Научная статья на тему 'Культура самостоятельной работы как условие развития профессиональных компетенций будущих инженеров-строителей'

Культура самостоятельной работы как условие развития профессиональных компетенций будущих инженеров-строителей Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
122
34
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КУЛЬТУРА САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ / МЕТОДОЛОГИЯ ФОРМИРОВАНИЯ КУЛЬТУРЫ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ / МОДЕЛИРОВАНИЕ / ТЕХНОЛОГИИ ФОРМИРОВАНИЯ КУЛЬТУРЫ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ / INDEPENDENT WORK CULTURE / METHODOLOGY OF FORMING INDEPENDENT WORK CULTURE / MODELING / TECHNIQUES OF FORMING INDEPENDENT WORK CULTURE

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Козырева Ольга Анатольевна, Матвеев Алексей Анатольевич

Статья раскрывает особенности формирования и развития культуры самостоятельной работы в системе высшего профессионального образования на протяжении пяти лет обучения в вузе. Нюансы данной деятельности обсуждались на научно-практических конференциях и отражены в статьях, тезисах и научно-методических пособиях.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Козырева Ольга Анатольевна, Матвеев Алексей Анатольевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INDEPENDENT WORK CULTURE AS A CONDITION OF PROFESSIONAL COMPETENCES DEVELOPMENT OF FUTURE BUILDING ENGENEERS

The paper elucidates peculiarities of forming and developing independent work culture in the system of the higher professional education during five years of study at the higher school. Details of this activity were discussed on scientific and practice conferences and reveled in papers, synopses and methodological recommendations.

Текст научной работы на тему «Культура самостоятельной работы как условие развития профессиональных компетенций будущих инженеров-строителей»

УДК/ UDC: 378.1; 371.3 О. А. Козырева,

кандидат педагогических наук, доцент, доцент кафедры педагогики Кузбасской государственной педагогической академии, г. Новокузнецк, Кемеровская обл., Россия, [email protected];

А. А. Матвеев,

доцент кафедры инженерных конструкций Сибирского государственного индустриального университета, г. Новокузнецк, Кемеровская обл., Россия, [email protected]

Olga Kozyreva,

PhD in Pedagogics, docent, associate professor of the Chair of Pedagogics at Kuzbass State Pedagogical Academy, Novokuznetsk, Kemerovo region, Russia, [email protected];

Alexey Matveyev,

associate professor at the Chair of Engineering Constructions,

Siberian State Industrial University, Novokuznetsk, Kemerovo region, Russia, [email protected]

КУЛЬТУРА САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ КАК УСЛОВИЕ РАЗВИТИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ БУДУЩИХ ИНЖЕНЕРОВ-СТРОИТЕЛЕЙ

INDEPENDENT WORK CULTURE AS A CONDITION OF PROFESSIONAL COMPETENCES DEVELOPMENT OF FUTURE BUILDING ENGENEERS

Статья раскрывает особенности формирования и развития культуры самостоятельной работы в системе высшего профессионального образования на протяжении пяти лет обучения в вузе. Нюансы данной деятельности обсуждались на научно-практических конференциях и отражены в статьях, тезисах и научно-методических пособиях.

The paper elucidates peculiarities of forming and developing independent work culture in the system of the higher professional education during five years of study at the higher school. Details of this activity were discussed on scientific and practice conferences and reveled in papers, synopses and methodological recommendations.

Ключевые слова: культура самостоятельной работы, методология формирования культуры самостоятельной работы, моделирование, технологии формирования культуры самостоятельной работы.

Keywords: independent work culture, methodology of forming independent work culture, modeling, techniques of forming independent work culture.

Феноменология гносеологической единицы современной педагогики «культура самостоятельной работы» неоднозначна, т. к., с одной стороны, это категория культурологии и психосоциологии со своими специфическими социально обусловленными механизмами трансформации сознания и моделей взаимоотношений субъекта культуры и общества в психосоциальном конгломерате опыта человечества и личности в микро-, мезо-, макро- и мегамасштабах, с другой стороны, это категория педагогики, в рамках которой могут быть выделены и использованы на практике системы принципов, методов, приемов, форм, средств, методик, технологий педагогического взаимодействия и даже методологических подходов, фасилитирующих понимание необходимости формирования культуры самостоятельной работы субъекта деятельности, общения, культуры и пр. как механизма социализации, самоопределения, самореализации, самосовершенствования и взаимодействия. Нам необходимо проследить особенности формирования куль-

туры самостоятельной работы педагога как феномена становления личности в системе преобразований внутреннего и внешнего ге-неза в соответствии с условиями, нормами, моделями функционирования среды, требованиями времени, нюансами пространственных ограничений и возможностей, потребностей и специфики ее субъектов как элементов полисистемного конгломерата, расширяющего все структурно-гносеологические, когнитивно-деятельностные, мотивационно-ценностные, конструктивно-целевые, системно-информационные, профессионально-педагогические, рефлексивно-психотерапевтические, мультисре-довые единицы и функции социально-личностного моделирования, самореализации и взаимодействия.

