Научная статья на тему 'Проблема сопряжения образовательных стандартов разных уровней'

Проблема сопряжения образовательных стандартов разных уровней Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
105
65
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Символ науки
Область наук
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Алдошина М.И.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Проблема сопряжения образовательных стандартов разных уровней»

физкультурно-спортивных занятий, сопровождаемых положительными переживаниями достигнутых успехов [4, с.191].

Таким образом, проведение целенаправленной работы с учетом различного отношения студентов к физкультурно-спортивной деятельности и мотивов занятий физическими упражнениями открывает благоприятные возможности для формирования не только двигательной, но и социальной активности.

Список использованной литературы:

1. Михайлов, Н. Г., Чечельницкая, С. М. Двигательная активность как показатель культуры здоровья детей дошкольного и школьного возраста / С. М. Чечельницкая, Н. Г Михайлов // Вестник адыгейского государственного университета. серия 3: педагогика и психология выпуск № 4 / 2011 2. Козлов, Д.В. Повышение двигательной активности студентов на основе интеграции форм физического воспитания в вузе : диссертация ... кандидата педагогических наук : 13.00.04 / Козлов Дмитрий Викторович; -Красноярск, 2009.- 157 с.

3. Гавришова, Е.В. Регулирование двигательной активности студентов в зависимости от мотивации достижения успеха или избегания неудач: автореферат дис. ... кандидата педагогических наук: 13.00.04 / Гавришова Елена Владимировна; - Санкт-Петербург, 2012.- 24 с.

4. Тарасова, О. А. Совершенствование мотивации студентов к поддержанию двигательной и социальной активности через физкультурно-спортивную деятельность / О. А. Тарасова // Известия РГПУ им. А.И. Герцена . №112 / 2009.

© А.В. Агеев, А.А. Простяков, Г.И. Водолажский, 2015

УДК - 378.036 ББК Ч420.025.1

Алдошина Марина Ивановна

ФГБОУ ВПО «Орловский государственный университет» декан факультета педагогики и психологии доктор педагогических наук, доцент г. Орел, РФ, E-mail maraldo1@rambler.ru

ПРОБЛЕМА СОПРЯЖЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ СТАНДАРТОВ РАЗНЫХ УРОВНЕЙ

Аннотация

Данная статья посвящена сложной теоретической и прикладной проблеме в педагогике -необходимости сопряжения образовательных стандартов разных уровней и профессиональный стандартов. Профессиональный стандарт педагога, принятый в РФ, обусловил важность осмысления и практической реализации соединения идей по видам профессиональной деятельности и формируемым компетенциям у студентов и профессиональных функций будущей сферы деятельности.

Ключевые слова

профессиональный стандарт, Федеральный государственный образовательный стандарт. Важнейшей проблемой модернизации и формирования инновационного вектора развития дошкольного образования в нашей стране на современном этапе его развития является подготовка высококвалифицированных педагогических кадров. Старейшей базой формирования компетентных выпускников в сфере дошкольного образования в регионе выступает факультет педагогики и психологии ФГБОУ ВПО «Орловский государственный университет».

^временный этап развития системы высшего образования характеризуется изменениями в области целей образования, повышением требований к уровню и качеству подготовки будущих педагогов. В условиях перехода высшего образования на ФГОС 3+ и наметившимися перспективами разработки и практической реализации ФГОС четвертого поколения, наиболее важной является проблема структуры и содержания процесса формирования профессиональных компетенций. Кроме того, значимой болевой точкой

образования выступает задача содержательного и результативного сведения ориентиров (компетенций) образовательных стандартов общего и высшего уровней образования и профессиональных функций педагога, сформулированных в проекте профессионального стандарта.

Компетентностный подход (В.А. Болотов, И.А. Зимняя, В.В. Сериков, Т.И. Шамова, А.В. Хуторской и др.) предполагает «целостный опыт решения жизненных проблем, выполнения ключевых функций, социальных ролей, компетенций». На первое место выдвигается не профессиональная информированность студентов, а умение самостоятельно решать задачи и проблемы, возникающие при освоении новых знаний и технологий, в ситуациях самоорганизации, нравственного выбора и самооценки. Содержательной и целевой характеристикой современного специалиста выступает культура его профессиональной деятельности как показатель его соответствия эталону профессиональной компетентности, представляющая собой сложный синтез когнитивно-личностного и предметно-практического опыта профессиональной деятельности.

Широкому распространению компетентностного подхода в образовании способствовали следующие социокультурные векторы. В первые десятилетия XXI века в России социокультурные основы профессионально-педагогической деятельности обусловлены экономической глобализацией, усилением культуроцентричности производства и необходимостью его кардинального преобразования, интеграцией профессионального обучения с организацией производительного труда и современными рыночными институтами, переходом ценностей рыночной экономики из субкультурного состояния в состояние общероссийских аксиологических основ, интенсивной образовательной и профессиональной интеграцией работников в европейские образовательные структуры, «потребностями общества в инноваторах, ростом общественного запроса на синтез различных групп компетенций, нацеленностью модернизации образования на воспитание социально-интегрированного молодого специалиста» [1, с.58-59]. Введение новых образовательных единиц в стандарты высшего образования обусловлено социально-экономическими потребностями: в условиях неопределенности рыночной экономики, развития социально-профессиональных технологий, усиливающейся конкуренции работников на рынке труда, востребованным становится профессионально мобильный, инициативный, ответственный работник, способный планировать, организовывать и контролировать свою работу; а также актуальной квалификационной характеристикой специалиста оказывается динамическая профессиональность - интегративное качество, обусловленное совокупностью профессионально-образовательных способностей, обеспечивающих «универсальность работника».

