Научная статья на тему 'Некоторые особенности реализации моделей RP-технологии педагогического взаимодействия при изучении разделов педагогики'

Некоторые особенности реализации моделей RP-технологии педагогического взаимодействия при изучении разделов педагогики Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
251
87
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Козырева Ольга Анатольевна

В работе раскрываются особенности приобщения к коммуникативной культуре посредством RP-технологии. Подробно анализируются RP-уровни, состоящие каждый из нескольких звеньев, на примере RP-технологии педагогического взаимодействия.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Козырева Ольга Анатольевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Некоторые особенности реализации моделей RP-технологии педагогического взаимодействия при изучении разделов педагогики»

МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ В ВЫСШЕЙ ШКОЛЕ ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК №4 (58), ИЮЛЬ-АВГУСТ 2007

УДК 37.01:659.4

О. А. КОЗЫРЕВА

Кузбасская государственная педагогическая академия, г. Новокузнецк

НЕКОТОРЫЕ ОСОБЕННОСТИ РЕАЛИЗАЦИИ МОДЕЛЕЙ RP-ТЕХНОЛОГИИ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ПРИ ИЗУЧЕНИИ РАЗДЕЛОВ ПЕДАГОГИКИ

В работе раскрываются особенности приобщения к коммуникативной культуре посредством RP-технологии. Подробно анализируются RP-уровни, состоящие каждый из нескольких звеньев, на примере RP-технологии педагогического взаимодействия.

Современная педагогика в спектре своих разделов отражает специфические особенности пространства и времени по определению, постановке и решению проблем социально-педагогической действительности, влияющей на все компоненты антропосистемы, создавшей человека как объект, субъект, предмет и результат труда, культуры, науки, искусства и религии.

Самый первый раздел педагогики, который изучают студенты всех педагогических специальностей, — это «Общие основы педагогики». Общие основы педагогики — это отрасль педагогической науки, в курсе которой изучаются категориальный аппарат педагогики, структура педагогической науки, общая схема исследования по педагогике и особенности методологии в системе педагогической науки; направлена на формирование и развитие культуры педагогического сотрудничества и повышение уровня самосознания, самосовершенствования, самореализации студентов, изучающих данный курс в ходе профессионального и послевузовского образования. Особенности изучения данного раздела связаны со специальностью студента и специфическими методическими и методологическими аспектами социально-педагогического взаимодействия. Исходя из условий и норм социально-педагогических взаимоотношений можно сформулировать цель курса «Общие основы педагогики» следующим образом: приобщение к культуре профессионально-педагогической деятельности, культуре умственного труда, культуре самостоятельной работы, коммуникативной культуре посредством ЯР-технологии, в основе которой лежат ЯР-уровни курса «Общие основы педагогики». Под ЯР-технологией педагогического взаимодействия понимается уровневая технология педагогического взаимодействия, где практикуется репродуктивно-продуктивный способ изучения материала: изначально раскрывается содержание на репродуктивном уровне (4 звена: изучение нового материала; закрепление изученного; обобщение и систематизация; применение на практике), а затем на продуктивном (творческом) уровне продолжается планомерная, последовательная работа по формированию культуры умственного труда, культуры самостоятельной работы, профессиональной культуры; по развитию креативных (творческих) способностей, результатом которых является определенный продукт мыслетворчества студента, вобравший в себя его взгляд, стиль и образ мысли, формирующийся на протяжении всей его жизни. Под ЯР-уровнями понимается система уровневых заданий, где структурная основа представляет собой два диаметрально противоположных уров-

ня, взаимно дополняющих друг друга: Я — репродуктивный уровень с различными формами, методами, средствами репродуктивного обучения и контроля и Р — продуктивный уровень с соответствующей системой обучения и контроля, обеспечивающий повышение уровня культуры самостоятельной работы, мотивации учения, активности учащихся (слушателей) и т.д.

