Научная статья на тему 'Развитие административного права и административного законодательства Республики Казахстан за годы независимости'

Развитие административного права и административного законодательства Республики Казахстан за годы независимости Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
1731
201
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АДМИНИСТРАТИВНОЕ ПРАВО / АДМИНИСТРАТИВНОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО / ГОСУДАРСТВЕННОЕ УПРАВЛЕНИЕ / РЕФОРМЫ АДМИНИСТРАТИВНОГО ПРАВА

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Подопригора Роман Анатольевич

В статье раскрываются вопросы развития казахстанского администра-тивного права и административного законодательства за годы независимости с хроно-логическим и предметным обзором принятых нормативных правовых актов, проблем и перспектив совершенствования законодательства. Отмечается, что в современных ус-ловиях административное право перестает обслуживать исключительно интересы го-сударственной администрации, а сосредотачивается, в числе многих других вопросов, на административно-правовых инструментах защиты граждан от нарушений и злоупотре-блений со стороны государственных органов. Автор показывает трудности в определении предмета и системы современного административного права, а также освещает основ-ные нормативные правовые акты, принятые в Казахстане применительно к различным институтам административного права, начиная с 1991 г. В статье ставится вопрос о переосмыслении некоторых традиционных институтов, как, например, административ-ной ответственности и определяются акты, заслуживающие скорого принятия: об ад-министративных процедурах, административном судопроизводстве, исполнительных органах власти. Появление некоторых законов, в частности об административных про-цедурах и административном судопроизводстве, будет свидетельствовать о фундамен-тальных изменениях в казахстанском административном праве и законодательстве. Эти изменения связаны с совершенно иными подходами в отношениях между государственной администрацией и индивидами, основанными не только на подчинении, но и на взаимном уважении, равной защите в случае правонарушений, как со стороны государства, так и со стороны индивидов и их ассоциаций. В статье указывается также, что переосмысление административного права и реформирование административного законодательства тре-бует значительных усилий ученых-юристов, занимающихся вопросами административно-го права.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Подопригора Роман Анатольевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Развитие административного права и административного законодательства Республики Казахстан за годы независимости»

3. Войниканис Е.А. Парадигмальный сдвиг в современном праве //Сборник научных работ. - М.: Изд. Воробьев А.В., 2010, Вып.1. - С.138-161.

4. См. Кныш М.И., Пучков В.В., Тютиков Ю.Л. Стратегическое управление корпорациями. - СПб.: Из-во «КультинформПресс». 237 с.; Шихвердиев А.П. Совет директоров в системе корпоративного управления компании. - М.: Из-во «Наука», 2002. 488 с.; Шихвердиев А.П. Корпоративные конфликты. Причины их возникновения и способы преодоления. - М.: 2002. 304 с.; Антонов В.Г. и др. Корпоративное управление. Учебное пособие. - М., 2006.

REFERENCES

1. Avtonomov A.S. Avtoref. diss... dokt. jurid. nauk. - M., 1999. - 40 s.

2. Aver'janov A.N. Sistemnoe poznanie mira. - M., 1985. - 263 s.

3. Vojnikanis E.A. Paradigmal'nyj sdvig v sovremennom prave //Sbornik nauchnyh rabot. -M.: Izd. Vorob'ev A.V., 2010, Vyp.1. - S.138-161.

4. Sm. Knysh M.I., Puchkov V.V., Tjutikov Ju.L. Strategicheskoe upravlenie korporacijami. -SPb.: Iz-vo «Kul'tinformPress». 237 s.; Shihverdiev A.P. Sovet direktorov v sisteme korporativnogo upravlenija kompanii. - M.: Iz-vo «Nauka», 2002. 488 s.; Shihverdiev A.P. Korporativnye konflikty. Prichiny ih vozniknovenija i sposoby preodolenija. - M.: 2002. 304 s.; Antonov V.G. i dr. Korporativnoe upravlenie. Uchebnoe posobie. - M., 2006.

УДК: 342.9

РАЗВИТИЕ АДМИНИСТРАТИВНОГО ПРАВА И АДМИНИСТРАТИВНОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА

РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН ЗА ГОДЫ НЕЗАВИСИМОСТИ

Подопригора Роман Анатольевич

Профессор Каспийского университета, доктор юридических наук, г. Алматы, Республика Казахстан; e-mail: sakner@gmail.com

Ключевые слова: административное право; административное законодательство; государственное управление; реформы административного права.

