Научная статья на тему 'О проблеме повышения уровня правосознания и правовой культуры граждан'

О проблеме повышения уровня правосознания и правовой культуры граждан Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
1313
102
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРАВОСОЗНАНИЕ / ПРАВОВАЯ КУЛЬТУРА / ПРАВОВОЙ НИГИЛИЗМ / НУЛЕВАЯ ТЕРПИ-МОСТЬ / ЛИЦА БЕЗ ОПРЕДЕЛЕННОГО МЕСТА ЖИТЕЛЬСТВА / МАСЛИХАТЫ / НОЧЛЕЖНЫЙ ДОМ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Джиембаев Руслан Кайратович

В статье рассмотрены вопросы преодоления нигилизма казахстанских граждан, возможные пути повышения уровня правосознания и правовой культуры населения, которые, как отмечает автор, способствуют выработке и распространению правомерного поведения, поддержанию и укреплению целостности общества и порядка в нем. По мнению автора, высокий уровень правосознания в обществе и отдельной личности становится акту-альным особенно сейчас, в эпоху глобальной модернизации общественного сознания, нового казахстанского патриотизма и культа всеобщего образования. Авторитет государственных органов, их способность быть честными и реально решать проблемы людей способствуют формированию уважения у граждан к праву. В статье утверждается, что показательная деятельность государственных органов должна внушить, что государство это орган вы-ражения и защиты интересов как отдельного гражданина, так и всего общества в целом, поскольку без этого невозможно преодолеть правовой нигилизм граждан и реализовать прин-цип нулевой терпимости к правонарушениям. Однако несовершенство правовых норм, случаи нарушения прав человека, подмены законности целесообразностью, коррупции среди долж-ностных лиц и их безнаказанность влекут за собой непризнание людьми права, отсутствие у них веры в его социальную ценность и назначение, что, в свою очередь, порождает всплеск уличной преступности, мошенничества, лжепредпринимательства, уклонения от налогов и многих других негативных явлений. Нравственные ценности, как полагает автор, в этом слу-чае утрачивают соответствие общечеловеческим идеалам, а в обществе с низким уровнем общей культуры и нравственного потенциала проблематично ожидать достижения высоких целей.В статье говорится, что в развитых странах проблемам социально уязвимых лиц уделя-ется сверхпристальное внимание, и это имеет большое значение в вопросе сплочения граж-дан и, как следствие, повышении уровня правосознания среди населения путем пропаганды добродетели и высокой ценности жизни человека. Проведя сравнительный анализ, автор утверждает, что проблема бездомных людей (бомжей) для нашего молодого государства является весьма актуальной, поскольку в результате кризиса 90-х годов их количество суще-ственно возросло и не уменьшается. Так, сегодня только в Алматы насчитывается около 10 тысяч бездомных людей. Несмотря на то, что в республике осуществляют деятельность городские центры социальной адаптации для лиц, не имеющих определенного места житель-ства, элементарных ночлежек с горячим питанием для таких людей во многих городах нет. Подводя итоги, автор полагает, что в решении подобной проблемы могли бы сплотить свои усилия институты гражданского общества, взаимодействуя в этом направлении с го-сударственными органами и демонстрируя обывателю пример высоконравственных устоев и благодетели. Религиозные объединения и другие институты гражданского общества также могут внести свой вклад в решение данной проблемы. Более того, широкое освещение пробле-мы в СМИ и пропаганда добродетели будут, по мнению автора, способствовать образованию различных общественных фондов в решении данного вопроса, высокому интересу граждан к традиционным религиозным объединениям и их участию посредством пожертвований де-нежных средств и иной помощи. Таким образом, активная социально-экономическая полити-ка государства, направленная на решение проблем уязвимых слоев населения, и повсеместная пропаганда добродетели являются основным условием преодоления правового нигилизма в об-ществе и формирования социально-активного поведения граждан.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Джиембаев Руслан Кайратович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «О проблеме повышения уровня правосознания и правовой культуры граждан»

УДК 340.1

О ПРОБЛЕМЕ ПОВЫШЕНИЯ УРОВНЯ ПРАВОСОЗНАНИЯ И ПРАВОВОЙ КУЛЬТУРЫ ГРАЖДАН

Джиембаев Руслан Кайратович

Начальник кафедры государственно-правовых дисциплин, Карагандинской академии МВД Республики Казахстан им. Б. Бейсенова, к.ю.н., г. Караганда, Республика Казахстан; e-mail: гшуа-оиг@щаИ.ги

Ключевые слова: правосознание; правовая культура; правовой нигилизм; нулевая терпимость; лица без определенного места жительства; маслихаты; ночлежный дом.

