Научная статья на тему 'Феноменологические особенности формирования культуры самостоятельной работы педагога'

Феноменологические особенности формирования культуры самостоятельной работы педагога Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
133
16
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА / ТЕХНОЛОГИЯ / ФЕНОМЕНОЛОГИЯ ФОРМИРОВАНИЯ КУЛЬТУРЫ / THE PHENOMENOLOGY OF INDEPENDENT WORK CULTURE DEVELOPMENT / RP-ТЕХНОЛОГИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ / RP-TECHNOLOGY OF PEDAGOGICAL INTERACTION / CULTURE OF INDEPENDENT WORK / THE TECHNOLOGY OF INDEPENDENT WORK

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Козырева Ольга Анатольевна

Феномен «культура самостоятельной работы» в статье рассматривается на уровнях дефиниций, модели сформированности данного феномена, функционирования культуры самостоятельной работы, уровневой модели формирования культуры самостоятельной работы педагога, технологий формирования культуры самостоятельной работы, RP-технологии педагогического взаимодействия, технологии системно-педагогического моделирования. "

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Козырева Ольга Анатольевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The independent work culture" phenomenon is considered in the article at the levels of definitions, formation model, independent work functioning, the level model of an educationalist's independent work culture development, the RP-technology of pedagogical interaction and the technology of system-pedagogical modeling.

Текст научной работы на тему «Феноменологические особенности формирования культуры самостоятельной работы педагога»

Педагогические н ну ки

ФЕНОМЕНОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ

ФОРМИРОВАНИЯ КУЛЬТУРЫ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ ПЕДАГОГА

О. А. Козырева

PHENOMENOLOGICAL PECULIARITIES OF AN EDUCATIONALIST'S INDEPENDENT WORK CULTURE DEVELOPMENT Kozyreva О. А.

"The independent work culture"phenomenon is considered in the article at the levels of definitions, formation model, independent work functioning, the level model of an educationalist's independent work culture development, the RP-technology of pedagogical interaction and the technology of system-pedagogical modeling.

Key words: the culture of independent work, the technology of independent work, the phenomenology of independent work culture development, the RP-technology of pedagogical interaction.

Феномен «культура самостоятельной работы» в статье рассматривается на уровнях дефиниций, модели сформированности данного феномена, функционирования культуры^1 самостоятельной работы,, уровневой модели формирования куль-турыз/ самостоятельной рабоы педагога, технологий формирования культурыi самостоятельной работы,, RP-технологии педагогического взаимодействия, технологии системно-педагогического моделирования.

Ключевые слова: самостоятельная работа, технология, феноменология формирования культуры'ы, RP-технология педагогического взаимодействия.

УДК 378.1

Феноменология как гносеологическая единица современной философии уникальна по своей природе (1), а потребность в философском знании в современной системе социально-педагогических наук (в том числе педагогике) несомненна. Феноменология рассматривается в современной педагогике как дидактическая единица, отражающая потребности социально-педагогического пространства в изучении нюансов обучаемости субъектов воспитательно-образовательной среды, как социокультурная единица, специфически выделяющая и отражающая нюансы культуры в микро-, мезо-, макро-, мегамасштабах социальных систем и моделей преобразования и взаимодействия, как гносеологическая единица, состоятельно и полноценно описывающая нюансы, качества, отношения, связи, модели изучаемого явления или события (2).

Итак, феноменология гносеологической единицы современной педагогики «культура самостоятельной работы» неоднозначна, т. к., с одной стороны, - это категория культурологии и психосоциологии со своими специфическими социально обусловленными механизмами трансформации сознания и моделей взаимоотношений субъекта культуры и общества в психосоциальном конгломерате опыта человечества и личности в микро-, мезо-, макро- и мегамасштабах, с другой стороны, - это категория педагогики, в рамках которой могут быть выделены и использованы на практике системы принципов, методов, приемов, форм, средств, мето-

дик, технологий педагогического взаимодействия и даже методологических подходов, фасилитирующих понимание необходимости формирования культуры самостоятельной работы субъекта деятельности, общения, культуры и пр. как механизма социализации, самоопределения, самореализации, самосовершенствования и взаимодействия.

