УДК 378.1:371.3
Козырева Ольга Анатольевна
Кандидат педагогических наук, доцент Кузбасского государственной педагогической академии, [email protected], Новокузнецк
МОДЕЛИРОВАНИЕ УРОВНЕВОЙ ТЕХНОЛОГИИ ОБУЧЕНИЯ КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ И РАЗВИТИЯ КУЛЬТУРЫ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ АКАДЕМИИ
Kozyreva Olga Anatolievna
Candidate of science, The state pedagogic academy of Kuzbass, Novokuznetsk, [email protected], Novokuznetsk
MODELING OF A LEVEL-PEDAGOGICAL TECHNOLOGY AS A INSTRUMENT OF FORMING AND DEVELOPMENT OF THE SELF-DEPENDENT ACTIVITIES CULTURE
Моделирование является одним из средств формирования и развития культуры самостоятельной работы1, которое предопределяет постановку и решение противоречий, проблем и дилемм современной дидактики.
Одним из распространенных видов обучения в современной школе является уровневое обучение, хотя моделирование особенностей (технологии) уровневого обучения является нетипичной задачей для системы образования и одной из распространенных задач при преподавании курсов: «Теория обучения», «Дидактика. Педагогические технологии» в Кузбасской государственной педагогической академии. Ежегодно проводится студенческая научно-практическая конференция «Проблемы уровневого обучения в средней и высшей школе», результаты которой отражаются в печатных и электронных публикациях [5; 6; 8-11]. Такая работа обеспечивает формирование необходимого уровня культуры самостоятельной работы и, как следствие,
1 Под культурой самостоятельной работы понимается совокупность формально-логических, содержательно-методологических требований и норм, предъявляемых к самостоятельной работе как психолого-педагогическому феномену, обуславливающему формирование и развитие личности. Под личностью мы понимаем человека, имеющего позитивную систему ценностей и создающего реализуемые на практике условия для самосовершенствования, самореализации и различного рода взаимодействия (социального, педагогического, психологического и пр.). Сформированность культуры самостоятельной работы определяется по аналитико-синтетическим умениям, умениям фиксировать информацию (конспектирование, тезирование, аннотирование, реферирование и пр.). коммуникативным умениям, креативным умениям (моделирование словесно-логическое и структурно-логическое), поисковым умениям (умениям находить необходимую информацию; путей, способов решения определяемой проблемы, поиск средств (идеальных и материальных) для реализации решений и т. д.).
профессионально-педагогической культуры2, где индивидуальный вектор развития каждого субъекта социально-образовательного пространства лежит в плоскости репродуктивно-продуктивной деятельности, отражающей неповторимость, уникальность, обусловленную своевременность субъект-субъектных и субъект-объектных отношений.
5. Создание --------------нового
4. Применение
3. Обобщение и ----------- систематизация
2. Закрепление
1. Изучение
Рисунок 1 - Модель перехода от репродуктивного к продуктивному обучению
Если условно разбить на две части весь процесс обучения и выделить репродуктивное и продуктивное обучение, то можно предложить вниманию ИР-технологию, особенности моделирования которой отвечают индивидуально- и социально-педагогическим запросам. На рис. 1 представлена модель уровневого обучения или модель перехода от репродуктивного обучения к продуктивному, где имеется пять ступеней. Сту пени 1-4 - это ступени репродуктивного обучения, 5-я ступень - это ступень продуктивного обучения, на нее невозможно перейти без прохождения первых четырех.
ЯР-технология условно содержит два уровня: И. - репродуктивный и Р -продуктивный уровни, содержащие разнообразные вариации особенностей данных видов обучения, выделяющих специфические цели, методы, принципы, средства и результаты. Этих два условно-выделяемых уровня можно представить в различных многоуровневых и разноуровневых моделях: рис. 1, 2, 3.
