ОБЩИЕ ВОПРОСЫ ТЕОРИИ ПРАВА
УДК 340.115.7 С. 8—13
К ВОПРОСУ ПРАВОВОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПОДРАЗДЕЛЕНИЙ ПАТРУЛЬНО-ПОСТОВОЙ СЛУЖБЫ ПОЛИЦИИ
Койнов М. Ю.
Тюменский институт повышения квалификации сотрудников МВД России E-mail: [email protected].
В статье рассматриваются отдельные аспекты деятельности подразделений патрульно-постовой службы полиции. Проводится анализ правового обеспечения патрульно-постовой службы. Основой становится сравнительный метод исследования нормативно-правовых актов, как актуальных, так и утративших силу. На основе исследования вопросов теории и правоприменения отдельных нормативных актов, регулирующих деятельность подразделений патрульно-постовой службы полиции, предлагается сбалансированный подход к совершенствованию правовой базы деятельности таких подразделений по обеспечению правопорядка на улицах и других общественных местах, который позволит наиболее эффективно использовать их в современных условиях, в том числе и в условиях появления новой коронавирусной инфекции.
Ключевые слова: патрульно-постовая служба, нормативно-правовые акты, правовые основы, деятельность по охране правопорядка.
LEGAL SUPPORT FOR THE ACTIVITIES OF THE PATROL AND POST SERVICE OF THE POLIC
Koynov M. U.
Tyumen Institute of Advanced Training for Employees of the Ministry of Internal Affairs of the Russia
E-mail: [email protected].
The article deals with some aspects of the activities of the police patrol service units. The analysis of the legal support of the patrol service is carried out. the basis is a comparative method of studying normative legal acts, both actual acts and legal acts that have lost their force. Based on the study of the theory and law enforcement of certain regulations regulating the activities of patrol units, the police are offered a balanced approach to improving the legal framework for the activities of such units to ensure law and order on the streets and other public places, which will allow them to be used most effectively in modern conditions. Including in the conditions of the emergence of a new coronavirus infection.
Keywords: patrol service, regulatory and legal cuts, a legal framework, activities of law enforcement.
Введение
Под правовым обеспечением патрульной службы полиции МВД России, понимается совокупность нормативно-правовых актов, которыми регламентируется порядок ее создания, организация деятельности, формы и методы
несения службы нарядами полиции, взаимодействие между этим подразделением, ведомствами и службами МВД России, правоохранительными органами, объединениями граждан правоохранительной направленности, а также различными субъектами права, напрямую
или косвенно связанных с процессом охраны общественного порядка и противодействия правонарушениям и преступлениям.
Описание исследования
Устанавливая совокупность нормативно правовых актов, составляющих основу правового регулирования деятельности патрульно-постовой службы полиции, и распределяя их в систему правового обеспечения, необходимо исходить из положений закона Российской Федерации «О полиции» от 7 февраля 2011г. № З-ФЗ ст. 3 которого указывает, что правовая основа деятельности полиции состоит из определенных уровней: Конституция Российской Федерации, общепризнанные принципы и нормы международного права, международные договоры Российской Федерации, федеральные конституционные законы, настоящий Федеральный закон, другие федеральные законы, нормативные правовые акты Президента Российской Федерации и нормативные правовые акты Правительства Российской Федерации, а также нормативные правовые акты федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере внутренних дел.
Указанная система нормативных правовых актов конкретизирована в Уставе патрульно-постовой службы полиции, утвержденном приказом МВД РФ от 29 января 2008 г. № 80 «Вопросы организации деятельности строевых подразделений патрульно-постовой службы полиции». В частности, пункт 3 Устава регламентирует положение о том, что «подразделения патрульно-постовой службы полиции в своей деятельности руководствуются Конституцией Российской Федерации, общепризнанными принципами и нормами международного права, международными договорами Российской Федерации, федеральными конституционными законами, Федеральным законом от 7 февраля 2011 г. № З-ФЗ «О полиции», другими федеральными законами, актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, актами МВД России, а также законами субъектов Российской Федерации по вопросам охраны общественного порядка и обеспечения общественной безопасности, изданными в пределах их компетенции» [2]. То есть данная норма дублирует основные положения закона «О полиции», за исключением нормы, где подразделения патрульно-постовой службы в своей деятельности обязаны также руководствоваться законами субъектов Российской Федерации по вопросам охраны
общественного порядка и обеспечения общественной безопасности, изданными в пределах их компетенции.
