УДК 378 ББК 74.48
DOI 10.24411/2414-3995-2020-10062 © В.Е. Дивольд, А.А. Гайдамакин, М.В. Батюшкин, 2020
Научная специальность 13.00.02 — теория и методика обучения и воспитания; 13.00.08 — теория и методика профессионального образования
ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ ИНФОРМАЦИОННЫЕ СИСТЕМЫ: ПРОБЛЕМЫ И ОПЫТ ПРАКТИКО-ОРИЕНТИРОВАННОГО ОБУЧЕНИЯ
Владимир Емельянович Дивольд,
начальник кафедры информационных технологий в деятельности ОВД, Омская академия МВД России (644112, Омск, проспект Комарова, д. 7)
E-mail: [email protected];
Андрей Андреевич Гайдамакин, заместитель начальника кафедры информационных технологий в деятельности ОВД,
кандидат технических наук, доцент Омская академия МВД России (644112, Омск, проспект Комарова, д. 7)
E-mail: [email protected]; Максим Викторович Батюшкин, преподаватель кафедры информационных технологий в деятельности ОВД Омская академия МВД России (644112, Омск, проспект Комарова, д. 7)
E-mail: [email protected]
Аннотация. Рассматриваются методические и организационные проблемы вузов системы МВД по формированию профессиональных компетенций в области информационных технологий. Показано, что одной из основных проблем является ограниченный доступ обучающихся к ресурсам Единой системы информационно-аналитического обеспечения деятельности МВД России (ИСОД). Эта проблема была успешно решена путем разработки системы, эмулирующей работу сервисов ИСОД. Описана технология использования эмулятора ИСОД и других информационных систем в составе электронной образовательной среды.
Ключевые слова: профессиональные компетенции, информационные системы, ИСОД, уголовный розыск, эмулятор, программное обеспечение, практическое обучение.
PROFESSIONAL INFORMATION SYSTEMS: PROBLEMS AND EXPERIENCE OF THE PRACTICAL TRAINING
Vladimir E. Divol'd,
Head of the Department of IT in Law-enforcement Activity, Omsk Academy of the Ministry of Internal Affairs of Russia (644112, Omsk, prospekt Komarova, d. 7);
Andrey A. Gaidamakin, Deputy Head of the Department of IT in Law-enforcement Activity, Candidate of Technical Sciences, Associate Professor Omsk Academy of the Ministry of Internal Affairs of Russia (644112, Omsk, prospekt Komarova, d. 7);
Maxim V. Batyushkin, Lecturer of the Department of IT in Law-enforcement Activity Omsk Academy of the Ministry of Internal Affairs of Russia (644112, Omsk, prospekt Komarova, d. 7)
Abstract. Considered methodical and organizational problems of formation of professional abilities in the field of the information technologies, which take place in educational institutions of the Ministry of Internal Affairs. It is shown, that one of the basic problems is the limited access of trained to Uniform system of information-analytical maintenance of activity of the Ministry of Internal Affairs of Russia (ISMA). This problem has been successfully solved by the system engineering emulating work of ISMA services. The technology of use of both emulator ISMA and other information systems as a part of the electronic educational environment is described.
Keywords: professional competences, information systems, ISMA, criminal investigation, emulator, software, practical training.
Citation-индекс в электронной библиотеке НИИОН
Для цитирования: Дивольд В.Е., Гайдамакин А.А., Батюшкин М.В. Профессиональные информационные системы: проблемы и опыт практико-ориентированного обучения. Вестник экономической безопасности. 2020;(1):329-32.
Практико-ориентированный подход к обучению призван сократить время адаптации молодого специалиста к реальной профессиональной деятельности, и представляет собой совокупность психолого-
педагогических условий, направленных на выработку у обучающихся некоторого набора компетенций, т.е. определенных профессионально необходимых личностных, мировоззренческих и интеллектуаль-
ных качеств и практических навыков. В настоящей статье мы рассмотрим некоторые проблемы и способы реализации этого подхода применительно к формированию навыков работы с информационно-поисковыми системами и базами данных, используемыми в профессиональной деятельности сотрудников органов внутренних дел.
В нормативных документах акцент на практико-ориентированный подход выражается в стандартизации профессиональных компетенций. Так, для специальности 40.05.02 среди таковых значатся: способность раскрывать преступления (ПК-10); способность организовывать и осуществлять розыск лиц (ПК-12) и т.д. [1]. Эти и многие другие компетенции имеют комплексный, межпредметный характер. В частности, их формирование в современном цифровом обществе неотделимо от общекультурной компетенции ОК-12 — способность работать с различными информационными ресурсами и технологиями, применять основные методы, способы и средства получения, поиска, систематизации, обработки и хранения информации.
Анализ структуры компетенций показывает, что общекультурные компетенции по большей части формируют в сознании будущего специалиста понятийную структуру, а профессиональные компетенции на 80% представляют собой результаты практического обучения и имеют преимущественно конкретно-образный характер, ориентированный на быстрые решения в конкретной ситуации. Для эффективной профессиональной деятельности необходимы оба типа знаний, однако формирование (образование) таких комплексных компетенций в рамках учебной дисциплины «Информатика и информационные технологии в профессиональной деятельности» сталкивается с рядом проблем.
