Научная статья на тему 'Возможности использования современных психотехнологий в системе учебной и профессионально-психологической подготовки студентов юридических вузов МВД России'

Возможности использования современных психотехнологий в системе учебной и профессионально-психологической подготовки студентов юридических вузов МВД России Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
306
54
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Возможности использования современных психотехнологий в системе учебной и профессионально-психологической подготовки студентов юридических вузов МВД России»

Литература

1. Бажин Е. Ф, Голынкин С. А., Эткинд А. М. Метод исследования уровня субъективного контроля // Психологический журнал. — Т. 5. — 1984. — № 3.

2. Вейскас Д. Эффективная работа с Microsoft Access 2. — СПб.: Питер, 1995. — 864 с.

3. Горбач Н.А., Гуляева М.В. Разработка базы данных профессионально-психологического обследования абитуриентов образовательных учреждений МВД России: Научно-метод. пос. — Красноярск: Сибирский юридический институт МВД России, 1999. — 75 с.

4. Лучшие психологические тесты профотбора и профориентации/ Под ред. А.Ф. Кудряшова. — СПб.: Петроком, 1992. — 318 с.

5. Невирко Д.Д., Горбач Н.А. Методики изучения профессионально-психологических и социальных качеств молодежи. — Красноярск, 1999. — 64 с.

6. Практика оказания психологической помощи курсантам военно-учебных заведений: Методические рекомендации. — М.: Минобороны Российской Федерации, 1996. — 106 с.

7. Психологическое обеспечение учебно-воспитательного процесса в образовательных учреждениях МВД России / Под ред. А.С. Батышева. — Иркутск: ВсИ МВД России, 1999. — 82 с.

ВОЗМОЖНОСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ СОВРЕМЕННЫХ ПСИХОТЕХНОЛОГИЙ В СИСТЕМЕ УЧЕБНОЙ И ПРОФЕССИОНАЛЬНОПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ СТУДЕНТОВ ЮРИДИЧЕСКИХ ВУЗОВ МВДРОССИИ

Преподаватель Л.Ю.Тонис

Тюменский юридический институт МВД России

Правоохранительная деятельность представляет собой сложное переплетение человеческих взаимодействий и отношений, поэтому профессии и специальности органов внутренних дел мы относим к разряду социономических. Одним из критериев успешности в них является наличие у субъекта деятельности высокого уровня психологической компетентности, качеств психической пластичности и адаптивности.

Важными источниками комплектования органов внутренних дел квалифицированными специалистами являются высшие и средние образовательные учреждения МВД России. Правоохранительные органы на местах заинтересованы в поступлении к ним на службу молодых специалистов, обладающих солидным багажом

профессиональных знаний, умений и навыков. Высокий образовательный уровень студентов данных учебных заведений обусловлен рядом факторов.

1. Качественное комплектование образовательных учреждений МВД России, которое осуществляется посредством 4-этапного (социально-правового, медицинского, психологического, конкурсно-экзаменационного) отбора пригодных кандидатов.

2. Эффективно построенный учебно-воспитательный процесс, основной целью которого является формирование профессиональных знаний, умений и навыков и развитие прфессио-нально важных качеств личности, психологической готовности к службе в ОВД.

Однако анализ состояния дел в этой области показывает, что в последние годы наметился ряд серьезных негативных тенденций, обусловленных как объективными, так и субъективными причинами. Как известно, с середины 90-х годов большую часть кандидатов на учебу в вузы и ССУЗы МВД составляют выпускники общеобразовательных школ в возрасте 16-17 лет, не обладающие устойчивыми характеристиками личностной направленности, соответствующими установками, интересами, мировоззрением. Несформированность психологического характера усугубляется низкими показателями их соматического состояния. По данным Российской академии образования, в 1995 г. лишь 17,9 % выпускников были полностью здоровыми, а к 2000 г. ожидается снижение их числа до 5%. У 79,6% подростков 15-17 лет выявлены разного рода невротические расстройства, а у 11,4% обнаружены признаки умственной отсталости (3). Недостатки в организации профориентационной работы комплектующих органов обусловливают тот факт, что в большинстве случаев у кандидатов на учебу отсутствует положительная мотивация на службу в органах внутренних дел. Ведущим мотивом принятия решения о поступлении в вуз МВД у большинства абитуриентов является получение престижного и в то же время — бесплатного диплома юриста.