Под культурой самостоятельной работы понимается совокупность формально-логических, содержательно-методологических требований и норм, предъявляемых к самостоятельной работе как пси-холого-педагогическому феномену, обуславливающему формирование и развитие личности. Под личностью мы понимаем человека, имеющего позитивную систему ценностей и создающего реализуемые на практике условия для самосовершенствования, самореализации и различного рода взаимодействия (социального, педагогического, психологического и пр.). Сформированность культуры самостоятельной работы определяется по ана-литико-синтетическим умениям, умениям фиксировать информацию (конспектирование, тезирование, аннотирование, реферирование и пр.), коммуникативным умениям, креативным умениям (моделирование словесно-логическое и структурно-логическое), поисковым умениям (умение находить необходимую информацию; пути, способы решения определяемой проблемы, поиск средств — идеальных и материальных — для реализации решений и т.д.).

Для различных специальностей в рамках изучения курса «Общие основы педагогики» кроме лекционно-семинарских занятий предложены различные формы и виды контроля, представляющие собой совокупность репродуктивных и продуктивных видов, отражающих специфику профиля, индивидуальных особенностей студентов и ЯР-технологии педагогического взаимодействия, способствующей планомерному переходу от репродуктивных форм и методов обучения и контроля к продуктивным. Так, для специальности «031000 — «Педагогика и психология», квалификации «педагог-психолог», к экзамену предлагается следующий перечень:

• Контрольная работа №1 (38 вариантов, выполняется в аудитории).

• Контрольная работа №2 (38 вариантов, выполняется в аудитории) и/или дидактический тест (выполняется в аудитории).

• Определения категории «воспитание» в соответствии со всеми изученными методологическими подходами.

• Реферат (в зависимости от степени подготовленности и индивидуальных возможностей студентов можно предложить первый вариант (минимальный) и второй вариант (расширенный) тем рефератов).

• Рецензия на реферат одногруппника.

• Расширенный план-конспект классного часа.

Для всех других педагогических специальностей:

• Дидактический тест (выполняется в аудитории).

• Реферат (в зависимости от степени подготовленности и индивидуальных возможностей студентов можно предложить первый вариант (минимальный) и второй вариант (расширенный) тем рефератов).

• Расширенный план-конспект классного часа.

Определения категории «воспитание», моделированные студентами, были опубликованы в работах [5, 6, 12], в 2005 г. количество дефиниций было равно 338 [5], в 2006 г. пособие было переиздано, и количество определений уже составляло 502 [6]; работа по моделированию определений студентами продолжается, а качество дефиниций зависит от степени (уровня) развития мотивации учения, общекультурологических аспектов социально-педагогического взаимодействия и коммуникативной культуры студентов. Моделирование дефиниций — это первый шаг к созданию инновационных средств современной педагогики, а культура оперирования понятиями и языком в целом — необходимое условие для позитивного взаимодействия в субъект-субъектном пространстве. Кроме того, не следует забывать, что система ценностей и конфликты, основа которых представляет собой несоответствие ценностей и норм отношений, практически не могут быть устранены, а формирование и развитие ценностных ориентаций начинается с раннего детства, и в период обучения в высших учебных заведениях процесс перевоспитания очень сложен. Традиционная педагогика и этнопедагогика подтверждают данный факт: «Привычка — вторая натура», «Ребенок — чистая доска, на которую воспитатели записывают полезные привычки. Пока не сформировали одну привычку, — не стоит переходить к формированию другой привычки. Процесс перевоспитания

— это процесс записи новой (хорошей) привычки на место старой (плохой) привычки» (Дж. Локк). Отсюда легко можно выделить три традиционных фактора, влияющих на формирование и развитие личности: наследственность, воспитание (педагогическое воздействие) и социальная (социально-образовательная) среда. Поэтому в ЯР-технологии педагогического взаимодействия достаточно пристальное внимание уделяется педагогическому воздействию или же его двустороннему собрату — педагогическому взаимодействию и социально-педагогической среде, где развитие культурологических компонентов зависит от педагога и всех субъектов воспитательно-образовательного континуума. Все средства и продукты продуктивного обучения являются базой формирования и развития основ самообучения и взаимообучения. Так, при изучении раздела педагогики «Общие основы педагогики» происходит накопление рефератов, классных часов и дефиниций категории «воспитание», а при изучении всех последующих разделов — накопление творческих проектов, использующихся впоследствии вновь пришедшими студентами.

