УДК 342.9
РЕФОРМИРОВАНИЕ СИСТЕМЫ СТРУКТУРИРОВАНИЯ ИНСТИТУТОВ ОТРАСЛИ «АДМИНИСТРАТИВНОЕ ПРАВО РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН» В СООТВЕТСТВИИ С ДЕЙСТВУЮЩИМ НАЦИОНАЛЬНЫМ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВОМ В ОБЛАСТИ ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ
Жумагулов Марат Имангалиевич
Заместитель директора Казахстанского института стратегических исследований при Президенте Республики Казахстан, доктор юридических наук; г. Астана, Республика Казахстан, e-mail: [email protected]
Жумагулов Данияр Маратович
Директор ТОО «ALAU CONSULTING», магистр юридических наук
Ключевые слова: Концепция правовой политики, План нации - 100 конкретных шагов; Стратегия - 2050; государственное управление; административное право.
Аннотация. Конституционные преобразования в области реформирования системы государственного управления в Казахстане представляют собой звенья одной логической цепочки стратегических изменений в политике формирования сильного государства. Важным компонентом формирования качественного содержания государственного управления в Казахстане является необходимость нового подхода в понимании реального содержания административного права как отрасли права и учебной дисциплины.
Важным компонентом формирования качественного содержания государственного управления является необходимость нового подхода в понимании реального содержания административного права как отрасли права, учебной дисциплины. Административное право имеет прикладной характер и, в связи с этим, способно в зависимости от качества его преподавания в вузах страны влиять на умы молодежи, многие представители которой видят себя в будущем на государственной службе, в квазигосударственном секторе.
Именно в сфере реализации норм административного права фокусируются многие общественные отношения, являющиеся предметом правового регулирования со стороны иных отраслей права.
Поскольку такие элементы как исполнительная власть, управленческая деятельность и самоуправление характерны практически для всех сфер общественной и государственной жизни, то административное право можно с полным основанием охарактеризовать как центральную отрасль в правовой системе Казахстана, которая в свою очередь взаимодействует с другими отраслями права.
Усиленный акцент в образовательном процессе по юридическим специальностям на раскрытии содержания особенностей изменений, происходящих в сфере государственного управления Казахстана, как особенной части административного права, позволит создать новый профессиональный костяк государственных служащих, которые смогут принимать на государственной службе законные управленческие решения, направленные на защиту прав, свобод и законных интересов физических и юридических лиц.
МЕМЛЕКЕТТ1К ВАСКАРУ саласындагы КОЛДАНЫСТАГЫ ¥ЛТТЬЩ ЗАЦНАМАГА СЭЙКЕС «КАЗАХСТАН РЕСПУБЛИКАСЫНЫЦ ЭК1МШ1Л1К К¥КЫГЫ» САЛАСЫНЫЦ ИНСТИТУТТАРЫН К¥РЫЛЫМДАУ ЖУЙЕС1Н РЕФОРМАЛАУ
Марат Имаоталщлы Ж¥маF¥лов
Казацстан Республикасы ПрезидентШц жанындагы
Казацстан стратегиялыц зерттеулер институты директорынъщ орынбасары, зац зылымдарыныц докторы, Казацстан Республикасы, Астана ц. e-mail: [email protected]
Данияр Марат^лы Ж¥маF¥лов
«ALAUCONSULTING»ЖШС директоры, зац цуцыгыныц магистр1
TyMu свздер: Казацстан Республикасыныц Конституциясы; эк1мш1л1к цуцыц; укгметт1к басцару; Стратегия-2050; «100 нацты цадам» ¥лттыц жоспары; Куцыцтыц саясат тужы-рымдамасы.
Аннотация. Казацстандагы мемлекеттт басцару ЖYйесiн реформалау саласындагы конституциялыц взгер1стер - кушт1 мемлекеттг цалыптастыру саясатындагы стратеги-ялыц взгер1стерд1ц логикалыц т1збегтдег1 байланыстар. Казацстандагы мемлекеттт басца-рудыц сапалы цурамын цалыптастырудыц мацызды цурамдас бвлт - цуцыц саласы жэне оцу пэш реттде экгмштк цуцыцтыц нацты мазмунын тYсiнудiц жаца тэстн енггзу.