Так, в среднем, в наборах 1997/98, 1998/99 и 1999/2000 учебных годов в Тюменский юридический институт лишь 16% кандидатов на учебу полностью соответствовали по своим психофизиологическим параметрам предъявляемым требованиям. Более 40,0% обследованных абитуриентов по разным причинам попали в “группу риска”.

Таким образом, несмотря на качество психологического отбора (который, как мы знаем, носит рекомендательный характер, а окончательное решение о поступлении кандидата выносит экзаменационная комиссия), мы имеем

ситуацию, при которой около половины поступивших на учебу в вуз МВД имеют недостаточную интеллектуальную, мотивационную и психологическую готовность к обучению. Как следствие этого, первокурсники демонстрируют низкие адаптационные возможности к условиям учебной и служебной деятельности специализированного вуза: нестабильная успеваемость, частые нарушения дисциплины, нервно-психическое перенапряжение. Наглядно иллюстрируют указанную ситуацию обобщенные данные причин отчисления учащихся всех вузов МВД в 1997/98 учебном году. По данным методического центра профессионального образования и координации научных исследований при ГУК МВД России, 46,0% отчислены из-за отсутствия желания учиться, 32,0% — по отрицательным мотивам, 14,0% — за академическую неуспеваемость, 8,0% — по болезни и семейным обстоятельствам. При этом 70,0% всех отчислений учащихся приходится на период их адаптации (первый курс). В среднем показатель текучести кадров переменного состава образовательных учреждений МВД по стране составляет 3,0% за учебный год, и это стабильный показатель за последние 5-6 лет. В связи с этим министерство несет неоправданные затраты (1).

Указанные выше обстоятельства, наряду с такими факторами, как несовершенное психологическое сопровождение учебной и служебной деятельности курсантов и слушателей, некоторые проблемы содержания обучения, недостаточный уровень понимания сложности воспитательных и образовательных задач, решаемых сотрудниками воспитательных и строевых подразделений, а также профессорско-преподавательским составом — обусловливают низкую профессионально-психологическую подготовленность наших выпускников к самостоятельной профессиональной деятельности. Это обстоятельство подтверждает тот факт, что, как указывалось на семинаре психологов подразделений и органов внутренних дел Сибирского региона, проходившем в марте 2000 г. в г. Омске, — 20,0% выпускников образовательных учреждений МВД России увольняются из правоохранительных органов в первые 2 года и еще 10,0% — после 3 лет службы, что как раз совпадает с периодом их адаптации к условиям профессиональной деятельности. При этом, как свидетельствуют данные УРЛС ГУК и КП МВД России, самыми распространенными причинами увольнения начинающих сотрудников являются их недостаточная профессионально-психологическая подготовленность к условиям несения службы в ОВД и слабое материальное стимулирование их труда, в связи с чем отмечается рост невротических расстройств и соматических заболеваний, негативизация общего эмоционального фонда.

Современная правовая идеология все более концептуализируется на основе сущностных особенностей человеческой жизнедеятельности и, следовательно, знание социально-психологических закономерностей, психологические умения и навыки, психологическая устойчивость субъекта правоохранительной деятельности — становятся важнейшим условием эффективного правоприменения. Таким образом, психологическая подготовленность является одним из основных критериев успешной адаптации и эффективности самостоятельной профессиональной деятельности начинающего сотрудника ОВД и поэтому необходимо относиться к ее формированию как к одной из фундаментальных целей обучения в специализированном вузе, как к специальной задаче, которая должна быть реализована при подготовке кадров для правоохранительных органов страны.

В логике подхода к профессиональной деятельности, в ее общих психологических критериях, к конкретной деятельности будущих сотрудников правоохранительных органов профессионально-психологическую подготовленность необходимо понимать как системное, многоуровневое личностное образование, интегрирующее мотивационные, когнитивные, эмоциональные и собственно личностные формы субъективного опыта (2). В соответствии с этим в структуре профессионально-психологической подготовки должны быть четко представлены три определяющих ее компонента: психологические знания; сформированные профессионально значимые личностные качества; психологическая устойчивость.

