1.27. К ВОПРОСУ О СОВЕРШЕНСТВОВАНИИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ СОТРУДНИКОВ ОРГАНОВ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ
Коблов Феликс Черменович, канд. пед. наук. Должность: преподаватель. Место работы: Краснодарский университет МВД России. Филиал: Северо-Кавказский институт повышения квалификации. Подразделение: кафедра организации правоохранительной деятельности. E-mail: fkoblov@mail.ru
Аннотация: Огромную угрозу государственной безопасности на сегодняшний день представляют терроризм вкупе с экстремизмом, главной задачей которых является поражение общества изнутри, преследующие цели подорвать благополучие населения страны, лишить его чувства защищенности путем совершения террористических актов против мирного населения. По мнению автора, одной из действенных структур, обеспечивающих государственную безопасность в нашей стране является Министерство внутренних дел Российской Федерации, главными задачами которого являются охрана общественного порядка, обеспечение общественной безопасности, защита правопорядка, прав и свобод граждан. Уровень профессиональной подготовки личного состава министерства автором рассматривается как щит, надежно защищающий мирную жизнь граждан страны от терроризма, экстремизма и иных противоправных посягательств.
Ключевые слова: государственная безопасность, сотрудник полиции, совершенствование профессиональной подготовки, террористический акт, психологическая подготовка, программа обучения, профессиональное обучение, профессиональная деятельность.
THE QUESTION OF THE IMPROVEMENT OF PROFESSIONAL TRAINING OF EMPLOYEES OF INTERNAL AFFAIRS BODIES
Koblov Felix Chermenovich, PhD in pedagogics. Position: Lecturer. Place of employment: Krasnodar university of MIA Russia. Branch: North-Caucasus institute of Advanced training. Department: organization of law enforcement. E-mail: fkoblov@mail.ru
Annotation: A huge threat to national security today are terrorism coupled with extremism, which is the damage to society from within, pursuing the aim to undermine the well-being of the population, to deprive him of a sense of security by committing terrorist acts against the civilian population. According to the author, one of the most effective structures to ensure public safety in our country is the Ministry of internal Affairs of the Russian Federation, the main tasks of which are protection of public order, public security, law enforcement, and the rights and freedoms of citizens. The level of training of personnel of the Ministry is considered by the author as a shield to protect the peaceful lives of our citizens from terrorism, extremism and other illegal encroachments.
Keywords: state security, the police, the improvement of training, terrorist attack, psychological training, training program, professional training, professional activity.
Особенностью развития общества на современном этапе является глобализация социальных процессов, вовлечение в них большого количества групп людей
разных мировоззрений и культур, что требует новых подходов к социальному управлению во всех сферах общества и государства как и создание адекватной и устойчивой системы государственной безопасности. Государственная безопасность является составляющей национальной безопасности и характеризует степень защищенности как от внутренних так и от внешних опасностей. Огромную угрозу государственной безопасности на сегодняшний день представляют терроризм вкупе с экстремизмом, главной задачей которых является поражение общества изнутри, преследующие цели подорвать благополучие населения страны, лишить его чувства защищенности путем совершения террористических актов против мирного на-селения[1. стр. 23]. Одной из действенных структур, обеспечивающих государственную безопасность в нашей стране является Министерство внутренних дел Российской Федерации (МВД РФ), главными задачами которого являются охрана общественного порядка, обеспечение общественной безопасности, защита правопорядка, прав и свобод граждан, гарантированных основным законом страны - Конституцией Российской Федерации. Целью проводимого исследования является определение роли и значения уровня профессиональной подготовки в выполнении возложенных на полицию задач, в противодействии экстремизму и терроризму, преступности в целом.
Выступая на расширенном заседании коллегии МВД России в 2011 году Президентом Российской Федерации Д.Медведевым отмечалось, что первая и основная задача, остающаяся в качестве главной и в нынешнее время - это наступательная, бескомпромиссная борьба с преступностью, качественное улучшение оперативно-розыскной и профилактической деятельности[2]. Задача, обозначенная как основная в 2011 году, с учетом событий, происходящих в стране и в мире, и на сегодняшний день продолжает оставаться первостепенной. Во многом, достижение этой задачи зависит от профессиональной подготовки личного состава МВД РФ. В концепции противодействия терроризму в Российской Федерации обозначены факторы, обуславливающие возникновение и распространение терроризма, причины и условия, способствующие ему, одними из которых являются недостаточная эффективность правоохранительных мер по противодействию терроризму, ненадлежащий контроль за распространением идей радикализма, недостаточно эффективная борьба с организованной преступностью и коррупцией, незаконным оборотом оружия и др.[3.п.п.3,4]. С каждым из обозначенных в концепции преступных проявлений органы внутренних дел(ОВД) призваны вести непримиримую борьбу, обеспечивая правопорядок во всех сферах жизнедеятельности.