Культура самостоятельной работы - это механизм самосовершенствования и самореализации субъектов социального пространства, определяющая ориентиры и особенности социального взаимодействия субъектов-носителей деятельности и культуры. Несомненна роль данного феномена в определении перспектив работы с обучающимися и студентами, а также в реализации всевозможных акметехнологий, акметраекто-рий современного обучения и образования в системе начального, среднего и высшего профессионального образований. Культура самостоятельной работы - это составная часть культуры, определяющая развитие и формирование личности.

Формирование культуры самостоятельной работы, определяемой нами как совокупности формально-логических и содержательно-методологических требований и норм, предъявляемых к самостоятельной работе как психолого-педагогическому феномену, обуславливающему формирование и развитие личности, способствует отражению объективных закономерностей, требований, норм, специфики деятельности субъектов культуры в системе субъект-субъектных и субъект-объектных отношений, является фундаментальным явлением, предопределяющим результат саморазвития и самореализации в полисистемном ракурсе - это и общение, и профессиональная деятельность, и культура, и досуг, и искусство, и религия, и пр. В таком контексте под личностью мы понимаем человека, который имеет позитивную систему ценностей, создает реализуемые на практике условия самосовершенствования, самореализации и различного рода взаимодействия (социального, педагогического, психологического, эмоционального, продуктивного, репродуктивного и пр.) в микро-, мезо-, макро- и мега-

масштабах. Примеров такого рода практики в мировой культуре и истории предостаточно, ведь все инновационные эволюционные и революционные модели, методы, методики, технологии и средства в структуре своей имеют данный механизм, реализованный в контексте идей гуманной и гуманно-личностной педагогики (1-15).

В педагогике средней школы одним из наиболее распространенных методов и средств формирования и развития культуры самостоятельной работы у обучающихся является формирование потребности в использовании совокупности средств и методов фиксации информации (4). При соблюдении требований и норм, предъявляемых к самостоятельной работе как полиаспектному феномену, рассматривающему самостоятельную работу как форму, метод, средство педагогического взаимодействия, условие и норму самоопределения и самоутверждения, самосовершенствования и самореализации, взаимодействия и взаимопомощи можно создать благоприятные условия для становления личности обучающегося как носителя и творца культуры, искусства, деятельности, общения. Такого рода работа неоднократно проверена студентами педвуза в ходе прохождения педагогических практик (5-7), выполнения творческих проектов, курсовых работ и выпускных квалификационных работ (5-15).

В современной педагогике одним из наиболее распространенных методов и средств формирования и развития культуры самостоятельной работы в высшей школе является моделирование в своём многообразии видов, форм и средств.

Возможности моделирования в структуре формирования культуры самостоятельной работы отражают условия и уровни сформи-рованности данного феномена. Так, в модели уровней функционирования культуры самостоятельной работы выделяется 4 уровня, описывающих возможности и условия формирования в структуре феноменальных возможностей и границ-ограничителей.

Первый уровень - объектный, здесь каждый элемент антропосистемы представляет собой единицу, объект в своем исконном

изучении, самопознании, самосовершенствовании, самореализации. Границы сформи-рованности культуры самостоятельной работы первого уровня (объектного) определяются владением способами фиксации информации (аннотации, выписки, записи, конспекты, планы, тезисы, классификации, цитаты, рефераты и пр.).

Второй уровень - индивидуальный, здесь человек со своей совокупностью индивидуальных качеств, чувств, образа мыслей, аспектов социально-педагогических отношений создает плацдарм (поле) для моделирования разнообразных средств, фаси-литирующих решение разнообразных социально-педагогических задач, противоречий, проблем и дилемм. Сформированность культуры самостоятельной работы определяется возможностью индивида в результативности моделирования как его деятельности, так и ее продуктов.

Третий уровень - субъектный, здесь человек представляет собой субъекта культуры, среды, деятельности, общения, в ходе чего он практикует основы моделирования и претворения результатов моделирования на практике. Сформированность культуры самостоятельной работы определяется возможностью субъекта деятельности, общения, культуры в результативности моделирования и внедрения моделированных средств.

Четвертый уровень - личностный, здесь личность определяет себе перспективы саморазвития, самосовершенствования и самореализации, создает условия для саморазвития, самосовершенствования и самореализации других людей, фасилитирует процессы социализации и адаптации субъектов социально-педагогического пространства, включенных в микро-, мезо-, макро-, мега- и мультисреды, способствует формированию позитивной, адекватной самооценки, необходимого уровня притязаний, внутренней мотивации деятельности, активизации формируемых и развиваемых с точки зрения гуманно-личностной педагогики и психологии структур личности.