Аннотация. В статье рассмотрены вопросы преодоления нигилизма казахстанских граждан, возможные пути повышения уровня правосознания и правовой культуры населения, которые, как отмечает автор, способствуют выработке и распространению правомерного поведения, поддержанию и укреплению целостности общества и порядка в нем. По мнению автора, высокий уровень правосознания в обществе и отдельной личности становится актуальным особенно сейчас, в эпоху глобальной модернизации общественного сознания, нового казахстанского патриотизма и культа всеобщего образования. Авторитет государственных органов, их способность быть честными и реально решать проблемы людей способствуют формированию уважения у граждан к праву. В статье утверждается, что показательная деятельность государственных органов должна внушить, что государство - это орган выражения и защиты интересов как отдельного гражданина, так и всего общества в целом, поскольку без этого невозможно преодолеть правовой нигилизм граждан и реализовать принцип нулевой терпимости к правонарушениям. Однако несовершенство правовых норм, случаи нарушения прав человека, подмены законности целесообразностью, коррупции среди должностных лиц и их безнаказанность влекут за собой непризнание людьми права, отсутствие у них веры в его социальную ценность и назначение, что, в свою очередь, порождает всплеск уличной преступности, мошенничества, лжепредпринимательства, уклонения от налогов и многих других негативных явлений. Нравственные ценности, как полагает автор, в этом случае утрачивают соответствие общечеловеческим идеалам, а в обществе с низким уровнем общей культуры и нравственного потенциала проблематично ожидать достижения высоких целей.

В статье говорится, что в развитых странах проблемам социально уязвимых лиц уделяется сверхпристальное внимание, и это имеет большое значение в вопросе сплочения граждан и, как следствие, повышении уровня правосознания среди населения путем пропаганды добродетели и высокой ценности жизни человека. Проведя сравнительный анализ, автор утверждает, что проблема бездомных людей (бомжей) для нашего молодого государства является весьма актуальной, поскольку в результате кризиса 90-х годов их количество существенно возросло и не уменьшается. Так, сегодня только в Алматы насчитывается около 10 тысяч бездомных людей. Несмотря на то, что в республике осуществляют деятельность городские центры социальной адаптации для лиц, не имеющих определенного места жительства, элементарных ночлежек с горячим питанием для таких людей во многих городах нет.

Подводя итоги, автор полагает, что в решении подобной проблемы могли бы сплотить свои усилия институты гражданского общества, взаимодействуя в этом направлении с государственными органами и демонстрируя обывателю пример высоконравственных устоев и благодетели. Религиозные объединения и другие институты гражданского общества также могут внести свой вклад в решение данной проблемы. Более того, широкое освещение проблемы в СМИ и пропаганда добродетели будут, по мнению автора, способствовать образованию различных общественных фондов в решении данного вопроса, высокому интересу граждан к традиционным религиозным объединениям и их участию посредством пожертвований денежных средств и иной помощи. Таким образом, активная социально-экономическая политика государства, направленная на решение проблем уязвимых слоев населения, и повсеместная пропаганда добродетели являются основным условием преодоления правового нигилизма в обществе и формирования социально-активного поведения граждан.

АЗАМАТТАРДЬЩ К^КЬЩТЬЩ САНАСЫ МЕН К^КЫЩТЫК МЭДЕНИЕТ1НЩ ДЕЦГЕШН АРТТЫРУ ПРОБЛЕМАСЫ ТУРАЛЫ

Руслан Кайратулы Джиембаев

Казацстан Республикасы 11МБэрiмбек Бейсенов атътдагы Караганды академиясътдагы мемлекеттж-цщъщтъщ пзндер кафедрасынъщ бастыгы, з.г.к., Караганды ц., Казахстан Республикасы; e-mail: rusy_our@mail.ru

Tyüík свздер: цуцыцтыцсана; цуцыцтыцмэдениет; цуцыцтыцнигилизм; нолджтвзгмдглгк; белгт 6ip тургылыцты жер1 жоц адамдар; маслихаттар; жарамсыз уй.

Аннотация. Мацалада цазацстандыц азаматтардыц нигилизмт жецу, халыцтыц цуцыцтыц санасы мен цуцыцтыц мэдениет децгешн котерудщ ыцтимал жолдары царалады, автор осы мэселелер цщыцтыц мтез-цулыцты дамытуга жэне таратуга, цогамныц тута-стыгын сацтауга жэне ныгайтуга жэне онда тэртт орнатуга ыцпал етедi деп атап отеди

Автордыц тмринше цогамныц жэне жеке тулганыц цуцыцтыц санасыныц жогары дец-геш, эЫресе, цазирги цогамдыц сананыц жаhандыц жацгыру, жаца цазацстандыц патриотизм мен жалпыга ортац бшм беруге умтылу дэуиртде озекти болып табылады. Мемлекеттж ор-гандардыц бедели, олардыц адал болуын жэне халыцтыц мэселелерт нацты шешетишн, азаматтардыц цуцыцца деген цурметт цалыптастыруга ыцпал етеди.

