Научная статья на тему 'Система принципов формирования культуры самостоятельной работы педагога как механизм реализации условий продуктивного педагогического взаимодействия'

Система принципов формирования культуры самостоятельной работы педагога как механизм реализации условий продуктивного педагогического взаимодействия Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
184
56
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КУЛЬТУРА САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ / МЕТОДОЛОГИЯ ФОРМИРОВАНИЯ КУЛЬТУРЫ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ / МОДЕЛИРОВАНИЕ / ТЕХНОЛОГИИ ФОРМИРОВАНИЯ КУЛЬТУРЫ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ / INDEPENDENT WORK CULTURE / TECHNIQUE OF INDEPENDENT WORK CULTURE FORMING / MODELING / METHODS OF INDEPENDENT WORK CULTURE FORMING

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Редлих Сергей Михайлович, Козырева Ольга Анатольевна

Статья раскрывает особенности формирования и развития культуры самостоятельной работы в системе высшего профессионального образования на протяжении пяти лет обучения в вузе. Нюансы данной деятельности обсуждались на научно-практических конференциях и отражены в статьях, тезисах и научно-методических пособиях.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Редлих Сергей Михайлович, Козырева Ольга Анатольевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

System of Principles Forming Independent Work Culture of a Teacher as a Technique to Realize Terms of Efficient Pedagogical Interaction

The paper provides peculiarities of forming and developing independent work culture in the system of the higher professional education during five-year study at the university. Nuances of this kind of activity have been discussed at scientific and practical conferences and are reflected in articles, thesis and other works.

Текст научной работы на тему «Система принципов формирования культуры самостоятельной работы педагога как механизм реализации условий продуктивного педагогического взаимодействия»

Topical Problems of Professional Pedagogics

УДК / UDC С. М. Редлих. доктор педагогических наук, профессор, ректор

378.1:371.3 Кузбасской государственной педагогической академии, г. Новокузнецк.

Кемеровская область, Россия, [email protected]

О. А. Козырева, кандидат педагогических наук, доцент, доцент кафедры педагогики Кузбасской государственной педагогической академии, Россия, г. Новокузнецк, [email protected]

Sergey Redlikh, Doctor of pedagogics, professor, rector of Kuzbass State Pedagogical Academy, Russia, Novokuznetsk, [email protected]

Olga Kozyreva, docent, associate professor of chair of pedagogics at Kuzbass State Pedagogical Academy, Russia, Novokuznetsk, [email protected]

СИСТЕМА ПРИНцИПОВ ФОРМИРОВАНИЯ КУЛЬТУРЫ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ педагога как механизм реализации УСЛОВИЙ ПРОДУКТИВНОГО ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ

system of principles forming independent work culture of a teacher as a technique to realize terms of efficient pedagogical interaction

Статья раскрывает особенности формирования и развития культуры самостоятельной работы в системе высшего профессионального образования на протяжении пяти лет обучения в вузе. Нюансы данной деятельности обсуждались на научно-практических конференциях и отражены в статьях, тезисах и научно-методических пособиях.

The paper provides peculiarities of forming and developing independent work culture in the system of the higher professional education during five-year study at the university. Nuances of this kind of activity have been discussed at scientific and practical conferences and are reflected in articles, thesis and other works.

Ключевые слова, культура самостоятельной работы, методология формирования культуры самостоятельной работы, моделирование, технологии формирования культуры самостоятельной работы.

Keywords: independent work culture, technique of independent work culture forming, modeling, methods of independent work culture forming.

Возможность формирования культуры самостоятельной работы (КСР] педагога может быть реализована двумя. Второй путь - путь создания среды, реализующей модели и условия, технологии и методы формирования КСР в образовательном или свободном, культурно-историческом пространстве. Итак, КСР пе-

дагога - это совокупность требований и норм, предъявляемых к планированию и организации самостоятельной работы как механизма и средства саморазвития, самосовершенствования и самореализации личности в микро-, мезо-, макро- и мегапространстве, обусловленных различными включениями в личностные, социальные и профессиональные отношения, ограниченных типологией и сущностью противоречий и факторов развития личности и среды, в предельном счете сводимых нами к следующим показателям сформированности: продуктивности, активности, востребованности, креативности, здоровьесбережению, гибкости, устойчивости, интерферентности и профессионализму. Данный список можно продолжить, но в конечном счете мы докажем, что все нами выше выделенные показатели сформированности можно свести к одному -продуктивности в широком смысле толкования этого феномена.

Отразим и обозначим гносеолого-методо-логическое обоснование совокупности принципов формирования КСР педагога в контексте преобразования и реформирования современного общества и закономерностей и принципов гуманной педагогики и психологии. Поясним, что мировая практика в области воспитания, обучения и образования использует всегда в своем арсенале систему принципов, а не отдельно выделенные принципы, не отвечающие системности, цельности, последовательности, науч-

ности, практической значимости и обоснованности.

