Научная статья на тему 'АДМИНИСТРАТИВНО-ПРАВОВЫЕ АСПЕКТЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ПРИКЛАДНЫХ СЕРВИСОВ ЕДИНОЙ СИСТЕМЫ ИНФОРМАЦИОННО-АНАЛИТИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МИНИСТЕРСТВА ВНУТРЕННИХ ДЕЛ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ'

АДМИНИСТРАТИВНО-ПРАВОВЫЕ АСПЕКТЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ПРИКЛАДНЫХ СЕРВИСОВ ЕДИНОЙ СИСТЕМЫ ИНФОРМАЦИОННО-АНАЛИТИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МИНИСТЕРСТВА ВНУТРЕННИХ ДЕЛ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
843
74
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МВД РОССИИ / ИНФОРМАЦИОННО-АНАЛИТИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ / АВТОМАТИЗАЦИЯ ПРОЦЕССОВ ОРГАНИЗАЦИИ ОПЕРАТИВНО-СЛУЖЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ / ПРИКЛАДНЫЕ СЕРВИСЫ / МОНИТОРИНГ / СЕРВИС ОБЕСПЕЧЕНИЯ ОХРАНЫ ОБЩЕСТВЕННОГО ПОРЯДКА

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Крупина М. А.

Стремительное развитие современного общества обусловливает необходимость постоянного совершенствования информационно-вычислительных сетей. Применение цифровых технологий позволяет комплексно решать задачи, стоящие пред органами внутренних дел. В исследовании освещаются административно-правовые аспекты использования прикладных сервисов единой системы информационно-аналитического обеспечения деятельности Министерства внутренних дел Российской Федерации (ИСОД МВД России). Актуальность темы исследования определяется тем, что вопросы совершенствования информационного обеспечения органов внутренних дел Российской Федерации, а также повышения эффективности деятельности территориальных органов МВД России по обеспечению охраны общественного порядка и общественной безопасности требуют особого внимания на современном этапе. Цель данного исследования - изучение ряда аспектов применения существующих информационных массивов в процессе организации и осуществления повседневной и оперативно-служебной деятельности сотрудников МВД России, использующих в своей деятельности информационные технологии. Акцентируется внимание на сервисе обеспечения охраны общественного порядка, предназначенном для автоматизации процессов организации оперативно-служебной деятельности. Методологическую основу исследования составил диалектический подход к научному познанию общественных отношений, складывающихся при использовании прикладных сервисов ИСОД МВД России, анализ выявленных факторов, синтез результатов, полученных в ходе исследования, позволивший представить предложения об эффективности использования информации, содержащейся в прикладных сервисах ИСОД МВД России. К числу специальных методов, примененных в исследовании, относятся метод исследования нормативных правовых актов и документов, эмпирический метод, метод обработки и анализа данных. В результате исследования отмечен большой потенциал мониторинга прикладных сервисов ИСОД МВД России, на примере анализа полноты и достоверности внесения информации по делам об административных правонарушениях, с целью принятия мер реагирования к устранению имеющихся нарушений и недопущению их в дальнейшем. Определены предложения по максимальному вовлечению существующих информационных массивов ИСОД МВД России в процесс организации и осуществления повседневной и оперативно-служебной деятельности сотрудников МВД России. Описанные процессы обусловлены потребностью в повышении эффективности деятельности подразделений органов внутренних дел РФ по профилактике правонарушений, обеспечению охраны общественного порядка и общественной безопасности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ADMINISTRATIVE AND LEGAL ASPECTS OF THE USE OF APPLICATION SERVICES OF THE UNIFIED SYSTEM OF INFORMATION AND ANALYTICAL SUPPORT FOR THE ACTIVITIES OF THE MINISTRY OF INTERNAL AFFAIRS OF THE RUSSIAN FEDERATION

The rapid development of modern society necessitates the constant improvement of information and computing networks. The use of digital technology makes it possible to comprehensively solve the tasks facing the internal affairs bodies. The study highlights the administrative and legal aspects of the use of application services of the unified system of information and analytical support for the activities of the Ministry of Internal Affairs of the Russian Federation (ASA of the Ministry of Internal Affairs of Russia).The relevance of the research topic is determined by the fact that the issues of improving the information support of the internal affairs bodies of the Russian Federation, as well as improving the effectiveness of the activities of the territorial bodies of the Ministry of Internal Affairs of Russia to ensure the protection of public order and public safety require special attention at the present stage.The purpose of this study is to study a number of aspects of the use of existing information arrays in the process of organizing and carrying out the daily and operational activities of employees of the Ministry of Internal Affairs of Russia using information technologies in their activities. The attention is focused on the service of ensuring the protection of public order, designed to automate the processes of organizing operational and official activities.The methodological basis of the study was a dialectical approach to the scientific cognition of social relations that develop when using the applied services of the ASA of the Ministry of Internal Affairs of Russia., analysis of the identified factors, synthesis of the results obtained during the study, which allowed to submit proposals on the effectiveness of using the information contained in the applied services of the ASA of the Ministry of Internal Affairs of Russia. Among the special methods used in the study are the method of studying normative legal acts and documents, the empirical method, the method of data processing and analysis. As a result of the study, a great potential for monitoring the application services of the ASA of the Ministry of Internal Affairs of Russia was noted, using the example of analyzing the completeness and reliability of entering information on cases of administrative offenses, in order to take response measures to eliminate existing violations and prevent them in the future. The proposals for the maximum involvement of the existing information arrays of the ASA of the Ministry of Internal Affairs of Russia in the process of organizing and implementing the daily and operational-service activities of employees of the Ministry of Internal Affairs of Russia have been identified.The described processes are conditioned by the need to increase the efficiency of the activities of the divisions of the internal affairs bodies of the Russian Federation for the prevention of offenses, ensuring the protection of public order and public safety.

