Научная статья на тему 'Методология формирования культуры самостоятельной работы педагога и методы ее исследования'

Методология формирования культуры самостоятельной работы педагога и методы ее исследования Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
801
66
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КУЛЬТУРА САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ / МЕТОДОЛОГИЯ / МЕТОДЫ ФОРМИРОВАНИЯ КУЛЬТУРЫ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Козырева Ольга Анатольевна

В статье раскрываются методологические особенности формирования культуры самостоятельной работы педагога, методы формирования культуры самостоятельной работы педагога.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Козырева Ольга Анатольевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Методология формирования культуры самостоятельной работы педагога и методы ее исследования»

УДК 378.1; 371.3 Козырева Ольга Анатольевна

Кандидат педагогических наук, доцент, Кузбасская государственная педагогическая академия, [email protected], Новокузнецк

МЕТОДОЛОГИЯ ФОРМИРОВАНИЯ КУЛЬТУРЫ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ ПЕДАГОГА И МЕТОДЫ ЕЕ ИССЛЕДОВАНИЯ

Kozyreva OlgaAnatol’evna

Candidate of science, The state pedagogic academy of Kuzbass, Novokuznetsk

THE METHODS AND METHODOLOGIES OF THE FORMING OF THE SELF-DEPENDENT ACTIVITIES CULTURE OF TEACHER

Полисистемный подход - это методологический подход, где все нюансы и аспекты деятельности, культуры и взаимодействия представляют собой уникальную систему, связанную с другими системами, синергетически реагирующими на изменения во внутренних и внешних структурах, предопределяющих полиструктурное единство и целесообразность в микро-, мезо-, макро- и мегамасштабах, сообразно повышающую сложность отношений, качеств, связей в многомерном пространстве социально-биологического генеза. Полисистемный подход, таким образом, позволяет найти решения задач, связанных с поиском определенного качества, связи, решения их на определенной плоскости - или декартовой прямоугольной системы координат, или плоскости социально-педагогических отношений, бывает так, что данные задачи не имеют логического, действительного решения, при переходе в другую систему, расширении видения проблемы, добавлении степени свободы пли энергии, и т. д., и т. п., они имеют бесконечное множество решений.

Сказки, в которых описывался бы сказочный, не реальный феномен, например, ковер-самолет, а затем открытие воздухоплавания с его системой и моделями, трансформирующими сказку в реальное пространство. Гражданство одной страны и двух стран. Проблема половой принадлежности (биологическая и психологическая) у гермафродита и гомосексуалиста. Проблема материнства и отцовства в генетическом и социальном контексте. Проблема творчества, его персонификации и коллективного продукта, проблема плагиата и антиплагиатных мер. Проблема исполнения и трансформации различных правовых законов, их жизнеспособности. Такого рода задачи и их решения неоднократно являют собой нам вышеописанную модель преобразования объективной реальности.

Полисистемный подход в формировании КСР, т. к. с точки зрения биологического зарождения ребенок проходит несколько стадий развития -внутриутробную (ребенок в чреве матери пытается показать свою волю,

самостоятельность, на что мать реагирует исходя из своих потребностей, представлений, нужд, опыта деятельности, культуры и пр., в зависимости от того, как приспособится данный плод - будут и согласованные пли несогласованные действия, ведущие или к позитивному развитию плода, или к негативному, вплоть до устранения по какой-либо причине), стадия новорожденного (самостоятельность биологическая ставит условия формирования самостоятельности социобиокультурной со всеми нюансами трансформации опыта и отношений), стадия детства в подлинном смысле данного термина, где ребенок постигает все социобиокультурные связи, отношения, блага, создавая условия и реализуя их в уникальном опыте деятельности и общения, в ходе чего трансформируются разнообразные качества, связи, модели поведения и преобразования внутреннего и внешнего, а затем ребенок, проходя совокупность стадий взросления, становится взрослым в полном смысле этого понятия, т. е. человеком, создающем материальные блага, количество и качество которых обеспечивает его с излишком, называемым социальной страховкой, которая в любой момент времени может быть использована этим взрослым, по какой-либо причине получившем деформацию, не позволяющую заниматься прежней деятельностью и несущем ему остатки его труда в данном русле услуг культуры, общественных отношений, деятельности, науки, искусства, религии и пр. Так объясняется модель «Богу богово, кесарю кесарево», известен такой случай в мировой практике, как трансформация идеи Ф. Ницше «Бог умер //Ф. Ницше» по итогу жизнедеятельности вошла в историю как «Ницше умер //Бог», данная запись появилась на доске объявлений и расписании занятий сразу же после смерти Ф. Ницше. Уникальность такого подхода к трансформации разнообразных идей ставит нас на ступень, где жизнь в различных ее проявлениях несет культуре и истории свои плоды, а КСР обеспечивает формирование опыта, который социализирует, адаптирует, самоорганизу-ет, самореализует, самоопределит, вдохновит человека, индивида, субъекта, личность на определенные поступки, продукты, а также прямое и косвенное принятие их следствий. В данной системе аксиолого-гносеологическая цепочка «цель - ценность - цена - смысл - плата - расплата» безукоризненно выполняет роль стабилизатора культуры и ее норм. Любая деятельность, любой поступок в ее канве иллюстрирует исход культурологических преобразований и персонифицированных актов самоопределения и самореализации человека, индивида, субъекта, личности, уникума и пр. через среду (модели социализации, сводимые к таким направлениям, как наука, спорт, искусство, религия), деятельность и общение (модели самоопределения, самовоспитания, самообучения, саморазвития, самообразования, самореализации, самосовершенствования, самосохранения, взаимодействия и пр.), культуру (представляющую собой, с одной стороны, матрицу возможных направлений и матрицу препятствий, сохраняющих культуру и ее единицы в поле преобразований и реальности, с другой стороны, систему смыслов, трансформирующих сознание, подсознание, модели деятельности и отно-

шений человека в микро-, мезо-, макро-, мега-, мультимасштабах и саму культуру согласно новообразованиям НТП и системе морально-этических гуманистических идей, теорий, концепций и программ, реализующих образовательные, социальные, государственные и мировые взгляды на решение проблем определенного масштаба, прямо и косвенно связанных с человеком, его жизнью и деятельностью).

