Научная статья на тему 'Основные этапы развития патрульно-постовой службы в Тюменской области во второй половине ХХ века'

Основные этапы развития патрульно-постовой службы в Тюменской области во второй половине ХХ века Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
254
25
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
PATROL SERVICE / POLICE UNITS / PUBLIC ORDER PROTECTION / ПАТРУЛЬНО-ПОСТОВАЯ СЛУЖБА / НАРЯДЫ МИЛИЦИИ / ОХРАНА ОБЩЕСТВЕННОГО ПОРЯДКА

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Койнов М. Ю.

Во все времена общественная безопасность и правопорядок на улицах и общественных местах волновал население городских центров, особенно остро эта проблема возникает на стыке новых условий, в Тюменской области это быстрое экономическое развитие в послевоенный период. В данных условиях развитие уже существующих способов охраны правопорядка на улицах, а также создание новых видов и структур при обеспечении общественного порядка и безопасности позволило успешно противостоять негативным явлениям в общественных местах областного центра. В статье автор раскрывает основные этапы развития патрульно-постовой службы, в период с пятидесятых годов по девяностые года прошлого столетия. На примере событий происходивших в Тюменской области, анализируется эффективность отдельных способов обеспечения правопорядка на улицах, парках, площадях и других общественных местах. Проводится разграничение данного периода на отдельные этапы формирования патрульно-постовой службы. Первый этап характеризуется постановкой вопроса по обеспечению порядка в общественных местах в динамично развивающемся регионе Советского государства. На втором этапе происходит поиск оптимальной системы охраны общественного порядка, отрабатываются различные способы несения патрульно-постовой службы. На третьем этапе обособляется охрана общественного порядка как отдельный вид деятельности органов внутренних дел, формируются строевые подразделение патрульно-постовой службы милиции.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MAIN STAGES OF THE DEVELOPMENT OF THE PATROL POLICE IN THE TYUMEN REGION IN THE SECOND HALF OF THE XX CENTURY

At all times, public safety and the rule of law on the streets and public places worried the population of urban centers, this problem is especially acute at the junction of new conditions, in the Tyumen region this is a rapid economic development in the post-war period. In these conditions, the development of existing methods of law enforcement in the streets, as well as the creation of new types and structures while ensuring public order and security, have successfully resisted negative phenomena in public places of the regional center. In the article, the author reveals the main stages in the development of patrol services, from the fifties to the nineties of the last century. Using the example of events that took place in the Tyumen region, we analyze the effectiveness of individual ways to ensure law and order in the streets, parks, squares and other public places. A distinction is made between this period and the individual stages in the formation of the patrol service. The first stage is characterized by the question of ensuring order in public places in the dynamically developing region of the Soviet state. At the second stage, there is a search for the optimal system of public order protection, various methods of patrol service are being worked out. At the third stage, public order protection is isolated as a separate type of activity of the internal affairs bodies, militia units of the patrol and guard police are formed.

Текст научной работы на тему «Основные этапы развития патрульно-постовой службы в Тюменской области во второй половине ХХ века»

5. Таганцев, Н. С. Исследования об ответственности малолетних преступников по русскому праву / Н. С. Таганцев. — СПб. : Тип. А. М. Котомина, 1871. — 144 с.

6. Уложение о наказаниях уголовных и исправительных 1845 г. // Полное собрание законов Российской империи. — Т. ХХ. Отд. 1. — СПб., 1846.

7. Харсеева, О. В. Борьба с преступностью несовершеннолетних в России в середине XIX — начале ХХ вв. Историко-правовое исследование (на материалах Курской губернии) : автореф. дис. ... канд. юрид. наук : 12.00.01 / О. В. Харсеева. — М., 2007. — 32 с.