2 Под профессионально-педагогической культурой понимается:
- специфическая характеристика (может быть определена уровнем или степенью) образованности и воспитанности субъекта педагогической деятельности (педагога), характеризующая его с различных сторон или аспектов педагогического взаимодействия, где условно выделяют две составляющие единого процесса: ценностную и знаниевую. которые и предопределяют исход всех субъект-субъ-ектных и субъект-объектных отношений в структурах профессиональной деятельности педагога:
- культура создания и реализации условий для профессионального самоопределения, самосовершенствования и самореализации субъектов педагогического взаимодействия в системе поли-субъектных. полиструктурных отношений в социальном и социально-педагогическом континууме, отражающих разнообразные аспекты аксиакмеологических структур рассматриваемого феномена:
- результирующий элемент сложения культуры самостоятельной работы и культуры социальнопедагогического взаимодействия.
1) ученический - узнавание (репродуктивные действия с подсказкой);
2) алгоритмический - репродуктивное действие по памяти;
3) эвристический - продуктивная деятельность, создание субъективно новой для себя информации;
4) творческий - продуктивная деятельность, результатом которой является создание объективно новой информации.
Рисунок 2 - Модель уровневого обучения, в основе которой лежат 4 уровня
(по В. П. Беспалько)
Реализация различных моделей уровневого обучения обеспечивает пот-ребностно-деятельностное, обусловлено синергетическое формирование и развитие субъекта образовательного пространства, где, несомненно, значимую долю составляют такие процессы, как профессиональное становление, самосовершенствование и самореализация личности педагога и педагога-психолога, а ЯР-технология является средством, обеспечивающим достижение необходимого результата.
Рисунок 3 - Модель уровневого обучения, в основе которой лежат 4 уровня
(по П. И. Пидкасистому)
Итак, под ЯР-технологией педагогического взаимодействия понимается уровневая технология педагогического взаимодействия, где практикует-
ся репродуктивно-продуктивный способ изучения материала: изначально раскрывается содержание на репродуктивном уровне (4 звена: изучение нового материала; закрепление изученного; обобщение и систематизация; применение на практике), а затем на продуктивном (творческом) уровне продолжается планомерная, последовательная работа по формированию культуры умственного труда, культуры самостоятельной работы, профессиональной культуры; по развитию креативных (творческих) способностей, результатом которых является определенный продукт мыслетворчества студента, вобравший в себя его взгляд, стиль и образ мысли, формирующийся на протяжении всей его жизни. Под КР-уровнями понимается система уровневых заданий, где структурная основа представляет собой два диаметрально противоположных уровня, взаимно дополняющих друг друга: Я - репродуктивный уровень с различными формами, методами, средствами репродуктивного обучения и контроля и Р - продуктивный уровень с соответствующей системой обучения и контроля, обеспечивающий повышение уровня культуры самостоятельной работы, мотивации учения, активности учащихся (слушателей) и т. д.
Реализация ЯР-технологии педагогического взаимодействия в структуре занятий педагогического блока обеспечивает формирование и развитие культуры самостоятельной работы и профессионально-педагогической культуры современного педагога и педагога-психолога. Курс «Теория обучения» у студентов педагогов-психологов и курс «Дидактика. Педагогические технологии» предусматривает следующий вариант реализации ЯР-уровней ЯР-технологии педагогического взаимодействия: Я-уровень: контрольные вопросы, дидактический тест, контрольная работа; Р-уровень: творческий проект3, электронная презентация творческого проекта, моделирование дефиниций категории «обучение» с точки зрения изученных методологических подходов, решение занимательных задач.
Рассмотрим особенности выполнения и защиты творческого проекта.
Защита творческого проекта проводится по анализу следующих элементов:
Введение
- Актуальность исследования (Отражается насущная необходимость всего того, что исследователь актуализирует в своей работе. Обоснованно,
3 Творческий проект - это форма профессионального самовыражения студента, в которой он демонстрирует специфические черты (особенности) своей деятельности по определенному предмету или дидактическому курсу, в результате чего формируются культурологические структуры деятельности (культура самостоятельной работы, коммуникативная культура, профессиональная культура. культ\ ра умственного труда и т. д.) [8].
