Научная статья на тему 'Некоторые особенности формирования профессионально-педагогической культуры студентов при изучении курса «Основы профориентологии»'

Некоторые особенности формирования профессионально-педагогической культуры студентов при изучении курса «Основы профориентологии» Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
60
26
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Некоторые особенности формирования профессионально-педагогической культуры студентов при изучении курса «Основы профориентологии»»

По результатам обсуждения поставленных докладчиками проблем и предложений было принято решение:

1. Одобрить работу кафедры русской литературы с филиалом кафедры МОУ сош № 42 г. Ярославля.

2. Передать в школу в течение первого семестра 2007-2008 учебного года «Методические рекомендации по подготовке и проведению педагогической практики студентов по литературе».

3. Кафедре русской литературы организовать консультации для учителей-словесников города по актуальным проблемам науки (один раз в год).

4. Организовать в филиале кафедры показательные уроки для студентов III и IV курсов.

5. Возложить контроль за взаимопосещением студентами уроков коллег на руководителя филиала И.Р. Курманову.

6. Обеспечивать преемственность в общих требованиях к рабочей и отчетной документации студентов; к анализу урока литературы; в единых критериях оценки практиканта в соответствии с общими критериями, предлагаемыми в концепции педагогической практики студентов ЯГПУ.

О. А. КОЗЫРЕВА

Некоторые особенности формирования профессионально-педагогической культуры студентов при изучении курса «Основы профориентологии»

Формирование профессионально-педагогической культуры как неотъемлемого компонента в структуре полисубъектных взаимоотношений будущих педагогов - одна из задач современной системы высшего профессионально-педагогического образования.

Профессионально-педагогическая культура -это культура создания и реализации условий для профессионального самоопределения, самосовершенствования и самореализации субъектов педагогического взаимодействия в системе полисубъектных, полиструктурных отношений в социальном и социальнопедагогическом континууме, отражающем разнообразные аспекты акси-акмеологических структур рассматриваемого феномена.

В практико-ориентированном ракурсе профессионально-педагогическая культура

рассматривается как результирующий элемент сложения культуры самостоятельной работы и культуры социально-педагогического взаимодействия. Под культурой самостоятельной работы понимается совокупность формально-логических, содержательно-методологических требований и норм, предъявляемых к самостоятельной работе как психо-лого-педагогическому феномену, обуславливающему формирование и развитие личности. Под личностью мы понимаем человека, имеющего позитивную систему ценностей и создающего реализуемые на практике условия для самосовершенствования, самореализации и различного рода взаимодействия (социального, педагогического, психологического и пр.). Сформированность культуры самостоятельной работы определяется по аналитикосинтетическим умениям, умениям фиксировать информацию (конспектирование, тезиро-вание, аннотирование, реферирование и пр.), коммуникативным умениям, креативным

умениям (моделирование словесно-логическое и структурно-логическое), поисковым умениям (умениям находить необходимую информацию; путей, способов решения определяемой проблемы, поиск средств (идеальных и материальных) для реализации решений и т.д.).

Под культурой социально-педагогического взаимодействия понимается совокупность требований и норм, предъявляемых к планированию и организации субъект-субъ-ектных и субъект-объектных отношений в системе педагогического и социальнопедагогического взаимодействия, опосредованных пространственно-временными ограничениями.

Формирование профессионально-педагогической культуры при изучении курса «Основы профориентологии» осуществляется посредством ИР-технологии педагогического взаимодействия, содержащей ИР-уровни технологии и обеспечивающей планомерный переход от репродуктивных методов и средств к продуктивным. Под ИР-технологией педагогического взаимодействия понимается уров-невая технология педагогического взаимодействия, где практикуется репродуктивнопродуктивный способ изучения материала: изначально раскрывается содержание на репродуктивном уровне (4 звена: изучение нового материала; закрепление изученного;

обобщение и систематизация; применение на практике), а затем на продуктивном (творческом) уровне продолжается планомерная, последовательная работа по формированию культуры умственного труда, культуры самостоятельной работы, профессиональной культуры; по развитию креативных (творческих) способностей, результатом которых является определенный продукт мыслетворчества студента, вобравший в себя его взгляд, стиль и образ мысли, формирующийся на протяжении всей его жизни. Под ЯР-уровнями понимается система уровневых заданий, где структурная основа представляет собой два диаметрально противоположных уровня, взаимно дополняющих друг друга: Я - репродуктивный уровень с различными формами, методами, средствами репродуктивного обучения и контроля и Р - продуктивный уровень с соответствующей системой обучения и контроля, обеспечивающий повышение уровня культуры самостоятельной работы, мотивации учения, активности учащихся (слушателей) и т.д.

В структуре ЯР-технологии педагогического взаимодействия изучения курса «Основы профориентологии» можно выделить следующие виды контроля:

- (Я-уровень): контрольная работа (24 варианта по 6 заданий) и/или дидактический тест (5 вариантов по 15 тестовых заданий).

