УДК / UDC: 378.1 с. В. Степанов,
кандидат педагогических наук, доцент, доцент кафедры теории и практики управления образованием Ставропольского государственного университета, Россия, г. Ставрополь, [email protected]
О. А. Козырева,
кандидат педагогических наук, доцент, доцент кафедры педагогики Кузбасской государственной педагогической академии, Россия, г. Новокузнецк, [email protected]
Sergey Stepanov,
PhD in pedagogics, docent, associate professor of chair of theory and practice of educational management at Stavropol State University, Russia, Stavropol, [email protected]
Olga Kozyreva,
docent, associate professor of chair of pedagogics at Kuzbass State Pedagogical Academy, Russia, Novokuznetsk, [email protected]
КУЛЬТУРА САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ ПЕДАГОГА КАК МЕХАНИЗМ ФОРМИРОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ, САМОРЕАЛИЗАЦИИ И КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ
INDEPENDENT WORK CULTURE OF A TEACHER AS MEANS TO FORM PROFESSIONAL COMPETENCE,
SELF-REALIZATION AND COMPETITIVE ABILITIES
Феномен «культура самостоятельной работы» в статье рассматривается на уровнях дефиниций, модели сформированности данного феномена, функционирования культуры самостоятельной работы, уровневой модели формирования культуры самостоятельной работы педагога, технологий формирования культуры самостоятельной работы.
The paper regards phenomenon of independent work culture on the level of definitions, model of phenomenon focusing, independent work culture circulation, level model of independent work culture formation among teachers, techniques of independent work culture formation.
Ключевые слова: культура самостоятельной работы, технология самостоятельной работы, феноменология формирования культуры самостоятельной работы.
Key words: independent work culture, techniques of independent work culture, phemenology of independent work culture formation.
Особенности, проблема и результат формирования самостоятельности в системе общепедагогического знания являются на протяжении долгого времени одной из наиболее значимых и ситуативно разрешаемых в системе общего и профессионального образования. Самостоятельность как единица базового, фундаментального в целостности восприятия и развития индивида, субъекта, личности играет первостепенную, основополагающую роль, системно трансформирующую внутренний мир человека согласно канонам гуманизма, моделям социализации и самореализации человека в системе ограничений и возможностей антропологического поля (среда в микро-, мезо-, макро-, мега- и мультимасштабах и человек как катализатор ценностей, норм, нравов, моделей, обрядов, традиций, культуры и пр. и смысл преобразований внутреннего и внешнего в процессе социального взаимодействия, самореализации и самосовершенствования человека).
В условиях перехода на Федеральные
государственные образовательные стандарты нового поколения, моделирующие содержание образования и его результаты на основе компетентностного подхода, самостоятельность приобретает особое назначение в качестве ведущего средства формирования компетентного и конкурентоспособного выпускника учебного заведения, в том числе студента педагогического вуза. Так, среди выделяемых в новых ФГОС общекультурных компетенций многие напрямую связаны с тем или иным проявлением самостоятельности, самоорганизации, самореализации (например: «организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество», «принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность», «самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации» и др.) [6].
Само определение содержания компетенции через обобщенные результаты обучения также ориентирует на необходимость формирования высокой культуры самостоятельной работы студентов: что студент должен ЗНАТЬ - когнитивный компонент компетенции (теоретическое, научное знание и понимание), УМЕТЬ - операциональный компонент компетенции (умения, навыки), ВЛАДЕТЬ (иметь опыт) - каким социальным и/или производственным опытом студент овладел за время обучения, в том числе через различные виды самостоятельной учебной деятельности.
В современных условиях (в частности, применительно к новым ФГОС) феномен самостоятельной работы связан в нашем понимании с совокупностью видов, форм, методов самостоятельного освоения студентом содержания образования в целях формирования (совершенствования, развития, расширения, углубления) необходимых общекультурных и профессиональных компетенций [7].
