Научная статья на тему 'ВОЗМОЖНОСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ СЕРВИСОВ ЕДИНОЙ СИСТЕМЫ ИНФОРМАЦИОННО-АНАЛИТИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МВД РОССИИ В ОПЕРАТИВНО-РОЗЫСКНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОРГАНОВ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ'

ВОЗМОЖНОСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ СЕРВИСОВ ЕДИНОЙ СИСТЕМЫ ИНФОРМАЦИОННО-АНАЛИТИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МВД РОССИИ В ОПЕРАТИВНО-РОЗЫСКНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОРГАНОВ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
995
87
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
аналитическое обеспечение / деятельность полиции / информационное обеспечение / информационный сервис / информационная база данных / информационные технологии в деятельности органов внутренних дел / analytical support / police activities / information support / information service / information database / information technologies in the activities of internal affairs bodies

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — С А. Черняков, С Л. Горбатенко

Информационно-аналитическое обеспечение во многом определяет эффективность деятельности оперативных подразделений органов внутренних дел. Использование оперативным сотрудником полиции возможностей различных информационных сервисов и баз данных в этой связи необходимо рассматривать как одно из приоритетных направлений оперативно-служебной деятельности. Получение в полном объеме сведений, предоставляемых ведомственными информационными ресурсами, а в частности сервисами Единой системы информационно-аналитического обеспечения деятельности МВД России, лежит в основе планирования оперативно-розыскных мероприятий и является залогом формирования доказательственной базы для изобличения преступника и привлечения его к ответственности. В статье рассматривается специфика реализации возложенных на оперативные подразделения функций и полномочий по получению оперативно значимой информации, необходимой для решения задач оперативно-розыскной деятельности, путем применения связанных с использованием сотрудниками полиции информационно-поисковых сервисов и баз данных, интегрированных в состав Единой системы информационно-аналитического обеспечения деятельности МВД России. Авторами проведено исследование действующей ведомственной системы информационно-аналитического обеспечения деятельности МВД России. Приведенные примеры позволяют выявить особенности использования предметной области ведомственных информационных систем, возможности которых представляют практический интерес для использования в оперативно-розыскной деятельности. Акцент сделан на особенностях использования сотрудниками оперативных подразделений системы МВД России ведомственных информационных систем и баз данных в практической деятельности при реализации возложенных обязанностей по решению задач оперативно-розыскной деятельности. Рассмотрены возможности и перечень сведений, предоставляемых информационными сервисами для последующего использования в оперативно-розыскной деятельности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — С А. Черняков, С Л. Горбатенко

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Possibilities of using the services of the Unified System of Information and Analytical Support for the Activities of the Ministry of Internal Affairs of Russia in the operational investigative activities of internal affairs bodies

Information and analytical support largely determines the effectiveness of the activities of operational units of internal affairs bodies. The use by an operational police officer of the capabilities of various information services and databases, in this regard, must be considered as one of the priority areas of operational activity. Obtaining the full amount of information provided by departmental information resources, and in particular the services of the Unified System of Information and Analytical Support for the Activities of the Ministry of Internal Affairs of Russia, underlies the planning of operational investigative activities and is the key to the formation of an evidence base for exposing a criminal and b ringing him to justice. The article discusses the specifics of the implementation of the functions and powers assigned to operational units to obtain operationally significant information necessary to solve the tasks of operational search activities, through the use of information and search services and databases related to the use by police officers, integrated into the Unified System of Information and Analytical Support of the Activities of the Ministry of Internal Affairs of Russia. The authors have conducted a study of the current departmental system of information and analytical support for the activities of the Ministry of Internal Affairs of Russia. The given examples allow us to identify the features of the use of the subject area of departmental information systems, the capabilities of which are of practical interest for use in operational and investigative activities. Emphasis is placed on the peculiarities of the use of departmental information systems and databases by employees of operational units of the Ministry of Internal Affairs of Russia in practical activities in the implementation of their duties to solve the tasks of operational-search activities. The possibilities and list of information provided by information services for subsequent use in operational-search activities are considered.

Текст научной работы на тему «ВОЗМОЖНОСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ СЕРВИСОВ ЕДИНОЙ СИСТЕМЫ ИНФОРМАЦИОННО-АНАЛИТИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МВД РОССИИ В ОПЕРАТИВНО-РОЗЫСКНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОРГАНОВ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ»

возможности ИСПОЛЬЗОВАНИЯ СЕРВИСОВ Единой системы информационно-аналитического обеспечения деятельности МВД России В оперативно-разыскной Деятельности органов внутренних дел

POSSIBILITIES OF USING THE SERVICES OF THE UNIFIED SYSTEM OF INFORMATION AND ANALYTICAL SUPPORT FOR THE ACTIVITIES OF THE MINISTRY OF INTERNAL AFFAIRS OF RUSSIA IN THE OPERATIONAL INVESTIGATIVE ACTIVITIES

OF INTERNAL AFFAIRS BODIES

УДК 004.051

С.А. ЧЕРНЯКОВ,

кандидат юридических наук, доцент (Белгородский юридический институт МВД России имени И.Д. Путилина, Россия, Белгород) [email protected]

С.Л. ГОРБАТЕНКО

(Белгородский юридический институт МВД России имени И.Д. Путилина, Россия, Белгород) [email protected]

SERGEY A. CHERNYAKOV,

Candidate of Law, Associate Professor (Putilin Belgorod Law Institute of Ministry of the Interior of Russia, Belgorod, Russia)

SERGEY L. GORBATENKO

(Putilin Belgorod Law Institute of Ministry of the Interior of Russia, Belgorod, Russia)

Аннотация: информационно-аналитическое обеспечение во многом определяет эффективность деятельности оперативных подразделений органов внутренних дел. Использование оперативным сотрудником полиции возможностей различных информационных сервисов и баз данных в этой связи необходимо рассматривать как одно из приоритетных направлений оперативно-служебной деятельности.

