Научная статья на тему 'Коммуникативная компетентность и культура общения в служебной деятельности сотрудника полиции'

Коммуникативная компетентность и культура общения в служебной деятельности сотрудника полиции Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
5597
393
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОММУНИКАТИВНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ / СПЕЦИАЛЬНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБУЧЕНИЕ / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВЛЕННОСТЬ / ПРАВООХРАНИТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ ВАЖНЫЕ КАЧЕСТВА / ПРОЦЕССЫ КОММУНИКАЦИИ / ОПЕРАТИВНО-СЛУЖЕБНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ИМИДЖ СОТРУДНИКА ПОЛИЦИИ / POLICEMAN'S IMAGE / COMMUNICATIVE COMPETENCE / SPECIAL PROFESSIONAL EDUCATION / PROFESSIONAL ACTIVITY / PSYCHOLOGICAL READINESS / LAW ENFORCEMENT ACTIVITY / PROFESSIONALLY IMPORTANT QUALITIES / COMMUNICATION PROCESSES / OPERATIONAL-SERVICE ACTIVITY

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Коблов Феликс Черменович

О подготовке сотрудников полиции путем совершенствования психологической готовности к профессиональному общению, умению разрешать конфликты, повышении коммуникативной компетентности различных категорий личного состава органов внутренних дел.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Коблов Феликс Черменович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

COMMUNICATIVE COMPETENCE AND CULTURE OF COMMUNICATION IN THE PERFORMANCE OF THE POLICE OFFICER

In practice, in the process of performance to the employees of the police there are problems of the psychological nature, the solution of which occurs in conditions of time severe shortage, when you need in a short period of time to recognize the nature of becoming ripe or already happening events objectively to estimate it and make the right decision. The author of the article finds the solution of this problem in the training of police personnel by improving the psychological readiness for professional dialogue, the ability to resolve conflicts, improving the communicative competence of various categories of staff composition of the body of internal affairs.

Текст научной работы на тему «Коммуникативная компетентность и культура общения в служебной деятельности сотрудника полиции»

УДК 159.923

Коблов Феликс Черменович

Центр профессиональной подготовки Министерства внутренних дел по Республике Северная Осетия - Алания, г. Владикавказ

[email protected]

КОММУНИКАТИВНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ И КУЛЬТУРА ОБЩЕНИЯ В СЛУЖЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СОТРУДНИКА ПОЛИЦИИ

О подготовке сотрудников полиции путем совершенствования психологической готовности к профессиональному общению, умению разрешать конфликты, повышении коммуникативной компетентности различных категорий личного состава органов внутренних дел.

Ключевые слова: коммуникативная компетентность, специальное профессиональное обучение, профессиональна деятельность, психологическая подготовленность, правоохранительная деятельность, профессиональные важные качества, процессы коммуникации, оперативно-служебная деятельность, имидж сотрудника полиции.

Первая и основная задача, остающаяся в качестве главной и в нынешнее время - это наступательная, бескомпромиссная борьба с преступностью, качественное улучшение оперативно-розыскной и профилактической деятельности.

Д. Медведев [2]

В современных непростых социальноэкономических условиях, сложной криминогенной обстановке органы внутренних дел как никогда остро нуждаются в высокопрофессиональном кадровом составе, обладающим надежными теоретическими знаниями и практическими навыками исполнения своих профессиональных обязанностей в повседневных и чрезвычайных обстоятельствах.

Анализ профессиональной деятельности сотрудников органов внутренних дел (ОВД) показывает, что центральное место в ней занимает непосредственно работа с людьми, т.е. относится она к субъект-субъектной деятельности, и достижение ее целей протекает в системе «человек-человек». Соответственно, успешность такой деятельности во многом определяется умением грамотно и профессионально строить свое общение.

Как показывает наше исследование, это может быть достигнуто посредством обучения личного состава не только спецдисциплинам, но и в обязательном порядке дисциплинам, формирующим у обучаемых коммуникативные способности и навыки культуры общения.