Исходя из выше перечисленного, возможно провести разграничения уровней правовой обеспечения деятельности патрульно-постовой службы полиции, а в дальнейшем будут рассмотрены отдельные, наиболее значимые уровни правового обеспечения данной деятельности.
Первый уровень — Конституция Российской Федерации.
Второй уровень — общепризнанные принципы и нормы международного права, международные договора Российской Федерации.
Третьи уровень — федеральные конституционные законы.
Четвертый уровень — федеральный закон от 7 февраля 2011 г. № З-ФЗ «О полиции», другие федеральные законы.
Пятый уровень — указы Президента Российской Федерации.
Шестой уровень — постановления Правительства Российской Федерации.
Седьмой уровень — приказы МВД России, а также межведомственные приказы министерств Правительства Российской Федерации.
Восьмой уровень — законы субъектов Российской Федерации по вопросам охраны общественного порядка и обеспечения общественной безопасности.
Рассматривая первый уровень правового обеспечения Конституцию Российской Федерации, следует указать, что он охватывает такие правовые институты и нормы, которые составляют основополагающие тезисы для всех видов государственной деятельности. Конституция Российской Федерации в той или иной степени влияет на всю систему охраны общественного порядка и обеспечении общественной безопасности. Для более полного понимания, данного и последующих уровней правового обеспечения деятельности патрульно-постовой службы необходимо хотя бы частично раскрыть понятия и сущность охраны общественного порядка и обеспечении общественной безопасности.
Очевидно, что определение понятия общественного порядка, исходит из его сущности и содержания, как объекта административно-правовой защиты. Проблемы правового регулирования обеспечения общественной безопасности и общественного порядка в Российской Федерации нашли достаточно широкое отражение, как в научной литературе, так и непосредственно в соответствующих нормативных правовых актах. Большой вклад в исследование данной проблематики
внесли ведущие специалисты в области правового обеспечения и административного права, доктора юридических наук, профессора М. И. Еропкин (1921—1995) и И. И. Веремеенко (1938—2013). Данные ученые, являясь ведущими специалистами области административного права, определили общественный порядок в узком, специальном смысле этого слова, и большинство ученых считает такой подход наиболее предпочтительным (И. И. Веремеенко, М. И. Еропкин, Ф. Е. Колонтаевский, А. В. Кузнецов, Л. Л. Попов, Ф. С. Разаренов, А. В. Серегин, М. Я. Саввин, Ю. А. Соколов, Л. Л. Трофимов, А. П. Шергин). Так по мнению М. И. Еропкина, «общественный порядок — это обусловленная интересами всего народа и регулируемая нормами права, морали, правилами общежития и обычаями система волевых общественных отношений, складывающихся главным образом в общественных местах, а также общественных отношений, возникающих и развивающихся вне общественных мест, но по своему характеру обеспечивающих охрану жизни, здоровья, чести, достоинства и иных прав граждан, укрепление народного достояния, обеспечение общественного спокойствия, создание нормальных условий для деятельности предприятий, учреждений, организаций» [3, с. 27].
В свою очередь понятие, предложенное И. И. Веремеенко, основывается на толковании фразеологических выражений русского языка: «Общественный порядок представляет собой не просто систему (совокупность) общественных отношений, определенным образом налаженную. Иначе и быть не может, ибо порядок — это, в первую очередь, правильное, налаженное состоянии чего-ни будь, в нашем случае — общественных отношений. И в таком смысле общественный порядок представляет собой порядок отношений в общественных местах, который обусловлен потребностями общества, обеспечивает личную и общественную безопасность и тем самым гарантирует обстановку спокойствия, согласованности и ритмичности общественной жизни» [1].
Проведя сравнение различных определений, возможно найти общие значения и сформулировать понятие общественного порядок, как систему упорядоченных общественных отношений, возникающих между людьми; общественные отношения определяются нормами права, обычаями, правилами общежития и т. д.; общественные отношения реализуются в общественных местах; общественные отношения обусловлены потребностями общества и личности.
Необходимо отметить, что седьмой уровень правового обеспечения представляет
собой наибольшую группу нормативно-правовых документов, влияющих на деятельность патрульно-постовой службы полиции. Они обусловлены прямой необходимостью регулирования конкретных организационно управленческих решений органов исполнительной власти, Министерства внутренних дел Российской Федерации.
