Научная статья на тему 'Профессионально-педагогическая культура в условиях непрерывного профессионального образования'

Профессионально-педагогическая культура в условиях непрерывного профессионального образования Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
182
26
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ПЕ ДАГОГИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА / МОДЕЛИРОВАНИЕ / ДЕТЕР МИНАЦИЯ / ВЕРИФИКАЦИЯ / ПРОДУКТИВНОСТЬ / PROFESSIONAL-PEDAGOGICAL CUL TURE / CREATING / DETERMINATION / VERIFICATION / THE REFINEMENT OF CONCEPTS / PRODUCTIVITY

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Свинаренко Владимир Геннадьевич

Автор статьи предлагает рассмотреть и внести коррективы в понятия «культура», «профессионально-педагогическая культура» при решении педагогически обусловленных задач и противоречий, связанных с особенно стями полисубъектных отношений в среде пе дагогов и социальных сред, непосредственно связанных с профессиональными обязанно стями педагогов современной системы обра зования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Свинаренко Владимир Геннадьевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Professional-pedagogical culture in conditions of continuous professional education

The article reveals the possibility of verifica tion and determination of the concepts «culture» and «professional-pedagogical culture» while deciding pedagogical problems and contradic tions related to the speculiarities of poly-subject relations among teachers and social environ ments that are directly related to the profes sional duties of teachers of the modern educa tion system.

Текст научной работы на тему «Профессионально-педагогическая культура в условиях непрерывного профессионального образования»

19—20 марта 2014 г.) [Электронный ресурс] / ГОУ «КРИРПО». — 11131-: krirpo.ru/about_the_university/

news/detail.php?ID=554.

8. Технология проблемного обучения / авт.-сост. Л. А. Богданова. — Кемерово: Изд-во гОу «КРИРПО», 2007.—46 с.

9. Учебно-методическое обеспечение образовательного процесса в учреждении профессионального образования в условиях ФГОС нового поколения/авт.-сост.: Л. Н. Вавилова, М. А. Гуляева. — Кемерово: ГОУ «КРИРПО», 2012. — 180 с.

УДК / uDC 378 В. Г. Свинаренко

V. Svinarenko

ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА В УСЛОВИЯХ НЕПРЕРЫВНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

PROFESSIONAL-PEDAGOGICAL CuLTuRE IN CONDITIONS OF CONTINuOuS PROFESSIONAL EDuCATION

Автор статьи предлагает рассмотреть и внести коррективы в понятия «культура», «профессионально-педагогическая культура» при решении педагогически обусловленных задач и противоречий, связанных с особенностями полисубъектных отношений в среде педагогов и социальных сред, непосредственно связанных с профессиональными обязанностями педагогов современной системы образования.

The article reveals the possibility of verification and determination of the concepts «culture» and «professional-pedagogical culture» while deciding pedagogical problems and contradictions related to the speculiarities of poly-subject relations among teachers and social environments that are directly related to the professional duties of teachers of the modern education system.

Ключевые слова: профессионально-педагогическая культура, моделирование, детерминация, верификация, продуктивность.

Keywords: professional-pedagogical culture, creating, determination, verification, the refinement of concepts, productivity.

Современное педагогическое образование переживает трудное время, связанное с реформированием всех звеньев системы образования. В работе представлены средняя и высшая школы, система переподготовки кадров и повышения квалификации работников образования.

Культура как феномен социального знания допускает множество определений, фарватер которых расширяется и значения уси-

ливаются выделяемыми и осознаваемыми потребностями социума в постановке и решении задач, непосредственно связанных с обогащением личности и среды незыблемыми истинами, непреклонными ценностями и общечеловеческими идеалами, в их структуре можно отметить гуманизм и продуктивность, креативность и конкурентоспособность, своевременность [6] и целостность, гибкость и состоятельность педагогической практики.

Уточнение понятия «культура» связано, в первую очередь, с решением противоречия развития системы и отношений, науки и практики современного антропологического пространства; гуманизм — с результатом и ресурсом всех преобразований; продуктивность — с качеством постановки,верификации и решения субъектно-средовых противоречий, непосредственно связанных с нормальным распределением способностей выборки субъектов воспитательно-образовательного пространства. С другой стороны — накопление социального знания и субъектный характер восприятия и распространения материальных благ и ценностей определяют направления кристаллизации основ фундаментального явления. В качестве примера можно привести одно из достижений научно-технического прогресса — Интернет и социальные сети, в которых присутствуют основы и практика морали и этики того или иного культурно-исторического пространства, законодательно верифицируемого в соответствии с открытостью и доступностью информации того или иного содержания и качества. Эволюция любого социального процесса определяет способность

системы создавать и реализовывать оптимальные условия развития и поддержки уникальной целостности среды и личности в муль-тисредовых отношениях или поликультурном пространстве. Качество информации и ресурсов, располагаемых в различных интернет-узлах в свободном доступе, зависит от качества жизни и сформированности ценностей гуманизма и этики, законодательной базы образовательных и культурно-массовых учреждений и услуг, количественного и качественного решения различных противоречий, связанных с такими понятиями, как «спрос — предложение», «качество — допустимость», «здоровьес-бережение — высокие достижения», «ситуативное обогащение — сохранение специфики и марки общечеловеческого начала» и пр.