- (Р-уровень): решение занимательных задач.

- (Р-уровень): творческий проект.

Тематика творческих проектов разбита на 4 группы (направления):

1. Тематика научно-исследовательских проектов.

Примеры тем научно-

исследовательских проектов:

- Исследование уровня профессионального самоопределения обучающихся.

- Методы диагностики в профессиональном выборе и их эффективность.

- Методы диагностики в системе профкон-сультационной работы.

2. Тематика научно-методических проектов.

Примеры тем научно-методических проектов:

- Научно-методическое обеспечение экскурсий для учащихся ... класса.

- Научно-методическое обеспечение работы по профессиональному самоопределению учащихся ... класса.

- Профессиональное самоопределение учащихся: теория и практика.

- Психолого-педагогическая поддержка курса «Основы профориентации».

- Психолого-педагогическая поддержка профильного обучения.

3. Тематика организационно-педагогических проектов.

Примеры тем организационнопедагогических проектов:

- Психолого-педагогические основы организации профориентации учащихся ... класса.

- Организация занятий по профессиональному самоопределению и профориентации в школах.

4. Тематика историко-социальных проектов.

Примеры тем историко-социальных проектов:

- Исторический подход в постановке, раскрытии и решении проблем профориенто-логии.

- Исторический подход в рассмотрении терминологического аппарата профориен-тологии.

- Профессии: новые и традиционные.

Студенты трех выпусков выполняли творческие проекты по организации профориентации и созданию условий для профессионального самоопределения учащихся.

Защита творческого проекта проводилась по анализу следующих элементов:

1. Введение (Актуальность исследования ^ Проблема исследования ^ Тема исследования ^ Объект исследования ^ Предмет исследования ^ Цель исследования ^ Задачи исследования ^ Гипотеза исследования ^ Методы исследования ^ Методологическая основа исследования).

2. Первая глава оценивается по следующим критериям: грамотность, логичность, цельность, необходимость, достаточность.

3. Вторая глава по наличию и особенностям отражения следующих компонентов:

- Пояснительная записка к программе, в которой содержится обоснование, цель программы, задачи программы и методологическая основа с системой принципов психолого-педагогического взаимодействия (система принципов моделируется студентами самостоятельно).

- Тематическое планирование занятий, све-

денное в таблицу, столбцы которой: № занятия, тема занятия, количество часов.

- Расширенный план-конспект занятий.

4. Заключение, написанное по элементам введения.

З. Литература, оформленная со всеми требованиями, предъявляемыми к оформлению библиографических записей.

По результатам работы были проведены научно-практические конференции, подведены итоги, планируется электронное издание творческих проектов по разделу «Основы профориентологии».

Выделив три уровня (высокий (отлично), средний (хорошо), низкий (удовлетворительно) по результатам анализа творческих проектов, исходя из вышеперечисленных требований, получили результаты, приведенные в табл. І, 2, З.

Таблица І

Результаты анализа творческих проектов

студентов 2004-05 у.г.

Уровень Количество студентов Относительный результат, %

Высокий 29 б9,05

Средний 11 2б,19

Низкий 2 4,7б

Таблица 2

Результаты анализа творческих проектов __________студентов 2005-0б у.г._________

Уровень Количество студентов Относительный результат

Высокий 58 92,0б

Средний З 4,7б

Низкий 2 З,18

Таблица З

Результаты анализа творческих проектов __________студентов 200б-07 у.г.__________

Уровень Количество студентов Относительный результат

Высокий З1 9б,875

Средний 1 З,125

Низкий 0 0

Следует отметить, что анализ формирования профессионально-педагогической культуры осуществлялся по результатам творческих проектов, а результаты педагогической практики были приблизительно идентичны и

даже чуть выше результатов анализа формирования профессионально-педагогической

культуры по проективной деятельности.

Моделирование как метод и средство формирования и развития культуры самостоятельной работы у студентов-педагогов и педа-гогов-психологов имеет ряд преимуществ:

- выявление и осознание спектра аксиак-меологических структур личности в процессе полисубъектных взаимоотношений, опосредованных социокультурными нормами, традициями и потребностями;

- формирование и развитие интереса и мотивации к проблемам изучаемого курса и педагогики в целом;

- формирование сферы профессиональнопедагогического творчества и сотрудничества, опосредованной социальным заказом и индивидуально-личностным развитием студента;

- развитие профессионально-педагогическо го мышления, профессионально-педагогической культуры и компетенций посредством практико-ориентированной работы со студентами;

- повышение качества обучения и научноисследовательской деятельности студентов.

Моделирование - это процесс, в ходе которого педагог-исследователь строит модели (идеальные структуры), позволяющие изучать или рассматривать грани, нюансы реального объекта в усеченных условиях, не изменяющих его существенные (значимые) признаки - качества, функции, свойства, особенности.