Творческий проект -это самостоятельно выполненная работа студента, в ходе которой он демонстрирует свои знания, умения и навыки по анализу, синтезу, поиску нового, креативные способности и возможные пути и особенности реализации разработанного [8].
Творческий проект в системе педагогического образования - это форма профессионально-педа-гогического самовыражения, характеризующая определенный уровень культуры научно-исследо-вательской деятельности и научно-методической работы, методологической культуры и профессионально-педагогической культуры, предопределяющих акси- и акметраектории личностного развития в системе социокультурных связей и отношений [8].
точно, логично, последовательно, грамотно, достаточно, неизбыточно, тактично, строго придерживаясь всех правил психолого-педагогического взаимодействия, автор подводит нас к несоответствию, четко поставленному в проблеме).
- Проблема исследования (Формулируется несоответствие, выявленное в ходе исследования, которое автор пытается решить в процессе своей работы. В данном случае возможно использование следующих терминов при формулировании проблемы: задатки, способности, склонности, желание, интерес, мотивация, результат, деятельность, взаимодействие и пр. А также проблема исследования должна быть переформулирована на язык постановки проблем исследования в педагогике - в вопросительном высказывании.
Примеры:
- Наблюдаемое несоответствие потребностей учащихся в применении своих сил и возможностей ставит следующую проблему исследования: Каковы механизмы педагогического взаимодействия и нормативно-правовые акты, обеспечивающие жизнеспособность педагогических систем, методик и технологий взаимодействия?
- Противоречие между уровнем обученности учащихся и необходимым уровнем знаний, умений и навыков для осуществления обучения, самообучения и самообразования ставит следующую проблему исследования: Каковы педагогические средства, повышающие культуру самостоятельной работы в системе среднего и высшего образования?
- Система среднего неполного и среднего полного образования в конце XX в. стала терять позитивные ориентиры в формировании потребности учащихся в выборе профессии, отражающей социальный заказ и учитывающей индивидуальные особенности личности, в том числе такие его компоненты, как уровень культуры самостоятельной работы, уровень притязаний и уровень мотивации деятельности. Но без формирования культуры выбора профессиональной ориентации ученики в большей своей массе вынуждены неоднократно менять свою профессию или быть неудовлетворенными ею и продолжать работать по выбранному направлению, что отрицательно сказывается на психосоматическом состоянии человека как субъекта своей деятельности и культуры взаимодействия.
Проблема исследования. Каковы психолого-педагогические средства в системе среднего образования, обеспечивающие поддержку профильного обучения учащихся?
- Средняя школа должна формировать у современной молодежи (своих выпускников) трудолюбие, интерес к выбору профессии, уважение к различным ценностям трудового воспитания, морально-нравственную культуру, широкий кругозор, обуславливающий светский характер получения образования и учет культурно-исторического опыта в системе социального взаимодействия. Но, к сожалению, растет количество учащихся, не желающих ни учиться, ни работать, а получать материальные блага асоциальными способами.
Проблема исследования. Каковы особенности организации психологопедагогической работы с учащимися, не проявляющими интереса к профильному обучению или имеющими девиантные формы социокультурных взаимоотношений, приводящих к асоциальным последствиям и исправительно-трудовым формам социального воздействия?
- Трудовая подготовка учащихся в системе среднего полного и среднего неполного образования в современном социокультурном континууме обусловлена рядом противоречий:
- нежелание учащихся самостоятельно пополнять систему знаний, умений и навыков (организовывать процесс самосовершенствования) и требования, предъявляемые обществом к субъектам-носителям культуры и труда;
- потребительское отношение к различным благам на протяжении формирования и развития учащихся;
- неустойчивые системы ценностей, находящиеся в противоречии с системами ценностей родителей и учителей;
- девиантные формы поведения, обуславливающие способ самовыражения и формирование мировоззрения;
- нестабильность общественных отношений как в целом, так и в системе среднего неполного и среднего полного образования, которые ставят следующую проблему исследования: Каковы механизмы современной профессиональной подготовки в системе среднего неполного и среднего полного образования, обеспечивающие полноценное развитие и формирование личности в трех направлениях: 1) человек-труженик, 2) человек-гражданин, 3) человек-се-мьянин?