Мацалада мемлекеттж органдардыц корсеткш цызмети мемлекет жеке азаматтыц, сондай-ац, тутастай алганда цогамныц мYдделерiн быдиретт жэне цоргайтын орган екен-дтн корсетуге тшс, себеби онсыз азаматтардыц цуцыцтыц нигилизмт жецу мYмкiн емес жэне цуцыц бузушылыцтар Yшiн нолдж тозiмдiлiк принцитн шке асыруга болмайындыгын корсетедi. Алайда, цуцыцтыц нормалардыц жетiлмеуi, адам цуцыцтарын бузу жагдайла-ры, зацдылыцты мацсаттылыцпен алмастыру, лауазымды тулгалар арасында сыбайлас жемцорлыц пен олардыц жазасыздыгы, адам цуцыцтарын тануды, оныц элеуметтж цун-дылыгы мен мацсатына сенiмсiздiктi тудырады, бул, оз кезегтде, алаяцтыц, жалган кэст-керлж, салыцтан жалтару жэне басца да жагымсыз цубылыстарга алып келедi.

Моральдыц цундылыцтар, автордыц m^i бойынша, осы жагдайда эмбебап идеалдарга сэйкес келмейдi, ал жалпы мэдениетi мен моральдыц элеуетi томен цогамда жогары мацсат-тарга жетудi куту циын.

Мацалада дамыган елдерде элеуметтж жагынан осал азаматтардыц проблемаларына аса коцы болiнедi, бул азаматтарды бiрiктiру мэселестде улкен мацызга ие жэне соныц сал-дарынан адамныц омiр суру сапасы мен жогары цундылыгын арттыру жолымен халыц арасында цуцыцтыц сауаттылыц децгешн арттыру айтылган.

Салыстырмалы талдау жyргiзген автор, бiздiц жас мемлекетiмiз ушт уйЫз адамдар проблемасы оте мацызды, себебi 90-шы жылдардагы дагдарыс нэтижестде олардыц саны едэуiр остi жэне азайган жоц деп атап кетедi.

Атап айтсац, тек Алматы цаласыныц озтде 10 мыцга жуыц уйаз адамдар есеп-ке алынган. Республикадагы элеуметтж бешмделудщ цалалыц орталыцтары белгш бiр тургылыцты жерi жоц адамдар ушт жумыс iстейтiнiне царамастан, коптеген цалаларда мундай адамдар ушт ыстыц тамацпен цамтамасыз етшген царапайым уйлер де жоц.

Корытындылай келе, автор бул мэселет шешуде азаматтыц цогам институтта-ры оздертщ куш-ж^ерт бiрiктiре алады, мемлекеттж органдармен осы багытта озара сцимыл жасайды жэне кошедегi адамдарга адамгерштк цагидалар мен цайырымдылыц комекшшердщ улгшн корсете алады деп болжам жасайды. Дти бiрлестiктер мен басца да азаматтыц цогам институттары осы мэселет шешуге оз улест цоса алады. Буган цоса, буцаралыц ацпарат цуралдарында проблеманы кещнен жариялау жэне iзгi ниеттi насихат-тау, автордыц m^i бойынша, осы мэселеш шешуде эр тyрлi цогамдыц цорларды цалыптастыруга, азаматтардыц дэстyрлi дти бiрлестiктерге деген жогары цызыгушылыгына жэне олардыц ацшалай жэрдемацылар жэне озге де комектер арцылы цатысуына ыцпал етедi деп корсетедi. Осы себептi халыцтыц осал топтарыныц проблемаларын шешуге багытталган, мемлекеттщ белсендi элеуметтiк-экономикалыц саясаты жэне ерiктi болуды кещнен наси-хаттау - цогамдагы цуцыцтыц нигилизмдi жецудщ негiзгi шарты жэне азаматтардыц элеуметтж белсендi мтез-цулцын цалыптастыру болып табылады.

THE ISSUE OF THE INCREASE OF THE LEVEL OF LEGAL AWARENESS AND LEGAL CULTURE OF CITIZENS

Dzhiembaev Ruslan Kairatovich

head of the department of state and legal disciplines, Barimbek Beissenov Karaganda Academy of the Ministry of Internal Affairs of the Republic of Kazakhstan, candidate of legal sciences, e-mail: rusy_our@mail.ru

Keywords: Legal awareness; legal nihilism; zero tolerance; homeless people; Maslikhats; homeless shelter.

Abstract. The article considers the issues of overcoming the legal nihilism of Kazakhstani citizens, possible ways to increase the level of legal awareness and legal culture of the population, which, as the author notes, contribute to the development and dissemination of lawful behavior, maintenance and strengthening of the integrity of society and order in it. In the opinion of the author, a high level of legal awareness in society and an individual person becomes relevant especially now, in the era of global modernization of public consciousness, new Kazakhstan patriotism and the cult of universal education. The authority of state bodies, their ability to be honest and really solve people's problems, contribute to the formation of citizens' respect for the law. The article states that the demonstrative activity of state bodies should persuade that a state is an organ of expression and protection of interests both for an individual and the society as a whole, as it is impossible to overcome the legal nihilism of citizens and realize the principle of zero tolerance for offenses without it. However, the imperfection of legal norms, cases of violation of human rights, the substitution of legitimacy by expediency, corruption among officials and their impunity entail non-recognition of human rights, lack offaith in its social value and purpose, which in turn generates a burst of street crime, fraud, pseudo-entrepreneurship, tax evasion and many other negative phenomena. Moral values, according to the author, in this case, lose their conformity with universal ideals, and in a society with a low level of general culture and moral potential it is problematic to expect achievement of high goals.

