7. О новом положении о трудовых колониях НКВД для несовершеннолетних заключенных : приказ НКВД СССР № 00655 от 28.05.1940. // Дети ГУЛАГа. Документы / под ред. А. Н. Яковлева. М., 2002. С. 332-338.
8. С объявлением положения о детских трудовых колониях МВД : приказ МВД СССР № 0285 от 19.07.1956. // Дети ГУЛАГа. Документы / под ред. А. Н. Яковлева. М., 2002. С. 536-544.
9. Об улучшении работы трудовых воспитательных колоний МВД : приказ МВД СССР № 0243 от 11.04.1951. // Дети ГУЛАГа. Документы / под ред. А. Н. Яковлева. М., 2002. С. 488-490.
10. Блинова В. В. Роль детских колоний в борьбе с беспризорностью и безнадзорностью в послевоенные годы (1945-1953 гг.) // Труды Оренбургского института (филиала) Московской государственной юридической академии. 2019. № 39. С. 5-9.
11. Государственный архив Республики Татарстан (ГА РТ). Ф. 3799. Оп. 6. Д. 12.
12. ГА РТ. Ф. 5103. Оп. 1. Д. 35.
13. ГА РТ. Ф. 3799. Оп. 15. Д. 83.
14. ГА РТ. Ф. 3799. Оп. 15. Д. 59.
© Олейник Р. Р.
ПУБЛИЧНО-ПРАВОВОЙ БЛОК
УДК 354:351.74.077:004(470)
О. В. АВТУХОВА, преподаватель кафедры профессиональной подготовки Уфимского юридического института МВД России (г. Уфа)
O. V. AVTUKHOVA, Instructor of the Chair of Professional Training of Ufa Law Institute of the Ministry of Internal Affairs of the Russian Federation (Ufa)
АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ, ВОЗНИКАЮЩИЕ В АНАЛИТИЧЕСКОЙ
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МВД РОССИИ
THE CURRENT ISSUES ARISING IN THE ANALYTICAL ACTIVITY OF THE MINISTRY OF INTERNAL AFFAIRS OF RUSSIA
Аннотация. В настоящей статье рассмотрены актуальные проблемы, возникающие в аналитической деятельности МВД России. Автором предприняты попытки изучить проблему нехватки квалифицированных кадров в системе МВД России, проблему повышения квалификации сотрудников органов внутренних дел и пути их решения. Автором предлагается перечень мероприятий, направленных на искоренение данных проблем. Кроме того, исследована проблема ин-
формационного обеспечения сотрудников органов внутренних дел, заключающаяся в недостатке информационных ресурсов. Автором было предложено создание методических рекомендаций, направленных на повышение эффективности аналитической деятельности органов внутренних дел. Помимо этого, в статье рассмотрена проблема программного обеспечения органов внутренних дел. Автором рассмотрена потребность в преобразовании программного обеспечения путём разработки и внедрения необходимых сервисов в единую систему информационно-аналитического обеспечения деятельности МВД России.
Ключевые слова и словосочетания: анализ, аналитическая работа, аналитическая деятельность, штаб, информация, кадры, учётно-регистрационная дисциплина.
Annotation. This article discusses the current problems that arise in the analytical activities of the Ministry of Internal Affairs of Russia. The author attempts to study the problem of shortage of qualified personnel in the Ministry ofInternal Affairs ofRussia, the problem of qualification of the employees and their solutions. The author offers a list of measures aimed at eliminating these problems. In addition, the problem of information support for employees of the Internal Affairs bodies, which consists in a lack of information resources, has been studied. The author proposed the creation of methodological recommendations aimed at improving the effectiveness of analytical activities of Internal Affairs bodies. In addition, the article deals with the problem of software for Internal Affairs bodies. The author considers the need in transforming software by developing and implementing the necessary services into a single system of information and analytical support for the activities of the Ministry of Internal Affairs of Russia.