Названные социокультурные проблемы профессионального образования влияют на подготовку выпускников всех профессионально-педагогических профилей. Кроме того, представляется необходимым выделить некоторые общепедагогических маркеры сложных проблем профессиональной подготовки педагогов для дошкольных образовательных организаций.

Возросшая социальная активность молодёжи и взрослых с особыми потребностями, которые стремятся получать качественное образование, увеличение численности людей, живущих с разного рода ограничениями по здоровью, а также позитивные изменения государственной политики в области предоставления инвалидам образовательных услуг, в том числе, в сфере профессионального образования, повлекли акцентирование внимания общества и государства на проблемах высшего образования и последующего трудоустройства лиц с ограниченными возможностями (во ФГОС, «Законе об образовании в Российской Федерации», «Порядке приема в вузы», «Порядке проведения государственной итоговой аттестации» и т.п.). Это приводит к соседству в аудитории студентов с разными возможностями в обучении по здоровью. В данной связи необходимо воспитывать терпимость к чужой боли, радость за успех ближнего и готовность обучаться бок о бок с разными категориями студентов. Другой стороной данной проблемы выступает то, что выпускник после трудоустройства столкнется с разными воспитанниками в группе и должен демонстрировать готовность работать в условиях инклюзивного дошкольного образования, как муниципального, так и частного). Способами ее практической реализации выступают: возможности инклюзивной организации образовательного процесса в университете, создание ресурсных центров, широкие возможности дистанционного и электронного обучения, развитие института тьюторов, популяризация идей профессиональной инклюзии и подготовка педагогов разного уровня к инклюзивной

профессиональной деятельности, а также, в огромной степени - приоритетно - создание «доступной среды» для лиц с особыми возможностями здоровья: специально оборудованных санузлов, широких дверных проемов и лифтов-подъёмников, архитектурной доступности здания, сурдоперевода и специализированной компьютерной аппаратуры в информационных центрах и библиотеках и т.п. На факультете педагогики и психологии ОГУ ведётся целенаправленная работа по усовершенствованию инструментария для мониторинга готовности педагогов к инклюзивному образованию детей разных возрастов, разработаны и применяются программно-методические материалы в виде элективного курса «Подготовка педагогов к инклюзивному образованию», которые могут быть эффективно применены в системе подготовки бакалавров педагогических и дефектологических профилей, а также в условиях постпрофессионального образования педагогов дошкольного образования. Такими путями возможно формирование у студентов таких профессиональных компетенций, как ПК-3 т.е. «способность применять современные методы диагностирования достижений обучающихся и воспитанников, осуществлять педагогическое сопровождение процессов социализации и профессионального самоопределения обучающихся, подготовки их к сознательному выбору профессии» [2, С.3].

Кризисное состояние современной семьи: невозможность иметь ребенка естественным путем, насилие в семье, сиротство при живых родителях, рост беспризорности, эволюция межличностных отношений в семье, педагогическая слабость семьи, некомпетентность родителей вопросах воспитания, сужение влияния и неавторитетность родителей напоминают актуальность традиционной педагогической проблемы профессионального образования. Речь ведем о готовности выпускников университета профессионально взаимодействовать в будущей профессии с семьей. В проекте профессионального стандарта данная трудовая функция формулируется как «Обеспечение взаимодействия с родителями (законными представителями) при решении задач обучения и воспитания детей». Подменить или заменить роль и значимость семейного воспитания невозможно. Речи об этом не идет. Особенности гендерного развития дошкольника, «наступление» цифровых технологий, стремительная модификации предметно-пространственной среды дошкольника, нарушения коммуникации (вертикальной и горизонтальной) настоятельно требуют привлечения педагога дошкольной организации как межпоколенного посредника, коммуникатора, психолога, доверителя во взаимодействии растущей личности и родителей, семьи. Для факультета педагогики и психологии ОГУ данное направление в профессиональной подготовке педагога дошкольного образования является традиционным. В Основной образовательной программе «Дошкольное образование» ОГУ реализуется некий перечень учебных дисциплин в основной и вариативной частях РУП («Семейная педагогика», «Этнопедагогика», «Основы здорового образа жизни», «Психолого-педагогический практикум» и т.п. Кроме образовательных дисциплин семьеведческой направленности используются возможности курсовых и выпускных квалификационных работ, научно-исследовательской работы, практик для вариативного проектирования педагогического взаимодействия с семьей, решения кейсов по семейной педагогике, прогнозируются возможности сетевого взаимодействия при решении проблем (педагогических, психологических, медицинских, социальных) ребенка, родителей, семьи и т.п. Подобным образом преподаватели формируют у студентов такие профессиональные компетенции, как ПК-5 «готов включаться во взаимодействие с родителями, коллегами, социальными партнерами, заинтересованными в обеспечении качества учебно-воспитательного процесса» [2, С.4].