References

1. Voenno-statisticheskiy sbornik : Vyp. IV. Rossiya / pod obshch. red. gen.-mayora N. N. Obrucheva ; sost. ofitserami Gen. shtaba V. F. De-Livronom, bar. A. B. Vrevskim, N. N. Mosolovym [i dr.]. — Sankt-Peterburg : Voennaya tip., 1871. — 922 s.

2. Zakon Rossiyskoy imperii ot 2 iyulya 1897 goda «Ob izmenenii form i obryadov sudoproizvodstva po delam o prestupnykh deyaniyakh maloletnikh i nesovershennoletnikh, a takzhe zakonopolozheniy ob ikh nakazuemosti» // Novyy zakon o maloletnikh i nesovershennoletnikh prestupnikakh. — M., Izdanie Yuridicheskogo knizhnogo magazina A. F. Skorova, 1897.

3. Kistyakovskiy, A. F. Molodye prestupniki i uchrezhdeniya dlya ikh is-pravleniya, s obozreniem russkikh uchrezhdeniy / A. F. Kistyakovskiy. — Kiev : Tip. Zavadskogo. — 1878. — 231 s.

4. Mamochkina, A. P. Ugolovno-pravovaya i kriminologicheskaya kharakteristika gruppovykh krazh, sovershaemykh nesovershennoletnimi : dis. ... kand. yurid. nauk : 12.00.08 / A. P. Mamochkina. — SPb., 2002. — 218 s.

5. Tagantsev, N. S. Issledovaniya ob otvetstvennosti maloletnikh prestupnikov po russkomu pravu / N. S. Tagantsev. — SPb. : Tip. A. M. Kotomina, 1871. — 144 s.

6. Ulozhenie o nakazaniyakh ugolovnykh i ispravitelnykh 1845 g. // Polnoe sobranie zakonov Rossiyskoy imperii. — T. KhKh. Otd. 1. — SPb., 1846.

7. Kharseeva, O. V. Borba s prestupnostyu nesovershennoletnikh v Rossii v seredine XIX — nachale XX vv. Istoriko-pravovoe issledovanie (na materialakh Kurskoy gubernii) : avtoref. dis. ... kand. yurid. nauk : 12.00.01 / O. V. Kharseeva. — M., 2007. — 32 s.

Рецензент: канд. юрид. наук, доцент М. Ю. Горлач. Дата поступления статьи в редакцию: 20.10.2019.

УДК 351.745 С. 102—108

ОСНОВНЫЕ ЭТАПЫ РАЗВИТИЯ ПАТРУЛЬНО-ПОСТОВОЙ СЛУЖБЫ

В ТЮМЕНСКОЙ ОБЛАСТИ ВО ВТОРОЙ ПОЛОВИНЕ ХХ ВЕКА Койнов М. Ю.

Тюменский институт повышения квалификации сотрудников МВД России E-mail: [email protected]

Во все времена общественная безопасность и правопорядок на улицах и общественных местах волновал население городских центров, особенно остро эта проблема возникает на стыке новых условий, в Тюменской области это быстрое экономическое развитие в послевоенный период. В данных условиях развитие уже существующих способов охраны правопорядка на улицах, а также создание новых видов и структур при обеспечении общественного порядка и безопасности позволило успешно противостоять негативным явлениям в общественных местах областного центра. В статье автор раскрывает основные этапы развития

патрульно-постовой службы, в период с пятидесятых годов по девяностые года прошлого столетия. На примере событий происходивших в Тюменской области, анализируется эффективность отдельных способов обеспечения правопорядка на улицах, парках, площадях и других общественных местах. Проводится разграничение данного периода на отдельные этапы формирования патрульно-постовой службы. Первый этап характеризуется постановкой вопроса по обеспечению порядка в общественных местах в динамично развивающемся регионе Советского государства. На втором этапе происходит поиск оптимальной системы охраны общественного порядка, отрабатываются различные способы несения патрульно-постовой службы. На третьем этапе обособляется охрана общественного порядка как отдельный вид деятельности органов внутренних дел, формируются строевые подразделение патрульно-постовой службы милиции.