Базовым нормативным правовым актом на данном уровне, который напрямую регламентирует деятельность патрульно-постовой службы полиции, является приказ МВД России от 29 января 2008 г. № 80 «Вопросы организации деятельности строевых подразделений патрульно-постовой службы полиции». Основу данного правового акта составляет Устав патрульно-постовой службы. В нем изложены основы патрульно-постовой службы полиции, регламентированы структурные элементы, а также определены требование к тактическим действиям нарядов. В частности:
— в пунктах 1—14 Устава ППСП, (общие положения), изложены правовые основы, принципы, основные задачи и функции, а также порядок создания и функционирования строевых подразделений патрульно-постовой службы полиции;
— в пунктах 15—25 Устава ППСП (ч. II), определено правовое положение должностных лиц строевых подразделений патрульно-постовой службы полиции, раскрыты их должностные обязанности и права: командира, начальника штаба и заместителя командира отдельного подразделения, помощников командира подразделения ППСП (по работе с личным составом, материально-техническому обеспечению), сотрудников подразделения ППСП;
— в пунктах 26—153 Устава ППСП (ч. III) раскрываются элементы системы управления силами и средствами патрульно-постовой службы полиции. В данном разделе размещены указание на правила планирования работы подразделений, полномочия должностных лиц по принятие решений на охрану общественного порядка, определяются нормы ежесуточных выставлений и условия для их выполнения, перечисляются общие обязанности и запреты при несении службы, а также четко регламентируется порядок подготовки и инструктажа нарядов. В данной части также содержится раздел, регламентирующий порядок контроля несения службы, учет и оценку результатов деятельности. При этом необходимо особо отметить, что в п. 140 Устава ППСП содержится требование, которое напрямую устанавливает запрет на применение для оценки деятельности патрульно-постового наряда
исключительно количественных критериев, а также определения для них со стороны вышестоящих должностных лиц плановых показателей по выявлению на территории маршрута или поста преступлений или административных правонарушений. Эта норма напрямую вступает в конфликт с практикой оценки деятельности подразделений полиции по показателю аналогичного периода прошлого года;
Отдельно необходимо обратить внимание на раздел организации деятельности групп управления нарядами ППСП. За последнее время произошли большие изменение в порядке функционирования таких групп управления нарядами, в связи с повсеместной практикой внедрения новых информационных технологий, в частности аппаратно-программного комплекса «Безопасный город». Сложившиеся ситуация требует пересмотра некоторых правил при взаимодействии с дежурными частями территориальных органов, а также порядка учета, регистрации и передачи поступающей информации.
Также требует определенных дополнений и корректировок раздел Устава ППСП регламентирующий правила обеспечения связи, в связи с требованием использования новейших информационных средств связи, в том числе использования цифровых носителей информации;
— пункты 154—210 Устава ППСП регламентируют особенности несение службы на маршрутах патрулирования, с учётом разграничение средств передвижения (автомобили, мотоциклах, катерах), использование специфических средств (служебных животных собак, лошадей), или особенностей самих маршрутов и обслуживаемой территории (железнодорожный, водный, воздушный транспорт, объекты метрополитена). В данном разделе не учитывается использование новых средств передвижения, (скутера, моноблоки), которые становятся актуальными на фоне увеличении урбанизации территорий и требований к мобильности и подвижности нарядов патрульно-постовой службы в современных условиях;
— в пунктах 211—225.4 Устава ППСП (ч. IV) определяются особенности полномочий нарядов патрульно-постовой службы полиции на постах и маршрутах патрулирования. В этом разделе раскрываются обязанности сотрудников по обеспечению правопорядка в различных условиях несения службы, а также направления деятельности, являющиеся приоритетными: предупреждение и пресечение преступлений, предупреждение и пресечение правонарушений среди несовершеннолетних, обеспечение безопасности дорожного движения,
полномочия на метрополитене, железнодорожном, водном и воздушном транспорте, взаимодействие с общественными формированиями, частными охранными организациями. Необходимо отметить, что в данном разделе не освещается такое направление, как предупреждение и пресечение правонарушений общественного порядка связанных с употреблением алкогольной продукции, которые, пожалуй, являются основной работой нарядов на маршрутах патрулирования, не рассматривается направление по предупреждению и пресечению правонарушений связных с употреблением, хранением и распространением наркотических средств, что становится особенно актуально с момента появления новых потенциально опасных наркотиков, различных «спайсов», «соли», «снюсов» и т. д.
