Научная статья на тему 'Моделирование как средство формирования культуры самостоятельной работы'

Моделирование как средство формирования культуры самостоятельной работы Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
289
52
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КУЛЬТУРА САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ / МОДЕЛИРОВАНИЕ / PR-ТЕХНОЛОГИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ / PR-УРОВНИ ТЕХНОЛОГИИ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ / INDEPENDENT WORK CULTURE / MODELING / RP-TECHNOLOGY OF PEDAGOGICAL INTERACTION / PR-LEVELS OF PEDAGOGICAL INTERACTION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Козырева Ольга Анатольевна

Статья раскрывает особенности формирования и развития культуры самостоятельной работы в системе высшего профессионального образования на протяжении пяти лет обучения в вузе посредством изучения дисциплин педагогического цикла и PR-технологии педагогического взаимодействия. Нюансы данной деятельности обсуждались на научно-практических конференциях и отражены в статьях, тезисах и научно-методических пособиях.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Козырева Ольга Анатольевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Modeling as Means to Form Independent Work Culture

The article reveals specifics of forming and developing independent work culture in the system of higher professional education during five-year study via obtaining pedagogical cycle disciplines and RP-technology of pedagogical interaction. Nuances of this activity were discussed during scientific and practical conferences and found reflection in articles, thesis and other works.

Текст научной работы на тему «Моделирование как средство формирования культуры самостоятельной работы»

Sanderson, S. (1995). Civilizations and World Systems. Walnut Creek, London: Allen and Unwin.

Scharplatz, J. (2003). "Weeding Out the Skilled Farmer.” Prairie Writers Circle. November 26. Schmid, R. (2003). The Untold Story of Milk. Washington, D.C.: New Trends Publishing. Snyder, L. (D. (1999). Macro-History, a Theoretical Approach to Comparative World History. Lampeter, Ceredigion, Wales: UK.: The Edwin Mellen Press, Ltd.

Spengler, O. (1962). The Decline of the West. New York: Vintage Books.

Sorokin, P. (1957). Social and Cultural Dynamics. Boston: Extending Horizon Books. Steingart, G. (2008). The War for Wealth. New York: McGraw Hill.

Steffen, A. (2008). World Changing, A User’s Guide for the 21st Century. New York: Abrams. P. 15.

Targowski, A. (2009). Information Technology and Societal Development. Hershey, PA: IGI Global, Information Science Reference. Tainter, J. A. (1988). The Collapse of Complex Societies. Cambridge, UK.: Cambridge

University Press.

Toynbee, A. (1995). A Study of History. New York: Barnes & Noble.

World Bank (2008). Global Monitoring Report (2008). Washington, D.C.: World Bank.

О. А. Козырева,

УДК/UDC 378.1: 371.3 кандидат педагогических наук, доцент

Кузбасская государственная педагогическая академия, г. Новокузнецк Kozyreva Olga,

Master of Pedagogics, Docent, Kuzbass State Pedagogical Academy, Novokuznetsk

МОДЕЛИРОВАНИЕ КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ КУЛЬТУРЫ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ

MODELING AS MEANS TO FORM INDEPENDENT WORK CULTURE

Статья раскрывает особенности формирования и развития культуры самостоятельной работы в системе высшего профессионального образования на протяжении пяти лет обучения в вузе посредством изучения дисциплин педагогического цикла и PR-технологии педагогического взаимодействия. Нюансы данной деятельности обсуждались на научно-практических конференциях и отражены в статьях, тезисах и научно-методических пособиях.

The article reveals specifics of forming and developing independent work culture in the

system of higher professional education during five-year study via obtaining pedagogical cycle disciplines and RP-technology of pedagogical inte-raction. Nuances of this activity were discussed during scientific and practical conferences and found reflection in articles, thesis and other works.

Ключевые слова: культура самостоятельной работы, моделирование, PR-технология педагогического взаимодействия, PR-уровни технологии педагогического взаимодействия

Key words: independent work culture, modeling, RP-technology of pedagogical interaction, PR-levels of pedagogical interaction

Роль психолого-педагогического моделирования в современной системе педагогической науки недооценить невозможно,

- именно благодаря моделированию и педагогическому эксперименту мы имеем совокупность инновационных средств, методов, методик и технологий педагогического взаимодействия (воспитания, обучения, саморазвития, самоопределения, самосовершенствования, самореализации и т.д.). В рамках системы педагогической науки и ее разделов студенты педагогической академии в соответствии с государственным образова-тельным стандартом используют различные методы и средства моделирования.

Моделирование - это процесс, в ходе которого педагог-исследователь строит модели (идеальные структуры), позволяющие изучать или рассматривать грани, нюансы реального объекта в усеченных условиях, не изменяющих его существенные (значимые) признаки - качества, функции, свойства, особенности.