Таким образом, даже на небольшом количестве приведенных примеров видим, насколько значимы влияния социокультурного окружения на фон профессионального образовательного процесса в университете и взаимосвязь и (или) взаимопроникающее влияние результатов обучения различных ступеней общего образования и профессиональных компетенций университетского уровня образования, а также последних и профессиональных функции, намеченных в проекте профессионального стандарта педагога.

Список использованной литературы:

1. Мищенко А.С., Клюшкин В.И. Формирование компетенций и профессиональной культуры педагогов // Человек и образование. № 3 (36), 2013, - С.58 - 63.

2. Приказ МОиН РФ от 22.12.2009г. №788 «Об утверждении и введении в действие ФГОС ВПО по направлению подготовки 050100 Педагогическое образование (квалификация (степень) «бакалавр»)».

©М.И.Алдошина, 2015

УДК 378.1; 371.3

Игнатьева Ойгыль Салихзяновна

студентка 4 курса факультета физической культуры, Новокузнецкий филиал-институт ФГБОУ ВПО «Кемеровский государственный университет»,

г. Новокузнецк, РФ, Ffk-nauka@ya.ru

ПРОДУКТИВНАЯ САМОРЕАЛИЗАЦИЯ СПОРТСМЕНА, ЗАНИМАЮЩЕГОСЯ ТАЙСКИМ БОКСОМ, В МОДЕЛИ РЕФЛЕКСИИ И ОЦЕНКИ ДОСТИЖЕНИЙ

Аннотация

В статье описан процесс выявления возможностей продуктивной самореализации спортсмена, занимающегося тайским боксом, определяемый через анализ продуктов ведущей деятельности, где модель оценки достижений (рефлексии) определяется через представленные в портфолио объекты акместановления личности, анализ и виды которых и описывается в данной работе.

Ключевые слова

Социализация, самореализация, нормальное распределение способностей, культура самостоятельной работы, моделирование, портфолио, научно-практическая конференция обучающихся.

Возможности исследования продуктивной самореализации спортсмена, занимающегося тайским боксом, - одно из детерминируемых и реализуемых направлений самореализации развивающейся личности, включенной в активный поиск оптимального решения мультисредовых противоречий («хочу - могу - надо - есть»), системно выявляющих функции и продукты, качества и ресурсы самоутверждения и самосохранения личности и общества.

Наше исследование по продуктивной самореализации спортсмена, занимающегося тайским боксом, представляет интерес с позиции выявления ресурсов измерения сформированности исследуемого качества. Для такого рода практики можно использовать профессионально-педагогический кейс (для педагогов, занимающихся тайским боксом) и портфолио (для обучающихся различных образовательных учреждений, системно использующих механизмы и продукты социализации и самореализации личности).

Под продуктивной самореализацией спортсмена, занимающегося тайским боксом, будем понимать процесс акмеверифицированного поиска и оптимизации модели достижения личностно и социально значимых результатов, непосредственно связанных с занятиями тайским боксом, предопределяющий получение высоких результатов в выбранном направлении деятельности и, как следствие, ситуативный своевременный переход из модели социализации и описываемого процесса «спорт» в другое направления получение продуктов высокого качества в моделях «искусство», «культура», «наука» и пр.

Продуктивная самореализация обучающегося, занимающегося тайским боксом, - процесс активного воспроизводства опыта ведения боя и победы в структуре подготовки и включения в соревнования различного уровня, системно определяющих перед обучающимся всё новые и новые высоты в ресурсах занятий тайским боксом.

Продуктивная самореализация тренера по тайскому боксу - процесс выявления и оптимизации технологии организации учебно-тренировочной деятельности в постановке и решении задач развития техники и стратегии ведения боя у обучающихся, занимающихся тайским боксом.

В исследовании, проводимом в Детско-юношеской спортивной школе (МБОУ ДОД «ДЮСШ»), г. Киселевск, Кемеровской обл., использовался метод портфолио и метод анализа результатов и продуктов подготовки спортсменов в тайском боксе.

Для этого были созданы условия для активного вовлечения обучающихся Детско-юношеской спортивной школы (г. Киселевск) в систему научно-исследовательской работы обучающихся, определяющей возможность личности выявлять и решать противоречия развития и продуцирования тех или иных материальных и идеальных объектов в модели ведущей деятельности и хобби.

В процессе изучения качества и возможностей самореализации спортсмена, занимающегося боксом, обучающиеся в качестве подтверждающих документов выделяли грамоты, медали, благодарственные письма и пр.

Иерархия представленных наград в портфолио обучающихся, занимающихся тайским боксом, была

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.