Во времена всех формаций профессиональной подготовке защитников правопорядка уделялось пристальное внимание. Не является исключением и сегодняшний день. С учетом всеобъемлющей и всеохватывающей мировой глобализацией, отсутствием стабильности и событиями, происходящими в мире, и в частности, в нашей стране уровень профессиональной подготовки сотрудников правоохранительных органов, является своего рода щитом для граждан всей страны, надежно защищающим мирную жизнь, права и свободы граждан.
Проблемы, уровень и качество профессиональной подготовки защитников правопорядка были и остаются предметом внимания и обсуждения на совещаниях самого высокого уровня. Возрастающий объем и
сложность выполняемых задач сотрудниками правоохранительных органов требуют осуществления подготовки сотрудника нового времени, отвечающего требованиям сегодняшнего рынка труда, способного решать в кратчайшие сроки на высоком уровне, в соответствии с действующим законодательством, служебные задачи любой сложности. Обладание соответствующими знаниями, умениями и навыками, поддержание их на должном профессиональном уровне и стремление к совершенствованию этих качеств должно являться служебной обязанностью каждого сотрудника ОВД.
Анализ теории и практики профессиональной подготовки сотрудников полиции со всей очевидностью подтверждает, что профессионально важные качества которыми должен обладать каждый сотрудник полиции, как и уровень профессиональной подготовки в целом, в основном закладывается и формируется в период обучения в образовательных организациях МВД России и подразделениях ОВД в системе профессиональной служебной и физической подготовки. Достижению задач обучения сотрудников в период прохождения подготовки в образовательных организациях МВД России во многом способствуют применяемые формы, методы и средства обучения. Применяемые программы должны быть направлены на формирование необходимых профессионально важных качеств, от наличия и сформированности которых зависит выполнение оперативно-служебных задач.
В соответствии с приказом МВД России от 31 марта 2015 г. № 385 "Об утверждении Порядка организации подготовки кадров для замещения должностей в ОВД РФ" срок обучения, структура, содержание и особенности профессионального обучения сотрудников определяются соответствующими рабочими учебными программами, разрабатываемыми образовательной организацией МВД России на основе примерных учебных программ МВД России в которых определяются структура обучения, требования к результатам освоения учебных дисциплин, необходимых слушателям для осуществления предстоящей оперативно-служебной деятельности[4.п.п.36, 37].
Однако, не смотря на профессиональный и одновременно многоплановый подход к составлению и разработке программ для профессионального обучения лиц, впервые принимаемых на службу в ОВД, должностными лицами, участвующими в контроле и инспектировании подразделений полиции, нередко в отчетах и справках отмечается недостаточный уровень знаний сотрудниками положений нормативной базы, регламентирующей деятельность полиции, особенностей и правил применения мер принуждения, неверное выстраивание алгоритма действий в различных ситуациях. На совещаниях при начальниках подразделений охраны общественного порядка разного уровня нередко отмечается недостаточный уровень сформированности коммуникативных качеств у личного состава, таких как: умение психологически правильно строить общение, умение применять приемы установления и поддержания психологического контакта, применения приемов психологического воздействия, умение расположить к себе собеседника, грамотно разрешить назревающий конфликт и др.
В результате проведенного анализа нормативных источников было установлено, что на сегодняшний день период обучения в образовательных организациях МВД России сотрудников, впервые принимаемых на службу в ОВД, зависит от наличия базового образова-
ния и замещаемой должности в подразделении по месту прохождения службы в соответствии со штатным расписанием. При этом, период обучения для всех категорий сотрудников, проходящих профессиональное обучение колеблется в диапазоне от четырнадцати до семнадцати недель. В разделе «Квалификационные требования» каждой из программ обозначено, что обучаемый по окончании прохождения профессиональной подготовки должен уметь:
- осуществлять профессиональную коммуникацию, правильно строить общение и применять приемы установления и поддержания психологического контакта, применять способы предотвращения и позитивного разрешения конфликтов, приемы психологического воздействия, вести переговоры;
- применять приемы диагностики личности по внешним признакам, характерологическим и поведенческим особенностям, в том числе выявлять по внешним признакам лиц, вынашивающих преступные замыслы, планирующих с учетом процессов, происходящих в стране продолжает оставаться актуальным.