В педагогике различают следующие виды моделей:

• Словесно-логические. Под словесно-логическим моделированием мы понимаем целенаправленное построение образов посредством слова; примерами словеснологических моделей являются аннотации, выписки, гипотезы, записи, конспекты, обзоры, описания, определения, планы, рецензии, тезисы, цитаты, анкеты, тесты, беседы, интервью, сравнения, монологи, диалоги, рассказы, сказки, пословицы, поговорки, присказки, прибаутки, загадки, сочинения, изложения, пересказы, перифразы и пр.

• Структурно-логические. Под структурно-логическим моделированием мы понимаем процесс создания или логической структуры, или совокупности словесно-логических моделей и логической структуры; примерами структурно-логических моделей являются алгоритмы, графики, схемы, диаграммы, дитексы - совокупность диаграмм, текста и изложенного в них смысла, рефераты и др.

Самый первый раздел педагогики, который изучается студентами педагогической академии - это «Общие основы педагогики». Именно с него и начинается (параллельно изучению курса) формирование культуры самостоятельной работы, так необходимой для становления и развития личности педагога и педагога-психолога.

Под культурой самостоятельной работы понимается совокупность формальнологических, содержательно-методологических требований и норм, предъявляемых к самостоятельной работе как психолого-пе-дагогическому феномену, обуславливающему формирование и развитие личности. Под личностью мы понимаем человека, имеющего позитивную систему ценностей и создающего реализуемые на практике условия для самосовершенствования, самореализации и различного рода взаимодействия (социального, педагогического, психологического и пр.).

Сформированность культуры самостоятельной работы определяется по ана-литико-синтетическим умениям, умениям фиксировать информацию (конспектирование, тезирование, аннотирование, реферирование и пр.), коммуникативным умениям, креативным умениям (моделирование словесно-логическое и структурно-логическое), поисковым умениям (умениям находить необходимую информацию; путей, способов решения определяемой проблемы, поиск средств (идеальных и материальных) для реализации решений и т.д.).

Раздел «Общие основы педагогики» изучается на двух уровнях: R-уровне (репродуктивном) и Р-уровне (продуктивном), образующими в своей сумме RP-технологию педагогического взаимодействия [1-4]. Все студенты-педагоги на зачет по данной дисциплине моделируют реферат, классный час (Р-уровень), выполняют контрольную работу и/или дидактический тест ^-уровень). Кроме всего прочего, студенты педагоги-психологи моделируют дефиниции категории «воспитание» в зависимости от методологического подхода. Определения категории «воспитание» были опубликованы в работах [5-8], в 2005 г. количество дефиниций было равно 338, в 2006 г. количе-

ство определений уже составляло - 502, в 2007 г. - 684; в 2008 г. - 823, причем 92 определения написаны студентами факультета педагогики и психологии, а 47 определений студентами технолого-экономического факультета; качество дефиниций зависит от степени (уровня) развития мотивации учения, общекультурологических аспектов социально-педагогического взаимодействия и коммуникативной культуры студентов.

Под RP-технологией педагогического взаимодействия понимается уровневая технология педагогического взаимодействия, где практикуется репродуктивно-продуктивный способ изучения материала: изначально раскрывается содержание на репродуктивном уровне (4 звена: изучение нового материала; закрепление изученного; обобщение и систематизация; применение на практике), а затем на продуктивном (творческом) уровне продолжается планомерная, последовательная работа по формированию культуры умственного труда, культуры самостоятельной работы, профессиональной культуры; по развитию креативных (творческих) способностей, результатом которых является определенный продукт мыс-летворчества студента, вобравший в себя его взгляд, стиль и образ мысли, формирующийся на протяжении всей его жизни.

Под RP-уровнями понимается система уровневых заданий, где струк-турная основа представляет собой два диаметрально-противоположных уровня, взаимно дополняющих друг друга: R - репродуктивный уровень с различными формами, методами, средствами репродуктивного обучения и контроля и Р - продуктивный уровень с соответствующей системой обучения и контроля, обеспечивающий повышение уровня культуры самостоятельной работы, мотивации учения, активности учащихся (слушателей) и т.д.

Во втором семестре студенты-первокурсники специальности «031000 - «Педагогика и психология»» занимаются изучением курса «Психолого-педагогическая антропология». Цель курса «Психолого-педагогиче-ская антропология»: приобщение к культуре профессионально-педагогической деятельности, культуре умственного труда, культуре

самостоятельной работы, коммуникативной культуре посредством RP-технологии, в основе которой лежат RP-уровни курса «Психолого-педагогическая антропология». R-уровень включает в себя дидактический тест, Р-уровень:

• Определения категорий психологопедагогической антропологии (воспитание, обучение, развитие, образование, адаптация, социализация, самосовершенствование, самореализация, самовоспитание, самообучение, саморазвитие, самообразование, формирование, просвещение и пр.) с точки зрения антропологического подхода.

