Ученые записки Крымского федерального университета имени В. И. Вернадского Юридические науки. - 2018. - Т. 4 (70). № 4. - С. 3-10.
ТЕОРИЯ И ИСТОРИЯ ПРАВА И ГОСУДАРСТВА; ИСТОРИЯ УЧЕНИЙ О ПРАВЕ И ГОСУДАРСТВЕ. КОНСТИТУЦИОННОЕ
ПРАВО
УДК 340.114.5+378.016
ПРОЯВЛЕНИЯ НИГИЛИСТИЧЕСКОГО ОТНОШЕНИЯ К ПРАВУ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ МВД РОССИИ
Адаховская С. В.
ФГБОУ ВО «Нижегородская академия МВД России»
Статья посвящена актуальной на сегодняшний день проблеме нигилистического отношения к позитивному праву. Целью статьи является анализ методов и способов преодоления и снижения нигилистического отношения к позитивному праву в стенах образовательных учреждений МВД России. Статья подводит некоторые итоги наблюдения за поведением курсантов и слушателей образовательных учреждений МВД России в части воспитания сотрудников в духе соблюдения законности и активного правомерного поведения.
Автором рассматриваются направления деятельности постоянного состава образовательных учреждений МВД России, которые могут повлечь преодоление нигилистического отношения к праву. К первоочередной задаче обучения и воспитания в образовательных учреждениях МВД России автором отнесено повышение у будущих правоприменителей правовой культуры, складывающейся из юридической грамотности, правосознания, профессиональной компетенции и правового воспитания.
Автором подчеркивается необходимость, с одной стороны, строгого контроля за дисциплиной курсантов, с другой стороны - разработки концепции стимулирования их деятельности. Предлагается выделение в рабочих программах часов для обучения навыкам работы со справочными правовыми системами, внедрение в практическую деятельность сотрудников органов внутренних дел справочных правовых систем с внутриведомственными нормативными правовыми актами, дальнейшее развитие и функционирование ИСОД и программного обеспечения, облегчающих и ускоряющих делопроизводство.
Ключевые слова: нигилистическое отношение, позитивное право, преодоление и снижение нигилистического отношения, правовая культура, юридическая грамотность, правосознание, правовое воспитание.
Преодоление правового нигилизма и снижение его уровня как в российском обществе, так и в профессиональной деятельности сотрудников органов внутренних дел является важной проблемой для сегодняшней России. Разрешение этой проблемы - процесс длительный, предполагающий изменение объективных условий жизни всего общества и в большей степени связан с выходом России из кризиса, устранением воздействия негативных факторов.
Необходимость постоянного изучения правового нигилизма и форм его проявления в сфере деятельности органов внутренних дел связано с тем, что уничтожи-тельный характер правового нигилизма заключается в том, что он может достигать таких уровней и силы, которые влекут за собой разрушение правовой системы -правотворческих и правоприменительных ее сегментов [1].
Сегодня постоянно отмечается, что эффективность предпринимаемых шагов по противодействию правовому нигилизму непосредственным образом зависит от качества образования юристов страны, уровня их профессиональной подготовки. Корректировка рабочих программ дисциплин профессиональной подготовки юристов осуществляется в настоящее время путем простого дополнения существующих дисциплин и всегда носит «догоняющий» характер по отношению к юридической практике [2]. Необходимо предоставить большую свободу педагогам при формировании рабочих программ дисциплин, чем дозволено на сегодняшний день, для реализации оперативного реагирования на изменения действующего законодательства.
Возросший спрос на юристов высшей квалификации обусловил возникновение многочисленных частных образовательных учреждений. Квалифицированные и практически подкованные преподаватели и учебно-методическая база в таких учреждениях, как правило, отсутствуют, что приводит к большим сомнениям в качестве подготовки специалистов. Подобная тенденция ведет не только к дискредитации юридического образования, создает предпосылки для злоупотреблений в сфере юридической практики, но и усиливает правовой нигилизм.