Аннотация. В статье раскрываются вопросы развития казахстанского административного права и административного законодательства за годы независимости с хронологическим и предметным обзором принятых нормативных правовых актов, проблем и перспектив совершенствования законодательства. Отмечается, что в современных условиях административное право перестает обслуживать исключительно интересы государственной администрации, а сосредотачивается, в числе многих других вопросов, на административно-правовых инструментах защиты граждан от нарушений и злоупотреблений со стороны государственных органов. Автор показывает трудности в определении предмета и системы современного административного права, а также освещает основные нормативные правовые акты, принятые в Казахстане применительно к различным институтам административного права, начиная с 1991 г. В статье ставится вопрос о переосмыслении некоторых традиционных институтов, как, например, административной ответственности и определяются акты, заслуживающие скорого принятия: об административных процедурах, административном судопроизводстве, исполнительных органах власти. Появление некоторых законов, в частности об административных процедурах и административном судопроизводстве, будет свидетельствовать о фундаментальных изменениях в казахстанском административном праве и законодательстве. Эти изменения связаны с совершенно иными подходами в отношениях между государственной администрацией и индивидами, основанными не только на подчинении, но и на взаимном уважении, равной защите в случае правонарушений, как со стороны государства, так и со стороны индивидов и их ассоциаций. В статье указывается также, что переосмысление административного права и реформирование административного законодательства требует значительных усилий ученых-юристов, занимающихся вопросами административного права.

КАЗАХСТАН РЕСПУБЛИКАСЫНЬЩ ЭКШШ1Л1К К^КЫГЫ МЕН ЭК1МШ1Л1К ЗАЦНАМАСЫНЬЩ

ТЭУЕЛС1ЗД1К ЖЫЛДАРЫНДАГЫ ДАМУЫ

Подопригора Роман Анатольевич

Каспий университетШц профессоры, зац гылымдарыныц докторы,

Казацстан Республикасы, Алматы ц., e-mail: sakner@gmail.com

Ty^h свздер: эк1мш1л1к цуцыц; эюмшшк зацнама; мемлекеттж басцару; эюмшшк цуцыцтыц реформалары.

Аннотация. Мацалада тэуелс1зд1к жылдарындагы цазацстандыц эюмшшк цуцыц пен эюмшшк зацнаманыц даму мэселелерi цабылданган нормативтж цуцыцтыц актiлердi хронологиялыц жэне пэндж шолу арцылы, зацнаманы жетiлдiрудiц мэселелерi мен келешегi ашылып керсетшген. Казiргi жагдайда эюмшшк цуцыц мемлекеттж эюмшшктщ мYддесiн цамтамасыз етудi цойып, азаматтарды мемлекеттж орган тарапынан бола-тын бузушылыцтар мен терw пайдаланудан цоргайтын эюмшшк-цуцыцтыц цуралдарга багытталган. Автор цазiргi эюмшшк цуцыц пэшн аныцтаудагы циыншылыцтар мен ЖYйесiн, сонымен цатар 1991 жылдан бастап цабылданган Казацстандагы тYрлi эюмшшк цуцыцтыц институттарга цолданылатын негiзгi нормативтж цуцыцтыц актiлердi атап кврсеткен. Мацалада кейбiр дэстYрлi институттарды басцаша ойлау туралы мэселеЫ цойылган, мысалы, эюмшшк жауапкершшк жэне билжтщ атцару органдары, эюмшшк сот шн ЖYргiзу, эюмшшк рэЫмдер туралы актiлердi жедел цабылдауга турарлыгы аныцталган. Кейбiр зацдардардыц пайда болуы, соныц штде эюмшшк рэЫмдер жэне эюмшшк сот шн ЖYргiзу туралы зацнамалар цазацстандыц эюмшшк цуцыц жэне зацнамасында iргелi езгер^тщ айгагын керсетеди Бул езгер^тер мемлекет тарапынан да, жеке тулгалардыц да багыныстылыцца гана емес сонымен цатар езара сыйластыц, цуцыц бузушылыц жагдайында бiрдей цозгалуга негiзделген мемлекеттж эюмшшк жэне жеке тулгалардыц арасындагы царым-цатынасца басцаша тэсш арцылы келумен байланысты. Мацалада сонымен цатар, эюмшшк цуцыцты басцаша ойлау жэне эюмшшк зацнаманы реформалау эюмшшк цуцыцтыц мэселелерiмен айналысатын галым-зацгерлердщ едэуiр куш салуын цажет ететтдт керсетшген.

