направлений самореализации и социализации личности, включенной в активный поиск решения мультисредовых и внутриличностных противоречий, сводимых современной педагогикой физической культуры и спорта к решению противоречий «хочу - могу - надо - есть». Уникальность достижений каждого спортсмена связана с развитием спортивного мастерства и сформированности мотивации ведущей деятельности.

Качество постановки и верификации сформированности культуры самостоятельной работы обучающихся, занимающихся настольным теннисом, может быть продолжена системой уровней сформированности культуры самостоятельной работы тренеров по настольному теннису, в ресурсах которого мы выделим также 4 уровня: 1) уровень осознания необходимости поиска решений задач развития личности обучающегося, занимающегося настольным теннисом, 2) уровень включенности тренера в поиск решений задач развития личности обучающегося, занимающегося настольным теннисом, 3) уровень получения определенных результатов в ресурсах формирования спортивного мастерства и самореализации обучающегося, занимающегося настольным теннисом, 4) уровень оптимально варьируемых педагогических условий формирования спортивного мастерства и сформированности культуры самостоятельной работы обучающегося, занимающегося настольным теннисом.

Список использованной литературы:

1. Редлих С.М., Козырева О.А. Современные методы продуктивной педагогики и проблема формирования культуры самостоятельной работы педагога //Профессиональное образование в России и за рубежом.2011.№1(3).С.49-62.

2. Редлих С.М., Козырева О.А. Культура самостоятельной работы учителя как вектор самореализации и самосовершенствования личности в педагогической деятельности // Педагогическое образование и наука. 2011. №11. С.58-65.

3. Редлих С.М., Козырева О.А. Математические и статистические методы в технологии диагностики сформированности культуры самостоятельной работы педагога // Ученые записки Забайкальского государственного гуманитарно-педагогического университета им. Н.Г. Чернышевского. 2011. №6. С.40-44.

4. Редлих С. М., Козырева О. А. Система принципов формирования культуры самостоятельной работы педагога как механизм реализации условий продуктивного педагогического взаимодействия // Профессиональное образование в России и за рубежом. 2012. №1 (5). С.27-29.

5. Редлих С. М., Козырева О. А. Специфика и результативность формирования культуры самостоятельной работы будущего педагога по ФК как ресурс становления и профессионализма // Педагогическое образование и наука. 2014. №1. С.103-107.

6. Козырева О. А., Гайко М. Е., Горбунова И. А., Седова К. С. Модели формирования и управления культурой самостоятельной работы педагога в условиях непрерывного профессионального образования // Europan Souciai Science Jornal. 2012. № 8. С.83-90.

7. Кошелев А.А., Козырева О.А. Портфолио школьника как результат формирования его культуры самостоятельной работы // Europan Souciai Science Jornal. 2011. №6. С.210-217.

8. Макарова Т. В., Кошелев А. А., Козырева О. А. Культура самостоятельной работы обучающегося: типология, модель // Омский научный вестник. 2014. №3(129). С.128-132.

9. Козырева О. А. Технология системно-педагогического моделирования и качество формирования культуры самостоятельной работы педагогов: теоретический аспект // Europan Souciai Science Jornal. 2014. № 4-1.С. 136-142.

10. Козырева О. А. Методология формирования культуры самостоятельной работы педагога и методы ее исследования // Сибирский педагогический журнал. 2011. №6. С.54-73.

© П. В. Юдинцева, 2015

МЕДИЦИНСКИЕ НАУКИ

УДК. 616.12-008.331.1-053.2-057.874-07

Ивянский Станислав Александрович, Балыкова Лариса Александровна, Широкова Анастасия Александровна

ФГБОУ ВПО «Мордовский государственный университет имени Н.П.Огарёва»

E-mail: [email protected]

АРТЕРИАЛЬНАЯ ГИПЕРТЕНЗИЯ У ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ, ЗАНИМАЮЩИХСЯ СПОРТОМ

Аннотация

В статье представлен краткий обзор литературных данных, касающихся распространённости и причин артериальной гипертензии у спортсменов. Кроме того, описаны имеющиеся диагностические подходы к выявлению повышенного артериального давления, а также представлены оптимальные алгоритмы диагностики и лечения артериальной гипертензии у молодых лиц, занимающихся спортом.

Ключевые слова.

Юные спортсмены, «спортивное сердце», артериальная гипертензия, терапия.

На фоне сохраняющегося роста распространенности болезней системы кровообращения в стране, особую озабоченность представляет распространённость артериальной гипертензии (АГ) среди молодых лиц [1, с.817; 2, с.60]. Поскольку высокоинтенсивные ФН и спортивный стресс способствуют повышению АД, особое внимание заслуживают молодые люди, занимающиеся спортом. Так по данным D.Corrado, АГ является второй по частоте (после сердечных аритмий) причиной медицинской дисквалификации профессиональных спортсменов [3, с. 520]. Кроме того, стойкое повышение артериального давления может явиться дополнительным фактором возникновения внезапной сердечной смерти у данной группы лиц [4, с.850; 5, с.862] При этом, безусловно, множество видов спортивной деятельности оказывает неоднозначное влияние на уровень АД [6, с. 17; 7, с.263].

При этом необходимо отметить, что клинические проявления АГ у подростков-спортсменов весьма скудны и могут проявляться снижением уровня физической работоспособности. Диагностика АГ у атлетов также подчиняется общим для целой популяции законам. Однако учитывая особенности развития АГ у спортсменов, обязательным для данной категории следует считать также суточное мониторирование АД (СМАД) в типичных условиях, а также оценку реакции АД на пробу с дозированной ФН.

Мы провели собственное обследование юных атлетов 12-16 лет, занимающихся футболом, лыжными гонками/биатлоном и плаванием. Во время проведения традиционного углубленного медицинского осмотра (УМО), признаки повышенного АД определялись в 3-4% случаев. В исходе ВЭМ пробы и на начальных ступенях нагрузки уровень АД у спортсменов не отмечался от данных нетренированных детей аналогичного возраста, пола и роста (таблица 1).

Нами установлено, что у атлетов 12-16 лет (без учета подростков, занимающихся высокостатичными и высокодинамичными видами спорта - класс IIIC по классификации Митчел), 95 перцентиль САД на пике ФН составляет 221мм.рт.ст., а ДАД - 100 мм.рт.ст. Гипертоническая реакция (избыточный прирост АД) выявлена нами у 7% спортсменов.

Таблица 1. Уровень АД при выполнении пробы с дозированной ФН на велоэргометре

Исходно 50 Вт 75 Вт 100 Вт 125 Вт 150 Вт Восстановительный период

САД, мм.рт.ст

Контрольная группа, n=40 108+9 136+12 146+14 158+11 163+13 167+12 136+21

Спортсмены, n=64 110+13 134+10 149+17 166+17* 176+14* 189+11* 128+18*

ДАД, мм.рт.ст.

Контрольная группа, n=40 68+9 70+11 85+10 91+11 94+9 96+6 74+8

Спортсмены, n=64 66+6 68+8 87+12 94+11 96+8 98+4 71+8

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.