В таком контексте под мультисредой мы будем понимать результат совокупности

включений субъекта общества в микро-, ме-зо-, макро- и мегасреды или группы, накладывающий социально и личностно допустимые ограничения в правилах и системе предпочтений, фасилитирующих оптимальную социализацию субъекта в обществе в целом и его процессы самоопределения, самосовершенствования и самореализации в соответствии с основными противоречиями культурно-исторического пространства и личностного самоопределения, самоутверждения, самореализации и самосовершенствования.

Сформированность культуры самостоятельной работы определяется возможностью личности осуществлять процессы самоопределения, самосовершенствования, саморазвития, самореализации, социализации, адаптации и прочих процессов и феноменологических аспектов социально-педагогического и психолого-педагогического взаимодействия, где моделирование уже играет роль не только средства самоутверждения, самореализации, социализации, а также механизма, связующего кладезь социокультурного опыта с системой социально-педагогического и психолого-педагогического взаимодействия в микро-, мезо-, макро-, мега- и мультимас-штабах.

Таким образом, можно выделить уровни формирования культуры самостоятельной работы педагога:

- использование средств фиксации информации (объектный уровень, обеспечивающий человеку владение способами, методами и средствами самообучения);

- моделирование продуктов мыслетвор-чества (уровень индивида, включенного в систему деятельностно-практических отношений, создающих и реализующих включение индивида в мультисредовые отношения согласно способностям, интересам, мотивам, уровням притязаний и возможностям обеих сторон, т. е. мультисреды и индивида);

- моделирование и реализация продуктов моделирования (уровень субъекта, включенного в систему деятельностно-практических и научно-экспериментальных отношений, фасилитирующих процессы са-

мосовершенствования, самореализации и взаимодействия субъекта в мультисредах);

- создание условий для использования средств фиксации информации, моделирования и внедрения продуктов моделирования (уровень личности, создающей и реализующей на практике в методах и средствах педагогического взаимодействия систему принципов гуманно-личностной педагогики, фасилитирующей включение в микро-, мезо-, макро-, мега- и мультисреду индивидов, субъектов, личностей с их качественно-количественных показателями сформиро-ванности опыта деятельности, т. е. обучен-ности, образованности и пр.).

Программно-педагогическое обеспечение изучения дисциплин современной педагогической науки с использованием технологий системно-педагогического моделирования направлена на повышения уровня сформированности культуры самостоятельной работы педагога на протяжении его профессионально-педагогического роста, саморазвития, самосовершенствования и самореализации.

К технологиям формирования культуры самостоятельной работы относят собственно технологию формирования культуры самостоятельной работы, RP-технологию педагогического взаимодействия, технологию системно-педагогического моделирования.

Технология формирования культуры самостоятельной работы построена на использовании разнообразных способов, приемов, методов и средств фиксации, трансформации классической - печатной (книги, учебники, словари, газеты, каталоги с каточками и пр.) и электронной (CD, DVD, базы данных, сайты Internet и пр.) информации. Использование разнообразных способов фиксации информации работы неоднократно обсуждалось в системе среднего и высшего образования, ведь владение данными средствами фиксации и трансформации информации свидетельствуют о готовности обучающегося, студента, педагога к осуществлению самостоятельной работы, самообучению, создаются условия для перехода на вторую ступень формирования культуры самостоятельной работы - моде-

лирования. Очень важно, чтобы обучающиеся после средней общеобразовательной школы владели всеми средствами фиксации информации, опыт такой деятельности был защищен в 1998 г. («Самостоятельная работа школьников с использованием компьютеризированного учебника "Культура самостоятельной работы"», Козырева О. А.). Исследование выявило дидактические условия, обеспечивающие повышение эффективности самостоятельной работы учащихся, обосновало использование системы дидактических принципов в процессе полисубъектных гуманно-личностных взаимоотношений в моделях ученик-учитель, ученик-ученик.

Данная технология классифицирована следующим образом:

ПО ОСНОВНОМУ ФАКТОРУ РАЗВИТИЯ: социогенная.

ПО УРОВНЮ ПРИМЕНЕНИЯ: общепедагогическая.

ПО КОНЦЕПЦИИ УСВОЕНИЯ: ассоциативно-рефлекторная.