Ключевые слова: патрульно-постовая служба, наряды милиции, охрана общественного порядка.

MAIN STAGES OF THE DEVELOPMENT OF THE PATROL POLICE IN THE TYUMEN REGION IN THE SECOND HALF OF THE XX CENTURY

Koynov M. U.

Tyumen Advanced Training Institute of the MIA of Russia E-mail: [email protected]

At all times, public safety and the rule of law on the streets and public places worried the population of urban centers, this problem is especially acute at the junction of new conditions, in the Tyumen region this is a rapid economic development in the post-war period. In these conditions, the development of existing methods of law enforcement in the streets, as well as the creation of new types and structures while ensuring public order and security, have successfully resisted negative phenomena in public places of the regional center. In the article, the author reveals the main stages in the development of patrol services, from the fifties to the nineties of the last century. Using the example of events that took place in the Tyumen region, we analyze the effectiveness of individual ways to ensure law and order in the streets, parks, squares and other public places. A distinction is made between this period and the individual stages in the formation of the patrol service. The first stage is characterized by the question of ensuring order in public places in the dynamically developing region of the Soviet state. At the second stage, there is a search for the optimal system of public order protection, various methods of patrol service are being worked out. At the third stage, public order protection is isolated as a separate type of activity of the internal affairs bodies, militia units of the patrol and guard police are formed.

Keywords: patrol service, police units, public order protection.

Введение

Исторический опыт показывает, что охрана общественного порядка — это та область правоохранительной деятельности, которая лежит на поверхности, от эффективности её реализации зависит оценка обществом деятельности правоохранительных органов в целом. Деятельность патрульно-постовой службы в определенной степени предопределяет успех борьбы с такими социальными явлениями, как хулиганство, грабежи, разбой, нарушение порядка в общественных местах. Только одно визуальное присутствие постового или патрульного на улице, площади, оживленном перекрестке, вокзале или около магазина становится профилактической

мерой, так как удерживает отдельных лиц от совершения противоправных действий, дисциплинирует население, создает среди граждан атмосферу спокойствия и уверенности.

Описание исследования

Существуют определенные исторические отрезки времени, когда новые условия жизни требуют новых решений, принципиально иных подходов к организации деятельности. Таковым для служб, осуществляющих охрану общественного порядка в Тюменской области, был период с пятидесятых годов по девяностые годы прошлого столетия.

Первый этап 1946-1965 годы: послевоенное восстановление правоохранительной

деятельности и несение постовой службы милиционерами при районных органах внутренних дел.

В послевоенные годы правоохранительные органы Тюменской области испытывали острую нехватку личного состава, что неудивительно, за годы войны Тюменская милиция потеряла многих сотрудников, погибших на полях сражений. Зато штаты пополнились фронтовиками, это были принципиальные личности, пришедшие на государственную службу с высокими целями, самоотверженно отдаваясь работе не щадили ни себя ни преступный элемент, с которым боролись, проявляя героизм и отвагу. Так 1946 году на 95 055 тысяч населения города Тюмени, в штате числилось по 10-12 сотрудников в двух отделениях милиции, которым предписывалось нести патрульно-постовую службу. Рост численности населения города в 1947 г. потребовал создания третьего отделения милиции. В этот период для обеспечения порядка наряды милиции выставлялись только в центре города, это были одиночные постоянные посты с четким определением границ по возможности вблизи телефонных аппаратов. В летнее время наряды приближались к городским паркам, в целях профилактики нарушений общественного порядка в зонах отдыха горожан. От наряда требовалось нести службу открыто, на виду у граждан, чтобы своим видом предотвращать возможные правонарушения, а также, чтобы пострадавшие от преступлений могли обратиться за помощью. Транспортных средств патрулирования, носимых радиостанций на то время у сотрудников патрульно-постовой службы не было.

