Научная статья на тему 'О проблемах формирования правосознания обучающихся ведомственных вузов МВД Республики Казахстан'

О проблемах формирования правосознания обучающихся ведомственных вузов МВД Республики Казахстан Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
325
34
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРАВОСОЗНАНИЕ / ОБЩЕСТВЕННОЕ СОЗНАНИЕ / ПРАВОВАЯ КУЛЬТУРА / НРАВ-СТВЕННОСТЬ / ПРОФЕССИОНАЛИЗМ / СПЕЦИАЛИСТ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Джиембаев Руслан Кайратович, Ладыгина Оксана Александровна

В данной статье рассматриваются особенности образовательного процесса в ведомственных вузах МВД Республики Казахстан. Так как нормы права, нор-мативные акты, правоприменительные решения и другие юридические феномены могут рассматриваться как своеобразные теоретические и практические проекции культуры, для обозначения которых науке необходимо специальное понятие. Таким понятием, от-ражающим особое измерение правовой реальности, в правоведении выступает категория правосознания совокупность представлений и чувств, выражающих отношение людей, социальных общностей к действующему или желаемому праву. Правосознание выступа-ет специфическим способом духовного познания действительности в форме юридических знаний, идей, представлений и оценочных отношений к праву и практике его реализации, правовых установок и ценностных ориентаций, регулирующих поведение людей в юридиче-ски значимых обстоятельствах. В процессе обучения и воспитания курсантов возникает ряд проблем, которые в свете модернизации общественного сознания необходимо решить профессорско-преподавательскому составу. Таким образом, перед высшими учебными за-ведениями МВД стоит сложная задача воспитать будущих полицейских высококультур-ными гражданами своей страны с высоким уровнем правосознания. Анализируя причины и условия возникновения такого рода сложностей, авторы предлагают ряд применяемых не только на занятиях, но и во вне учебное время практических мер, формирующих высокое правосознание обучающихся. Разработана способствующая закреплению полученных зна-ний и расширению кругозора обучающихся методика проведения выездных практических занятий в различные государственные органы и институты гражданского общества при обучении государственно-правовым дисциплинам. Предложено привлекать членов обще-ственных объединений к проведению практических занятий, что положительно скажется на дальнейшей профессиональной деятельности выпускника вуза.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Джиембаев Руслан Кайратович, Ладыгина Оксана Александровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «О проблемах формирования правосознания обучающихся ведомственных вузов МВД Республики Казахстан»

УДК 340.1

О ПРОБЛЕМАХ ФОРМИРОВАНИЯ ПРАВОСОЗНАНИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ ВЕДОМСТВЕННЫХ ВУЗОВ МВД РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН

Джиембаев Руслан Кайратович

Начальник кафедры государственно-правовых дисциплин, Карагандинской академии МВД Республики Казахстан им. Б. Бейсенова, к.ю.н., г. Караганда, Республика Казахстан; e-mail: [email protected]

Ладыгина Оксана Александровна

Старший преподаватель кафедры государственно-правовых дисциплин Карагандинской академии МВД Республики Казахстан им. Б. Бейсенова, магистр юридических наук, г. Караганда, Республика Казахстан; e-mail: [email protected]

Ключевые слова: правосознание; общественное сознание; правовая культура; нравственность; профессионализм; специалист.

Аннотация. В данной статье рассматриваются особенности образовательного процесса в ведомственных вузах МВД Республики Казахстан. Так как нормы права, нормативные акты, правоприменительные решения и другие юридические феномены могут рассматриваться как своеобразные теоретические и практические проекции культуры, для обозначения которых науке необходимо специальное понятие. Таким понятием, отражающим особое измерение правовой реальности, в правоведении выступает категория правосознания совокупность представлений и чувств, выражающих отношение людей, социальных общностей к действующему или желаемому праву. Правосознание выступает специфическим способом духовного познания действительности в форме юридических знаний, идей, представлений и оценочных отношений к праву и практике его реализации, правовых установок и ценностных ориентации, регулирующих поведение людей в юридически значимых обстоятельствах. В процессе обучения и воспитания курсантов возникает ряд проблем, которые в свете модернизации общественного сознания необходимо решить профессорско-преподавательскому составу. Таким образом, перед высшими учебными заведениями МВД стоит сложная задача воспитать будущих полицейских высококультурными гражданами своей страны с высоким уровнем правосознания. Анализируя причины и условия возникновения такого рода сложностей, авторы предлагают ряд применяемых не только на занятиях, но и во вне учебное время практических мер, формирующих высокое правосознание обучающихся. Разработана способствующая закреплению полученных знаний и расширению кругозора обучающихся методика проведения выездных практических занятий в различные государственные органы и институты гражданского общества при обучении государственно-правовым дисциплинам. Предложено привлекать членов общественных объединений к проведению практических занятий, что положительно скажется на дальнейшей профессиональной деятельности выпускника вуза.