Для освоения указанных нами выше компетенций, программами отводится в среднем до 20 часов. Является ли предусмотренный объем часов достаточным? Может уже сегодня существует реальная необходимость пересмотреть подходы к вопросам структурирования программы относительно психологической подготовки? На наш взгляд, достижение учебных и воспитательных целей, формирование необходимых навыков и умений определяется во многом полнотой и соответствием содержания программ обучения, нацеленностью их на развитие и совершенствование необходимых профессиональных качеств. Это должно являться одним из условий эффективной профессиональной подготовки, способом реализации и достижения целей профессионального обучения лиц, впервые принятых на службу в ОВД.
Анализ профессиональной деятельности сотрудников ОВД показывает, что на практике перед работниками полиции постоянно возникают задачи психологического характера, порой требующие принятия решения в короткие промежутки времени. В процессе проведенного исследования также установлено, что до 80% фонда служебного времени сотрудником полиции расходуется на работу с людьми[5.стр.205]. В результате чего можно заключить, что обладание коммуникативными качествами, умениями и навыками межличностного общения должно являться обязательным для каждого сотрудника полиции. Психологами установлено, что в процессе взаимодействия людей от 60 до 80 % коммуникации осуществляется за счет невербальных средств выражения мыслей, и только от 20 до 40 % информации передается с помощью вербальных. Приведенные данные подтверждают значимость знаний невербальных средств общения, необходимость владения ими каждым сотрудником полиции. Правильное определение и толкование жестов и мимики человека в совокупности с другими психологическими знаниями и умениями будет способствовать успешному и эффективному решению оперативно-служебных задач, применению приемов диагностики личности по внешним признакам, поведенческим особенностям, выявлению лиц, вынашивающих преступные замыслы, планирующих совершение террористических актов и экстремистских действий, умелое и своевременное выявление которых будет способствовать их предупреждению и предотвращению, укреплению мира в стране, стабильности, веры в надежность и силу пра-
воохранительных органов, веры в светлый завтрашний день.
Многие исследователи подчеркивают важность психологической подготовки в повышении уровня профессионализма специалистов, работающих в системе «человек-человек. Применительно к правоохранительной деятельности это отмечается в работах Ю.Е. Аврутина, Д.Г. Александрова, С.С. Жевлакович, Ю.Н. Назарова, Ю.В. Серова, А.М. Столяренко, В.Н. Смирнова, В.И. Коваленко, И.В. Ратовой и др.
Большой интерес вызывает опыт подготовки полицейских в зарубежных странах, где уровень психологической подготовки полицейского рассматривается как важная составляющая профессионализма. Для сравнения приведем практику некоторых из них. Повышенное внимание к профессионально-психологической подготовке сотрудников полиции мы наблюдаем на примере ряда стран. В 80-90 гг. в большинстве западных стран были разработаны специальные обучающие программы, предусматривающие основы взаимодействия полиции и общества. Содержание программ сводится к обучению методам установления взаимоотношений с населением, разрешения конфликтных ситуаций, методам оказания психологической помощи при семейно-бытовых конфликтах, борьбы со стрессами и т. д.
В области установления взаимоотношений с гражданами обучение направлено на приобретение навыков по предупреждению конфликтов в процессе общения. Для обучения используют разнообразные дидактические средства и методы. Лекции сочетаются с обсуждением в группах, семинарскими и практическими занятиями. Широко используются игровые инсценировки, оказывающие помощь в совершенствовании навыков межличностных отношений.
Большинство программ обучения методам разрешения семейно-бытовых конфликтов направлены на приобретение полицейскими знаний, умений и навыков, применение которых поможет уменьшить вероятность насилия в таких конфликтных ситуациях. Основу программ составляют такие темы, как: «Психология семейных отношений», «Вербальные и невербальные методы общения», «Методы проведения опросов и бесед», «Аномальное поведение», «Разрешение конфликтов и снятие стресса» и др. Методика включает лекции, дискуссии, смоделированное вмешательство (часто с привлечением профессиональных актеров) в сочетании с видеозаписью и последующей демонстрацией вмешательства.