Второй этап 1960-1979 годы: поиск новых форм обеспечения охраны общественного порядка.

С 60-х годов Тюменская область как узловой регион западной Сибири приобретает особое значение для экономического роста Советского государства. Этому способствовало активное освоение природных богатств данного региона, её нефтяных и газовых месторождений, без притока рабочей силы, освоить данные территории было невозможно, поэтому сюда устремились миграционные потоки со всей страны.

Город Тюмень в этот период становится крупным региональным центром, перевалочной базой для прибывающих новых жителей региона, в первую очередь это были молодые люди стремившиеся в развивающемся регионе реализовать свои надежды, в том числе и в плане финансового благополучия.

Находившиеся с давних времен в городах области учреждения для отбывания наказания в виде лишения свободы способствовало появлению в городе лиц склонных к правонарушениям, в том числе ранее судимых, что осложняло социальную обстановку. Так, на 1962 год в Тюменской области действовало шесть исправительно-трудовых колоний, в которых находилось 3381 человек. Особо опасные заключенные концентрировались в Тобольской тюрьме, с наиболее суровой системой содержания заключенных в Советском государстве [4, с. 97]. Частично усугубило обстановку появление на территории области нового вида исправительных колоний — колоний-поселений. Такие колонии были образованы согласно Указа Президиума Верховного Совета РСФСР от 26 июля 1963 г. «Об организации исправительно-трудовых колоний-поселений и порядке перевода в них осужденных к лишению свободы, твердо вставших на путь исправления», отбывающие наказание в таких колония поселениях осужденные, часто обзаводилась семьями, оставались проживать на территории Тюменской области. Также согласно Указа Президиума Верховного Совета СССР от 20 марта 1964 г. «Об условном освобождение вставших на путь исправления впервые осужденных с направлением их на стройки народного хозяйства», на объекты освоения нефтегазовых месторождений стали прибывать условно осужденные лица освобожденные из мест лишения свободы с территории всего Советского Союза.

За период с 1964 по 1975 год число жителей области увеличилось с 1192,7 тысяч до 1650,6 тысяч человек, а с 1977 по 1982 год число жителей выросло на 528 тысяч человек. Такой рост населения происходил в основном за счет увеличения количества жителей в городах и поселках городского типа. Доля городского населения за период с 1964 по 1976 год возросла с 41,3 % до 59 %. Особенно быстрый рост населения был отмечен в областном центре городе Тюмени (на 78,6 %) [1, с. 60].

Все это приводило к осложнению криминогенной обстановки в регионе, так с 1968 по 1972 год уровень преступности вырос на 40 %, в сравнении с предыдущей пятилеткой. В целом в Тюменской области в обозначенный период он был значительно выше, чем в среднем по стране [3, с. 25].

Такое положение дел не могло остаться без пристального внимания со стороны руководителей областного УВД. Как отмечал начальник УВД Тюменской области генерал-майор Ю. А. Рытиков, число преступлений,

регистрируемых в областном центре и районах бурного экономического развития с 1964 по 1976 год, увеличилось в четыре раза [2, с. 112]. В этих условиях требовалось определять новые методы работы служб обеспечивающих охрану общественного порядка, находить новые формы деятельности, управленческих решений, в том числе и путем организационно штабных преобразований патрульно-постовой службы милиции.

В целях укрепления правопорядка и на основании приказа МВД СССР от 16 августа 1973 года «О создании объединенных дивизионов (моторизованных взводов) милиции в городских и районных отделах внутренних дел», создаются подразделений ночной милиции. В 1974 году для обеспечения охраны общественного порядка сформирован 45-й отдельный моторизированный батальон милиции в/ч № 5465, общей численностью в 250 штатных единиц, данная часть вошла в состав 61-й отдельной конвойной бригады внутренних войск МВД СССР. Укомплектование данной воинской части внутренних войск МВД СССР, проводилась на основе призыва личного состава на действующую срочную службу, офицерами, сержантами и солдатами, в порядке, установленном для внутренних войск МВД СССР. К призывникам предъявлялись особые требования: отсутствие судимости, образование не менее 7 классов, рост не ниже 170 см., обладающих хорошей физической выносливостью. Для обеспечения охраны общественного порядка на улицах областного центра, подразделение было оснащено соответствующими средствами: 40 единиц автотранспорта, 14 стационарных, 45 автомобильных, 50 носимых радиостанций [3, с. 27].