- Новые условия порождают новые требования, которые в свою очередь моделируют новые средства, методики и технологии педагогического взаимодействия, позволяющие решить поставленные цели и социально, исторически обусловленные проблемы в системе среднего и высшего профессионального образования.
В связи с этим можно выделить следующие противоречия между:
- требованиями государственной политики в области среднего и высшего профессионального образования и готовностью средней и высшей профессиональной школы работать в новых, нестандартных условиях социально-педагогического взаимодействия, обеспечивающих формирование и развитие учащегося как субъекта новых экономических (рыночных) взаимоотношений;
- социокультурными условиями взаимодействия и индивидуальным, личным призванием, кругом профессиональных интересов со стороны субъектов-получателей среднего и высшего профессионального образования;
- реально существующим уровнем профессиональной культуры, профессиональной компетентности выпускников среднего и высшего профессионального образования и тем уровнем, который обеспечивает необходимую подготовку конкурентоспособных и профессионально-мобильных выпускников в системе среднего и высшего образования.
Проблема исследования. Несоответствие системы психолого-педаго-гического и методолого-экономического обеспечения педагогического процесса среднего и высшего профессионального образования новым требованиям и условиям социально-педагогического взаимодействия определили следующую проблему исследования: Каковы педагогические условия и средства, обеспечивающие подготовку конкурентоспособных и професси-онально-мобильных выпускников средних и высших учебных заведений?).
- Тема исследования (Тема может быть сформулирована, как «Уровневое обучение в структуре изучения темы....», «Изучение темы «...» в курсе ... с использованием уровневого обучения», «Разноуровневое изучение темы...»).
- Объект исследования (Что или кто рассматривается в процессе исследования? Обычно выбирается на основе анализа темы. Возможно, что объектом исследования будет разноуровневая технология, состоящая из 3-х или 4-х уровней).
- Предмет исследования (Как рассматривается объект, какие новые отношения, свойства, аспекты, функции, принципы, методы, формы, средства и их взаимосвязи раскрывает данное исследование? Предмет исследования отражен в структурном содержании исследовательской работы, т. е. терминологический аппарат, описываемый предмет исследования, широко и полно представлен в расширенном плане, называемом в данном случае, -содержанием или оглавлением научной работы. Возможно, что в данной работе предметом исследования будет система уровневых (разноуровневых) заданий, обеспечивающих реализацию условий и учет особенностей разноуровневого обучения в рамках моделируемой и реализуемой на практике технологии обучения, состоящей из...).
- Цель исследования (Какой результат исследователь намерен получить? Каким он его видит? Цель - это то, к чему стремятся, цель всегда формулируется одна. В рефератах, курсовых и дипломных работах цель может быть сформулирована сугубо для собственной педагогической, психологопедагогической, методической деятельности и практического осуществления чего-либо. В данной работе цель может быть сформулирована следующим образом: Разработать уровневую (разноуровневую) технологию изучения темы <.. .>, способствующую оптимальному изучению материала)
- Задачи исследования (Что нужно сделать для того, чтобы цель была достигнута или решена? Задачи - это дробленая цель. В данной работе можно сформулировать следующие задачи исследования:
1. Актуализировать необходимость уровневого (разноуровневого) обучения в процессе взаимодействия преподаватель^студент (учитель<-»ученик).
2. Выделить спектр проблем, связанных с использованием уровневого (разноуровневого) обучения при изучении темы <...>.
3. Проанализировать теоретический и практический материал по организации и планированию уровневых (разноуровневых) технологий.
4. Изучить особенности репродуктивного обучения.
5. Разработать опорный конспект темы...
6. Разработать систему контрольных вопросов по теме...
7. Разработать дидактический тест по теме...
8. Изучить особенности репродуктивно-вариативного обучения.