В педагогике различают следующие виды моделей:

- Словесно-логические. Под словеснологическим моделированием мы понимаем целенаправленное построение образов посредством слова; примерами словеснологических моделей являются аннотации, выписки, гипотезы, записи, конспекты, обзоры, описания, определения, планы, рецензии, тезисы, цитаты, анкеты, тесты, беседы, интервью, сравнения, монологи, диалоги, рассказы, сказки, пословицы, поговорки, присказки, прибаутки, загадки, сочинения, изложения, пересказы, перифразы и пр.

- Структурно-логические. Под структурно-логическим моделированием мы пони-

маем процесс создания или логической структуры, или совокупности словеснологических моделей и логической структуры; примерами структурно-логических моделей являются алгоритмы, графики, схемы, диаграммы, дитексы - совокупность диаграмм, текста и изложенного в них смысла, рефераты и др.

Библиографический список

1. Козырева, О.А. Программа и контрольноизмерительные материалы по разделу "Основы профориентации": учеб.-метод. пособие для студентов специальности «Педагогика и психология». - Новокузнецк: КузГПА, 2005. -63 с.

2. Козырева, О.А. Программа и контрольноизмерительные материалы по разделу "Основы профориентологии": учеб.-метод. пособие для студентов заочной формы обучения специальности «031000 - "Педагогика и психология"». - Новокузнецк: КузГПА, 2006. - 76 с.

3. Козырева, О. А. Психолого-педагогические особенности моделирования в системе среднего и высшего образования: учеб.-метод. пособие к курсам по выбору для студентов специальности «031000 - "Педагогика и психология"». - Новокузнецк: КузГПА, 2006. - 247 с.

4. Козырева, О.А. Моделирование в теории обу-

чения и теории воспитания как средство формирования профессиональной культуры студентов педагогического вуза // Современные технологии обеспечения качества образования: Материалы Всероссийской научно-

практической конференции. - Барнаул: Изд-во АлтГТУ, 2006. - С. 193-195.

5. Козырева, О. А. Некоторые аспекты формирования профессиональной культуры студентов педагогов-психологов // Инновации в профессиональном и профессионально-педагогическом образовании. Тезисы докладов 13-й Всероссийской научно-практической конференции 11-13 апреля 2006 г, Санкт-Петербург. Екатеринбург: Изд-во Рос. гос. проф.-пед. унта, 2006. - С. 95-96.

6. Козырева, О.А. ЯР-технология как средство повышения качества обучения студентов при изучении разделов педагогики // Проблемы федерально-региональной политики в науке и образовании: Материалы IV Всероссийской научно-практической конференции (заочной)

1 ноября 2006 г. - Тамбов, 2006. - С. 189-192.

7. Козырева, О.А. Моделирование в теории обу-

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

чения и теории воспитания как средство формирования профессиональной культуры студентов педагогического вуза // Современные технологии обеспечения качества образования: Материалы Всероссийской научно-

практической конференции. - Барнаул: Изд-во АлтГТУ, 2006. - С. 193-195.

8. Козырева, О.А. Некоторые особенности формирования профессионально-педагогической культуры при изучении курсов: "Общие основы педагогики" и "Теория обучения" // Актуальные социально-педагоги-ческие проблемы развития личности в образовательном пространстве XXI века. Материалы международной научно-практической конференции (19-23 апреля 2006 г.) - Кисловодск: изд-во филиала СевКавГТУ в г. Кисловодске. - 2006. - С. 9293.

С. А. БИЗЯЕВА

Игра как способ интерактивного обучения

Развитие экономики и социальной сферы формирует новые требования к специалисту среднего звена. На первый план выходят такие профессиональные и личностные качества, которые позволят ему успешно адаптироваться, жить и работать в новых социальноэкономических условиях. Среди них следует выделить системное мышление, экологическую, правовую, информационную, коммуникативную культуру, культуру предпринимательства, умение осознавать себя и предъявлять другим, способность к осознанному анализу своей деятельности, самостоятельным действиям в условиях неопределенности, приобретению новых знаний, творческую активность, ответственность за выполняемую работу.

В профессиональном образовании в настоящее время существуют разные противоречия, но одним из главных является то, что, выбрав себе профессию, обретя жизненное самоопределение, студент, тем не менее, не только недостаточно активен в учебе, а часто избегает выполнения всех предписанных заданий, то есть не прикладывает сил для достижения поставленной цели.

Какие методы и приемы или технологии обучения могут оказать эффективное воздействие в решении данной проблемы?

На сегодняшний день преподаватель имеет возможность, организуя современную деятельность учащихся, использовать различные приемы и методы интерактивного обучения, которые способствуют развитию творческих способностей и исследовательской дея-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.