Научная статья на тему 'ВОПРОСЫ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ОБЩЕСТВЕННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ. ОТ УСТАВА К НОВОМУ НАСТАВЛЕНИЮ'

ВОПРОСЫ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ОБЩЕСТВЕННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ. ОТ УСТАВА К НОВОМУ НАСТАВЛЕНИЮ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
247
51
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Юристъ - Правоведъ
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ОБЩЕСТВЕННЫЙ ПОРЯДОК / ОБЩЕСТВЕННАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ / ПАТРУЛЬНО-ПОСТОВАЯ СЛУЖБА / УЧАСТКОВЫЙ УПОЛНОМОЧЕННЫЙ / ПРАВОПОРЯДОК / ПОЛИЦИЯ / ЦИФРОВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Агакишиев Саявуш Арази Оглы, Комахин Борис Николаевич

В статье рассматриваются существующие точки зрения в отношении понятий «общественный порядок», «общественная безопасность» и «правопорядок», соотношение этих понятий между собой. Исследуется деятельность строевых подразделений патрульно-постовой службы через призму Наставления об организации служебной деятельности строевых подразделений патрульно-постовой службы полиции территориальных органов МВД России, интеграции и законодательного закрепления в служебной деятельности новых цифровых технологий в административно-правовой форме охраны общественного порядка.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ISSUES OF PUBLIC SAFETY. FROM THE CHARTER TO THE NEW INSTRUCTION

The article discusses the existing points of view regarding the concepts of «public order», «public security» and «law and order», the relationship of these concepts to each other. The activity of combat units of the patrol service is studied through the prism of the Manual on the organization of the service activities of combat units of the patrol service of the police of the territorial bodies of the Ministry of Internal Affairs of Russia, the integration and legislative consolidation of new digital technologies in the official activity in the administrative-legal form of public order protection.

Текст научной работы на тему «ВОПРОСЫ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ОБЩЕСТВЕННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ. ОТ УСТАВА К НОВОМУ НАСТАВЛЕНИЮ»

УДК 342.942 ББК 67.401.031.1

© 2022 г. Агакишиев Саявуш Арази оглы,

адъюнкт Московского университета МВД России имени В.Я. Кикотя.

E-mail: [email protected]

Комахин Борис Николаевич,

профессор кафедры административного права Московского университета МВД России

имени В.Я. Кикотя, доктор юридических наук.

E-mail: [email protected]

ВОПРОСЫ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ОБЩЕСТВЕННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ. ОТ УСТАВА К НОВОМУ НАСТАВЛЕНИЮ

В статье рассматриваются существующие точки зрения в отношении понятий «общественный порядок», «общественная безопасность» и «правопорядок», соотношение этих понятий между собой. Исследуется деятельность строевых подразделений патрульно-постовой службы через призму Наставления об организации служебной деятельности строевых подразделений патрульно-постовой службы полиции территориальных органов МВД России, интеграции и законодательного закрепления в служебной деятельности новых цифровых технологий в административно-правовой форме охраны общественного порядка.

Ключевые слова: общественный порядок, общественная безопасность, патрульно-постовая служба, участковый уполномоченный, правопорядок, полиция, цифровые технологии.

Agakishiev Sayavush Arazi ogly - Adjunct, the Moscow University of the Ministry of Internal Affairs

of Russia named after V.Ya. Kikot'.

Komakhin Boris Nikolaevich - Professor, the Department of Administrative Law, the Moscow University

of the Ministry of Internal Affairs of Russia named after V.Ya. Kikot', Doctor of Law.

ISSUES OF PUBLIC SAFETY. FROM THE CHARTER TO THE NEW INSTRUCTION

The article discusses the existing points of view regarding the concepts of «public order», «public security» and «law and order», the relationship of these concepts to each other. The activity of combat units of the patrol service is studied through the prism of the Manual on the organization of the service activities of combat units of the patrol service of the police of the territorial bodies of the Ministry of Internal Affairs of Russia, the integration and legislative consolidation of new digital technologies in the official activity in the administrative-legal form of public order protection.