Во втором семестре студенты-первокурсники специальности «031000 — «Педагогика и психология» занимаются изучением курса «Психолого-педагоги-ческая антропология». Цель курса «Психологопедагогическая антропология»: приобщение к культуре профессионально-педагогической деятельности,

культуре умственного труда, культуре самостоятельной работы, коммуникативной культуре посредством RP-технологии, в основе которой лежат RP-уровни курса «Психолого-педагогическая антропология». R-уровень включает в себя дидактический тест, Р-уровень:

• Определения категорий психолого-педагогичес-кой антропологии (воспитание, обучение, развитие, образование, адаптация, социализация, самосовершенствование, самореализация, самовоспитание, самообучение, саморазвитие, самообразование, формирование, просвещение и пр.) с точки зрения антропологического подхода.

• Рабочая тетрадь по курсу «Психолого-педагоги-ческая антропология» или творческий проект «Психо-лого-педагогическая антропология: историческое становление и развитие», в основе выполнения которого лежит системный подход, или коллективный проект электронного учебника «Психолого-педагогическая антропология: историческое становление и развитие».

• Статья к конференции «Проблемы психологопедагогической антропологии в XXI веке» (статья должна быть набрана шрифтом Times, размер кегля

— 14, интервал — одинарный, поля 20 мм — верхнее и правое, 25 мм — левое и нижнее; нумерация страниц посередине, внизу страницы; заголовок включает в себя фамилию и инициалы автора; название статьи; слева от заголовка фотография автора; завершает статью список литературы, выполненный в соответствии с оформлением библиографических записей. Статьи собираются до проведения конференции и выпускается CD конференции: «Проблемы психоло-го-педагогической антропологии в XXI веке». Доклады по статьям записываются на видеокамеру, видеокассета хранится в видеотеке по разделу: «Психолого-педагогическая антропология: конференции студентов») [6].

Раздел педагогики «Теория обучения» (специальность 031000 - «Педагогика и психология») и «Дидактика. Педагогические технологии» (все другие педагогические специальности) в своей структуре содержат RP-уровни курса. R-уровень: контрольная работа (36 вариантов по 5 вопросов) и дидактический тест. Р-уровень — творческий проект по моделированию разноуровневой технологии изучения темы раздела «Дидактика» [4, 11, 12].

Уровневое обучение — один из распространенных видов обучения в современной школе, хотя моделирование особенностей (технологии) уровневого обучения является нетипичной задачей для системы образования и одной из распространенных задач по программам [4, 11], которые обеспечивают формирование необходимого уровня культуры самостоятельной работы и, как следствие, профессиональной культуры, где индивидуальный вектор развития каждого субъекта социально-образовательного пространства лежит в плоскости репродуктивно-продуктивной деятельности, отражающей неповторимость, уникальность, обусловленную своевременность субъект-субъектных и субъект-объектных отношений.

В таких условиях мы подходим к истокам создания RP-технологии педагогического взаимодействия,

— если условно разбить на две части весь процесс обучения и выделить репродуктивное и продуктивное обучение, то можно предложить вниманию RP-технологию, особенности моделирования которой отвечают индивидуально- и социально-педагогическим запросам [1-12]. На рис. 1 представлена модель уровневого обучения, или модель перехода от репродуктивного обучения к продуктивному, где име-

МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ В ВЫСШЕЙ ШКОЛЕ ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК №4 (58), ИЮЛЬ-АВГУСТ 2007

МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ В ВЫСШЕЙ ШКОЛЕ ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК № 4 (58), ИЮЛЬ-АВГУСТ 2007

ется пять ступеней. Ступени 1-4 — это ступени репродуктивного обучения, 5-я ступень — это ступень продуктивного обучения, на нее невозможно перейти без прохождения первых четырех.

Рис. 1. Модель уровневого обучения

Рис. 2. Модель уровневого обучения, в основе которой лежат 4 уровня по В.П. Беспалько

1) ученический — узнавание (репродуктивные действия с подсказкой); 2) алгоритмический — репродуктивное действие по памяти; 3) эвристический — продуктивная деятельность, создание субъективно новой для себя информации; 4) творческий — продуктивная деятельность, результатом которой является создание объективно новой информации.

Итак, уровневая технология (ЯР-технология педагогического взаимодействия) условно содержит два уровня: Я — репродуктивный и Р — продуктивный уровни, содержащие разнообразные вариации особенностей данных видов обучения, выделяющих специфические цели, методы, принципы, средства и результаты. Эти два условно выделяемых уровня можно представить в различных многоуровневых и разноуровневых моделях: рис. 1, 2, 3.