Мемлекеттт басцарудыц сапалы цурамын цалыптастырудыц мацызды цурамдас бвл1-г1 - цуцыц саласы жэне академиялыц тэртт реттде экгмшглгк цуцыцтыц нацты мазмунын тYсiнудiц жаца тэсшн енг1зу. Эюмшшк цуцыц цолданбалы сипатца ие жэне сол себепт1 ел1м1здщ жогары оцу орындарында оцытудыц сапасына байланысты жастардыц ацыл-ойы-на ыцпал ете алады, олардыц квпшглггг болашацта мемлекеттж цызметте, квазимемлекет-т1к секторда вздерт квред1.
Зацныц басца салалары арцылы цуцыцтыцреттеу нысанасы болып табылатын квптеген элеуметтт цатынастар эк1мш1л1к зацга нег1зделед1.
Атцарушы билщ басцару жэне вз1н-вз1 басцару цогамдыц жэне мемлекеттгк вм1рд1ц бар-лыц салаларына тэн болгандыцтан, эк1мш1л1к цуцыц басца салаларга эсер ететт цуцыцтыц ЖYйеде орталыц сала реттде сипатталуы мYмкiн.
Эюмшшк цуцыцтыц ерекше бвлт реттде Казацстан Республикасыныц мемлекеттж басцару саласындагы взгер1стердщ мазмунын ашу туралы цуцыцтыц мамандыцтар бойын-ша бшм беру Yдерiсiн кушейту мемлекеттт цызметшшердщ цуцыцтарын цоргауга багыт-талган мемлекеттт цызметте зацды басцару шеш1мдер1н жеке жэне зацды тулгалардыц бостандыцтары мен зацды мYдделердi цабылдай алатын жаца кэс1би кадрларды цалыпта-стырады.
REFORMING OF THE SYSTEM OF STRUCTURING INSTITUTIONS OF THE BRANCH "ADMINISTRATIVE LAW OF THE REPUBLIC OF KAZAKHSTAN" IN ACCORDANCE WITH THE CURRENT NATIONAL LEGISLATION IN FORCE IN THE FIELD OF PUBLIC ADMINISTRATION
M. Zhumagulov
Deputy director of Kazakhstan Institute for Strategic
Studies under the President of the Republic of Kazakhstan,
Doctor of Law; Republic of Kazakhstan, Astana,
e-mail: [email protected]
D. Zhumagulov
Chief executive officer of "ALAU CONSULTING" LLP, Master of Law
Keywords: Constitution of the Republic of Kazakhstan; administrative law, public administration; Strategy -- 2050; Plan of the Nation "100 concrete steps"; Concept of legal policy.
Abstract. Constitutional changes in the field of reforming the public administration system in Kazakhstan are links in one logical chain of strategic changes in the policy of forming a strong state. An important component of the formation of the qualitative content of public administration in Kazakhstan is the needfor a new approach in understanding the real content of administrative law as a branch of law and academic discipline.
An important component of the formation of the qualitative content of public administration is the needfor a new approach in understanding the real content of administrative law as a branch of law and academic discipline. Administrative law has an applied nature and, therefore, depending on the quality of its teaching in higher educational institutions of the country, can influence the minds of young people, many of representatives of which see themselves in the future in public service in the quasi-public sector.
Many social relations, which are the subject of legal regulation by other branches of law, are focused on administrative law.
Since executive power, management and self-government are characteristic of almost all spheres of public and state life, administrative law can rightfully be characterized as a central branch in the legal system that affects many other branches
The strengthened emphasis in the educational process on legal professions on disclosing the content of the specifics of changes occurring in the field ofpublic administration of Kazakhstan, as a special part of administrative law, will create a new professionalframework of civil servants who can make legitimate managerial decisions in the public service aimed at protecting rights, freedoms and legal interests of individuals and legal entities.