Мулътисредовый подход - это методологический подход, в структуре которого выделяется несколько сред, включающих одновременно субъекта культуры, деятельности, общения, науки, искусства, религии и пр., подобно матрешки он повторяет все качества, отношения, модели, функции и т. д. в различных ипостасях социального взаимодействия, прямо и косвенно связанного с нюансами планирования и организации ведущей деятельности и общения. Например, я-ребенок (дочь, сын), я-родитель, я-дедуша/бабушка. Мулътисредовый подход является частью полисистемного подхода, его модели и условия предопределяют то, что человек, индивид, субъект, личность может в различных средах выполнять различные роли, осуществлять разнообразную деятельность, которая вне зависимости от позиции в иерархии развития свойств и качеств (человек, индивид, субъект, личность) будет многогранно отражать особенности их и общества в продукте культуры, науки, деятельности, общения и их пересечений, трансформировать объективное согласно антропологическим, индивидуальным, субъектным и личностным моделям, опосредованных системой ограничений и возможностей пространства и времени.

Под методами исследования в педагогике мы будем понимать пути, способы познания объективной педагогической действительности, позволяющие качественно и количественно установить эмпирические и моделируемые связи и отношения в педагогически-обусловленных процессах, структурах и явлениях.

В структуре изучения феномена КСР педагога могут быть использованы следующие методы исследования:

Анализ - (от греч. analysis - разложение, расчленение) изучение каждого элемента или стороны явления как части целого, расчленение изучаемого предмета пли явления на составные элементы, выделение в нем отдельных сторон (словарь иностранных слов). Модели теоретического анализа могут быть историческими, библиографическими, сравнительно-сопоставительными, герменевтическими, ретроспективными. Поясним их.

Исторический анализ - это система актов сравнения, упорядочения, градации, сопоставления событий, явлений, качеств, ценностей, феноменов, объектов в процессе, выявляющем исторический ход развития и трансформации определенного изучаемого явления пли события, согласованно упорядочивающего исторические акты, фрагменты, документы и прочие материалы в логически, объективно выстраиваемую теорию, концепцию, программу пли же продукт, доказывающий целесообразность и состоятельность осуществляемой деятельности по исследованию выявленного, описываемого феномена или явления.

Исторически КСР педагога - это антрополого-запрограммированная единица, появление которой в XX в. была обусловлена системой событий, гносеологических моделей, фасилитирующих изучение становления и развития личности в психодидактических, культурно-исторических, гносео-лого-герменевтических, личностно-деятельностных, философско-диалектических, синергетических и прочих ракурсах рассмотрения и трансформации устоявшихся идей о природе происхождения феноменов культуры и самостоятельной работы, объеденных в едином конгломерате, который позволяет проиллюстрировать качественно-количественный рост биолого-со-циального преобразования человека от стадии объекта до стадии личности

- человек (объект)-индивид-субъект-личность), объясняющем появление продуктов деятельности и общения как результат сформированное™ КСР.

Библиографический анализ - это совокупность актов, проводимых исследователем в ракурсе сравнения, сопоставления, упорядочивания мыслей, идей, моделей, программ, теорий, концепций и пр., опубликованных в различных традиционных (газеты, журналы, книги, словари, учебники, энциклопедии и т. д.) и электронных (страницы сайтов, СБ, БУО, электронные энциклопедии, электронные учебники, электронные словари и пр.) источниках информации.

КСР педагога в структуре библиографического анализа - это совокупность словесно-логических и структурно-логических моделей, описывающих данный феномен в системе преобразований, возможностей и ограничений объектного, индивидуального, субъектного и личностного генеза, опубликованных в различных традиционных и электронных ресурсах.

Сравнительно-сопоставительный анализ - это вид теоретического анализа, сводимого к определению эталона сравнения и соотнесения всех результатов исследования с данным эталоном сравнения.

КСР в структуре сравнительно-сопоставительного анализа представляет собой, с одной стороны, единицу полисистемного генеза, где совокупность моделей формирования предопределяют переходы с низших форм саморазвития, самоутверждения, самореализации человека, индивида, субъекта, личности к высшим, фасилитирующим получение продукта деятельности, общения, культуры, искусства и пр.

Герменевтический анализ - это вид теоретического анализа, где закономерности и принципы познания объективной реальности предопределяют получение результат, так в гуманистической педагогике нельзя проводить исследования, которые наносят физический, психический, эмоциональный вред человеку, включенному в процесс исследования.

КСР педагога в структуре герменевтического анализа - это система и модели анализа продуктов деятельности студентов педвуза, школьников, педагогов.

Ретроспективный анализ - это вид теоретического анализа, в ходе которого исследователь анализирует события, связанные прямо и косвенно с личным участием его в системе сравнения, сопоставления и упорядочивания в цепочке построения модели, программы, теории, концепции, продукта деятельности и общения.

КСР педагога в контексте ретроспективного анализа - это то средство, которое позволило автору закончить среднюю общеобразовательную школу (9-ый и 10-ый классы за один учебный год), высшее учебное заведение

- Новокузнецкий государственный педагогический институт (получить красный диплом), закончить заочную аспирантуру и защитить кандидатскую диссертацию «Организация самостоятельной работы школьников с использованием компьютеризированного учебника «Культура самостоятельной работы»», опубликовать совокупность научных публикаций, разработать технологию формирования КСР, RP-технологию педагогического взаимодействия, выстроить согласно нее изучение дисциплин педагогического цикла, где продукт взаимодействия иллюстрирует уровни сформированное™ КСР и профессионально-педагогической культуры, получить результаты совместной деятельности со студентами и опубликовать их результаты в печати, показать возможности моделирования рефератов, творческих проектов, электронных учебников, презентаций, профессионально-педагогических кейсов, тестов, анкет и прочих продуктов деятельности педагога в структуре формирования профессионально-педагогической культуры, выиграть в 2007 г. грант губернатора Кемеровской области для поддержки молодых ученых - кандидатов наук в номинации социально-экономические науки (педагогика) «Педагогические основы формирования профессионально-педагогической культуры будущих педагогов и педагогов-психологов как средство и условие их профессиональной готовности» и многое другое, что не хотелось бы афишировать и что еще будет сделано.

