Научная статья на тему 'Информационные технологии в профессиональной подготовке специалиста'

Информационные технологии в профессиональной подготовке специалиста Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
362
66
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Гаджиев Гаджияв Магомедович, Ильясов Руслан Тетаевич

На основе анализа возможностей информационных технологий в учебном процессе выявлены программные продукты, способствующие эффективности профессиональной подготовки в системе высшего образования, приведены возможности, достоинства и недостатки отдельных продуктов, используемых в исследовательской деятельности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Гаджиев Гаджияв Магомедович, Ильясов Руслан Тетаевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Информационные технологии в профессиональной подготовке специалиста»

гия».— Новокузнецк: КузГПА, 2005. — 63 с.

8. Козырева О.А. Программа и контрольно-измерительные материалы по разделу «Социальная педагогика»: учеб.-метод. пособие для студентов заочной формы обучения специальности — «031000 — «Педагогика и психология»». — Новокузнецк: КузГПА, 2006. - 49 с.

9. Козырева О.А. Программа и контрольно-измерительные материалы по разделу «Основы профориентологии»: учеб.-ме-тод. пособие для студентов заочной формы обучения специальности «031000 - «Педагогика и психология»». - Новокузнецк: КузГПА, 2006. - 76 с.

10. Козырева О.А. Программа и контрольно-измерительные материалы по разделу педагогики «Теория и методика воспитания»: учеб.-метод. пособие для студентов заочной формы обучения специальности — «031000 — «Педагогика и психология»».— Новокузнецк: КузГПА, 2006. — 70 с.

11. Козырева О.А. Теория и практика уровневого обучения: учеб.-метод. пособие для студентов, аспирантов, учителей и слушателей ИПК.— Новокузнецк: КузГПА, 2005. — 207 с.

12. Козырева О.А. Психолого-педагогические особенности моделирования в системе среднего и высшего образования: учеб.-метод. пособие к курсам по выбору для студентов специальности «031000 — «Педагогика и психология»». — Новокузнецк: КузГПА, 2006. — 247 с.

13. Козырева О.А. Некоторые аспекты формирования куль-

туры самостоятельной работы при организации обучения студентов специальности «Педагогика и психология».// Повышение качества непрерывного профессионального образования. Материалы Всероссийской научно-методической конференции с международным участием (20-22 апреля 2006). В 2-х ч. Часть

1. - Красноярск: ИПЦ КГТУ, 2006. - С.101-102.

14. Козырева О.А. Некоторые аспекты повышения качества педагогического образования при изучении раздела «Общие основы педагогики».// Университетское образование: сборник статей X Международной научно-методической конференции. — Пенза, 2006. — С.91-94.

15. Козырева О.А., Филиппова Е.В. Некоторые аспекты изучения темы: «Самостоятельная работа» в курсе: «Дидактика. Педагогические технологии» //СЭ. Самостоятельная работа студента: организация, технологии, контроль. Материалы Всероссийской научно-практической конференции. — Оренбург, ОГУ, 2005.

КОЗЫРЕВА Ольга Анатольевна, доцент кафедры теории и методики профессионального образования, кандидат педагогических наук.

Дата поступления статьи в редакцию: 21.04.2007 г.

© Козырева О.А.

УДК 004:378 Г. М. ГАДЖИЕВ

Р. Т. ИЛЬЯСОВ

Дагестанский государственный педагогический университет

ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКЕ СПЕЦИАЛИСТА

На основе анализа возможностей информационных технологий в учебном процессе выявлены программные продукты, способствующие эффективности профессиональной подготовки в системе высшего образования, приведены возможности, достоинства и недостатки отдельных продуктов, используемых в исследовательской деятельности.

Идея использования компьютерных средств в учебном процессе, передачи им части функций преподавателя, например контроль знаний или тренинг конкретных умений и навыков, возникла тогда, когда компьютер только внедрялся в социальную среду обитания человека. При этом речь не шла об изучении нового материала, поскольку выразительные средства компьютера не могли конкурировать не только с живым человеком, но и с обычным учебником.