The article says that in the developed countries, the problems of socially vulnerable people are given super-close attention, and this is of great importance in the matter of rallying citizens and, as a result, increasing the level of legal awareness among the population through the propagation of virtue and the high value of human life. Having carried out a comparative analysis, the author claims that the problem of homeless people for our young state is very relevant, because as a result of the crisis of the 90's, their number has significantly increased and is not decreasing. Thus, today only in Almaty there are about 10 thousand homeless people. Despite the fact that in the country the urban centers of social adaptation are operating for people who do not have a specific place of residence, there are no elementary shelters with hot meals for such people in many cities.

Summing up, the author believes that in solving this problem, civil society institutions could unite their efforts, interacting with state bodies in this direction and showing the average person an example of moral principles and benefactors. Religious associations and other institutions of civil society can also contribute to the solution of this problem. Moreover, in the opinion of the author, the wide coverage of the problem in the media and the propaganda of virtue will promote the formation of various public funds in solving this issue, the high interest of citizens in traditional religious associations and their participation through donations of money and other assistance. Thus, the active social and economic policy of the state aimed at addressing the problems of vulnerable segments of the population, and the widespread promotion of virtue, are the main condition for overcoming legal nihilism in society and the formation of socially active citizens.

Построение правового государства и развитого гражданского общества в нашей стране требует глубокого анализа проблемы повышения уровня правовой культуры казах-станцев. Правовая культура - это совокупность правовых знаний, убеждений и установок личности, реализуемых в процессе труда,

общения, поведения, а также отношение к материальным и духовным ценностям обще-ства.1 Правовая культура немыслима без правосознания, которое является ее центральным элементом. Правосознание - это одна из форм общественного сознания, представляющая собой систему правовых взглядов, теорий,

1 Правовая культура. http://www.grandars.ru/college/pravovedenie/pravovaya-kultura.html

идей, представлений, убеждений, оценок, настроений, чувств, в которых выражается отношение индивидов, социальных групп, всего общества к существующему и желаемому праву, к правовым явлениям, к поведению людей в сфере права.2 Высокий уровень правосознания в обществе и отдельной личности способствуют выработке и распространению правомерного поведения, поддержанию и укреплению целостности общества и порядка в нем. Особенно актуальным это становится сейчас, в эпоху глобальной модернизации общественного сознания, нового казахстанского патриотизма и культа всеобщего образования.

Вместе с тем под влиянием различного рода объективных и субъективных обстоятельств могут возникать деформации правосознания, например, правовой нигилизм, который, к сожалению, сегодня широко распространен во всех слоях нашего общества. Несовершенство правовых норм, нарушение прав человека, подмена законности целесообразностью, коррупция среди должностных лиц и безнаказанность приводят к непризнанию людьми права, отсутствию у них веры в его социальную ценность и назначение. Все это порождает всплеск уличной преступности, мошенничества, лжепредпринимательства, уклонения от налогов и многих других негативных явлений. Нравственные ценности в этом случае утрачивают соответствие общечеловеческим идеалам, а именно деформируются духовные, нравственные и культурные устои общественной жизни. В обществе с низким уровнем общей культуры и нравственного потенциала проблематично ожидать достижения высоких целей.

В плане рассматриваемой проблемы особо важно подчеркнуть вопросы профессионального правосознания юристов, в частности, сотрудников правоохранительных органов. Своими действиями они оказывают непосредственное влияние на общественное сознание. Причем такое влияние может оказываться как положительно, так и отрицательно, например, способствовать развитию высокой правовой культуры и нравственности или наоборот, формированию нигилистических настроений у граждан. В первом случае этому способствует проявление полицейского героизма, высокой степени ответственности, самопожертвования и самоотдачи, высоко оцененной обществом. В другом случае - низкая ответственность отдельных должностных лиц, отсутствие патриотизма и желания служить на благо Родины и своего народа, а в крайних случаях - и совершение преступлений [1, 34].

Таким образом, формирование уважения у граждан к праву непосредственно зависит от авторитета государственных органов, их способности быть честными и реально решать проблемы людей. Своей деятельностью государственные органы должны внушить населению мысль о том, что государство - это орган выражения и защиты интересов как отдельного гражданина, так и всего общества в целом. Без этого невозможно предпринять меры по преодолению правового нигилизма у граждан и реализовать принцип нулевой терпимости к правонарушениям, необходимость формирования которого отмечена Главой государства в Послании народу Казахстана «Стратегия «Казахстан-2050: новый политический курс состоявшегося государства».