ЦАЗАЦСТАН РЕСПУБЛИКАСЫ 11М ВЕДОМСТВОЛЬЩ ЖОО-НДА Б1Л1М АЛУШЫЛАРДЬЩ Ц¥ЦЬЩТЬЩ САНАСЫН ЦАЛЫПТАСТЫРУДЬЩ ПРОБЛЕМАЛАРЫ ТУРАЛЫ

Руслан ^айрат^лы Джиембаев

Казацстан Республикасы IlM Бэрiмбек Бейсенов атындагы

Караганды академиясындагы мемлекеттж-цщыцтыц пэндер кафедрасыныц бастыгы, з.г.к., Караганды ц., Казахстан Республикасы; e-mail: rusy [email protected]

Оксана Александровна Ладыгина

Казацстан Республикасы 11М Бэр1мбек Бейсенов атындазы

Караганды академиясындагы мемлекеттж-цщыцтыц пэндер кафедрасыныц

ага оцытушысы, з.г.м., Караганды ц., Казацстан Республикасы; e-mail: [email protected]

TyUw свздер: цщыцтыц сана; цогамдыц сана; цуцыцтыц мэдениет; адамгершшк; кэЫби; маман.

Аннотация. Бул мацалада Казацстан Республикасыныц ведомстволыц 11М жогары оцу орындарында б1л1м беру процесшц ерекшелттерт талцылайды. Зац YcmeMdm ба-стап, ережелер, цоргау шешгмдерг мен взге де зацды цубылыстар гылымныц арнайы тужырымдамасын талап екетн кврсету Yшiн теориялыц жэне практикалыц мэдени проекциясы mypi реттде царастыруга болады. Осы Тужырымдамада шындыц арнайы цуцыцтыцвлшемкврсeтeдi, эдыет цуцыцтану санаты барнемесе цажeттiзацгахалыцтыц, элеуметтт цауымдастыцтар квзцарасын бiлдiрiп, идеялар мен сeзiм жиынтыгын цолдайды. Зац жэне оныц практикалыц ЖYзeгe асыру багытында цуцыцтыц бшм, идеялар, тужырымдамалар мен багалау цатынастар туршде, зацды тиiстi жагдайларда адамдардыц мiнeз-цулцын реттейтт цуцыцтыц ЖYйeлeр мен цундылыцтар шындыц ру-хани цабылдау белгш бiр жолмен эдыет актiлeрдi магынасы. Студeнттeрдi оцыту жэне бшм беру, элеуметтт сана жацгырту аясында профессор-оцытушылыц цурам проблема-лар, бiрцатар мэсeлeлeрi царастырылган. Осылайша, жогары оцу орындарыныц дешн 11М эдыдт жогары сeзiмiмeн болашац офицерлердщ елдщ мэдeниeтi жогары азаматтарды тэрбиелеу циын мтдет бар. Сабац втшзу барысында жэне сабацтан босуацыттарда бшм алушылардыц жогары цуцыцтыц санасын цалыптастыру жвшнде бiрцатар практикалыц шараларды авторлар усынган. Бшм алушылардыц ой-вршн кецейтуге жэне алган бшмдерт бектуге ыцпал ететт, тYрлi мемлекеттт органдарга жэне азаматтыц цогам институттарына шыгу тYрiндeгi практикалыц сабацтардыц мемлекеттт-цуцыцтыц пэндер эд^темеЫ эзiрлeндi. ЖОО бiтiрушiлeрiнiц болашац кэс1би цызмeттeрiнe пайдасы тиюi Yшiн практикалыц сабацтар втк1зуде цогамдыц бiрлeстiктeр мYшeлeрiн жумылдыру усынылды.