Keywords: public order, public security, patrol service, district commissioner, law and order, police, digital technologies.

Обеспечение общественной и правовой безопасности - непременная составляющая социального государства. Без сохранения и обеспечения безопасности во всех сферах общественной жизни немыслимо развитие общества. Одной из целей является достижение и поддержание необходимого уровня защищенности прав и свобод человека и гражданина, прав и законных интересов организаций и общественных объединений, материальных и духовных ценностей общества от угроз криминального характера [1].

В сфере охраны общественного порядка одну из ведущих ролей играют органы внутренних дел, в том числе полиция, в функционировании которой, обеспечение правопорядка в общественных местах определяется

как одно из основных направлений деятельности. Охрана общественного порядка реализуется посредством применения различных форм и методов, таких как патрулирование (пешее, с пользованием различных транспортных средств), несение службы на стационарных постах и т. д.

Как справедливо отмечает С.Т. Шефруко-ва, понятия общественного порядка и правопорядка в настоящее время достаточно активно исследуются представителями различных общественных наук [2, с. 10], потому имеется достаточно большое число исследований в этой сфере. С появлением в повседневной жизни граждан огромного числа технических средств законодательное закрепление их использования в деятельности полиции стало

лишь вопросом времени. Однако процедура, формы и методы использования технических средств являются предметом дискуссии среди ученых и практических работников.

В сфере права понятиям «общественный порядок» и «правопорядок» неоднократно давались определения, в том числе М.И. Еропкиным, Л.Л. Поповым, И.И. Времеенко.

И.Д. Хомяков под общественным порядком понимает систему волевых общественных отношений, складывающихся и развивающихся главным образом в общественных местах на основе соблюдения норм права и иных социальных норм, направленных на обеспечение личной безопасности граждан, на создание благоприятных условий для нормального функционирования предприятий, учреждений, организаций и общественных объединений, для труда и отдыха граждан, уважения их чести, человеческого достоинства и общественной нравственности [3, с. 140].

Понятие «правопорядок» определялось такими учеными, как Ю.Е. Аврутин, С.С. Алексеев, А.П. Коренев, А.Ф. Черданцев. Эта категория определяется как порядок общественных отношений, складывающихся в результате соблюдения и исполнения законов и основанных на них других юридических актов. Правопорядок определялся ими как результат действия законности [4, с. 389].

В законодательных актах не содержится определения общественного порядка. В юридической литературе этот вопрос носит дискуссионный характер. Понятие общественной безопасности дано в Концепции общественной безопасности, утвержденной Президентом России от 14.11.2013 № Пр-2685.

Реализация охраны правопорядка в том или ином виде возложена на все службы и подразделения полиции. Это и дежурные части, оперативные подразделения, подразделения патрульно-постовой службы, дорож-но-патрульная служба, служба участковых уполномоченных полиции, подразделения по делам несовершеннолетних.

Но ведущее положение в сфере охраны общественного порядка принадлежит строевым подразделениям полиции: патрульно-постовой службе (далее - ППС) и дорожно-патрульной службе, а также службе участковых уполномоченных полиции. Переосмыслению организации служебной деятельности, вслед за службой участковых уполномочен-

ных полиции, на законодательном уровне подверглась патрульно-постовая служба.

Функциональные обязанности по предупреждению преступлений и правовой пропаганде должны быть дополнены и рассмотрены в ведомственных нормативных актах о статусе и порядке деятельности всех правоохранительных органов [5].

Роль основополагающего документа в организации деятельности подразделений патрульно-постовой службы помимо федерального законодательства более десяти лет выполнял Устав ППСП. В качестве нового нормативно-правового акта с августа 2021 г. таковым выступает Наставление, регулирующее вопросы организации деятельности строевых подразделений патрульно-постовой службы полиции.