Патрулирование улиц, парков, площадей, осуществлялось в пешем порядке нарядами из трех милиционеров, во главе такого наряда чаще всего находился сержант, а офицеры на автотранспорте осуществляли проверку нарядов, доставку их на маршруты патрулирования, обеспечение взаимодействия между группами, а в случаи осложнения обстановки экипаж незамедлительно выдвигался в указанный район. Данные решения позволили в кротчайшие сроки стабилизировать криминогенную ситуацию в областном центре и прилегающих к нему районах, но в отдаленных районах области положение дел продолжало оставаться сложным. В целях стабилизации оперативной обстановки и оказания практической помощи местным отделам милиции личный состав 45-го отдельного моторизированного батальона милиции

неоднократно отправлялся в служебные командировки в северные города Тюменской области. В 1977 году батальон осуществлял охрану общественного порядка в городе Тобольске 20 дней, в Сургуте 10 дней, Ниж-нетавдинском районе 3,5 месяца, в 1978 году батальон находился в командировке в городе Нижневартовск. Как показал анализ оперативной обстановки во время нахождения личного состава батальона в городах и районных центров области уличная преступность многократно снижалась, и на долгий период криминогенная ситуация на данных территориях оставалась стабильной.

Для быстрого реагирования на совершенные преступления, раскрытие их «по горячим следам», а также в целях улучшения организации патрульно-постовой службы в 1973 году при дежурных частях милиции при районных отделах органов внутренних дел создаются девять экипажей подвижных милицейских групп — ПМГ (основным принципом работы являлся инициативный поиск правонарушителей в закрепленном за автоэкипажем квадрате). Сотрудники таких групп формировались не только из постовых милиционеров, а также из милиционеров со служебными собаками, сотрудников уголовного розыска, участковых инспекторов и других служб. Сотрудники подвижных милицейских групп отличались высоким профессионализмом, более широким профилем деятельности, могли реагировать не только на проявления уличного хулиганства, но уже в приделах своей компетенции и участвовать в мероприятиях направленных на профилактику и раскрытие преступлений.

При этом одной из проблем на этом этапе становления патрульно-постовой службы полиции в Тюменской области, был относительно низкий образовательный уровень рядовых милиционеров, только 4,1 % сотрудников имели среднее образование, а 95,1 % — ниже среднего. В то время как в среднем по Советскому Союзу уже 11,7% рядового с сержантского состава милиции имели общее среднее образование. Приказом министра внутренних дел СССР от 17 июля 1972 г. № 0401 учебный пункт был переименован в школу подготовки младшего и среднего начальствующего состава УВД Тюменского облисполкома, его штаты увеличились вдвое — до 14 единиц [2, с. 149]. Данные меры позволили выйти на требуемые уровень подготовки необходимый для рядовых сотрудников патрульно-постовой службы.