Рис. 3. Модель уровневого обучения, в основе которой лежат 4 уровня по П.И. Пидкасистому

Моделирование разноуровневой технологии студентами педагогической академии происходит в соответствии с моделью, состоящей из 4 уровней (ступеней) самостоятельной работы по П.И. Пидкасистому (рис. 3): 1) репродуктивный (опорный конспект и дидактический тест), 2) репродуктивно-вариативный (система контрольных вопросов), 3) поисковый (тематика рефератов и докладов по выбранной теме), 4) творческий (занимательные задачи, обеспечивающие выявление и развитие креативных способностей студента, глубину и качество изученного материала).

Данные творческие проекты используются в качестве средств самообучения и взаимообучения (библиотека проектов), которые, в свою очередь, пред-

ставляют собой совокупность средств формирования и развития культуры самостоятельной работы и социально-педагогического взаимодействия.

Итог моделирования творческих проектов заслушивается в форме итогового контроля (зачет, экзамен), а также на студенческой научно-практической конференции «Проблемы разноуровнего обучения в системе среднего и высшего образования», проводимой ежегодно уже на протяжении шести лет, для которой студенты второго курса пишут научно-практические статьи и выступают с ними перед аудиторией второкурсников. Некоторые студенты продолжают работать дальше и в соавторстве с преподавателем публикуют результаты совместной деятельности [15].

Разделы «Основы профориентологии», «Социальная педагогика», «Теория и методика воспитания» также в структуре своей отражают ЯР-уровни одноименных дисциплин. ЯР-технология педагогического взаимодействия может быть использована для организации обучения, самообучения и взаимообучения студентов как очной формы обучения, так и заочной. Я-уровни курсов представляют собой контрольные работы (24 варианта), дидактические тесты (5 вариантов); Р-уровни курсов — творческие проекты, акме-, акси-, личностно и практико-ориентированные на решение современных противоречий, возникающих в ходе социально-педагогической деятельности субъектов социокультурной среды [3,7-12].

Культура самостоятельной работы является мерилом личного, опосредованного социальным в различных ракурсах, а реализация различных моделей уровневого обучения [1-12] обеспечивает потребно-стно-деятельностное, обусловленно-синергетическое формирование и развитие субъекта образовательного пространства, где, несомненно, значимую долю составляют такие процессы, как профессиональное становление, самосовершенствование и самореализация личности педагога и педагога-психолога, а ЯР-технология является средством, обеспечивающим достижение необходимого результата.

Библиографический список

1. Козырева О.А. Общие основы педагогики: программа и контрольно-измерительные материалы: учеб.-метод. пособие для студентов специальности «Педагогика и психология». — Новокузнецк: КузГПА, 2005. — 216 с.

2. Козырева О.А. Программа и контрольно-измерительные материалы по разделу «Общие основы педагогики»: учеб.-ме-тод. пособие для студентов специальности «Педагогика и психология». — Новокузнецк: КузГПА, 2004.— 133 с.

3. Козырева О.А. Контроль знаний студентов по разделу «Теория воспитания»: учеб.-метод. пособие для студентов специальности «Педагогика и психология» отделения заочного обучения.— Новокузнецк: КузГПА, 2004. — 71 с.

4. Козырева О.А. Программа и контрольно-измерительные материалы курса «Дидактика. Педагогические технологии»: учеб.-метод. пособие для студентов педагогических вузов. — Новокузнецк: КузГПА, 2005. — 121 с.

5. Козырева О.А. Программа и контрольно-измерительные материалы курса «Психолого-педагогическая антропология»: учеб.-метод. пособие для студентов специальности «Педагогика и психология». — Новокузнецк: КузГПА, 2005. — 76 с.

6. Козырева О.А. Психолого-педагогическая антропология: программа и контрольно-измерительные материалы: учеб.-ме-тод. пособие для студентов специальности «031000 — «Педагогика и психология»». — Новокузнецк: КузГПА, 2006. — 153 с.

7. Козырева О.А. Программа и контрольно-измерительные материалы по разделу «Основы профориентации»: учеб.-метод. пособие для студентов специальности «Педагогика и психоло-

гия».— Новокузнецк: КузГПА, 2005. — 63 с.