Текст научной работы на тему «АДМИНИСТРАТИВНО-ПРАВОВЫЕ АСПЕКТЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ПРИКЛАДНЫХ СЕРВИСОВ ЕДИНОЙ СИСТЕМЫ ИНФОРМАЦИОННО-АНАЛИТИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МИНИСТЕРСТВА ВНУТРЕННИХ ДЕЛ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ»

138

Пра во

Вестник Нижегородского университета им. Н.И. Лобачевского, 2023, № 2, с. 138-146

УДК 342.9

DOI 10.52452/19931778_2023_2_138

АДМИНИСТРАТИВНО-ПРАВОВЫЕ АСПЕКТЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ПРИКЛАДНЫХ СЕРВИСОВ ЕДИНОЙ СИСТЕМЫ ИНФОРМАЦИОННО-АНАЛИТИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МИНИСТЕРСТВА ВНУТРЕННИХ ДЕЛ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

© 2023 г. М.А. Крупина

Санкт-Петербургский университет Министерства внутренних дел Российской Федерации, Санкт-Петербург

[email protected]

Поступила в редакцию 19.12.2022

Стремительное развитие современного общества обусловливает необходимость постоянного совершенствования информационно--вычислительных сетей. Применение цифровых технологий позволяет комплексно решать задачи, стоящие пред органами внутренних дел. В исследовании освещаются административно -правовые аспекты использования прикладных сервисов единой системы информационно-аналитического обеспечения деятельности Министерства внутренних дел Российской Федерации (ИСОД МВД России).

Актуальность темы исследования определяется тем, что вопросы совершенствования информационного обеспечения органов внутренних дел Российской Федерации, а также повышения эффективности деятельности территориальных органов МВД России по обеспечению охраны общественного порядка и общественной безопасности требуют особого внимания на современном этапе.

Цель данного исследования - изучение ряда аспектов применения существующих информационных массивов в процессе организации и осуществления повседневной и оперативно-служебной деятельности сотрудников МВД России, использующих в своей деятельности информационные технологии. Акцентируется внимание на сервисе обеспечения охраны общественного порядка, предназначенном для автоматизации процессов организации оперативно-служебной деятельности.

Методологическую основу исследования составил диалектический подход к научному познанию общественных отношений, складывающихся при использовании прикладных сервисов ИСОД МВД России, анализ выявленных факторов, синтез результатов, полученных в ходе исследования, позволивший представить предложения об эффективности использования информации, содержащейся в прикладных сервисах ИСОД МВД России. К числу специальных методов, примененных в исследовании, относятся метод исследования нормативных правовых актов и документов, эмпирический метод, метод обработки и анализа данных.

В результате исследования отмечен большой потенциал мониторинга прикладных сервисов ИСОД МВД России, на примере анализа полноты и достоверности внесения информации по делам об административных правонарушениях, с целью принятия мер реагирования к устранению имеющихся нарушений и недопущению их в дальнейшем.

Определены предложения по максимальному вовлечению существующих информационных массивов ИСОД МВД России в процесс организации и осуществления повседневной и оперативно-служебной деятельности сотрудников МВД России.

Описанные процессы обусловлены потребностью в повышении эффективности деятельности подразделений органов внутренних дел РФ по профилактике правонарушений, обеспечению охраны общественного порядка и общественной безопасности.

Ключевые слова: МВД России, информационно-аналитическое обеспечение, автоматизация процессов организации оперативно-служебной деятельности, прикладные сервисы, мониторинг, сервис обеспечения охраны общественного порядка.

Цифровизация всех сфер жизни общества -общемировая тенденция, позволяющая решать стратегические задачи государственного управления. Это естественный неотвратимый процесс цивилизации человеческого общества, прежде всего направленный на то, чтобы сделать жизнь человека удобнее, проще, комфортнее, высвободить драгоценное время для наиболее актуальных задач и решать их максимально быстро и эффективно. В любом процессе есть положительные

моменты и вопросы, которые требуют особого внимания и проработки. Необходимо постепенно и вдумчиво внедрять новинки в повседневную жизнь, продумывая все до малейших деталей.

В нашей стране, как и во всем мире, развивается «информационное общество», наибольшая активность прослеживается с 2008 года [1]. В связи с этим неизбежно административно-правовое регулирование общественных отношений в сфере цифровизации.

Ускорение процессов внедрения цифровых технологий в экономике и социальной сфере обусловило формирование национальной программы «Цифровая экономика Российской Федерации» [2].

Органы внутренних дел, являясь ведущим звеном в системе органов исполнительной власти, осуществляя жизненно необходимые функции по охране общественного порядка и безопасности, не могут оставаться в стороне от происходящих процессов. Для реализации цифровых технологий необходима нормативная основа. В законодательстве федерального уровня закреплено, что полиция «в своей деятельности использует достижения науки и техники, современных технологий и информационных систем» [3].

Применение на практике современных компьютерных технологий в значительной мере способствует наиболее эффективному и конструктивному взаимодействию сотрудников органов внутренних дел при решении стоящих перед ними задач.