Другой не мене важной задачей поставленной перед руководством областного УВД,

было привлечение к охране общественного порядка граждан. Привлечение местных жителей к такой деятельности, было особенно необходимо в удаленных от центра районах, во многих тюменских поселках в местах разработки нефтеносных месторождений первоначально не было вообще отделений милиции. Для решения проблемы отсутствия милиции в отдельных районах пытались решить путем создания бригад поддержания и охраны общественного порядка. Таким бригадам выделялись помещения в административных зданиях и служебный автотранспорт. В 1972 году в соответствии с требованием обкома КПСС от 9 марта 1972 года в Тюменской области создаются шесть оперативных отрядов добровольных народных дружин: в Ленинском и Калининском районе города Тюмени, в городах Ишиме, Ялуторовске, Тобольске и Салехарде, позднее такой оперативный отряд был создан и в Центральном районе города Тюмени после его образования в этом же году. С каждым годом с момента образования таких бригад численность дружинников, выходивших на охрану общественного порядка, только возрастала и в 1975 году достигла 4015 единиц в 135 дружинах [3, с. 28]. На определенный период времени в небольших поселковых районах и дальних городах области, основное бремя охраны общественного порядка легло на добровольно народные дружины. В основном их работа осуществлялась в вечернее время, путем патрулирования центральных улиц населенного пункта, группами по пять-семь человек. В населенных пунктах, где имелся штат милиции, такие патрулирования проходили совместно с работником милиции. На первоначальном этапе бригады поддержания общественного порядка довольно успешно противостояли уличным хулиганам, наводили порядок в общежитиях при государственных предприятиях, однако через небольшой промежуток времени, особенно в удаленных районах области, без должного контроля со стороны правоохранительных органов стали появляться случаи злоупотребления руководителями бригад, имеющимися полномочиями. Отдельные бригадиры использовали свое положение для оказания давления на неугодных им людей, присваивали денежные средства, выделяемые для организации деятельности бригады и т. д. Все это уже не могло соответствовать предъявленным требованиям к охране общественного порядка и такие «стражи общественного порядка», просуществовав три-четыре года, были распущены, а после дополнительных

проверок со стороны правоохранительных органов многие бригадиры были привлечены к уголовной ответственности.

Такое положение дел не могло оставаться долго, те силы и средства, привлекаемые для обеспечения правопорядка на улицах, парках, площадях и других общественных местах, уже не отвечали возложенным на них требованиям. К середине 70-х годов уже сложилось стойкое мнение о необходимости проведения кардинальных изменений в системе обеспечения общественного порядка и общественной безопасности.

Третий этап 1979-1991 годы: создание строевых подразделений как основного способа несения патрульно-постовой службы.

20 июля 1974 года был принят Устав патрульно-постовой службы Советской милиции, утвержденный приказом МВД СССР № 200, ставший основным документом, который определил правовые основы, принципы деятельности и тактические приемы несения патрульно-постовой службы. Он также обозначил главные задачи, стоящие перед патрульно-постовой службой милиции:

1) обеспечение общественного порядка, предупреждение, пресечение преступлений и других правонарушений;

2) охрана социалистической собственности;

3) охрана прав и законных интересов граждан, предприятий, организаций и учреждений от преступных проявлений и иных антиобщественных действий;

4) активное участие в раскрытии преступлений и задержании преступников.

В соответствии с уставом были определены силы по обеспечению общественного порядка и общественной безопасности:

1) объединенные подразделения наружной службы;

2) объединенные подразделения вневедомственной охраны;

3) оперативные и моторизированные части милиции;

4) подразделения дорожного надзора;

5) экипажи медицинских вытрезвителей и приемников-распределителей. Одним из ключевых положений Устава

патрульно-постовой службы милиции, было следующее требование «Настоящим Уставом руководствуются все работники милиции, а также лица рядового и начальствующего состава органов внутренних дел и военнослужащие внутренних войск МВД СССР, когда они организуют, несут патрульно-постовую службу или находятся вне службы, принимают меры к пресечению преступлений и других правонарушений» [5].