Конституционные преобразования в области реформирования системы государственного управления в различных сферах жизнедеятельности нашего общества в течение последних лет в Казахстане представляют собой звенья одной логической цепочки стратегических изменений в политике формирования сильного государства.
«Сильное государство занимается не политикой выживания, а политикой планирования, долгосрочного развития и экономического роста»1.
В Концепции правовой политики Республики Казахстан на период с 2010 до 2020 года закреплены положения о расширении возможностей административного права и распространении его регулятивного потенциала на новые общественные отношения2.
Одним из важных компонентов формирования качественного содержания государственного управления в Казахстане является необходимость нового подхода в понимании реального содержания административного права как отрасли права, учебной дисциплины. Административное право имеет прикладной характер и, в силу этого, способно в зависимости от качества его преподавания в вузах страны формировать в правовом сознании молодежи, стремящейся в будущем работать на государственной службе, в квазигосударственном секторе в Казахстане, правильное понимание содержания государственного управления и государственной службы.
Раскрывая содержание курса административного права Республики Казахстан, сегодня уже не актуально использовать только источники российских авторов-административи-стов и труды преподавателей вузов стран СНГ и Казахстана, изданных до 2014 года.
Подходы в области понимания государственного управления кардинально видоизменились, и просто раскрывать структуру системы государственного управления, ее формы и
методы из теоретических источников крайне опасно для обогащения образовательного кластера нового поколения казахстанцев.
Беседуя с государственными служащими различных министерств и агентств, мы видим пробелы в их познании курса теории административного права. При этом, эти выпускники уже после «второй недели» своей взрослой жизни теряют связь между полученными знаниями и реальной действительностью деятельности органов государственной власти.
Такие сигналы общественного восприятия сути и значимости административного права должны настораживать профессорско-преподавательский состав вузов Казахстана, дающих базовое образование по юридическим специальностям.
Структура программ обучения, содержание учебников и пособий по курсу административного права замерла на рубеже 80-90 годов и фактически не привязана к действующей системе государственного управления в Республике Казахстан.
К примеру, содержание дисциплины «Основы права», закрепляющего знание школьников об основах правовой системы, имеет серьезные пробелы, которые выражаются в отсутствии знаний по теории административного права. Так, по завершению общего среднего образования, обучающиеся должны знать «системы, нормы, источники Конституционного права; конституционные политические права; системы, нормы, субъекты административного права; трудовое право, его значение, задачи организации административной трудовой дисциплины, ответственность за нарушение трудовой дисциплины, источники, отношения гражданского права, формы права собственности, сферу применения потребительского права; семейные отношения, права и обязанности родителей и детей; понятие, признаки уголовного права, уголовной ответственности, ее виды, понятие защиты
1 Послание Президента Республики Казахстан - Лидера нации Нурсултана Назарбаева народу Казахстана «Стратегия «Казахстан-2050»: новый политический курс состоявшегося государства» //ИПС «Эдшет» [Электронный ресурс]. URL: http://adilet.zan.kz (доступ 19.02.2019 г.).
2 Указ Президента Республики Казахстан «О Концепции правовой политики Республики Казахстан на период с 2010 до 2020 года» от 24 августа 2009 г. //ИПС «Эд1лет» [Электронныйресурс]. URL: adilet.zan.kz (доступ 19.02.2019 г.).
прав граждан, а также необходимость и возможность ее осуществления;»3. Однако наличие же знаний по содержанию норм об административной ответственности уже с раннего возраста сформировало бы у молодежи понимание основ нулевой терпимости к совершению административных правонарушений.
Типовые программы по курсу административного права также имеют правовые пробелы в своем содержании. К примеру, в вузах по курсу «Административное право Республики Казахстан» раскрывается такая тема, как «Правовые акты управления» [1], которая сегодня не стыкуется с законом Республики Казахстан «О правовых актах»4 и требует предметного разъяснения студентам нового содержания норм законодательства.
Административное право должно обеспечить то, чтобы органы исполнительной власти действовали в соответствии с законом, т.е. соблюдали Конституцию и законы и претворяли в жизнь установки законодателя и правительства [2].