Культура самостоятельной работы обучающегося и педагога как феномен социально-педагогических инноваций появился в
конце XX века как вектор преобразований в структурах человека, самосовершенствующегося и самореализующегося, фасили-тирующий включение субъекта обучения и культуры в процесс социально-педагогического взаимодействия, самоопределения, самосовершенствования и самореализации.
Феноменология гносеологической единицы современной педагогики «культура самостоятельной работы» неоднозначна, т. к., с одной стороны, - это категория культурологии и психосоциологии со своими специфическими социально обусловленными механизмами трансформации сознания и моделей взаимоотношений субъекта культуры и общества в психосоциальном конгломерате опыта человечества и личности в микро-, мезо-, макро- и мегамасштабах, с другой стороны, - это категория педагогики, в рамках которой могут быть выделены и использованы на практике системы принципов, методов, приемов, форм, средств, методик, технологий педагогического взаимодействия и даже методологических подходов, фасилитирующих понимание необходимости формирования культуры самостоятельной работы субъекта деятельности, общения, культуры и пр. как механизма социализации, самоопределения, самореализации, самосовершенствования и взаимодействия.
Под культурой самостоятельной работы понимается совокупность формально-логических, содержательно-методологических требований и норм, предъявляемых к самостоятельной работе как психолого-педаго-гическому феномену, обуславливающему формирование и развитие личности. Под личностью мы понимаем человека, имеющего позитивную систему ценностей и создающего реализуемые на практике условия для самосовершенствования, самореализации и различного рода взаимодействия (социального, педагогического, психологического, эмоционального, продуктивного, репродуктивного и пр.). Сформирован-ность культуры самостоятельной работы определяется по аналитико-синтетическим умениям, умениям фиксировать информацию (конспектирование, тезирование, аннотирование, реферирование и пр.),
коммуникативным умениям, креативным умениям (моделирование словесно-логическое и структурно-логическое), поисковым умениям (умениям находить необходимую информацию; пути, способы решения определяемой проблемы, поиск средств (идеальных и материальных) для реализации решений и т. д.).
В соответствии с этим виды самостоятельной работы студентов могут быть самыми различными: отработка лекций, лабораторных заданий; конспектирование; изучение литературы по теме; составление картотеки; разработка мероприятия; изготовление вспомогательного учебного материала, таблиц, схем и др.; подготовка к проблемно-деловой игре; анализ управленческого решения, документов и т. д.; подготовка плана реферата, аннотации, рецензии; решение задач; наблюдение, изучение и обобщение опыта; анализ деловых записей и др.; реферирование, аннотирование; курсовой и дипломный проекты и др.
В практике реализации модели формирования культуры самостоятельной работы будущего педагога используют такие формы контроля, как реферат, творческий проект, презентация, электронный учебник, моделирование дефиниций категорий педагогики и пр., повышающие эффективность планомерного перехода по ступени формирования внутреннего мира и модели самореализации и самосовершенствования в социальном пространстве: объектный (человек), индивидуальный (индивид), субъектный (субъект), личностный (личность).
Поэтому возможности моделирования в структуре формирования культуры самостоятельной работы отражают условия и уровни сформированности данного феномена. Так, в модели уровней функционирования культуры самостоятельной работы выделяется 4 уровня, описывающих возможности и условия формирования в структуре феноменальных возможностей и границ-ограничителей.
Первый уровень - это объектный, здесь каждый элемент антропосистемы представляет собой единицу, объект в своем исконном изучении, самопознании, самосовершенствовании, самореализации. Границы
сформированности культуры самостоятельной работы первого уровня (объектного) определяются владением способами фиксации информации (аннотации, выписки, записи, конспекты, планы, тезисы, классификации, цитаты, рефераты и пр.).
Второй уровень - индивидуальный, здесь человек со своей совокупностью индивидуальных качеств, чувств, образа мыслей, аспектов социально-педагогических отношений создает плацдарм (поле) для моделирования разнообразных средств, фасилитирующих решение разнообразных социально-педагогических задач, противоречий, проблем и дилемм. Сформирован-ность культуры самостоятельной работы определяется возможностью индивида в результативности моделирования как его деятельности, так и ее продуктов.