ON THE PROBLEMS OF FORMATION OF THE LEGAL AWARENESS OF THE STUDENTS OF HIGHER EDUCATIONAL INSTITUTIONS OF THE MINISTRY OF INTERNAL AFFAIRS OF THE REPUBLIC OF KAZAKHSTAN

Dzhiembaev Ruslan Kairatovich

Head of the department of state and legal disciplines, Barimbek Beissenov Karaganda Academy of the Ministry of Internal Affairs of the Republic of Kazakhstan, сandidate of legal sciences, e-mail: [email protected]

Ladygina Oksana Aleksandrovna

Teacher of the department of state and legal disciplines, Barimbek Beissenov Karaganda Academy of the Ministry of Internal Affairs of the Republic of Kazakhstan, master of law, e-mail: [email protected]

Keywords: legal consciousness; public consciousness; legal culture; morality; professionalism; specialist.

Abstract. In this article features of educational process in departmental high schools of the Ministry of Internal Affairs of the Republic of Kazakhstan are considered. Since the rules of law, normative acts, law enforcement decisions and other legal phenomena can be regarded as a kind of theoretical and practical projections of culture, for the designation of which science needs a special concept. Such a concept, reflecting a particular dimension of legal reality, in jurisprudence is the category of sense ofjustice a set of ideas and feelings that express the attitude ofpeople, social communities to the acting or desired right. Legal consciousness is a specific way of spiritual knowledge of reality in the form of legal knowledge, ideas, ideas and evaluative attitudes to the law and practice of its implementation, legal attitudes and value orientations that regulate people's behavior in legally significant circumstances. In the process of training and education of cadets, a number of problems arise which, in the light of the modernization of public consciousness, must be solved by the teaching staff. Thus, the higher education institutions of the Ministry of Internal Affairs have a difficult task to educate future policemen with highly cultured citizens of their country with a high level of legal awareness. Analyzing the causes and conditions for the emergence of this kind of complexities, the authors propose a number of practical measures that are used not only in classrooms but also outside of school time, which form a high sense ofjustice for students. The method of conducting on-the-spot practical classes in various state bodies and civil society institutes for training in state-legal disciplines has been developed that facilitates the consolidation of the acquired knowledge and broadens the outlook of the students. It is suggested to involve members of public associations in conducting practical classes, which will positively affect the further professional activity of the graduate of the university.

Нормы права, нормативные акты, правоприменительные решения и другие юридические феномены могут рассматриваться как своеобразные теоретические и практические проекции культуры, для обозначения которых науке необходимо специальное понятие. Таким понятием, отражающим особое измерение правовой реальности, в правоведении выступает категория правосознания совокупность представлений и чувств, выражающих отношение людей, социальных общностей к действующему или желаемому праву. Это одна из форм общественного сознания, так же как и иные формы общественного сознания: мораль, религия, искусство, наука, философия.

Правосознание выступает специфическим способом духовного познания действительности в форме юридических знаний, идей, представлений и оценочных отношений к праву и практике его реализации, правовых установок и ценностных ориентаций, регулирующих поведение людей в юридически значимых обстоятельствах.

По мнению ученых, правосознание нуждается в систематическом рациональном формировании убежденного чувства справедливости, стимулировании, позитивном социальном развитии, т.е. правовом воспитании, которое выступает системой мер, направленных на интеграцию в сознании людей политико-правовых идей, норм, принципов, представляющих ценности мировой и национальной правовой культуры [1].

Таким образом, правовая культура личности тесно связана с правосознанием общества и непосредственно зависит от своевременно вложенных в нее позитивных стереотипов, ориентиров поведения и ценностей. Как отметил по этому поводу выдающийся советский педагог-новатор В.А. Сухомлинский: «В основе нравственной убежденности лежат чувства. Дорожка от нравственного понятия к нравственному убеждению начинается с поступка, с привычки» [2]. Особенно актуальными вопросы правового воспитания представляются сейчас, в эпоху глобальной модернизации общественного сознания, нового казахстанского патриотизма и культа всеобщего образования.