1. Общекультурные компетенции по своему смыслу и содержанию являются базовыми и по этой причине преподаются на младших курсах. Однако профессиональная мотивация и базовые профессиональные знания обучающихся на этом этапе еще не сформированы, так что проведение тренингов представляется преждевременным. Для решения наиболее актуальных задач вполне достаточно изучения офисных приложений общего назначения.
2. Необходимые знания и мотивация появляются у обучающихся на старших курсах. К этому вре-
мени некоторые навыки, приобретенные на младших курсах (в частности, навыки использования аналитических возможностей электронных таблиц и работы с базами данных) могут быть утрачены, если образовательная среда не стимулирует соответствующих потребностей.
3. Профессиональные средства информационного поиска стремительно развиваются. В результате уже через два—три года приобретенные на младших курсах навыки использования конкретного программного обеспечения (например, некоторых АРМ из состава ЕИТКС) потеряют свою актуальность.
Как показал опрос курсантов, вернувшихся после прохождения практики в должности оперуполномоченного уголовного розыска, несмотря на получение фундаментальных базовых знаний по дисциплинам «Информатика и информационные технологии в профессиональной деятельности» и «Оперативно-розыскная деятельность», им достаточно сложно ориентироваться в информационных банках данных, которые используются в системе МВД. Таким образом, налицо проблема некоторой оторванности обучения от практической деятельности.
Для решения этой и других проблем практического обучения информационным технологиям в Омской академии МВД России были выработаны следующие взаимосвязанные принципы организации учебного процесса.
1. Актуальность. Профессионально-ориентированные знания предлагаются в таком объеме и такой форме, которые соответствуют текущему уровню знаний и мотивации обучающихся. По окончании учебного заведения курсанты должны владеть профессиональными информационными системами, актуальными на текущий момент.
2. Непрерывность. Новые знания и навыки базируются на ранее приобретенных; новые задания актуализируют старые знания.
3. Комплексность. Любая изучаемая технология — аналитическая, поисковая, документацион-ная, коммуникационная — подкрепляется решением задач из различных предметных областей, способствуя закреплению навыков, обобщению, переводу ситуативных знаний на понятийный уровень, и в конечном итоге, пониманию. Кроме того,
в ходе выполнения комплексных заданий нарабатываемые навыки получают дополнительную поддержку за счет ассоциативных связей с материалом, изученным на других дисциплинах. Наиболее явно этот принцип проявляется в ходе совместных межкафедральных занятий.
Практическая реализация данных принципов и, соответственно, решение указанных выше проблем невозможны без принятия определенных административных и технических решений.
Поскольку с объединением всех региональных информационных систем МВД в единую систему на базе центра обработки данных (ЦОД) в рамках развития сервисов Единой системы информационно-аналитического обеспечения деятельности МВД России (ИСОД) [2, с. 3—6] проблема относительной информационной изоляции регионов была решена, у образовательных организаций появилась принципиальная возможность реализации давней идеи обучения курсантов на практических занятиях работе с едиными информационными банками данных, используемыми в МВД. На пути реализации этой идеи, однако, возникла другая проблема: жесткое разграничение прав доступа к сервисам ИСОД, обусловленное требованиями безопасности и спецификой информации, обрабатываемой в ЦОД. Действительно, режимные ограничения делают невозможным непосредственное изучение сервисов ИСОД на практических занятиях. В то же время полноценные тренажеры, доступные для изучения функционала сервисов, отсутствуют и пока не планируются к разработке. При этом очевидно, что знакомство с сервисами ИСОД, ограниченное лишь изучением документации и просмотром нескольких презентаций, не может обеспечить формирования необходимых практических навыков владения информационной средой.
Для решения данной проблемы в Омской академии МВД России был разработан эмулятор сервисов ИСОД МВД России — система, которая не только повторяет интерфейс реального портала, но и позволяет пользователю эмулятора осуществлять работу с данными, получая из учебных банков данных информацию, подобную (но не тождественную) той, которую он получил бы, работая в реальной системе. В первую очередь реализована эмуляция тех сервисов, которые необходимы в работе сотруд-
ников уголовного розыска: «Следопыт-М», Сервис централизованного учета оружия, ФИС ГИБДД-М. Разработанный программный продукт эмулирует служебные сервисы ИСОД МВД России, используя клиент-серверные технологии. Обращение к учебной базе данных реализуется средствами MySQL. В качестве серверного языка сценариев выбран PHP, на стороне клиента для организации интерактивной обработки используется JavaScript. Передача запросов клиентской части использует асинхронный механизм, реализуемый AJAX архитектурой.