Следовательно, сторонники использования компьютерных средств обучения считали, что с развитием вычислительной компьютерной техники возможно:

• освободить учителя от. рутинной работы, позволив ему сосредоточиться на творческих аспектах;

• обеспечить объективность оценивания результатов педагогического процесса.

Вторая волна интереса к использованию компьютерных средств в обучении связана с их относительной доступностью, знаменуемой появлением новых компьютерных технологий представления и обработки информации, развитием глобальных сетей, четкой сформированностью понятий «информационные технологии», «мультимедийные технологии» и т.д.

Сегодня информационные технологии являются одним из ключевых факторов, влияющих на качество высшего, среднего, начального и профессионального образования, основой формирования российского общества и развития мировой экономки. Революционное воздействие информационных технологий и современных телекоммуникационных средств связи касается образа жизни и быта, про-

МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ В ВЫСШЕЙ ШКОЛЕ ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК №4 (58), ИЮЛЬ-АВГУСТ 2007

МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ В ВЫСШЕЙ ШКОЛЕ ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК №4 (58), ИЮЛЬ-АВГУСТ 2007

фессиональной деятельности, поскольку дает возможность всем лицам, фирмам и сообществам более эффективно и творчески решать социальные, научно-образовательные и производственные проблемы. Кроме того, сегодня, по мнению ученых, более перспективным является переход от классической организации большинства видов деятельности к виртуальной, где средой являются информационные технологии. Анализ практики внедрения компьютерных средств показывает, что интенсивная работа в условиях информационного комфорта активизирует познавательную деятельность студента и усиливает творческие компоненты педагогического труда преподавателя. Кроме того, информационно-компьютерные технологии в обучении освобождают преподавателя от множества рутинных функций, способствуют оптимизации учебного процесса через построение гибких механизмов профессиональной подготовки. В настоящее время информационно-компьютерные технологии позволяют организовать творческую учебную и исследовательскую деятельность, обеспечивают интерес, эффективность, доступность во времени и в пространстве информации, взаимодействие и т.д.

Следовательно, функционирование профессионального образования в условиях неограниченного доступа к информационным технологиям позволяет использовать компьютерные средства в качестве инструмента, расширяющего возможности образовательной среды, способствует раскрытию творческого потенциала студента и педагога.

В условиях объективной потребности в квалифицированных, конкурентоспособных специалистах, обладающих высоким профессионализмом, проявляемой в высокой мобильности работников, их способности оперативно осваивать новшества и быстро адаптироваться к изменяющимся условиям производства, готовности самостоятельно выбирать форму деятельности, принимать ответственные решения и обеспечивать саморегуляцию поведения, владение информационно-компьютерными технологиями выступает стратегической задачей системы образования.

В последние годы достоинства информационнокомпьютерных технологий активно используются при организации подготовки будущих специалистов народного хозяйства (экономистов, инженеров и т.д.) к профессиональной деятельности, а также практически на всех этапах их подготовки. При этом современные информационно-компьютерные технологии используются студентами как инструмент выращивания знаний, для чего они должны обучаться с помощью информационной технологии, а не из нее. С этих позиций в учебном процессе информационно-компьютерные технологии целесообразно применять в качестве инструмента познания в процессе обучения, а не в качестве обучающей среды. С этой точки зрения рассмотрим наиболее распространенные виды обучающих программ, способствующих эффективности использования в учебной, научноисследовательской деятельности информационнокомпьютерных технологий.

Программный продукт «Альт-Эксперт» предназначен для проведения сравнительного анализа финансовых коэффициентов компании со среднеотраслевыми и среднерегиональными аналогами.