Логические методы исследования основаны на законах логики. Логика -наука о законах и формах мышления. Различают следующие логические методы: сходства, различия, соединение методов сходства и различия, метод сопутствующих изменений.

Сравнение (пли полное сравнение) - это мыслительная операция, состоящая в установлении признаков сходства и различия между предметами и явлениями. Сопоставление - нахождение признаков сходства. Противопоставление - нахождение признаков различия. В структуре формирования КСР педагога использовали совокупность методов логического исследования.

Синтез (гр. synthesis - соединение, сочетание, составление) - обобщение данных анализа в научном исследовании (словарь иностранных слов).

Метод синтеза в литературе еще встречается как обобщение - мысленный переход от отдельного к общему; различают:

1. Эмпирическое обобщение. При эмпирическом обобщении рассматриваются конкретные единичные предметы, устанавливается сходство и различие между ними, отделяется несущественное, второстепенное и выделяется общее для всей группы рассматриваемых предметов.

2. Теоретическое обобщение. При теоретическом обобщении отыскиваются существенные признаки предметов данного класса и из них выделяются те, которые есть у всех без исключения предметов данного класса.

Формирование КСР педагога прямо связано с использованием анализа, синтеза и совокупности логических методов исследования.

Обобщение независимых характеристик - это метод исследования, фаси-литирующий установление закономерности определенного явления, изучаемого исследователем в соответствии с планом и условиями его проведения.

Так, с использованием метода обобщения независимых характеристик автором и студентами были теоретически получены (моделированы) системы принципов воспитания, обучения, развития, социализации, взаимодействия, а в контексте формирования КСР педагога возможность моделирования системы принципов - это высшая ступень сформированное™ КСР педагога, где умение моделировать систему принципов и креативно трансформировать ее в соответствии с условиями ситуативного психолого-педа-гогического и социально-педагогического взаимодействий - необходимое средство формирования профессионально-педагогической культуры.

Моделирование как метод исследования. Мы под моделированием понимаем процесс, в ходе которого педагог-исследователь строит модели (идеальные структуры), позволяющие изучать или рассматривать грани, нюансы реального объекта в усеченных условиях, не изменяющих его существенные (значимые) признаки - качества, функции, свойства, особенности. И различаем словесно-логические и структурно-логические модели. Под словесно-логическим моделированием мы понимаем целенаправленное построение образов посредством слова; примерами словесно-логических моделей являются аннотации, выписки, гипотезы, записи, конспекты, обзоры, описания, определения, планы, рецензии, тезисы, цитаты, анкеты, тесты, беседы, интервью, сравнения, монологи, диалоги, рассказы, сказки, пословицы, поговорки, присказки, прибаутки, загадки, сочинения, изложения, пересказы, перифразы и пр. Под структурно-логическим моделированием мы понимаем процесс создания или логической структуры, или совокупности словесно-логических моделей и логической структуры; примерами структурно-логических моделей являются алгоритмы, графики, схемы, диаграммы, дитексы - совокупность диаграмм, текста и изложенного в них смысла, рефераты и др. Кроме того, моделирование - это процесс создания идеального образца, фасилитирующего изучение какого-либо феномена в системе антропологических отношений и связей.

Особенности воспитания как феномена моделирования и практики представлены в ряде публикаций, там отмечается, что азы антропологического знания можно найти в древнем мире с зарождением нашей цивилизации и культуры. Первобытное общество при ведении коллективного хозяйствования (общины) пытается косвенно объяснить природу человека в условиях ограничений и возможностей человеческого организма и социобиокультурной системы, так происходит, так называемое, преобразование или эволюция первобытного мышления (мышления первобытного человека, где нет правдоподобных, объективных закономерностей, а весь процесс объяснения в своей сути мифологичен и эзотеричен) в мышление на основе научного познания, фактов, теорий

и концепций (научного мышления). Начиная с первобытного общества, весь социальный опыт передавался из поколения в поколения, любая ошибка в таком процессе стоила жизни той определенной совокупности людей, в которой она зародилась или откуда она была заимствована. Современные этнология и этнография, археология и история могут немало рассказать о происхождении и реконструкции человеческих отношений, средств и методов взаимодействия, выявления условий и норм общественной жизни, кризисов и катаклизмов в со-циобиокультурной системе, культурно-исторических новообразованиях и прочих феноменах науки, культуры, искусства и религии.

Так, по мнению ряда исследователей, традиции и обычаи выступали как две взаимосвязанные формы воспитательного воздействия на подрастающее поколение.

С зарождением письменности и трансформацией символьно-знаковых ее особенностей антропологическое знание в широком смысле данного понятия приобрело тот механизм, который можно назвать условно культурно-исторической страховкой. Примером ее действия может являться расшифровка древних источников письменности различных цивилизаций, оставивших свой след в разнообразных формах, средствах и системах культурного наследия. Это, в том числе, расшифровка и звучание мертвого языка Древней Майи, которое было осуществлено с использованием компьютера, логики и интуиции современных ученых. Тот же самый элемент и механизм культуры в последствии можно проследить в деятельности И. С. Баха. В последние годы жизни, дабы увековечить свои шедевры, он выбивал их нотную суть на медных пластинах.

Но остановимся на народной педагогике (этнопедагогике), ее средствах, методах и формах. Модели этнопедагогики находят своё разнообразие в пословицах и поговорках, в заговорах, колыбельных песнях, пестушках и потешках, сказках, игрушках, загадках, скороговорках, считалках (сечках), детских закличках, игровых песен-хороводах, колядках, запуках (воспитание бережного отношения к природе), народных приметах, исторических преданиях, былинах, преданиях, мифах, легендах, вежестве (народная педагогика о правилах поведения), гаданиях, частушках, молитвах и прочем.