С другой стороны, важно подчеркнуть, что успех в преодолении нигилизма зависит и от активного участия в этом процессе широкой общественности. В этом вопросе также недостаточно уповать лишь на правовой всеобуч или реализовывать принцип «нулевой терпимости» к мелким правонарушениям, акцентируя внимание только на работе органов правопорядка. Общеизвестно, чем сильнее гражданское общество, тем сильнее государство, тем выше уровень правовой культуры населения, тем надежнее обеспечено оно правоохранительными мерами, защитой от различных посягательств, в том числе и коррупционного свойства. Как выразился Эпикур, «для того чтобы быть свободным субъектом государственно-властных отношений и требовать по отношению к себе соблюдения законов справедливости, человек должен сознательно взять на себя ответственность за выполнение аналогичных требований по отношению к другим членам общества» [2, 410]. Например, в Швеции для граждан открыт доступ к внутренним документам государственного управления, позволивший всем желающим наблюдать, как работает государство [3]. Любой гражданин этой страны может свободно зайти на сайт местной налоговой службы и ознакомиться с доходами интересующего его чиновника.

В вопросе противодействия коррупции в Швеции играют большую роль церковь и общественное мнение. В этой стране с подозрением отнесутся к любому бизнесмену, который сумел за короткий период получить очень высокий доход, или к чиновнику, доходы которого существенно ниже его расходов. Общественное мнение превратит такого бизнесмена в неприкасаемого, и ему никто не будет доверять ни в бизнесе, ни в бытовом

2 Правосознание. https://dic.academic.ru/dic.nsf/ruwiki/673371

общении. И общественное мнение, в первую очередь, вынудит такого чиновника уйти с должности и не позволит ему никогда больше получить работу ни на государственной службе, ни в частном бизнесе. Общественное мнение превратило проявление коррупции, вообще нечестность и в частном бизнесе, и в государственном управлении в крайне редкое явление. Никакими мерами законодательного регулирования или даже уголовными наказаниями такого результата достичь бы не удалось. Поэтому шведское общество отличает высокий уровень правовой культуры. Люди осознают ценность закона, уважают закон и понимают необходимость его соблюдения.

Многими авторами подчеркивается, что в настоящее время в Казахстане имеется возможность возрождения и дальнейшего совершенствования института общественных помощников полиции [4, 29].

Почему возрождение? Потому что подобная практика использовалась еще в советское время, причем довольно успешно. Практически каждый несудимый гражданин СССР, работающий в какой-либо организации, на общественных началах периодически выступал в роли дружинника. Государством это всячески поощрялось.

К слову, при всех негативных проявлениях тоталитарного режима как положительный момент все-таки можно выделить то обстоятельство, что советская идеология опиралась на культуру всех народов, а также на общечеловеческие ценности. В результате в СССР сложилась система нравственных ценностей, в основе которой было презрение к деньгам, альтруизм, стремление взять на себя чужую боль, горение на службе [5, 123].

Между тем, по нашему мнению, возродить практику общественных помощников полиции в современных рыночных условиях, которые характеризуются конфликтами интересов различных социальных групп населения, достаточно сложно. К сожалению, часто встречаются случаи, когда люди пытаются нажиться на проблемах других людей. Например, во время транспортного коллапса таксисты в разы завышают цены, или дальнобойщики, попавшие в снежный занос, от безысходности вынуждены покупать продукты у местного населения намного дороже, или махинации недобросовестных застройщиков и т.д. Проявление коррупции среди отдельных государственных служащих и отсутствие повсеместных наглядных примеров высокой нравственности, альтруизма и активной гражданской позиции еще сильнее усугубляют сложившуюся ситуацию.

3Полиция США URL://https://ru.wikipedia.org/wiki/

Кроме того, некоторые институты гражданского общества открыто вступают в конфронтацию с государственными органами, например, деятельность такого общественного объединения, как «ОСА» (общество содействия автомобилистам) направлена не только на содействие интересам автолюбителей, но зачастую и на провокации в отношении сотрудников полиции. Ведомственная закрытость данного государственного органа, в свою очередь, приводит к недоверию со стороны граждан. Диалоговой площадкой в таком случае выступает интернет, где стороны обмениваются взаимными выпадами. Таким образом, в настоящее время можно констатировать факт недостаточного конструктивного сотрудничества государственных органов и общественности в вопросе достижения общеполезных целей.