9. Разработать систему заданий, обеспечивающих оптимальное усвоение второго уровня (репродуктивно-вариативного).
10.Изучить особенности поисковой деятельности в процессе обучения.
11. Предложить тематику докладов, рефератов со списком литературы, позволяющих эффективно на третьем (поисковом) уровне изучить тему.
12.Изучить особенности творческой деятельности в процессе обучения.
13.Смоделировать четвертый уровень (творческий), содержащий в себе разнообразные формы, методы, задания, подчеркивающие неординарность мышления составителя и учеников.
14. Обосновать систему оценок и отметок в процессе контроля знаний, умений, навыков, выбрав шкалу, позволяющую эффективно отражать результат деятельности и возможность перехода на традиционную пятибалльную систему оценки.
15.Разработать электронный учебник по теме «...»).
- Гипотеза исследования (Что неочевидно в объекте, что исследователь видит в нем такого, чего не замечают другие?
В общем случае гипотеза - это «предположительное знание», которое в случае истинности гипотезы становится в дальнейшем теорией, законом, принципом и т. д.
Структура гипотезы полностью совпадает по структуре с полным условным оператором в формальных языках (если... то... иначе...).
Гипотеза может быть простой и составной. Простая гипотеза - это использование одного условного оператора, а составная гипотеза - это использование или вложенной структуры полного условного оператора, или использование операторов «или», «и», «не».
Гипотеза исследования может быть сформулирована с использованием терминов - эффективно, оптимально, достаточно, необходимо, своевременно, обоснованно и т. д.).
- Методы исследования (Методы исследования теоретического уровня - анализ, аналогия, синтез, обобщение, логические методы исследования, моделирование, шкалирование, ранжирование, параметрические и непараметрические методы математической статистики, и эмпирического уровня - анкета, беседа, интервью, наблюдение, опытная проверка, тест, эксперимент. Возможно, что в данной работе это будут: теоретический анализ и синтез литературы, моделирование).
- Методологическая основа исследования (В методологической основе записывают методологический подход, теории, концепции, используемые при раскрытии темы исследования. В данной работе может быть заложен индивидуально-деятельностный или личностно-деятельностный подход, опирающийся на систему принципов взаимодействия...).
- Основная часть оценивается по следующим критериям: грамотность, логичность, цельность, необходимость, достаточность, не избыточность, разнообразие, соответствие ГОС.
- Заключение (должно быть написано по элементам введения).
- Литература (библиографические данные (список литературы) должны быть оформлены в соответствии со всеми требованиями, предъявляемыми к оформлению библиографических источников - ГОСТ 7.1-2003).
- Презентация выполненного проекта (желательно средствами Microsoft PowerPoint), которая наглядно демонстрирует все достоинства разработанного.
Все элементы продуктивной составляющей RP-технологии педагогического взаимодействия иллюстрируют результат формирования и развития культуры самостоятельной работы и социально-педагогического взаимодействия. Так, кроме опубликованных творческих проектов на электронных носителях [3; 6; 8-10], были опубликованы определения категории “обучение”, моделированные студентами, были опубликованы в работах [6-10], количество дефиниций за 2005-06 уч. г. составило 106 [6], за 2006-07 уч. г. - 396 определений, что в сумме составляет 502 определения [9], в 2008 г. учебное пособие «Обучение как категория педагогики было переиздано с 616-ю определениям категории “обучение” [10].
Моделирование как метод и средство формирования и развития культуры самостоятельной работы у студентов-педагогов и педагогов-психологов имеет ряд преимуществ:
- выявление и осознание спектра аксиакмеологических структур личности в процессе полисубъектных взаимоотношений, опосредованных социокультурными нормами, традициями и потребностями;
- формирование и развитие интереса и мотивации к проблемам изучаемого курса и педагогики в целом;
- формирование сферы профессионально-педагогического творчества и сотрудничества, опосредованной социальным заказом и индивидуально-личностным развитием студента;
- развитие профессионально-педагогического мышления, профессионально-педагогической культуры и компетенций посредством практико ориентированной работы со студентами;
- повышение качества обучения и научно-исследовательской деятельности студентов.