— в пунктах 266—280 Устава ППСП (ч. V) раскрывается такой важный элемент деятельности патрульно-постовой службы, как тактика действий нарядов в различных условиях несения службы. Чаще всего она представляет из себя алгоритм действий, то есть определенную последовательность действий, которой должен придерживаться сотрудник при возникновении конкретных условий: обращение сотрудников подразделений ППСП к гражданам, тактических действий нарядов ППСП при совершении преступления и на месте происшествия, задержания и доставления в органы внутренних дел лиц, подозреваемых в совершении преступлений, при выявлении административных правонарушений, осмотре мест возможного укрытия лиц, подозреваемых в совершении преступления или иного правонарушения. Здесь, как и в предшествующих разделах, отсутствует алгоритм действий при выявлении лиц, находящихся в алкогольном или наркотическом опьянении, отсутствуют тактические элементы, связанные с выявлением преступлений в сфере НОН, посредством бесконтактной системы, так называемых «закладок». Еще одной стороной совершенствования данного раздела возможно включение тактических элементов взаимодействия с общественными организациями правоохранительной направленности: «казачества», «волонтеров», «активистов правовых движений», что становится особенно актуально на фоне проведения в России различных международных мероприятий, зимние Олимпийские игры в Сочи, Чемпионат мира по футболу FIFA-2018, и возможных новых подобных мероприятий в будущем.
Значительную составляющую в обеспечении функционирования ППСП выполняют Приложения к Уставу. В частности, в них
излагаются требования к оборудованию класса службы; установлена форма и правила ведения служебной книжки, содержание бортового журнала автопатруля, передвижного поста полиции и журнала использования транспортных средств, форма и содержание рапорта о проделанной работе; приведена комплектация оснащения патрульного автомобиля строевого подразделения патрульно-постовой службы полиции. Но, как ранее отмечалось, данные приложения требуют дополнений и усовершенствований в связи с появлением новых технологических средств и возможностью оптимизации процесса несения службы.
Важно уточнить, что кроме самого Устава ППСП, на данном уровне находится огромный массив информации и регламентаций, представляющий из себя приказы, распоряжения МВД России. Указанный уровень правового обеспечения деятельности патрульно-постовой службы полиции находится в постоянном движении, вновь принимаемые приказы МВД России отменяют действия предшествующих приказов, вносят постоянные изменения и дополнения в действующее законодательство. Для примера, возможно привести приказа МВД России от 25 ноября 2019 г. № 879 «Об утверждении Наставления об организации в органах внутренних дел Российской Федерации деятельности по обеспечению правопорядка на улицах и в иных общественных местах», который отменил ранее действовавший приказ МВД России от 5 октября 2013 г. № 825 дсп «О совершенствовании организации комплексного использования сил и средств органов внутренних дел Российской Федерации по обеспечению правопорядка на улицах и в иных общественных местах». Следует отметить, что прежний приказ МВД России имел гриф только для служебного пользования, что накладывало отпечаток на возможность его использования в повседневной деятельности. При анализе данных нормативно-правовых актов следует обратить внимание на то, что в случае появления нового акта положения в утратившем силу перестают действовать. Но в некоторых случаях происходит упущение части правовых норм в новом акте по сравнению с ранее действующим. Так в приказе МВД России № 879 от 25 ноября 2019 г. содержится отсылочная норма, в части п. 27 «протяженность маршрута патрулирования нарядов строевых подразделений полиции, определяется нормативными правовыми актами МВД России, регламентирующими деятельность этих подразделений»1, ходя данная норма
1 Об утв. Наставления об организации в органах внутренних дел Российской Федерации деятельности
регулировалась приказам МВД России № 825 дсп и утратила силу в связи с вступлением выше приведенного приказа. Следует обратить внимание, что такая норма была введена приказом МВД России от 29 января 2008 г. № 81 «Об организации комплексного использования сил и средств органов внутренних дел Российской Федерации по обеспечению правопорядка в общественных местах», где в п. 21 указывалось, что «планируемая в единой дислокации протяженность маршрута патрулирования и его границы для выполнения задач, возложенных на основные силы обеспечения правопорядка в общественных местах, должны с учетом условий конкретной местности и оперативной обстановки обеспечивать максимально быстрое прибытие наряда к месту совершения преступления или иного правонарушения в любой точке зоны ответственности (как правило, не более чем в течение 5—7 минут) и не может превышать 6 км для патрулей на автомобиле, 4 км для патрулей на мотоцикле, 1,5 км для пеших патрулей». Пробел в данной части правового обеспечения, приводит к трудности при формировании плана использования сил и средств по обеспечению правопорядка на улицах и в иных общественных местах»2. В связи с утратой силы этих приказов, отсылочная норма в приказе МВД России № 879 не имеет реализации.
Для устранения, таких пробелов в правовом обеспечение деятельности подразделений патрульно-постовой службы полиции, следует формировать новые нормативно-правовые акты в комплексе, учитывая наличия общих организационных и тактических аспектов. Как это было сделано 2008 году при введении Устава ППСП и положения о комплексном использовании сил и средств по обеспечению правопорядка в общественных местах.