ПО СТИЛЮ ВЗАИМООТНОШЕНИЙ: лично-стно ориентированная.

ПО ориентации НА ЛИЧНОСТНыЕ СТРУКТУРЫ: общеучебные знания, умения и навыки.

ПО ХАРАКТЕРУ СОДЕРЖАНИЯ: обучающая, общеобразовательная.

ПО ТИПУ УПРАВЛЕНИЯ: цикличное, направленное, смешанное, программное управление (учебник IV).

ПО ОРГАНИЗАЦИОННЫМ ФОРМАМ: индивидуальная, групповая, академическая.

ПО ПРЕОБЛАДАЮЩЕМУ МЕТОДУ: свободное самообразование при востребованности общеучебных знаний, умений и навыков.

ПО НАПРАВЛЕНИЮ МОДЕРНИЗАЦИИ: активизация и интенсификация деятельности.

ПО КАТЕГОРИИ ОБУЧАЮЩИХСЯ: массовая.

Для планирования и организации оптимального процесса формирования культуры самостоятельной работы (и, как следствие, качества обучения) в высшей школе может использоваться и используется ЯР-технология педагогического взаимодействия с ЯР-уровнями, обеспечивающими планомерный переход от репродуктивных методов и форм обучения к продуктивным. Под ЯР-технологией педагогического взаимодейст-

вия понимается уровневая технология педагогического взаимодействия, где практикуется репродуктивно-продуктивный способ изучения материала: изначально раскрывается содержание на репродуктивном уровне (4 звена: изучение нового материала; закрепление изученного; обобщение и систематизация; применение на практике), а затем на продуктивном (творческом) уровне продолжается планомерная, последовательная работа по формированию культуры умственного труда, культуры самостоятельной работы, профессиональной культуры; по развитию креативных (творческих) способностей, результатом которых является определенный продукт мыслетворчества студента, вобравший в себя его взгляд, стиль и образ мысли, формирующийся на протяжении всей его жизни. Под ЯР-уровнями понимается система уровневых заданий, где структурная основа представляет собой два диаметрально противоположных уровня, взаимно дополняющих друг друга: Я - репродуктивный уровень с различными формами, методами, средствами репродуктивного обучения и контроля и Р - продуктивный уровень с соответствующей системой обучения и контроля, обеспечивающий повышение уровня культуры самостоятельной работы, мотивации учения, активности учащихся (слушателей) и т. д.

Рассмотрим классификационные параметры ЯР-технологии педагогического взаимодействия:

По уровню применения: Общепедагогическая.

По философской основе: Научная. Диалектическая. Гуманистическая.

По ориентации на личностные структуры: Информационная технология - формирование знаний, умений, навыков по предметам. Технология саморазвития - формирование самоуправляющих механизмов личности - СУМ. Эвристическая технология - развитие творческих способностей.

Прикладная технология - формирование действенно-практической сферы - СДП.

По характеру содержания и структуры: Обучающая, воспитывающая, развивающая,

адаптирующая, социализирующая. Профессионально ориентированная. Отраслевая.

По виду обучения, заложенному в технологию обучения: Уровневого обучения.

По подходу к ребенку: Антропоцентрическая. Технология сотрудничества, сотворчества.

По способу, методу, средству обучения: Уровневого обучения. Саморазвивающего обучения.

По направлению модернизации существующей традиционной системы: Целостная технология.

Современная педагогика в спектре своих разделов отражает специфические особенности пространства и времени по определению, постановке и решению проблем социально-педагогической действительности, влияющей на все компоненты антропо-системы, создавшей человека как объекта, субъекта, предмета и результата труда, культуры, науки, искусства и религии.

Модель формирования и развития культуры самостоятельной работы при изучении педагогических дисциплин в педагогическом вузе сводится нами к моделированию ЯР-уровней ЯР-технологии педагогического взаимодействия, где выполняемые задания Р-уровня (продуктивного), их качество и количество отображают уровень или особенности сформированности у студента таких качеств личности, как креативность, самостоятельность, неординарность, уникальность, востребованность, а предложенные инновации как результат педагогического взаимодействия, самосовершенствования и самореализации. Рассмотрим модель формирования и развития культуры самостоятельной работы по следующим разделам педагогики:

- «Введение в педагогическую деятельность»: Я-уровень отражен в совокупности контрольных вопросов (контрольные вопросы представлены после изучения каждой темы), контрольной работе (21 вариант), дидактических тестах (1 модель - 5 вариантов по 15 заданий); Р-уровень - моделирование электронной презентации «Я - профессионал», решение занимательных задач (8). Творческие проекты по разделу «Введение в

педагогическую деятельность» - «Я - профессионал» отличаются от всех других тем, что они выполняются студентами в Microsoft PowerPoint, представляют собой по форме презентацию всех своих достижений или так называемое портфолио, не имеют введения, которое по структуре состоит из общей схемы исследования по педагогике и особенно эффективно применяемо на факультетах, где большинство студентов занимаются разнообразными видами деятельности от профессиональной до общественной (в Кузбасской государственной педагогической академии - это студенты факультета физической культуры очной и заочной формы обучения, в Новокузнецком училище (техникуме) олимпийского резерва - это студенты очной формы обучения).

- «Общие основы педагогики»: R-уровень состоит из контрольных вопросов (приведены в учебном пособии после каждой темы), контрольных работ (2 контрольных работы по 38 вариантов), дидактических тестов (3 модели: 1 -я модель - 3 варианта по 24 задания, 2-я модель - 6 вариантов по 15 заданий, 3-я модель - 6 вариантов по 30 заданий); P-уровень состоит из дефиниций категории «воспитание», моделируемых студентами в зависимости от заложенного методологического подхода (результат данной работы представлен в нескольких учебных пособиях (5, 9)), реферата, рецензии на реферат одногруппника, электронной презентации реферата, выполненной в Microsoft PowerPoint, решения занимательных задач (9).

- «Психолого-педагогическая антропология»: R-уровень состоит из контрольных вопросов (приведены в учебном пособии после каждой темы), дидактического теста (6 вариантов по 15 заданий); P-уровень состоит из дефиниций категорий психолого-педагогической антропологии (воспитание, обучение, образование, развитие, самовоспитание, самообучение, самообразование, саморазвитие, самоопределение, самосовершенствование, самореализация. социализация, адаптация, взаимодействие), моделируемых студентами в зависимости от нюансов антропологического подхода (результат данной работы представлен в учебном посо-

бии «Категории психолого-педагогической антропологии»), статьи и выступления со статьей на научно-практической конференции «Проблемы психолого-педагогической антропологии в XXI веке», творческого проекта, электронной презентации творческого проекта, выполненной в Microsoft PowerPoint, решения занимательных задач (10).

- «Теория обучения»: R-уровень состоит из контрольных вопросов (приведены в учебном пособии после каждой темы), контрольной работы (36 вариантов), дидактических тестов (2 модели: 1-я модель - 5 вариантов по 30 заданий, 2-я модель - 6 вариантов по 30 заданий); P-уровень состоит из дефиниций категории «обучение», моделируемых студентами в зависимости от заложенного методологического подхода (результат данной работы представлен в учебных пособиях (5, 12)), творческого проекта по моделированию уровневой технологии изучения темы из раздела дидактики, электронной презентации творческого проекта, выполненной в Microsoft PowerPoint, решения занимательных задач.

- «Теория и методика воспитания»: R-уровень состоит из контрольных вопросов, контрольной работы (24 варианта), 2-х моделей дидактического теста (модель 1 состоит из 5 вариантов по 15 заданий, модель 2 состоит из 5 вариантов по 30 заданий); P-уровень состоит из занимательных задач, реферата (для студентов заочной формы обучения), презентации (для студентов очной формы обучения), электронной презентации реферата или творческого проекта, выполненной в Microsoft PowerPoint (11).

- «Основы профориентологии»: R-уровень состоит из контрольных вопросов (приведены в учебном пособии после каждой темы), контрольной работы (24 варианта), дидактических тестов (2 модели: 1-я модель - 5 вариантов по 15 заданий, 2-я модель - 6 вариантов по 15 заданий); P-уровень состоит из дефиниций категорий современной профориентологии (до 10 категорий), моделируемых студентами в зависимости от заложенного методологического подхода, рецензии на творческий проект од-ногруппника, электронной презентации

творческого проекта, выполненной в Microsoft PowerPoint (с 2007/2008 уч. г.), решения занимательных задач (не более 10 задач) (13).