DEVELOPMENT OF ADMINISTRATIVE LAW AND ADMINISTRATIVE LEGISLATION OF THE REPUBLIC OF KAZAKHSTAN SINCE THE INDEPENDENCE

Roman Anatolievich Podoprigora

Professor of the Caspian University, Doctor of Juridical Sciences,

Almaty, Republic of Kazakhstan; e-mail: sakner@gmail.com

Key words: administrative Law; Administrative Legislation; Public Administration; Reforms of Administrative Law.

Abstract. The article describes the issues of the development of administrative law and administrative legislation in Kazakhstan since independence with the chronological and subject review of the regulatory acts, problems and outlooks of legislation improvement. The one of the thesis is the modern administrative law is not only for public administration but also provides for the administrative law instruments of protection from the illegal actions of government authorities (among many other issues). The author demonstrates the difficulties of the subject and system of the modern administrative law as well as shows the main regulatory acts adopted in Kazakhstan in respect of various parts of administrative law since 1991. The issue of new view regarding traditional administrative law institutions (like administrative liability) is raised in the article. The author also indicates the future acts which are worthy of notice: administrative procedures, administrative proceedings, executive bodies. The appearance of some laws, as law on administrative procedures or administrative proceedings, will testify to the fundamental changes in Kazakhstani administrative law and legislation. These changes are dealing with the new approaches in the relations between the public administration and individuals based not only on subordination but also on the mutual respect and equal protection in case of violations of both sides. The article also demonstrates that the fundamental rethink in respect to administrative law and administrative legislation reforms require significant efforts of administrative law scholars.

Введение

Административное право, как и многие другие отрасли права, подверглось серьезным изменениям за годы независимости. Но если некоторые другие отрасли в целом сохранили свой предмет и систему, претерпев существенные изменения нормативно-правового характера, то административное право встретилось с серьезной проблемой переосмысления предмета, методологических основ, системы отрасли, что было вызвано рядом причин.

Не секрет, что в советское время административное право обслуживало в первую очередь интересы советского государства, командно-административной системы. Именно поэтому в советском административном праве была так сильна управленческая составляющая. В учебнике «Советское административное право», изданном в 1940 году, указывается, что предмет советского административного права составляет исполнительно-распорядительная деятельность органов государственного управления. Содержанием административного права является конкретная организация государственного управления и исполнительно-распорядительная деятельность органов и должностных лиц аппарата управления [1, 8]. Советское административное право было, прежде всего, правом о государственной администрации и для государственной администрации, что, вполне объяснимо в конкретных исторических условиях.

Фундаментальные изменения в политико-правовой реальности после распада СССР, совершенно иной подход в отношениях государство - гражданин, бурное развитие частно-правовых институтов не могли не сказаться на состоянии одной из главных публичных отраслей казахстанского права и законодательства.

В составе административного законодательства появились новые нормативные правовые акты, которые трудно было представить в советском Казахстане, изменились приоритеты в других актах, стали внедряться новые технологии в отношениях между гражданином и государством, совершенствоваться административные и судебные механизмы защиты прав граждан в публично-правовой сфере.

К сожалению, эти изменения не сопровождались соответствующим уровнем научного анализа, в том числе и по причине того, что Казахстан всегда испытывал дефицит

ученых занимающихся проблемами административного права1. Поэтому многие изменения и проблемы административного права все еще ждут своего научного осмысления.

Предмет и система административного права

В Казахстане не было бурной дискуссии по поводу предмета и системы административного права, в отличии, к примеру, от Российской Федерации [2, 22-23; 3, 18-19; 4, 67]. Но это не означает, что проблемы не за-мечались[5,109-123; 6, 99-110]. Сложности с определением предмета кажется всегда сопровождают эту отрасль. Как отмечал российский административист К.С.Бельский еще в 1997 году, уже полтора столетия раздаются жалобы отечественных и зарубежных административистов на то, что общественные отношения, регулируемые административным правом настолько безбрежны и мозаичны, что не поддаются учету и классификации, на основе которой можно было бы откорректировать и более точно определить предмет отрасли [7, 21].