• Рабочая тетрадь по курсу: «Психоло-го-педагогическая антропология» или творческий проект «Психолого-педагогическая антропология: историческое становление и развитие», в основе выполнения которого лежит системный подход, или коллективный проект электронного учебника «Психологопедагогическая антропология: историческое становление и развитие».

• Статья к конференции «Проблемы психолого-педагогической антропологии в XXI веке» (Статья должна быть набрана шрифтом Times, размер кегля - 14, интервал

- одинарный, поля 20 мм - верхнее и правое, 25 мм - левое и нижнее; нумерация страниц посередине, внизу страницы; заголовок включает в себя фамилию и инициалы автора; название статьи; слева от заголовка фотография автора; завершает статью список литературы, выполненный в соответствии с оформлением библиографических записей. Статьи собираются до проведения конференции и выпускается CD конференции «Проблемы психолого-педагогической антропологии в XXI веке». Доклады студентов записываются на видеокамеру, видеокассета хранится в видеотеке по разделу: «Психоло-го-педагогическая антропология: конференции студентов».) [9-10].

ТРЕБОВАНИЯ, ПРЕДЪЯВЛЯЕМЫЕ К ОФОРМЛЕНИЮ РАБОЧЕЙ ТЕТРАДИ ПО РАЗДЕЛУ:

«ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ АНТРОПОЛОГИЯ» [9-10]

Рабочая тетрадь по «Психолого-пе-дагогической антропологии» является сред-

ством развития культуры самостоятельной работы студентов и результатом их творчества. В зависимости от способностей, склонностей, сил и возможностей реализации моделей педагоги-студент, студент^студент, подбираются такие задания, которые позволяют оптимально изучить учебный материал в соответствии с государственным образовательным стандартом и индивидуально-личностным развитием. Рабочая тетрадь представляет собой общую тетрадь объемом 48-96 листов с полями под заметки и оценки результата или скрепленные листы формата А4 с односторонней записью информации, на которых студент выполняет свои конспекты, записи, цитаты и прочие элементы способов фиксации информации, отражающие формирование культуры самостоятельной работы и содержание научной организации процесса труда (учения). По результатам построения структуры и содержания рабочих тетрадей можно судить о процессе систематизации, обобщения изученного материала, способностей и желания в создании нового при организации обучения, взаимообучения, самообучения: нестандартные конспекты, отражающие глубину изученного и легкость восприятия отраженного материала; новые решения проблем психолого-педагогической антропологии в системе решения занимательных задач; демонстрации примеров и фактов, отражающих точность и верность теорий, концепций и законов, которые сводят в единую линию, цельную структуру разрозненность и диаметральную противоположность существующих точек зрения; мотивированность деятельности по формированию кругозора, способностей, профессионализма.

Целью рабочей тетради является приобщение к культуре самостоя-тельной работы, умственного труда, профессиональной культуре на основе формирования и развития структур личности посредством оптимального сочетания видов, форм, методов и средств обучения, самообучения и взаимообучения при условиях анализа и выполнения требований, предъявляемых к организации современного, инноватив-ного и традиционного обучения в системе высшего педагогического образования в

соответствии с государственным образовательным стандартом по курсу «Психологопедагогическая антропология».

Задачи рабочей тетради:

Актуализация основ формирования и развития самостоятельности студентов в процессе обучения.

Актуализация необходимости формирования и развития профессиональных интересов студентов, мотивов учения, самооценки и уровня притязаний в процессе обучения и самообучения по профилирующим предметам в системе получения высшего педагогического образования.

Отражение спектра проблем пси-холого-педагогической антропологии в её истории и современности.

Формирование и развитие культуры самостоятельной работы, умственного труда, профессиональной активности, мастерства в ведении различных форм психологопедагогического взаимодействия на основе моделирования (планирования, тезирова-ния и конспектирования), отраженного в рабочих тетрадях.

Формирование культуры индивидуальной работы и работы в микро- и макрогруппах на основе отражения содержания государственного образовательного стандарта в системе высшего образования по курсу «Психолого-педагогическая антропология».

Формирование культуры самоконтроля, взаимоконтроля, взаимовыручки и взаимопомощи при формировании структуры и содержания рабочих тетрадей.

Переход от репродуктивных форм обучения к продуктивному, личностно-ориентированному обучению.