Культура самостоятельной работы (КСР)

- это механизм самосовершенствования и самореализации субъектов социального пространства, определяющий ориентиры и особенности социального взаимодействия субъектов - носителей деятельности и культуры. Формирование КСР (как совокупности формально-логических и содержательно-методологических требований и норм, предъявляемых к самостоятельной работе как психолого-педагогическому феномену, обуславливающему формирование и развитие личности) способствует отражению объективных закономерностей, требований, норм, специфики деятельности субъектов культуры в системе субъект-субъектных и субъект-объектных отношений, является фундаментальным явлением, предопределяющим результат саморазвития и самореализации в полисистемном ракурсе - это и общение, и профессиональная деятельность, и культура, и досуг, и искусство, и религия и пр.

В таком контексте под личностью мы понимаем человека, который имеет позитивную систему ценностей, создает реализуемые на практике условия самосовершенствования, самореализации и различного рода взаимодействия (социального, педагогического, психологического, эмоционального, продуктивного, репродуктивного и пр.) в микро-, мезо-, макро- и мегамасштабах. Примеров такого рода практики в ми-

ровой культуре и истории предостаточно, ведь все инновационные эволюционные и революционные модели, методы, методики, технологии и средства в структуре своей имеют данный механизм, реализованный в контексте идей гуманной и гуманно-личностной педагогики.

Парадигмы формирования КСР в структуре своей феноменологической ипостаси выражают реализованность необходимых и достаточных условий самоопределения, самовыражения, самосовершенствования, самореализации и взаимодействия личности в мультисредовом конгломерате в микро-, мезо-, макро- и мегамасштабах, трансформирующих личностные и социальные модели в единую, уникальную, самотрансфор-мирующуюся систему, функционирующую согласно законам диалектики и синергетики. Остановимся на основных парадигмах формирования КСР.

Акмеологическая парадигма. Акмео-логическая парадигма формирования КСР базируется на положении, что у каждого субъекта социального пространства как единицы мультисредового конгломерата имеется своя вершина в различных областях деятельности, социализации, самореализации, самосовершенствования, взаимодействия, где можно условно выделить модель данного явления и условия ее функционирования в различных пространственно-временных ограничениях и специфических стимулах-направлениях, фасилитирующих получение социально значимого и личност-но допустимого варианта решения поставленной проблемы или задачи, связанной с тремя основными направлениями развития субъекта, личности, уникума в обществе (гражданское, трудовое, семейное) и общества в целом как среды, создающей условия для сохранения и преумножения культурно-исторических, национальногражданских, общечеловеческих ценностей и стереотипов взаимодействия (моделей взаимоотношений) ее единиц.

Антропова Л. В., Артамонова Е. И., Сла-стенин В. А., Станкин, М. И., Подымова Л. С., Каширин В. П. и др. [3-8] отмечают, что вершина способностей, склонностей, самостоятельности, адаптированности, обучен-

ности, социализированности опосредована рядом факторов, налагающих ограничения в систему и качество психолого-педагоги-ческого и социально-педагогического взаимодействия, где педагог и обучающийся/ воспитанник поставлены в условия неустанного поиска в модели воспитания, обучения, образования, социализации и прочих элементов педагогического взаимодействия в структуре решения проблем современной педагогики и психологии, непосредственно связанных с культурой социального, педагогического, психологического и пр. взаимоотношений; культурой и нормами общения, быта, помощи; возможностями личностного, профессионального роста в системе мультисредового конгломерата и др.

КСР инженера-строителя в акмеологи-ческом рассмотрении феномена - это явление социальное и личностное, где общество создает условия для рождения, становления, формирования, развития, самоопределения, самосовершенствования, самореализации, взаимодействия и социализации личности, сохраняющей и трансформирующей внутреннее и внешнее согласно законам и положениям акмеологии как современной науки, трактующей высшие ценности - первостепенными и базовыми в структуре педагогического знания, позволяющего осуществлять все процессы, связанные с уникальным рождением личности в полном смысле этого феномена и сохранением и преумножением мультисредового, государственно-регионального наследия нации и народов.

