УДК 34.343.98
Соболева Мария Владимировна Soboleva Maria V.
преподаватель кафедры криминалистики
Нижегородская академия МВД России (603900, Нижний Новгород, Анкудиновское шоссе, 3) lecturer of the department of criminalistics
Nizhny Novgorod academy of the Ministry of internal affairs of Russia (3 Ankudinovskoye shosse, Nizhny Novgorod, 603950)
E-mail: [email protected]
Совершенствование информационного обеспечения органов внутренних дел как одно из приоритетных направлений повышения эффективности правоохранительной деятельности
Improvement of information support of internal affairs bodies as one of the priority directions of increase of efficiency of law enforcement
Настоящая статья посвящена обзору интеграции автоматизированных централизованных оперативно-справочных, разыскных и криминалистических учетов в единое информационно-телекоммуникационное пространство органов внутренних дел, с предоставлением возможности оперативного доступа к информационным ресурсам (интегрированным банкам данных федерального и регионального уровня) сотрудников ОВД непосредственно с рабочих мест в режиме реального времени.
Ключевые слова: автоматизированные информационные системы, централизованные оперативно-справочные, разыскные и криминалистические учеты, единая система информационно-аналитического обеспечения деятельности.
This article provides an overview of the integration of automated centralized ready reference, investigation and criminal records into a single information and telecommunication space law-enforcement bodies, with the possibility of quick access to information resources (integrated banks to the federal and regional level data) ATS employees directly from jobs in time real time.
Keywords: automated information systems, centralized operational background, investigative and forensic accounting, unified system of information and analytical support activities.
Совершенствование информационного обеспечения органов внутренних дел на основе оснащения их современными программно-техническими комплексами и системами, а также внедрения в практическую деятельность новых и перспективных информационных технологий является одним из приоритетных направлений повышения эффективности правоохранительной деятельности.
Практика борьбы с преступностью свидетельствует, что для успешного проведения процессуально-следственных и оперативно-разыскных мероприятий правоохранительным органам необходима эффективная информационная поддержка. Основным инструментом такой поддержки процесса раскрытия и расследования преступлений являются оперативно-справочные,
разыскные и криминалистические учеты, созданные и ведущиеся в органах внутренних дел.
Основная задача учетов — способствовать раскрытию и расследованию преступлений. В первую очередь она реализуется путем отработки разноплановых запросов.
Обращаемость к централизованным оперативно-справочным учетам составляют миллионы запросов, в том числе по электронным каналам МВД России. Количество запросов постоянно возрастает.
Учеты позволяют:
— проводить поиск лиц, подозреваемых в совершении преступлений по приметам, способам совершения;
— выявлять аналогичные преступления, неоднократность совершения похожих преступле-
ний, выстраивать следственные версии и направления расследования уголовных дел;
— устанавливать и возвращать законным владельцам транспортные средства, оружие, предметы антиквариата.
Информационные системы, предназначенные для использования в ОВД, занимают особую нишу среди большого количества различных видов информационных систем регистрационного типа. Это связано с тем, что построение централизованных учетов в виде иерархической системы сбора, обработки, анализа и сопровождения информационных массивов основывается на документах первичного учета, которыми оперируют информационные центры.
Процесс автоматизации и использования учетов начался в России с создания локальных баз данных небольшого объема. Это был начальный этап, который доказал свою эффективность.
За время своего существования оперативно-справочные картотеки органов внутренних дел превратились в крупнейшие федеральную (ФКУ «ГИАЦ МВД России») и региональные (ИЦ) картотеки, обеспечивающие информационную поддержку деятельности правоохранительных органов. ФКУ «ГИАЦ МВД России» представляет собой банк данных, принимающий, накапливающий информацию от всех существующих и перспективных источников и обрабатывающий ее для дальнейшего оперативного использования. При чем, учеты, формируемые в органах внутренних дел, в частности ФКУ «ГИАЦ МВД России» и ИЦ, востребованы не только подразделениями МВД России, но и иными федеральными органами.
Без информатизации учетов невозможно эффективное решение вопросов ни в одной из сфер жизнедеятельности нашего государства, в том числе в одной из важнейших — области обеспечения безопасности общества и государства.
Общий объем централизованных оперативно-справочных, криминалистических, разыскных и специализированных массивов на настоящий момент составляет несколько сотен миллионов объектов учета.
Одним из главных направлений является дактилоскопический учет, состоящий из следов рук, изъятых с мест нераскрытых преступлений, и массивов дактилокарт лиц, представляющих оперативный интерес. Дактилоскопические массивы, получаемые в процессе проведения государственной дактилоскопической регистрации и формирования дактилоскопических
учетов органов внутренних дел, представляют большие потенциальные возможности для повышения эффективности раскрытия преступлений, идентификации личности и установления неопознанных трупов.
Как показывает практика, достижение максимальной эффективности применения дактилоскопических учетов в раскрытии преступлений возможно лишь при условии организации этой работы на базе автоматизированных дактилоскопических информационных систем (АДИС), представляющих собой современные высокопроизводительные комплексы. Они получили широкое распространение как в экспертно-криминалистических подразделениях, так и в информационных центрах. Создана базовая инфраструктура автоматизированной дактилоскопической системы, которая позволяет проводить дактилоскопические оперативные проверки в режиме реального времени.