ВОЗМОЖНЫЙ ПЕРЕЧЕНЬ ЗАДАНИЙ, ОТРАЖАЕМЫЙ В РАБОЧЕЙ ТЕТРАДИ:

• Конспект первоисточников и биографических материалов, отражающих целостное представление в системе накопления и систематизации знаний по психолого-педа-гогической антропологии.

• Построение моделей, позволяющих изучать, демонстрировать и доказывать истинность знаний в системе психолого-педа-гогических наук.

• Регистрация различных проблем в современной психолого-педагогической антропологии.

• Прогнозирование в развитии иннова-тивных методов, методик и форм психологопедагогического взаимодействия.

• Решение занимательных задач.

Возможные варианты оценки результатов ведения рабочей тетради по «Психо-лого-педагогической антропологии»:

Рейтинговая система оценки, в которой предполагается бальная и на её основе уровневая система оценки результата обучения и самообучения. Можно выделить три уровня развития творческой активности и профессионального интереса: низкий, средний и высокий, они соответственно определяются по процентному соотношению от максимального балла, который можно получить при составлении и оформлении рабочей тетради: 0-70% - отсутствие уровня (студенты не попадают в число сдавших и защитивших данное задание), 70-80% - низкий уровень, 80-90% - средний уровень, 90100% - высокий уровень.

Ранжирование авторских рабочих тетрадей по качеству и количеству отраженного материала и личного вклада в процесс его анализа и синтеза.

Классический зачет или незачет данного задания, т.е. удовлетворение или неудовлетворения требованиям, предъявляемым к выполнению письменных работ в системе среднего и высшего образования.

ТРЕБОВАНИЯ, ПРЕДЪЯВЛЯЕМЫЕ К ВЫПОЛНЕНИЮ И ОФОРМЛЕНИЮ ТВОРЧЕСКОГО ПРОЕКТА «ПСИХОЛОГОПЕДАГОГИЧЕСКАЯ АНТРОПОЛОГИЯ: ИСТОРИЧЕСКОЕ СТАНОВЛЕНИЕ И РАЗВИТИЕ» [9-10]

Творческий проект - это форма профессионального самовыражения студента, в которой он демонстрирует специфические черты (особенности) своей деятельности по определенному предмету или дидактическому курсу, в результате чего формируются культурологические структуры деятельности (культура самостоятельной работы, коммуникативная культура, профессиональная культура, культура умственного труда и т.д.) [11].

Творческий проект - это самостоятельно выполненная работа студента, в ходе которой он демонстрирует свои знания, умения и навыки по анализу, синтезу, поиску нового, креативные способности и возможные пути и особенности реализации разработанного [11].

Творческий проект в системе педагогического образования - это форма профессионально-педагогического самовыражения, характеризующая определенный уровень культуры научно-исследовательской деятельности и научно-методической работы, мето-дологической культуры и профессионально-педагогической культуры, предопределяющих акси- и акме-траекто-рии личностного развития в системе социокультурных связей и отношений [11].

Творческий проект пишется в соответствии со всеми требованиями, предъявляемыми к письменным работам. Титульный лист творческого проекта должен быть оформлен в соответствии с требованиями.

Структура творческого проекта может быть следующей:

Защита творческого проекта проводится по анализу следующих элементов:

Введение

• АКТУАЛЬНОСТЬ ИССЛЕДОВАНИЯ (Отражается насущная необходимость всего того, что исследователь актуализирует в своей работе. Обоснованно, точно, логично, последовательно, грамотно, достаточно, не избыточно, тактично, строго придерживаясь всех правил взаимодействия, автор подводит нас к несоответствию, четко поставленному в проблеме)

• ПРОБЛЕМА ИССЛЕДОВАНИЯ (Формулируется несоответствие, выявленное в ходе исследования, которое автор пытается решить в процессе своей работы. В данном случае возможно использование следующих терминов при формулировании проблемы: задатки, способности, склонности, желание, интерес, мотивация, результат, деятельность, жизнедеятельность, материальное обеспечение, взаимодействие, престиж и пр. А также проблема исследования должна быть пере-формулирована на язык постановки проблем исследования в педа-

гогике и психологии - в вопросительном высказывании.

Примеры:

Противоречие между уровнем обученности учащихся и необходимым уровнем знаний, умений и навыков для осуществления обучения, самообучения и самообразования ставит следующую проблему исследования: Каковы педагогические средства, повышающие культуру самостоятельной работы в системе среднего и высшего образования?

Многообразие толкований понятий психолого-педагогической антропологии и отсутствие источников, систематизирующих их, ставит следующую проблему исследования: Каковы особенности изучения понятий психолого-педагогической антропологии в условиях современного воспитательно-образовательного пространства?

Новые и традиционные средства обучения определяют дихотомическое сочетание инновативных и классических (традиционных) средств обучения. В связи с этим ставится проблема исследования: Каковы условия и методическое обеспечение использования средств обучения при организации занятий, а также процессов самообучения и взаимообучения в современном воспитательно-образовательном пространстве?