Цифровая обработка и анализ документированной информации позволяет избавиться от рутины, в кратчайшие сроки перерабатывать огромные массивы информации, дает возможность сформировать требуемый запрос, связать в единую цепь массивы взаимосвязанной информации, своевременно выявлять погрешности, неточности, технические ошибки и упущения в служебной деятельности.

В 2012 году утверждена Концепция создания единой системы информационно-аналитического обеспечения деятельности МВД России (ИСОД) [4]. Концепция представляет собой совокупность автоматизированных систем обработки информации, программно-аппаратных комплексов и комплексов программно-технических средств, систем связи и передачи данных, необходимых для эффективного обеспечения оперативно-служебной и служебно-боевой деятельности МВД России.

Функционирование автономных, не связанных между собой информационных ресурсов, использование разнопланового программного обеспечения не способствовало эффективному решению задач на современном этапе. В субъектах применялось множество различных, никак не интегрированных между собой программ. Существовали трудности внутриведомственного информационного обмена. Имели место сложности с защитой ведомственной информации. Назрела необходимость в системном подходе к решению накопившихся проблем. Выход из ситуации видится в повсеместном внедрении и развитии автоматизированных систем.

Суть функционирования ИСОД состоит в максимальной автоматизации основных видов деятельности, унифицированном хранении данных, возможности их просмотра, анализа, коррекции и обработки, доступной для заинтересованных пользователей. При необходимости имеется возможность электронного взаимодействия, что, несомненно, способствует повышению оперативности, достоверности формирования отчетов и разовых запросов и, как следствие, наибольшей эффективности принимаемых управленческих решений.

Начиная с 2015 года сотрудники территориальных подразделений МВД России проходят необходимое обучение. Министерство реализовало и продолжает реализовывать комплекс мер по вовлечению сотрудников в процесс внедрения новых технологий в повседневную работу. Важно доступно довести информацию до каждого пользователя. Обосновать необходимость перехода на новый ритм работы, убедить в неоспоримых преимуществах цифровизации на наглядных примерах. Грамотно выстроить просветительскую работу, практическое обучение и одновременно реализовывать материально -технические задачи, учесть все нюансы работы с ведомственной информацией. Плавно перестроить работу - сложная, но решаемая управленческая задача.

В частности, во исполнение указания заместителя министра внутренних дел Российской Федерации генерал-майора полиции В.Д. Шу-лики от 05.03.2018 № 1/2324 Департаментом информационных технологий, связи и защиты информации (ДИТСиЗИ) МВД России были подготовлены и направлены руководителям (начальникам) подразделений, органов, организаций системы МВД России для ознакомления и использования в служебной деятельности Методические рекомендации по использованию прикладных сервисов единой системы информационно-аналитического обеспечения деятельности Министерства внутренних дел Российской Федерации.

Рекомендации разработаны с целью максимального вовлечения существующих информационных массивов ИСОД в процесс организации и осуществления повседневной и оперативно-служебной деятельности сотрудников МВД России, использующих в своей деятельности информационные технологии и возможности ИСОД МВД России.

Документ содержит общую информацию о том, что создана единая система, состоящая из совокупности прикладных сервисов обеспечения повседневной и оперативно-служебной деятельности и подсистем, которая обеспечивает

функционирование прикладных сервисов ИСОД МВД России. Делается акцент на том, что ключевая цель нововведения - повышение уровня информационно-аналитического обеспечения деятельности МВД России и, как следствие, выведение процесса несения службы на качественно новый, отвечающий вызовам времени уровень.

Обозначено, что в составе ИСОД МВД России предусмотрен ряд компонентов, обеспечивающих функционирование прикладных сервисов:

1. Система централизованной обработки данных МВД России (СЦОД), предназначена для размещения в ней информационных систем и прикладных сервисов обеспечения повседневной и оперативно-служебной деятельности подразделений МВД России на вычислительных мощностях ИСОД МВД России;

2. Интегрированная мультисервисная телекоммуникационная сеть МВД России (ИМТС), предназначена для создания универсальной телекоммуникационной транспортной среды, позволяющей обеспечить предоставление комплекса услуг связи подразделениям МВД России;

3. Подсистема обеспечения информационной безопасности, представляющая собой совокупность аппаратных, программных и технических средств обеспечения комплексной информационной безопасности в рамках ИСОД МВД России и включающая в себя прикладной сервис управления доступом;

4. Подсистема поддержки взаимодействия подразделений МВД России с населением и межведомственного взаимодействия в рамках предоставления государственных услуг, предназначенная для обеспечения деятельности подразделений МВД России по направлению информирования граждан; предоставления (исполнения) МВД России государственных услуг (функций), включая межведомственное взаимодействие, мониторинга качества предоставления подразделениями МВД России государственных услуг, включая модернизированный сервис предоставления государственных услуг, используемый для планирования мероприятий по мониторингу качества предоставления государственных услуг, осуществления сбора, обработки и хранения данных, необходимых для анализа деятельности по предоставлению государственных услуг, проведения контроля хода мониторинга, а также оценки результативности и эффективности использования административных регламентов подразделениями МВД России, обеспечивающими предоставление государственных услуг (ППВН);

5. Описание основных прикладных сервисов ИСОД МВД России.

По функциональному предназначению и распространенности использования в деятельности сотрудниками подразделений внутренних дел Российской Федерации, организаций системы МВД России, а также иных организаций и подразделений, созданных для выполнения задач и осуществления полномочий, возложенных на органы внутренних дел, прикладные сервисы ИСОД МВД России разделяют на две группы:

- прикладные сервисы обеспечения повседневной деятельности подразделений МВД России;

- прикладные сервисы обеспечения оперативно-служебной деятельности подразделений МВД России.