Так или иначе, предмет административного права связывается с многогранной деятельностью государственной администрации (прежде всего, исполнительных органов власти), включающей в себя как исполнительную деятельность, так и нормотворче-скую и квазисудебную. Другой вопрос, что в современном административном праве эта деятельность должна рассматриваться не только через призму исключительно государственных интересов и потребностей, но в первую очередь, через призму прав и свобод индивида.

Система административного права еще один больной вопрос современого административного права. Сегодня стало очевидным, что система советского административного права не отвечает современным требованиям. Главным образом это касается Особенной части, которая включала в себя отраслевые и межотраслевые вопросы государственного управления.

Система административного права, основанная по отраслевому принципу может быть и была оправдана в условиях, когда все организации в стране были преимущественно государственными, когда в государственном управлении преобладали командные методы управления, а централизация доминировала над децентрализацией. Сегодня Особенная часть, по нашему мнению, должна включать институты, сформированные

В Казахской ССР было всего два доктора юридических наук по административному праву Досымбе-ков С.Н. и Уваров В.Н. защитившие соответственно диссертации на темы «Проблемы государственного управления промышленностью союзной республики» (1970) и «Государственно-правовые проблемы развития физической культуры и спорта в СССР (1988). В постсоветском Казахстане докторские диссертации по административно-правовой тематике защитили 8 человек.

по иному - предметному - принципу: служебное право, миграционное право, строительное право и т.д. Причем эта система не может быть застывшей. Развитие соответствующих общественных отношений и законодательства может привести к тому, что появятся новые институты или, наоборот, существующие институты исчезнут из действующей системы.

Субъекты административного права

Индивидуальные субъекты административного права

В рассматриваемый период гораздо большее внимание в административном праве и в административном законодательстве стало уделяться гражданам, иностранцам и лицам без гражданства. Общий курс государства на гарантирование и защиту прав и свобод человека, закрепленный в Конституции, повлиял на то, что во многих нормативных правовых актах в публично-правовой сфере появлись статьи и разделы, посвященные правам граждан. При этом, конечно, не исключаются и обязанности. Но общий тренд законодательства заключается в том, что граждане перестают быть бессильными и незащищенными перед государственной администрацией.

За время независимости были приняты очень важные законы, касающиеся общих вопросов административно-правового статуса граждан, как, например: Закон Республики Казахстан от 20 декабря 1991 г. «О гражданстве Республики Казахстан»; Закон Республики Казахстан от 19 июня 1995 г. «О правовом положении иностранцев»; Закон Республики Казахстан от 12 января 2007 г. «О порядке рассмотрения обращений физических и юридических лиц»; Закон Республики Казахстан от 29 января 2013 г. «О документах, удостоверяющих личность»; Закон Республики Казахстан от 16 ноября 2015 г. «О доступе к информации».

Особенно следует отметить Закон о порядке рассмотрения обращений граждан. Этот закон (а до него соответствующий Указ Президента от 19 июня 1995 г., имеющий силу закона «О порядке рассмотрения обращений граждан») создал легальные каналы связи между гражданами и государственной администрацией, расширил и детализировал процедуры обжалования в административном порядке действий этой администрации.

Коллективные субъекты административного права

Под коллективными субъектами административного права чаще всего понимают организации, как обладающие, так и не обладающие правом юридического лица.

Государственные органы как, одна из разновидностей коллективных субъектов, рассматриваются отдельно.

Конечно, огромную роль в новом нормативно-правовом обеспечении деятельности организаций сыграл Гражданский кодекс Республики Казахстан, общая часть которого, принятая 29 декабря 1994 года, содержит положения о юридических лицах. В развитие Гражданского кодекса было принято большое количество законов об отдельных видах коммерческих и некоммерческих юридических лиц. В этих законах содержалось и содержится большое количество прав и обязанностей организаций административно-правового характера.

В начале и середине 90-х годов были приняты законы о развитии конкурении и ограничении монополистической деятельности, о защите и поддержке частного предпринимательства; о лицензировании; о государственной регистрации юридических лиц (действующий до сих пор) и многие другие.

В дальнейшем развитие законодательства привело к принятию в 2015 году Предпринимательского кодекса, серьезной частью которого являются вопросы публично-правового регулирования деятельности юридических лиц и отношений предпринимателей с государственными органами.