В таком контексте инженер-строитель моделирует инновации, опосредованные решением основных противоречий современной экономики и техники, согласно коим строительные материалы, разработки, проведение работ и оказание услуг должны удовлетворять требованиям ГОСТ, созданные товары находить своего покупателя, средства оборота от производства товаров и услуг стимулировать создание материальных благ и рост благосостояния граждан и государства. В таком рассмотрении формирование компетенций инженера-строителя есть процесс постижения вершин личностного и профессионального роста в системе

профессионально-деловых и коммуникативно-социальных отношений, опосредованных государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования и системой ограничений и возможностей полисубъектного поля, в котором инженер-строитель выполняет роли, связанные с гражданско-патриотическим, морально-нравственным, профессионально-деловом, эстетико-системным и пр. рассмотрением социальных проблем и возможностью их решения в условиях реального пространства и времени.

Аксиологическая парадигма. Аксиологическая парадигма формирования КСР представляет собой совокупность идей гуманно-личностной педагогики, где ценность человека и его потребностей, возможностей и результатов деятельности является первостепенной в структуре развития государственных отношений и политики в областях, прямо и косвенно связанных с человеком (образование, медицина, просвещение, досуг и пр.). В соответствии с законом «Об образовании», Концепцией модернизации образования до 2010 г., Национальной доктриной образования в Российской Федерации, Конвенцией о правах ребенка каждый человек имеет право на образование. Образование как ценность в феноменологическом ракурсе рассмотрено Б. С. Гершун-ским, а в процессе обучения в сузах и вузах ценность формируемой самостоятельности как качества и самостоятельной работы как психодидактического феномена первостепенны.

КСР в структуре аксиологического понимания - это та ценность современной педагогики, которая позволяет личности, субъекту, индивиду осуществлять такие процессы, как воспитание, обучение, образование, развитие, социализацию и адаптацию согласно законам, нормам, моделям, концепциям построения деятельности и общения в системе мультисредового самоопределения и самореализации индивида, субъекта, личности.

В таком контексте формирование культуры самостоятельной работы инже-нера-строителя есть функция культурноисторического поля, связанная с професси-

онально-деловыми, морально-этическими, пространственно-территориальными, государственно-региональными, аксиолого-гер-меневтическими отношениями и нормами, предопределяющими формированием общекультурных и профессиональных компетенций, фасилитирующих социализацию и самореализацию инженера-строителя в различных мультисредовых отношениях, т. е. субъект деятельности (профессии) одновременно является носителем оболочки культуры и среды (матрешки), выполняющей множество действий, сохраняющих целостность и уникальность всех звеньев и граней полисубъектных отношений и субъ-ект-объектных преобразований.

Культурологическая парадигма. Культурологическая парадигма формирования КСР опирается в своем определении на то, что культура как механизм сохранения общества и человека, их смыслов и феноменологических возможностей формирует богатейший духовный и материальный конгломерат средств и методов социального и педагогического сотрудничества, использование коих ведет к тому, что внутренний мир индивида, субъекта, личности в своей структуре развивает механизм самосохранения, самопрограммирования, самореализации, самосовершенствования и пр. как биологического, так и социального. Данный механизм не что иное, как КСР, который мы знаем в разнообразных словесно-логических и структурно-логических моделях и их уникальных личностно и социально обусловленных решениях. Культура, с одной стороны, создает условия для сохранения индивида, субъекта, личности, а с другой стороны, как любая другая внешняя система ставит рамки, определяет нормы, правила, законы, условия реконструкции и реорганизации, устранения частей и целого в системе, где общество и человек то являются высшими ценностями, то уничтожаются, тем самым обрекая себя на болезненные преобразования, в которых итог бывает ле-тален (цивилизации майи, ацтеков, инков и пр., в России - это царская власть с ее преемственностью и уникальностью, советское общество с его органами и законами власти и т.д.), а историко-культурное наследие из-

бивается разнообразными недоразвитыми, аномальными, деформированными идеями и действиями со стороны таких же индивидов, субъектов, личностей.

Феноменология КСР в структуре внутренних и внешних связей и единиц будет той позицией, где индивид, субъект, личность может расти согласно генетическим и культурно-социальным возможностям от низших форм к высшим, принося в копилку культуры и цивилизации материальные блага в широком смысле этого понятия, становясь в педагогике отношений уже не ребенком, потребляющим материальные блага, а взрослым в полном смысле данного слова (создание превышает потребление).