Прикладные сервисы обеспечения повседневной деятельности используются во всех подразделениях МВД России. Прикладные сервисы обеспечения оперативно-служебной деятельности используются в соответствии с функциональными потребностями и направлениями деятельности.

Для того чтобы пользование новым цифровым продуктом было максимально понятно и востребовано, на витрине сервисов по адресу http://it.mvd.ru./services в сети ИМТС опубликован ряд документов и сведений, которые рекомендуется использовать при работе с каждым из них, в частности пользователям предлагается:

- описание прикладного сервиса и перечень ответственных лиц со стороны МВД России;

- презентация о сервисе;

- ответы на часто задаваемые вопросы;

- нормативно-технические документы;

- регламент доступа к прикладному сервису и ссылка на продуктивную среду, где расположен сервис, или дистрибутив (в случае, если это необходимо);

- описание применения сервиса;

- руководства пользователя, оператора, администратора, системного программиста (при наличии).

Отлаженная работа системы, несомненно, «сократит поток бумажных носителей, снизит трудоемкость выполняемых работ, повысит профессиональный уровень и комфортность условий труда сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации» [5]. Уже сейчас отдельные сервисы ИСОД МВД России, в рамках межведомственного взаимодействия, подключены к единой системе электронного правительства, которое представляет собой систему взаимодействия органов государственной власти с населением. Система основана на широком применении современных информационных технологий, в том числе сети Интернет. Основная цель - повышение доступности и ка-

чества государственных услуг, сокращение сроков их оказания, а также снижение административной нагрузки на граждан и организации, связанные с их получением.

Хорошо зарекомендовали себя и используются повсеместно сервисы по автоматизации внутреннего документооборота, управлению дежурными частями, функциями охраны общественного правопорядка и ряд других.

В рамках данного исследования целесообразно наиболее подробно рассмотреть возможности и оценить потенциал применения сервиса обеспечения охраны общественного порядка (СООП) [6, 7].

СООП является прикладным сервисом ИСОД МВД России, который призван обеспечить автоматизацию деятельности сотрудников, федеральных государственных гражданских служащих и работников органов внутренних дел Российской Федерации, подразделений системы МВД России:

- по исполнению административного законодательства, организации применения административного законодательства;

- по ведению административных участков;

- по осуществлению профилактических работ с лицами, состоящими на учете у участкового уполномоченного;

- по ведению списочного учета лиц, представляющих профилактический интерес;

- по ведению списочного учета лиц, формально попадающих под надзор;

- по осуществлению профилактических работ с лицами, состоящими на учете у инспектора ПДН;

- по осуществлению учета подозреваемых и обвиняемых в изоляторах временного содержания.

Областью применения СООП являются следующие виды оперативно-служебной деятельности сотрудников по обеспечению охраны общественного порядка всех уровней структурной организации МВД России на федеральном, региональном и территориальном уровнях:

- централизованный учет сведений о лицах, совершивших административные правонарушения, автоматизация процедуры производства по делам об административных правонарушениях, автоматизация процессов организации оперативно-служебной деятельности подразделений системы МВД России организации применения административного законодательства и подразделения системы МВД России по исполнению административного законодательства;

- централизованный учет сведений о лицах, состоящих под административным надзором или формально подлежащих осуществлению

административного надзора, для контроля за профилактическими мероприятиями в отношении этих лиц, для автоматизации процессов организации оперативно-служебной деятельности подразделений системы МВД России по осуществлению административного надзора;

- оперативно-служебная деятельность подразделений участковых уполномоченных полиции;

- централизованный учет сведений о несовершеннолетних, состоящих на профилактическом учете, их родителях или иных законных представителях, лицах, помещенных в центры временного содержания для несовершеннолетних правонарушителей, автоматизация процессов организации оперативно-служебной деятельности подразделений системы МВД России по делам несовершеннолетних;

- централизованный учет сведений о лицах, задержанных по подозрению в совершении преступлений, заключенных под стражу в изоляторах временного содержания подозреваемых и обвиняемых, о лицах, помещённых в специальные приемники для содержания лиц, арестованных в административном порядке, автоматизация процессов организации оперативно-служебной деятельности изоляторов временного содержания подозреваемых и обвиняемых, подразделений системы МВД России охраны и конвоирования подозреваемых и обвиняемых, специальных приемников для содержания лиц, арестованных в административном порядке.

Область применения СООП ограничена обработкой информации, не содержащей сведений, составляющих государственную тайну.

Функциональным заказчиком СООП является Главное управление охраны общественного порядка (ГУООП) МВД России.

Взаимодействие СООП с ведомственными информационными системами, входящими в структуру ИСОД МВД России, а также с оперативно-справочными, криминалистическими и розыскными учетами осуществляется по запросам посредством удаленного доступа. Взаимодействие СООП с другими государственными информационными системами осуществляется в соответствии с «соглашениями об информационном взаимодействии в электронном виде» [8], заключаемыми между МВД России и заинтересованными федеральными органами исполнительной власти или организациями, являющимися операторами данных систем.

«Автоматизированные рабочие места пользователей СООП подлежат подключению к ИСОД МВД России. Доступ к Сервису предоставляется администратором СООП пользователям СООП в соответствии с размещенным на

ведомственном информационно-справочном портале Регламентом доступа к Сервису обеспечения охраны общественного порядка. Необходимым условием для предоставления доступа к Сервису является наличие у пользователя СООП и администратора СООП учетной записи Сервиса» [9].