Keywords and phrases: analysis, analytical work, analytical activity, staff, information, personnel, accounting and registration discipline.
В настоящее время становится явным, что аналитическая деятельность является одним из основных направлений деятельности Министерства внутренних дел Российской Федерации.
Согласно Указу Президента Российской Федерации от 21.12.2016 № 699 «Об утверждении Положения о Министерстве внутренних дел Российской Федерации и Типового положения о территориальном органе Министерства внутренних дел Российской Федерации по субъекту Российской Федерации» МВД России осуществляет полномочия по формированию основных направлений государственной политики в сфере внутренних дел на основе анализа и прогнозирования: состояния преступности, положения дел в области охраны общественного порядка и собственности, обеспечения общественной безопасности, миграционных процессов [1, с. 4].
Аналитическая работа является одним из важнейших направлений в деятельности органов внутренних дел. Анализ и оценка результатов работы тер-
риториального органа МВД России являются самыми ответственными и сложными этапами аналитического процесса, так как именно от этих показателей зависит эффективное функционирование территориального органа внутренних дел.
Проводимый анализ оперативной обстановки позволяет руководителям МВД России всех уровней координировать деятельность структурных подразделений территориального органа МВД России, организовывать подготовку комплексных управленческих решений, разрабатывать меры по укреплению правопорядка на обслуживаемой территории, планировать на предстоящий период времени определённые мероприятия и операции.
Организация аналитической работы осуществляется начальником органа внутренних дел через штаб и руководителей подразделений, либо сотрудников, на которых согласно должностным регламентам (инструкциям) возложены эти обязанности. Согласно приказу МВД России от 26.10.2017 № 808
«Об утверждении Типового положения о штабе территориального органа Министерства внутренних дел Российской Федерации» в функции штаба входит: анализ и оценка состояния преступности органа внутренних дел на территории обслуживания, определение основных направлений деятельности подразделений территориального органа МВД России и подчинённых территориальных органов МВД России на районном уровне, а также приоритетных направлений её совершенствования [2, с. 5].
Именно сотрудники штаба обобщают, систематизируют и анализируют поступающую в органы внутренних дел информацию. Благодаря проводимому анализу руководители органов внутренних дел получают возможность своевременно выявлять проблемные участки деятельности органов внутренних дел, предотвращать неблагоприятные тенденции развития криминогенной обстановки, оперативно маневрировать силами и средствами и эффективно воздействовать на организацию и итоговые результаты деятельности органа внутренних дел, в целом.
В обязанности сотрудников штаба также входит регистрация, постановка на учёт возбуждённых уголовных дел, контроль за сроками проведения до-следственных проверок по заявлениям и сообщениям граждан, учёт количества зарегистрированных материалов, по которым вынесены постановления об отказе в возбуждении уголовного дела, а также материалов об отказе в возбуждении уголовного дела, возвращённых прокуратурой района для проведения дополнительной проверки.
Вместе с тем в обязанности сотрудников штаба входит подготовка и направление в органы государственной власти, вышестоящие органы внутренних дел аналитических, информационных и отчётных материалов.
Сотрудники штаба подготавливают целый ряд документов, к которым отно-
сятся: анализ результатов деятельности органов внутренних дел; текущий анализ оперативной обстановки и результатов деятельности территориального органа с нарастающим итогом; комплексный анализ состояния преступности и результатов деятельности территориального органа; прогноз развития криминогенной обстановки на обслуживаемой территории на предшествующий год; текущий анализ состояния оперативной обстановки на территории обслуживания и результатов деятельности территориального органа; материалы на оперативное совещание при начальнике территориального органа; сведения о состоянии правопорядка на обслуживаемой территории; проблемные, сравнительные анализы; документы информационно-аналитического характера в органы местного самоуправления, надзорные и правоохранительные органы и иные инстанции.
[3, с. 8].