Система ограничений и запретов, сводимая к нормам общества, ее морали, религиозным канонам и стереотипам есть не что иное, как историко-культурные модели, социально и педагогически стимулирующие отношения и сохраняющие целостность как внутреннего мира человека - субъекта общества, культуры, деятельности и общения, так и микро-, мезо-, макро-, мегаконтинуума в целом. В таком контексте происходит формирование систем принципов воспитания, их анализ подтолкнул нас к постановке проблемной задачи, моделированию авторской системы принципов, где бы студент-педагог развил в основных положениях пли тезисах (принципах) особенности своей будущей деятельности и, объединив их в единую систему, смоделировал вектора будущей профессионально-педагогической деятельности.

Кроме того, нами был поднят вопрос о классификации систем принципов в современной педагогике. Одним из факторов, лежащих в основе такого рода классификаций, является - категория педагогики: принципы воспитания, обучения, развития, образования, самовоспитания, самообучения, саморазвития, самообразования, социализации, адаптации, просвещения, формирования, самоопределения, самосовершенствования, самореализации, взаимодействия (педагогического, психологического, социального и пр.).

Другим фактором классификации систем принципов является отношение к ее структуре, т. е. линейные или линейно-построенные системы принципов, в которых ярко прослеживается линия-последовательность однородных принципов, и нелинейная система принципов, в которых видна разветвленная структура модели, если привести аллегорическую модель, то это так называемые карманы, по которым мы раскладываем необходимые нам элементы в удобной для нас последовательности и порядке.

Можно выделить следующую классификацию принципов воспитания по степени управления поведением ребенка: гибкая и жесткая, по отношению к общечеловеческим ценностям: гуманная и антигуманная, по отношению к традициям и нормам общества: социальная и асоциальная, по степени принадлежности к источнику формирования ценностей и мотивации взаимодействия: антропоцентрическая, социоцентрическая, педоцентрическая, дидактицентрическая, религиозной педагогики, альтруистическая, гуманизма, личностно ориентированная и пр.

Система принципов взаимодействия формируется в структуре ведущей деятельности согласно тем нормам микро-, мезо-, макро- и мегапространства, в которых воспитывается, возделывается и самосовершенствуется субъект общения, культуры и деятельности. На протяжении всей жизни мы изменяемся и изменяются наши ценности, мировоззрение, модели взаимодействия, отношений и реконструкций. Данный процесс синергетичен, ситуативен, личностно и социально обусловлен.

Моделируя систему принципов в словесно-логическом аспекте субъект взаимодействия осознанно или подневольно (к зачету, экзамену, при приеме на работу и пр.) отражает объективно или субъективно (иллюзорно, вымышлено, надуманно, приукрашено, фантастично и пр.) своп нормы морали и этики, согласующиеся с нормами пространства. Успешность такого рода деятельности зависит от многих факторов, выделим некоторые из них: интеллектуального развития субъекта, уровня развития коллектива и общества, принятия и реализации систем принципов гуманизма, в которой немаловажную роль играют здоровье субъекта и общества в целом, психологическая совместимость людей, толерантность, уровень адаптации, уровень социализации, гибкость, креативность, продуктивность и пр.

Изменение условий жизни и быта приводит к изменению сознания, изменение сознания - к созданию новых средств и ценностей культуры и науки. Этому свидетельствуют существующие современные способы фиксации информации, системно востребованные в структуре технологии самостоя-

тельной работы.

В системе формирования разнообразных способов фиксации информации отражаются общеучебные знания, умения и навыки как критерии и показатели сформированное™ самостоятельности и профессионализма.

Система хранения информации в Х1Х-ХХ1 вв. имеет массу преимуществ - это аудиовизуальные средства (запись на виниловых пластиках, пленке, кассетах и пр.), средства новых информационных технологий - СБ, БУБ, жесткие диски (винчестеры), коммуникационные сети и пр.).

Каждая эпоха оставляла и будет оставлять свой вклад в антропологическую копилку - мировую науку и культуру. Нам в какой-то мере известна история и культура Древней Греции - колыбели нашей цивилизации.

Э. Фромм отмечал, что человек рождается как причуда природы, находясь внутри природы и вместе с тем превосходя ее; взамен инстинктам ему приходится искать принципы, по которым он будет действовать и принимать решения. Также он отмечал, что идея может стать могущественной силой, но лишь тогда, когда она отвечает специфическим потребностям людей данного социального характера.

Работы И. П. Павлова, С. Л. Рубинштейна, А. Н. Леонтьева, И. П. Сеченова показывают эволюцию научных взглядов на проблему моделирования в антропологическом генезе.

Так, любое живое существо моделирует свои отношения и поведение согласно двум особенностям: 1) наследуемые генетически обусловленные стереотипы отношений; 2) приобретенные модели поведения и взаимоотношений.

В современной педагогике поведенческий подход рассматривает явление или событие, заключенное в социальном взаимодействии субъектов, с позиции формирования поведения и установления его норм в системе социальных взаимоотношений. Поведенческий подход основан на анализе поведения и адаптации каждого индивидуума к конкретным условиям жизнедеятельности, он имеет в своей основе модель бихевиоризма (8®Я) и необихевиоризма (8®Я®Р), где Б - стимул, Я - реакция, Р - подкрепление.

Существуют в теории воспитания три направления в формировании поведения человека (субъекта общества):

1) На основе сказок, пословиц, поговорок, басенок, побасенок, песен, колыбельных, анекдотов, загадок, рассказов, романов и т. д.

2) На основе мифов, легенд, былин.

3) На основе жизнедеятельности реально существующих людей.

Анализ мифов в структуре изучения курса «Общие основы педагогики»

помогает будущим педагогам и педагогам-психологам понять особенности моделирования жизненного мифа у человека, включенного в многоплановые отношения в микро-, мезо-, макро- и мегасреды. Миф, с одной стороны, стимулирует познание и преобразование объективной действительности и субъективных ощущений, переживаний, эмоций, чувств и пр., а, с другой стороны, сохраняет у субъекта деятельности, культуры, науки, искусства целостность в системе отношений внутреннее-внешнее.