Происходящие в настоящее время в обществе и государстве реформы, совершенствование, приведение к международным стандартам законодательства Российской Федерации предполагают повышение действенности правового регулирования социальных процессов, укрепление правовой основы государственной и общественной жизни, усиление эффективного воздействия на правоотклоняющееся поведение. Очевидно, что реализация этой стратегии напрямую связана с поднятием на новый качественный уровень профессионального правового сознания, роста правовой культуры сотрудников органов внутренних дел. От их правомерного поведения во многом зависит решение многих актуальных задач современного этапа развития общества и государства. Вот почему крайне важно обратить особое внимание на профессиональное правосознание сотрудников ОВД, формирующееся, в основном, в процессе обучения в образовательном учреждении МВД России в форме очного, заочного обучения или профессиональной подготовки и переподготовки.
Существует множество различных точек зрения на возможные пути преодоления правового нигилизма [3]. Как правило, предлагается поднять качество законопроектной работы, совершенствовать правоприменительную практику, повысить общую и правовую культуру граждан, их правовое правосознание; укрепить законность и правопорядок; подготавливать высококвалифицированных юристов. Все эти предлагаемые меры осуществляются «сверху», то есть по инициативе государства, но подлинный порядок нельзя установить с помощью одного лишь государства, он складывается «внутри» гражданского общества, воспитывается в том числе в процессе обучения, в частности, в образовательных учреждениях МВД России.
К первоочередной задаче обучения и воспитания в образовательных учреждениях МВД России необходимо отнести повышение у будущих правоприменителей правовой культуры, складывающейся из юридической грамотности, позитивного правосознания, профессиональной компетенции и правового воспитания.
Очень важный момент в процессе обучения - это акцентирование внимания обучающихся на то, что применение права не является исключительно властной деятельностью должностного лица, а осуществляется в рамках правоприменительного отношения, все участники которого (в т. ч. правоприменитель) наделены как права-
ми, так и обязанностями по отношению друг к другу, выход за рамки предоставленных прав (правомочий) не допустим и наказуем.
Необходимо повышение общего и, в частности, правового просвещения населения, доведение правовых норм и предписаний до всеобщего сведения с помощью средств массовой информации, возрождение занятий политинформации. Из последних тенденций сюда необходимо отнести нормативное закрепление обязанности курсантов 5 курса очной формы обучения участвовать в проведении единого дня государственно-правового информирования сотрудников органов внутренних дел, в том числе и в его подготовке. Информированность в области права, понимание в каждом случае его подоплеки (логики) имеют большое и очевидное значение.
Перед постоянным составом образовательных учреждений МВД России стоит цель - повысить роль правовой пропаганды. Высокое правопонимание должно обеспечиваться как путем налаживания широкой и доступной правовой информации, так и посредством введения стройной системы поэтапного юридического образования и правового воспитания. В этом деле сложно переоценить роль «курсовых» командиров.
В последние годы была принято достаточное количество правовых актов, устанавливающих ответственность сотрудников органов внутренних дел. Необходимо их не только довести до сведения курсантов образовательных учреждений МВД России, но и постоянно знакомить с подготавливаемыми МВД России обзорами нарушений дисциплины и законности среди сотрудников органов внутренних дел.
В настоящее время имеется достаточное правовое регулирование деятельности сотрудников органов внутренних дел. Однако часть необходимого в правоприменительной деятельности вузов МВД России правового регулирования отсутствует. Так, отсутствует строевой устав органов внутренних дел. В связи с этим курсовые офицеры вынуждены пользоваться строевым уставом Вооруженных сил Российской Федерации [4]. При обучении юристов в первую очередь необходимо показать им наличие, стабильность и адекватность имеющегося правового регулирования. Если же правоотношения длительное время остаются вне поля правового регулирования, тогда и возникает процесс выработки нигилистического отношения к позитивному праву.
