проблемы друг друга - тех, кто профессионально занимается дополнительным образованием детей, и тех, кто связан с предметным обучением в школе.
Интеграция указывает на возможность формирования «целостной личности» на основе принципа дополнительности всех видов деятельности и их единства, позволяет найти подход к построению творческого процесса составления обучающимся индивидуальных моделей образования и выбора образовательных маршрутов. Вовлечение детей в систему дополнительного образования меняет уклад жизни школьника, обогащает жизнь детей новыми социальными связями, интересами, ценностями, жизненными ориентирами.
Интеграция общего и дополнительного образования позволяет:
• Рационально сочетать содержание и формы организации учебной деятельности;
• создать условия продуктивного сопряжения процесса воспитания, обучения и развития;
• обеспечить условия выбора своего индивидуального маршрута путем включения в занятия по интересам;
• помочь обучающимися достичь состояния успешности в соответствии с их способностями;
• решить проблемы развития социальной и профессиональной мобильности школьников.
Интеграция общего и дополнительного образования реализуется через:
• Использование часов базисного учебного плана (компонент ОУ), часов кружковой работы и часов учреждений дополнительного образования для углубленного изучения отдельных учебных предметов в рамках элективных курсов и курсов по выбору с целью предпрофильной подготовки;
• проведение на базе школы и учреждений дополнительного образования (социальных партнеров) мастер-классов с приглашением преподавателей вузов;
• проведение педагогами школы, учреждений дополнительного образования и тренерами занятий спортивно-оздоровительной направленности по формированию здорового образа жизни и профориентации, праздники, фестивали и др.;
• создание базы интегрированных образовательных программ (в рамках предпрофильного и профильного обучения) и программ дополнительного образования, направленных на формирование ключевых и универсальных компетенций обучающихся;
• организацию совместно с учреждениями дополнительного образования - социальными партнерами работы в рамках научного общества учащихся, деятельность по краеведению, интеллектуальные игры и т. д.
© Т.Г. Никифорова, М.Л. Кириллова, О.Б. Федосеева, 2015
УДК 378.1; 371.3
В. Д.Корнеева
студент 2 курса факультета физической культуры, Новокузнецкий филиал-институт ФГБОУ ВПО «Кемеровский государственный университет»,
г. Новокузнецк, Российская Федерация Научный руководитель: О. А.Козырева к. п. н., доцент, Новокузнецкий филиал-институт ФГБОУ ВПО «Кемеровский государственный
университет», г. Новокузнецк, Российская Федерация
НЕКОТОРЫЕ АСПЕКТЫ УТОЧНЕНИЯ СИСТЕМЫ ПРИНЦИПОВ ВОСПИТАНИЯ В МОДЕЛИ РЕАЛИЗАЦИИ ЦЕННОСТЕЙ СОВРЕМЕННОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Аннотация
В статье отражены возможности уточнения и моделирования системы воспитания в структуре
211
подготовки будущих педагогов по физической культуре к самостоятельной, профессионально-педагогической деятельности.
Ключевые слова
Педагогическое моделирование, гуманизм, педагогическая методология, воспитание, система принципов воспитания.
Система принципов воспитания представляет собой матрицу формируемых ценностей и норм культуры в структуре организации педагогического взаимодействия, в котором приоритеты отдаются процессу воспитания, формирования модели социализации и самореализации, мировоззрения и самооценки, необходимого уровня притязаний и мотивации деятельности.
Современное образование в условиях непрерывности уделяет немаловажное значение в модели целостного педагогического процесса качеству воспитания и возможностям продуктивного становления и развития личности в модели ведущей деятельности и хобби, отдыха и восстановления.
Под системой принципов воспитания будем понимать верифицированный набор положений теории воспитания, обеспечивающий формирование и развитие личности в системе норм и практики гуманизма и продуктивности как высших ценностей и приоритетов развития общества, детально характеризующих устойчивость развития и самостраховку общества и личности в поликультурных отношениях и мультисредовых преобразованиях объективно выявленных несоответствий и проблем развития личности и общества.
Система принципов воспитания обучающихся в 5-11 классах (Корнеева В. Д., 2015):
1. Принцип научной детерминации возможностей современной воспитательно-образовательной среды в модели оптимизации решения задач и противоречий развития личности в образовательном учреждении: • принцип объективности, последовательности, прочности результатов формирования социального опыта и мировоззрения развивающейся личности обучающегося; • принцип культуросообразности и природосообразности; • принцип сознательности и активности обучающегося; • принцип единства теории и практики в формировании опыта и мировоззрения развивающейся личности; • принцип логичной последовательности формирования внутреннего мира развивающейся личности в ресурсах компьютерной и поликультурной грамотности; • принцип состоятельности и продуктивности личной практики; • принцип формирования потребности в самосовершенствовании и самореализации, социализации и общении, достижения высоких достижений и формирования мастерства в выбранном направлении подготовки.