Конечно, в вопросе формирования «нулевой терпимости» и взаимодействия полиции и населения можно отметить положительный зарубежный опыт, в частности, в США и Сингапуре. Однако полностью брать пример с этих государств нецелесообразно по причине различия формы государственного устройства и правления, организации местных органов власти и их децентрализации. Например, в США полицейская структура в отличие от нашего государства не имеет единого полицейского управления, следовательно, в этом государстве нет и официального термина «Полиция США». Каждый штат, а также каждый крупный город, иногда и более мелкий населенный пункт, имеют свое полицейское ведомство, независимое от других.3 Такое полицейское ведомство непосредственно подчинено избираемому населением на конкретный срок губернатору штата или мэру города, что определяет прямую ответственность градоначальника за деятельность органа правопорядка. Проявление же полицейскими коррупции, непрофессионализма, грубого обращения с гражданами может привести к недоверию со стороны населения и, как следствие, к избранию нового губернатора или мэра, а затем и к смене полицейского руководства. В некоторых штатах должность шерифа также выборная. Таким образом, осознавая свою основную роль в сфере жизнеустройства конкретного региона страны, люди проявляют гражданскую активность и непосредственную заинтересованность к различным социальным проектам и вопросам обеспечения правопорядка. Принцип нулевой терпимости тем самым формируется сам по себе естественным путем.

В научной дискуссии имеет место также предложение о внесении дополнений и

изменений в Закон «Об участии граждан в охране общественного порядка» в части увеличения размеров материального поощрения за активное содействие в предупреждении и пресечении правонарушений. Отмечается, что материальное поощрение всегда эффективно при стимулировании граждан: «право воздействует на жизнь не только путем принуждения и кар, но и путем обещаний выгод и наград» [4, 29]. По нашему мнению, подобные меры не разрешат проблему повышения уровня правосознания и правовой культуры населения, наоборот, могут способствовать меркантильности и развитию торгово-рыноч-ных представлений у граждан в этом вопросе. О высокой нравственности и человеческих качествах в таком случае говорить не приходится.

Стоит признать, что пропаганда благодетели, высокой нравственности и человеческих ценностей не ведется в достаточной мере и в отечественных СМИ. Простой обыватель, например, не знает, на какие именно благие дела потрачены денежные пожертвования в мечетях, церквях и других религиозных организациях. Возможно, если бы подобные акции широко освещались, то традиционные религиозные течения привлекли бы к себе большее количество людей. Во многих развитых зарубежных странах Церковь или Мечеть непосредственно участвует в различных социальных проектах и благотворительных акциях, под своей эгидой осуществляют патронаж сирот, содержат приюты для бездомных и т.д. Во всемирной истории известно множество таких примеров. Так, первый ночлежный приют в Западной Европе был устроен еще в 1361 г. Им могли пользоваться только дряхлые и немощные, здоровым после нескольких посещений отказывали в приеме. В Англии существовали специальные законы о бедных, содействующие попечению бедных со стороны общин и приходов. Кроме того, в Англии, Франции, Бельгии и некоторых других развитых странах существовало немало обществ, ставивших своей коммерческой задачей устройство и улучшение рабочих жилищ [6].

В России еще в 1864 г. московский генерал-губернатор В.А. Долгоруков предлагал московской думе взять на свое содержание дома «для ночлежников ввиду негигиенических условий, в каких находятся эти дома». Однако думская комиссия посчитала устройство ночлежных домов делом благотворительности. Тем не менее, в 1879 г., ввиду

угрозы эпидемии чумы городские власти вынуждены были вернуться к этому вопросу. В результате открылся ночлежный дом имени К.В. Морозова на 510 мест [7].

В Санкт-Петербурге в 1883 г. стараниями доктора Н. Дворяшина на средства «Общества ночлежных домов в Петербурге» был открыт первый ночлежный дом на 35 ночлежников и 15 ночлежниц. Идея была поддержана вступившими в Общество в 1880-е годы такими влиятельными общественными и государственными деятелями, как священник Иоанн Кронштадский и товарищ министра внутренних дел И.Н. Дурново, и вскоре было открыто еще три ночлежных дома в общей сложности на 900 человек.4

В Финляндии бездомных людей заселяют в постоянные места для проживания, а не в ночлежки или хостелы. С 2008 г. национальная стратегия Финляндии по преодолению бездомности основывалась на модели «Дом прежде всего», разработанной при участии государства, муниципалитетов и неправительственных организаций. За время действия программы бездомным гражданам сдано 16,3 тысячи квартир. В этих целях ночлежки были перестроены и переоборудованы под жилые дома. Для каждого бездомного разрабатывается индивидуальная схема поддержки.5

Таким образом, история и современный опыт развитых стран говорит о том, что проблемам данной категории социально уязвимых лиц уделяется сверхпристальное внимание. Это обстоятельство, в свою очередь, имеет большое значение в вопросе сплочения граждан и, как следствие, способствует повышению уровня правосознания среди населения, в том числе, и путем пропаганды добродетели и высокой ценности жизни человека.