Между тем необходимо отметить, что не всякого индивида, знающего и понимающего юридические нормы, можно считать правокультурным представителем общества. Человек может быть высокообразованным, знающим все законы, но не верить праву, не признавать его позитивную роль в обществе.

История знает множество тому примеров. Например, известный российский революционный деятель и организатор тайного общества «Народная расправа» С.Г. Нечаев, будучи нигилистом, для достижения основной своей цели свержение царской власти, применял методы мистификации и провокации.

Совершенно очевидно, что непредсказуемые последствия могут возникнуть тогда, когда в корыстных интересах высокообразованные, но нравственно нечистоплотные люди пользуются нигилистическими настроениями граждан. Так, допустим, иностранные неправительственные организации могут воспользоваться акциями протестов в каком-нибудь государстве и приложить усилия, в том числе и финансовые, для того чтобы направить массовые волнения в выгодные им русла. Результатом этого могут быть массовые беспорядки, большое количество человеческих жертв и ослабление государства в целом.

Другой пример: человек хорошо образован, отлично знает законы, но применяет их в качестве прикрытия преступной деятельности. Представим, преподаватель на протяжении длительного периода практиковал получение незаконного вознаграждения от студентов за выставление нужных им экзаменационных отметок и помощь в сдаче экзаменационной сессии, маскируя свою коррупционную деятельность под дополнительные консультации или под продажу студентам своих учебных пособий. Опасность такого положения дел заключается в том, что студенчество, соприкоснувшееся с данным социальным злом в стенах вуза, завтра потенциально может привнести и тиражировать коррупционные риски во многие сферы своей будущей профессиональной деятельности, став руководителями, управленцами и исполнителями государственных функций, а также в другие области трудовой деятельности [3]. Из этого следует, что только тот, у кого знания юридических правил сочетаются с потребностью соблюдения их предписаний, кто в своей жизнедеятельности стремится к высоконравственным целям, имеет широкий юридический кругозор, может считаться личностью с высоким уровнем правосознания. Народная мудрость гласит: «Если обучение и развитие не опережает воспитания, то и знание опасно. Давать современные знания безнравственному, бездуховному человеку страшно опасно для общества1». В качестве примера страны с высоким уровнем общественного правосознания можно привести Объединенные Арабские Эмираты, где

1 Мудрые мысли URL://http://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/raznoe/2012/01/08/mudrye-mysli

автомобили на улице оставляют открытыми, не боясь воровства, т.к. граждане знают, уважают и соблюдают законы своей страны.

Непосредственное влияние на общественное сознание оказывают и правоохранительные органы, в частности, органы внутренних дел. Причем такое влияние может оказываться как положительно, так и отрицательно, например, способствовать развитию высокой правовой культуры и нравственности или наоборот, нигилистических настроений. В первом случае это проявление полицейского героизма, высокой степени ответственности, самопожертвования и самоотдачи, высоко оцененной обществом. В другом случае низкая ответственность должностных лиц, отсутствие патриотизма и желания служить на благо Родины и своего народа, а в крайних случаях и совершение преступлений. Для того чтобы влияние было положительным, необходимо представить обществу высокообразованного, интеллектуального, с широким кругозором, юридически грамотного, верного долгу и присяге, неподкупного, обладающего высоким уровнем правосознания и правовой культуры, стоящего на страже закона полицейского. Такого полицейского, на которого можно всегда положиться в трудную минуту. Как сказал Лидер Нации Нурсултан Абишевич Назарбаев, «Должен измениться облик полицейского в нашей стране. Сотрудники должны вызывать доверие у граждан, их деятельность должна быть направлена на оказание, в первую очередь, помощи населению» [4]. Казахстанский полицейский обязан одина-

ково доброжелательно и на высоком профессиональном уровне уметь вести диалог как с представителями государственной службы, рабочими, так и с творческой интеллигенцией.

В этой связи, огромная ответственность в подготовке специалистов органов внутренних дел лежит именно на высших учебных заведениях МВД, ведь именно здесь закладывается та морально-теоретическая основа, с которой молодой специалист выходит в общество, в профессиональную жизнь. Именно здесь формируются основы профессионального правосознания.