Исполнительные органы власти и иные органы государственной администрации

Закрепление в Конституции принципа разделения властей, выделение самостоятельной исполнительной ветви власти привело к тому, что в административном праве стали больше говорить именно об исполнительных органах власти, чем о традиционных для административного права органах государственного управления. Хотя термин органы государственного управления и продолжает использоваться в правовом лексиконе, он стал обозначать скорее организационно-управленческую составляющую государственной администрации, нежели политико-правовую.

И, конечно, вопросы организации и деятельности исполнительной ветви власти не могли остаться без внимания законодательства, свидетельством чему стало принятия в 90-х годах прошлого века Конституционного закона о Правительстве2, закона о местных представительных и исполнительных органах (замененного в 2001 году Законом «О местном государственном управлении и самоуправлении в Республике Казахстан»). Правовой статус других органов государственной администрации регулировался большей частью подзаконными актами.

2

Изначально акт был принят Указом Президента, имеющим силу конституционного закона.

В Казахстане была построена довольно стройная система государственной администрации, во главе с Правительством. Вместе с тем, понадобилось определенное время для того, чтобы упорядочить структуру местного государственного управления. Серьезное внимание в законодательстве уделялось регламентации деятельности различных управленческих звеньев путем принятия регламентов, типовых положений и структур.

Одно из направлений развития законодательства в данной сфере видится в принятии закона об исполнительных органах власти, который бы на уровне специального закона определил статус различных звеньев в системе исполнительной власти и их взаимоотношения.

Государственные служащие

Вопросам государственной службы уделялось большое внимание с момента приобретения независимости. И это вполне объяснимо, поскольку новому государству нужен был чиновничий аппарат, деятельность которого была бы построена на совершенно иных - чем в советское время - принципах. С 1991 года в Казахстане было принято три закона по вопросам государственной службы (в 1995, 1999 и 2015 годах), в то время как в советский период не было ни одного. Эти законы, а также принятые на их основе подзаконные акты, закрепили принципы государственной службы, разграничение государственной службы на политическую и административную, конкурсную систему замещения должностей, этические правила служебной деятельности, статус государственного органа в сфере государственной службы, детальную регламентацию должностных полномочий и процедурных вопросов государственной службы и многое другое. Не случайно, казахстанские реформы государственной службы очень внимательно изучались и заимствовались на постсоветском пространстве. Законы о государственной службе сопровождались принятием законов о борьбе с коррупцией, которые также получили высокую оценку юридического и экспертного сообщества.

Административно-правовые формы.

Развитие законодательства по вопросам административно-правовых форм осуществлялось по двум основным направлениям. Во-первых, уделялось внимание традиционным формам, а именно актам. В 1998 году был принят Закон «О нормативных правовых актах», а в 2000 Закон «Об административных процедурах». Последний затрагивал вопросы правовых актов индивидуального применения (то, что часто в административном праве называется административными актами). Принятый 6 апреля 2016 года Закон

«О правовых актах» обьединил нормативные и индивидуальные акты, тем самым, серьезно ревизовал Закон об административных процедурах. Несмотря на принятие Закона о правовых актах следует заметить, что один из ключевых институтов административного права - административные процедуры по-прежнему требует серьезного внимания не только в силу необходимости детального процедурного описания административных актов, но и потому что он должен регулировать и другие формы управленческой деятельности, как, например, административные договоры.

Во-вторых, в связи с переходом к сервисной модели государства, где государство считается не распорядителем, а поставщиком услуг, сформировался и получил развитие институт государственных услуг. 15 апреля 2013 года был принят Закон «О государственных услугах». Помимо этого, были и разработаны сотни регламентов и стандартов оказания различных государственных услуг.

Административно-правовые методы

Различные способы воздействия органов государственной администрации на физических и юридических лиц нашли свое закрепление, прежде всего в полицейском законодательстве и в законодательстве об административных правонарушениях. За период независимости были приняты два закона об органах внутренних дел (в 1995 и 2004 годах), которые на законодательном уровне закрепили задачи, компетенцию и полномочия органов внутренних дел - основных полицейских структур в стране. Были также приняты законы, где описывались полномочия по примению принудительных мер других силовых структур (законы об органах национальной безопасности, о государственной границе и др.), часто применяющих меры административного принуждения, а также иные акты, регулирующие применение различных мер принудительного характера (законодательные акты об охране здоровья, пожарной безопасности, экологической безопасности, противодействию различным формам насилия и др.).