Масса ведомственной информации, сконцентрированная в одном месте, упорядоченная по определенному принципу, создает основу для наиболее эффективной и оперативной организации служебной деятельности. Открываются новые возможности для организации ведомственного контроля и плодотворной управленческой деятельности.

Высокий потенциал у мониторинга модуля, путем различного рода сверок. Возможность поработать с информацией, выбрать, сопоставить, оценить позволяет выявлять нарушения требований Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (КоАП РФ), а также Инструкции по эксплуатации программного обеспечения для реализации СООП при исполнении административного законодательства. Исключительно работа с модулем, за своим автоматизированным рабочим местом, в относительно короткий промежуток времени дает возможность пользователю выявить:

- занижение квалификации (протоколы составлены без учета признака повторности) при составлении протоколов об административных правонарушениях по ч. 3 ст. 18.8 КоАП РФ;

- нарушение требований ч. 2 ст. 3.4, ч. 3.5 ст. 4.1, ст. 4.3 КоАП РФ, когда назначено административное наказание в виде предупреждения без учета повторности совершения административного правонарушения;

- внесение информации о назначении наказаний с нарушением сроков давности привлечения к административной ответственности;

- назначение наказания в виде предупреждения, не предусмотренного санкциями ч. 1 ст. 6.24 и ч. 1 ст. 11.1 КоАП РФ;

- внесение информации о рассмотрении дел об административных правонарушениях с назначением административных наказаний по статьям КоАП РФ, не отнесенным к компетенции полиции;

- внесение дублей протоколов об административных правонарушениях;

- несвоевременное внесение информации о направлении дел об административных правонарушениях по компетенции в соответствии с п. 1 ч. 2 ст. 23.3 КоАП РФ.

Очевидно, что подразделениями организации применения административного законодательства необходимо обеспечить на постоянной

основе осуществление мониторинга СООП на предмет полноты и достоверности внесения информации по делам об административных правонарушениях, с принятием мер реагирования к устранению имеющихся нарушений и недопущению их в дальнейшем.

Обеспечение актуальности, полноты и достоверности содержащихся в нем сведений, а также своевременности их внесения возложено на администраторов и пользователей программного обеспечения СООП [7]. Мониторинг модуля является очень эффективным инструментом осуществления ведомственного контроля и позволяет:

- выявлять нарушения сроков внесения информации об административных правонарушениях;

- получать сведения о количестве и процентном соотношении дел об административных правонарушениях, рассмотренных в присутствии лица, привлекаемого к административной ответственности. Данную информацию целесообразно использовать для оценки контроля со стороны руководителей за рассмотрением материалов об административных правонарушениях в течение дежурных суток;

- обнаруживать несвоевременное внесение в модуль информации о вступлении постановления в законную силу, что приводит к нарушениям сроков направления постановлений судебным приставам-исполнителям, уклонению лиц, не уплативших административный штраф в установленный законом срок, от ответственности по ч. 1 ст. 20.25 КоАП РФ, завышению процента взыскания административных штрафов и назначению наказания без учета повторного совершения однородного административного правонарушения, как отягчающего административную ответственность обстоятельства;

- оперативно реагировать на непринятие мер по направлению судебным приставам-исполнителям постановлений о наложении административного штрафа, срок добровольной оплаты по которым истек;

- устанавливать нарушение сроков рассмотрения дел об административных правонарушениях (ст. 29.6 КоАП РФ) и проведения административного расследования (ст. 28.7 КоАП РФ).

Своевременность, полнота и достоверность внесения учетных записей в модуле СООП «Административная практика» оказывают влияние на правильность принятия процессуального решения в рамках административно-юрис-дикционной деятельности органов внутренних дел. Мониторинг модуля СООП «Административная практика» способствует наиболее качественному решению задач производства по делам об административных правонарушениях.

Для оптимизации деятельности участковых уполномоченных полиции [10] в сервисе используется модуль «Участковый», который направлен на автоматизацию повседневной деятельности сотрудников подразделения участковых уполномоченных полиции. Модуль также позволяет своевременно решать множество задач и «упрощает работу при обслуживании административного участка» [11].

На современном этапе ИСОД активно развивается, поэтапно решаются поставленные ранее задачи, появляются новые перспективы развития, в частности:

- «повышение степени актуальности информации за счет совершенствования процесса интеграции существующих разрозненных ведомственных информационных систем, банков и баз данных, сокращения промежуточных звеньев ее обработки;

- увеличение количества видов информации, доступной пользователям ИСОД с автоматизированных рабочих мест, а также обеспечение возможности поиска и комплексного анализа разнородной информации;

- совершенствование системы защиты информации ИСОД;

- использование технологии облачных вычислений в целях снижения финансовых затрат на техническое сопровождение и обслуживание ведомственных информационных систем» [12].

Большие перспективы у сервиса «Модернизация ИБД». Стоит задача по объединению и интеграции ряда баз данных программно-технических комплексов ИБД-Ф и ИБД-Р. Речь идет прежде всего о таких системах, как «Административная практика», «Реестр задержанных», «Учет похищенных и изъятых номерных вещей и документов», «Учет лиц, объявленных в розыск», «Учет утраченного или выявленного огнестрельного оружия и иного вооружения», «Учет разыскиваемых транспортных средств», «Учет похищенных предметов, имеющих культурную (историческую, научную, художественную) ценность», «Учет правонарушений и преступлений, совершенных иностранцами и ЛБГ, а также в отношении их», «Оперативно-справочная картотека (ОСК)» и ряд других.

