ПРОБЛЕМНЫЕ ВОПРОСЫ ПРАВОВОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ В СФЕРЕ УПРАВЛЕНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ ПАТРУЛЬНО-ПОСТОВОЙ
СЛУЖБЫ ПОЛИЦИИ
А.В. Ерыгина, студент
Белгородский государственный национальный исследовательский институт (Россия. г. Белгород)
Б01:10.24412/2500-1000-2022-4-3-22-25
Аннотация. В работе представлена иерархия нормативно-правовых актов, в соответствии с которыми правоохранительные органы осуществляют свою профессиональную деятельность, установлено, что основой правового регулирования деятельности патрульно-постовой службы является закон РФ «О полиции» от 7 февраля 2011 г. № 3-ФЗ. Выявлены проблемы правового обеспечения в сфере управления деятельностью ППСП, предложены пути их преодоления.
Ключевые слова: правоохранительная деятельность, общественный порядок, подразделение патрульно-постовой службы, правовое обеспечение, нормативно-правовой акт.
Современная система МВД России выполняет ряд важнейших задач, касающихся повышения качества работы на всем направления, которые находятся в компетенции Министерства, также ведутся работы по оптимизации состава полиции на основе качественных и количественных характеристик, а также внедряются в профессиональную деятельность сотрудников комплекс современных средств: технических, информационных, методических. Таким образом, правовое обеспечение в сфере управления деятельностью патрульно-постовой службы полиции реализуется в соответствии с рядом нормативно-правовых актов, а они в свою очередь, регламентируют порядок создания, формы и методы несения службы данными правоохранительными органами и многое другое [1].
Перед тем как классифицировать нормативно - правовые акты, осуществляющие регулятивную функцию в сфере управления деятельностью патрульно-постовой службы полиции, необходимо пояснить, что в соответствии с положениями закона Российской Федерации «О полиции» от 7 февраля 2011 г. № З-ФЗ ст. 3, они представляются в виде иерархической последовательности, и имеют следующую структуру:
- Конституция РФ;
- общепризнанные принципы и нормы международного права;
- международные договоры Российской Федерации;
- федеральные конституционные законы;
- настоящий Федеральный закон;
- другие федеральные законы, нормативные правовые акты Президента Российской Федерации и нормативные правовые акты Правительства Российской Федерации, а также нормативные правовые акты федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере внутренних дел [2].
К основополагающему законодательному акту, регулирующим деятельность подразделений патрульно-постовой службы можно отнести Приказ МВД от 28 июня 2021 года N 495 «Об утверждении Наставления об организации служебной деятельности строевых подразделений патрульно-постовой службы полиции территориальных органов МВД России», который в свою очередь, основан на Уставе патрульно-постовой службы. Данные нормативно-правовой акты, созданы в целях преобразования деятельности подразделений патрульно-постовой службы полиции, возрастания их значимости в охране общественного порядка и обеспечении общественной
безопасности [3]. Патрульно-постовая служба полиции является одной из самых задолго образованных служб в правоохранительных органах, и одной из самых больших по количеству сотрудников.
В ходе осуществления возложенных на органы внутренних дел обязанностей и функций, нередко возникает ряд проблем в деятельности патрульно-постовой службы полиции связанных с вопросами правового обеспечения. Сложности, связанные с правовым регулированием гарантии общественного порядка и безопасности в РФ получили масштабное распространение и в законодательных актах, и в научной литературе. Общественный порядок в своем понимании является системой структурированных общественных отношений, которые возникают между представителями социума, определенные наличием у граждан норм права, традиций, обычаев, нравственности.
Одним из пробелов в правовом обеспечении ППСП можно определить недостаток в разделе IV Устава патрульно-постовой службы, а именно отсутствие порядка действий сотрудников при обнаружении лиц, пребывающих в состоянии алкогольного и наркотического опьянения, а также не урегулирован алгоритм действия в случае обнаружения так называемых «закладок». В настоящее время данная тема является особо актуальной, ведь незаконная деятельность лиц по расположению наркотических средств, в виде запечатанных пакетов, в палисадниках, клумбах, грядках или других общественных местах довольно распространена в наши дни. По данному вопросу можно пояснить, что на сайтах правоохранительных органов имеются рекомендации о том, что делать гражданам в случае обнаружения таких закладок. Например, Отдел МВД России по Абинскому району на путем предоставления информации в электронном источнике, а именно на своем сайте, предоставил разъяснение алгоритма действий. В случае обнаружения тайника или если граждане стали свидетелями его закладки, рекомендуется сообщить об этом в полицию по каналам связи 102, 112. Также говорится о том, что пока наряд полиции
не прибыл на место происшествия, граждане могут зафиксировать в памяти приметы подозрительных лиц, которые могли совершить закладывание наркотических средств, и возможно даже отметить транспортные средства преступником и их государственные номера [4]. Также данный раздел Устава можно преобразовать путем привлечения к работе сотрудников ППСП помощи общественных организаций, казачества, волонтеров, особенно, если патрулирование осуществляется при проведении масштабных мероприятий в спорте, культуре и прочих областях.
Важную роль при обеспечении функционирования ППСП составляют Приложения к Уставу, так как они содержат перечень требований к оборудованию, форме и правилам составления документации в ходе службы сотрудников, определяют, вопросы, связанные с комплектацией служебных машин, применения различных средств, помогающих несению службы и прочее. Таким образом, в данном направлении необходимо дополнять и совершенствовать приложения, путем внесения в них современных технологических средств и возможности оптимизации процесса несения службы [5].