Получение в полном объеме сведений, предоставляемых ведомственными информационными ресурсами, а в частности сервисами Единой системы информационно-аналитического обеспечения деятельности МВД России, лежит в основе планирования оперативно-разыскных мероприятий и является залогом формирования доказательственной базы для изобличения преступника и привлечения его к ответственности.

В статье рассматривается специфика реализации возложенных на оперативные подразделения функций и полномочий по получению оперативно значимой информации, необходимой для решения задач оперативно-разыскной деятельности, путем применения связанных с использованием сотрудниками полиции информационно-поисковых сервисов и баз данных, интегрированных в состав Единой системы информационно-аналитического обеспечения деятельности МВД России.

Авторами проведено исследование действующей ведомственной системы информационно-аналитического обеспечения деятельности МВД России. Приведенные примеры позволяют выявить особенности использования предметной области ведомственных информационных систем, возможности которых представляют практический интерес для использования в оперативно-разыскной деятельности. Акцент сделан на особенностях использования сотрудниками оперативных подразделений системы МВД России ведомственных информационных систем и баз данных в практической деятельности при реализации возложенных обязанностей по решению задач оперативно-разыскной деятельности. Рассмотрены возможности и перечень сведений, предоставляемых информационными сервисами для последующего использования в оперативно-разыскной деятельности.

Ключевые слова: аналитическое обеспечение, деятельность полиции, информационное обеспечение, информационный сервис, информационная база данных, информационные технологии в деятельности органов внутренних дел.

Для цитирования: Черняков С.А., Горбатенко С.Л. Возможности использования сервисов Единой системы информационно-аналитического обеспечения деятельности МВД России в оперативно-разыскной деятельности органов внутренних дел // Проблемы правоохранительной деятельности. - 2023. - № 4. - С. 53-62.

Abstract: information and analytical support largely determines the effectiveness of the activities of operational units of internal affairs bodies. The use by an operational police officer of the capabilities of various information services and databases, in this regard, must be considered as one of the priority areas of operational activity.

Obtaining the full amount of information provided by departmental information resources, and in particular the services of the Unified System of Information and Analytical Support for the Activities of the Ministry of Internal Affairs of Russia, underlies the planning of operational investigative activities and is the key to the formation of an evidence base for exposing a criminal and bringing him to justice.

The article discusses the specifics of the implementation of the functions and powers assigned to operational units to obtain operationally significant information necessary to solve the tasks of operational search activities, through the use of information and search services and databases related to the use by police officers, integrated into the Unified System of Information and Analytical Support of the Activities of the Ministry of Internal Affairs of Russia.

The authors have conducted a study of the current departmental system of information and analytical support for the activities of the Ministry of Internal Affairs of Russia. The given examples allow us to identify the features of the use of the subject area of departmental information systems, the capabilities of which are of practical interest for use in operational and investigative activities. Emphasis is placed on the peculiarities of the use of departmental information systems and databases by employees of operational units of the Ministry of Internal Affairs of Russia in practical activities in the implementation of their duties to solve the tasks of operational-search activities. The possibilities and list of information provided by information services for subsequent use in operational-search activities are considered.

Keywords: analytical support, police activities, information support, information service, information database, information technologies in the activities of internal affairs bodies.

For citation: Chernyakov S.A., Gorbatenko S.L. Possibilities of using the services of the Unified System of Information and Analytical Support for the Activities of the Ministry of Internal Affairs of Russia in the operational investigative activities of internal affairs bodies // Problems of Law Enforcement Activity. -2023. - № 4. - Р. 53-62.

Деятельность всех без исключения ведомств, структур, организаций и учреждений по интеграции в современное общество без использования информационных технологий невозможна. Под воздействием научно-технического прогресса во всех сферах жизнедеятельности общества внедряются новые цифровые технологии, представляющие реальные возможности по быстрому и эффективному решению конкретных практических задач, развития как государства в целом, так и отдельной личности или организации. Как следствие, фактически информация превратилась в товар, обладающий значительной ценностью, в своеобразный стратегический ресурс.

В настоящее время, в век активного развития информационных технологий, внедрение специализированных автоматизированных баз данных и информационных систем в повседневную деятельность не могло обойти стороной как систему МВД России в целом, так и конкретные службы и подразделения в частности.

Разработка и внедрение в повседневную деятельность сотрудников правоохранительных

органов, включая сотрудников оперативных подразделений МВД России, современных программно-технических комплексов, информационных систем и автоматизированных баз данных, позволяют значительно повысить эффективность их оперативно-служебной деятельности, поскольку существенно облегчают и автоматизируют процесс поиска и обработки информации, необходимой для реализации возложенных на полицию функциональных обязанностей в полном объеме.

Непосредственно перед сотрудниками оперативных подразделений МВД России, в число основных обязанностей которых входит решение задач оперативно-разыскной деятельности (далее - ОРД), в том числе выявление, пресечение и раскрытие тяжких и особо тяжких преступлений, также стоит задача обеспечить эффективное противодействие преступности на высоком профессиональном уровне и в кратчайшие сроки, в том числе с использованием информационных ресурсов.

Зачастую промедление оперативных сотрудников полиции в действиях по установлению в кратчайшие сроки личности и примет преступника, ме-

ста его жительства или пребывания, получению сведений о зарегистрированном на его имя номере мобильной связи или автотранспорте может повлечь за собой сокрытие следов преступления, изменение внешности преступника, смену номера мобильной связи и места пребывания и непринятие своевременно мер по документированию противоправного действия и задержанию преступника. Таким образом, от своевременности и полноты получения информации, необходимой для выявления и раскрытия преступления, установления причастности конкретного лица к его совершению и, как следствие, эффективности осуществления ОРД субъектов оперативно-разыскной деятельности зависит объем и качество доказательственной базы, в дальнейшем интегрируемой в производство по уголовному делу и поступающей для дальнейшего рассмотрения в суде.

