Научная статья на тему 'Культура самостоятельной работы обучающегося: типология, модель формирования'

Культура самостоятельной работы обучающегося: типология, модель формирования Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
513
96
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КУЛЬТУРА САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ / КСР / МОДЕЛЬ ФОРМИРОВАНИЯ КСР / КРИТЕРИИ КУЛЬТУРЫ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ / ПОРТФОЛИО УЧЕНИКА / THE STUDENT''S PORTFOLIO / CULTURE OF INDEPENDENT WORK / THE MODEL OF FORMATION / CRITERIA CULTURE OF INDEPENDENT WORK

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Макарова Таисья Васильевна, Кошелев Алексей Алексеевич, Козырева Ольга Анатольевна

В статье раскрыты различные аспекты формирования и развития культуры самостоятельной работы обучающихся общеобразовательных школ; представлены определения и модели, фасилитирующие понимание данного явления.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Макарова Таисья Васильевна, Кошелев Алексей Алексеевич, Козырева Ольга Анатольевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The culture of independent work of a student: typology, the model of formation

The article discovers features of forming and development of selfdependent activities culture realized at secondary schools. Models and definitions of self-dependent activities culture facilitate understanding of a hermeneutics-phenomena's at pedagogical discipline-knowledge.

Текст научной работы на тему «Культура самостоятельной работы обучающегося: типология, модель формирования»

Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук. — 2013. - № 01 (48). - С. 252-256.

5. Гетман, Н. А. Образовательная среда медицинского вуза как средство реализации дидактических возможностей самостоятельной работы студентов: современные аспекты реализации ФГОС и ФГТ / Н. А. Гетман // Вузовская педагогика : материалы конф. / гл. ред. С. Ю. Никулина. — Красноярск : Тип. КрасГМУ, 2013. - С. 72-76.

ГЕТМАН Наталья Александровна, кандидат педагогических наук, доцент кафедры педагогики и

психологии Омской государственной медицинской академии.

ПЕТРУСЕВИЧ Аркадий Аркадьевич, доктор педагогических наук, профессор (Россия), профессор кафедры педагогики Омского государственного педагогического университета. Адрес для переписки: [email protected]

Статья поступила в редакцию 18.03.2014 г. © Н. А. Гетман, А. А. Петрусевич

УДК 378.1+371.3

Т. В. МАКАРОВА А. А. КОШЕЛЕВ О. А. КОЗЫРЕВА

Омский государственный технический университет МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 52», г. Новокузнецк

Кузбасская государственная педагогическая академия, г. Новокузнецк

КУЛЬТУРА САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ ОБУЧАЮЩЕГОСЯ: ТИПОЛОГИЯ,

МОДЕЛЬ ФОРМИРОВАНИЯ

В статье раскрыты различные аспекты формирования и развития культуры самостоятельной работы обучающихся общеобразовательных школ; представлены определения и модели, фасилитирующие понимание данного явления.

Ключевые слова: культура самостоятельной работы, КСР, модель формирования КСР, критерии культуры самостоятельной работы, портфолио ученика.

Возможность формирования культуры самостоятельной работы обучающегося может идти двумя путями: стихийным, не организованным педагогической деятельностью старшего поколения и системным, реализующим идеи и нормы формирования культуры самостоятельной работы обучающегося в структуре воспитания, обучения, развития, образования, социализации, адаптации, самоопределения, самосовершенствования и пр., где личность включена в систему поиска решения основного противоречия «хочу — могу — надо — есть», эффективность такого рода деятельности тем выше, чем объективнее выявление и реализация всех аспектов единиц выше обозначенной цепи, т.е. единиц, выступающих в качестве процессов, продуктов, средств, результатов и пр. какого-либо направления педагогического знания и практики.

Рассмотрим различные аспекты феномена «культура самостоятельной работы» [1-4].

Феноменологический смысл культуры самостоятельной работы обучающегося представляет собой совокупность формально-логических и содержательно-методологических требований и норм, предъявляемых к самостоятельной работе как

психолого-педагогическому феномену, обусловливающему формирование и развитие личности, способствует отражению объективных закономерностей, требований, норм, специфики деятельности субъектов культуры в системе субъект-субъектных и субъект-объектных отношений, является фундаментальным явлением, предопределяющим результат саморазвития и самореализации в полисистемном ракурсе — это и общение, и профессиональная деятельность, и культура, и досуг, и искусство, и религия, и пр.