В таком процессе главное - понять о необходимости существования мифа у каждого человека, о возможности его изменения, а не уничтожения. Уничтожение мифа может привести к уничтожению человека, если он не найдет быстрого мифа-заменителя, а скорость, с которой он может найти данный миф зависит от индивидуальных особенностей человека (темперамент, характер, возраст, социальное положение, нюансы адаптации, социализации, уровень знаний о механизмах адаптации и пр.).

Формирование поведения зависит от поведения реально существующих людей в следующей последовательности: мать, отец, бабушки, дедушки, братья, сестры, тети, дяди, прочие родственники и близкие люди в убывающей последовательности, но может появиться в какой-то момент жизни развивающегося индивида (особенно в подростковом возрасте) человек, который изменит всю оставшуюся жизнь, идеалы и реальное построение собственной жизни.

Функция жизненного сценария меняется на протяжении всей жизни, но особенно ярко их можно проанализировать и, если необходимо, - скорректировать в период возрастных кризисов.

Современная психолого-педагогическая наука в спектре своих дисциплин сформировала богатейший инструментарий в ракурсе моделирования и апробации моделей взаимоотношений, взаимодействия, воспитания, обучения, развития, образования, просвещения, формирования, самосовершенствования, самореализации, самоактуализации, саморазвития и пр.: арт-терапия, аутогенная тренировка, библиотерапия, логотерапия, психотерапия, сказкотерапия, трудотерапия и пр.

Педагогика системно использует для выявления особенностей взаимоотношений (моделей поведения и взаимодействия) следующие группы методов: словесные методы (метод неоконченных предложений, метод дневника (лонгитюдное самоисследование), метод словесных ассоциаций, метод буриме, метод акростихотворений и пр.; графические методы (метод рисунков (наскальная графика; первые портреты, натюрморты, наброски; профессиональное ИЗО и пр.), метод клякс, метод кофейных ассоциаций, метод песочных картин и фигур, метод геометрических проекций (гадание на бумаге и пр.) и т. д.), практические методы (метод игровых, профессиональных и пр. проб, метод погружений, тренинги и пр.).

Самая главная проблема воспитания - это воспитание устойчивой, гибкой, креативной, самостоятельной, ответственной, востребованной личности, у которой сформирована система общечеловеческих ценностей, не позволяющая пойти по крайним граням решения возникающих проблем - линий деструкций и асоциальных взаимоотношений.

В современном обществе - в системе социальных взаимоотношений можно выделить такие феномены, как социальная деформация или социальная ломка. В асоциальной среде социальная деформация является причиной, а социальная ломка - следствием асоциальных моделей отношений (конфликтов), определяющих результат изменения поведения людей в микро-, мезо- и

макромасштабах. Кроме того, выделяются социально-психологическая, информационно-перцептивная, мотивационно-потребностная, рефлексивногносеологическая ломки - это процессы трансформации моделей отношений и преобразований в социокультурной среде согласно тем принципам и норам, которые приходят на смену устоявшихся, традиционно востребованных у субъекта общества в микро-, мезо-, макро- и мегамасштабах.

Результатом воспитания субъекта общества является воспитанность как характеристика его внутреннего мира, выявляемая в поведении и отношениях с живой и неживой природой, свидетельствующих о наличии сформированное™ или отсутствии определенных способов, моделей преобразования объективной реальности, самоопределения и самоутверждения, самосовершенствования и самореализации согласно канонам гуманизма, определяющих человека, его жизнь как высшую ценность, неповторимую уникальность. В связи с этим, здоровье и продуктивность деятельности являются показателями успешности и удовлетворенности моделированием деятельности и реализации данных моделей.

Мысленный эксперимент представляет комбинацию мысленных образов, которые позволяют выделить изучаемый процесс в чистом виде и уяснить сущность исследуемого явления.

Мысленные эксперименты идут намного быстрее вещественных, но они субъективны, не защищены от психологических помех, в отличие от реальных они не сопровождаются побочными открытиями, обнаружением непредвиденных явлений и эффектов. Мысленный эксперимент в своей основе содержит моделирование.

Благодаря моделированию нами получены разнообразные продукты сотворчества педагога и студентов, в состав коих входят моделированные дефиниции категорий современной педагогики (воспитание, обучение, развитие, образование, социализация, адаптация, просвещение, взаимодействие и пр.), моделирование классификаций видов обучения, нестандартных уроков, методов обучения, моделирование рефератов, моделирование творческих проектов, электронных учебников, программ взаимодействия, учебных и учебно-методических пособий, монографий, статей.

В связи с проблемой объективной оценки результатов моделирования творческого проекта студентами-педагогами были выделены критерии оценки выполненного творческого проекта, критерии оценки презентации творческого проекта, критерии оценки рецензии на презентацию творческого проекта. Эти компоненты педагогического взаимодействия позволили унифицировать работу по определению качества и продуктивности деятельности студентов-педагогов, необходимости их продуктов творчества, нюансов самосовершенствования и самореализации в процессе учения и педагогической практики. По разработанным критериям можно легко ввести шкалирование с любой одной или более шкал, известных и широко практикуемых в современной системе оценки результатов обученности студентов и школьников.

Шкалирование - метод исследования, заключающийся в постановке выбора определенной шкалы, на которой могут быть распределены исследуемые объекты, явления, функции.

В процессе формирования КСР педагога при моделировании анкет и тестов это может быть шкала наименований (представляет собой последовательность высказываний, характеризующих то или иное явление или процесс, например, уровни шкалы: высокий, средний, низкий), порядковая шкала (представляет собой ряд натуральных чисел, например, у нас выделяется определенное количество баллов и фиксируется на данной шкале в соответствии с особенностями распределения до максимального результата, определяемого теоретически и в какой-либо мере достигаемого на практике), интервальная шкала (интервальная шкала представляет собой порядковую шкалу, на которой выделены удобные для исследователя и практика интервалы, путем масштабирования, обеспечивающего наглядное, доступное, оптимальное восприятие результатов исследования, например, относительные результаты описываются процентами от 0 до 100, шкала может быть представлена интервалом, равным 10, в результате все данные будут системно распределены и легко читаемы в контексте изучаемого явления пли феномена) и шкала отношений (шкала отношений представляет собой соотношение результатов двух пли нескольких измерений, представленных в определенном интервале данных, например, диаграмма обучаемости школьника).