Под понятием «культура» понимается ресурс социального и социально-профессионального пространства, заключающийся в сохранении смыслов субъектов деятельности и форм преобразования материи в соответствии с общечеловеческими и профессиональными нормами, регламентирующими возможность использования предельно допустимых значений в определении и верификации условий взаимодействия и практики преобразования объективного, где законодательная, экономическая, политическая, гражданско-правовая, социально-бытовая и прочие базы определяют процесс и качество накопления благ и ресурсов, непосредственно связанных с антропологическим характером рассматриваемого явления или процесса.

В таком понимании необходимо выявить направления накопления ценностей и педагогического знания, определяющие приоритеты и возможности личности в структуре полисубъектных отношений и воспитательно-образовательной работы, стимулирующей и верифицирующей оптимальность выбора субъектного и группового генезов. Данные направления в научном понимании именуются критериями, а возможность их измерения показателями сформированности данного критерия, идентифицирующихся через определенную величину, отображаемую на шкале, удобно визуализирующую достижения того или иного процесса, того или иного субъекта профессионально-педагогического взаимодействия.

Итак, профессионально-педагогическая культура — это:

1) средство саморазвития и самосовершенствования, самореализации и взаимодей-

ствия, определяемого через уровень сфор-мированности культуры самостоятельной работы [1—5];

2) процесс неподдельного включения личности педагога в условия постановки и решения субъектно-средовых противоречий, связанных с педагогически обусловленными функциями и задачами (воспитательная, образовательная, развивающая, здоровьесберегающая, профориентационная, адаптационная, досуговая, психотерапевтическая, функция самодетерминации личности и пр.), оптимально решаемыми в соответствии с занимаемой должностью педагога, ситуативными изменениями в пространственно-временном аспекте изучения и преобразования того или иного педагогически обусловленного явления, спецификой нормального распределения способностей и пропагандируемыми ценностями;

3) механизм защиты (самозащиты и верификации) профессионально-педагогической среды и государственно-регионального выделения целостности и уникальности образовательного ресурса или учреждения;

4) условие создания, получения и распределения благ и продуктов профессионального труда педагога, определяющееся в комфортности и здоровьесбережении личности и группы, социальных и профессиональных объединений, регионов и государства в целом;

5) продукт профессионально-педагогических отношений, верифицируемых в отношении определения таких критериев, как субъектно-личностный (направление, определяющее личность ценностью и приоритетом всех преобразований), деятельностно-практический (любая деятельность, в том числе профессиональная деятельность педагога, должна опираться на смыслы, ценности и практику того или иного явления или процесса, предопределяющего качество и возможность распространения в профессиональном и социальном аспектах накопления теоретико-эмпирического материала), научно-теоретический (опыт практического решения ситуативно возникающих проблем и дилемм определяется в использовании его на теоретическом уровне, сводимом нами к различного рода научным и прикладным публикациям), гуманно-нравственный (соблюдение норм и практики морально-этических отношений в социальной и социально-профессиональных средах), социально-профессиональный (возможность качественного решения педагогических за-

дач). Эти критерии измеряются через такие показатели, как востребованность (удовлетворенность личной практикой, применимость в организуемой работе, возможность обобщения и теоретизации, преемственность ценностей гуманизма и толерантности, мультисредовая восприимчивость и распространение опыта деятельности педагога), уникальность (личностная, практическая, теоретическая, гуманистическая, профессиональная), самостоятельность (личностная, деятельностная, теоретическая, гуманистическая, профессиональная), продуктивность (личностная, предметно-педагогическая, теоретическая, мультисредовая, полисистемная).

Возможность измерения профессионально-педагогической культуры сводится в данном случае к выявлению и оценке по ситуативно модифицируемой шкале и статистической гипотезе результатов профессионально-педагогического труда посредством научных публикаций; общественной и аудиторной работы со студентами, слушателями, обучающимися; межличностных деловых и досуговых отношений; качественного решения педагогических ситуаций, кейс-заданий; выделения ситуативных ограничений и вариативных форм представления данных о себе, профессии, качестве педагогических процессов; обогащения научно-теоретического поля и ресурсов деятельности педагога; внедрения и возможности модификации того или иного образовательного или профессионально-педагогического ресурса.