Особо обращаем внимание на то, что с самого своего возникновения курс «Административное право Республики Казахстан» преподается в вузах в усеченном виде, раскрывая только общую часть отрасли. Незнание выпускниками особенной части административного права создало правовой вакуум в умах молодого поколения и говорит об их не готовности принимать в будущем управленческие решения при работе в различных сферах государственного управления.
Такой подход преподавателей-админи-стративистов к освещению в вузах Казахстана дисциплины «Административное право Республики Казахстан» не позволяет осветить происходящие изменения в системе разграничения полномочий государственных органов в сфере государственного управления. При этом, хотелось бы отметить, что разграничение полномочий между уровнями государственного управления, направленное на создание компактной и эффективной исполнительной власти Республики Казахстан, упорядочение и повышение эффективности системы государственного управления активно стало реализовываться с 2014 года5.
Становление государственной службы Республики Казахстан тесно связано с процессами трансформации роли государства и системы государственного управления в годы
независимости, реализацией стратегии социально-экономического развития, обеспечивающей повышение глобальной конкурентоспособности страны, повышение жизненного уровня большинства населения. На достижение этих целей и приоритетов развития Республики Казахстан была направлена система мер по созданию эффективной системы отбора и продвижения кадров, обеспечения профессионализма и прозрачности деятельности государственного аппарата. Высокий уровень профессиональной квалификации государственных служащих следует рассматривать как необходимое условие обеспечения конкурентоспособности системы государственного управления и качественного оказания государственных услуг населению.
На рубеже 1990-1993 годов государственное управление прошло первый этап становления основ суверенной государственно-административной системы. Необходима была сильная централизация системы государственного управления, равно как проведение широкомасштабных рыночных преобразований и зарождение основ организации новой модели государственной службы Казахстана.
В 1993-1995 годах Главой государства был определен формат необходимости изменения политической системы, началом которого стало принятие первой Конституции Республики Казахстан 28 января 1993 года. Согласно Конституции представительные, исполнительные и судебные органы были определены как самостоятельные ветви государственной власти. Последующее реформирование системы государственного управления охватывает период с 1995 года и характеризуется принятием 30 августа 1995 года ныне действующей Конституции.
Принятие Указа Президента Республики Казахстан в декабре 1995 года «О государственной службе» стало первым этапом становления системы государственного управления и позволило урегулировать отношения на государственной службе путем установления иерархии должностей, определения правового статуса и установления социальных гарантий государственных служащих. Принципиальное значение имеет и то, что были введены четкие антикоррупционные ограничения для государственного аппарата, что заложило основы борьбы с коррупцией. Вообще, законодательство Республики Казахстан о госу-
ав граждан, а также необходимость и воз-жность ее осуществления;»3. Однако нали-е же знаний по содержанию норм об адми-стративной ответственности уже с раннего раста сформировало бы у молодежи пони-ние основ нулевой терпимости к соверше-ю административных правонарушений. Типовые программы по курсу админи-ативного права также имеют правовые обелы в своем содержании. К примеру, в ах по курсу «Административное право спублики Казахстан» раскрывается такая а, как «Правовые акты управления» [1], орая сегодня не стыкуется с законом Ре-ублики Казахстан «О правовых актах»4 и ебует предметного разъяснения студентам вого содержания норм законодательства.
Административное право должно обеспе-ть то, чтобы органы исполнительной власти йствовали в соответствии с законом, т.е. со-юдали Конституцию и законы и претворяли кизнь установки законодателя и правитель-за [2].
Особо обращаем внимание на то, что с мого своего возникновения курс «Адми-стративное право Республики Казахстан» еподается в вузах в усеченном виде, рас-ывая только общую часть отрасли. Незна-е выпускниками особенной части админи-ативного права создало правовой вакуум в ах молодого поколения и говорит об их не овности принимать в будущем управленче-ие решения при работе в различных сферах ;ударственного управления. Такой подход преподавателей-админи-ативистов к освещению в вузах Казахстана сциплины «Административное право Ре-ублики Казахстан» не позволяет осветить оисходящие изменения в системе разгра-чения полномочий государственных ор-ов в сфере государственного управления. и этом, хотелось бы отметить, что разгра-чение полномочий между уровнями госу-рственного управления, направленное на дание компактной и эффективной испол-тельной власти Республики Казахстан, упо-дочение и повышение эффективности симы государственного управления активно шо реализовываться с 2014 года5.