2. Принцип формирования ценностей, принятия норм культуры и этики в решении задач развития личности: • принцип своевременности в выявлении и решении мультисредовых противоречий; • принцип единства целей и ценностей воспитания; • принцип единства требований в педагогическом коллективе; • принцип учёта индивидуальных особенностей обучающегося и нормального распределения способностей и здоровья ученического коллектива обучающихся; • принцип оптимальной модификации целеполагания в модели развития обучающегося; • принцип этичности и культуры, достаточности и посильности во всех реализуемых программах воспитания личности обучающегося и ученического коллектива; • принцип современности и поддержки личности, имеющей дефекты развития и здоровья; • принцип доступной и ситуативной психокоррекции и восстановления организма после психоэмоциональных нагрузок и перегрузок.
3. Принцип самостоятельности, ответственности, целеустремлённости в формированиями и развитии личности: • принцип перехода от воспитания к самовоспитанию; • принцип перехода контроля к самоконтролю; • принцип создания и реализации условий для личностного и профессионального самоопределения обучающегося; • принцип формирования внутренней мотивации и достаточного уровня притязаний.
4. Принцип формирования потребности в труде и самореализации: • принцип сотрудничества; • принцип взаимопомощи в коллективе; • принцип создания условий для самостоятельной, трудовой деятельности; • принцип своевременной профориентационной работы и профессионального самоопределения обучающегося, включенного в решение основных противоречий развития - «хочу - могу
- надо - есть».
5. Принцип формирования потребности в здоровом образе жизни, физической культуре и спорте: • принцип дисциплинированности и ответственности; • принцип порядочности и тактичности; • принцип своевременного, сбалансированного питания; • принцип соблюдения основ морали и этики в решении задач развития личности и общества; • принцип пропаганды здорового образа жизни.
6. Принцип формирования потребности в самореализации и самосовершенствовании личности обучающегося и педагога, включенных в систему непрерывного профессионального образования: • принцип сотрудничества педагога и обучающегося; • принцип перехода от обучения к самообучению, от образования к самообразованию, от необходимости к достаточности; • принцип активности в решении учебных и тренировочных задач; • принцип грамотности и компетентности в определении основ и специфики акместановления личности обучающегося; • принцип формирования культуры самостоятельной работы личности; • принцип ограниченности условиями социального и педагогического взаимодействия.
Список использованной литературы:
1. Козырева О. А. Воспитание как категория педагогики: учеб. пособ. 2-е изд., перераб. и доп. Новокузнецк: КузГПА: МОУ ДПО ИПК, 2008. 115 с. [+прил. на CD]. ISBN 978-5-85117-357-8.
2. Козырева О.А. Воспитание как феномен моделирования и практики: монография. Кемерово: КРИПКиПРО, 2010. 410 с. ISBN 978-5-7148-0346-8.
3. Козырева О. А. Моделирование дефиниций категорий современной педагогики в структуре инновационной деятельности будущего педагога: моногр. Новокузнецк: КузГПА: МОУ ДПО ИПК, 2008. 374 с. ISBN 978-5-85117-411-7.
4. Козырева О. А. Категории психолого-педагогической антропологии: учебное пособие. - 2-е изд., перераб. и доп. - Новокузнецк: КузГПА: МОУ ДПО ИПК, 2008. 207 с. [+приложение на CD]. ISBN 978-5-85117-359-2.
5. Редлих С. М., Козырева О. А. Система принципов формирования культуры самостоятельной работы педагога как механизм реализации условий продуктивного педагогического взаимодействия // Профессиональное образование в России и за рубежом. 2012. №1 (5). С. 27-29.
6. Казакова С. Л., Козырева О. А. Особенности организации, направления и принципы воспитания детей (кадетов) в условиях детского дома // Вестник педагогических инноваций. 2010. №3 (23). С. 32-45.
7. Козырева О. А. Технология системно-педагогического моделирования и качество формирования культуры самостоятельной работы педагогов : теоретический аспект // Europan Souciai Science Jornal. 2014. № 4-1. С. 136-142.
8. Козырева О.А. Возможность моделирования системы принципов педагогического взаимодействия как результат формирования культуры самостоятельной работы педагога // Молодой ученый. 2010. № 11-2. С. 127-131.
© В. Д. Корнеева, О. А.Козырева, 2015
УДК 796.82
В.А. Куванов, к.п.н. Е.А. Бавыкин, Я.А. Куванов
ГБОУ ДОД «Молодежный творческий Форум Китеж плюс»
г. Санкт-Петербург, Россия
РАЗВИТИЕ СПЕЦИАЛЬНОЙ ГИБКОСТИ У БОРЦОВ ГРЕКО-РИМСКОГО СТИЛЯ
Аннотация
Гибкость имеет большое значение, как в видах спортивной борьбы, так и в спортивной деятельности в целом. Ее уровень обуславливает проявление других двигательных способностей, таких, как скоростные,