Отечественными журналистами также периодически освещаются острые социальные проблемы общественной жизни.6 Проблема бездомных людей (бомжей) для нашего молодого государства является весьма актуальной, поскольку в результате кризиса 90-х гг. их количество существенно возросло и на сегодняшний день не уменьшается. В настоящее время только в Алматы насчитывается около 10 тысяч бездомных людей.7 Причины их бедственного положения разнообразны и связаны не только с криминальным прошлым, алкоголизмом или тягой к бродяжничеству. Это может быть и потеря работы в результате сокращения, потеря жилища в результате долгов,

4Ночлежныедома URL://http://ru.wikipedia.org/wiki/

5 Финляндия — единственная страна в ЕС, реально решающая проблему бездомных URL://http://balticvoice. ги^оае1у/29902

6Бездомность зеркало общества... URL://www.zakon.kz./4615447-bezdomnost-zerkalo-obshhestva.html

7В Казахстане идентифицируют бомжей. URL:// www.zakon.kz./4454667-v-kazakhstane-identificirujut-bomzhejj.html

потеря семьи или иные тяжелые жизненные ситуации. Особенно не позавидуешь таким людям в зимний период года, когда температура воздуха на улице опускается до - 30 градусов, многие из них замерзают или становятся калеками. Прискорбно то, что это происходит на глазах у других людей, в том числе, и детей.

Несмотря на то, что в республике осуществляют деятельность городские центры социальной адаптации для лиц, не имеющих определенного места жительства, элементарных ночлежек с горячим питанием для таких людей во многих городах нет.

Думается, что в решении именно этой проблемы могли бы сплотить свои усилия институты гражданского общества, выступить в этом направлении инициаторами взаимодействия с государственными органами, наглядно демонстрируя обывателю пример высоких нравственных устоев и благодетели.

В специально отведенных местах крупных городов для бездомных людей могли бы быть организованы специализированные большие и теплые центры-ночлежки с горячим питанием, первичной медицинской помощью и возможностью помыться и переодеться. Содержание таких центров и организация питания осуществлялось бы благодаря благотворительной деятельности духовенства региона, различных общественных объединений, благотворительных фондов и неравнодушных предпринимателей и граждан. При посредничестве волонтеров организовывался бы сбор одежды и дополнительных продуктов питания, посуды, предметов первой необходимости. Местными исполнительными органами было бы обеспечено коммунально-хозяйственное снабжение центров (строительство помещений, обеспечение теплом, горячей и холодной водой, светом), первичное медицинское обслуживание в рамках стационарного медицинского поста и поста полиции для обеспечения соблюдения подопечными общественного порядка, пресечения ссор и хулиганских действий на территории центра. В центрах-ночлежках могли бы осуществлять деятельность и представители центра социальной адаптации, которые помогли б с восстановлением или получением документов, с трудоустройством (к примеру, дворниками или рабочими городских коммунальных служб) желающих. Совместно с органами внутренних дел сотрудники центра социальной адаптации могли бы вести учет данных лиц.

Люди без определенного места жительства должны знать, что могут обратиться в центр, получить первую медицинскую помощь, кров над головой, согреться, поесть, помыться, получить теплую одежду.

Подопечные центров-ночлежек, выразившие желание постоянно проживать на терри-

тории, могли бы осуществлять хозяйственные работы в центре, например, готовить пищу, поддерживать в чистоте помещения, вести строительные работы, осуществлять уход за подопечными инвалидами и т.д.

Конечно, реализовать подобный социальный проект достаточно сложно, но в роли организаторов могли бы выступить депутаты областного (городского) маслихата. Более того, реализация подобного проекта и привлечение к нему широкой общественности стало бы одним из критериев оценки работы местных представительных органов.

На основании вышеизложенного возможно было бы внести в Закон Республики Казахстан от 23.01.2001 г. «О местном государственном управлении и самоуправлении в Республики Казахстан» (с изм. и доп. по состоянию на 01.01.2018 г.) [8] соответствующие дополнения:

• Ч. 2 ст. 6 «Компетенция маслихатов» дополнить пунктом 2-8 в следующей редакции:

- К компетенции маслихатов областей, городов республиканского значения, столицы, городов областного значения относится организация работы по решению проблем лиц без определенного места жительства, обеспечение широкой пропаганды решения данных вопросов среди общественности;

•Ч. 1 ст. 8«Организацияработы маслихата» дополнить пунктом 1-2 в следующей редакции:

- Маслихаты не реже одного раза в год через средства массовой информации отдельно отчитываются перед населением о проделанной работе в вопросе решения проблем лиц без определенного места жительства.

Возможно было бы также рассмотреть вопрос и об образовании отдельной постоянной комиссии маслихата по данному вопросу. В таком случае число постоянных комиссий маслихатов могло бы быть не семь, а восемь;

• П. 5 ч. 1 ст. 14 «Функции и полномочия постоянных комиссий маслихата» дополнить и издать в следующей редакции:

- привлекать к работе комиссий других депутатов маслихата, а также представителей государственных органов, организаций,иныхоргановместногосамоуправ-ления, общественных объединений и граждан.