Два принятых закона непосредственно посвящены вопросам чрезвычайных административно-правовых режимов Закон Республики Казахстан от 8 февраля 2003 г. «О чрезвычайном положении» и Закон Республики Казахстан от 5 марта 2003 г. «О военном положении». В связи с угрозой распространения экстремизма 18 февраля 2005 г. был принят Закон «О противодействии экстремизму», который также регулирует применение мер принудительного характера.

Административные правонарушения

Долгое время вопросы административных правонарушений и ответственности за них регулировались Кодексом Казахской ССР об административных правонарушениях от 22 марта 1984 г. Понадобилось почти десять лет чтобы подготовить и принять новый и единственный кодифицированный акт административного законодательства. 30 января 2001 года был принят Кодекс Республики Казахстан об административных правонарушениях, который сохранив ряд советских подходов, тем не менее внес принципиально новые положения в правовую реальность. Впервые субъектом административных правонарушений на уровне Кодекса стали признаваться юридические лица. Кодекс «декриминализировал» ряд деяний. Более подробными стали процедуры привлечения к административной ответственности, пересмотрены некоторые санкции (например, из Кодекса были исключены исправительные работы) и порядок их исчисления.

На смену Кодексу 2001 года пришел Кодекс об административных правонарушениях от 5 июля 2014 года. Кодекс 2014 года принимался почти одновременно с Уголовным кодексом и в трехзвенной системе публично-правовых правонарушений (административные правонарушения - уголовные проступки - преступления) охватил административно-правовыми санкциями первое звено.

Кодекс учел недостатки предшествующего кодифицированного акта, в некоторой части стал более либеральным, восполнил ряд принципиальных пробелов. В частности, в действующем Кодексе появились давно назревший институт пересмотра дел по вновь открывшимся обстоятельствам, отдельная глава об обжаловании действий (бездействия) органа (должностного лица), осуществляющего производство по делу об административном правонарушении. В Кодекс были перенесены из Гражданского процессуального кодекса положения о пересмотре в судебном порядке постановлений по делам об административных правонарушениях, вынесенных административными органами [8, 2-4].

Дальнейшее развитие законодательства об административных правонарушениях видится в освобождении Кодекса от составов, которые имеют в большей степени уголовно-правовую природу. Как нам видится, в Кодексе должны быть сосредоточены т.н. управленческие правонарушения, то есть те, контроль за которыми осуществляют многочисленные ведомства и иные органы государственной администрации. Конечно, такое развитие требует не только серьезного

научного осмысления, но и сдвигов в правосознании различных слоев общества.

Другой вариант развития связан с рецепцией европейского подхода заключающегося в том, что административные правонарушения это не что иное, как разновидность уголовных правонарушений, которые несмотря на их выделение по разным причинам из уголовного права остаются частью этого права [9, 3-9]. В таком варианте требуется серьезное усиление процессуальной части Кодекса и, особенно, процессуальных гарантий физических и юридических лиц. Дискуссия об этом только начинается в Казахстане.

Административный процесс и административная юстиция

Административный процесс относится к числу административно-правовых институтов, которые не получили достойного внимания в рассматриваемый период. До сих пор не сложилось четкого понимания, что считать административным процессом. В административно-правовой науке уже долгое время ведутся бурные дискуссии по этому вопросу. Как пишут авторы одного из российских учебников, в юридической науке в целом и науке административного права, в частности несмотря на предпринимаемые усилия, до настоящего времени не сформировано единого общепризнанного определения административного процесса. Это обстоятельство в значительной степени обьясняется имеющимися среди исследователей разногласиями по вопросам о сущности, содержании и структуре административного процесса [10, 121].

Отсутствие единого понимания административного процесса (любая позитивная регулятивная деятельность или юрисдикцион-ная деятельность государственных органов или и то, и другое) сказывается и на нормот-ворческой деятельности.

Если брать за основу широкое понимание административного процесса, то развитие процессуального законодательства осуществлялось в различных актах, затрагивающих регистрационные, лицензионные, разрешительные и иные подобные производства. Вопросы производства по делам об административных правонарушениях традиционно регулировались Кодексом об административных правонарушениях, а публично-правовые споры - Гражданским процессуальным кодексом.

В 2010 году в Казахстане обсуждался проект Административного процессуального кодекса, который объединил производство по рассмотрению дел об административных правонарушениях и производства по рассмотрению публично-правовых споров между государством и негосударственными субъек-

тами. Несовместимость таких производств в одном акте послужило одной из причин снятия Кодекса с повестки дня.