Профессиональная деятельность полицейского обусловила необходимость разработки программ по вопросам, относящимся к умению сохранять выдержку в условиях сильных стрессов. Программа направлена на обучение полицейских методам распознавания физиологических и психологических проявлений стресса, методам релаксации и мобилизации. Обучение направлено на умение правильно оценивать обстановку, выработку толерантности поведения в состоянии фрустрации, преодоления страха и агрессии по отношению к правонарушителю.
Большинство применяемых на практике программ психологической подготовки сотрудников полиции за рубежом построены на основе специальных курсов, носящих самостоятельный характер, что способствует углубленному и качественному обучению слушателей. Так, полиция земли Северный Рейн-Вестфалия (ФРГ) с помощью специалистов в области психиатрии, психологии, медицины и правоохранительной деятельно-
сти подготовила и успешно применяет трехнедельную программу, направленную на обучение слушателей умению управлять своими эмоциями и контролировать поведение окружающих.
Во многих полицейских школах западных стран для сотрудников полиции проводятся специальные семинары по обучению их способам предотвращения и разрешения конфликтных ситуаций, возникающих между полицией и населением. Сотрудники полиции на примере большого количества типичных ситуаций, с которыми сталкиваются в повседневной деятельности, рассматривают условия, способствующие возникновению конфликтов, учатся оценивать их, проводить беседы с гражданами. Преподаватели ориентируют слушателей на то, что поводом к возникновению конфликтной ситуации может быть не только агрессивное поведение окружающих либо принуждение, направленное против преступников, но даже обычное предупреждение, высказанное полицейским лицу, нарушившему правила уличного движения.
Заслуживают также внимания некоторые программы психологической подготовки сотрудников полиции в США. Например, в департаменте полиции штата Индиана начальники полицейских подразделений в обязательном порядке проходят специальные курсы по изучению тактики и стратегии поведения в экстремальных ситуациях. Задача стратегии-свести на нет сопротивление со стороны правонарушителя при минимальном риске для оперативных работников. Главные элементы стратегии-«движение и неожиданность». Основная схема поведения с использованием этих элементов должна поставить правонарушителя в такое положение, когда безоговорочная капитуляция станет для него «единственной логической альтернативой».
Тактической задачей является создание явного преимущества для полицейского и невыгодного положения для правонарушителя. Преимущество полицейского последний устанавливает по своему выбору, благодаря чему достигается стратегический элемент «неожиданности». Концепция основывается на результатах психологического изучения отношения человека к риску. Научно установлено, что в зависимости от степени риска человек соответственно изменяет и свое поведение. Таким образом поведение, являющееся противозаконным, можно пресечь путем правильного применения стратегии и тактики поведения в экстремальных ситуациях.
И это все, небольшая доля того огромного положительного опыта, применение которого, на наш взгляд достойно изучения и внедрения в отечественный образовательный процесс по подготовке сотрудников полиции.
Трудно переоценить роль и значение профессиональной подготовки личного состава правоохранительных органов в выполнении возложенных на полицию задач, в противодействии экстремизму и терроризму, преступности в целом. Состояние правопорядка, мира в стране, стабильности, защищенности граждан напрямую зависит от профессионализма каждого сотрудника полиции.
На наш взгляд, в процессе профессиональной подготовки сотрудников ОВД существует необходимость в пересмотре отношения к разделу «Психологическая подготовка». Считаем, что одним из важных условий повышения эффективности профессиональной деятельности сотрудников органов внутренних дел является наличие у них психологических знаний и умений.
Подготовка квалифицированного сотрудника ОВД диктует необходимость значительного увеличения объема часов, отведенных для изучения основ психологии, предусматривающей подготовку сотрудников, обладающих в достаточной степени коммуникативными качествами, умеющими считывать информацию передаваемую с помощью невербальных средств выражения, распознавать ложь в процессе проведения опроса, других оперативных мероприятий. Необходимо осознать, что в борьбе с проявлениями преступности, экстремизма и терроризма явится действенным методом применение рассмотренных нами выше профессионально важных умений и навыков. И от того, насколько скоро и полно это будет осуществлено, зависит формирование и становление сотрудника полиции нового времени, способного оказать необходимую квалифицированную помощь, разрешить конфликт, дать нужный совет, выявить по внешним признакам лиц, вынашивающих преступные замыслы, предупредить террористический акт, надежно защитить граждан от преступных и иных противоправных посягательств.