Широкий культурологический смысл культуры самостоятельной работы обучающегося представляет собой личностно и социально обусловленный процесс включения человека на объектном, индивидуальном, субъектном и личностном уровнях в поиск условий для проявления активности и креативности, гибкости и мобильности, состоятельности и продуктивности, способствующих получению, трансформации социального опыта, пополнению и преобразованию модели познания объективной реальности внутреннего и внешнего генеза, где нормальное распределение является фактором предельного выбора векторного или матричного преобразования

среды и личности в ней, способной к различным изменениям, не наносящим вреда антропологическому пространству в целом и человеку, включенному в микро-, мезо-, макро- и мегагруппы в частности.

Узкий культурологический смысл культуры самостоятельной работы обучающегося представляет собой совокупность системно-педагогических условий, предопределяющих действия механизмов самосовершенствования и самореализации, социализации и адаптации субъектов социального пространства, определяющих ориентиры и особенности социального взаимодействия субъектов-носителей деятельности и культуры в контексте возрастных, социальных, гносеологических, дидактических, здо-ровьесберегающих и пр. изменений неустанно формирующейся и развивающейся личности.

Мультисредовый смысл культуры самостоятельной работы обучающегося предполагает включение в поле разнообразных микро-, мезо-, макро-и мегасред, предопределяющих формирование интересов, склонностей, предпочтений, мотивов, ценностей, социального опыта, общеучебных и предметных ЗУН-ов, компетенций, уровня притязаний, продуктов деятельности и общения, моделей познания и преобразования объективного внутреннего и внешнего мира, предопределяющих результат социализации, самореализации, саморазвития и самосовершенствования обучающегося и дальнейшее качество его жизни.

В целях планирования результатов педагогической деятельности рассмотрим типы-уровни формирования и сформированности культуры самостоятельной работы обучающихся.

Первый уровень — это объектный, здесь каждый элемент антропосистемы представляет собой единицу, объект в своем исконном изучении, самопознании, самосовершенствовании, самореализации. Границы сформированности культуры самостоятельной работы первого уровня (объектного) определяются владением способами фиксации информации (аннотации, выписки, записи, конспекты, планы, тезисы, классификации, цитаты, рефераты и пр.).

Второй уровень — индивидуальный, здесь человек со своей совокупностью индивидуальных качеств, чувств, образа мыслей, аспектов социально-педагогических отношений создает плацдарм (поле) для моделирования разнообразных средств, фасилитирующих решение разнообразных социально-педагогических задач, противоречий, проблем и дилемм. Сформированность культуры самостоятельной работы определяется возможностью индивида в результативности моделирования как его деятельности, так и ее продуктов.

Третий уровень — это субъектный, здесь человек представляет собой субъекта культуры, среды, деятельности, общения, в ходе чего он практикует основы моделирования и претворения результатов моделирования на практике. Сформированность культуры самостоятельной работы определяется возможностью субъекта деятельности, общения, культуры в результативности моделирования и внедрения моделированных средств.

Четвертый уровень — личностный, здесь личность определяет себе перспективы саморазвития, самосовершенствования и самореализации, создает условия для саморазвития, самосовершенствования и самореализации других людей, фасилитиру-ет процессы социализации и адаптации субъектов социально-педагогического пространства, включенных в микро-, мезо-, макро-, мега- и мультисреды,

способствует формированию позитивной, адекватной самооценки, необходимого уровня притязаний, внутренней мотивации деятельности, активизации формируемых и развиваемых с точки зрения гуманно-личностной педагогики и психологии структур личности.

Сформированность культуры самостоятельной работы определяется возможностью личности осуществлять процессы самоопределения, самосовершенствования, саморазвития, самореализации, социализации, адаптации и прочих процессов и феноменологических аспектов социально-педагогического и психолого-педагогического взаимодействия, где моделирование уже играет роль не только средства самоутверждения, самореализации, социализации, а также механизма, связующего кладезь социокультурного опыта с системой социально-педагогического и психолого-педагогического взаимодействия в микро-, мезо-, макро-, мега- и мульти-масштабах.