Кроме того, информационное обеспечение оперативных подразделений включает в себя также сбор, систематизацию, анализ и использование полученных сведений, часто не связанных с совершением конкретного преступления. К перечню таких сведений следует отнести правовую информацию, криминальную информацию, а также иную ориентирующую информацию, позволяющую решать задачи ОРД.

Реализация потребностей оперативных сотрудников полиции в получении в кратчайшие сроки предельно полной информации, необходимой для решения задач ОРД, в соответствии с ч. 1 ст. 10 Федерального закона от 12.08.1995 № 144-ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности», достигается за счет создания ведомственных информационных систем и ресурсов, предназначенных для работы со значительными массивами баз данных, содержащими упорядоченные сведения ведомственных учетов. Их использование в повседневной деятельности позволяет оперативному сотруднику существенно уменьшить сроки получения необходимых сведений, а также снизить трудозатраты на поиск нужной информации путем автоматизации отбора и систематизации предоставляемых данных. В дальнейшем данное обстоятельство позволит выполнить предусмотренные нормативно-правовыми актами задачи и реализовать возложенные на оперативные подразделения обязанности в полном объеме [1].

Так, в соответствии с перечнем поручений Президента Российской Федерации от 09.08.2011 № ПР-2291 в МВД России в марте 2012 года утверждена концепция создания в 2014 году Единой системы информационно-аналитического обеспечения деятельности МВД России (далее -ИСОД), которая по своей сути является совокупностью автоматизированных систем обработки информации и баз данных, программно-аппа-

ратных комплексов и программно-технических средств, а также систем связи и передачи данных, необходимых для обеспечения оперативно-служебной деятельности сотрудников МВД России.

Создание ИСОД явилось продолжением проекта создания Единой информационно-телекоммуникационной системы (ЕИТКС) органов внутренних дел, который осуществлялся с 2005 года. В процессе создания ИСОД реализованы задачи автоматизации основных видов деятельности подразделений МВД России, организации централизованного хранения и обработки массивов данных, повышения эффективности принимаемых решений за счет улучшения качества подготавливаемых отчетов, основанных на актуальных и достоверных данных [2].

Согласно действующей нормативной базе доступ к сервисам ИСОД строго ограничен и возможен исключительно зарегистрированными пользователями лишь со стационарных автоматизированных рабочих мест или мобильных устройств, соответствующих предъявляемым требованиям информационной безопасности.

Актуальный интерес представляют возможности практического применения в деятельности оперативных подразделений МВД России информационно-поисковых сервисов и сервисов, входящих в состав ИСОД.

В настоящее время в состав ИСОД включены:

- сервисы обеспечения повседневной деятельности;

- сервисы обеспечения оперативно-служебной деятельности;

- прочие ресурсы.

Рассмотрим более подробно роль и предоставляемые возможности каждой составляющей ИСОД для использования в практической деятельности оперативных подразделений МВД России.

Сервисы обеспечения повседневной деятельности, как следует из названия, не предоставляют фактического доступа к конкретным ведомственным информационным ресурсам и сервисам, позволяющим получить оперативно значимую информацию для дальнейшего ее использования в ОРД, а их роль в оперативно-служебной деятельности оперативных подразделений носит обеспечительный характер. Включают в себя:

- сервис электронного документооборота (СЭД);

- сервис электронной почты (СЭП);

- сервис видеоконференцсвязи (СВКС-м);

- сервис управления доступом к информационным системам и ресурсам (СУДИС);

- ведомственный информационно-справочный портал (ВИСП);

- официальный интернет-сайт МВД России [3].

Вышеперечисленные ресурсы обеспечивают:

управление доступом к сервисам и ресурсам ИСОД; взаимодействие служб и подразделений

МВД России путем подготовки и направления необходимых запросов в соответствующее подразделение или конкретному должностному лицу (например, о принадлежности транспортного средства или номера мобильной связи); предоставление доступа к онлайн-сервисам МВД России (розыск лиц, проверка действительности документов мигрантов и т.п.); предоставление возможности непосредственного взаимодействия с иными подразделениями и должностными лицами в режиме видеоконференции, а также путем обмена информацией в электронном виде.

Возможности получения наибольшего объема оперативно значимой информации для дальнейшего ее использований в ОРД представляют сервисы обеспечения оперативно-служебной деятельности ИСОД, в состав которых включены следующие ресурсы:

- информационно-поисковый сервис «Следо-пыт-М» (ИПС «Следопыт-М»);

- информационно-поисковая система «Сервис ИСОД МВД России «Незаконный оборот наркотиков» (Сервис «НОН»);

- сервис обеспечения экономической безопасности (СОЭБ);

- сервис интегрированных банков данных централизованных учетов (ИБД-М);

- сервис централизированного учета оружия (СЦУО);

- сервис для автоматизации деятельности центров автоматической фиксации административных правонарушений (Сервис «Паутина»);

- сервисы управления Главного управления по вопросам миграции (сервисы по вопросам миграции);

- федеральная информационная система Госавтоинспекции (ФИС ГИБДД-М);

- сервис межведомственного взаимодействия (СМВ).

Кроме того, для получения наибольшего объема оперативно значимой информацию в деятельности ОРД используются другие ресурсы, такие как дактилоскопическая информационная система МВД России (ЦИАДИС); Единая автоматизированная информационная система технического осмотра (ЕАИСТО); комплекс «Ретроспектива»; объединенная поисковая федеральная система генетической идентификации («Ксенон-2»); сервис обеспечения деятельности дежурных частей (СОДЧ); сервис обеспечения деятельности организационно-штатных подразделений (СОШП); сервис обеспечения деятельности подразделений тылового обеспечения (СОМТО); сервис обеспечения деятельности правовых подразделений системы МВД России (СОДПП); сервис обеспечения деятельности финансовых подразделений органов внутренних дел Российской Федерации

(СФП); сервис обеспечения кадровой деятельности (СОКД); сервис обеспечения оперативно-служебной деятельности НЦБ Интерпола МВД России (СОДИ); сервис обеспечения охраны общественного порядка (СООП); сервис оформления проезда сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации (СОПС); сервис предоставления государственных услуг (СПГУ); сервис проверки документов, лиц и транспортных средств на объектах учетно-заградительной системы подразделений МВД России (САПД УЗС); служебный сервис автоматизированного информационно- аналитического учета (СОБТ)1.