Программный продукт «Управление проектом» используется в обучении менеджеров предприятий малого и среднего бизнеса и обеспечивает формирование необходимых управленческих навыков ру-

ководителям в процессе самостоятельного обучения. Кроме того, данная программа используется в учебном процессе вузов при проведении лекционных и семинарских занятий по соответствующим курсам и дисциплинам. При этом программа «Управление проектом» рассматривается как средство подготовки к руководству и координации человеческих и материальных ресурсов на протяжении жизненного цикла проекта путем применения современных методов и техники управления для достижения определенных результатов по составу и объему работ, стоимости, времени, качеству и удовлетворению потребности участников проекта. Программа содержит необходимые знания в области управления проектами. При работе с демонстрационными примерами можно освоить эффективные инструменты планирования и контроля выполнения проекта, получить представление о различных сторонах деятельности по управлению проектами. Кроме того, программа позволяет упорядочить и расширить собственные знания в области прикладных методов управления проектом, а также в ходе разбора конкретных примеров и выполнения практических заданий сформировать и закрепить умения и навыки, необходимые для успешного управления проектами на предприятиях, специализирующихся в различных отраслях бизнеса.

Обучающая программа «Маркетинг» разработана с целью оказания помощи студентам вузов, колледжей, менеджерам, коммерческим директорам и руководителям компаний в изучении и овладении современными знаниями и практическими подходами по решению всевозможных задач в области маркетинга с учетом того, что маркетинг все больше и больше входит в нашу повседневную жизнь, выступая инструментом управления, от чего зависит не только состояние нашего бизнеса, но и повседневная жизнь.

Программный продукт Visual FoxPro является программой для управления данными каталогизации, поиска и обработки информации. Большое число операций по управлению базами данных может быть выполнено через систему меню и интерфейс, однако в полной мере использовать мощные возможности Visual FoxPro можно только при знании описываемого ниже языка программирования.

К достоинствам Visual FoxPro можно отнести: возможность создания составного индекса, работу с курсорами (виртуальными таблицами, не отличающимися от обычных, но исчезающими после завершения сеанса работы, т.е. они не остаются ни в памяти, ни на диске), возможность экспортировать, импортировать данные в из XML, Visual FoxPro работает с другими базами посредством драйвера ODBC, обладает высокой надежностью при работе с БД (в т.ч. и с индексами) и полностью соответствует объявленным возможностям. Кроме того, в Visual FoxPro можно создавать клиент-серверные БД, однако в этой области она значительно уступает большинству известных серверов БД. Visual FoxPro выступает мощным средством работы с локальными базами данных, значительно превосходя по эффективности все остальные системы БД.

С учетом того, что все вышесказанное относится к Visual FoxPro как средству разработки баз данных, его недостатками выступает отсутствие возможности создавать приложения, не связанные с БД, хотя сама программа является языком самодостаточным. На наш взгляд, это связано с тем, что с Visual FoxPro поставляется очень убогий класс для работы с визу-

альными компонентами, а исходник лого-класса закрыт. Поэтому разработчик ограничен в возможностях «украшать» свою программу.

В Visual FoxPro не происходит объявления типа переменных, это лишает возможности контролировать правильность обращения к переменной, и, главное, под переменную отводится максимальное количество памяти, что характеризует программы, написанные на Visual FoxPro, как очень ресурсоемкие. Существенным недостатком Visual FoxPro выступает крайне слабый конструктор отчетов, осложняющий разработку приложения, для работы программы, созданной на Visual FoxPro, необходимы библиотеки поддержки, что увеличивает размер поставляемой программы еще примерно на 4 Mb.

Основными недостатками Visual FoxPro являются: большие требования к памяти, программам, созданным на Visual FoxPro, и слабые возможности по работе с визуальными компонентами.

Известно, что решение многий инженерных задач связано с громоздкими вычислениями математического характера. Зачастую при их решении на первый план выдвигается вычислительная процедура, которая не позволяет уделить достаточно внимания инженерной сути самой задачи, вопросам теории. Возникает противоречие. С одной стороны, освоение теоретического материала требует решения практического примера, с другой - вычислительный процесс отнимает много времени , ограничивая время для освоения теории. Выход из этого положения - использование при решении инженерных задач современных математических пакетов, таких, как Mathcad, Mathlab.