Становление государственной службы спублики Казахстан тесно связано с про-ссами трансформации роли государства и стемы государственного управления в годы
3 Приказ Министра образования и науки Республики Казахстан «Обутверждении государственных общеобязательных стандартов образования всех уровней образования» от 31 октября 2018 года № 604.
4 Закон Республики Казахстан «О правовых актах» от 6 апреля 2016 года //ИПС «Эдшет» [Электронный ресурс]. иЯТ: http://adilet.zan.kz (доступ 19.02.2019 г.).
5 Указ Президента Республики Казахстан «О мерах по разграничению полномочий между уровнями государственного управления Республики Казахстан» от 25 августа 2014 года. САППРеспублики Казахстан 2014 г., №52-53, ст. 527.
дарственной службе имеет ярко выраженный антикоррупционный характер. Например, на государственную службу не может быть принято лицо, которое привлекалось к дисциплинарной ответственности за совершение коррупционного правонарушения (данное положение действовало до 2014 года, т.е. до момента исключения из законодательства о государственной службе дисциплинарной ответственности за коррупционное правонарушение), либо лицо, отказавшееся принять на себя ограничения, связанные с поступлением на государственную службу и установленные законом.
Основным лейтмотивом всех преобразований выступает дальнейшее закрепление основополагающих идей, которые укрепляют институт защиты прав, свобод и законных интересов физических и юридических лиц, повышают благосостояние казахстанцев.
Прошедшие конституционные реформы реализованы в рамках президентской формы правления, подтвердившей свою эффективность в условиях становления молодого государства.
Государственное строительство, как один из важных элементов административного права, не могло быть создано по «взмаху руки». Ведь во все времена «флюгером» верного определения направления движения развития государства был экономический прогресс и благополучие народа.
Программа развития Казахстана до 2030 года, впервые озвученная в Послании Президента страны народу Казахстана в 1997 году, была направлена на создание периода становления нашей государственности.
Так, Стратегия «Казахстан - 2030 определила в качестве долгосрочного приоритета создание профессионального правительства. Создание в 1998 году уполномоченного органа по делам государственной службы и его территориальных подразделении обеспечило институциональную поддержку проводимых реформ. Закон Республики Казахстан «О государственной службе», принятый в 1999 году, заложивший основы инновационного подхода к формированию профессиональной и эффективной системы государственной службы и единой кадровой политики, начал регулировать вопросы поступления, прохождения и прекращения государственной службы. Закон «О государственной службе» устанавливал обязательное проведение конкурсного отбора для выявления соответствия кандидата утвержденным квалификационным требованиям к административной государственной должности, который включал тестирование на знание действующего законодательства о государственной службе, а также проведение конкурсной комиссией государственного ор-
гана собеседования с кандидатами.
Концепция государственной службы, утвержденная Президентом Н.А. Назарбаевым в июле 2011 года, сформировала новую модель этого института, для реализации которой были приняты указы главы государства, постановления правительства с внесением принципиальных изменений в законодательство, в том числе в Закон « О государственной службе». Нормативная правовая база создана в соответствии с основополагающими принципами новой модели: подотчетностью обществу, транспарентностью (прозрачностью) и меритократией (признанием личных заслуг и достижений при поступлении и продвижении по службе).
Впервые законодательством введен институт наблюдателей и экспертов при проведении конкурсов по отбору кадров в государственных органах для административной государственной службы корпуса «Б». Процедура тестирования отделена от самого конкурса в госоргане, что позволило сократить его продолжительность в три раза - с 30-40 дней до 10-15 дней. По результатам тестирования гражданам выдается сертификат, который дает право участвовать в конкурсном отборе в течение года.