Несмотря на возможность получения значительного перечня актуальных данных по ряду направлений оперативно-служебной деятельности, для сотрудников оперативных подразделений, в виду специфики возложенных на них обязанностей и круга решаемых задач, представляют интерес лишь ряд сервисов, сведения из которых могут быть использованы в дальнейшем в ОРД.

Рассмотрим более детально перечень информации, которая представляет оперативный интерес и может быть использована в ОРД путем обращения оперативных сотрудников к конкретным информационным ресурсам, включенным в систему сервисов обеспечения оперативно-служебной деятельности ИСОД.

Информационно-поисковый сервис «Следо-пыт-М» (ИПС «Следопыт-М») разработан и внедрен в состав ИСОД для использования непосредственно в интересах оперативных подразделений МВД России и предназначен для поиска, сбора, обработки и представления информации, получаемой из включенных в состав сервиса разнородных информационных систем и баз данных, используемых в оперативных подразделениях МВД России на федеральном, межрегиональном, региональном и территориальном уровнях. Внедрение ИПС «Следопыт-М» призвано повысить эффективность информационного обеспечения деятельности оперативных подразделений МВД России за счет снижения трудозатрат и сокращения времени на получение необходимых сведений путем формирования единого поискового запроса, сбора, обработки информации, досье в рамках унифицированного интерфейса и статистической отчетности [4].

По состоянию на 1 ноября 2023 года ИПС «Следопыт-М» обеспечивает доступ пользователя к сведениям, содержащимся в 21 внешней системе, интегрированной в рассматриваемый информационно-поисковый сервис.

1 Единая система информационно-аналитического обеспечения деятельности МВД России [Электронный ресурс]. -URL: https://student-servis.ru/spravochnik/edinaya-sistema-mformatsюnno-anaNticheskogo-obespechemya-deyatelnosti-mvd-rossii/ (дата обращения: 16.10.2023).

ИПС «Следопыт-М» предоставляет пользователю следующие возможности:

- взаимодействие с внешними информационными системами иных органов государственной власти (ФНС России, ДИТ Москвы (АС УР), ПФР и т.д.);

- формирование и отправку поисковых запросов в интегрированные информационные системы, в том числе на основе неполных данных об объекте, а также прием и просмотр полученных результатов запросов;

- формирование досье об объекте и аналитической справки на основе полученной информации;

- формирование и просмотр статистических отчетов.

Перечень сведений, которые могут быть получены оперативным сотрудником посредством ИПС «Следопыт-М»:

- выписка сведений из Единого государственного реестра юридических лиц и Единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей;

- информация о владельцах транспортных средств (физических и юридических лицах, наличии водительского удостоверения);

- информация о действительности паспорта гражданина Российской Федерации;

- информация о нахождении физического лица в розыске;

- информация о регистрациях по месту жительства и по месту пребывания гражданина Российской Федерации, иностранного гражданина и лица без гражданства;

- паспортное досье (сведения о регистрации, выданных документах и т.п.) на гражданина Российской Федерации, иностранного гражданина и лицо без гражданства;

- сведения о заработной плате и ином доходе физических лиц за указанный период;

- сведения о наличии банковских счетов физических лиц, юридических лиц и индивидуальных предпринимателей;

- сведения о наличии разрешения на работу и месте работы иностранного гражданина и лица без гражданства;

- сведения о нахождении в розыске транспортных средств, оружия и иных ценностей;

- сведения о перемещениях похищенного автотранспорта по автомагистралям;

- сведения о размере произведенных выплат застрахованного лица по линии Пенсионного фонда Российской Федерации (включая сведения о доплатах к пенсии, социальных выплатах);

- сведения о совершении противоправных деяний физическими и юридическими лицами;

- сведения о физических лицах по линии Интерпола (розыск, место жительства, документы);

- сведения об авиа- и железнодорожных билетах, приобретенных физическим лицом и его перемещениях по территории Российской Федерации;

- электронные образцы документов (паспорт, водительское удостоверение и др.) и фотографий гражданина Российской Федерации, иностранного гражданина и лица без гражданства.

В практической деятельности ИПС «Следо-пыт-М» представляет интерес для всех без исключения оперативных подразделений системы МВД России, поскольку информация, которую можно получить, используя возможности сервиса, отличается значительным объемом и разноплановостью, позволяющими решать задачи ОРД в широком спектре с учетом специфики обязанностей, возложенных на конкретное оперативное подразделение МВД России.

Информационно-поисковая система «Сервис ИСОД МВД России «Незаконный оборот наркотиков» (Сервис «НОН») предназначена для обеспечения инструментальной и информационной поддержки деятельности сотрудников оперативных подразделений центрального аппарата и территориальных органов МВД России, отвечающих за организацию раскрытия и расследования преступлений в сфере незаконного оборота наркотиков.