Другой аспект преодоления нигилистического отношения к праву возникает в процессе повышения квалификации сотрудников органов внутренних дел. Систематическое повышение квалификации правоприменителей стало в настоящее время актуальным требованием. Повышение квалификации может проводиться в рамках как направленного обучения, так и самообразования, с выездом в образовательное учреждение, так и, наиболее активно применяемое в последнее время, с помощью дистанционных технологий без отрыва от служебной деятельности. В образовательных учреждениях МВД России дистанционные технологии были массово апробированы при подготовке сотрудников к Чемпионату мира по футболу - 2018. Во всех случаях сотрудникам необходимо предоставить в распоряжение обучающихся теоретически и практически обоснованные методические рекомендации, разработанные на современной научной базе, материалы для подготовки к теоретическим и тестовым вопросам. Важной целью юридического образования является воспитание высокого профессионального правосознания и правовой культуры юристов.
Необходимо отметить, что ни один человек при выполнении своих служебных обязанностей не будет их выполнять качественно при отсутствии стимулов в работе, даже при наличии сдерживающей политики в виде строгих наказаний. Следовательно, необходимо разработать концепцию стимулирования деятельности правоприменителей. О стимулах в праве говорилось достаточно, но в основном проведенные исследования говорили о стимулах для граждан, реализующих свои права, а не для правоприменяющих должностных лиц. Следует продуманно подойти к рациональному использованию возможностей поощрительных норм и избегать чрезмерного применения мер принуждения. Обязательно соблюдение меры в сочетании убеждения и принуждения. Необъективные наказания могут порождать чувство несправедливости, притупляют здоровую служебную инициативу, делают сотрудников органов внутренних дел инертными и равнодушными к выполняемым обязанностям.
Как известно, внешнее воздействие на волю и сознание людей может носить различный характер, но в целом сводится к двум основным методам: методу стимулирования определенных видов деятельности и методу властных предписаний, то есть методам убеждения и принуждения. Метод убеждения призван побуждать к правомерному поведению, а метод принуждения применяется для сдерживания противоправной активности.
Принуждение как метод формирования позитивного профессионального правосознания используется обычно в тех случаях, когда другие методы воздействия на мотивацию и поведение субъектов оказываются недейственными. Он выражается в прямом директивном требовании выполнить что-либо или не нарушать запрет деятельности.
Однако как постоянная форма воздействия на профессиональное правосознание принуждение малоэффективно, но и полностью от него отказываться нецелесообразно. К угрозе и прямому принуждению приходится прибегать в исключительных случаях, когда иные методы оказываются безрезультатными, помня при этом, что «принудить к чему-то можно только того, кто хочет, чтобы его принудили» [5, с. 141].
Философ И. А. Ильин говорил, что «нигилизм - это один из элементов, своеобразная черта общественного сознания, особенность национальной культуры» [6, с. 23]. Он обоснованно отмечал, что с помощью только карательных мер добиться искоренения правового нигилизма не удастся, справедливо полагая, что честным и законопослушным можно быть только по личной убежденности, в силу личного решения, иначе гражданин из опоры превращается в «брешь в правопорядке».
Как правильно указано в дорожной карте дальнейшего реформирования ОВД РФ [7] необходимо сформировать в системе МВД России условия, обеспечивающие высокую личную заинтересованность каждого сотрудника в добросовестном исполнении служебных обязанностей как гарантии сохранения высокооплачиваемой и престижной работы, а также получения во время прохождения службы и после выхода в отставку достойного пакета социальных льгот.
Еще одним методом преодоления нигилистического отношения к праву может быть перестройка деятельности правоприменительных органов, включая органы внутренних дел, основное содержание профессиональной деятельности которых составляет правоприменение. Важным моментом в образовании становится внедре-
ние в сознание курсантов понятия и действия принципа законности в деятельности сотрудников органов внутренних дел, возможность ограничений прав и свобод человека и гражданина только на основании федерального законодательства.