Разработаны автоматизированные информационные системы по линии дежурных частей, подразделений оперативно-разыскной информации, органов предварительного следствия, ГИБДД, правовых, финансовых и кадровых подразделений.
Создана сеть автоматизированных лабораторий ДНК-анализа, автоматизированные баллистические и фоноскопические информационные системы .
В ИЦ внедрены программно-технические комплексы ИБД-Регион, обеспечивающие доступ сотрудников территориальных ОВД к разыскной, криминалистической и оперативно-справочной информации.
В обеспечение разыскной деятельности проведена работа, связанная с модернизацией программных комплексов разыскного назначения. Также переход на безбумажную технологию формирования учета лиц, объявленных в федеральный розыск, позволил сократить сроки объявления лиц в розыск. Если ранее сроком объявления лица в розыск считался период с момента заведения разыскного дела до момента подписания соответствующего постановления начальником УУР, то сейчас завершением объявления в розыск считается постановка лица на федеральный автоматизированный учет разыскиваемых лиц, то есть момент реального задействования информационной системы при проведении разыскных мероприятий. Срок постановки указанной категории лиц на региональный учет не более 3 суток, а на федеральный разыскной учет — не позднее 30 суток с момента заведения разыскного дела.
Осуществлена модернизация программного комплекса АИПС «Опознание» (централизованный учет лиц, пропавших без вести; неопознанных трупов; лиц, не способных по состоянию здоровья или возрасту сообщить о себе установочные сведения).
Продолжается планомерная работа по формированию и контролю за полнотой и достоверностью информации, содержащейся в пофамильных справочных картотеках.
Так, к примеру, переход на автоматизированный обмен информацией позволил сократить (свести к минимуму) сроки постановки документов на учет и обновление базы данных разыскиваемых транспортных средств, а также утраченного и выявленного оружия.
Полнота, достоверность, своевременность поступления сведений очень важна, так как от этого напрямую зависит эффективность их использования при раскрытии и расследовании преступлений. Поддержание учетов в актуальном состоянии — одна их важнейших задач как ФКУ «ГИАЦ МВД России», так и ИЦ. Важным направлением в повышении полноты, достоверности и эффективности использования учетов является автоматизация картотек. Ежедневно обрабатываются сотни тысяч запросов, поступающих непосредственно с рабочих мест сотрудников ОВД, организован межрегиональный информационный обмен.
Автоматизация ведомственных информационных ресурсов существенно повысила уровень обработки информации и оперативности в принятии управленческих решений.
Бесспорно, роль доказательственной и разыскной информации в деятельности по раскрытию и расследованию преступлений, а значит и современных технологий ее сбора, обработки и использования все время растет. Следовательно, это обусловливает необходимость все время совершенствовать информационно-вычислительную сеть, применяя с этой целью наиболее современные подходы, суть которых заключается в комплексном решении целого ряда задач.
Одной из задач внедрения информационных технологий в деятельность ОВД является организация эффективного внутриведомственного информационного взаимодействия на основе создания единого информационного пространства и внедрения электронного документооборота.
В настоящее время процесс сбора и обработки переведен на современную программно-техническую платформу, функционирующую в режиме реального времени.
Так, продолжением проекта единой информационно-телекоммуникационной системы (ЕИТКС) ОВД, существующей с 2005 года, явилось создание единой системы информационно-аналитического обеспечения деятельности (ИСОД) МВД, которая позволит создать системный подход к внедрению автоматизированных систем. Благодаря ИСОД будут автоматизированы все основные виды деятельности подразделений МВД, а также организованы централизованное хранение и обработка данных. ИСОД МВД России введена в эксплуатацию с апреля 2015 года [1].
ИСОД МВД России состоит из интегрированной мультисервисной телекоммуникационной сети (ИМТС), системы централизованной обработки данных (ЦОД и ПТК), прикладных сервисов обеспечения повседневной деятельности подразделений МВД (повседневные сервисы), прикладных сервисов обеспечения оперативно-служебной деятельности подразделений МВД (служебные сервисы), а также подсистемы поддержки взаимодействия подразделений МВД с населением и межведомственного, и подсистемы обеспечения информационной базы [2].
Основным элементом инфраструктуры ИСОД МВД России является распределенный ЦОД, который в скором будущем будет размещен на нескольких территориально удаленных площадках. Он предназначен для размещения централизованных информационных систем и сервисов МВД России и предоставления доступа к ним с использованием облачных технологий.
Прикладные сервисы обеспечения повседневной деятельности подразделений МВД включают:
— сервис электронного документооборота (СЭД);
— сервис электронной почты (СЭП);
— ведомственный информационно-справочный портал (ВИСП);
— систему видео-конференц-связи.