Областью применения Сервиса «НОН» являются следующие виды оперативно-служебной деятельности подразделений ГУНК МВД России и территориальных органов МВД России на региональном и районном уровнях:

- выявление, предупреждение, пресечение и раскрытие преступлений, связанных с незаконным оборотом наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров путем поиска, систематизации и анализа информации, полученной путем взаимодействия с интегрированными сервисами ИСОД МВД России (СООП, СОДЧ, ИБД-Ф, ФИС ГИБДД-М, СПО «Мигрант», АС «Российский паспорт», ПТК «Розыск-Магистраль»), базовыми сущностями единого списка физических лиц (ЕСФЛ) и нормативно-справочной информации (НСИ);

- обеспечение централизованного учета и контроля структурными подразделениями органов внутренних дел за исполнением лицами обязанности, возложенной судьями в порядке части 2.1 статьи 4.1 Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации;

- осуществление контроля за оборотом наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, а также реализация мер по противодействию их незаконному обороту;

- учет, поиск и анализ оперативно значимой информации, содержащей сведения о потребителях наркотических средств, преступниках и правонарушителях в сфере незаконного оборота наркотиков;

- формирование статистических и аналитических отчетов установленной формы, в том числе в графической форме.

Несмотря на то обстоятельство, что Сервис «НОН» создан непосредственно для обеспечения деятельности сотрудников оперативных подразделений, отвечающих за организацию раскрытия и расследования преступлений в сфере незаконного оборота наркотиков, его возможности представляют значительный практический интерес для сотрудников иных оперативных подразделений. В частности, сервис представляет практический интерес по получению информации для подразделений уголовного розыска, в число основных направлений работы которого также входит организация выявления, пресечения и раскрытия преступлений в сфере незаконного оборота наркотиков. Для иных оперативных служб и подразделений системы МВД России информация также может представлять интерес в случае необходимости получения характеризующих данных о лице, ранее попадавших в сферу интересов оперативных подразделений по контролю за оборотом наркотиков.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Сервис обеспечения экономической безопасности (СОЭБ) предназначен для реализации функций ввода, накопления, обработки и анализа оперативно-служебной, аналитической и оперативно-разыскной информации в Главное управление экономической безопасности и противодействия коррупции МВД России (далее - ГУЭБиПК МВД России), а также в подразделениях экономической безопасности и противодействия коррупции (далее - ЭБиПК) территориальных органов внутренних дел МВД России на региональном и районном уровнях.

Сервис СОЭБ выполняет следующие функции и задачи:

- автоматизирует процесс учета и регистрации информации о результатах оперативно-служебной деятельности ГУЭБиПК МВД России подразделений ЭБиПК территориальных органов МВД России;

- обеспечивает информационное взаимодействие ГУЭБиПК МВД России с Экспертно-крими-налистическим центром МВД России (далее -ЭКЦ МВД России) и подразделениями ЭБиПК территориальных органов МВД России в сфере борьбы с преступностью экономической и коррупционной направленности;

- осуществляет обработку, анализ и хранение данных, получаемых в процессе оперативно-служебной деятельности ГУЭБиПК МВД России и подразделений ЭБиПК территориальных органов МВД России;

- формирует единый банк данных, где содержится информация о результатах оперативно-служебной деятельности ГУЭБиПК МВД Рос-

сии, подразделений ЭБиПК территориальных органов МВД России и сведения, поступающие из ЭКЦ МВД России о фальшивых денежных знаках.

Возможности практического применения сведений, предоставляемых СОЭБ, представляют также оперативный интерес для сотрудников иных оперативных подразделений, на которых в отдельных территориальных органах МВД России на районном уровне возлагается исполнение обязанностей по направлению деятельности ЭБиПК в связи с особенностями организационно-штатного построения.

Сервис интегрированных банков данных централизованных учетов (ИБД-М) предназначен для повышения эффективности оперативно-служебной деятельности органов внутренних дел Российской Федерации по формированию, ведению и использованию массивов централизованных оперативно-справочных, криминалистических и разыскных учетов органов внутренних дел Российской Федерации2.

Сервис ИБД-М включает в себя следующие подсистемы, возможности которых могут быть использованы сотрудниками оперативных подразделений:

- Интегрированный банк данных;

- Обработчик запросов;

- Сведения ФСБ;

- ФР-Оповещение;

- ОСК;

- АБД-Центр;

- Криминал-И;

- Оружие;

- Автопоиск;

- Антиквариат;

- Номерные вещи;

- Паспорт-Центр;

- АСВ-РИФ;

- Реестр задержанных;

- Государственная защита.

Областью применения сервиса ИБД-М является выполнение следующих функций и задач оперативно-служебной деятельности органов внутренних дел Российской Федерации:

- организация интегрированного банка данных для ведения централизованных разыскных, оперативно-справочных и криминалистических учетов;

- получение комплексной информации по разным учетам в форме досье на запрашиваемый объект учета;

2 Использование информационных систем и компьютерных сетей для обеспечения межведомственного взаимодействия правоохранительных органов [Электронный ресурс]. - URL: https://studme.org/414739/pravo/ispolzovanie_ informatsionnyh_sistem_kompyuternyh_setey_obespecheniya_ mezhvedomstvennogo_vzaimodeystviya (дата обращения: 16.10.2023).

- предоставление удаленным пользователям сведений об интересующих объектах учета;

- обеспечение межгосударственного и межведомственного обмена сведениями о лицах, объявленных в розыск, автотранспорте, оружии, преступлениях и правонарушениях [5].

ИБД-М также представляет интерес для практической деятельности всех оперативных подразделений МВД России, поскольку информация, которую можно получить посредством сервиса, позволяет решить задачи ОРД в широком интервале с учетом особенностей выполняемых конкретным оперативным подразделением МВД России обязанностей.

Сервис централизованного учета оружия (СЦУО) предназначен для централизованного учета и контроля за оборотом нарезного боевого, служебного и гражданского оружия, гранатометов, реактивных пехотных огнеметов, переносных зенитно-ракетных и противотанковых комплексов на территории Российской Федерации.

В состав СЦУО включены представляющие интерес для оперативных подразделений МВД России подсистема ЦСМ СЦУО и подсистема «АИПС «Оружие-МВД», которая, в свою очередь, имеет в составе комплекса модули:

- Физические лица;

- Юридические лица;

- Иностранцы;

- Частные охранники;

- Бланки;

- Наградное оружие.