Таким образом, перед высшими учебными заведениями МВД стоит сложная задача воспитать будущих полицейских высококультурными гражданами своей страны с высоким уровнем правосознания. При этом необходимо отметить, что уровень восприятия окружающего мира, интеллектуального развития, самосознания у всех обучающихся разный. По этой причине в процессе обучения и воспитания курсантов перед профессорско-преподавательским составом возникает ряд проблем:

1. Недостаточно широкий кругозор некоторых курсантов;

2. Недостаточное количество наглядных положительных примеров служения народу. Вопросы долга, самоотдачи и добродетели рассматриваются только с теоретической стороны;

3. Недостаток навыков общения с институтами гражданского общества и различными правозащитными организациями.

Данные проблемы обусловлены в первую очередь тем, что в образовательные учреждения МВД поступают молодые люди из различных регионов страны, разных слоев населения, с абсолютно разным жизненным кругозором. Например, некоторые курсанты никогда не посещали театры, выставки, вернисажи, многие даже не имеют представления о казахской или русской драматургии, что определенно сузило их мировоззрение, абстрактное и творческое мышление. Большинству из них без наглядного примера теоретически сложно понять многоуровневую систему государственных органов, к примеру, систему местных исполнительных или законодательных органов, изучаемую на первом курсе в рамках «Теории государства и права» и «Конституционного права Республики Казахстан».

На основании вышеизложенного, с учетом поставленных задач, целесообразно было бы включить в рабочую учебную программу (Силлабус) выездные практические занятия по таким дисциплинам, как «Теория государства и права», «Конституционное право Республики Казахстан», «История государства и права Республики Казахстан». Так, в рамках «Теории государства и права» при изучении темы «Правовое государство и гражданское общество» для более полного уяснения специфики структуры гражданского общества, различий между общественными объединениями, общественными движениями и общественными фондами возможно было бы посетить такие институты гражданского общества, как Карагандинская областная коллегия адвокатов, Союз художников, Общественный фонд «Мир детства». Поскольку Карагандинская областная коллегия адвокатов является общественной организацией, посещение данного института гражданского общества позволило бы наглядно представить его цели и задачи. Курсантам было бы интересно посетить такую организацию, как Союз художников, уяснить, каким образом осуществляется поддержка и развитие изобразительного, декоративно-прикладного искусства в Казахстане и национальной культуры в целом; защита и сохранность художественного наследия, являющегося достоянием национальной и мировой культуры. В рамках посещения Общественного фонда «Мир детства» обучающиеся смогли бы не только наглядно ознакомиться с различными благотворительными и социальными программами, направленными на улучшение уровня жизни детей, но и расширить свой кругозор.

На практическом занятии по теме «Государство в политической системе общества» курсанты могут посетить филиалы партии

«Н^р Отан», «Бирлик», Демократической партии Казахстана «А; жол», что позволило бы им понять, каким образом осуществляется деятельность этих политических институтов, каким образом проводятся заседания, какие проблемные вопросы политической жизни на них поднимаются.

В рамках изучения дисциплины «Конституционное право Республики Казахстан» по теме «Конституционно-правовой статус личности» представляется возможным предусмотреть в рабочей учебной программе (Силлабус) выездное практическое занятие в Карагандинский филиал Казахстанского международного бюро по правам человека и соблюдению законности. Курсантам в их будущей профессии пригодились бы знания того, как проводится международный мониторинг исполнения прав граждан, каковы наиболее часто встречающиеся нарушения, и каким образом на это реагируют правозащитные организации.

Практическое занятие по теме «Местное государственное управление и самоуправление» возможно было бы, провести в городском акимате и городском маслихате, где курсанты могли бы ознакомиться с порядком проведения сессий, с порядком рассмотрения вопросов, вынесенных на заседания, и с порядком принятия по ним решений.