В условиях непрерывного профессионального образования для анализа качества и перспектив формирования профессионально-педагогической культуры необходимо выделить направление педагогической деятельности педагога, включенного в систему непрерывного профессионального образования, круг его педагогических и профессионально-педагогических задач, а также определить продукты деятельности, являющиеся следствием его формирования и развития, становления и взаимодействия в микро-, мезо-, макро- и мега-групповых отношениях (в форме таблицы).

В нашем исследовании мы будем рассматривать только две его ступени — вузовскую подготовку и систему повышения квалификации и переподготовки кадров. В структуре вузовской подготовки обычно выделяют два направления деятельности — педагогическую (лекционно-семинарская система, курсовые и выпускные квалификационные работы и пр.) и научную работу (организация исследования

в какой-либо области, причем исследованием может осуществлять сам педагог, или быть научным руководителем — диссертационное исследование на соискание ученой степени кандидата ... наук, или научным консультантом — диссертационное исследование на соискание ученой степени доктора . наук).

Можно использовать по желанию и данные отчета НИР, который сдают все педагоги высшей школы в конце каждого астрономического года. Он включает индекс цитирования, работу над диссертационным исследованием, повышение квалификации ППС, рецензии на диссертационные исследования (авторефераты), финансирование работ, организуемых на кафедре, гранты, печатные издания, научные статьи, организуемые мероприятия, участие в мероприятиях, участие студентов в научных мероприятиях, публикации студентов, научно-исследовательскую работу с учащимися, инновационная деятельность (площадки, школы и пр.), патенты, командировки.

В структуре переподготовки и повышения квалификации можно использовать также отчет по НИР, в котором будут добавлены новые элементы — количество слушателей курсов или курсантов, уровень обученности (освоения программы или достижений в поставленных задачах) как показатель мастерства педагога системы переподготовки кадров или повышения квалификации в решении педагогических и профессионально-педагогических задач.

Проиллюстрировать результаты профессионально-педагогического труда позволит формула детерминации (модель) профессионально-педагогической культуры в структуре ее выявления. Пусть Р (профессионально-педагогическая культура) будет рассмотрена как результат сложения произведений веса выполненной работы (О) в структуре общей совокупности работ на количество данных работ внутри одного ее вида (к):

р =1 к - а,,

1=1

где к; — 1-тая оценка или 1-тый коэффициент интенсификации выполняемой работы, — количество 1-того определяемого продукта деятельности (компетенции, ценности, знания, новообразования и пр.).

Теперь для установления качества исследуемой величины необходимо определить совокупность работ, их вес в общей модели детерминации основ профессионально-педагогической культуры, а также уровни и границы

сформированности профессионально-педагогической культуры как величины всех достижений в структуре педагогической практики и приобретения опыта профессионального решения субъектно-средовых противоречий.

Выделив 8 направлений в структуре классификации типов или уровней сформирован-ности профессионально-педагогической культуры (2П, при п=3), возможно сформировать модель профессионально-педагогической культуры посредством лепестковой диаграммы, визуализирующей способы и направления ведущей деятельности и общения личности педагога. Решению заявленной задачи автор предлагает уделить внимание в дальнейших научных изысканиях.

1. Козырева О. А. Культура самостоятельной работы как механизм самосовершенствования и самореализации студентов-педагогов и педагогов-психологов // Наука и образование. — 2006. — № 3. — С. 16—21.

2. Козырева О. А. Культура самостоятельной работы как фактор формирования и развития профессиональнопедагогической культуры студентов-педагогов и педа-гогов-психологов // Известия Южного федерального университета. — 2008. — № 3. — С. 61—69.

3. Козырева О. А. Некоторые особенности формирования профессионально-педагогической культуры у студентов при изучении курса «Дидактика. Педагогические технологии» // Вестник Костромского государственного университета им. Н. А. Некрасова : Педагогика. Психология. Социальная работа. Акмеология. Ювеноло-гия. Социокинетика. — 2006. — № 4. — С. 21—23.

4. Козырева О. А. Профессионально-педагогическая культура как ценность и результат самосовершенствования и педагогического взаимодействия // Педагогическое образование и наука. — 2009. — № 9. — С. 79—83.

5. Редлих С. М., Козырева О. А. Культура самостоятельной работы учителя как вектор самореализации и самосовершенствования личности в педагогической деятельности // Педагогическое образование и наука. — 2011. — № 11. — С. 58—65.

6. Комитет по образованию Государственной Думы Российской Федерации поддержал усилия Минобрнауки России по формированию стратегического планирования по развитию педагогического образования [Электронный ресурс]. — ШЗ-: минобрнауки.рф/ново-сти/3952.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.