Новый подход расширил возможности трудоустройства на государственную службу на принципах открытой конкуренции и прозрачности отбора. Для сокращения «командных перемещений» кадров при смене первого руководителя государственного органа минимизированы возможности для назначений в порядке перевода.
Впервые законодательством предусмотрено создание служб управления персоналом (кадровые службы), которые организационно самостоятельны от других структурных подразделений. Это позволило создать институциональные условия для их профессионализации; обеспечить комплексное решение кадровых вопросов в рамках одной административно-территориальной единицы и упростить возможность трудоустройства на государственную службу для граждан. В целях автоматизации деятельности была разработана единая для всех кадровых служб государственных органов система «е-кызмет», которая позволила получать в режиме онлайн персональные данные, сведения о квалификации и стаже, данные правоохранительных органов о наличии или допущении государственными служащим коррупционных преступлений и т.д.
Также была введена ежегодная оценка деятельности государственных служащих, которая направлена на определение эффективности и качества их работы. Результаты станут основанием для принятия решений по преми-
рованию, поощрению, обучению, карьерному планированию государственных служащих.
Впервые в закон «О государственной службе» введена новая глава по соблюдению требований служебной этики и антикоррупционному поведению госслужащих. Положение о порядке прохождения государственной службы указом 2013 года дополнено нормой, согласно которой «политические государственные служащие, являющиеся руководителями государственных органов, акимами, подают в отставку в случае совершения коррупционных преступлений подчиненными государственными служащими, занимающими руководящие должности, назначенными ими, в отношении которых имеется вступивший в законную силу обвинительный приговор суда».
1 октября 2014 года указом главы государства утвержден обновленный Кодекс чести государственных служащих. Указ обязывает центральные и местные исполнительные органы утвердить ведомственные правила служебной этики, которые будут определять правила поведения госслужащих в зависимости от специфики работы государственного органа.
Новые подходы к обучению государственных служащих и обеспечение ее системности отражены в Указе Президента Республики Казахстан от 27 августа 2013 года «Об утверждении Правил подготовки, переподготовки и повышения квалификации государственных служащих Республики Казахстан». Ежегодно в среднем одна треть государственных служащих проходит обучение на курсах переподготовки и повышения квалификации, благодаря чему в течение трехлетнего цикла практически весь государственный аппарат проходит необходимое обучение. Также осуществляется переподготовка государственных служащих, впервые поступивших на государственную службу корпусов «А» и «Б» и назначенных впервые на руководящую работу корпуса «Б», и повышение квалификации политических и административных государственных служащих.
Беспрецедентным шагом в профессионализации государственной службы стало решение главы государства о сокращении численности политических государственных должностей в восемь раз. Создан и функционирует корпус «А» административной государственной службы. Тестирование, которое проходили соискатели на должности корпуса «А», стало важным этапом отсева кандидатов, недостаточно знающих законы, и способствовало пониманию необходимости постоянного профессионального развития, для которого предусмотрены оценка эффективности деятельности управленцев, специальные курсы обучения и институт карьерного планирования, включая ротацию.
Как видим, действующее законодательство заложило основы казахстанской модели государственной службы, основанной на принципах меритократии.
Стратегия 2050 определила основные направления, к которым отнесены: образование, здравоохранение, предпринимательство и, конечно же, вхождение Казахстана в 30-ку наиболее конкурентоспособных стран.
Проводимая политика по запуску «Третьего этапа модернизации» - это не поиск ответа Глобальным мировым вызовам, а казахстанский путь маршрутизации по реализации Стратегии-2050 с учетом Плана нации «100 конкретных шагов» по реализации пяти институциональных реформ. В этой связи, именно в содержании особенной части административного права необходимо подробно раскрывать новации в различных институтах административного права.
Таким образом, прогрессивное обновление законодательства представляет собой не статическую догму и не адресовано только для государственных служащих. По сути, это правовой механизм, открывающий доступ населения к использованию новых мировых стандартов в практической жизни, и ориентирован на повышение гражданской активности казахстанцев.