8. Козырева О.А. Программа и контрольно-измерительные материалы по разделу «Социальная педагогика»: учеб.-метод. пособие для студентов заочной формы обучения специальности — «031000 — «Педагогика и психология»». — Новокузнецк: КузГПА, 2006. - 49 с.

9. Козырева О.А. Программа и контрольно-измерительные материалы по разделу «Основы профориентологии»: учеб.-ме-тод. пособие для студентов заочной формы обучения специальности «031000 — «Педагогика и психология»». — Новокузнецк: КузГПА, 2006. — 76 с.

10. Козырева О.А. Программа и контрольно-измерительные материалы по разделу педагогики «Теория и методика воспитания»: учеб.-метод. пособие для студентов заочной формы обучения специальности — «031000 — «Педагогика и психология»». — Новокузнецк: КузГПА, 2006. — 70 с.

11. Козырева О.А. Теория и практика уровневого обучения: учеб.-метод. пособие для студентов, аспирантов, учителей и слушателей ИПК.— Новокузнецк: КузГПА, 2005. — 207 с.

12. Козырева О.А. Психолого-педагогические особенности моделирования в системе среднего и высшего образования: учеб.-метод. пособие к курсам по выбору для студентов специальности «031000 — «Педагогика и психология»». — Новокузнецк: КузГПА, 2006. — 247 с.

13. Козырева О.А. Некоторые аспекты формирования куль-

туры самостоятельной работы при организации обучения студентов специальности «Педагогика и психология».// Повышение качества непрерывного профессионального образования. Материалы Всероссийской научно-методической конференции с международным участием (20-22 апреля 2006). В 2-х ч. Часть 1. - Красноярск: ИПЦ КГТУ, 2006. - С.101-102.

14. Козырева О.А. Некоторые аспекты повышения качества педагогического образования при изучении раздела «Общие основы педагогики».// Университетское образование: сборник статей X Международной научно-методической конференции. — Пенза, 2006. — С.91-94.

15. Козырева О.А., Филиппова Е.В. Некоторые аспекты изучения темы: «Самостоятельная работа» в курсе: «Дидактика. Педагогические технологии» //СЭ. Самостоятельная работа студента: организация, технологии, контроль. Материалы Всероссийской научно-практической конференции. — Оренбург, ОГУ, 2005.

КОЗЫРЕВА Ольга Анатольевна, доцент кафедры теории и методики профессионального образования, кандидат педагогических наук.

Дата поступления статьи в редакцию: 21.04.2007 г.

© Козырева О.А.

УДК 004:378 Г. М. ГАДЖИЕВ

Р. Т. ИЛЬЯСОВ

Дагестанский государственный педагогический университет

ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКЕ СПЕЦИАЛИСТА

На основе анализа возможностей информационных технологий в учебном процессе выявлены программные продукты, способствующие эффективности профессиональной подготовки в системе высшего образования, приведены возможности, достоинства и недостатки отдельных продуктов, используемых в исследовательской деятельности.

Идея использования компьютерных средств в учебном процессе, передачи им части функций преподавателя, например контроль знаний или тренинг конкретных умений и навыков, возникла тогда, когда компьютер только внедрялся в социальную среду обитания человека. При этом речь не шла об изучении нового материала, поскольку выразительные средства компьютера не могли конкурировать не только с живым человеком, но и с обычным учебником.

Следовательно, сторонники использования компьютерных средств обучения считали, что с развитием вычислительной компьютерной техники возможно:

• освободить учителя от. рутинной работы, позволив ему сосредоточиться на творческих аспектах;

• обеспечить объективность оценивания результатов педагогического процесса.

Вторая волна интереса к использованию компьютерных средств в обучении связана с их относительной доступностью, знаменуемой появлением новых компьютерных технологий представления и обработки информации, развитием глобальных сетей, четкой сформированностью понятий «информационные технологии», «мультимедийные технологии» и т.д.

Сегодня информационные технологии являются одним из ключевых факторов, влияющих на качество высшего, среднего, начального и профессионального образования, основой формирования российского общества и развития мировой экономки. Революционное воздействие информационных технологий и современных телекоммуникационных средств связи касается образа жизни и быта, про-

МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ В ВЫСШЕЙ ШКОЛЕ ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК № 4 (58), ИЮЛЬ-АВГУСТ 2007

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.