Другой возможностью устранение пробелов в правовом регулировании, а также максимально быстро реагировать на изменяющиеся условия в обеспечении правопорядка, является принятие нормативно-правовых актов на уровне субъектов Российской Федерации по вопросам охраны общественного порядка и обеспечения общественной безопасности, издаваемых в пределах их компетенции. Данный
по обеспечению правопорядка на улицах и в иных общественных местах : приказ МВД России от 25.11.2019 г. № 879 // Официальный сайт МВД РФ. URL: https://c3ao. MCK.MBfl^/Dlja_grazhdan/Pravovaja_pomoshh/flOKy-менты/ (дата обращения: 20.11.2020].
2 Об организации комплексного использования сил и средств органов внутренних дел Российской Федерации по обеспечению правопорядка в общественных местах : приказ МВД России от 29.01.2008 г. № 81 (утратил силу] // Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти. 2008. № 27.
уровень призван в первую очередь урегулировать правоотношения в конкретном субъекте правоотношения, с учетом внутренних особенностей данной территории или призван реагировать на новые еще не урегулированные федеральным законодательствам, факторы. Примером может служить реагирование субъектов Федерации на ситуацию, связанную с появлением новой коронавирусной инфекции. Так, в Тюменской области принято постановление Правительства Тюменской области от 17 марта 2020 г. № 120-п «О введении режима повышенной готовности» согласно которой гражданам при общении следует соблюдать дистанцию не менее 1,5 метров (социальное дистанцирование), данные нормы были распространены и на деятельность подразделений патрульно-постовой службы полиции. Это потребовало от сотрудников патрульно-постовой службы полиции соблюдение определенных мер профилактики, связанных с обязательным использованием медицинских масок и перчаток при осуществлении их повседневной деятельности.
Заключение
Подведя итоги вышеприведенного анализа правового обеспечения деятельности патрульно-постовой службы полиции, возможно сделать следующие выводы:
— во-первых, следует согласовать между собой все приказы МВД России, регламентирующие деятельность подразделений патрульно-постовой службы полиции, путем создание единого нормативно-правового акта, возможно на уровне федерального закона «О деятельности подразделений по обеспечению правопорядка на улицах и других общественных местах»;
— во-вторых, необходимо внесение корректировки в уже имеющиеся нормативно правовые акты, в части имеющихся устранения пробелов в регулировании норм отдельных аспектов деятельности ППСП. В частности внести дополнения в п. 27 приказа МВД России от 25 ноября 2019 г. № 879, касающегося протяженности маршрутов патрулирования или введение данной нормы в Устав ППСП;
— в-третьих, рассмотреть возможность активизации принятия нормативно-правовых актов на уровне субъектов Федерации, что позволит конкретизировать данные нормы под территориальные особенности данных регионов.
Реализация данных изменений позволит в значительной степени усовершенствовать организацию использования сил и средств по обеспечению правопорядка, тем самым достичь основной цели правового регулирования, наибольшей эффективности деятельности подразделений патрульно-постовой службы полиции.
Список литературы
1. Веремеенко, И. И. Механизм административно-правового регулирования в сфере охраны общественного порядка: Предмет и понятие. Ч. 1 / И. И. Веремеенко. — Москва: Изд-во ВНИИ МВД СССР, 1981, —111 с.
2. Вопросы организации деятельности строевых подразделений патрульно-постовой службы полиции : приказ МВД России от 29 янв. 2008 г. № 80 // Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти. — 2008. — № 27.
3. Еропкин, М. И. Управление в области охраны общественного порядка / М. И. Еропкин. — Москва: Юрид. лит., 1965. — 215 с.
References
1. Veremeenko, 1.1. Mekhanizm administrativno-pravovogo regulirovaniya v sfere okhrany obshchestvennogo poryadka : Predmet i ponyatie. Ch. 1 / 1.1. Veremeenko. — Moskva : Izd-vo VNII MVD SSSR, 1981, —111 c.
2. Voprosy organizatsii deyatelnosti stroevykh podrazdeleniy patrulno-postovoy sluzhby politsii: prikaz MVD Rossii ot 29 yanv. 2008 g. № 80 // Byulleten normativnykh aktov federalnykh organov ispolnitelnoy vlasti. —2008, —№27.
3. Yeropkin, M. I. Upravlenie v oblasti okhrany obshchestvennogo poryadka / M. I. Yeropkin. — Moskva : Yurid. lit., 1965, —215 s.
Дата поступления статьи в редакцию: 16.12.2020.