Уровневое построение изучение разделов современной педагогики позволяют создать условия для объективного, оптимального, социально и личностно обусловленного формирования и развития профессионально-педагогической культуры и компетентности будущего педагога, учителя, психолога. Этот факт подтверждают следующие компоненты педагогической деятельности:
- наличие творческих проектов, приведенных в качестве примеров к учебным и учебно-методическим пособия на электронных носителях (CD), где сами творческие проекты являются примерами и средствами фасилита-ции изучения материала, а также методическими разработками, использующимися в процессе воспитательной, социально-педагогической, профориентационной и научной работы [6-10; 11-15];
- наличие статей, написанных студентами-педагогами и студентами-пси-хологами совместно с педагогом или самостоятельно [4; 16];
- наличие учебных и учебно-методических пособий, качественно и количественно пересматривающих содержание и наполнение лекционно-семинарских занятий в соответствии с ГОС и потребностями, возможностями и ограничениями субъектов педагогического взаимодействия [3; 6];
- проведением ежегодных студенческих научно-практических конференций и награждением лучших творческих работ студентов [3-16];
- ростом продуктивности научно-педагогической деятельности студентов-педагогов и, как следствие, отчетов по итогам педагогических практик на III, IV и V курсах в соответствии с перечнем заданий, выносимых на педагогическую практику, утвержденных кафедрой теории и методики профессионального образования и таких'студенческих научных работ, как курсовые работы, выпускные квалификационные работы [11];
- возможности сдачи итоговых государственных испытаний по творческим проектам [14; 15].
Реализация моделей ЯР-уровней ИР-технологии педагогического взаимодействия личностно, акме-, акси-, деятельностно, культурологически, социально востребована в той мере, в которой она удовлетворяет потребности двух сторон воспитательно-образовательного процесса, не являясь панацеей от всех бед, а только одним из возможных вариантов педагогического взаимодействия со студентами, уровень потребностей которых лежит в сфере гуманно-личнос-тных, аксиакмеологических отношений, она будет усовершенствоваться в той мере, в которой будут возникать проблемы с теми, кто не является включенным в данный перечень субъектов деятельности.
Библиографический список
1. Козырева, О. А. Теория и практика у ровневого обучения [Текст]: учеб.- метод, пособие для студентов, аспирантов, учителей и слушателей ИПК./ О. А. Козырева.
- Новокузнецк: КузГПА, 2005. - 207 с.
2. Козырева, О. А. Программа и контрольно-измерительные материалы курса «Дидактика. Педагогические технологии» [Текст]: учеб.- метод, пособие для студентов педагогических вузов./ О. А. Козырева. - Новокузнецк: КузГПА, 2005. - 121 с.
3. Козырева, О. А. Уровневое обучение: теория и практика в современной системе образования [Текст]: учебно-методическое пособие / О. А. Козырева. - Новокузнецк: МОУ ДПО ИПК, 2007.-427 с. [ + приложение на СО]. - 18ВЫ 5-7291-0418-9.
4. Козырева, О. А. Некоторые аспекты изучения темы: «Самостоятельная работа» в курсе: «Дидактика. Педагогические технологии» [Текст]/О. А. Козырева, Е. В. Филиппова// СО: Самостоятельная работа студента: организация, технологии, контроль : материалы Всероссийской научно-практической конференции. -Оренбург, ОГУ, 2005.
5. Козырева, О. А. ЯР-технология педагогического взаимодействия в системе высшего и дополнительного профессионального образования [Текст]: монография. / О. А. Козырева. - Новокузнецк: КузГПА, МОУ ДПО ИПК, 2007. - 385 с. - ISBN 5-85117-239-8.
6. Козырева, О. А. Теория обучения. Педагогические технологии : программа и контрольно-измерительные материалы [Текст]: курс занятий для студентов педаго-
гических специальностей / О. А. Козырева. - Новокузнецк : КузГПА, 2007. - 359 с. [+ приложение на СО]. - 18ВЫ 978-5-85117-270-0.