В связи со спецификой выполняемых задач работники полиции должны уметь «с максимальной эффективностью и в рамках законности воздействовать на противника, граждан, пресекать

и предупреждать преступления, панические настроения толпы, делать своим союзником социально-пассивную часть населения» [6].

В то же время нормативные документы МВД РФ подчеркивают недопустимость высокомерного тона, грубости, заносчивости, иронического или невежливого изложения замечаний, выражений и реплик, оскорбляющих человеческое достоинство, предъявления незаслуженных обвинений в общении с гражданами. Проведенный анализ практики подготовки слушателей в центрах профессиональной подготовки МВД России (ЦПП) показывает, что осуществляемое обучение не всегда достигает требуемых результатов: недостаточно вооружает выпускников надежными навыками и умениями общения с людьми, в разрешении возникающих конфликтов, слабо развивает профессиональную наблюдательность и память, культура общения в служебной деятельности также оставляет желать лучшего.

На практике в процессе служебной деятельности перед работниками полиции постоянно возникают задачи психологического характера, решение которых происходит в условиях острого дефицита времени, когда нужно в короткий промежуток времени распознать характер назревающего либо уже происходящего события, объективно его оценить и принять правильное решение.

Проблема психологической подготовленности находится постоянно в центре внимания спе-циалистов-психологов. Все исследователи подчеркивают важность психологической подготовки в повышении уровня подготовленности специалистов к решению задач в трудных, экстремальных условиях. Применительно к правоохранительной деятельности это отмечается в работах Н.М. Буланова, В.К. Коломейца, А.П. Самоно-ва, А.М. Столярова и др.; а также зарубежных авторов Я. Вествуда, Г. Лангера, Р. Басклета и др. При этом большинством российских исследователей психологическая подготовка рассматривается как попутный результат, получаемый в ходе различных видов занятий, что не всегда способствует достижению высокого уровня психологической подготовленности обучаемых.

Как показывает практика, занятия по психологической подготовке вызывают огромный интерес у слушателей ЦПП. Однако, объём часов, отводимый для её изучения (до 20-ти часов при общем объёме программы обучения в 600 часов) является недостаточным для формирования у слушателей знаний, навыков и умений, способствующих решению задач психологического характера.

Несколько иной подход в решении проблемы психологической подготовки сотрудников правоохранительных органов практикуется в США в центрах подготовки полицейских, где, например, курсу обучения методам общения с населением отводится 10% от всего учебного времени, предусмотренного программой обучения. В полицейских школах ФРГ курсом обучения полицейских предусмотрено непосредственно изучение науки о поведении человека, поскольку полицейский должен хорошо представлять себе мотивы, намерения и возможные реакции того, с кем приходится сталкиваться по долгу службы.

Как показывает практика, все функции сотрудников органов внутренних дел в силу специфики служебной деятельности практически реализуются в повседневном взаимоотношении и взаимодействии с людьми. Результаты проведенного нами исследования показывают, что до 80% фонда служебного времени сотрудником полиции расходуется на работу с людьми. Отсюда следует, что каждый сотрудник полиции, на сегодняшний день, отвечающий требованиям рынка труда, обязан обладать культурой общения и коммуникативными способностями, развитыми в достаточной

мере, так как их отсутствие либо несформирован-ность будет отрицательно влиять на эффективность выполнения оперативно-служебных задач.

По роду службы сотруднику органов внутренних дел приходится иметь дело с наиболее трудным в социальном отношении контингентом, для которого характерно наличие асоциальных установок, неуправляемость, агрессивность, скрытый характер преступной деятельности, противоборство и враждебное отношение к представителям власти. Выполняя свои повседневные обязанности, сотрудник полиции также общается с различными категориями должностных лиц, руководителями различного ранга, гражданами, правонарушителями. Анализ профессиональной деятельности показывает, что все действия сотрудника характеризуются высоким разнообразием, сопровождаются множеством деловых и межличностных контактов с людьми как внутри, так и вне организационной системы, характеризуются быстрой сменой событий, многообразием выполняемых действий [5]. В этих условиях такие качества и умения как:

- способность располагать к себе людей, вызывать у них чувство доверия;

- способность к быстрому установлению контактов с новыми людьми;

- умение быстро найти нужный тон, целесообразную формулу общения в зависимости от психологического состояния и индивидуальных особенностей собеседника;

- умение отстаивать свою точку зрения умение вживаться в роль, способность к перевоплощению;

- умение слушать и тактически грамотно переводить разговор на значимые темы;

- умение применять психологические приемы с целью введения значимой информации,

в деятельности каждого сотрудника ОВД приобретают важное значение.