Анализ существующей в настоящее время в большинстве вузов и ссузов системы МВД психологической подготовки показывает, что:

а) в основном делается акцент на психологическом образовании учащихся, направленном на формирование предметной системы знаний, усвоение ведущих психологических теорий, понятий, закономерностей, принципов, методов и средств воспитания и перевоспитания;

б) недостаточно уделяется внимания практической отработке полученных теоретических знаний;

в) почти не проводится работа по научению и развитию навыков эмоционально-волевой саморегуляции, формированию умений, связанных с процессами самопознания и саморазвития, которые позволяли бы будущим сотрудникам правоохранительных органов самостоятельно программировать их личностный профессионально значимый рост.

Резюмируя изложенное, необходимо, на наш взгляд, сделать следующий вывод. Некачественное комплектование (по объективным причинам) переменного состава образовательных уч-

реждений системы МВД необходимо и возможно компенсировать посредством качественной модернизации содержания и форм учебной и профессионально-психологической подготовки курсантов и слушателей. Методолого-теорети-ческой основой такой модернизации может служить современное понимание психотехники как дисциплины, позволяющей организовывать любой вид деятельности, независимо от ее структуры и направленности. Психотехника — это способ соединения научно обоснованных знаний о психике с практикой их применения. Она представляет собой разработку эффективных подходов и средств (приемов, технологий, методик) управления психикой и поведением других людей, а также, что особенно важно в обучении, управления самопознанием и саморазвитием. Большой банк таких средств содержат такие направления современной прикладной психологии, как нейролингвистическое программирование, психосинтез, гештальттерапия, социально-психологический тренинг, а также разработанные в отечественной психопедагогике психотехники самоорганизации учения, мнемотехники и другие, достижения которых активно внедряются в правоохранительную деятельность. На наш взгляд, процесс использования достижений прикладной психологии имеет большие перспективы и в системе обучения, и в профессионально-психологической подготовке будущих специалистов ОВД. Здесь внедрение современных психотехнологий может быть реализовано по основным направлениям, которые одновременно будут выражать и цели-средства психотехнической подготовки:

— повышение эффективности умственного труда посредством освоения приемов (психотехники) эффективного учения (быстрого чтения и конспектирования, развития памяти, внимания, мышления), позволяющих переформировать указанные познавательные процессы в эффективные психотехнологии самоуправления познанием;

— саморазвитие профессионально важных личностных качеств посредством использования психотехнологий, управляющих самопознанием и самоизменением, и овладения психологическими средствами работы с людьми;

— формирование психологической устойчивости при помощи применения технологий эмоционально-волевой саморегуляции, развивающих навыки самоуправления психическими состояниями, умений формирования индивидуальных стратегий позитивного поведения в стрессовых, экстремальных ситуациях.

Психотехническая подготовка, программирующая личный профессиональный рост обучаемых, может быть реализована в соответствующих педагогических технологиях и учебновоспитательных процедурах (например, социально-психологические тренинги, специальные психологические курсы типа “Психотехника обучения учению”, “Психотехника общения”, “Основы психодиагностики” и др.), проводимых совместными усилиями педагогов-психоло-гов и сотрудников групп психологического обеспечения учебно-воспитательного процесса.

Процесс психотехнической подготовки позволит слушателю (курсанту) не только расширить и углубить индивидуальное видение мира, но и приобрести способность развивать и структурировать свой личностный опыт так, что наряду с искусственным, конструктивным пониманием сформируются и эффективные персонифицированные средства личностного самоопределения и самоизменения. Использование активных методов психологической подготовки позволит существенно развить способности обучающихся, углубить их профессиональные знания, умения и навыки и, в итоге, сформировать важное качество — личную психологическую культуру, понимаемую как интегральная характеристика психологической подготовленности будущего профессионала к самостоятельной деятельности.

Литература

1. Воспитание и развитие личности учащихся образовательных учреждений МВД России. — М., 1998.

2. Носков В.А., Иванова ЛИ. Психотехника обучения учению. — Н. Новгород, 1997.

3. Российское образование: итоги 1995 года и очередные задачи: Материалы итогового расширенного заседания коллегии Министерства образования Российской Федерации. — М., 1996.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.