Это очень большой объем работы, требующий от сотрудников штаба таких качеств, как внимательность, чёткость, быстрота, усидчивость, скрупулёзность и аккуратность.
Данными качествами обладают не все сотрудники органов внутренних дел, в основном ими обладают только высококвалифицированные специалисты. В связи с чем возникает проблема нехватки высококвалифицированных кадров.
Важно отметить, что проблема обеспеченности системы МВД России квалифицированными кадрами на сегодняшний день остаётся одной из самых острых.
Так, Э. В. Маркина и Ю. Н. Со-сновская при рассмотрении вопроса осуществления аналитической работы специализированными штабными подразделениями отметили, что причинами снижения качества, надёжности и оперативности управления органами внутренних дел является низкий уровень материально-технического оснащения большинства подразделений, недоста-
ток высококвалифицированных специалистов, недооценка значимости чёткой организации аналитической функции [4, с. 221].
Кадровая проблема также была рассмотрена 26 февраля 2020 г. на ежегодном расширенном заседании коллегии Министерства внутренних дел Российской Федерации. В ходе своего доклада Министр внутренних дел Российской Федерации В. А. Колокольцев привёл данные о некомплекте аттестованного состава органов внутренних дел. По его словам, за последние пять лет он увеличился почти в два раза [5].
По данным Министерства внутренних дел по Республике Башкортостан на 25 мая 2020 г. некомплект аттестованного состава составил 917 единиц [6].
На наш взгляд, кадровую проблему можно решить с помощью следующих мероприятий: повышение заработной платы; организация условий, способствующих профессиональному росту и карьере сотрудника; оснащение рабочего места сотрудника современным оборудованием; обеспечение информационными и коммуникационными возможностями; подготовка и повышение квалификации сотрудников.
При рассмотрении данной проблемы Горбачев В. В. отметил, что повышение квалификации действующих сотрудников полиции - это наиболее востребованный способ обновления, совершенствования и корректировки их профессиональных знаний, умений и навыков. Кроме того, он заметил, что повышение общекультурного и профессионального уровня гражданина и профессионала в рамках уже достигнутой квалификации также является целью повышения квалификации сотрудников органов внутренних дел [7, с. 237].
Стоит упомянуть, что в целях приобретения компетенции, необходимой для осуществления нового вида оперативно-служебной деятельности, получения новой квалификации, а также
повышения имеющейся квалификации и (или) приобретения новой компетенции, необходимой для осуществления оперативно-служебной деятельности, и (или) повышения профессионального уровня в рамках имеющейся квалификации по замещаемой должности приказом МВД России от 05.05.2018 № 275 утвержден Порядок организации подготовки кадров для замещения должностей в органах внутренних дел Российской Федерации.
Делая вывод по данной проблеме, можно отметить, что своевременное направление сотрудника органов внутренних дел на профессиональное обучение является залогом профессионального роста и компетенции сотрудника полиции, развития у него личностных и деловых качеств, достижения высоких результатов в оперативно-служебной деятельности.
Хижняков Д. П. при проведении анализа обеспечения информационно-правовой деятельности органов власти также отметил проблему отсутствия системы повышения квалификации и подготовки сотрудников, осуществляющих аналитическую деятельность. Кроме того, он выделил и другие немаловажные проблемы: недостаточно развитое информационное обеспечение, заключающееся в недостатке технических средств и программного обеспечения [8, с. 263-266].
Несмотря на то, что с момента исследования проблемы информационного обеспечения прошло уже десять лет, её анализ на сегодняшний день является также актуальным.
Актуальность данной проблемы обусловлена необходимостью своевременного обеспечения сотрудников полиции информационными ресурсами. На сегодняшний день информационные ресурсы органов внутренних дел содержат в основном ведомственные нормативные акты общего характера.