- «Социальная педагогика»: R-уровень состоит из контрольных вопросов, контрольной работы (24 варианта), дидактического теста (5 вариантов по 15 заданий); P-уровень состоит из занимательных задач, реферата или творческого проекта, электронной презентации реферата или творческого проекта, выполненной в Microsoft PowerPoint (14).

- «Управление образовательными системами»: R-уровень состоит из контрольных вопросов, дидактического теста (5 вариантов по 15 заданий); P-уровень состоит из занимательных задач, реферата или творческого проекта, электронной презентации творческого проекта, выполненной в Microsoft PowerPoint [15].

Следующий этап - защита выпускной квалификационной работы, а затем и самостоятельная профессионально-педагогическая деятельность с системой переподготовки и повышения квалификации.

Технология системно-педагогического моделирования - это технология, в структуре которой предусмотрены пропедевтические первые два звена или ступени -1) ступень формирования и развития культуры самостоятельной работы в системе среднего общего образования средствами фиксации информации и на первом курсе вуза, 2) RP-технология педагогического взаимодействия, фасилитирующая планомерный переход от использования репродуктивных методов, форм обучения и контроля к продуктивным. В структуре ведущей деятельности педагога обе технологии имеют место быть, но работа строится уже несколько по другой канве - необходимо выявить систему объективных противоречий педагогической практики, ход которой не только наблюдает педагог, но и пытается всеми прогрессивными методами и средствами оптимизировать, затем необходимо выявить способы традиционного и инновационного решения самостоятельно выявленных противоречий, связанных с профессиональной деятельностью. Следующим этапом

в данной технологии является моделирование авторского педагогического средства, фасилитирующего педагогу решение выявленной проблемы или противоречия, затем апробация и констатация достигнутого в рефлексии или научно-методической работе. Как известно, в полисубъектном мультисре-довом пространстве ничего нет вечного, и каждое разработанное средство устаревает достаточно быстро - 5-10 лет, и оно уже может быть отнесено к раритету. Поэтому разработка и реконструкция авторского педагогического средства - неустанная работа, сопровождаемая бесконечным поиском, так называемой, "золотой середины" в решении выявленного объективного противоречия или спектра противоречий.

В ходе данной деятельности появляются разнообразные словесно-логические и структурно-логические модели. Если проследить педагогику Древнего мира - то можно обнаружить богатейший опыт системно-педагогического моделирования - это и трактаты, и труды, приуроченные решению определенной проблемы, связанной прямо или косвенно с полисубъектным пространством, мультисредой, антропосисте-мой, и открытия законов и закономерностей, объективно предопределяющих построение теорий, концепций и структурно-содержательного материала определенной дисциплины. Известно, что продуктивная педагогика - это средство самореализации и самосовершенствования, в контексте идей гуманизма выделяющая феномен "культура самостоятельной работы" как механизм становления личности, последовательно проходящей три этапа - объектный (каждый элемент антропосистемы представляет собой единицу, объект в своем исконном изучении, самопознании, самосовершенствовании, самореализации; границы сформиро-ванности культуры самостоятельной работы объектного этапа (уровня) определяются владением способами фиксации информации - аннотации, выписки, записи, конспекты, планы, тезисы, классификации, цитаты, рефераты и пр.), индивидуальный (человек со своей совокупностью индивидуальных качеств, чувств, образа мыслей, аспектов

социально-педагогических отношений создает поле для моделирования разнообразных средств, фасилитирующих решение разнообразных социально-педагогических задач, противоречий, проблем и дилемм; сформи-рованность культуры самостоятельной работы определяется возможностью индивида в моделировании как его деятельности, так и ее продуктов), субъектный (человек представляет собой субъекта культуры, среды, деятельности, общения, в ходе чего практикует основы моделирования и претворения результатов моделирования на практике; сформированность культуры самостоятельной работы определяется возможностью субъекта деятельности, общения, культуры в качестве моделирования и внедрения моделированных средств).