В учебных банках данных, которые используются при работе с эмулятором, содержится порядка 20 гигабайт сгенерированных тематических данных о лицах, адресах, транспорте, оружии, счетах, телефонах — всего более сотни таблиц. При этом база лиц содержит свыше 4 миллионов записей, база паспортов — 6 миллионов записей и т.д. — всего около 20 миллионов записей. Использование эмулятора позволяет преподавателю ставить перед слушателями учебные задачи любой сложности, а слушателям — изучать особенности работы с информационными системами, необходимыми сотруднику уголовного розыска в повседневной деятельности. При этом он показывает гораздо более высокую скорость работы по сравнению с реальной системой ввиду меньшего объема данных, территориальной близости рабочих станций и сервера, а также значительно меньшего количества запросов, одновременно поступающих к серверу. Таким образом, курсант нарабатывает навык работы с реальными системами без угрозы компрометации, порчи или уничтожения персональных данных, хранимых в ЦОД ИСОД МВД России. Поскольку оперативные подразделения используют не только сервисы ИСОД, но и другие системы федерального значения (в том числе «Розыск-Магистраль», ИБД-Р, АПК «Рубеж»), для них также были разработаны эмуляторы.
Как отмечалось выше, оптимальные условия для изучения курсантами профессионально-ориентированных информационных систем складываются на старших курсах, в то время как предусмотренная стандартом дисциплина «Информатика и информационные технологии в профессиональной деятельности» в силу своей фундаментальности обычно преподается на первом году обучения. В связи с этим руководством Омской академии было приняло
решение о перераспределении фонда учебного времени и введении на пятом курсе новой дисциплины, получившей название «Профессиональные информационные системы в деятельности ОВД».
Процесс изучения дисциплины проходит с использованием электронной информационно-образовательной среды на платформе системы дистанционного обучения Moodle в компьютерных классах. Для каждого обучающегося заведен личный кабинет, откуда обучающийся получает возможность обращаться к учебным материалам различного вида: видеоматериалы, интерактивные учебники, презентации, инструкции и т.д., а также получает возможность выполнять практические и тестовые задания и отслеживать свою успеваемость. Система протоколирует все действия обучающегося, в том числе — когда и с какого IP-адреса он зашел, сколько времени потратил на написание ответа и т.д.
При подготовке к занятию преподаватель на основе криминальной сводки формулирует набор практических заданий. В личном кабинете курсантам предлагается определенное количество задач, выбранных случайным образом из общего набора. Решение задач может производиться как с использованием эмулируемых сервисов ИСОД, так и посредством любых других аналитических и поисковых средств. По результатам решения задачи обучающийся оформляет свое решение в виде рапорта (к которому при необходимости могут быть приложены иллюстрации — например, схема связей фигурантов задачи). Рапорт прикрепляется в личном кабинете и направляется преподавателю для проверки.
Конечно, содержательное наполнение новой дисциплины не сводится к изучению сервисов ИСОД посредством работы с эмуляторами. Наряду с информационными системами, разработанными по заказу МВД или самим МВД, немало возможностей в области информационного поиска и аналитики предоставляют открытые ресурсы сети Интернет и некоторые коммерческие или свободно распространяемые программы. Среди них выделим операционную систему Astra Linux Special Edition (АО «НПО РусБИТех»), MapInfo Pro 17.0 (ООО «ЭСТИ МАП»), онлайн-сервис «Контур.Фо-кус» (СКБ «Контур»), сервис «Поисковая система «СЕУС»» («СЕУСЛАБ»). Включение их в перечень информационных технологий, используемых
при реализации рабочей программы по дисциплине «Профессиональные информационные системы в деятельности ОВД», ориентировано на приобретение слушателями профессиональной компетенции ПК-14 (в том числе умение использовать открытые web-ресурсы для выявления связи между лицами; устанавливать факты по конкретным делам, связанным с использованием вычислительной техники; интерпретировать установленные факты и связи), а также актуализирует навыки владения средствами защиты служебной информации, работы с базами данных; навыки совместного использования различных программных средств для решения задач информационного поиска и аналитики.
Весной 2019 года дисциплина «Профессиональные информационные системы в деятельности ОВД» прошла успешную апробацию после прохождения практики курсантами факультета подготовки сотрудников полиции (специализация — оперативно-разыскная деятельность) и вызвала у курсантов живой интерес. Как показало анонимное анкетирование обучающихся, 94% респондентов отмечают очевидность связи дисциплины с практической деятельностью, при этом 62% респондентов оценили полученный уровень знаний как высокий, 33% — как хороший, 5% — как удовлетворительный. При этом почти половина опрошенных считает, что новая дисциплина изучается своевременно, и столько же — что она должна предшествовать практике. По результатам прохождения дисциплины определены новые направления ее развития, намечены новые цели. Предполагается, в частности, ввести дисциплину «Профессиональные информационные системы в ОВД» в основную профессиональную образовательную программу по специальности 40.05.01 «Правовое обеспечение национальной безопасности».
Литература
1. Приказ Минобрнауки России № 1424 от 16.11.2016 «Об утверждении федерального государственного стандарта высшего образования по специальности 40.05.02 Правоохранительная деятельность (уровень специалитета)» / СПС «Консуль-тантПлюс».
2. Тюркин М.Л. ИТ-технологии на службе полиции // Информационные технологии, связь и защита информации МВД России. 2012. Вып. 1.