Большой практический интерес вызывает перспектива применения технологии нейронных сетей [13] при анализе массива данных, содержащихся в системе. Человеческий мозг -это уникальное творение природы. На современном этапе люди предпринимают попытки изучить процессы, происходящие в мозге, и воспроизвести их с помощью цифровых технологий. Многие процессы уже успешно освоены, особенно те, где требуется обработка большого

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

количества однотипной информации. Однако все тонкости работы мозга запрограммировать невозможно. Очевиден тандем машины и человека, как наиболее эффективное решение, в частности, при реализации функции анализа, прогнозирования, профилактики, ведомственного контроля и управленческой деятельности в целом.

Технологии на основе ИСОД демонстрируют свою эффективность и востребованность, позволяют совершенствовать уровень информатизации МВД России, способствуют обеспечению безопасности граждан на высоком уровне.

Цифровизация и автоматизация происходит и в других федеральных государственных органах, тесно взаимодействующих с органами внутренних дел.

Развитие систем связи и автоматизированного управления актуально и для Следственного комитета Российской Федерации. На основе защищенных облачных технологий в комитете развивается единая информационно-аналитическая система, которая по своей концепции совпадает с ИСОД МВД России. Предусмотрены возможности для подключения к ее подсистемам, сервисам и ресурсам.

«Органами прокуратуры в период 20182020 гг. разработано и введено в эксплуатацию электронное надзорное производство» [14]. «В течение 2021-2025 гг. планируется интеграция с государственными информационными ресурсами, осуществляющими миграционный учёт граждан, учёт сведений налоговых органов, оперативно-справочными, розыскными и иными учётами ОВД» [15].

Интеграция и унификация действующих информационно-поисковых и аналитических систем на основе защищенных облачных информационно-телекоммуникационных технологий и «программ искусственного интеллекта, позволяющих производить обработку и передачу данных большого объема - Big Data» [16] обеспечит дальнейшее развитие использования информационных систем и компьютерных сетей для реализации межведомственного взаимодействия правоохранительных органов. «Совершенствование информационного обеспечения определено руководством МВД России как один из важнейших факторов повышения эффективности административной деятельности органов внутренних дел в борьбе с преступностью и охране правопорядка» [17].

Воплощение в жизнь «единой научно обоснованной политики МВД России в области информационного обеспечения ОВД с учетом современного развития телекоммуникационных, информационных и биометрических технологий включает создание и эксплуатацию автома-

тизированных банков данных коллективного пользования, в том числе интегрированных банков данных федерального и регионального уровней» [18].

В ходе исследования и решения проблем теории и практики управления целесообразно использовать диалектический, системный и структурно-функциональный подходы. Реализация положений «диалектики, теории систем и теории управления позволит повысить эффективность информационного обеспечения функционирования органов внутренних дел Российской Федерации» [19]. «Автоматизация ведомственных информационных ресурсов позволяет осуществлять мониторинг ситуации, призвана существенно повысить уровень обработки информации и оперативности в принятии управленческих решений» [20].

Очевидна необходимость постоянного совершенствования этой сферы, в том числе административно-правового регулирования. Применение наиболее современных подходов, нацеленных на комплексное решение целого ряда задач, позволит достойно отвечать на все вызовы современного мира.

Список литературы

1. Медведев Д.А. Вступительное слово на заседании Президиума Государственного совета «О реализации Стратегии развития информационного общества в Российской Федерации» // Право и безопасность. 2008. Вып. 3.

2. Паспорт национального проекта «Национальная программа «Цифровая экономика Российской Федерации» (утв. президиумом Совета при Президенте РФ по стратегическому развитию и национальным проектам, протокол от 04.06.2019 № 7).

3. Федеральный закон «О полиции» от 07.02.2011 № 3-ФЗ, ст. 11 [Электронный ресурс]. URL: www. сошиКап!ги.

4. Приказ МВД России от 30.03.2012 № 205 «Об утверждении Концепции создания единой системы информационно-аналитического обеспечения деятельности МВД России в 2012-2014 годах» [Электронный ресурс]. URL: www^onsultantru.

5. Ростовцева А.М., Симбиркина Л.С. ИСОД СООП модуль «Административная практика» передача дела об административном правонарушении // Актуальные вопросы теории и практики в деятельности подразделений полиции: Материалы вузовской научно-практической конференции, Волгоград, 29 марта 2021 года. М.: ООО «Издательство "Спут-ник+"», 2021. С. 49-53.

6. Приказ МВД РФ от 11 января 2016 г. № 1 «Вопросы эксплуатации программного обеспечения для реализации Сервиса обеспечения охраны общественного порядка» [Электронный ресурс]. URL: www. сошиКап!т.

7. Приказ МВД России от 21.06.2022 № 436 «О вопросах эксплуатации модернизированного программного обеспечения для реализации Сервиса

обеспечения охраны общественного порядка» [Электронный ресурс]. URL: www.consultant.ru.

8. Федеральный закон «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» от 27.07.2010 № 210-ФЗ [Электронный ресурс]. URL: www^onsultantru.