Уровень сформированности личности определяется перспективами саморазвития, самосовершенствования и самореализации, создает условия для саморазвития, самосовершенствования и самореализации других людей, фасилитирует процессы социализации и адаптации субъектов социально-педагогического пространства, включенных в микро-, мезо-, макро-, мега- и мультисре-ды, способствует формированию позитивной, адекватной самооценки, необходимого уровня притязаний, внутренней мотивации

деятельности, активизации формируемых и развиваемых с точки зрения гуманно-личностной педагогики и психологии структур личности. Сформированность культуры самостоятельной работы определяется возможностью личности осуществлять процессы самоопределения, самосовершенствования, саморазвития, самореализации, социализации, адаптации и прочих процессов и феноменологических аспектов социально-педагогического и психолого-педагогического взаимодействия, где моделирование уже играть роль не только средства самоутверждения, самореализации, социализации, а также механизма, связующего кладезь социокультурного опыта с системой социально-педагогического и психолого-педагогического взаимодействия в микро-, мезо-, макро-, мега- и мультимасштабах.

Феноменология формирования культуры самостоятельной работы педагога еще полностью не изучена, но моделирование и эксперимент как средства, методы, формы, механизмы и условия самосовершенствования, самореализации и социализации приносят и будут приносить свои плоды в социально-педагогическую копилку наследия современности.

ЛИТЕРАТУРА

1. Ерохин А. М. Философия: учебное пособие. — Ставрополь : Изд-во СГУ, 2000. — 201 с.

2. Ерохин А. М. Динамика социогуманитарного знания // Взаимодействие истории и философии науки: теоретические и методологические аспекты. — Ставрополь: СГУ, 2006. — 127 с.

3. Козырева О. А. ЯР-технология педагогического взаимодействия в системе высшего и дополнительного профессионального образования: монография. — Новокузнецк: Куз-ГПА: МОУ ДПО ИПК, 2007. — 385 с.

4. Козырева О. А. Культура самостоятельной работы: учебно-методическое пособие к компьютеризированному учебнику. — Новокузнецк, 1997. — 102 с.

5. Козырева О. А. Моделирование как социально-педагогический феномен: курс занятий

для учителей, педагогов средней и высшей школы, слушателей ИПК и ФПК, студентов и аспирантов. — Новокузнецк: КузГПА : МОУ ДПО ИПК, 2007. - 627 с. [ + приложение на CD].

6. Козырева О. А. Воспитание как феномен моделирования и практики : монография. — Кемерово: Изд-во КРИПКиПРО, 2010. — 410 с.

7. Козырева О. А. Моделирование дефиниций категорий современной педагогики в структуре инновационной деятельности будущего педагога : монография. — Новокузнецк: Куз-ГПА: МОУ ДПО ИПК, 2008. — 374 с.

8. Козырева О. А. Введение в педагогическую деятельность: учебное пособие для студентов педагогических вузов. — Новокузнецк: КузГПА: МОУ ДПО ИПК, 2009. - 121 с. [+приложение на DVD].

9. Козырева О. А. Общие основы педагогики: учебное пособие для студентов педагогических вузов. — Новокузнецк: КузГПА: МОУДПО ИПК, 2008. — 279 с. [ + приложение на CD].

10. Козырева О. А. Психолого-педагогическая антропология: учебное пособие. — Новокузнецк: КузГПА: МОУ ДПО ИПК, 2008. -266 с. [+ приложение на DVD].

11. Козырева О. А. Теория и методика воспитания: учебное пособие для студентов педагогических вузов. — Новокузнецк: КузГПА: МОУ ДПО ИПК, 2008. — 267 с. — [+приложение на CD].

12. Козырева О. А. Теория обучения. Педагогические технологии: программа и контрольно-измерительные материалы: курс занятий для студентов педагогических специальностей. — Новокузнецк: КузГПА, 2007. — 359 с. [+ приложение на CD].

13. Козырева О. А. Основы профориентологии: курс занятий для студентов специальности 031000 — Педагогика и психология. — Ново-

кузнецк: КузГПА: МОУ ДПО ИПК, 2007. — 307 с. — [+ приложение на CD].

14. Козырева О. А. Социальная педагогика : учебное пособие для студентов педагогических вузов. — Новокузнецк: КузГПА , 2010. — 217 с. — [+ приложение на CD].

15. Козырева О. А. Управление образовательными системами: учебное пособие для студентов педагогических вузов. — Новокузнецк: КузГПА, 2010. — 97 с. — [+ приложение на DVD].

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Об авторе

Козырева Ольга Анатольевна, Кузбасская государственная педагогическая академия, г. Новокузнецк, Кемеровской области, кандидат педагогических наук, доцент кафедры теории и методики профессионального образования. Сфера научных интересов - феноменологические особенности формирования культуры самостоятельной работы педагога. kozireva-oa @ yandex.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.