Областью применения СЦУО является выполнение следующих функций и задач оперативно-служебной деятельности органов внутренних дел Российской Федерации:

- предоставление информации об оружии из информационных систем информационной базы данных федерального уровня - ИБД-Ф (подсистемы «Оружие», «Пулегильзотека», «Оружие-ГКВВ», «Оружие-ДТ»);

- предоставление сведений по единице оружия из СЦУО в рамках межведомственного взаимодействия;

- предоставление сведений о физических лицах, имеющих в законном пользовании оружие;

- предоставление актуальных сведений о лицензиях и разрешениях частных охранников и индивидуальных предпринимателей, получивших лицензию на осуществление частной детективной (сыскной) деятельности [6].

Содержащиеся в базах данных СЦУО сведения представляют оперативный интерес для сотрудников подразделений уголовного розыска, ответственных за линию работы по противодействию незаконному обороту оружия, взрывчатых веществ и взрывных устройств.

Сервис для автоматизации деятельности центров автоматической фиксации административных правонарушений «Паутина» (Сервис «Паутина») предназначен для совершенствования деятельности органов внутренних дел Российской Федерации по фиксации, предупреждению, пресечению и раскрытию преступлений и правонарушений, выявлению похищенных или находящихся в угоне транспортных средств, транспортных средств участников дорожного движения, скрывшихся с мест дорожно-транспортных происшествий.

Сервис «Паутина» включает в себя следующие интегрированные подсистемы, возможности которых могут быть использованы сотрудниками оперативных подразделений:

- Анализ перемещения транспортных средств: предназначена для реализации функции автоматизированного сбора, обработки и хранения результатов контроля передвижения транспортных средств по автомобильным дорогам в Российской Федерации;

- Взаимодействие со средствами автоматической фотовидеофиксации: предназначена для информационного взаимодействия со средствами автоматической фотовидеофиксации путем получения фото- и видеоматериалов, сведений об административных правонарушениях, а также мониторинга работоспособности средств автоматической фотовидеофиксации;

- Обработка и хранение сведений об административных правонарушениях: предназначена для автоматизации оперативно-служебной деятельности сотрудников полиции по обработке материалов о совершении административных правонарушениях, зафиксированных средствами автоматической фотовидеофиксации;

- Формирование отчетных материалов: предназначена для автоматизированного построения отчетов, необходимых для пользователей, осуществляющих предварительную обработку материалов о совершении противоправных деяний, зафиксированных с применением средств автоматической фотовидеофиксации [7].

Для сотрудников всех без исключения оперативных подразделений особую ценность в практической деятельности представляет подсистема «Анализ перемещения транспортных средств» сервиса «Паутина», поскольку реализует возможность контроля за передвижением конкретных транспортных средств, в том числе на основе неполных установочных данных, тем самым позволяет установить маршруты следования похищенных автомобилей, транспортных средств под управлением преступников, грузового автотранспорта, посредством которого осуществляется перевозка контрафактной и контрабандной про-

дукции, а также объектов, свободный оборот которых ограничен либо запрещен.

Сервисы управления Главного управления по вопросам миграции (сервисы по вопросам миграции) предназначены для обеспечения деятельности полиции в сфере миграции, а также их взаимодействия с соответствующими органами государственной власти Российской Федерации и организациями.

Сервисы по вопросам миграции включают в себя следующие интегрированные подсистемы, возможности которых могут быть использованы в практической деятельности сотрудниками оперативных подразделений:

- Автоматизированная система аналитической отчетности государственной информационной системы миграционного учета (АСАО ГИСМУ): предназначена для фиксации и учета событий, происходящих с участием иностранных граждан на территории России, получения полной, достоверной и своевременной информации об иностранных гражданах, пересекающих государственную границу Российской Федерации, обеспечения системы регистрационного учета граждан Российской Федерации, системы ведения адресно-справочной работы, системы межведомственного взаимодействия по доступу к учетным данным и организации обмена информацией;

- Центральный банк данных по учету иностранных граждан и лиц без гражданства «Ми-грант-1» (АС ЦБД УИГ «Мигрант-1»): предназначен для учета иностранных гражданах и лиц без гражданства, временно или постоянно проживающих на территории России;

- Единый информационный ресурс регистрационного и миграционного учета (ЕИР РМУ): предназначен для формирования единого федерального информационного регистра, содержащего сведения о населении, а также для формирования соответствующих выгрузок сведений;

- Программное предохранительное обеспечение «Территория» (ППО «Территория»): предназначена для реализации функции регистрации и снятия с регистрационного учета по месту пребывания в электронном виде гражданина Российской Федерации, а также постановки на миграционный учет и снятие с миграционного учета иностранных граждан и лиц без гражданства по месту пребывания [8].

В последнее время в средствах массовой информации и на различных интернет-ресурсах прослеживается негативная тенденция увеличения числа совершаемых иностранными гражданами и выходцами из ближнего зарубежья преступлений, получивших значительный общественный резонанс. Данное обстоятельство влечет за собой необходимость получения в кратчайшие сроки оперативными сотрудниками актуальных и

полных сведений о рассматриваемой категории лиц для дальнейшего планирования и реализации оперативно-разыскных мероприятий по установлению их возможной причастности к совершению конкретных противоправных деяний. Посредством иных ведомственных ресурсов и баз данных в полном объеме получить сведения, представляемые сервисами по вопросам миграции, не представляется возможным.

Федеральная информационная система Госавтоинспекции МВД России (ФИС ГИБДД-М) разработана и предназначена для обеспечения деятельности подразделений Госавтоинспекции МВД России, а также их взаимодействия с соответствующими органами государственной власти Российской Федерации и организациями.