В настоящее время в Казахстане разрабатывается очередной проект Административного процессуального кодекса, основным предназначением которого, является создание современной и долгожданной системы административной юстиции.

Заключение

Административное законодательство в независимом Казахстане развивалось го-раздно динамичнее, чем административное право. Практически все институциональные и правовые реформы сопровождались принятием новых нормативных правовых актов. За 25 лет сложилась, по сути, новая нормативная административно-правовая база, хотя еще в 90-х годах прошлого столетия действовали десятки актов бывших СССР и Казах-

ской ССР - источников административного права.

Дальнейшее развитие законодательства связано, прежде всего, с ключевыми актами административного права в области административных процедур и административного судопроизводства. Назрел вопрос принятия Закона, определяющего систему и функционирование исполнительных органов власти. Кроме того, требует осмысления место и роль административных правонарушений и ответственности за них в правовой системе современного Казахстана.

Конечно, такое развитие требует значительных усилий не только стороны разработчиков актов, законодателей, юридической общественности, но и со стороны ученых-административистов, востребованность которых в современных условиях резко возрастает.

ЛИТЕРАТУРА

1. Советское административное право. Учебник. - М.: Юридическое издательство НКЮ СССР, 1940. - 420 с.

2. Бельский К.С. О предмете и системе науки административного права / К.С. Бельский // Государство и право. - 1998. - № 10. - С. 18-26.

3. Старилов Ю.Н. О сущности и новой системе административного права: некоторые итоги дискуссии / Ю.Н. Старилов // Государство и право. - 2000. - №5. - С. 12-21.

4. Тихомиров Ю.А. Курс административного права и процесса / Ю.А. Тихомиров - М., 2001. - 652 с.

5. Подопригора Р.А. О состоянии и проблемах административного права в Республике Казахстан / Р.А. Подопригора // Научные труды «Одшет». -2001. -№ 1. - С. 109-123.

6. Подопригора Р.А. Современное административное право: казахстанский и зарубежные подходы / Р.А.Подопригора // М.: Инфотропик медиа, 2014. - С. 99-110.

7. Бельский К.С. О функциях исполнительной власти / К.С. Бельский // Государство и право. - 1997. - № 3. - С. 14-21.

8. Подопригора Р.А. Кодекс об административных правонарушениях 2014 г.: основные новеллы / Р.А. Подопригора // Налоги и финансы. - 2014. - № 8. - С. 2-4.

9. Головко Л.В. Производство по делам об административных правонарушениях и административная юстиция: различия в процессуальной природе / Л.В. Головко - Алматы, Центр исследования правовой политики, 2010. - 14 с.

10. Актуальные проблемы административного права и процесса: учебник для студентов вузов обучающихся по специальности «Юриспруденция» / М.В. Костенников, А.В. Куракин, А.М. Кононов, А.И.Стахов, Н.Д. Эриашвили - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2015. - 495 с.

REFERENCES

1. Sovetskoe administrativnoe pravo. Uchebnik. - M.: Juridicheskoe izdatel'stvo NKJu SSSR, 1940. - 420 s.

2. Bel'skij K.S. O predmete i sisteme nauki administrativnogo prava / K.S. Bel'skij // Gosudarstvo i pravo. - 1998. - № 10. - S. 18-26.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

3. Starilov Ju.N. O sushhnosti i novoj sisteme administrativnogo prava: nekotorye itogi diskussii / Ju.N. Starilov // Gosudarstvo i pravo. - 2000. - №5. - S. 12-21.

4. Tihomirov Ju.A. Kurs administrativnogo prava i processa / Ju.A. Tihomirov - M., 2001. -652 s.

5. Podoprigora R.A. O sostojanii i problemah administrativnogo prava v Respublike Kazahstan / R.A. Podoprigora // Nauchnye trudy «Odilet». -2001. -№ 1. - S. 109-123.

6. Podoprigora R.A. Sovremennoe administrativnoe pravo: kazahstanskij i zarubezhnye

podhody / R.A.Podoprigora // M.: Infotropik media, 2014. - S. 99-110.

7. Bel'skij K.S. O funkcijah ispolnitel'noj vlasti / K.S. Bel'skij // Gosudarstvo i pravo. -1997. - № 3. - S. 14-21.

8. Podoprigora R.A. Kodeks ob administrativnyh pravonarushenijah 2014 g.: osnovnye novelly / R.A. Podoprigora // Nalogi i finansy. - 2014. - № 8. - S. 2-4.

