Научная статья на тему 'Игра как способ интерактивного обучения'

Игра как способ интерактивного обучения Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
184
49
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Бизяева Светлана Александровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Игра как способ интерактивного обучения»

маем процесс создания или логической структуры, или совокупности словеснологических моделей и логической структуры; примерами структурно-логических моделей являются алгоритмы, графики, схемы, диаграммы, дитексы - совокупность диаграмм, текста и изложенного в них смысла, рефераты и др.

Библиографический список

1. Козырева, О.А. Программа и контрольноизмерительные материалы по разделу "Основы профориентации": учеб.-метод. пособие для студентов специальности «Педагогика и психология». - Новокузнецк: КузГПА, 2005. -63 с.

2. Козырева, О.А. Программа и контрольноизмерительные материалы по разделу "Основы профориентологии": учеб.-метод. пособие для студентов заочной формы обучения специальности «031000 - "Педагогика и психология"». - Новокузнецк: КузГПА, 2006. - 76 с.

3. Козырева, О. А. Психолого-педагогические особенности моделирования в системе среднего и высшего образования: учеб.-метод. пособие к курсам по выбору для студентов специальности «031000 - "Педагогика и психология"». - Новокузнецк: КузГПА, 2006. - 247 с.

4. Козырева, О.А. Моделирование в теории обу-

чения и теории воспитания как средство формирования профессиональной культуры студентов педагогического вуза // Современные технологии обеспечения качества образования: Материалы Всероссийской научно-

практической конференции. - Барнаул: Изд-во АлтГТУ, 2006. - С. 193-195.

5. Козырева, О. А. Некоторые аспекты формирования профессиональной культуры студентов педагогов-психологов // Инновации в профессиональном и профессионально-педагогическом образовании. Тезисы докладов 13-й Всероссийской научно-практической конференции 11-13 апреля 2006 г, Санкт-Петербург. Екатеринбург: Изд-во Рос. гос. проф.-пед. унта, 2006. - С. 95-96.

6. Козырева, О.А. ИР-технология как средство повышения качества обучения студентов при изучении разделов педагогики // Проблемы федерально-региональной политики в науке и образовании: Материалы IV Всероссийской научно-практической конференции (заочной)

1 ноября 2006 г. - Тамбов, 2006. - С. 189-192.

7. Козырева, О.А. Моделирование в теории обу-

чения и теории воспитания как средство формирования профессиональной культуры студентов педагогического вуза // Современные технологии обеспечения качества образования: Материалы Всероссийской научно-

практической конференции. - Барнаул: Изд-во АлтГТУ, 2006. - С. 193-195.

8. Козырева, О.А. Некоторые особенности формирования профессионально-педагогической культуры при изучении курсов: "Общие основы педагогики" и "Теория обучения" // Актуальные социально-педагоги-ческие проблемы развития личности в образовательном пространстве XXI века. Материалы международной научно-практической конференции (19-23 апреля 2006 г.) - Кисловодск: изд-во филиала СевКавГТУ в г. Кисловодске. - 2006. - С. 9293.

С. А. БИЗЯЕВА

Игра как способ интерактивного обучения

Развитие экономики и социальной сферы формирует новые требования к специалисту среднего звена. На первый план выходят такие профессиональные и личностные качества, которые позволят ему успешно адаптироваться, жить и работать в новых социальноэкономических условиях. Среди них следует выделить системное мышление, экологическую, правовую, информационную, коммуникативную культуру, культуру предпринимательства, умение осознавать себя и предъявлять другим, способность к осознанному анализу своей деятельности, самостоятельным действиям в условиях неопределенности, приобретению новых знаний, творческую активность, ответственность за выполняемую работу.

В профессиональном образовании в настоящее время существуют разные противоречия, но одним из главных является то, что, выбрав себе профессию, обретя жизненное самоопределение, студент, тем не менее, не только недостаточно активен в учебе, а часто избегает выполнения всех предписанных заданий, то есть не прикладывает сил для достижения поставленной цели.

Какие методы и приемы или технологии обучения могут оказать эффективное воздействие в решении данной проблемы?

На сегодняшний день преподаватель имеет возможность, организуя современную деятельность учащихся, использовать различные приемы и методы интерактивного обучения, которые способствуют развитию творческих способностей и исследовательской дея-

тельности студентов, активизируют познавательный интерес к предмету.

Интерактивные формы и методы обучения занимают особое место в среднем профессиональном образовании, их можно условно разделить следующим образом:

а) неимитационные, те. используются в рамках традиционных форм учебной деятельности:

- проблемные лекции

- дискуссии

- выездные занятия

- программированное обучение

- семинары

- олимпиады или научно-практические конференции

- выпускная работа

б) имитационные (игровые и неигровые), применение которых связано с использованием в учебной деятельности новых форм обучения:

в) неигровые методы обучения:

- анализ конкретных ситуаций

- решение производственных задач

- разбор документации

- индивидуальные тренажеры

- имитационные упражнения

г) игровые методы обучения:

- игровое проектирование

- стажировка с выполнением должностной роли

- разыгрывание ролей

- деловая игра

Основным признаком ИМО является организация взаимодействия учащихся между собой и преподавателем в форме учебных игр, преобладанием активной деятельности студентов по изучению и усвоению новых знаний.

В контексте обучения и воспитания студенческой молодежи целесообразно говорить о двух аспектах игровых методов и форм. С одной стороны, это активное взаимодействие преподавателя и студента, студента и студента, целостной студенческой группы в процессе освоения профессионально-

предметного знания с целью повышения его эффективности как дидактическое средство формирования творческого и профессионального мышления и личности. С другой стороны, - это обучение навыкам социальнопсихологического взаимодействия, воспитание коммуникативной культуры личности, умения жить среди людей.

Возможности игровых форм и методов, прежде всего, базируются на их многофункциональности: единство теории и практики, повышение мотивации к самоопределению, самоорганизации, саморазвитию личности, формирование социального интеллекта и опыта, развитие творческих способностей, что связано с умением слышать другую точку зрения, вести дискуссию, отстаивать и защищать свою позицию, конструктивно решать конфликтные ситуации.

Применение ИМО способствует формированию познавательного интереса к обучению, более глубокому усвоению знаний, повышению мотивации к учению, плодотворному сотрудничеству студента и преподавателя, преобладанию активной деятельности студента, развитию творческих способностей, формированию индивидуальности и самостоятельности учащихся.

В целом интерактивное обучение является одной из наиболее гибких форм включения каждого студента в процесс работы. Оно обеспечивает постоянный переход от менее сложных к более трудным заданиям и учит использовать не готовые знания, а получать их в результате собственного опыта.

Библиографический список

5. Волкова М.В. Значение игровых форм и методов в формировании культуры общения студентов ссузов: Научно-методический сборник. М., 2003.

6. Руденко Н. В. Интерактивные технологии обучения в современной высшей школе. Харьков, 2005.

7. Полькина С.Н. Современные образовательные технологии, используемые в обучении русскому языку и литературе. Оренбург, 2002.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.