Третий уровень - это субъектный, здесь человек представляет собой субъекта культуры, среды, деятельности, общения, в ходе чего он практикует основы моделирования и претворения результатов моделирования на практике. Сформированность культуры самостоятельной работы определяется возможностью субъекта деятельности, общения, культуры в результативности моделирования и внедрения моделированных средств.
Четвертый уровень - личностный, здесь личность определяет себе перспективы саморазвития, самосовершенствования и самореализации, создает условия для саморазвития, самосовершенствования и самореализации других людей, фасили-тирует процессы социализации и адаптации субъектов социально-педагогического пространства, включенных в микро-, мезо-, макро-, мега- и мультисреды, способствует формированию позитивной, адекватной самооценки, необходимого уровня притязаний, внутренней мотивации деятельности, активизации формируемых и развиваемых с точки зрения гуманно-личностной педагогики и психологии структур личности. Сформированность культуры самостоятельной работы определяется возможностью личности осуществлять процессы самоопределения, самосовершенствования, саморазвития, самореализации, социали-
зации, адаптации и прочих процессов и феноменологических аспектов социальнопедагогического и психолого-педагогиче-ского взаимодействия, где моделирование уже играет роль не только средства самоутверждения, самореализации, социализации, а также механизма, связующего кладезь социокультурного опыта с системой социально-педагогического и психологопедагогического взаимодействия в микро-, мезо-, макро-, мега- и мультимасштабах.
В системе общего и профессионального образования в структуре формирования культуры самостоятельной работы субъекта обучения и социально-педагогического взаимодействия выделяют четыре уровня, иллюстрирующих качественный переход в использовании средств и методов репродуктивного обучения к продуктивному, в таком контексте можно описать уровни формирования культуры самостоятельной работы педагога:
1. Использование средств фиксации информации (объектный уровень, обеспечивающий человеку владение способами, методами и средствами самообучения);
2. Моделирование продуктов мысле-творчества (уровень индивида, включенного в систему деятельностно-практических отношений, создающих и реализующих включение индивида в мультисредовые отношения согласно способностям, интересам, мотивам, уровням притязаний и возможностям обеих сторон, т. е. мультисреды и индивида);
3. Моделирование и реализация продуктов моделирования (уровень субъекта, включенного в систему деятельностно-практических и научно-экспериментальных отношений, фасилитирующих процессы самосовершенствования, самореализации и взаимодействия субъекта в мультисредах);
4. Создание условий для использования средств фиксации информации, моделирования и внедрения продуктов моделирования (уровень личности, создающей и реализующей на практике в методах и средствах педагогического взаимодействия систему принципов гуманно-личностной педагогики, фасилитирующей включение в микро-, мезо-, макро, мега- и мультисреду
индивидов, субъектов, личностей с их качественно-количественными показателями сформированности опыта деятельности, т. е. обученности, образованности и пр.).
Второй, третий и четвертый уровни сформированности культуры самостоятельной работы педагога обеспечивают функционирование механизма формирования самореализации и конкурентоспособности педагога в системе социально-профессиональных отношений.
Моделирование как метод и средство формирования и развития культуры самостоятельной работы у студентов-педагогов имеет ряд преимуществ (второй и третий уровни):
• выявление и осознание спектра ак-сиакмеологических структур личности в процессе полисубъектных взаимоотношений, опосредованных социокультурными нормами, традициями и потребностями;
• формирование и развитие интереса и мотивации к проблемам изучаемого;
• формирование сферы профессионально-педагогического творчества и сотрудничества, опосредованной социальным заказом и индивидуально-личностным развитием студента;
• развитие профессионально-педагогического мышления, профессиональнопедагогической культуры и компетенций посредством практико-ориентированной работы со студентами;
• повышение качества обучения и научно-исследовательской деятельности студентов и субъектов трудовой деятельности [5].