В рамках изучения дисциплины «История государства и права Республики Казахстан» практические занятия можно было бы проводить в Краеведческом музее, где наглядно представлены этапы становления Казахстана как государства в целом, а так же наглядно продемонстрирована роль конкретного региона в общей истории Казахстана. В своей статье «Взгляд в будущее: Модернизация общественного сознания» Президент Республики Казахстан Н.А. Назарбаев Лидер нации отметил, что «патриотизм начинается с любви к своей земле, к своему аулу, городу, региону, с любви к малой родине, поэтому я предлагаю программу «Туган жер», которая легко перейдет в более широкую установку - «Туган ел» [5]. Осуществление предлагаемой нами выездной практики как раз и будет способствовать реализации данной программы.

Развивая такого рода идею, следует обратить внимание и на опыт зарубежных стран. Подобная Казахстану система подготовки специалистов органов внутренних дел существует так же и в Российской Федерации, и Республике Беларусь. Например, в Академии МВД Республики Беларусь курсанты на кафедре теории и истории государства и права изучают дисциплину «История органов внутренних дел». Эту же дисциплину изучают и в ведомственных вузах МВД Россий-

ской Федерации. Организация эффективной борьбы с преступностью невозможна без учета исторического опыта борьбы с правонарушениями. Тем более у нас, в Казахстане, имеется богатая история деятельности ОВД, особенно в период Великой Отечественной Войны и кризисное время первых шагов независимости. Обеспечивая специальную историко-правовую подготовку, дисциплина «История органов внутренних дел» призвана уверить курсанта в правильности выбора профессии, вдохновить его быть достойным своих героических предков, что, безусловно, положительно отразится на нравственном становлении его личности.

Отметим, что дисциплина «История органов внутренних дел Республики Казахстан» ранее преподавалась в Карагандинской Академии МВД Республики Казахстан имени Баримбека Бейсенова, в связи с чем, представляется уместным рассмотреть вопрос о введении в программу обучения дисциплины «История органов внутренних дел». Естественно, у нас существует лимит кредитов на изучение дисциплин, однако в зарубежных вузах МВД с такой же системой обучения, как и в Казахстане, программа обучения рассчитана на 5 лет.

Кроме того, в зарубежных вузах МВД курсантами изучаются не только дисциплины, направленные на профессиональную подготовку, но и влияющие на общее развитие личности, развивающие кругозор и эстетический вкус. Возможно, было бы, рассмотреть вопрос об организации в ведомственных вузах курсов эстетического воспитания.

Необходимо отметить, что традиционно как в зарубежных, так и в отечественных университетах всегда были развиты студенческие клубы, в которых молодые люди объединяются по интересам. Это и спортивные, и экологические клубы, и клубы дружбы народов. Одно из направлений, которому обучающиеся постоянно проявляют интерес, -это научно-исследовательская деятельность. Всегда поддерживаемая вузом, она является составной частью подготовки высококвалифицированных специалистов, способных творчески применять новейшие достижения науки в практической деятельности. Однако в настоящее время престиж курсантских научных объединений (далее КНО) не так высок, многие курсанты не хотят заниматься научной деятельностью, участвовать в научных мероприятиях, проводимых учебными заведениями республики и зарубежья. Вместе с тем, занимаясь научной деятельностью, у молодого специалиста возрастает объем полученных знаний, курсанты учатся логически мыслить, грамотно разговари-

вать, анализировать полученный материал, правильно формулировать проблемы и находить пути их решения. Для того чтобы заинтересовать курсантов заниматься наукой, необходимо в первую очередь повысить престиж КНО по типу зарубежных студенческих клубов. Для этого, к примеру, можно было бы включать курсантов в Совет КНО на конкурсной основе с учетом принципа меритократии. Предусмотреть вручение всем членам КНО специальных отличительных значков в торжественной обстановке. Исключать из Совета КНО за низкие показатели в учебе и научной деятельности, так же предусмотреть и возможные привилегии, например, очное участие в конференциях, в том числе зарубежных (Российской Федерации, Кыргызстане, Республики Беларусь и т.д.), дополнительные увольнения, отпуска, освобождение от несения наряда. Тем самым дать курсантам стимул для саморазвития, повышения уровня образованности и расширения кругозора.