Своевременное информационное обеспечение является немаловажным
для нормального функционирования органов внутренних дел, в целом. Однако наиболее актуальна данная проблема для сотрудников, выполняющих аналитическую работу, так как отсутствие методических рекомендаций в данной сфере может привести к ошибкам в работе с компьютерными программами, базами данных или документами. А это, в свою очередь, может привести к искажению статистической отчётности, а следовательно, к ложному анализу оперативной обстановки.
Считаем необходимым на постоянной основе разрабатывать методические рекомендации, в которых будет закреплён алгоритм действий для каждого сотрудника органов внутренних дел согласно его функциональным обязанностям.
Помимо этого, на сегодняшний день также существует проблема программного обеспечения. Данная проблема является актуальной, так как в группу анализа, планирования и учёта практически ежедневно поступают формы отчётности из вышестоящих территориальных органов МВД России, курирующей прокуратуры, в которые необходимо внести данные о количестве материалов об отказе в возбуждении уголовного дела, возвращённых для проведения дополнительной проверки за определённый период, указать сколько раз данные материалы были возвращены на дополнительную проверку, а также разделить указанные материалы постатейно. В среднем в отдел полиции Управления МВД России по городу Уфе в месяц поступает около 60 таких запросов.
При поступлении такого запроса сотруднику ГАПиУ, ответственному за данное направление деятельности, из-за отсутствия необходимого программного обеспечения приходится листать журналы вручную, чтобы собрать необходимые для запроса данные, что занимает огромное количество рабочего времени.
Сибилькова А. В., проводя анализ современного состояния и перспектив
развития информационного обеспечения работы органов внутренних дел, отметила, что реформа системы МВД России, проведённая в 2010-2011 годах, придала мощный импульс внедрению современных информационных технологий в работу органов внутренних дел. Научно-технический прогресс обусловил необходимость объединения разных информационных ресурсов [9, с. 199].
В России была разработана государственная программа «Информационное общество (2011-2020)» (далее - программа), в состав участников которой вошло МВД России [10].
Данная программа включила в себя четыре подпрограммы, одной из которых является подпрограмма «Информационное государство».
В целях реализации подпрограммы «Информационное государство» для всех участников внутриведомственного и межведомственного информационного взаимодействия в качестве единого информационного пространства МВД России была разработана единая система информационно-аналитического обеспечения деятельности МВД России (далее - ИСОД МВД России). ИСОД МВД России включила в себя интегрированную мультисервисную телекоммуникационную сеть систему централизованной обработки данных, прикладные сервисы обеспечения повседневной деятельности подразделений МВД России, прикладные сервисы обеспечения оперативно-служебной деятельности подразделений МВД России, а также подсистему поддержки взаимодействия подразделений МВД России с населением и межведомственного взаимодействия [9, с. 198-200].
К прикладному сервису ИСОД МВД России относится сервис обеспечения деятельности дежурных частей единой системы информационно-аналитического обеспечения деятельности МВД России (далее - СОДЧ ИСОД МВД России), благодаря которому осу-
ществляется учёт всей поступившей в дежурную часть территориального органа МВД России информации, контролируются сроки принятия решений по материалам доследственных проверок.
Однако с помощью данного сервиса невозможно вести учёт материалов об отказе в возбуждении уголовного дела, возвращённых прокуратурой района для проведения дополнительной проверки, контролировать сроки их проведения. Также отсутствует возможность внесения в данный сервис сведений из статистических учётных документов.
Решением проблемы информационного обеспечения может явиться внедрение в ИСОД МВД России необходимых сервисов: по учёту материалов об отказе в возбуждении уголовного дела, возвращённых прокуратурой района на дополнительную проверку; по учёту преступлений и лиц, их совершивших, которые будут взаимодействовать с СОДЧ ИСОД МВД России.
Необходимо выделить, что уже несколько лет в России ведётся работа по реформированию системы учёта и регистрации преступлений правоохранительными органами. Так, в целях развития свободного, устойчивого и безопасного взаимодействия органов прокуратуры с гражданами,
организациями, институтами гражданского общества, органами государственной власти и местного самоуправления утверждена Концепция цифровой трансформации органов и организаций прокуратуры до 2025 года [11, с. 5].