Немаловажное значение в вузе МВД России имеет обучение навыкам работы со справочными правовыми системами. Ведь давно известно: «Юрист не тот, кто все знает, а тот, кто знает, где найти информацию». В этой связи первостепенное значение приобретает умение работать с такими распространенными справочными правовыми системами, как «Консультант плюс» и «Гарант». В настоящее время эти системы имеют множество поисковых и аналитических возможностей, навыками работы с которыми не владеет обучающийся. «Консультант плюс» проводит курсы подготовки работы с правовой системой, которые оказали бы положительное влияние как на переменный, так и постоянный состав образовательных учреждений системы МВД России. Положительным моментом, в том числе для противодействия нигилистическим тенденциям, было бы выделение в рабочих программах небольшого количества часов для обучения курсантов (и не помешало бы профессорско-педагогическому составу) такого рода навыкам.
Еще одним положительным аспектом можно назвать разработку и внедрение в практическую деятельность сотрудников органов внутренних дел СПС «Страст юрист», в которой располагаются внутриведомственные нормативные правовые акты. Для приближения теории образования к практической сфере деятельности было бы неплохо снабдить образовательные учреждения МВД России такой обновляемой базой, в первую очередь, профессорско-педагогический состав.
Одним существенным моментом в противодействии правовому нигилизму можно выделить необходимость проведения систематизации ведомственной нормативной базы и устранение существующих противоречий [8, с. 166]. В настоящее время нормотворчество МВД России проявляется в издании укрупненных приказов. Примером может стать Приказ МВД России от 01.02.2018 № 50 «Об утверждении Порядка организации прохождения службы в органах внутренних дел Российской Федерации», отменивший более 40 приказов МВД России, но не внесший существенных изменений в правовое регулирование [9].
Ряд подразделений МВД России на региональном уровне использует в своей деятельности аналогичное СПС «Страст юрист» программное обеспечение для формирования базы нормативных правовых актов конкретного подразделения МВД России (им может быть как образовательное учреждение МВД России, так и ОМВД России на уровне субъекта РФ). Эту практику необходимо распространить на все подразделения и, в первую очередь, на образовательные учреждения, что позволит упростить поиск необходимого правового регулирования и отслеживание соответствия имеющихся правовых актов актам с большей юридической силой.
Основываясь на историческом опыте Германии (указы графа Вюртембергского) необходимо воспитать неприемлемость массовым сознанием любых нарушений правовых запретов, равенство всех перед законом, формирование уважения граждан к закону, повышение авторитета государственной власти и правоохранительной системы.
Необходимо отметить, что в последние годы в регламентации деятельности полиции имеется много положительных моментов: это и сервис электронного документооборота (ИСОД), и удаленный доступ к базам информационного центра, и
программное обеспечение, позволяющее ускорить работу или поиск информации (электронный паспорт на административный участок, электронное личное дело). Однако, как показывает практика, действующая электронная система не отлажена и фактически идет дублирование документов в электронном виде и на материальном (бумажном) носителе, что увеличивает объем работы сотрудников в два раза. Надеемся, что с течением времени обмен информацией между подразделениями ОВД и иными «правоохранительными» органами будет исключительно электронным с помощью защищенных каналов связи, как, например, осуществляется сегодня в налоговых органах.
Как указано в дорожной карте дальнейшего реформирования ОВД РФ [7], перед МВД России стоит задача скорректировать работу образовательных учреждений МВД России в направлении повышения их профессионализации и создания единой многоуровневой системы профессиональной подготовки и переподготовки кадров, увязанной с порядком прохождения службы в органах внутренних дел;
Важно творчески использовать зарубежный опыт в подготовке кадров; организовать международную кооперацию в области научных исследований, разработку методических и нормативных документов; всесторонне расширять сотрудничество с зарубежными партнерами в подготовке специалистов дефицитного профиля, в т. ч. по борьбе с организованной и экономической преступностью, наркобизнесом, коррупцией, киберпреступностью, создать банк данных достижений в сфере полицейского образования [7].