Показателями сформированное™ выше перечисленных компонентов в критериях оценки результатов моделирования творческих проектов может являться традиционная система усвоения результатов обучения.

Любая балльно-рейтинговая система оценки результатов обученности (однородная или неоднородная) требует в современных условиях компьютерной поддержки в структуре использования локальной, а затем и глобальной компьютерной сети, т. к. любые математические расчеты, определяющие рейтинг должны стимулировать активность студентов и возможность коррекции деятельности педагога, а этого можно добиться только своевременным отражением результатов педагогического взаимодействия (контроля за своевременным выполнением заданий, своевременным получением баллов и определением рейтинга в структуре распределения результатов обученности при изучении определенной дисциплины).

Наблюдение как метод психолого-педагогического исследования может быть: внешнее (наблюдение со стороны), внутреннее (самонаблюдение), свободное, стандартизированное, включенное (наблюдатель принадлежит группе, и все члены группы ведет себя естественно), стороннее.

Прямое и косвенное наблюдения в структуре формирования КСР осуществлялось в ходе организации и прохождения педагогической практики, планирования и организации педагогического взаимодействия.

Включенное и невключенное наблюдение в структуре формирования КСР педагога было осуществлено на занятиях в системе переподготовки кадров работников образования и лекционных и семинарских занятий в вузах.

Самонаблюдение - это метод исследования, когда исследователь ставит целью своей работы проанализировать свою деятельность, ее результаты в системе выделенных условий, норм и моделей осуществления данного рода работы.

Самонаблюдение в структуре формирования КСР педагога имеет место быть в рефлексии урока, классного часа, моделирования презентации «Я-профессионал», профессионально-педагогического кейса.

Анализ продуктов деятельности - это метод исследования, в ходе которого выделяются определенные критерии и показатели осуществляемого сравнения, где исследование проводится в соответствии с системой принципов четко спланированного гуманного исследования, детально проработаны эталоны сравнения (показатели) и осуществлен процесс сравнения с эталонами, т. е. показателями.

В структуре сформированное™ КСР педагога анализировались следующие продукты деятельности - рефераты, классные часы, творческие проекты, дипломные работы, ВКР, электронные учебники, курсовые работы, презентации и самопрезентации, профессионально-педагогические кейсы, системы принципов воспитания, обучения, взаимодействия, модели дефиниций категорий современной педагогики.

Метод реконструкции педагогической деятельности и педагогического опыта - это метод исследования, в структуре которого педагог изучает собственную модель взаимодействия или модель педагогического взаимодействия какого-то конкретного педагога, строящего работу с воспитанниками, обучающимися, студентами или слушателями, систематизирует позитивные элементы в единый комплекс, программируемый в личной практике и трансформирующий модели взаимодействия и поведения в среде, создающей и развивающей человека, индивида, субъекта, личность в соответствии с принципами, ценностями, нормами и условиями материального и морального благополучия. В структуре формирования КСР педагога этот метод используется при моделировании программ, проектов, планировании и организации аудиторной и внеаудиторной работы.

Профессиографический анализ - это метод исследования, в структуре которого заложено системно-педагогическое моделирование, фасилитирующие постановку и решение задачи моделирования профессиограммы, ее апробация и унификация результатов в теоретико-эмпирическом труде (научная статья, творческий проект, построение авторского ответа на ГАК и пр.).

В структуре формирования КСР педагога в качестве примера использования данного метода было осуществлено моделирование профессиограммы педагога по физической культуры в соответствии с условиями моделирования функциональных (структурно-логических) моделей, которые состоят из блоков целеполагания, ценностей (включаются принципы взаимодействия и проводится параллель реализации ценность-принцип в структуре деятельностно-практического блока в анализе использования совокупности методов, приемов, средств и форм организации педагогического взаимо-

действия), деятельностно-практического блока (средства, методы, приемы, формы педагогического взаимодействия), блок рефлексии.

В структуре формирования КСР педагога-психолога («Основы про-фориентологии») и педагога по физической культуры («Введение в педагогическую деятельность») регулярно в качестве решения занимательной задачи выбиралась задача моделирования системы ценностей педагога будущего или педагога XXI в. Особенности моделирования данной системы ценностей зависят напрямую от сформированное™ общеучебных ЗУН-ов, интеллектуальных способностей, знакомства с научной организацией труда, психологическим климатом в группе пли потоке, эмоциональным фоном занятия и пр.

Метод профессионально-педагогических кейсов - это метод исследования и рефлексии, в ходе которого студент составляет по итогам социальнопедагогического взаимодействия за период обучения в вузе презентацию, выполненную средствами моделирования электронных презентаций (хотя возможет и классический альбомный вариант ее моделирования), включающую в себя анализ следующих компонентов:

- достижения студента в различных направлениях научно-методического и социально-педагогического взаимодействия (констатация результатов, например, дипломы, благодарственные письма, медали, грамоты, свидетельства (например, на патенты и изобретения), а также другие всевозможные знаки отличия);

- самоанализ деятельности (рефлексия) за 5 лет обучения и содержания педагогической практики III, IV, V курсов с отражением позитивных и негативных особенностей и пожеланий другим студентам, которым еще предстоит пройти педагогическую практику;

- планы на будущую профессионально-педагогическую деятельность (где планирует студент работать, перспективы самовоспитания, самообучения, самообразования, самореализации, самосовершенствования и пр.).

Функционально-педагогические особенности профессионально-педагогического кейса - это создание и реализация условий для осознанного восприятия и отражения профессионально-педагогических компетенций, обеспечивающих формирование и развитие личности будущего педагога.

Профессионально-педагогический кейс является одной из обязательных составляющих содержания заданий педагогической практики студентов V курса.