Список литературы:
1. Актуальные проблемы противодействия экстремизму и терроризму: сборник материалов межведомственной научно-практической конференции / под общ. Ред. д-ра юрид. наук, проф. Ю.Н. Демидова; сост. Е.В. Михайлова, О.Н. Ликсутина. - Домодедово: ВИПК МВД России, 2016. - 219 с.
2. Из выступления Президента Российской Федерации Д. Медведева на расширенном заседании коллегии МВД России. 22 марта 2011 года.
3. Концепция противодействия терроризму в Российской Федерации: утверждена Президентом Российской Федерации 5 октября 2009 г. // Российская газета. -2009. - 198., п.п. 3,4
4. Приказ МВД России от 31 марта 2015 г. № 385 "Об утверждении Порядка организации подготовки кадров для замещения должностей в органах внутренних дел Российской Федерации"., п.п. 36, 37.
5. Коблов Ф.Ч. Коммуникативная компетентность и культура общения в служебной деятельности сотрудника полиции. // Вестник Костромского государственного университета им. Н.А. Некрасова, 2012 г., Том 18. № 4 - с.205
Рецензия
на статью «К вопросу о совершенствовании профессиональной подготовки сотрудников органов внутренних дел», подготовленную преподавателем кафедра организации правоохранительной деятельности Северо-Кавказского института повышения квалификации (филиал) Краснодарского университета МВД России, кандидатом педагогических наук Кобловым Феликсом Черменовичем
С учетом событий, происходящих в стране и в мире, ростом преступности, повсеместной угрозой совершения террористических актов остро вырисовывается проблема профессиональной подготовки личного состава правоохранительных органов, от профессионализма, личностного потенциала и профессионально-важных качеств которых во многом зависит состояние правопорядка в стране, спокойствие граждан, предупреждение и пресечение террористических актов. Успех профессиональной деятельности, умение предупреждать, пресекать, раскрывать преступления во многом определяются уровнем профессионального обучения сотрудников органов внутренних дел. Вы-
полнение функциональных обязанностей, служебного долга на высоком профессиональном уровне возможны, только в случае, когда сотрудник полиции обладает необходимыми профессионально значимыми качествами, которые закладываются при прохождении обучения в образовательных организациях МВД России.
В представленной статье автор проводит подробный анализ программ профессиональной подготовки сотрудников органов внутренних дел, впервые принятых на службу в ОВД, уделяя при этом особое внимание формированию, развитию и совершенствованию у обучаемых умений и навыков психологической подготовленности, имеющих важное значение в профессиональной деятельности каждого сотрудника полиции.
В результате проведенного исследования автор приходит к ряду выводов, имеющих практическую значимость для совершенствования профессиональной подготовки сотрудников органов внутренних дел посредством психологической подготовки. В уровне профессионально-психологической подготовленности, по мнению автора, скрыты значительные возможности, оказывающие действенное влияние на успешность выполнения оперативно-служебных задач.
Материал статьи основан на детальном анализе программ обучения на предмет психологической составляющей. На основе большого фактического материала автор рассматривает опыт подготовки сотрудников полиции ряда зарубежных стран. По мнению автора содержание учебных планов программ обучения не способствует в полном объеме подготовке сотрудников полиции на должном профессиональном уровне.
С целью повышения эффективности борьбы с преступностью, автор считает целесообразным внести соответствующие дополнения в содержание действующих программ обучения. По мнению автора раздел психологической подготовки должен быть направлен на развитие личностно-психологических качеств, таких как: умение психологически правильно строить общение, умение применять приемы установления и поддержания психологического контакта, применение приемов психологического воздействия, умение расположить к себе собеседника, грамотно разрешить назревающий конфликт, умение применять приемы диагностики личности по внешним признакам, характерологическим и поведенческим особенностям, умение выявлять по внешним признакам лиц, вынашивающих преступные замыслы, планирующих совершение террористических актов и экстремистских действий и др.
Источники, цитируемые в настоящей статье, отражают современную точку зрения на исследуемую проблему.
На наш взгляд, работа представляет практическую направленность и может быть представлена к публикации в открытую печать.
Начальник кафедры специальных дисциплин Северо-Кавказского института повышения квалификации (филиал) Краснодарского университета МВД России, кандидат юридических наук М.М.Ардавов