Разрозненность информации о категориях психолого-педагогической антропологии и необходимость целостного восприятия исторического становления и развития психолого-педагогической антропологии как науки ставит следующую проблему исследования: Каковы этапы и элементы становления психолого-педагогической антропологии как науки?)

• ТЕМА ИССЛЕДОВАНИЯ (Психологопедагогическая антропология: историческое становление и развитие)

• ОБЪЕКТ ИССЛЕДОВАНИЯ (Что или кто рассматривается в процессе исследования? Обычно выбирается на основе анализа темы. Возможно, что объектом исследования будет категориальный аппарат психолого-педагогической антропологии в его генезисе)

• ПРЕДМЕТ ИССЛЕДОВАНИЯ (Как рассматривается объект, какие новые отно-

шения, свойства, аспекты, функции, принципы, методы, формы, средства и их взаимосвязи раскрывает данное исследование? Предмет исследования отражен в структурном содержании исследовательской работы, т.е. терминологический аппарат, описываемый предмет исследования, широко и полно представлен в расширенном плане, называемом в данном случае, - содержанием или оглавлением научной работы. Возможно, что в данной работе предметом исследования будет категориальный аппарат психолого-педагогической антропологии или структурно-содержательные компоненты, раскрывающие категориальный аппарат психолого-педагогической антропологии)

• ЦЕЛЬ ИССЛЕДОВАНИЯ (Какой результат исследователь намерен получить? Каким он его видит? Цель - это то, к чему стремятся, цель всегда формулируется одна. В рефератах, курсовых и дипломных работах цель может быть сформулирована сугубо для собственной педагогической, психолого-педагогической, методической деятельности и практического осуществления чего-либо)

• ЗАДАЧИ ИССЛЕДОВАНИЯ (Что

нужно сделать для того, чтобы цель была

достигнута или решена? Задачи - это дробленая цель. В данной работе можно сформулировать следующие задачи:

1. Актуализировать необходимость...

2. Поставить проблему ...

3. Изучить особенности .

4. Обобщить .

5. Систематизировать .

6. Разработать .. )

• ГИПОТЕЗА ИССЛЕДОВАНИЯ (Что

неочевидно в объекте, что исследователь видит в нём такого, чего не замечают другие?

В общем случае гипотеза - это «предположительное знание», которое в случае истинности гипотезы становится в дальнейшем теорией, законом, принципом и т.д.

Структура гипотезы полностью совпадает по структуре с полным ус-ловным оператором в формальных языках (если. то. иначе.).

Гипотеза может быть простой и составной. Простая гипотеза - это использование одного условного оператора, а со-

ставная гипотеза - это использование или вложенной структуры полного условного оператора, или использование операторов «или», «и», «не».

Гипотеза исследования может быть сформулирована с использованием терминов

- эффективно, оптимально, достаточно, необходимо, своевременно, обоснованно и т.д.)

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

• МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ (Методы исследования теоретического уровня - анализ, аналогия, синтез, обобщение, логические методы исследования, моделирование, шкалирование, ранжирование, параметрические и непараметрические методы математической статистики, и эмпирического уровня - анкета, беседа, интервью, наблюдение, опытная проверка, тест, эксперимент. Возможно, что в данной работе это будут: теоретический анализ и синтез литературы, моделиро-вание)

• МЕТОДОЛОГИЧЕСКАЯ ОСНОВА ИССЛЕДОВАНИЯ (В методологической основе записывают методологический подход или совокупность методологических подходов (например, индивидуально-деятельностный, личностно-деятельностный, индивидуально-личностный и пр.), теории, концепции, используемые при раскрытии темы исследования. В данной работе может быть заложен историко-антропологический подход, опирающийся на систему принципов психолого-педагогического взаимодействия. Система принципов психоло-го-педагогического взаимодействия должна быть авторской, т.е. студенту рекомендуется сформировать обоснованную систему принципов, включив в нее все особенности организуемого процесса, не забыв, что под психолого-педагогическим взаимодействием понимают совокупность действия всех категорий педагогики и психологии).

Тело творческого проекта оценивается по следующим критериям: грамотность, логичность, цельность, необходимость, достаточность.

Заключение. Должно быть написано по элементам введения.

Литература. Должна быть оформлена со всеми требованиями, предъяв-ляемыми к оформлению библиографических записей.