9. Вербицкая М.А. Отдельные вопросы использования модуля «Административная практика» Сервиса обеспечения охраны общественного порядка в административно-юрисдикционной практике органов внутренних дел // Материалы работы XIII Международной научно-практической конференции, посвященной памяти Юрия Марковича Козлова, на тему: «Административно-правовые формы реализации исполнительной власти в условиях цифровизации государственного управления», состоявшейся 20 февраля 2020 года в Университете имени О.Е. Кутафина (МГЮА). Раздел 1. М., 2020. С. 22-25.

10. Приказ МВД России от 29 марта 2019 года № 205 «О несении службы участковым уполномоченным полиции на обслуживаемом административном участке и организации этой деятельности» (официально опубликован 04.07.2019 года) [Электронный ресурс]. URL: www^onsultantru.

11. Гладких Д.В. Эффективность применения модуля СООП «Участковый» в деятельности участкового уполномоченного полиции // Преступность в СНГ: проблемы предупреждения и раскрытия преступлений: Сборник материалов Международной научно-практической конференции, Воронеж, 21 мая 2020 года. Воронеж: Воронежский институт Министерства внутренних дел Российской Федерации, 2020. С. 107-109.

12. Вермеенко Я.С. Современное состояние и перспективы развития ИСОД МВД России // Сетевое издание «Академическая мысль». 2021. № 3 (16). С. 75-78.

13. Нейронная сеть // Большая российская энциклопедия: в 35 т. / Гл. ред. Ю.С. Осипов. М.: Большая российская энциклопедия, 2004-2017.

14. Хабибулина О.В., Прокопчук А.В. Государственное управление и информационное общество: грани взаимодействия // Азиатско-Тихоокеанский регион: экономика, политика, право. 2020. Т. 22. № 1. С. 74-89.

15. Концепция цифровой трансформации органов и организаций прокуратуры до 2025 года: приказ Генерального прокурора РФ от 14 сентября 2017 г. № 627 // Законность. 2017. № 12. С. 55-56.

16. Степаненко Д.А., Бахтеев Д.В., Евстратова Ю.А. Использование систем искусственного интеллекта в правоохранительной деятельности // Всероссийский криминологический журнал. 2020. Т. 14. № 2. С . 206-214.

17. Стрижченко И.А., Удаев М.А. Внедрение современных информационных сервисов в деятельность ОВД по выявлению, пресечению административных правонарушений // Современные проблемы обеспечения охраны общественного порядка при проведении массовых мероприятий. Пресечение массовых беспорядков: Материалы регионального межведомственного научно-практического семинара, Волгоград, 18 ноября 2015 года. Волгоград: ООО "Издательство "Спутник+", 2015. С. 103-107.

18. Федеральный закон от 27.07.2006 № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» [Электронный ресурс]. URL: www.consultant.ru.

19. Костюченко Н.И., Мелихов А.И. Информационное обеспечение деятельности органов внутренних дел как структурный элемент социальной системы «Министерство внутренних дел Российской Федерации - органы внутренних дел Российской Федера-

ции» // Вестник Волгоградской академии МВД России. 2020. № 3 (54). С. 142-148.

20. Соболева М.В. Совершенствование информационного обеспечения органов внутренних дел как одно из приоритетных направлений повышения эффективности правоохранительной деятельности // Юридическая наука и практика: Вестник Нижегородской академии МВД России. 2016. № 4 (36). С. 257-261.

ADMINISTRATIVE AND LEGAL ASPECTS OF THE USE OF APPLICATION SERVICES OF THE UNIFIED SYSTEM OF INFORMATION AND ANALYTICAL SUPPORT FOR THE ACTIVITIES OF THE MINISTRY OF INTERNAL AFFAIRS OF THE RUSSIAN FEDERATION

M.A. Krupina

The rapid development of modern society necessitates the constant improvement of information and computing networks. The use of digital technology makes it possible to comprehensively solve the tasks facing the internal affairs bodies. The study highlights the administrative and legal aspects of the use of application services of the unified system of information and analytical support for the activities of the Ministry of Internal Affairs of the Russian Federation (ASA of the Ministry of Internal Affairs of Russia).

The relevance of the research topic is determined by the fact that the issues of improving the information support of the internal affairs bodies of the Russian Federation, as well as improving the effectiveness of the activities of the territorial bodies of the Ministry of Internal Affairs of Russia to ensure the protection of public order and public safety require special attention at the present stage.

The purpose of this study is to study a number of aspects of the use of existing information arrays in the process of organizing and carrying out the daily and operational activities of employees of the Ministry of Internal Affairs of Russia using information technologies in their activities. The attention is focused on the service of ensuring the protection of public order, designed to automate the processes of organizing operational and official activities.

The methodological basis of the study was a dialectical approach to the scientific cognition of social relations that develop when using the applied services of the ASA of the Ministry of Internal Affairs of Russia., analysis of the identified factors, synthesis of the results obtained during the study, which allowed to submit proposals on the effectiveness of using the information contained in the applied services of the ASA of the Ministry of Internal Affairs of Russia. Among the special methods used in the study are the method of studying normative legal acts and documents, the empirical method, the method of data processing and analysis.

As a result of the study, a great potential for monitoring the application services of the ASA of the Ministry of Internal Affairs of Russia was noted, using the example of analyzing the completeness and reliability of entering information on cases of administrative offenses, in order to take response measures to eliminate existing violations and prevent them in the future.

The proposals for the maximum involvement of the existing information arrays of the ASA of the Ministry of Internal Affairs of Russia in the process of organizing and implementing the daily and operational-service activities of employees of the Ministry of Internal Affairs of Russia have been identified.