Интегрированная система Mathcad - это мощная универсальная среда с широким набором инструментов для решения сложных математических задач, с хорошо организованными формульными, текстовыми и графическими редакторами и удобным пользовательским интерфейсом. Широкий набор встроенных функций, возможность взаимодействия с другими приложениями (Excel, AutoCad, Mathlab), традиционные способы ввода исходных данных и математических записей позволяют производить довольно сложные, громоздкие вычисления, не вдаваясь в тонкости программирования на традиционных языках.

Кроме того, система Mathcad является средством модернизации традиционных методов расчета инженерных задач. Следовательно, использование интегрированной системы Mathcad при решении типовых задач механики, в частности курсов «Теоретическая механика», «Сопротивление материалов», «Детали машин» и т.д., способствует оптимизации поисково-исследовательского процесса. Следует отметить, что приведенная методика использования среды Mathcad для решения задач механики успешно может быть использована и при решении задач по другим дисциплинам.

Резюмируя вышесказанное, можно сказать, что интенсивное развитие информационных технологий обучения предоставляет хорошие дидактические возможности для оптимизации педагогического процесса, эффективность реализации которой в значитель-

ной мере зависит от уровня развития, обоснованности и «технологичности» методического обеспечения.

С этих позиций включение систем автоматизации в подготовку к профессиональной деятельности должно предусматривать разработку и опережающее применение специальных учебных средств, подводящих студентов к мотивированному и грамотному их использованию. При этом предлагаемая в исследовании концепция компьютерной поддержки исследовательской составляющей профессиональной подготовки ориентирована не на создание отдельных фрагментов и программ, а на обеспечение полноценной проработки исследовательского материала от поиска до представления результатов решения поисковых задач.

Следовательно, интенсивное развитие информационно-компьютерных технологий и широкие их возможности применения делают целесообразным включение компьютерных средств в учебно-исследовательскую деятельность подготовки специальностей высшего образования, причем не только гуманитарных, но и естественно-научных и технических направлений.

Таким образом, можно сказать, что образование должно соответствовать интересам и потребностям общества, а значит, одной из задач образования выступает профессиональная подготовка специалистов, направленная на удовлетворение потребности общества, а информационно-компьютерные технологии являются сегодня и в будущем важнейшей семантической, комплексной парадигмой профессиональной подготовки инженеров, агрономов и т.д.

Библиографический список

1. Комаров В.А., Соловов А.В. Компьютеризация подготовки инженеров машиностроительных специальностей // ЭВМ в учебном процессе вуза: Межвуз. сб. науч. тр. / Под ред. В. Н. Врагова. Новосибирск: НГУ, 1988. С. 12-28.

2. Климов В.Г. Информационно-коммуникационные технологии профессионального образования: проблемы, методика реализации, перспективы / Монография. Пермь: Изд-во «ОАО Типография № 1», 2004. 326 с.

3. Машбиц Е.И. Психолого-педагогические аспекты компьютеризации //Вестн. высш. шк. 1986. N 4. С. 22-28.

4. Bork A. Learning with personal computers. Cambridge: Harper and Row. 1987. 238 p.

5. Соловов А.В. Проектирование компьютерных систем учебного назначения: Учеб. пособие. Самара: СГАУ, 1993. 104 с.

6. Соловов А.В. Обратные связи в учебных пакетах прикладных программ// ЭВМ в учебном процессе вуза: Межвуз. сб. науч. тр./ Под ред. В.Н. Врагова. Новосибирск: НГУ, 1988. С. 39-53.

ГАДЖИЕВ Гаджияв Магомедович, доктор педагогических наук, профессор, заведующий кафедрой теории и методики профессионально-педагогического образования ДГПУ.

ИЛЬЯСОВ Руслан Тетаевич, ассистент кафедры информационных технологий ДГПУ.

Дата поступления статьи в редакцию: 02.03.2007 г.

© Гаджиев Г.М., Ильясов Р.Т.

МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ В ВЫСШЕЙ ШКОЛЕ ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК № 4 (58), ИЮЛЬ-АВГУСТ 2007

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.