Из данной типологии очевидна модель сформи-рованности культуры самостоятельной работы обучающегося/школьника (рис. 1), фасилитирующая понимание многоуровневости процесса становления и развития личности в микро-, мезо-, макро- и ме-гасредах, предопределяющих поиск и нахождение, реализацию и реконструкцию моделей социализации и самореализации.

В реализации феноменологической модели формирования культуры самостоятельной работы обучающегося немаловажен процесс выявления и реализации системы принципов, методов, форм, средств, условий и технологий педагогического взаимодействия, а также педагогических условий формирования культуры самостоятельной работы обучающихся. Данная модель (рис. 2) является аналитико-синтети-ческим новообразованием работ [4 — 6].

В оценке сформированности культуры самостоятельной работы необходимо учитывать три фактора:

1) наследственность и врожденные качества личности с индивидуально-типологическими особенностями;

2) возможности и нормы социальной среды, предопределившие появление, становление, формирование и развитие личности;

3) роль и место педагогической практики педагогов и родителей в реализации условий формирования культуры самостоятельной работы обучающихся.

Первое направление мы сформируем в совокупности возможностей личностного критерия сформированности культуры самостоятельной работы обучающегося. Здесь имеется в виду, что генетические особенности позволяют одному получать большие результаты на поле самообучения и самообразования, нежели другому, из-за уровня здоровья, половой принадлежности, способностей, склонностей, предпочтений и пр.

Второе направление можно сформулировать в социальном критерии исследования уровня сформи-рованности культуры самостоятельной работы обучающегося. Здесь имеется в виду, что общество ставит цели и создает условия для реализации данных целей и зачастую совокупность достижений обучающегося зависит от общественных норм и укладов жизни. Так, в советской школе ориентиры были определены на среднего ученика, т.е. был учтен факт, что все процессы и явления в педагогической и психологической практиках распределены нормально (М. А. Данилов, В. И. Журавлев и другие), т.е. справедлив закон нормального распределения или распределения Гаусса.

Затем наша система образования как-то отошла от этого правила из-за низкого уровня математического знания, а в частности, математической статистики, и стала изобретать деформированное подобие инновационного решения своих несостоятельных средств и методов, дезадаптирующих подрастающее поколение в образовательном пространстве.

Одним из таких средств является тестовая система контроля знаний, не способствующая планомерному переходу от репродуктивных методов и форм обучения к продуктивным. Это тормозит развитие и общества, и отношений, и качества жизнедеятельности, и сохранение ценностей и святынь культуры. Причем против нее выступают родители, педагоги, администрация школ, но только не те, кто могут изменить ход событий реформ в нашей системе образования.

Третьим направлением у нас будет педагогический или профессионально-педагогический критерий исследования уровня сформированности культуры самостоятельной работы обучающегося. Здесь имеется в виду, что педагог или родитель поставлены в условия неустанного поиска создания и реализации условий формирования культуры самостоятельной работы обучающегося, т.к. именно в структуре ее феноменологических возможностей у обучающегося имеет место быть благодаря методу прививок и других методов развития творческих способностей личности своеобразный потенциал, фасилитирующий достижение вершин сотрудничества, сотворчества и саморазвития, социализации, самосовершенствования. В данном критерии будет

Личностный уровень сформированности КСР обучающегося/школьника

Субъектный уровень сформированности КСР обучающегося/школьника

Индивидуальный уровень сформированности КСР обучающегося/школьника

Объектный уровень сформированности КСР обучающегося/школьника

Рис. 1. Модель сформированности культуры самостоятельной работы (КСР) обучающегося (школьника)

учитываться тот факт, что педагогическая практика предопределяет получение более качественного результата формирования культуры самостоятельной работы обучающегося.

Своеобразное поле саморазвития, социализации и самореализации обучающегося в деятельности и общении на различных уровнях рассмотрения данного феномена или явления обеспечивает практика моделирования портфолио. Всевозможные достижения обучающегося могут представлять труд педагогической практики и системной мотивации достижений результатов в достаточно высоком уровне притязаний личности, включенной в неустанный процесс смены ролей, отношений, моделей социализации, саморазвития, самореализации, где роль среды и поля профессионалов и педагогов недооценить невозможно. Это положение выте-

Внутришкольная модель формирования культуры самостоятельной работы обучающегося

Цель: формирование культуры самостоятельной работы обучающегося средней общеобразовательной школы, фасилитирующей включение личности в систему полисубъектных отношений, процессы социализации и самореализации, опосредованные особенностями саморазвития и самореализации, системно и адекватно корректируемые педагогами и родителями.