Проведенное нами исследование указывает на необходимость повышения уровня профессионального мастерства сотрудников полиции средствами психологической подготовки. Одним из путей решения сложившейся проблемы является формирование и развитие у обучаемых таких профессионально-важных качеств, как коммуникативная компетентность и культура общения.

Подтверждением этому служат результаты исследований при проведении которых психологами установлено, что у работающих в сферах,

где для решения профессиональных задач постоянно требуется общение или в профессиях типа «человек-человек» (по Е.А. Климову), успех в деятельности зависит на 80-85% от коммуникативной компетентности и только на 15-20% определяется уровнем профессиональной подготовки по специальности. Низкая коммуникативная компетентность приводит к значительным искажениям и потере деловой информации, в особенности при передаче от одного лица другому.

Коммуникативная компетентность определяется наукой как готовность и умение строить контакт на разной психологической дистанции с различными людьми. Коммуникативная компетентность является интегративным и относительно стабильным психологическим образованием, включающим личностный (личностные качества) и технологический (знания, навыки, умения) потенциалы. Коммуникативная компетентность обеспечивает эффективное общение, реализуя гибкие коммуникативные стратегии за счет вербальных и невербальных действий. Эффективное построение коммуникационного процесса зависит от некоторой совокупности знаний, умений и навыков, т.е. коммуникативных способностей.

Хорошо развитые коммуникативные способности положительно влияют на социальное взаимодействие в целом, т.е. на общение.

Под общением понимается специфическая форма взаимодействия человека с другими людьми, содержанием которого является взаимный обмен информацией, идеями, интересами, настроениями, чувствами, установками и воздействием индивидов друг на друга в целях установления взаимоотношений, благоприятных для процесса совместной деятельности.

О проблемах коммуникативной компетентности и культуре общения в деятельности сотрудников ОВД и о том, как их решить написано достаточно много. Однако, формирование и развитие данных качеств продолжает оставаться актуальным, вызывая при этом неизменный интерес.

В процессе оперативно-служебной деятельности ежедневное взаимодействие сотрудников друг с другом, с другими людьми, казалось бы, должно способствовать в полной мере формированию различных профессионально-важных качеств, рассматриваемых в психологии. Тем не менее, как показывает практика, сотрудников, умеющих психологически грамотно строить свою профессиональную деятельность не так уж мно-

го. Хотя для сотрудников ОВД психологические знания являются профессионально значимыми, и учитывать психологию людей в профессиональной деятельности является необходимостью.

На базе центра профессиональной подготовки МВД по РСО - Алания был проведен следующий эксперимент. После проведения очередного набора слушателей в ноябре 2010 года из числа прибывших на обучение были сформированы 4 учебные группы, 2 группы из которых были задействованы в проводимом эксперименте. Комплектование учебных групп проходило без учета образования, возраста, мотивацией к обучению, развитости коммуникативной компетентности и культуры общения. Тестирование, проведенное среди слушателей в первые дни обучения показало, что вышеуказанные параметры во всех 4-х учебных группах в среднем одинаковые.

В дальнейшем при прохождении специального профессионального обучения с группами, участвующими в эксперименте, регулярно проводились дополнительные занятия по психологической подготовке, предусматривающие формирование и развитие коммуникативной компетентности и культуры общения.

По окончании обучения при проведении повторного тестирования показатели, характеризующие уровень коммуникативной компетентности и культуру общения слушателей экспериментальных групп значительно отличались от результатов, показанных другими группами.

Целью профессионально-психологической подготовки сотрудников ОВД является, прежде всего, подготовка к работе с людьми. Она включает в себя получение психологических знаний, формирование личных психологических средств решения профессиональных задач и развитие профессионально важных качеств личности сотрудника ОВД.