Структура и функции интегрированных подсистем сервиса:

- Административные правонарушения: позволяет получить сведения об административных правонарушениях, а также информацию о совершенных платежах по административным штрафам с сохранением полученных сведений в подсистеме;

- Водительские удостоверения: дает возможность получить информацию о выдаче и замене водительских удостоверений, путем интеграции с web-камерами возможно получение фотоизображений лиц, полученных для персонализации бланков водительского удостоверения;

- Запросы: предоставляет возможность получения сведений о регистрационных действиях, ограничениях, штрафах, транспортных средствах и лицах, находящихся в розыске. Обеспечивает взаимодействие с информационными системами Министерства внутренних дел Российской Федерации НЦБ Интерпола, ФМС России, ФССП России, ФНС России, ФТС России и др. по предоставлению сведений о проводимых разыскных мероприятиях в отношении транспортных средств и лиц;

- Специальная продукция: обеспечивает получение сведений об изготовленной, распределенной и утраченной спецпродукции, документов и государственных регистрационных знаков;

- Транспортные средства: реализует функцию получения информации о совершении регистрационных действий с транспортными средствами, изменении регистрационных данных транспортного средства, а также о постановке и снятии с розыска в случае обнаружения утраченных, похищенных или не сданных в установленном порядке регистрационных документов.

Предоставление доступа сотрудникам оперативных подразделений МВД России к интегрированным подсистемам сервиса ФИС ГИБДД-М позволяет существенно оптимизировать их деятельность путем обеспечения необходимой

информацией, которую впоследствии возможно использовать для решения задач ОРД. В частности, данный сервис обеспечивает предоставление характеризующей информации о лице, его связи с автотранспортом и возможных маршрутах передвижения.

Возможность получения и использования в оперативных целях значимой информации также представляют включенные в состав ИСОД прочие ресурсы обеспечения оперативно-служебной деятельности:

- государственная автоматизированная система правовой статистики (ГАС ПС);

- единый центр эксплуатации ИСОД МВД России (ЕЦЭ ИСОД МВД России);

- картографическое обеспечение деятельности органов внутренних дел;

- настройка типового места;

- облачная инфраструктура программно-технического комплекса единого информационного пространства МВД России (ОИ ПТК ЕИП);

- платформа государственных сервисов (ПГС);

- программно-технический комплекс «Розыск-магистраль» (ПТК «Розыск-магистраль»);

- сервисы межведомственного взаимодействия (СМВ);

- фонд алгоритмов и программ МВД России (ФАП);

- форум.

Непосредственно для сотрудников оперативных подразделений из числа прочих ресурсов лишь несколько сервисов ИСОД представляют оперативный интерес. В частности, возможность получения оперативным сотрудником необходимой для решения задач ОРД информации дают такие сервисы, как ПТК «Розыск-магистраль» и СМВ. Рассмотрим некоторые из них более подробно.

Программно-технический комплекс «Розыск-магистраль» (ПТК «Розыск-магистраль») предназначен для обеспечения оперативно-служебной деятельности подразделений органов внутренних дел (в первую очередь органов внутренних дел на транспорте) в сфере обеспечения правопорядка на объектах железнодорожного, авиационного, водного транспорта России.

ПТК «Розыск-магистраль» предназначен для автоматизации следующих видов оперативно-служебной деятельности подразделений МВД России:

- выявление среди пассажиров, перемещающихся железнодорожным, воздушным и водным транспортом, лиц, числящихся в розыске либо представляющих оперативный интерес для правоохранительных органов, и оповещение дежурного сотрудника о выявленных совпадениях;

- формирование и хранение архива информации о пассажиропотоке;

- автоматизация поиска, предоставление и анализ информации о пассажиропотоке, хранящейся в архиве.

Путем использования ПТК «Розыск-магистраль» оперативный сотрудник может получить сведения о перемещениях лиц, числящихся в розыске либо представляющих оперативный интерес для правоохранительных органов, железнодорожным, воздушным и водным транспортом. Получение подобным образом сведений о перемещениях фигуранта по уголовному делу, оперативное сопровождение которого осуществляется сотрудниками оперативных подразделений, также может способствовать процессу его расследования.

Сервисы межведомственного взаимодействия (СМВ) предназначены для организации информационного обмена с организациями с целью получения органами внутренних дел запрашиваемой информации в электронном виде.

В настоящее время СМВ дают возможность оперативному сотруднику получить информацию посредством интегрированных в сервис систем предоставления сведений «ВТБ Бизнес-онлайн» и Федеральной службой по финансовому мониторингу (Росфинмониторинг). К таким сведениям относится информация о регистрации юридических и физических лиц, индивидуальных предпринимателей, наличии открытых на их имя расчетных счетах и вкладах. Наибольший практический интерес полученная из СМВ информация представляет для сотрудников подразделений экономической безопасности и противодействия коррупции, так как дает возможность в минимально короткий срок получить информацию о наличии счетов и вкладов для дальнейшего планирования оперативно-разыскных мероприятий.

Подводя итог данной работы, следует отметить, что в современных реалиях представить деятельность как сотрудника оперативного подразделения, так и самой полиции в целом невозможно без использования субъектами ОРД информационно-телекоммуникационных технологий [9].

Алгоритм действий сотрудников оперативных подразделений МВД России по получению оперативно-значимой информации в рамках изобличения преступников в противоправной деятельности должен строиться с учетом специфики возложенных на конкретное оперативное подразделение функциональных обязанностей, складывающихся оперативно-разыскных и следственных ситуаций. Следует помнить о том, что основой эффективной деятельности сотрудника полиции является принцип оперативности получения информации, а эффективность документирования преступлений и установления всех обстоятельств его совершения напрямую

зависит от качества проводимых оперативно-разыскных мероприятий, что напрямую влияет на качество получаемой информации, на основе

которой будут строиться дальнейшие алгоритмы проведения следственных действий, направленных на получение необходимых доказательств.