Специфика общешкольной деятельности педагогов и учителей по формированию культуры самостоятельной работы обучающегося средней общеобразовательной школы:

Принципы формирования культуры самостоятельной работы обучающегося

1) учет специфики отношения обучающегося в системе представления данных по нормальному распределению и трех факторов, предопределяющих формирование данного феномена:

— наследственность и врожденные качества личности с индивидуально-типологическими особенностями;

— возможности и нормы социальной среды, предопределившие появление, становление, формирование и развитие личности;

— роль и место педагогической практики педагогов и родителей в реализации условий формирования культуры самостоятельной работы обучающихся.

2) научность и эзотеричность педагогического воздействия, предопределяющего результат сформированности культуры самостоятельной работы обучающегося/школьника.

3) значимость и состоятельность идей педагога и родителей в жизни обучающегося/школьника как эталонов и примеров в рассмотрении моделей социализации, саморазвития и самореализации.

4) дихотомическое, ситуативное сочетания традиционного и инновационного в выборе форм, методов, средств, продуктов самореализации, саморазвития и социализации в микро-, мезо-, макро- и мегамасштабах.

5) гуманизм и эстетизация всей жизни обучающегося в структуре претворения различных моделей социализации и самореализации (спорт, наука, искусство и др.).

Формы формирования культуры самостоятельной работы обучающегося

ото

аа < а

« в

еть сбо ияЗм ирш

ье

яя а

нто

3 ^

^ и

Методы формирования культуры самостоятельной работы обучающегося

Средства формирования культуры самостоятельной работы обучающегося

Технологии формирования культуры самостоятельной работы обучающегося

Технология диагностики сформированности культуры самостоятельной работы

Критерии исследования сформированности культуры самостоятельной работы обучающегося

личностный

социальный

педагогический или профессионально-педагогический

Рис. 2. Модель формирования культуры самостоятельной работы обучающихся (школьников)

кает из работ Л. С. Выготского, А. Я. Данилюка,

A. А. Деркача, В. Н. Дружинина, И. А. Зимней, И. Ю. Кулагиной, А. Н. Леонтьева, А. К. Марковой,

B. Д. Менделевича, А. В. Мудрика, С. Л. Рубинштейна, Д. И. Фельдштейна, Л. Ф. Фридмана и других.

В рамках данных критериев можно определить показатели сформированности культуры самостоятельной работы обучающегося: репродуктивность (низкий уровень) и продуктивность (достаточный уровень) или же репродуктивность (объектный уровень сформированности культуры самостоятельной работы) и продуктивность (индивидуальный, субъектный и личностный уровни сформированности культуры самостоятельной работы).

Качественные преобразования модели социализации, саморазвития и самореализации в микро-, мезо-, макро- и мегасредах обеспечивают сохранение уровня здоровья, создание условий не только для потребления материальных и моральных благ, но и для их производства, что немаловажно в современном социокультурном пространстве [1 — 7].

Кроме того, взаимосвязь школьной и внешкольной практик обеспечивают более гибкое формирование моделей самореализации, саморазвития и социализации, в структуре которых хорошо прослеживается процесс формирования культуры самостоятельной работы обучающегося или школьника.

Микроуровень (уровень формирования культуры самостоятельной работы обучающегося на одном предмете в одном классе):

— соблюдение принципов формирования культуры самостоятельной работы обучающихся/школьников;

— соблюдение правил поведения в классе;

— использование разнообразных форм и методов самовыражения;

— активное участи в жизни класса;

— моделирование портфолио на микроуровне.

Мезоуровень (уровень формирования культуры самостоятельной работы обучающегося внутри школы, ее требований и условий самореализации и взаимодействия):

— соблюдение принципов формирования культуры самостоятельной работы обучающихся/школьников;

— соблюдение устава школы, ее правил и специфики взаимоотношений;

— участие в различных формах культуры самостоятельной работы по предметно сообразно возрасту и развитию;

— моделирование портфолио на мезоуровне.