Возвращаясь к проблеме недостатка количества наглядных положительных примеров служения народу, отметим, что вопросы долга, самоотдачи и добродетели рассматриваются только с теоретической стороны. Решением проблемы, возможно, будет являться то, что курсанты Академии могли бы быть больше задействованы не только в специальных мероприятиях, проводимых ОВД, но и в различных благотворительных и гуманитарных акциях. К примеру, участвовать в посадке лесных и зеленых зон города, участвовать в различных праздничных и благотворительных мероприятиях в домах инвалидов, детских домах, различных спортивных городских марафонах. Предусмотреть в планах научных кружков выступления курсантов среди учащихся школ с интересными докладами, с разъяснением действующего законодательства.

В целом следует отметить, что в вузах МВД Республики Казахстан такого рода мероприятия проводятся, но, на наш взгляд, более активное в этом направлении взаимодействие кафедр, отделов и курсантов позволило бы осветить эту работу не только на сайте учебного заведения, но и в СМИ регионального и республиканского уровня. С одной стороны, личный пример офицерского состава Академии позволит курсантам осознать, как нужно служить обществу, поступать в той или иной ситуации, как вести себя с гражданским населением. С другой стороны, и люди могли бы непосредственно наблюдать, как воспитываются будущие полицейские.

Общество должно воспринимать полицейского как помощника, человека, забо-

тящегося о людях, с которого нужно брать пример, а в последнее время в обществе выработался определенный негативный стереотип по отношению к полицейским. Во многом этому способствовали средства массовой информации, муссируя некоторые факты совершения отдельными сотрудниками ОВД правонарушений. Подливает масло в огонь и непримиримая вражда популярного среди населения общественного объединения «ОСА» (Общество содействия автомобилистам) с сотрудниками дорожной полиции, о чем свидетельствует множество провокационных видеороликов в интернете. На электронной страничке вышеупомянутого общественного объединения даже размещен призыв к гражданам производить фото-и видеосъемку происшествий с участием полицейских.

Справедливости ради хотелось бы отметить, что в органах внутренних дел работает большое количество честных, смелых, профессиональных и добропорядочных сотрудников, но другой вопрос, что положительная сторона не всегда известна широкой общественности. Можно, конечно, говорить о новых карательных корпоративных кампаниях, выработке новых процессуальных механизмов применения мер наказания к сотрудникам полиции, которые и так ежедневно ощущают на себе огромное критическое давление со стороны общества под воздействием неофициальной негативной пропаганды некоторых общественных объ-

единений, нередко специально создающих провокационные ситуации. Однако мы хотели бы обратить внимание на возможность прийти к консенсусу и взаимопониманию путем налаживания между ними тесного взаимодействия, что позволило бы прекратить «вражду», сформировать положительный имидж сотрудников полиции и повысить правосознание и правовую культуру самих граждан.

В этой связи в учебном процессе можно было бы наладить взаимодействие с институтами гражданского общества. Так, например, представители Общественного объединения «Оса» могли бы участвовать в проведении практических занятий у обучающихся на факультетах очного и заочного обучения, в институте послевузовского образования, у сотрудников полиции, проходящих курсы повышения квалификации, и имели бы возможность обратиться к курсантам и сотрудникам ОВД с позиции граждан.

На данных занятиях представители общественных объединений совместно с преподавателем могли бы смоделировать учебную ситуацию дорожно-транспортного происшествия, отметить и разобрать проблемные и конфликтные моменты такой ситуации, вопросы этики общения как со стороны полицейского, так и со стороны водителя. Все факты происшествий могли бы систематизироваться и анализироваться сторонами. Такое тесное взаимодействие позволило бы конструктивно подойти к решению

проблемы и во многом поспособствовало бы прекращению негативной и критической пропаганде образа полицейского на улице и в неофициальных СМИ.

Осуществление такой практики позволит обучающимся отработать не только навыки составления протоколов и других процессуальных документов на месте, но и повысить умение корректного и при этом обстоятельного общения с людьми в различных ситуациях, в том числе и конфликтных, которые могут быть смоделированы заранее или по ходу занятия.

С другой стороны, тесное взаимодействие с общественностью дисциплинировало бы самого курсанта и его наставников, способствовало бы более продуктивной работе профессорско-преподавательского состава и других служб учебного заведения МВД. Это положительно сказалось бы и на дальнейшей профессиональной деятельности выпускника вуза.