КСР является единицей культурологического пространства, обеспечивает устойчивость личности в микро-, мезо-, макро-, мега- и мультисредах, переводя личность постепенно от простых форм сотрудничества и сотворчества к высшим, уникальным, где человек благодаря его разуму, душевным свойствам и телесному облику с его продуктами творчества становится подлинным достоянием культуры и истории. И инженер-строитель в данном рассмотрении вопроса не исключение.

Синергетическая парадигма. Синергетическая парадигма в структуре формирования КСР базовыми положениями своей системы развивает идею о самоорганизации системы, в данном случае - взаимодействии объекта, индивида, субъекта, личности в микро-, мезо-, макро-, мега- и мультисреде, фасилитирующей включение его в систему отношений и ролей (социализация), предопределяющей его выбор социально и личностно значимых моделей самоутверждения, самореализации, самосовершенствования в условиях гибкого регулирования отношений, явлений, феноменологических нюансов антропологического генеза, где КСР личности является уникальной системой, сохраняющей, развивающей и формирующей не только индивида, субъекта, личность, но и общество в целом с его культурой, наследием народов, особенностями и перспективами НТП.

В контексте синергетического подхода формирование КСР инженера-строителя

обусловлено выделением и решением разного рода противоречий, связанных с социализацией, адаптацией, воспитанием, обучением, развитием, получением образования, самоопределением, самоутверждением, саморазвитием, самовоспитанием, самообучением, самосовершенствованием, самореализацией, являющимися неотъемлемыми частями деятельности, обеспечивающими обществу оптимальное (с учетом материальных и морально-нравственных векторов развития индивида, субъекта, личности и общества в целом) развитие и функционирование в системе внутреннего рынка труда, культуры, отношений и внешнего межгосударственного, международного. Кроме того, формирование КСР инжене-ра-строителя обеспечивает создание условий для неустанного поиска личностного и профессионального генеза, фасилитиру-ющих включение данного субъекта в среду и обеспечивающих формирование вектора самореализации и самосовершенствования, трансформирующего создание материальных благ в соответствии с системой норм культуры, деятельности, искусства, народного достояния.

Синергетически регулируемые процессы в антропосистеме связаны с таким феноменом, как саморегуляция явлений социального генеза, опосредованных системой гуманно-личностной педагогики и психологии, накопившей за многие века опыт по соблюдению норм социального взаимодействия в условиях свободного и деформированного взаимодействия. Деформации в социальном пространстве появляются с выявлением и решением определенных споров пространственного, территориального, законодательного, политического и прочих аспектов притязаний и несогласованных актов как со стороны власти (войны, забастовки, акты протеста и др.), так и со стороны субъектов-носителей деятельности, культуры, общения и т. д. Яркий пример формирования КСР методом проб и ошибок встречаем в произведении Я. Корчака «Король Матиуш I», в котором описана детская психология ( яркая, светлая, искренняя), где доброта и забота о самых слабых, маленьких гражданах (государство по распоряже-

нию короля Матиуша I работает не на выпуск военной техники, а на угоду детства

- все фабрики выпускают только конфеты, печенье, игрушки и т.д. ) оборачивается бедой для общества - войной, в которой детская психология изменяет своё отношение к гибкости и целесообразности в управлении общественными, государственными делами.

КСР в синергетической парадигме формирования - это совокупность внутренних качеств, способностей, склонностей, предпочтений, формируемых в условиях среды согласно канонам гуманизма (человек как высшая ценность), педагогической акмео-логии (у каждого человека есть вершина в различных областях деятельности и общения), педагогической и психологической антропологии (человек, ребенок - целостная система, включенная в антропосреду и являющаяся одновременно ее подобием), педагогической герменевтики (объясняющей оптимальными способами, методами и средствами природу феноменов и явлений человеку обучающемуся и воспитывающемуся, социализирующемуся и адаптирующемуся) и пр.

Философско-диалектическая парадигма. Философско-диалектическая парадигма в своей структуре содержит нюансы формирования КСР - это три закона диалектики (закон отрицания-отрицания, закон единства и борьбы противоположностей, закон перехода нового количества в новое качество), благодаря которым мы можем утверждать, что КСР как система функционирует благодаря преобразованиям внутреннего и внешнего, развивая внутреннее в человеке, ставится достоянием внешнего, а проводя трансформации и реконструкции внешнего, изменяет внутренний мир человека в соответствии с условиями, нормами, моделями, механизмами, методами, средствами и пр.