7. Козырева, О. А. Моделирование дефиниций категорий современной педаго-
гики в структуре инновационной деятельности будущего педагога [Текст]: монография / О. А. Козырева. - Новокузнецк : КузГПА : МОУ ДПО ИПК, 2008. - 374 с.
- 978-5-85117-411-7.
8. Козырева, О. А. Моделирование как социально-педагогический феномен : курс занятий для учителей, педагогов средней и высшей школы, слушателей ИПК и ФПК, студентов и аспирантов [Текст]/ О. А. Козырева. - Новокузнецк : КузГПА : МОУ ДПО ИПК, 2007. - 627 с. [ + приложение на СО]. - 18ВЫ 978-5-85117-226-3.
9. Козырева, О. А. Обучение как категория педагогики [Текст]: учебное пособие / О. А. Козырева. - Новокузнецк : КузГПА, 2007. - 91 с. [+ приложение на СО]. -гаВИ 978-5-85117-302-8.
10. Козырева, О. А. Обучение как категория педагогики [Текст]: учебное пособие. - 2-е изд., перераб. и доп. / О. А. Козырева. - Новокузнецк : КузГПА : МОУ ДПО ИПК, 2008. - 111 с. [ + приложение на СО]. - 18ВЫ 978-5-85117-355-4.
11. Кундозерова, Л. И. Научная работа студентов [Текст]: учебное пособие для студентов педагогических вузов / Л. И. Кундозерова, О. А. Козырева. - Новокузнецк : КузГПА, 2008. - 94 с. [ + приложение на СО]. - ISBN 978-5-85117-397-4.
12. Кундозерова, Л. И. Педагогическая практика: программно-педагогическое обеспечение для студентов специальности 033100 - «Физическая культура» (педагогический компонент) [Текст]: учебное пособие для студентов специальности 033100 - «Физическая культура», квалификации - «педагог по физической культуре» / Л. И. Кундозерова, О. А. Козырева, Л. Ф. Михальцова. - Новокузнецк : КузГПА, 2008. - 65 с. [^-приложение на СО]. - 18ВЫ 978-5-85117-395-0.
13. Кундозерова, Л. И. Педагогическая практика: программно-педагогическое обеспечение для студентов специальности «032200.00 - «Физика с дополнительной специальностью информатика»» [Текст]: учебно-методическое пособие для студентов специальности «032200.00 - «Физика с дополнительной специальностью информатика», квалификации-«учитель физики и информатики»»/Л. И. Кундозерова, О. А. Козырева, Л. Ф. Михальцова. - Новокузнецк : КузГПА, 2007. - 50 с. [+ приложение на СО]. - ISBN 978-5-85117-273-1.
14. Кундозерова, Л. И. Методические рекомендации для подготовки к итоговым государственным испытаниям по педагогике студентам специальности 032100.00 -«Математика с дополнительной специальностью информатика» [Текст]: учебное пособие / Л. И. Кундозерова, О. А. Козырева, Л. Ф. Михальцова. - Новокузнецк : КузГПА, 2008. - 45 с. [+приложение на СО]. - ISBN 978-5-85117-385-1.
15. Кундозерова, Л. И. Методические рекомендации для подготовки к итоговым государственным испытаниям по педагогике студентам специальности 033100 - «Физическая культура» [Текст]: учебное пособие / Л. И. Кундозерова, О. А. Козырева, Л. Ф. Михальцова. - Новокузнецк : КузГПА, 2008. - 50 с. [+прил. на СО]. - 18ВЫ 978-5-85117-393-6.
16. Козырева, О. А. Психолого-педагогическая антропология [Текст]: учебное пособие для студентов специальности «031000 - «Педагогика и психология»» / О. А. Козырева. - Новокузнецк : КузГПА : МОУ ДПО ИПК, 2008. - 266 с. [ + приложение на ОУО]. - 18ВЫ 987-5-85117-381-3.