На основании вышеизложенного можно сделать вывод, что в целях совершенствования аналитической работы в системе МВД России необходимо укомплектовать органы внутренних дел, в том числе подразделения штаба, высококвалифицированными, профессионально подготовленными кадрами; повышать квалификацию сотрудников органов внутренних дел; на постоянной основе проводить разработку методических рекомендаций, направленных на освоение сотрудниками органов внутренних дел определённого алгоритма действий по своему направлению деятельности; усовершенствовать программное обеспечение путём разработки и внедрения в единую систему информационно-аналитического обеспечения деятельности МВД России сервисов, позволяющих вести учёт материалов об отказе в возбуждении уголовного дела, возвращённых прокуратурой на дополнительную проверку, а также учёт преступлений и лиц, их совершивших.
***
ЛИТЕРАТУРА
1. Об утверждении Положения о Министерстве внутренних дел Российской Федерации и Типового положения о территориальном органе Министерства внутренних дел Российской Федерации по субъекту Российской Федерации : Указ Президента РФ от 21.12.2016 № 699. С. 4. Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».
2. Об утверждении Типового положения о штабе территориального органа Министерства внутренних дел Российской Федерации : приказ МВД России от 26.10.2017 № 808. С. 5. Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».
3. Кузнецова Л. В. Аналитическая работа в территориальных органах МВД России на районном уровне: учебно-методическое пособие / Л. В. Кузнецова, Е. В. Миронов, А. Б. Бояркин. Барнаул : Барнаульский юридический институт МВД России, 2017. С. 8.
4. Маркина Э. В., Сосновская Ю. Н. Актуальные вопросы изучения и оценке оперативной обстановки. Осуществлений аналитической работы специализированными штабными подразделениями // Вестник Московского университета МВД России, 2015. № 7. - С. 221.
5. Расширенное заседание коллегии Министерства внутренних дел Российской Федерации по итогам оперативно-служебной деятельности органов внутренних дел за 2019 год. - URL: http://www.kremlin.ru/events/president/transcripts/62860 (дата обращения: 17.05.2020).
6. Некомплект УМВД, ОМВД РФ по Республике Башкортостан. - URL: https://02.мвд.рф/ slujba/vakancii/некомплект-умвд-омвд-рф-по-республике-ба (дата обращения: 17.05.2020).
7. Горбачев В. В. Дополнительное профессиональное образование в форме повышения квалификации, как важнейшее условие профессионального совершенствования сотрудников органов внутренних дел [Текст] / В. В. Горбачев. // Юридическая наука и практика : Вестник Нижегородской академии МВД России. 2017. № 4. С. 237.
8. Хижняков Д. П. Информационно-аналитические службы и их деятельность по обеспечению процесса принятия решений в региональных органах власти [Текст] / Д. П. Хижняков // Молодой учёный. 2010. № 1-2. Т. 1. С. 263-266.
9. Сибилькова А. В. Современное состояние и перспективы развития информационного обеспечения работы органов внутренних дел: В сборнике: Актуальные проблемы уголовного и гражданского судопроизводства. ГИБДД и иные правоохранительные органы как субъекты правоприменения. Сборник статей; под ред.: А.В. Гришин [и др.]. Орел, 2016. С. 198-200.
10. Государственная программа «Информационное общество» - URL: https://digital.gov.ru/ru/ activity/programs/1/ (дата обращения: 17.05.2020).
11. Об утверждении Концепции цифровой трансформации органов и организаций прокуратуры до 2025 года (вместе с «Концепцией цифровой трансформации органов и организаций прокуратуры Российской Федерации до 2025 года»). : приказ Генпрокуратуры России от 14.09.2017 № 627. С. 5. Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».
© Автухова О. В.