Анализ профессионально-педагогических кейсов в структуре формирования КСР педагога - объективное средство получения достоверных результатов сформированное™ исследуемого и изучаемого явления.

Сочинение-изложение «Моя профессия - педагог» в структуре формирования КСР педагога определила потребность пересмотра заданий, выдаваемых в ходе изучения дисциплины «Введение в педагогическую деятельность», т. к., с одной стороны, данное задание и его выполнение показало насколько студенты-первокурсники не любят метод сочинений-изложений и

не используют его для передачи сведений о себе, с другой стороны, это позволило включить метод самопрезентаций «Я - профессионал» в структуру учебного процесса, где игровые, соревновательные, самопрезентационные механизмы педагогического взаимодействия позволили коренным образом перестроить структуру изучения личности первокурсника и по итогам моделирования данных презентаций проводить заочные научно-практические конференции, имеющие в своей системе поощрения - грамоты и БУБ с лучшими презентациями студентов.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

- еседа - это многогранное, полидифинитное понятие. С одной стороны, - это метод исследования, с другой стороны, - это метод воспитания, с третьей, - метод обучения, с четвертой, - метод развития, с пятой, - метод социализации, с шестой, - метод самоутверждения и самореализации, с седьмой, - метод просвещения, с восьмой, - метод профориентации и т. д.

- еседа - это метод исследования в педагогике, заключающийся в том, что педагог в устной форме, в процессе общения с воспитанником пли учеников, ставя перед собой цель, изучает личностные особенности учащегося или воспитанника, социально-педагогические явления, опосредованные субъектами педагогического взаимодействия. Кроме того, беседа одновременно является средством коррекции выявленных факторов, явлений, процессов. В данном случае говорят о беседе как методе воспитания, обучения, развития, просвещения, коррекции, социализации, адаптации.

Беседа - это один из древних методов познания объективной педагогической действительности.

В древней Греции Сократ использовал беседу для организации социально-педагогического взаимодействия, где одновременно осуществлялось воспитание, обучение, развитие, социализация и адаптация его учеников. Метод сократической беседы заключается в том, что педагог задает наводящие вопросы и тем самым приводит обучающегося к той точке зрения, к которой желал привести, а у самого ученика (обучающегося) создается ощущение полного пли частичного, независимого, самостоятельного решения проблемы.

Беседа Диогена была следствием работы самопознания, самосовершенствования, когда он, отрешаясь от внешнего мира в бочке, стремился найти ответ на свой проблемный вопрос, а по исходу его нахождения, вел беседы со своими учениками, прогуливаясь по побережью Эгейского моря. Так он стимулировал познавательные процессы и развивал познавательные способности своих учеников, способствуя расширению кругозора, мировоззрения, развития креативности и пр.

Беседа использовалась также и Конфуцием для организации социально-педагогического взаимодействия того времени, в котором жил Конфуций (551-479 до н. э.) и его ученики. Отличительной особенностью бесед Конфуция и всего процесса взаимодействия являются принципы и нормы взаимоотношений - принципы «жень», в нашем понимании - это гуманизм, человечность и принципы ли - в нашем понимании - это правила, нормы поведения.

Б. М. Бим-Бад отмечает, что результаты, полученные методом беседы, не поддаются формализации и статистической обработке и позволяют лишь в общем случае судить о выраженности исследуемого признака, хотя филологи и психолингвисты отмечают обратное.

Игры - это методы психотерапии, используемые в проводимом исследовании для повышения уровня эмоционального фона, нормализации взаимоотношений, изменении (коррекции или трансформации модели социально-педагогического взаимодействия, модели поведения и пр.), в данном случае при изучении и формировании КСР педагога самым распространенным методом игрового взаимодействия было соревнование, поощряемое разнообразными видами стимулирования организации научной работы студентов (научная публикация - традиционная (статья, тезис), электронная публикация (размещение на сайте вуза творческого проекта, электронного учебника, размещение продукта деятельности - реферата, классного часа, творческого отчета, творческого проекта на СБ или БУБ и пр.), грамота и т. д.). В данном случае - это профессиональные игры, фасилитирующие получение определенного результата профессионально-педагогического сотрудничества и сотворчества.

Атртерапия - форма и метод психотерапии, используемый в структуре исследования на занятиях для расслабления, снятия усталости (при переключении видов деятельности), повышения эмоционального фона педагогического взаимодействия, выявления моделей взаимодействия, нюансов взаимоотношений.

Библиотерапия - это форма и метод психотерапии, используемый в структуре исследования на занятиях и организации самостоятельной работы студентов в структуре моделирования творческих проектов для повышения уровня формирования КСР педагога, снятия неблагоприятных факторов педагогического взаимодействия, связанных с обязательным чтением литературы, список которой выдается всем студентам и проверяется от корки до корки в принудительном порядке, в данном случает этого списка нет, его необходимо составить и прочитать самому, а затем порекомендовать другим студентам для получения достаточно хорошего результата самообучения и самореализации.

Тренинги - это форма и метод психотерапии, используемые в структуре исследования на занятиях и организации самостоятельной работы студентов в структуре формирования КСР для повышения уровня психологического здоровья, устойчивости личности к разнообразным факторам среды в микро-, мезо-, макро-, мегамасштабах. Направление проводимых тренингов рекомендуется осуществлять параллельно с использованием метода библиотерапии, а затем апробировать в практической деятельности на семинарских занятиях (постановка проблемы и ее решение в структуре изучения цикла «Психологопедагогический практикум») или педагогической практике.

Анкетирование - это эмпирический метод исследования, заключающийся в отражении респондентом объективных предпочтений и характеристик-отношений на список вопросов, предлагаемых лицом, организующим анкетирование.

Зачастую при ответе на вопросы анкеты не существует правильных и неправильных ответов. Респондент может отвечать на вопросы анкеты не искренне, такое анкетирование не приносит пользы и в какой-то степени вредно. Для устранения данного явления существуют методы, обеспечивающие достижения достоверности и валидности анкетирования.