Правовое обеспечение деятельности ППСП постоянно обновляется, причем новые принимаемые приказы МВД РФ отменяют действие предыдущего приказа, внося все новые изменения и дополнения.
Например, приказ МВД России от 5 октября 2013 г. № 825 ДСП «О совершенствовании организации комплексного использования сил и средств органов внутренних дел Российской Федерации по обеспечению правопорядка на улицах и в иных общественных местах» был заменен на приказа МВД России от 25 ноября 2019 г. № 879 «Об утверждении Наставления об организации в органах внутренних дел Российской Федерации деятельности по обеспечению правопорядка на улицах и в иных общественных местах». Причем тот приказ, который заменен на новый, был под грифом для служебного пользования, что являлось ограничением его использования в повседневной жизни. В данном случае, когда реализуется замена
одного приказа на другой, нередко происходит упущение части правовых норм в новом нормативно-правовом акте отличие от предшествующего [6].
Например, отсылочная норма в отношении протяженности маршрута патрулирования нарядов полиции, которая определена НПА МВД РФ, а именно утратившего силу приказа МВД России № 879 от 25 ноября 2019 г., который гласит о том, что планируемая протяженность маршрута патрулирования и его границы для осуществления задач органов правопорядка, реализующиеся в общественных местах должны с учетом условий конкретной местности и оперативной обстановки обеспечивать прибытие наряда полиции к месту преступления в самые кратчайшие сроки, в среднем 6 минут. При этом прибытие наряда не может выходить за пределы 6 км для патрулей, организованных на служебных машинах, на мотоциклах не может превышать 4 км, а пеших патрулей 1,5 км. В новом же законе МВД данная норма отсутствует, следовательно не получает своей реализации.
Из этого следует появление проблемы, заключающейся в трудности процесса образования плана использования имеющихся сил, и методов по обеспечению правопорядка в различных общественных местах.
Чтобы предотвратить такие упущения в области правового обеспечения деятельности подразделений ППСП, необходимо провести работу по комплексному формированию нового вида НПА, опираясь на успешную практику введенного Устава
ППСИ и положения о комплексном использовании сил и средств по обеспечению правопорядка в далеком 2008 году.
Таким образом, изучив проблемы, возникающие в правовом обеспечении сферы управления деятельностью патрульно-постовой службы полиции можно рекомендовать следующие пути их решения:
1. Провести работу по согласованию всех приказов МВД России, которые регламентируют деятельность ППСП, создать единый НПА на основе уже действующих, по части работы органов правопорядка в сфере обеспечения общественной безопасности;
2. Осуществление коррекции в действующих НПА в отношении имеющихся пробелов в их содержании, например путем внесения в п. 27 приказа МВД РФ от 25 ноября 2019 г. № 879 посредством включения в его содержание ранее утратившего силу в прошлом законе положения о протяженности маршрутов патрулирования или даже закрепление этой положения в самом Уставе ППСП.
3. Провести работу по конкретизации данных норм в соответствии с индивидуальными особенностями определенных регионов и областей, путем принятия НПА на уровне субъекта РФ.
Воплощение в реальность предложенных преобразований определенно поможет повысить уровень организации использования средств и методов с целью охраны правопорядка и приведет к достижению цели правового регулирования, и, несомненно, повысит эффективность деятельности подразделений ППСП.
Библиографический список
1. Шегало Д.Д. Совершенствование деятельности патрульно-постовой службы полиции // Вестник Московского университета им. С.Ю. Витте. Серия 2: Юридические науки. -2019. - № 2 (20). - С. 68-72. ёо1: 10.21777/2587-9472-2019-2-68-72
2. Койнов М.Ю. «К вопросу правового обеспечения деятельности подразделений патрульно-постовой службы полиции» // Правопорядок: история, теория, практика. - 2020. -№4 (27).
3. Приказ МВД от 28 июня 2021 года N 495 «Об утверждении Наставления об организации служебной деятельности строевых подразделений патрульно-постовой службы полиции территориальных органов МВД России». - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://docs.cntd.ru/document/607871502 (Дата обращения: 19.04.2022).
4. Полицейские разъясняют, как себя вести при обнаружении «закладок». - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://абинск.23.мвд.рф/news/item/26131699/ (Дата обращения: 19.04.2022).
5. Веремеенко И.И. Механизм административно-правового регулирования в сфере охраны общественного порядка: Предмет и понятие. Ч. 1. - М.: Изд-во ВНИИ МВД СССР. - 2015. - 111 с.
6. Сухарев В.Ф. Проблемы совершенствования организационных структур органов внутренних дел. - М.: Академия МВД РФ, 2019. - 215 с.
PROBLEMATIC ISSUES OF LEGAL SUPPORT IN THE FIELD OF MANAGEMENT OF THE PATROL AND POST SERVICE OF THE POLICE
A.V. Erygina, Student
Belgorod State National Research Institute
(Russia, Belgorod)
Abstract. The paper presents a hierarchy of regulatory legal acts, according to which law enforcement agencies carry out their professional activities, it is established that the basis of legal regulation of the patrol and post service is the Law of the Russian Federation "On Police" dated February 7, 2011 N 3-FL. The problems of legal support in the field of management of PPSP activities are identified, ways to overcome them are proposed.
Keywords: law enforcement, public order, patrol and guard service unit, legal support, regulatory legal act.