Макроуровень (уровень формирования культуры

самостоятельной работы обучающегося, выходящий за пределы общеобразовательной школы):

— соблюдение принципов формирования культуры самостоятельной работы обучающихся/школьников;

— выступление на различного рода формах состязаний и соревнований, иллюстрирующих уровень саморазвития и самореализации в спорте, искусстве, науке, культуре и пр.;

— моделирование портфолио на макроуровне.

Определение трехуровневой структуры формирования культуры самостоятельной работы обучающихся/школьников в микро-, мезо- и ма-кроуровневой системе отображения результатов сформированности культуры самостоятельной работы обучающихся/школьников обусловлена тем фактом, что модель формирования культуры самостоятельной работы обучающегося/школьника также рассматривается в трехуровневом масштабе: предмет, школа, внешкольные отношения, т.е. учтена специфика построения модели формирования

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

культуры самостоятельной работы обучающихся/ школьников в следующих направлениях: внутри-школьная модель формирования культуры самостоятельной работы обучающихся; попредметная модель формирования культуры самостоятельной работы обучающихся; межшкольная, межсубъектная модель образовательных коммуникаций и связей, фасилитирующая формирование культуры самостоятельной работы обучающихся.

Библиографический список

1. Козырева, О. А. Методология формирования культуры самостоятельной работы педагога и методы ее исследования / О. А. Козырева // Сибирский педагогический журнал. — № 6. - 2011. - С. 54-73.

2. Козырева, О. А. Моделирование уровневой технологии обучения как средство формирования и развития культуры самостоятельной работы студентов педагогической академии / О. А. Козырева // Сибирский педагогический журнал. — 2010. - № 6. - С. 313-323.

3. Кошелев, А. А. Портфолио школьника как результат формирования его культуры самостоятельной работы / А. А. Кошелев // Europan Souciai Science Jornal. - 2011. - № 6. -С. 210-217.

4. Редлих, С. М. Современные методы продуктивной педагогики и проблема формирования культуры самостоятельной работы педагога / С. М. Редлих // Профессиональное образование в России и за рубежом. - 2011. - № 1 (3). - С. 49-62

5. Редлих, С. М. Математические и статистические методы в технологии диагностики сформированности культуры самостоятельной работы педагога / С. М. Редлих // Ученые записки Забайкальского государственного гуманитарно-педагогического университета им. Н. Г. Чернышевского. - 2011. -№ 6. - С. 40-44.

6. Редлих, С. М. Система принципов формирования культуры самостоятельной работы педагога как механизм реализации условий продуктивного педагогического взаимодействия / С. М. Редлих // Профессиональное образование в России и за рубежом. - 2012. - № 1 (5). - С. 27-29.

7. Степанов, С. В. Культура самостоятельной работы педагога как механизм формирования профессиональной компетентности, самореализации и конкурентоспособности / С. В. Степанов // Профессиональное образование в России и за рубежом. - 2011. - № 1 (3). - С. 76-80.

8. Кошелев, А. А. Культура самостоятельной работы обучающегося : моногр. / А. А. Кошелев, О. А. Козырева. - Новокузнецк : Изд-во КузГПА, 2012. - 113 с. - ISBN 978-585117-675-3.

9. Кошелев, А. А. Портфолио школьника : учебное пособие / А. А. Кошелев, О. А. Козырева. - Новокузнецк : КузГПА, 2011. -38 с. [ + приложение на DVD]. - ISBN 978-5-85117-615-9.

МАКАРОВА Таисья Васильевна, кандидат педагогических наук, доцент кафедры «Дизайн и технологии медиаиндустрии» Омского государственного технического университета. Адрес для переписки: [email protected] КОШЕЛЕВ Алексей Алексеевич, педагог по физической культуре муниципального бюджетного образовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа №52», г. Новокузнецк. Адрес для переписки: [email protected] КОЗЫРЕВА Ольга Анатольевна, кандидат педагогических наук, доцент кафедры педагогики Кузбасской государственной педагогической академии. Адрес для переписки: [email protected]

Статья поступила в редакцию 07.04.2014 г. © Т. В. Макарова, А. А. Кошелев, О. А. Козырева

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.