В подтверждение вышесказанному можно озвучить точку зрения российского ад-министративиста Ю.Н. Старилова, который отмечает, что поскольку исполнительная власть, управленческая деятельность и само управление характерны практически для всех сфер общественной и государственной жизни, то административное право можно с полным основанием характеризовать как центральную отрасль в правовой системе, которая воздействует на многие другие отрасли. Именно в этой отрасли права фокусируются многие общественные отношения, являющиеся предметом правового регулирования со стороны иных отраслей права (например, конституционного, уголовного, финансового, бюджетного, налогового, банковского права). Принципиально важный характер отрасли административного права подчеркивает и один из главных методов правового регулирования - императивный метод, метод властных предписаний. «Поэтому административное право считается одной из базовых отраслей права, с одной стороны, использующей потенциал и правовые средства императивного метода регулирования, а с другой - обеспечивающей публичные интересы, правовую защиту прав и свобод как физических, так и юридических лиц от действий, решений и бездействия административных органов» [3, с.76].
Усиленный акцент в образовательном процессе по юридическим специальностям
на раскрытии содержания специфики и особенностей происходящих изменений в сфере государственного управления Казахстана, как особенной части административного права позволит создать новый профессиональный костяк государственных служащих, которые смогут принимать на государственной службе законные управленческие решения, направленные на защиту прав, свобод и законных интересов физических и юридических лиц.
Таким образом, как определено в Кон-
цепции правовой политики, «защита и реализация прав и законных интересов граждан и организаций, возведенные в ранг публичного интереса, и есть современное содержание правозащитной функции административного права» и, в этой связи, в обязательном порядке должны освещаться в рамках преподавания особенной части учебного курса «Административное право Республики Казахстан» в школах, колледжах, высших учебных заведениях Казахстана.
ЛИТЕРАТУРА
1.Рабочая учебная программа «Административное право Республики Казахстан» Западно-Казахстанского государственного университета им. М. Утемисова // URL: https://inside. wksu.kz/dmdocuments/%D0%90%D0%B4%D0%BC%D0%B8%D0%BD%D0%B8%D1%81%D1 %82%D1%80%D0%B0%D1%82%D0%B8%D0%B2%D0%BD%D0%BE%D0%B5%D0%BF%D 1%80%D0%B0%D0%B2%D0%BE_%D0%A0%D0%9A,,..pdf (доступ 19.02.2019 г.).
2. Инквизиционный принцип в административном праве (административная процедура и административный процесс). Ларс Брокер Президент конституционного суда и высшего административного суда федеральной земли Райнланд-Пфальц; e-mail: [email protected]. Вестник Института законодательства РК. № 4 (49) 2017г. стр.28
3. Галлиган Д., Полянский В.В., Старилов Ю.Н. Административное право: история развития и основные современные концепции. - М.: Юристъ, 200. - 410 с.
REFERENCES
1. Rabochaja uchebnajaprogramma «Administrativnoe pravo Respubliki Kazahstan» Zapadno-Kazahstanskogo gosudarstvennogo universiteta im. M. Utemisova // URL: https://inside.wksu.kz/dm documents/%D0%90%D0%B4%D0%BC%D0%B8%D0%BD%D0%B8%D1%81%D1%82%D1%8 0%D0%B0%D1%82%D0%B8%D0%B2%D0%BD%D0%BE%D0%B5_%D0%BF%D1%80%D0% B0%oD0%oB2%oD0%oBE_%oD0%oA0%oD0%o9A,,..pdf (dostup 19.02.2019 g.).
2. Inkvizitsionnyiy printsip v administrativnom prave (administrativnaya protsedura i administrativnyiy protsess). Lars Broker Prezident konstitutsionnogo suda i vyisshego administrativnogo suda federalnoy zemli Raynland-Pfalts; e-mail: [email protected]. Vestnik Instituta zakonodatelstva RK. # 4 (49) 2017g. str.28
3. Galligan D., Polyanskiy V.V., Starilov Yu.N. Administrativnoe pravo: istoriya razvitiya i osnovnyie sovremennyie kontseptsii. -M.: Yurist', 200. - 410 s.