Эти нововведения потребовали концентрации усилий по реорганизации структуры патрульно-постовой службы на местах. К концу 70-х годов не была определена штатная численность сотрудников, транспорта, средств связи, и других условий, предназначенных для непосредственного несения патрульно-постовой службы. Поэтому постовые милиционеры при отделах милиции несли не только патрульно-постовую службу, но и обеспечивали охрану и конвоирование арестованных, охраняли отдельные объекты (административные здания), работали в дежурных частях, использовались как водители служебного транспорта дежурных частей и выполняли другие обязанности, не связанные с охраной общественного порядка. Совмещение одними и теми же сотрудниками различных функции, возложенных на правоохранительные органы, приводило к перегруженности работника, снижалось качество исполнения основных обязанностей, размывались цели и задачи подразделения. А главное это не позволяло централизовать усилия направленные на обеспечение общественного порядка, борьбе с преступностью на улицах и других общественных местах. В результате после комплексных проверок наличия и использования сил и средств, проведенных ГУООП МВД СССР, были выработаны предложения о штатной численности личного состава патрульно-постовой службы и создании строевых подразделений милиции, на которые будут возложены прямые обязанности по обеспечению охраны общественного порядка.

В результате руководством МВД СССР была утверждена докладная записка и план мероприятий «О совершенствовании организационной структуры патрульно-постовой службы» от 3 мая 1978 г. № 1/2520. В соответствии с ним все необходимые изменения в организационно штатной численности необходимо было провести в течение трех этапов:

1) реорганизация и создание строевых подразделений по органам внутренних дел союзных республик, города Москвы, Московской и Ленинградских областей до конца декабря 1978 года;

2) реорганизация и создание строевых подразделений по органам внутренних дел автономных республик, краевых и областных центров до конца мая 1979 года;

3) реорганизация и создание строевых подразделений по всем остальным городам до 1 апреля 1980 года.

В исполнение плана мероприятий по совершенствованию организационной структуры патрульно-постовой службы в 1979 году

18 июля приказом начальника УВД Тюменского облисполкома были введены штаты Отдельного батальона патрульно-постовой службы милиции. А существовавшие до этого времени дивизионы милиции при трех районных отделах внутренних дел города Тюмени были слиты в единое подразделение. Уже 1 августа 1979 года на площади перед облисполкомом, проведено торжественное построение личного состава батальона, на котором были озвучены цели и задачи стоящие перед новым подразделением.

Из личного состава строевого подразделения формируются полноценные наряды милиции, основной задачей которых становится охрана общественного порядка на улицах областного центра. Патрулирование улиц, парков и площадей города Тюмени осуществлялось как в пешем порядке, так и с использованием автотранспортных средств. Пешие наряды состояли, как правило, из двух сотрудников, а экипажи авто-патрулей из трех сотрудников, водителя, старшего наряда и члена экипажа. В целях эффективности использования имеющихся сил и средств подразделения, город был поделен на патрульные участки по 6-8 кв. км каждый. В центре такого участка располагался маршрут автопатруля, а по периметру находилось несколько маршрутов пеших постов. Старшим экипажа авто-патруля назначался наиболее опытный сотрудник, чаще всего это были командиры отделений. Задачей старшего экипажа становилось не только обеспечение правопорядка на своем участке патрулирования, но и доставлять пешие наряды на маршруты и посты, а также организовывать их работу во время дежурной смены, а в случае осложнения оперативной обстановки или нападении на соседний наряд оказание незамедлительной помощи. Наряды патрульно-постовой службы, как пешие патрули, так и экипаж авто-патруля, несли службу в течение двенадцати часов, по сути, работали самостоятельно, далеко от старших командиров, полагаясь только на себя и на помощь своих «соседей по квадрату».

Большую роль в создание нового подразделения внес первый командир отдельного батальона патрульно-постовой службы милиции, ныне полковник милиции в отставке Сергей Анатольевич Смиренников. Под его руководством батальон находился с 1979 по 1992 года, в это время приходилось одновременно решать сразу несколько задач, начиная от разработки новых форм работы, заканчивая решением бытовых проблем. Так батальону приходилось неоднократно

менять место дислокации: стадион «Центральный», здание бывшей столовой ТЭЦ-1, четыре кабинета под крышей областного ГАИ, Мельникайте 48, Осипенко 35, Амурская 77. Но несмотря на трудности, деятельность подразделения внесла ощутимую пользу в дело укрепления законности и правопорядка в областном центре.