The described processes are conditioned by the need to increase the efficiency of the activities of the divisions of the internal affairs bodies of the Russian Federation for the prevention of offenses, ensuring the protection of public order and public safety.

Keywords: The Ministry of Internal Affairs of Russia, information and analytical support, automation of the organization of operational and service activities, application services, monitoring, service for ensuring public order.

References

1. Medvedev D.A. Introductory speech at the meeting of the Presidium of the State Council «On the implementation of the Strategy for the development of the information society in the Russian Federation» // Law and Security. 2008. Issue 3.

2. Passport of the national project «National Program «Digital Economy of the Russian Federation» (approved by the Presidium of the Council under the President of the Russian Federation for Strategic Development and National Projects, Protocol № 7 dated 04.06.2019).

3. Federal Law «On Police» dated 07.02.2011 № 3-FL, Article 11 [Electronic resource]. URL: www.consultant.ru

4. Order of the Ministry of Internal Affairs of Russia dated 30.03.2012 № 205 «On approval of the Concept of

creating a unified system of information and analytical support for the activities of the Ministry of Internal Affairs of Russia in 2012-2014» [Electronic resource]. URL: www. consultant. ru

5. Rostovtseva A.M., Simbirkma L.S. ASA SOOP module «Administrative practice» transfer of the case of an administrative offense // Actual issues of theory and practice in the activities of police units: Materials of the University scientific and practical conference, Volgograd, March 29, 2021. M.: LLC «Publishing House "Sputnik+"», 2021. P. 49-53.

6. Order of the Ministry of Internal Affairs of the Russian Federation № 1 dated January 11, 2016 «On the operation of software for the implementation of the Public order Protection Service» [Electronic resource]. URL: www. consultant.ru

7. Order of the Ministry of Internal Affairs of Russia № 436 dated 06/21/2022 «On the issues of operation of upgraded software for the implementation of the Public Order Protection Service» [Electronic resource]. URL: www. consultant. ru

8. Federal Law «On the Organization of the provision of state and municipal services» dated 27.07.2010 № 210-FL [Electronic resource]. URL: www.consultant.ru

9. Verbitskaya M.A. Some issues of using the module «Administrative practice» of the Service for ensuring the protection of public order in the administrative and jurisdictional practice of internal affairs bodies // Materials of the XIII International Scientific and Practical Conference dedicated to the memory of Yuri Markovich Kozlov on the topic: «Administrative and legal forms of implementation of executive power in the conditions of digitalization of public administration», held on February 20, 2020 at the O.E. Kutafin University (MGUA). Section 1. Moscow, 2020. P. 22-25.

10. Order of the Ministry of Internal Affairs of the Russian Federation № 205 dated March 29, 2019 «On the service of district authorized police officers in the serviced administrative area and the organization of this activity» (officially published on 04.07.2019) [Electronic resource]. URL: www.consultant.ru

11. Gladkikh D.V. The effectiveness of the use of the SOP module «Precinct officer» in the activities of the precinct police commissioner // Crime in the CIS: problems of crime prevention and detection: A collection of materials of the International Scientific and practical Conference, Voronezh, May 21, 2020. Voronezh: Voronezh Institute of the Ministry of Internal Affairs of the Russian Federation,

2020. P. 107-109.

12. Vermeenko Ya.S. The current state and prospects of development of the ASA of the Ministry of Internal Affairs of Russia // The set edition of «Academic thought».

2021. № 3 (16). P. 75-78.

13. Neural network // Big Russian encyclopedia: in 35 vol. / Editor-in-Chief Yu.S. Osipov, M.: The Great Russian Encyclopedia, 2004-2017.

14. Khabibulina O.V., Prokopchuk A.V. State management and information society: facets of interaction // Asia-Pacific region: economics, politics, law. 2020. Vol. 22. № 1. P. 74-89.

15. The concept of digital transformation of bodies and organizations of the Prosecutor's Office until 2025: Order of the Prosecutor General of the Russian Federation dated September 14, 2017 № 627 // Legality. 2017. № 12. P. 55-56.

16. Stepanenko D.A., Bakhteev D.V., Evstratova Yu.A. The use of artificial intelligence systems in law enforcement // All-Russian Journal of Criminology. 2020. Vol. 14. № 2. P. 206-214.

17. Strizhchenko I.A., Udaev M.A. Introduction of modern information services into the activities of the Department of Internal Affairs for the identification and suppression of administrative offenses // Modern problems of ensuring the protection of public order during mass events. Suppression of mass riots: Materials of the regional interdepartmental scientific and practical seminar, Volgograd, November 18, 2015. Volga-grad: LLC «Publishing House "Sputnik+"», 2015. P. 103-107.

18. Federal Law № 149-FL of 27.07.2006 «On Information, Information Technologies and Information Protection» [Electronic resource]. URL: www.consultant.ru

19. Kostyuchenko N.I., Melikhov A.I. Information support of the activities of internal affairs bodies as a structural element of the social system «Ministry of Internal Affairs of the Russian Federation - internal affairs bodies of the Russian Federation» // Bulletin of the Volgograd Academy of the Ministry of Internal Affairs of Russia. 2020. № 3 (54). P. 142-148.

20. Soboleva M.V. Improving the information support of internal affairs bodies as one of the priority areas for improving the effectiveness of law enforcement activities // Legal Science and practice: Bulletin of the Nizhny Novgorod Academy of the Ministry of Internal Affairs of Russia. 2016. № 4 (36). P. 257-261.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.