Приказом МВД России от 16.08.2021 № 610 признан утратившим силу приказ от 29.01.2008 № 80 «Вопросы организации деятельности строевых подразделений патрульно-постовой службы полиции».

Приказом МВД России от 28.06.2021 № 495 утверждено Наставление об организации служебной деятельности строевых подразделений патрульно-постовой службы полиции территориальных органов МВД России (далее - Наставление).

Устав ППСП определял порядок и процесс организации деятельности службы. Наставление, как и Инструкция по исполнению участковым уполномоченным полиции служебных обязанностей на обслуживаемом административном участке, вводит в оборот ведомственной терминологии понятие служебной обязанности. Этот термин содержится в положениях Федерального закона «О полиции», но в ведомственных приказах МВД России он закрепился относительно недавно.

Так, одной из обязанностей сотрудника полиции согласно п. 2 ст. 27 Федерального закона от 07.02.2011 № З-ФЗ «О полиции» является выполнение служебных обязанностей в соответствии с должностным регламентом (должностной инструкцией).

Согласно п. 3 Наставления подразделения ППС являются одним из субъектов обеспечения правопорядка. Исходя из анализа положений Наставления, можно прийти к выводу, что законодатель ставит знак равенства между понятиями «охрана общественного порядка», «обеспечение общественной безопасности» и «обеспечение правопорядка».

Эта новелла отражает современное понимание юридической сути порядка в общественных местах и роли полиции по его обеспечению [6].

Так же как и в ранее действовавшем Уставе патрульно-постовой службы полиции, одной из основных задач определялось обеспечение правопорядка.

Под общественной безопасностью в Концепции понимается состояние защищенности человека и гражданина, материальных и духовных ценностей общества от преступных и иных противоправных посягательств, социальных и межнациональных конфликтов, а также от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера [1].

Несомненно, такое определение шире и охватывает значительно больший круг общественных отношений, чем тот, который подразумевается в нормативных актах МВД России. Обеспечение общественного порядка в данном случае сводится к обеспечению правопорядка, т. е. соблюдению субъектами правоотношений норм права в общественных местах.

Под общественными местами в Наставлении понимаются улицы, площади, скверы, парки и иные общественные места городов, муниципальных образований и населенных пунктов, а также объекты транспорта и транспортной инфраструктуры.

Новацией в Наставлении стало закрепление использования в служебной деятельности ППСП средств видеофиксации. Фактическое использование специальных (цифровых) средств на данном этапе нашло свое законодательное обоснование. При поступлении на службу сотрудники обязаны иметь при себе:

- видеорегистратор носимый;

- мобильное устройство удаленного доступа к сервисам «Интегрированная система обработки данных» (далее - ИСОД) МВД России.

Видеорегистраторы, которые сотрудники обязаны носить во время дежурства, в современных условиях стали жизненно необходимым элементом обеспечения деятельности, и в первую очередь в части защиты интересов самих сотрудников.

Такое техническое обеспечение сотрудников позволяет фиксировать действия лица, совершившего административное правонарушение, и сотрудника полиции, что позволит:

- осуществлять аудио- и видеофиксацию событий, в случае совершения правонарушения;

- объективно оценивать действия сотрудника во время несения службы с точки зре-

ния законности и соблюдения служебной дисциплины.

Мобильное устройство удаленного доступа к сервисам ИСОД, несомненно, действенный инструмент в работе сотрудников, позволяющий оперативно получать необходимую оперативную информацию для осуществления служебной деятельности.

Исходя из положений Инструкции по исполнению участковым уполномоченным полиции служебных обязанностей на обслуживаемом административном участке, сведения об осуществлении служебных обязанностей вносятся в модуль «Участковый».

Учитывая законодательное закрепление такого вида материально-технического оснащения, у сотрудников появилась реальная возможность взаимодействовать, например, со службой участковых уполномоченных круглосуточно, в период исполнения сотрудниками служебных обязанностей.