Не совсем обоснованно, на мой взгляд, законодательно установленное требование о наличии ученой степени для замещения должности доцента образовательного учреждения системы МВД (предусмотренное в правовом регулировании исключение в виде большого практического опыта, как правило, не применяется). В связи со спецификой профессиональной деятельности на должности профессорско-преподавательского состава образовательных учреждений МВД России необходимо отбирать сотрудников органов внутренних дел, исключительно имеющих практический опыт деятельности в ОМВД России на районных уровнях. Если этого не сделать, мы будем наблюдать дальнейший разрыв между практикой и теоретическим обучением.
Вспоминая сотрудников дорожно-патрульной службы, должности которых раньше относились к должностям младшего начальствующего состава, и в связи с тем, что сотрудники патрульно-постовой службы полиции чаще других служб контактируют с населением, из-за чего по их отношению и юридической грамотности делается вывод о компетентности всей полиции, считаем необходимым установить требование для замещения должностей патрульно-постовой службы полиции лицами, имеющими, как минимум, среднее профессиональное юридическое образование.
Таким образом, будет достигнута цель обучения и воспитания курсантов в образовательных учреждениях МВД России - их правомерное поведение, которое выражается в позитивном отношении сотрудника к правовым принципам и нормам и характеризуется солидарностью с принципами и требованиями правовых норм.
Список литературы:
1. Апсалямов Р. Г., Шмакова А. П., Остроухова П. А. Парадигма инновационных, научно-исследовательских, теоретико-философских алгоритмов по пути преодоления правового нигилизма в современной России. [Электронный ресурс] Режим доступа: http://izron.ru/articles/aktualnye-problemy-yurisprudentsii-i-puti-resheniya-sbornik-nauchnykh-trudov-po-itogam-mezhdunarodno/sektsiya-2-konstitutsionnoe-pravo-munitsipalnoe-pravo/paradigma-innovatsionnykh-nauchno-issledovatelskikh-teoretiko-filosofskikh-algoritmov-po-puti-preodo. Дата обращения 18.06.2018.
2. Ястребов А. В. В мире права. 2000 № 1./интернет-версия журнала. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.law.edu.ra/doc/document.asp?docID=n46417. Дата обращения 10.06.2018.
3. Варламова Н. Правовой нигилизм: прошлое, настоящее ... и будущее России? // Адкрытае грамад-ства. 2002 № 1 (12). [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.data.minsk.by/opensociety/1.02/6.html. Дата обращения 10.06.2018; Саакян М.В. Пути повышения правовой культуры российского общества. [Электронный ресурс]. Режим доступа: yberleninka.ru/article/v/puti-povysheniya-pravovoy-kultury-rossiyskogo-obschestva-1. Дата обращения 10.06.2018.
4. утв. Приказом Министра обороны РФ от 11.03.2006 № 111. // Документ опубликован не был. [Электронный ресурс] Режим доступа: http:consultant.ru. Дата обращения: 01.05.2018.
5. Гегель Г. В. Ф. Философия права. - М., 1990.
6. Ильин И. А. О сущности правосознания. - М. 1993.
7. Дорожная карта дальнейшего реформирования органов внутренних дел Российской Федерации. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://rg.ru/2013/02/04/karta-mvd-site-dok.html. Дата обращения 10.06.2018.
8. Противодействие правовому нигилизму в сфере правоприменительной деятельности ОВД (теоретико-прикладной аспект). Дисс. на соис. уч. степени к. ю. н. - СПБ, 2008.
9. Приказ МВД России от 01.02.2018 № 50 «Об утверждении Порядка организации прохождения службы в органах внутренних дел Российской Федерации»// Официальный интернет-портал правовой информации http://www.pravo.gov.ru, 23.03.2018.
Adakhovskaya S. V. Nihilistic attitude to law during the education in the university of Ministry of Internal Affairs in Russia // Scientific notes of V. I. Vernadsky Crimean federal university. Juridical science. - 2018. - Т. 4 (70). № 4. - Р. 3-10.