СИСТЕМА ПРИНЦИПОВ ФОРМИРОВАНИЯ КСР ПЕДАГОГА:

1. Сциентизма и мастерства:

- формирование научной, профессионально-педагогической картины мира, мировоззрения, системы ценностей;

- формирование моделей, выбор средств и методов реализации данных моделей в профессионально-педагогической деятельности и общении.

2. Интегративности и преемственности:

- формирование общеучебных, общекультурных ЗУН-ов и компетенций;

- формирование профессионально-педагогических и специально-педагогических компетенций.

3. Синергетичности и рационализма:

- учет всех определяемых полисубъектных и межгрупповых возможностей и ограничений в поле деятельности и общения педагога и осознание способов и форм самоорганизации антропосистемы в микро-, мезо-, макро- и мегамасштабах;

- разум как основа сосуществования и взаимодействия.

4. Персонификации и сотворчества:

- саморазвитие, самосовершенствование, самореализация;

- межличностное и межгрупповое условно бесконфликтное, продуктивное взаимодействие.

5. Состоятельности и продуктивности:

- определение и совершенствование модели социализации, самосовершенствования, самореализации, взаимодействия;

- моделирование и презентация продукта в микро-, мезо-, макро- и мегасреде.

6. Дихотомичности и взаимодополнения:

- выделение и использование в практической и теоретической работе педагога двух диаметрально противоположных составляющих процесса, например, индуктивных и дедуктивных методов;

- ситуативное и своевременное пополнение ресурсов и моделей профессионально-педагогической деятельности и общения.

Первый принцип - принцип сциентизма и мастерства. Данный принцип, основа которого представляет собой дихотомическое сочетание и инвариативное дополнение научного обоснования и высшей степени искусства в организации и планировании формирования КСР педагога, реализуется с младенчества и его формирование заканчивается только с окончанием жизни. Т. е. сциентизм - это научная форма представления и отображения условий, тактики, моделей, средств, методов, приемов и технологий формирования КСР педагога. Мастерство - это искусство, высшая степень реализации практической грамотности, культуры и

этики в организации и планировании профессиональной деятельности. Данный принцип состоит из двух внутренних моделей-принципов

- это формирование научной, профессионально-педагогической картины мира, мировоззрения, системы ценностей - основа всех компетенций, отражаемых в стандартах третьего поколения, и результат длительной эволюции гуманистической мысли и практики, реализованных объективно, индивидуально, субъектно и личностно в микро-, мезо-, макро- и мегамасштабах пространства или среды. Вторая модель-принцип - формирование моделей, выбор средств и методов реализации данных моделей в профессионально-педагогической деятельности и общении (возможность реализации в сформированности КСР педагога всех показателей, которые мы перечислили в дефиниции феномена КСР].

Принцип сциентизма и мастерства обуславливает согласованный переход от одного уровня сформированности КСР педагога к другому. Например, выделив 4 уровня сформированно-сти КСР педагога (объектный, индивидуальный, субъектный, личностный] мы создаем условия перехода от низшей ступени-уровня к высшей, т. е. от объектного уровня к личностному.

Второй принцип - принцип интегративности и преемственности. Данный принцип обеспечивает соединение всех звеньев (приближение к целостному восприятию] и сохранение ступенчатого, восходящего характера в формировании КСР педагога. Реализуется на всех ступенях и качественных уровнях в системе непрерывного профессионального образования в согласованном соблюдении двух составных: 1] формирование общеучебных, общекультурных зов и компетенций; 2] формирование профессионально-педагогических и специальнопедагогических компетенций. Возможность формирования общеучебных, общекультурных зунов и компетенций научно обоснована с раннего возраста, начиная с воспитания в ДОУ, т. е. общеучебные особенности развития закладываются в раннем возрасте и напряжении всего периода жизни рационально изменяются. Составляющая формиро-вания профессионально-педагогических и специально-педагогических компетенций отражает направление деятельности, фасилитирующей исполнения трех критериев формирования КСР педагога

- личностного (личность создается деятельностью, профессией и средой], социального (без общества не может быть личности, феральные отклонения (человек-Маугли] не рассматриваются нами, хотя и там находятся рациональные

28

Профессиональное образование в России и за рубежом 1 (5) 2012

Topical Problems of Professional Pedagogics

способы в формировании поведения на инстинктивном уровне], профессионального (зрелый или взрослый человек определяется способностью создавать в достаточном количестве и качестве материальные и моральные блага через профессиональную деятельность и хобби, а именно - создание условий для воспитания, обучения, получения образования, социализации, самореализации, самосовершенствования и пр. субъектов свободной культурно-исторической или воспитательно-образовательной среды].