Анкеты собираются у достаточного числа (минимально 30-100 человек) испытуемых и обрабатываются статистически. На основе статистических данных делаются выводы по исследуемому вопросу. Если число испытуемых невелико (3-5 человек), то вместо анкеты можно провести с ними беседу или интервью.

При составлении анкеты необходимо поставить цель исследования (цель анкетирования), которая пли сообщается респондентам, пли не сообщается истинная цель исследования, а делается сообщение, которое каким-либо образом организует дальнейшую деятельность респондентов.

Способность составления анкет будущими педагогами свидетельствует о сформированное™ КСР.

Метод проектов - это метод исследования, в ходе которого изучается явление или событие, прямо или косвенно связанное с продуктивной деятельностью обучающегося. В нашем случае формирование КСР напрямую зависит от продуктивности деятельности исследователя и обследуемого.

Метод сочинений - это метод исследования, в структуре которого педагог изучает нюансы самовыражения, самореализации, самоутверждения в модели общепринятых норм, качеств, отношений, установления контактов с внешним миром и его субъектами и объектами. В структуре формирования КСР педагога метод сочинений используется при исследовании достижений студента-педагога (изучение дисциплины «Введение в педагогическую деятельность»).

Метод акростихов - это метод самовыражения и исследования нюансов продуктивного взаимодействия, сформированное™ интеллекта, культуры мышления, в структуре коих определяется возможность у студента сформированное™ культуры самовыражения через стихотворную форму, богатства и красоты речи, возможности использования разнообразных приемов и тактик словесно-логического моделирования. Метод акростихов использован нами в структуре организации занятий «Общие основы педагогики», «Теория и методика воспитания», при изучении интеллектуального воспитания, решения занимательных задач.

Метод дневников - это метод самовыражения, психотерапии и исследования, в анализе которого может участвовать как сам субъект деятельности, так и другой человек. В нашем случае мы использовали метод дневников педагогической практики. Кроме того другой разновидностью метода дневников является метод моделирования профессионально-педагогических кейсов, описанный выше.

Метод неоконченных предложений - это метод исследования моделей взаимоотношений и поведения у человека, индивида, субъекта и личнос-

ти. Метод неоконченных предложений используется в моделировании анкет студентами педвуза, качество моделированных продуктов иллюстрирует уровни сформированное™ КСР педагога.

Метод построения классификаций - это метод исследования, в процессе которого исследователь моделирует авторскую классификацию изучаемого явления.

Метод определения логических последовательностей - это метод исследования, в структуре которого испытуемый соотносит в последовательности выделенные заданием (тестом) элементы и отражает логику научного знания или личного опыта.

Опрос - метод психолого-педагогического исследования, заключающийся в ответе на поставленные вопросы, он может проводиться в следующих формах: устный; письменный; свободный; стандартизированный. В структуре формирования КСР педагога использовали все виды опроса. Данный метод исследования был включен в комплекс методов, совокупность которых позволила изучить феноменологические особенности формирования КСР педагога.

Дидактические тесты - это методы исследования обученности и обучаемости в структуре организации педагогического взаимодействия и самообучения.

Возможность моделирования дидактических тестов будущими педагогами свидетельствует о сформированное™ КСР (отмечено в творческих проектах по моделированию уровневой технологии изучения определенной темы).

Эксперимент - главный метод познания в структуре естественных и социальных наук. Сформированность КСР выявляется в ходе эксперимента.

Опытная проверка - составная часть эксперимента, в ходе которой проверяется истинность или верность гипотезы исследования. Исследование не должно нести за собой отрицательных последствий и каким-либо образом ущемлять права и свободы обучающихся и педагогов.

Методы проверки статистических гипотез (гипотеза педагогического исследования сформулированная на языке математической статистики) называются статистическими критериями. Различают: параметрические и непараметрические критерии. Параметрические критерии в своей основе имеют количественные, многочисленные измерения (шкалы наименований не могут быть использованы при постановке эксперимента). В педагогике широко используется критерий Стьюдента для доказательства выдвинутой гипотезы, являющийся параметрическим критерием. Непараметрические критерии. Непараметрические методы математической статистики - методы непосредственной оценки и проверки гипотез о теоретическом распределении вероятностей и тех или иных его общих свойствах (симметрии, независимости и т. п.) по результатам наблюдений.

Библиографический список

1. Козырева, О. А. Воспитание как феномен моделирования и практики: монография [Текст]/ О. А. Козырева. - Кемерово : Изд-во КРИПКиПРО, 2010.

- 410 с. - КВМ 978-5-7148-0346-8.

УДК 378.02:[378.016:502/504]

Дробчик Татьяна Юрьевна

Кандидат химических наук, доцент кафедры современного естествознания Кемеровского государственного университета, [email protected], Кемерово

Невзоров Борис Павлович

Доктор педагогических наук, профессор, заведующий кафедрой современного естествознания Кемеровского государственного университета, [email protected], Кемерово

ЗАДАЧИ ПРЕПОДАВАТЕЛЯ ЕСТЕСТВОЗНАНИЯ В РАЗВИТИИ ЧЕРТЫ «ПОЗНАВАТЕЛЬНАЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОСТЬ» У СТУДЕНТА

Drobchik Tatyana Yurjevna

Candidate of chemical science, associate professor of the modern natural science chair, of the Kemerovo State University, [email protected], Kemerovo.

Nevzorov Boris Pavlovich

Doctor of pedagogy, professor, head of the chair of the modern natural science of the Kemerovo State University, [email protected], Kemerovo

THE OBJECTIVES OF THE NATURAL SCIENCE TEACHER IN THE “COGNITIVE SELF-SUFFICIENCY” DEVELOPMENT OF THE STUDENT

Новые социокультурные реалии отчетливо выявили ряд противоречий типичных для современной системы образования: между потребностью в познании и образовании самой формирующейся личности и общественными ожиданиями, связанные с содержанием, уровнем и направленностью образования подрастающих поколений, между потребностями самой личности и условиями массовой школы, между индивидуальными процессом развития личности и нивелирующей ее системой образования, между неизменным интересом к проблемам устройства окружающего мира и собственного места в нем и неумением пользоваться полученной информацией.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.