Раздел педагогики «Теория обуче-

ния» (специальность 031000-»Педагогика и психология») и «Дидактика. Педагогические технологии» (все другие педагогические специальности) в своей структуре содержат RP-уровни курса. R-уровень: контрольная работа (36 вариантов по 5 вопросов) и дидактический тест. Р-уровень - творческий проект по моделированию разноуровневой технологии изучения темы раздела «Дидактика» [12-15]. Разноуровневая технология состоит из 4-х уровней: 1) репродуктивный (опорный конспект и дидактический тест), 2) репродуктивно-вариативный (система контрольных вопросов), 3) поисковый (тематика рефератов и докладов по выбранной теме), 4) творческий (занимательные задачи, обеспечивающие выявление и развитие креативных способностей студента, глубину и качество изученного материала). Данные творческие проекты используются в качестве средств самообучения и взаимообуче-ния (библиотека проектов), которые в свою очередь представляют собой совокупность средств формирования и развития культуры самостоятельной работы и социально-педагогического взаимодействия. Итог моделирования творческих проектов заслушивается на формах итогового контроля (зачет, экзамен), а также на студенческой научно-практической конференции «Проблемы разноуровнего обучения в системе среднего и высшего образования», проводимой ежегодно уже на протяжении шести лет, для которой студенты второго курса пишут научно-практические статьи и выступают с ними перед аудиторией второ-курсников. Некоторые студенты продолжают работать дальше и в соавторстве с преподавателем публикуют результаты совместной деятельности [16].

Разделы «Основы профориентоло-гии», «Социальная педагогика», «Теория и методика воспитания» также в структуре своей отражают RP-уровни одноименных дисциплин. RP-технология педагогического взаимо-действия может быть использована для организации обучения, самообучения и взаимообучения студентов как очной формы обучения, так и заочной. R-уровни курсов представляют собой контрольные работы (24 варианта), дидактические тесты

(5 вариантов); Р-уровни курсов - творческие проекты, акме-, акси-, личностно и практико ориентированные на решение современных противоречий, возникающих в ходе социально-педагогической деятельности субъектов социокультурной среды [22-24].

На итоговые аттестационные испытания по педагогике студенты могут вынести творческий проект и защитить его [2537]. Качество практико ориентированной работы выше репродуктивной (принцип единства теории и практики), учет специфики деятельности и индивидуально-личностных особенностей так же стимулирует процесс повышение качества обучения и образования. RP-технология педагогического взаимодействия - один из вариантов повышения качества обучения и образования, формирования культуры самостоятельной работы и профессионально-педагогической культуры [1-44].

Культура самостоятельной работы является мерилом личного, опосредованного социальным в различных ракурсах. Нами отражены аспекты формирования культуры самостоятельной работы в учебной и профессиональной деятельности. Несомненны аксиологические и акмеологические корни социально-педагогических связей и взаимоотношений, именно эти два средства и механизма обуславливают эмоциональное, психологическое, социальное благополучие (позитив-ность) субъект-субъектных отношений. Качественно этот факт отражается в наблюдениях за особенностями выполнения творческих проектов (единство ценностей педагога и студента способствуют получению более качественных результатов, нежели случай с двумя противоречащими системами ценностей). Не секрет, что самое сложное в социально-педагогическом взаимодействии - это изменить в позитивном ракурсе систему ценностей. Зачастую это бывает практически не возможно, - так халтура, равнодушие, дофенизм и многие другие модели социальных отношений остаются как в среде социальной, так и в среде профессиональной. Статистика и обыденное сознание иллюстрируют данный факт на многочисленных примерах из личной и коллективной практики, а также числах - ко-

личественных характеристиках результатов анализа и синтеза наблюдаемых явлений и процессов. Построение правового государства - идеал и необходимая реальность. Хотелось бы привести в иллюстрацию проделанной работы молитву на востоке: «Господи, дай мне силы, чтобы справиться с тем, что я могу сделать, дай мне мужество, чтобы смириться с тем, чего я не могу сделать, и дай мне мудрость, чтобы отличить одно от другого». Данная модель иллюстрирует качество и особенности взаимоотношений внутреннее-внешнее, а также первопричину введения феномена «культура самостоятельной работы».

1. Козырева О. А. Контроль знаний студентов по разделам «Общие основы педагогики» и «Теория и методика воспитательной работы». Новокузнецк : КузГПА, 2003. 103 с.

2. Козырева О. А. Контроль знаний студентов по разделам «Общие основы педагогики» и «Теория обучения». Новокузнецк : КузГПА, 2003. 99 с.

3. Козырева О. А. Общие основы педагогики. Новокузнецк : КузГПА ; МОУ ДПО ИПК, 2008. 279 с. [ + приложение на CD].

4. Козырева О. А. Общие основы педагогики : программа и контрольно-измерительные материалы. Новокузнецк : КузГПА, 2005. 216 с.

5. Козырева О. А. Воспитание как категория педагогики. Новокузнецк : КузГПА, 2007. 95 с. [ + приложение на CD].