Литература

1. Волчкова Е.С. Методы информационно-аналитического обеспечения оперативно-розыскной деятельности в уголовно-исполнительной системе // Безопасность уголовно-исполнительной системы. - 2010. - № 2. - С. 74-76.

2. Родивилина В.А. Развитие информационного обеспечения деятельности МВД России // Криминалистика: вчера, сегодня, завтра. - 2017. - № 1. - С. 51-55.

3. Никишина Я.В. Виды информационных ресурсов, используемых подразделениями экономической безопасности и противодействия коррупции и финансово-экономическими подразделениями МВД России / Экономическая безопасность личности, общества, государства: проблемы и пути обеспечения: материалы международной научно-практической конференции. - Санкт-Петербург, 2022. С. 416-422.

4. Искалиев Р.Г., Телков А.В. К вопросу о противодействии преступлениям экономической и коррупционной направленности, совершаемым с использованием IT-технологий // Закон и право. - 2021. - № 11. - С. 118-123.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

5. Романов А.Ю. Информационные сервисы МВД России / Специальные информационные технологии: сборник докладов межведомственной научно-практической конференции. - Москва, 2017. С. 18-19.

6. Начальная профессиональная подготовка и введение в специальность: учебное пособие. - Иркутск: Восточно-Сибирский институт Министерства внутренних дел Российской Федерации, 2014. - 332 с.

7. Майоров В.И. Совершенствование использования технических средств фотовидеофиксации нарушений правил дорожного движения на основе цифровых технологий // Безопасность дорожного движения. - 2023. - № 3. - С. 44-48.

В. Матросова Л.Д. Использование автоматизированных баз данных в учебном процессе // Наука и практика. - 2016. -№ 2. - С. 133-136.

9. Веселова Я.А. Применение ИСОД в органах внутренних дел / Актуальные вопросы эксплуатации систем охраны и защищенных телекоммуникационных систем: сборник материалов конференции. - Воронеж, 2022. С. 20-22.

10. Никишина Я.В. Виды информационных ресурсов, используемых подразделениями экономической безопасности и противодействия коррупции и финансово-экономическими подразделениями МВД России / Экономическая безопасность личности, общества, государства: проблемы и пути обеспечения: материалы международной научно-практической конференции. - Санкт-Петербург: Санкт-Петербургский университет Министерства внутренних дел Российской Федерации, 2022. С. 416-422.

11. Вермеенко Я.С. Современное состояние и перспективы развития ИСОД МВД России // Академическая мысль. -2021. - № 3 (16). - С. 75-78.

References =

1. Volchkova E.S. Metody informacionno-analiticheskogo obespecheniya operativno-rozysknoj deyatel'nosti v ugolovno-ispolnitel'noj sisteme // Bezopasnost' ugolovno-ispolnitel'noj sistemy. - 2010. - № 2. - S. 74-76.

2. Rodivilina V.A. Razvitie informacionnogo obespecheniya deyatel'nosti MVD Rossii // Kriminalistika: vchera, segodnya, zavtra. - 2017. - № 1. - S. 51-55.

3. Nikishina Ya.V. Vidy informacionnyh resursov, ispol'zuemyh podrazdeleniyami ekonomicheskoj bezopasnosti i protivodejstviya korrupcii i finansovo-ekonomicheskimi podrazdeleniyami MVD Rossii / Ekonomicheskaya bezopasnost' lichnosti, obshchestva, gosudarstva: problemy i puti obespecheniya: materialy mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferencii. -Sankt-Peterburg, 2022. S. 416-422.

4. Iskaliev R.G., Telkov A.V. K voprosu o protivodejstvii prestupleniyam ekonomicheskoj i korrupcionnoj napravlennosti, sovershaemym s ispol'zovaniem IT-tekhnologij // Zakon i pravo. - 2021. - № 11. - S. 118-123.

5. Romanov A.Yu. Informacionnye servisy MVD Rossii / Special'nye informacionnye tekhnologii: sbornik dokladov mezhvedomstvennoj nauchno-prakticheskoj konferencii. - Moskva, 2017. S. 18-19.

6. Nachal'naya professional'naya podgotovka i vvedenie v special'nost': uchebnoe posobie. - Irkutsk: Vostochno-Sibirskij institut Ministerstva vnutrennih del Rossijskoj Federacii, 2014. - 332 s.

7. Majorov V.I. Sovershenstvovanie ispol'zovaniya tekhnicheskih sredstv fotovideofiksacii narushenij pravil dorozhnogo dvizheniya na osnove cifrovyh tekhnologij // Bezopasnost' dorozhnogo dvizheniya. - 2023. - № 3. - S. 44-48.

8. Matrosova L.D. Ispol'zovanie avtomatizirovannyh baz dannyh v uchebnom processe // Nauka i praktika. - 2016. - № 2. -S. 133-136.

9. Veselova Ya.A. Primenenie ISOD v organah vnutrennih del / Aktual'nye voprosy ekspluatacii sistem ohrany i zashchishchennyh telekommunikacionnyh sistem: sbornik materialov konferencii. - Voronezh, 2022. S. 20-22.

10. Nikishina Ya.V. Vidy informacionnyh resursov, ispol'zuemyh podrazdeleniyami ekonomicheskoj bezopasnosti i protivodejstviya korrupcii i finansovo-ekonomicheskimi podrazdeleniyami MVD Rossii / Ekonomicheskaya bezopasnost' lichnosti, obshchestva, gosudarstva: problemy i puti obespecheniya: materialy mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferencii. -Sankt-Peterburg: Sankt-Peterburgskij universitet Ministerstva vnutrennih del Rossijskoj Federacii, 2022. S. 416-422.

11. Vermeenko Ya.S. Sovremennoe sostoyanie i perspektivy razvitiya ISOD MVD Rossii // Akademicheskaya mysl'. - 2021. -№ 3 (16). - S. 75-78.

(статья сдана в редакцию 20.11.2023)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.