КСР - этот тот стержень, на который нанизываются структуры формирующейся и развивающейся личности, это фундамент биолого-социальной природы, унифицирующий систему полисубъектных отношений, персонифицирующий человека в ми-кро-, мезо-, макро-, мега- и мультисредах, социализирующий индивида, субъекта,

личность в процессе планирования и организации ведущей деятельности и общения, прививающий нормы культуры и общества согласно канонам современной педагогики и психологии, отмечающих необходимость социокультурных прививок для формирования устойчивости, состоятельности, востребованности личности.

Дуализм в формировании КСР педагога объективен, ведь, с одной стороны, сам человек формирует культуру своей самостоятельной работы, а с другой стороны, общество заставляет прямо или косвенно, т. е. создает условия для формирования КСР в микро-, мезо-, макро- и мегамасштабах. Поэтому все инновации и продукты деятельности человека (в том числе и инженера-строителя) есть не что иное, как результат согласованного действия общественной и личностной сторон (граней) деятельности, результат которых составляет единое поле, фасилитирующее получение и потребление материальных и духовных благ в соответствии с системой возможностей и ограничений человека и его средств сотрудничества, самовыражения, самоопределения, самореализации и самосовершенствования, где формирование общекультурных и профессиональных компетенций есть фундамент и следствие формирования КСР.

Гносеолого-герменевтическая парадигма. Гносеолого-герменевтичес-кая парадигма в структуре формирования КСР базовыми положениями своей системы отражает необходимость установления гносе-олого-герменевтических связей в структуре моделируемой и организуемой деятельности, т. к. система причинно-следственных связей описывает всевозможные решения выявляемых противоречий, задач, условий и т. п. Одной из моделей формирования КСР является модель Кузьмы Пруткова -«Отыщи всему начало - и ты многое поймешь». В такой систем КСР есть не что иное, как механизм гносеолого-герменевтической матрицы, фасилитирующий изучение явлений, событий, процессов и пр., являющий миру индивида, субъекта, личность в полном ее(его) виде и продуктах мысли, творчества, культуры.

Итак, формирование КСР педагога -

это, с одной стороны, - механизм гносео-лого-герменевтической матрицы, фасили-тирующий изучение явлений, событий, процессов и пр., являющий миру индивида, субъекта, личность в полном ее (его) виде и продуктах мысли, творчества, культуры, с другой стороны, - механизм социализации, самореализации, самосовершенствования, взаимодействия и пр. в микро-, мезо-, ма-кро-, мега-, мультисредах, где происходит становление иерархической системы становления человека, сводящейся к последовательности индивид-субъект-личность. Не исключение и инженер-строитель в его мультисредовых отношениях и моделях самореализации и самосовершенствования, в системе которых происходит оттачивание уникального антрополого-социального материала в соответствии с системой ограничений и возможностей разных контекстных, функциональных, гносеолого-научных компонентов и функционалов данной профессии и специальности.

1. Козырева О. А. Воспитание как феномен моделирования и практики : монография / О. А. Козырева. - Кемерово : Изд-во КРИПКиПРО, 2010. - 410 с.

2. Козырева О. А. Социальная педагогика : учебное пособие для студентов педагогических вузов -Новокузнецк : КузГПА , 2010. - 217 с. - [+приложение на CD].

3. Артамонова Е. И. Философско-педагогические основы развития духовной культуры учителя : дис. -М., 2000. - 450 с.

4. Заруба Н. А. Адаптивная школа как феномен российского общества : методология и социальная технология управления: дисс. док. соц. наук. - Кемерово, 2003. - 462 с.

5. Исаева Т. Е. Педагогическая культура как условие и показатель качества образовательного процесса в высшей школе: дис. доктора пед. наук. - Ростов-на-Дону, 2003. - 427 с.

6. Крайник В. Л. Формирование культуры учебной деятельности будущего педагога: дис. док. пед. наук. - Барнаул, 2008. - 378 с.

7. Красношлыкова О. Г. Методология и методика развития профессионализма педагогов в муниципальной системе образования : дис. док. пед. наук. -Кемерово, 2005. - 387 с.

8. Редлих С. М. Педагогические основы социально-профессиональной адаптации учителя : дис. ... док. пед. наук. - М., 1999. - 360 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.