6. Козырева О. А. Воспитание как категория педагогики. Новокузнецк : КузГПА ; МОУ ДПО ИПК, 2008. - 115 с. [ + приложение на CD].

7. Козырева О. А. Категории психолого-пе-дагогической антропологии. Новокузнецк : КузГПА, 2007. 171 с. [ + приложение на CD].

8. Козырева О. А. Категории психолого-пе-дагогической антропологии. Новокузнецк : КузГПА ; МОУ ДПО ИПК, 2008. 207 с. [ + приложение на CD].

9. Козырева О. А. Психолого-педагогическая антропология: программа и контрольно-измерительные материалы. Новокузнецк : КузГПА,

2006. 153 с.

10. Козырева О. А. Психолого-педагогиче-ская антропология. Новокузнецк : КузГПА ; МОУ ДПО ИПК, 2008. 266 с. [ + приложение на DVD].

11. Козырева, О. А. Психолого-педагогиче-ские особенности моделирования в системе среднего и высшего образования. Новокузнецк : КузГПА, 2006. 247 с.

12. Козырева О. А. Теория и практика уров-невого обучения. Новокузнецк : КузГПА,

2005. 207 с.

13. Козырева О. А. Теория обучения. Педагогические технологии : программа и контрольно-измерительные материалы. Новокузнецк : КузГПА, 2007. 359 с. [ + приложение на CD].

14. Козырева О. А. Теория обучения. Педагогические технологии: программа и контрольно-измерительные материалы. Новокузнецк : КузГПА, 2007. 209 с. [ + приложение на CD].

15. Козырева О. А. Уровневое обучение : теория и практика в современной системе образования. Новокузнецк : МОУ ДПО ИПК, 2007. 427 с.

16. Козырева О. А. Некоторые аспекты изучения темы: «Самостоятельная работа» в курсе: «Дидактика. Педагогические технологии» // Самостоятельная работа студента: организация, технологии, контроль. Материалы Всероссийской научно-практической конференции. Оренбург, ОГУ, 2005.

17. Козырева О. А. Программа и контрольно-измерительные материалы по разделу «Основы профориентологии». Новокузнецк : КузГПА, 2006. 76 с.

18. Козырева, О. А. Программа и контрольно-измерительные материалы по разделу «Основы профориентации».Новокузнецк : КузГПА, 2005. 63 с.

19. Козырева О. А. Основы профориентоло-гии. Новокузнецк : КузГПА ; МОУ ДпО ИПК, 2007. 307 с. [+ приложение на CD].

20. Козырева О. А. Категории современной профориентологии. Новокузнецк : КузГПА,

2007. 129 с. [ + приложение на CD].

21. Козырева О. А. Категории современной профориентологии. Новокузнецк : КузГПА ; МОУ ДПО ИПК, 2008. 131 с. [ + приложение на CD].

22. Козырева О. А. Программа и контрольно-измерительные материалы по разделу «Социальная педагогика». Новокузнецк : КузГПА, 2006. 49 с.

23. Козырева О. А. Программа и контрольноизмерительные материалы по разделу педагогики «Теория и методика воспитания».

Новокузнецк : КузГПА, 2006. 70 с.

24. Козырева, О. А. Теория и методика воспитания. Новокузнецк : КузГПА ; МОУ ДПО ИПК, 2008. 267 с. [+приложение на CD].

25. Кундозерова Л. И. Методические рекомендации к выполнению творческого проекта на итоговые аттестационные испытания для студентов специальности «031000» -Педагогика и психология (квалификация -«педагог-психолог»). Новокузнецк : КузГПА, 2006. 52 с.

26. Кундозерова Л. И., Козырева О. А., Шелуха О. И. Методические рекомендации к выполнению творческого проекта на итоговые аттестационные испытания для студентов специальности «032100» - математика (квалификация - «учитель математики»). Новокузнецк : КузГПА, 2006. 31 с.

27. Кундозерова, Л. И., Козырева О. А. Научная работа студентов : рефераты, курсовые и дипломные работы. Новокузнецк : НГПИ, 2000. 74 с.

28. Кундозерова Л. И., Козырева О. А., Ми-хальцова Л. Ф., Милинис О. А. Методические рекомендации для подготовки к итоговым государственным испытаниям по педагогике студентам специальности 030100.00

- «Информатика с дополнительной специальностью английский язык». Новокузнецк : КузГПА, 2008. 41 с. [+приложение на CD].

29. Кундозерова Л. И., Козырева О. А., Ми-хальцова Л. Ф. Методические рекомендации для подготовки к итоговым государственным испытаниям по педагогике студентам специальности 032100.00 - «Математика с дополнительной специальностью информатика». Новокузнецк : КузГПА, 2008. 45 с. ^приложение на CD].