The article is devoted to the actual problem of nihilistic attitude to positive law. The purpose of the article is to analyze the methods and ways for overcoming and reducing the nihilistic attitude to positive law during the education in the university of Ministry of Internal Affairs in Russia. The article sums up some results of monitoring the behavior of students in institute of Ministry of Internal Affairs in Russia in terms of educating employees in the spirit of respect for law and active lawful behavior.
Author examines the activities of teachers in institute of the Ministry of Internal Affairs in Russia, which helps to overcome the nihilistic attitude towards law. Author considers that enlargement a legal culture which consists of legal literacy, awareness, professional competence and legal breeding is the primary task of education in the institutes of the Ministry of Internal Affairs in Russia.
The author emphasizes the need, on the one hand, of strict control over the discipline of students, on the other hand, the development of the concept of stimulating their activities. It is proposed to allocate hours in the work programs for training the skills of working with reference legal systems, the plantation of reference legal systems with department legal acts, the further development and operation of the electronic document management service and software that facilitate and accelerate the work.
Key words: nihilistic attitude, positive law, overcoming and reducing the nihilistic attitude, legal culture, legal literacy, legal awareness, legal education
Literatura:
1. Apsalyamov R. G., SHmakova A. P., Ostrouhova P. A. Paradigma innovacionnyh, nauchno-issledovatel'skih, teoretiko-filosofskih algoritmov po puti preodoleniya pravovogo nigilizma v sovremennoj Rossii. [EHlek-tronnyj resurs] Rezhim dostupa: http://izron.ru/articles/aktualnye-problemy-yurisprudentsii-i-puti-resheniya-sbornik-nauchnykh-trudov-po-itogam-mezhdunarodno/sektsiya-2-konstitutsionnoe-pravo-munitsipalnoe-pravo/paradigma-innovatsionnykh-nauchno-issledovatelskikh-teoretiko-filosofskikh-algoritmov-po-puti-preodo. Data obrashcheniya 18.06.2018.
2. YAstrebov A. V. V mire prava. 2000 № 1./internet-versiya zhurnala. [EHlektronnyj resurs]. Rezhim dostupa: http://www.law.edu.ru/doc/document.asp?docID=1146417. Data obrashcheniya 10.06.2018.
3. Varlamova N. Pravovoj nigilizm: proshloe, nastoyashchee ... i budushchee Rossii? // Adkrytae gramadstva. 2002 № 1 (12). [EHlektronnyj resurs]. Rezhim dostupa: http://www.data.minsk.by/opensociety/1.02/6.html. Data obrashcheniya 10.06.2018; Saakyan M.V. Puti povysheniya pravovoj kul'tury rossijskogo obshchestva. [EHlektronnyj resurs]. Rezhim dostupa: yberleninka.ru/article/v/puti-povysheniya-pravovoy-kultury-rossiyskogo-obschestva-1. Data obrashcheniya 10.06.2018.
4. utv. Prikazom Ministra oborony RF ot 11.03.2006 № 111. // Dokument opublikovan ne byl. [EHlektronnyj resursl Rezhim dostupa: http:consultant.ru. Data obrashcheniya: 01.05.2018.
5. Gegel' G.V.F. Filosofiya prava. M., 1990.
6. Il'in I.A. O sushchnosti pravosoznaniya. M. 1993.
7. Dorozhnaya karta dal'nejshego reformirovaniya organov vnutrennih del Rossijskoj Federacii. [EHlektronnyj resursl. Rezhim dostupa: https://rg.ru/2013/02/04/karta-mvd-site-dok.html. Data obrashcheniya 10.06.2018.
8. Protivodejstvie pravovomu nigilizmu v sfere pravoprimenitel'noj deyatel'nosti OVD (teoretiko-prikladnoj aspekt). Diss. Na sois. Uch. stepeni k.yu.n. SPB, 2008.
9. Prikaz MVD Rossii ot 01.02.2018 № 50 «Ob utverzhdenii Poryadka organizacii prohozhdeniya sluzhby v organah vnutrennih del Rossijskoj Federacii»// Oficial'nyj internet-portal pravovoj informacii http://www.pravo.gov.ru, 23.03.2018.