Одним из составляющих ПВК в деятельности сотрудника полиции, как показывает практика, является коммуникативная компетентность и культура общения.

В исследованиях, посвященных профессиональному общению сотрудников правоохранительных органов, выделяются коммуникативные знания, умения, навыки, личностные качества, т.к. общение не только структурный компонент профессиональной деятельности, но и особый самостоятельный вид профессиональной деятельности.

Успешность в решении многих коммуникативных задач сотрудника органа внутренних дел обусловлена высокой степенью владения психотехниками общения. Каждый компонент структуры профессионально-психологической подготовленности обнаруживает коммуникативную направленность, выделяя коммуникативную компетентность как составляющую профессионального мастерства сотрудника органа внутренних дел. Среди профессионально-психологических качеств наиболее значимыми в коммуникации являются: направленность на людей, наличие соответствующих характеристик в эмоциональной, волевой сферах, высокая степень развития основных характеристик внимания, наблюдательности, памяти, мышления, воображения, интуиции, а также профессиональный артистизм, гибкость, способность к перевоплощению, ролевому поведению, профессионально-психологическая устойчивость [15].

Таким образом, процессы коммуникации играют огромную роль в деятельности сотрудника правоохранительных органов. В связи с этим к коммуникативной компетентности личного состава органа внутренних дел целесообразно предъявлять определенные требования. Так, целый набор коммуникативных качеств обязан иметь в своем арсенале следователь, оперуполномоченный, руководитель органа внутренних дел для успешного выполнения возложенных на каждого из них задач. Участковый уполномоченный должен иметь достаточно широкий набор ролевых позиций при коммуникативном взаимодействии с гражданами. Каждый сотрудник, реализуя свою деятельность в служебном коллективе, обязан уметь организовать информационный обмен, координировать свою деятельность с другими сотрудниками, определять межличностные позиции. От знания коммуникационных причин конфликтов, умения вести переговоры, зависит эффективность работы сотрудника не только в служебном коллективе, но и в процессе оперативно-служебной деятельности.

Как показывает практика, уровень коммуникативной компетентности каждого руководителя действенно влияет на успех деятельности вверенного ему коллектива. Отсутствие знаний и навыков в этой области порождает у руководителей подразделений ОВД ошибки при управлении личным составом, которые ведут, в свою очередь, к дополнительной психологической напряженно-

сти в коллективе и снижению эффективности профессиональной деятельности подразделения в целом.

При выполнении своих функций, вступая в коммуникативные взаимоотношения с гражданами, сотрудник полиции формирует мнение о своей роли в обществе, отношение населения к правоохранительным органам. В этом случае коммуникативная компетентность не только помогает ему реализовать свою профессиональную роль, но и сформировать позитивное мнение

о деятельности правоохранительных органов.

В то же время в органах внутренних дел служит немалое количество должностных лиц, не имеющих должной теоретической и практической подготовки к деятельности в системе «человек-человек», они выполняют свои функции, используя сложившиеся стереотипы, которые далеко не всегда эффективны в условиях служебной деятельности. Руководители подразделений часто допускают ошибки при выборе стиля управления, в средствах воздействия на подчиненных, порождая конфликтные ситуации.

Известно, что негативный имидж сотрудника полиции среди населения, в частности, порождается их грубостью при общении с гражданами. Поэтому наличие знаний и умений в области коммуникативного взаимодействия и разрешения конфликтных ситуаций выступают одним из важных условий повышения эффективности деятельности личного состава органов внутренних дел. Проведенный анализ эффективности оперативно-служебной деятельности сотрудников органов внутренних дел указывает на необходимость совершенствования их психологической подготовки к профессиональному общению, умению разрешать конфликты, повышению коммуникативной компетентности различных категорий личного состава, внесению соответствующих изменений в программы подготовки кадров в ведомственных образовательных учреждениях. Однако на практике изучению столь важных вопросов в процессе прохождения обучения не уделяется должного внимания.