Третий принцип - принцип синергетично-сти и рационализма. Синергетичность - возможность самоорганизации в структуре формирования КСР. Рационализм - обеспечение разумного, рационально обоснованного в формировании КСР педагога. Итак, принцип си-нергетичности и рационализма обеспечивает разумное управление и самоорганизацию в выборе средств, методов, условий, продуктов, технологий формирования КСР педагога. Он реализуется благодаря двум составляющим: 1] учету всех определяемых полисубъектных и межгрупповых возможностей и ограничений в поле деятельности и общения педагога и осознание способов и форм самоорганизации антропосистемы в микро-, мезо-, макро- и мегамасштабах; 2] разуму (широте видения] как основе сосуществования и взаимодействия.

Четвертый принцип - принцип персонификации и сотворчества. Данный принцип определяет условия, качество и возможности личностного самоопределения, самореализации и самосовершенствования в структуре педагогического или профессионально-педагогического взаимодействия и сотворчества. Возможность и необходимость формирования КСР педагога в таком контексте есть не что иное, как персонифицированный акт в триединой критериально-оценочной базе формирования КСР педагога - личностного (человек становится личностью через сотворчество], социального (личность становится востребованной только в обществе микро-, мезо-, макро- и мегагрупп], профессионального (без профессиональной самореализации, самосовершенствования, взаимодействия нет личности, нет феномена ситуативного и востребованного создания материальных и моральных благ]. Данный принцип реализуется в двух составляющих: 1 ] саморазвитие, самосовершенствование, самореализация; 2] межличностное и межгрупповое условно бесконфликтное, продуктивное взаимодействие.

Пятый принцип - принцип состоятельности и продуктивности. Данный принцип обеспечивает в формировании КСР педагога получение

продукта деятельности и на базе получения продукта реализацию условия состоятельности личности в профессии. Принцип состоятельности и продуктивности основывается на двух направлениях: 1 ] определение и совершенствование модели социализации, самосовершенствования, самореализации, взаимодействия; 2] моделирование и презентация продукта в микро-, мезо-, макро- и мегасреде. Данные направления реализуются в трех составных -личностном, социальном, профессиональном.

Шестой принцип - принцип дихотомично-сти и взаимодополнения. В дихотомичности в структуре формирования КСР педагога выделяем две диаметрально противоположные части и благодаря взаимодополнению находим нас интересующее решение. Принцип дихото-мичности и взаимодополнения фасилитиру-ет включение личности, проходящей все свои этапы становления и развития от объектного уровня к индивидуальному, от индивидуального

- к субъектному, от субъектного - личностному, в результат чего личность становится неотъемлемой частью социальной среды и профессии, обеспечивающей благополучие и комфорт в миро-, мезо-, макро- и мегаусловиях. Данный принцип также состоит из двух моделей-направлений: 1 ] выделение и использование в практической и теоретической работе педагога двух диаметрально противоположных составляющих процесса, например, индуктивных и дедуктивных методов; 2] ситуативное и своевременное пополнение ресурсов и моделей профессионально-педагогической деятельности и общения.

Система принципов формирования КСР педагога уникальна по своей основе, в ней учтен линейно-нелинейный характер моделирования и организации педагогического взаимодействия.

Реализация системы принципов - одно из условий формирования КСР педагога, предопределяющей получение продукта своей деятельности и общения в структуре микро-, мезо-, макро- и мегагруппового взаимодействия.

1. Козырева О. А. 1ПР-технология педагогического взаимодействия в системе высшего и дополнительного профессионального образования: монография. - Новокузнецк : КузГПА : МОУ ДПО ИПК, 2007. - 385 с.

2. Козырева О. А. Воспитание как феномен моделирования и практики : монография / О. А. Козырева. - Кемерово : Изд-во КРИПКиПРО, 2010. - 410 с.

3. Козырева О. А. Моделирование дефиниций категорий современной педагогики в структуре инновационной деятельности будущего педагога : монография / О. А. Козырева. - Новокузнецк : КузГПА : МОУ ДПО ИПК, 2008. - 374 с.

4. Козырева, О. А. Культура самостоятельной работы как механизм самосовершенствования и самореализации студентов-педагогов и педагогов-пси-хологов// Наука и образование. - 2006. - № 3. - С. 16-21.

5. Козырева О. А. Культура самостоятельной работы как фактор формирования и развития профессионально-педагогической культуры студентов-педагогов и педагогов-психологов // Известия Южного Федерального университета. - 2008. - № 3.- С. 61-69.

6. Козырева О. А. Методология формирования культуры самостоятельной работы педагога и методы ее исследования // Сибирский педагогический журнал. - № 6. - 2011. - С. 54-72.

7. Козырева О. А. Профессионально-педагогическая культура как ценность и результат самосовершенствования и педагогического взаимодействия // Педагогическое образование и наука. - 2009. -№9. - С. 79-83.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.