Новый подход к охране общественного порядка и создание отдельного батальона патрульно-постовой службы милиции как результат накопленного опыта в этой сфере показал его эффективность, что отразилось на доверии населения к деятельности правоохранительных органов в целом.

Заключение

В заключении необходимо отметить, что происходившие в Тюменской области этапы развития патрульно-постовой службы характерны для всей территории Советского государства. На первом этапе происходило

восстановление сил и средств органов внутренних дел, ослабленных за период Великой Отечественной Войны, увеличение качественного состава сил обеспечивающих правопорядок на улицах и других общественных местах. На втором этапе происходит поиск новых способов обеспечения и охраны общественного порядка и общественной безопасности. Совершенствование нормативно правовой базы регламентирующей основы деятельности патрульно-постовой службы полиции. На третьем этапе происходит формирование новых строевых подразделений, на которые возлагаются основные обязанности по охране общественного порядка и общественной безопасности со своими специфическими целями, задачами и компетенцией.

Дальнейшее совершенствование деятельности патрульно-постовой службы невозможно без глубокого осмысления опыта, накопленного прошедшими поколениями.

Список литературы

1. Зингер, М. Н. Роль штаба УВД Тюменской области в организации управления органами внутренних дел / М. Н. Зингер. — Тюмень, 2002. — 208 с.

2. Очерки истории тюменской милиции / Ю. П. Алтынов [и др.] ; под ред. В. А. Иоголевича. — Тюмень : Тюменский институт повышения квалификации сотрудников МВД России, 2015. — 360 с.

3. Суверов, Е. В. Деятельность патрульно-постовой службы милиции в Тюменской области в 70-е годы ХХ в. / Е. В. Суверов // История государства и права. — 2017. — № 8. — С. 25-29.

4. Усманова, Ф. Р. Пенитенциарная система Тюменского края (1918-1956 гг.) : учебное пособие / Ф. Р. Усманова. — Тюмень : Тюменский юридический институт МВД РФ, 2006. — 108 с.

5. Устав патрульно-постовой службы Советской милиции : утв. приказом Министра внутренних дел СССР от 20 июля 1974 года № 200 / МВД СССР. — М. : Воениздат, 1974. — 262 с.

References

1. Zinger, M. N. Rol shtaba UVD Tyumenskoy oblasti v organizatsii upravleniya organami vnutrennikh del / M. N. Zinger. — Tyumen, 2002. — 208 s.

2. Ocherki istorii tyumenskoy militsii / Yu. P. Altynov [i dr.] ; pod red. V. A. Iogolevicha. — Tyumen : Tyumenskiy institut povysheniya kvalifikatsii sotrudnikov MVD Rossii, 2015. — 360 s.

3. Suverov, Ye. V Deyatelnost patrulno-postovoy sluzhby militsii v Tyumenskoy oblasti v 70-e gody XX v. / Ye. V Suverov // Istoriya gosudarstva i prava. — 2017. — № 8. — S. 25-29.

4. Usmanova, F. R. Penitentsiarnaya sistema Tyumenskogo kraya (1918-1956 gg.) : uchebnoe posobie / F. R. Usmanova. — Tyumen : Tyumenskiy yuridicheskiy institut MVD RF, 2006. — 108 s.

5. Ustav patrulno-postovoy sluzhby Sovetskoy militsii : utv. prikazom Ministra vnutrennikh del SSSR ot 20 iyulya 1974 goda № 200 / MVD SSSR. — M. : Voenizdat, 1974. — 262 s.

Рецензент: канд. юрид. наук, доцент С. И. Иванова. Дата поступления статьи в редакцию: 16.12.2019.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.