30. Кундозерова Л. И., Козырева О. А., Ми-хальцова Л. Ф. Методические рекомендации для подготовки к итоговым государственным испытаниям по педагогике студентам специальности 032200.00 - «Физика с дополнительной специальностью информатика». Новокузнецк : КузГПА, 2008. 50 с. ^приложение на CD].

31. Кундозерова Л. И., Козырева О. А., Ми-хальцова Л. Ф. Методические рекомендации для подготовки к итоговым государственным испытаниям по педагогике студентам специальности 030600 - «Технология и предпринимательство». Новокузнецк : КузГПА, 2008.

45 с. [+приложение на CD].

32. Кундозерова Л. И., Козырева О. А., Ми-хальцова Л. Ф. Методические рекомендации для подготовки к итоговым государственным испытаниям по педагогике студентам специальности 033100 - «Физическая культура». Новокузнецк : КузГПА, 2008. 50 с. ^приложение на CD].

33. Кундозерова Л. И., Козырева О. А., Ми-хальцова Л. Ф., Милинис О. А. Методические рекомендации для подготовки к итоговым государственным испытаниям по педагогике студентам специальности 031000 - «Педагогика и психология». Новокузнецк : КузГПА,

2008. 38 с. [+приложение на CD].

34. Кундозерова Л. И., Козырева О. А. Методические рекомендации к выполнению творческого проекта на итоговые аттестационные испытания для студентов специальности «032200 - «Физика»» (квалификация

- «учитель физики»). Новокузнецк : КузГПА,

2006. 52 с.

35. Кундозерова Л. И., Козырева О. А., Елизарова Л. П. Методические рекомендации к выполнению творческого проекта на итоговые аттестационные испытания для студентов специальности «033100 - «Физическая культура»» (квалификация - «педагог по физической культуре»). Новокузнецк : КузГПА, 2006. 39 с.

36. Кундозерова Л. И., Козырева О. А., Мили-нис О. А. Методические рекомендации к выполнению творческого проекта на итоговые аттестационные испытания для студентов специальности «030100 - «Информатика»» (квалификация - «учитель информатики»). Новокузнецк : КузГПА, 2006. 52 с.

37. Кундозерова Л. И., Козырева О. А., Милинис О. А. Методические рекомендации к выполнению творческого проекта на итоговые аттестационные испытания для студентов специальности «030600 - «Технология и предпринимательство»» (квалификация

- «учитель технологии и предпринимательства»). Новокузнецк : КузГПА, 2006. 94 с.

38. Кундозерова Л. И., Козырева О. А., Ми-хальцова Л. Ф. Педагогическая практика: программно-педагогическое обеспечение для студентов специальности «031000 -«Педагогика и психология». Новокузнецк : КузГПА, 2007. 41 с. [+ приложение на CD].

39. Кундозерова Л. И., Козырева О. А., Ми-

хальцова Л. Ф. Педагогическая практика: программно-педагогическое обеспечение для студентов специальности 033100 - «Физическая культура» (педагогический компонент). Новокузнецк : КузГПА, 2008. 65 с. [+приложение на CD].

40. Кундозерова Л. И., Козырева О. А., Ми-хальцова Л. Ф. Педагогическая практика: программно-педагогичес-кое обеспечение для студентов специальности «030600 -«Технология и предпринимательство»» : учебно-методическое пособие для студентов специальности «030600 - «Технология и предпринимательство», квалификации

- «учитель технологии и предпринимательства». Новокузнецк: КузГПА, 2007. 45 с [+приложение на CD].

41. Кундозерова Л. И., Козырева О. А., Ми-хальцова Л. Ф. Педагогическая практика: программно-педагогическое обеспечение для студентов специальности «032200.00 -«Физика с дополнительной специальностью информатика». Новокузнецк : КузГПА, 2007. 50 с. [+ приложение на CD].

42. Кундозерова Л. И., Козырева О. А., Ми-хальцова Л. Ф. Педагогическая практика: программно-педагогическое обеспечение для студентов специальности «030100.00 -«Информатика с дополнительной специальность английский язык». Новокузнецк : КузГПА, 2007. 47 с. [+ приложение на CD].

43. Кундозерова Л. И., Козырева О. А., Ми-хальцова Л. Ф. Педагогическая практика: программно-педагогическое обеспечение для студентов специальности «032100.00 -«Математика с дополнительной специальностью информатика». Новокузнецк : КузГПА,

2007. 47 с. [+ приложение на CD].

44. Кундозерова Л. И., Козырева О. А., Шелуха О. И. Творческий проект по педагогике : методические рекомендации. Новокузнецк : КузГПА, 2006. 95 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.