В результате проведенного исследования можно заключить, что проблемы оптимизации коммуникативной компетентности и культуры общения в ОВД являются одним из наиболее актуальных и давно назревших направлений служебной деятельности. И от того, насколько полно и скоро это будет осуществлено, зависит форми-

рование и становление сотрудника полиции нового времени, способного выполнять стоящие перед правоохранительными органами задачи на высоком профессиональном уровне.

Библиографический список

1. Гусейнов А.Ш. Внутригрупповая активность как фактор повышения коммуникативной компетентности в студенческих группах: Дис. ... канд. психол. наук. - Краснодар, 1999.

2. Из выступления Президента Российской Федерации Д.Медведева на расширенном заседании коллегии МВД России. 22 марта 2011 года.

3. Ильин Е.П. Мотивация и мотивы. - СПб.: Питер, 2008.

4. Маркова А.К. Психология профессионализма. - М.: Знание, 1996.

5. МарьинМ.И., КасперовичЮ.Г., ПетровВ.Е. и др. Психологическое обеспечение формирования и развития культуры общения и коммуникативной компетентности у сотрудников органов внутренних дел. Учебно-методическое пособие / под общей ред. В.Л. Кубышко. - М., 2007.

6. Насиновский В.Е. Тактика задержания вооруженных преступников в жилых помещениях. -М., 1978. - С. 68.

7. Носков В.А. Психотехника общения. - М., 2001.

8. Общение и оптимизация совместной деятельности / под ред. Г.М. Андреевой, Я. Яноуше-ка. - М.: МГУ, 1987.

9. Петровская Л.А. Компетентность в общении. - М., 1989.

10. Постоев В.И. Психолого-педагогические основы обучения личного состава органов внутренних дел: Методическое пособие. - Домодедово: РИПК МВД РФ, 1995.

11. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. - М.: Педагогика, 2000.

12. Сидоренко Е.В. Тренинг коммуникативной компетентности в деловом взаимодействии. -СПб., 2002.

13. Сластенин В.А., Каширин В.П. Психология и педагогика. - М.: Академия, 2003.

14. Смолкин А.М. Методы активного обучения. Научно-методическое пособие. - М., 1991.

15. Столяренко А.М. Обеспечение моральнопсихологической подготовки личного состава горрайорганов внутренних дел к выполнению оперативно-служебных задач. - М., 1990.

16. Шалахин И.В., Папкин А.И. Общение руководителя МВД, УВД с подчиненными. - М., 1991.

УДК 355

Юрцев Игорь Валентинович

Костромской государственный университет им. Н.А. Некрасова

[email protected]

ПОДГОТОВКА ПЕДАГОГОВ К РЕШЕНИЮ ЗАДАЧ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО СТИМУЛИРОВАНИЯ КУРСАНТОВ К ПРЕОДОЛЕНИЮ ТРУДНОСТЕЙ ВО ВЗАИМОДЕЙСТВИИ С ПРЕДСТАВИТЕЛЯМИ СОЦИАЛЬНЫХ ИНСТИТУТОВ

В статье освещается содержание подготовки педагогов к участию в процессе педагогического стимулирования курсантов к преодолению трудностей во взаимодействии, рассматриваются формы и методы решения этой задачи, характеризуются изменения, внесенные в программы и методику преподавания учебных дисциплин.

Ключевые слова: педагогическое стимулирование, взаимодействие, трудность, курсант, военный вуз.

Базой нашей опытно-экспериментальной работы стал Голицынский пограничный институт ФСБ России. Экспериментальная группа состояла из курсантов 2006 года поступления специальности «Психология». Численный состав экспериментальной группы - 96 человек. В качестве контрольной группы мы избрали курсантов специальности «Психология» набора 2005 года. В отношении них не применялись специально внедряемые нами методы, формы,

способы педагогического стимулирования к преодолению трудностей во взаимодействии. В состав контрольной группы входили 87 курсантов.

На основе построенной нами модели педагогического стимулирования курсантов к преодолению трудностей во взаимодействии с представителями различных социальных институтов мы разработали программу опытно-экспериментальной работы, которая включала в себя несколько направлений деятельности, в том числе подготовку потенциаль-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.