Прикладные сервисы обеспечения оперативно-служебной деятельности включают:
— информационно-поисковый сервис «Сле-допыт-М»;
— сервис обеспечения охраны общественного порядка (СООП);
— сервис обеспечения деятельности дежурных частей (СОДЧ);
— сервис обеспечения деятельности подразделений материально-технического обеспечения МВД (СОМТО);
— федеральную информационную систему ГИБДД (ГИБДД-М);
— сервис обеспечения экономической безопасности (СОЭБ);
— сервис НЦБ Интерпола (СОДИ);
— сервис экспертно-криминалистической деятельности (ЕАИС ЭКП);
— сервис обеспечения государственной защиты лиц (СУОГЗ);
— сервис оформления проезда сотрудников (СОПС);
— сервис ГУ собственной безопасности МВД (СОПД ГУСБ);
— сервис статистической отчетности (МОСТ);
— банк автоматизированной дактилоскопической системы (ЦИАДИС).
Выполнен основной комплекс мероприятий по обеспечению санкционированного и безопасного подключения к указанной базовой инфраструктуре конечных пользователей.
Интегрированная мультисервисная телекоммуникационная система (ИМТС) позволит организовать мобильный доступ к информационным ресурсам ИСОД МВД России. Это предоставит возможность сотрудникам ОВД (патрульно-постовой службы, дорожно-патрульной службы, участковым уполномоченным полиции и др.) использовать в удаленном доступе информационные ресурсы системы посредством ЗС/ИБ-сетей операторов связи, при необходимости — систем спутниковой связи.
Заметим, что уже сегодня указанные мероприятия не только в техническом, но и в организационном плане требуют принятия неотложных мер для построения, ввода в действие и обеспечения функционирования:
— системы единой модели данных и системы классификации и кодирования информации — основного понятийного стандарта при создании и модернизации информационных ресурсов ОВД;
— единой системы управления и администрирования системы в целом и ее основных инфраструктурных компонентов;
— единой системы электронного документооборота юридически значимыми документами с применением электронно-цифровой подписи;
— единой системы обеспечения безопасности конфиденциальной информации [3].
Важнейшим направлением информатизации является обеспечение требований информационной безопасности.
В ФКУ «ГИАЦ МВД России» и ИЦ сосредоточены совершенно секретные и секретные сведения о деятельности подразделений центрального аппарата Министерства и территориальных органов внутренних дел, осуществляется учет и
анализ результатов оперативно-разыкной деятельности, накапливается оперативно значимая информация, в том числе по агентурной работе, по борьбе с организованной преступностью, экономическими преступлениями. Это делает работу по обеспечению надлежащего режима секретности и технической защите информации не менее важной.
Главной задачей в этой сфере деятельности на ближайшее время является создание системы обеспечения режима секретности и технической защиты информации по вертикали от ФКУ «ГИАЦ МВД России» до ИЦ.
Так, для решения обозначенной задачи организована работа по следующим направлениям:
— формирование и управление функционированием единого информационно-технологического и телекоммуникационного пространства;
— создание новых и модернизация действующих информационных систем;
— развитие организационной, нормативной и технической основ информатизации;
— совершенствование профессиональной подготовки сотрудников ОВД в целях компетентного использования современных информационных технологий и систем;
— организация электронного документооборота;
— организация и контроль за обеспечением режима секретности и защиты персональных данных [4].
В заключение отметим, что создание ИСОД на основе современных научно-технических решений позволит поднять на качественно новый уровень информационно-аналитическое обеспечение ОВД, с перспективой перехода на необходимый уровень защиты информации от средств технических разведок, утечки по техническим каналам или несанкционированного доступа к ней. Интеграция автоматизированных учетов в единое информационно-телекоммуникационное пространство позволит увеличить количество раскрытых преступлений, и в первую очередь по «горячим следам», повысить уровень профилактики и предупреждения совершения преступлений, более эффективно решать задачи по охране общественного порядка и обеспечению общественной безопасности.
Однако, несмотря на определенные положительные результаты использования оперативно-справочных, разыскных и криминалистических учетов в раскрытии преступлений, имеются реальные резервы повышения эффективности их применения.
Примечания
Notes
1. Об утверждении Концепции создания единой системы информационно-аналитического обеспечения деятельности МВД России в 2012—2014 годах: приказ МВД России от 30 марта 2012 г № 205.
2. URL: http://www.tadviser.ru/ (дата обращения: 05.07.2016).
3. URL: http://www.mvd.informost.ru/2015/pdf/1-16. pdf (дата обращения: 05.07.2016).
4. Об утверждении Концепции обеспечения информационной безопасности органов внутренних дел Российской Федерации до 2020 года: приказ МВД России от 14 марта 2012 г. № 169.
1. On Approval of the Concept of creating a unified system of information — analytical support of the Ministry of Interior of Russia in 2012—2014: order of the Russian Ministry of Internal Affairs dated March 30, 2012 № 205.
2. http://www.tadviser.ru/ (date of visit: 07.05.2016).
3. http://www.mvd.informost.ru/2015/pdf/1-16.pdf (date of visit: 07.05.2016).
4. On Approval of the Concept of the Russian Federation to ensure the information security of the internal affairs bodies until 2020: order of the Ministry of Internal Affairs of Russia on March 14, 2012 № 169.