Подчеркнем, что большой вклад в решение данной проблемы может быть внесен религиозными объединениями и другими институтами гражданского общества. В свою очередь широкое освещение проблемы в СМИ и пропаганда добродетели будут способствовать образованию различных общественных фондов для решения данного вопроса, высокому интересу граждан к традиционным религиозным объединениям и их участию посредством пожертвований денежных средств и иной помощи. Широ-

кая пропаганда в СМИ, в свою очередь, может способствовать и различным акциям доброй воли, например, коллективы организаций могли бы периодически перечислять однодневную заработную плату на эти цели.

Так, по мнению известного древнегреческого философа Платона, основу государственности должны составлять добродетель и порядок - это те принципы, которым должно быть подчинено все в государстве и обществе, только так можно добиться гармонии и совершенства [9, 348].

Республика Казахстан, провозгласив себя

в Конституции демократическим, светским, правовым и социальным государством, высшими ценностями которого являются человек, его жизнь, права и свободы, взяла тем самым соответствующие обязательства. В этой связи полагаем, что активная социально-экономическая политика государства, направленная на решение проблем уязвимых слоев населения, и повсеместная пропаганда добродетели является основным условием преодоления правового нигилизма в обществе и формирования социально-активного поведения граждан.

ЛИТЕРАТУРА

1. Джиембаев Р.К., Ладыгина О.А. О проблемах формирования правосознания обучающихся ведомственных вузов МВД Республики Казахстан / Вестник института законодательства Республики Казахстан. № 3 (48). - 2017. С. 34-37.

2. Диоген Лаэртский. О жизни, учениях и изречениях знаменитых философов. М.: Мысль, 1986. - 620 с.

3. Антикоррупция. Президент Медведев предложил программу противодействия коррупции //Владислав Куликов / «Российская газета» Неделя № 4678 от O5.06.2008 г.

4. Исаева С.Н. Проблемы реализации принципа «нулевой терпимости» к мелким правонарушениям в Казахстане / Актуальные вопросы конституционно-правового развития: Мат-лы международной науч.-практ. конф., посвященной 20-летию столицы Республики Казахстан - города Астаны. - Караганда: Карагандинская академия МВД Республики Казахстан им. Б. Бейсенова, 2018. С. 29.

5. Бабенко А.Н. Правовые ценности и освоение их личностью: Дис... доктора юрид. наук: 12.00.01. М, 2002. С. 123.

6. Презрение бедных в Англии /P.F. Aschrott; Пер. М. Краснов. - Спб.: Тип. М. Стасюлеви-ча, 1901.

7. Ночлежные дома // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона: в 86 т. (82 т. и 4 доп.). - Спб., 1890-1907.

8. Закон Республики Казахстан от 23.01.2001 г. «О местном государственном управлении и самоуправлении в Республике Казахстан» (с изм. и доп. по состоянию на 01.01.2018 г.). http://online.zakon.kz/Document/?doc_id=1021546

9. Теория государства и права: Хрестоматия: В 2 Т. М.: Юристъ, 2001, Т. 1. - 620 с.

REFERENCES

1. DzhiembaevR.K., LadyginaO.A. Oproblemahformirovanijapravosoznanijaobuchajushhihsja vedomstvennyh vuzov MVD Respubliki Kazahstan / Vestnik instituía zakonodatel'stva Respubliki Kazahstan. № 3 (48). - 2017. S. 34-37.

2. Diogen Lajertskij. O zhizni, uchenijah i izrechenijah znamenityh filosofov. M.: Mysl', 1986.

- 620 s.

3. Antikorrupcija. Prezident Medvedev predlozhil programmu protivodejstvija korrupcii // Vladislav Kulikov / «Rossijskaja gazeta» Nedelja № 4678 ot 05.06.2008 g.

4. Isaeva S.N. Problemy realizacii principa «nulevoj terpimosti» k melkim pravonarushenijam v Kazahstane /Aktual'nye voprosy konstitucionno-pravovogo razvitija: Mat-ly mezhdunarodnoj nauch.-prakt. konf., posvjashhennoj 20-letiju stolicy Respubliki Kazahstan - goroda Astany. - Karaganda: Karagandinskaja akademija MVD Respubliki Kazahstan im. B. Bejsenova, 2018. S. 29.

5. BabenkoA.N. Pravovye cennosti i osvoenie ih lichnostju: Dis... doktora jurid. nauk: 12.00.01. M., 2002. S. 123.

6. Prezrenie bednyh v Anglii / P.F. Aschrott; Per. M. Krasnov. - Spb.: Tip. M. Stasjulevicha, 1901.

7. Nochlezhnye doma // Jenciklopedicheskij slovar' Brokgauza i Efrona: v 86 t. (82 t. i 4 dop.).

- Spb., 1890-1907.

8. Zakon Respubliki Kazahstan ot 23.01.2001 g. «O mestnom gosudarstvennom upravlenii i samoupravlenii v Respublike Kazahstan» (s izm. i dop. po sostoyaniyu na 01.01.2018 g.). http:// online.zakon.kz/Document/?doc_id=1021546

9. Teorija gosudarstva i prava: Hrestomatija: V 2 T. - M.: Jurist#, 2001, T. 1. - 620 s.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.