Таким образом, культура самостоятельной работы педагога в ходе его профессиональной подготовки обусловливает механизм более эффективного формирования профессиональной компетентности, самореализации и конкурентоспособности.
Литература
1. Козырева О. А. Культура самостоятельной работы: учебно-методическое пособие к компьютеризированному учебнику. - Новокузнецк, 1997. - 102 с.
2. Козырева О. А. ИР-технология педагогического взаимодействия в системе высшего и дополнительного профессионального образования. - Новокузнецк: КузГПА , 2007. - 385 с.
3. Козырева О. А. Моделирование как социаль-
но-педагогический феномен: курс занятий для учителей, педагогов средней и высшей школы, слушателей ИПК и ФПК, студентов и аспирантов. - Новокузнецк: КузГПА , 2007. - 627 с. [ + приложение на CD].
4. Козырева О. А. Воспитание как феномен моделирования и практики. - Кемерово: Изд-во КРИПКи-ПРО, 2010. - 410 с.
5. Козырева О. А. Профессионально-педагогическая культура как ценность и результат самосовершенствования и педагогического взаимодействия //
Педагогическое образование и наука. - 2009. - № 9.
- С.79-83.
6. Российское образование. Федеральный портал. Разработка стандартов 3-го поколения. - ЦКЬ: http://www.edu.ru/db/portal/spe/3v.htm.
7. Степанов С. В. Самостоятельная работа как средство формирования компетенций обучающегося // Актуальные проблемы современного образования.
- Воронеж: ВИЭСУ, 2009. - С. 202-205.
УДК/UDC: 378.147 Н. В. Папуловская,
старший преподаватель Уральского федерального университета имени первого Президента России Б. Н. Ельцина, Россия, г. Екатеринбург, [email protected]
Natalya Papulovskaya,
senior lecturer at Ural Federal University named after the First President of Russia B.N. Yeltsin, Russia, Yekaterinburg, [email protected]
ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ МОДЕЛЬ ФОРМИРОВАНИЯ СОЦИАЛЬНО-ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ У СТУДЕНТОВ ВУЗА НА ПРИМЕРЕ ДИСЦИПЛИНЫ «КОМПЬЮТЕРНАЯ ГРАФИКА И АНИМАЦИЯ»
THE PEDAGOGICAL MODEL OF SOCIAL-PROFESSIONAL COMPETENCES FORMING AMONG HIGHER EDUCATION STUDENTS ON THE EXAMPLE OF THE COURSE “COMPUTER GRAPHICS AND ANIMATION”
Успешность человека в будущей профессиональной и социальной жизни определяется уровнем развития социально-профессиональных компетенций. В статье описана педагогическая модель, реализация которой в обучении дисциплин профессионального цикла способствует формированию системы указанных компетенций. Ядром модели является моделирование жизненных ситуаций, включающих как профессиональные, так и метапрофессиональные задачи, решаемые в процессе проектно-ролевой игры. Модель конкретизируется на примере учебной дисциплины «Компьютерная графика и анимация».
A success of person in future professional and social life is formed by the level of their social- professional competence evolution. The article describes pedagogical model, implementing which during professional stage of education helps to form the system of listed competences. The kernel of the model consists of modeling life situations, including both professional and metaprofessional objectives
being reached in the process of project and role play. The model is concretized on the example of subject “Computer graphics and animation”.
Ключевые слова: образование, социально-профессиональные компетенции, обучение, диагностика, профессиональная деятельность.
Key words: education, social-professional competencies, teaching, diagnostics, professional activity.
Образование, полученное в высшем учебном заведении, должно обеспечивать полноценное профессиональное становление личности. Наряду с задачами формирования профессиональных компетенций, поставленными в федеральных образовательных стандартах третьего поколения, решается задача профессионального воспитания. И. И. Хасанова считает, что «по своему характеру оно (профессиональное воспи-