Для чего необходимо предоставить доступ сотрудникам ППС к сведениям, содержащимся в модуле «Участковый». При своевременном полном и достоверном внесении сведений в модуль, такая информация может быть учтена при анализе реально складывающейся оперативной обстановки и расстановке нарядов ППСП в краткосрочной и долгосрочной перспективах, при принятии решений сотрудниками по месту совершения правонарушений. Например, правонарушитель является владельцем оружия, либо состоит на административном учете.

Пунктом 24.6 Наставления предусмотрен сбор и хранение информации, полученной с использованием средств видеорегистрации. Срок хранения такой информации составляет не менее 30 суток. Информация, получаемая с использованием средств видеорегистрации, подразделяется на три группы, в зависимости от источника ее получения:

а) индивидуальные средства аудио и видеофиксации, носимые сотрудником;

б) средства аудио- и видеофиксации, находящиеся в патрульном автомобиле (рабочем салоне и отсеке для задержанных);

в) аппаратно-программные комплексы видеонаблюдения для фиксации дорожной обстановки.

Предполагаемый срок хранения информации в течение 30 суток представляется необоснованным в той ее части, которая в дальнейшем будет использована при рас-

следовании и рассмотрении дел об административных правонарушениях и уголовных дел. Представляется, что хранение такой информации должно осуществляться до момента вступления в законную силу судебных актов.

Изменился и порядок контроля за организацией и несением службы нарядами ППС. Кроме традиционных гласных и негласных проверок согласно Наставлению, контроль должен осуществляться с применением аппаратно-программного комплекса видеонаблюдения и АПК «Безопасный город».

В Наставлении впервые для сотрудников ППСП законодательно закреплено примене-

Литература

1. Концепция общественной безопасности в Российской Федерации, утв. Президентом РФ 14.11.2013 № Пр-2685. Доступ из справ. правовой системы «КонсультантПлюс».

2. Шефрукова С.Т. Категории общественный порядок и правопорядок в истории политико-правовой мысли и их обеспечение в Российском государстве: автореф. ... дис. канд. юрид. наук. Краснодар, 2010.

3. Хомяков И.Д. Понятие «Охрана общественного порядка» // Экономика, социология и право. 2016. № 1.

4. Черданцев А.Ф. Теория государства и права: учебник. М., 2001.

5. Комахин Б.Н., Хазов Е.Н. Инновационное развитие служебной деятельности в правоохранительных органах на основе политики модернизации // Вестник Московского университета МВД России. 2020. № 4.

6. Комментарий к Федеральному закону «О полиции» (постатейный) / Ю.Е. Аврутин, С.П. Булавин, Ю.П. Соловей и др. М., 2012.

ние технических средств при выполнении ими служебных обязанностей. Использование таких средств поможет не только в процессе собирания доказательств и проведении анализа служебной деятельности ППСП, но и выступит в качестве средства защиты непосредственно для самого сотрудника.

Учитывая все новшества, привнесенные в деятельность строевых подразделений, обеспечивающих правопорядок, остается надеяться на полное и повсеместное материально-техническое обеспечение сотрудников всем необходимым для выполнения служебных обязанностей.

Bibliography

1. Concept of public security in the Russian Federation. President of the Russian Federation 14.11.2013 Pr-2685 // Access from the legal reference system «ConsultantPlus».

2. Shefrukova S.T. Categories of public order and law and order in the history of political and legal thought and their provision in the Russian state: author. ... dis. cand. legal Sciences. Krasnodar, 2010.

3. Khomyakov I.D. The concept of «Protection of public order» // Economics, sociology and law. 2016. № 1.

4. Cherdantsev A.F. Theory of state and law: textbook. Moscow, 2001.

5. Komakhin B.N., Khazov E.N. Innovative development of service activities in law enforcement agencies based on the policy of modernization // Bulletin of the Moscow University of the Ministry of Internal Affairs of Russia. 2020. № 4.

6. Commentary on the Federal Law «On Police» (item-by-article) / Yu.E. Avrutin, S.P. Bulavin, Yu.P. Nightingale et al. Moscow, 2012.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.