Кроме того, например, консультантами при написании дипломных и различных научных работ, а так же членами комиссии

по их защите могли бы быть представители Ассоциации юристов Казахстана, коллегии адвокатов, различных правозащитных организаций, таких как Карагандинский филиал международного Бюро по правам человека и т.д. Представители данных организаций, в свою очередь, имея большой практический опыт, по согласованию могли бы участвовать в учебном процессе на факультете очного обучения и факультете повышения квалификации, донося до обучаемых позицию общественности и международные нормы прав человека.

Подводя итог, хотелось бы отметить, что от того, какой фундамент будет заложен в работе с обучающимися ведомственных вузов МВД Республики Казахстан сегодня, зависит их профессиональная деятельность в будущем. Сегодня именно от нас, от воспитателей, во многом зависит, смогут ли будущие полицейские быть достойными ожиданий Главы государства. Тот потенциал культуры и социально-гуманитарных знаний, заложенный в них сейчас, непременно скажется на положительном имидже полиции завтра.

ЛИТЕРАТУРА

1. Теория государства и права в вопросах и ответах: учебное пособие / под ред. H.A. Биекенова - Караганда, 2003. с. 189.

2. СухомлинскийВЛ. Мудрые мысли. Социальная сеть работников образования nsportal. ru [Электрон.ресурс]. - 2012. - URL:http://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/raznoe/2012/01/08/ mudrye-mysli (дата обращения: 12.05.2017)

3. Aкадемическая коррупция в вузах Республики Казахстан: коррупционные схемы и методы противодействия: учебно-практическое пособие / О.С. Бектибаева, М.Ч. Когамов, Ж.С. Косыбаев, Т.М. Hüрикбаев, C.H. Hюсупов. - Aлматы: ЖетiЖаргы, 2016. с. 8.

4. Hüзарбаев H.A. Облик полицейского в Казахстане должен измениться [Электрон. ресурс]. - 2016. - URL: https://365info.kz/2016/11/oblik-politsejskogo-v-kazahstane-dolzhen-izmenitsya-nazarbaev/ (дата обращения: 15.05.2017)

5. Hüзарбаев H.A. Взгляд в будущее: Модернизация общественного сознания [Электрон.ресурс]. - 2017. - URL: //http://www.akorda.kz/ru/events/akordanews/pressconferences/ statya-glavy-gosudarstva-vzglyad-v-budushchee-modernizaciya-obshchestvennogo-soznaniya (дата обращения: 15.05.2017)

REFERENCES

1. Teorija gosudarstva i prava v voprosah i otvetah: uchebnoe posobie / pod red. N.A. Biekenova - Karaganda, 2003. - s. 189.

2. Suhomlinskij V.A. Mudrye mysli. Social'naja set' rabotnikov obrazovanija nsportal.ru [Jelektron.resurs]. - 2012. - URL:http://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/raznoe/2012/01/08/ mudrye-mysli (data obrashhenija: 12.05.2017)

3. Akademicheskaja korrupcija v vuzah Respubliki Kazahstan: korrupcionnye shemy i metodyprotivodejstvija: uchebno-prakticheskoeposobie/O.S. Bektibaeva, M.Ch. Kogamov, Zh.S. Kosybaev, T.M. Narikbaev, S.N. Njusupov. - Almaty: Zheti Zharsy, 2016. - s. 8.

4. Nazarbaev N.A. Oblikpolicejskogo v Kazahstane dolzhen izmenit'sja [Jelektron.resurs]. - 2016. - URL: https://365info.kz/2016/11/oblik-politsejskogo-v-kazahstane-dolzhen-izmenitsya-nazarbaev/ (data obrashhenija: 15.05.2017)

5. Nazarbaev N.A. Vzgljad v budushhee: Modernizacija obshhestvennogo soznanija [Jelektron.resurs]. - 2017. - URL: // http://www.akorda.kz/ru/events/ akorda_news/press_ conferences/ statya-glavy-gosudarstva-vzglyad-v-budushchee-modernizaciya-obshchestvennogo-soznaniya (data obrashhenija: 15.05.2017)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.