9. Golovko L.V. Proizvodstvo po delam ob administrativnyh pravonarushenijah i administrativnaja justicija: razlichija v processual'noj prirode / L.V. Golovko - Almaty, Centr issledovanija pravovoj politiki, 2010. - 14 s.

10. Aktual'nye problemy administrativnogo prava i processa: uchebnik dlja studentov vuzov obuchajushhihsja po special'nosti «Jurisprudencija» / M.V. Kostennikov, A.V. Kurakin, A.M. Kononov, A.I.Stahov, N.D. Jeriashvili - 2-e izd., pererab. i dop. - M.: JuNITI-DANA, 2015. - 495 s.

УДК 342.5

ЖЕРГ1Л1КТ1 ПОЛИЦИЯ ЦЫЗМЕТ1Н ¥ЙЫМДАСТЫРУ ЖЭНЕ ОНЬЩ ЦЫЗМЕТШЩ КЕЙБ1Р

Т¥ЖЫРЫМДАМАЛЬЩ МЭСЕЛЕЛЕР1

Биекенов Н^рлан Амангелд^лы,

Казацстан Республикасы Президенттщ Эшмшыт Куцыц цоргау ЖYйесi бвлгмгнгц сектор мецгерушш, зац гылымдарыныц докторы, доцент, Казахстан Республикасы, Астана ц., e-mail: nbiekenov@mail.ru

Сэлкебаев ТалFат СмаF¥Л¥лы,

Казацстан Республикасы 1шк1 wтер министрлтнщ Б. Бейсенов атындагы Караганды академиясыныц докторанты, Казацстан Республикасы, Караганды ц., e-mail: salkebaev@mail.ru

Ty^h свздер: муниципиалдыц полиция; жергiлiктi полиция цызметi; цогамдыц тэртiптi цоргау, «мYлдем тезбеуштк».

Аннотация. Мацалада жацадан цурылган жергiлiктi полиция цызметтщ цалыптасу барысына жэне цогамдыц тэртiптi цоргау мен жол цаутЫздтн цамтамасыз етудегi, сондай-ац цылмыстыц цуцыц бузушылыцтардыц алдын алудагы алгашцы нэтижелерте талдау жасалады.

Мемлекет басшысыныц «100 цадам - ¥лт жоспарыныц» 30-цадамында Казацстанда жергiлiктi полиция цызметт жергiлiктi цауымдастыцпен взара тыгыз байланыс арцылы усац цуцыц бузушылыцца деген «мYлдем твзбеушiлiктi» цамтамасыз ету Yшiн цуру белгыенген болатын. Осы цадам аясында Парламент «Казацстан Республикасыныц кейбiр зацнамалыц актшерте жергiлiктi полиция цызметтщ жумысы мэселелерi бойынша взгер^тер мен толыцтырулар енгiзу туралы» Зацын цабылдаган болатын, ол 2016 жылгы 1 цацтардан бастап кYшiне енгеш белгт.

Авторлар царастырылатынмэселелердiзерделеуде вщрлерге баргандагы нэтижелердi, сондай-ац цогамдыц тэртт жэне цылмыстылыц бойынша статистикалыц мэлiметтердi талдай келе, цурылып отырган жаца цызметтщ цалыптасу процес жвнтде алдын ала жетi тужырым жасауга умтылган.

Атап айтцанда, цатардагы цызметкерлер де, олардыц басшылары да зацда цойылган мтдеттерге жете мэн бермей отырганы аталып втедi. Бул, эсресе жергiлiктi полиция цызметШц бiрiншi кезектегi мiндетi болып табылатын цуцыц бузушылыц профилактика-сы рвлшц твмендеутен квршп отыр.

Жергiлiктi полиция цызметтщ цазiргi Yлгiсiнiц зацнамалыц эрi уйымдастырушылыц тургыдан кемшiн тустары кврсетшген.

Тургындармен уйымдастыру жумыстарыныц нашар болуы себебтен олардыц полиция ЖYйесiндегi реформаларга деген сенiмi элi де твмен. Жергiлiктi полиция цызметшц Когамдыц кецестермен, эюмджпен взара байланысына жеткiлiктi квцт бвлтбейттте назар аударылады.

Будан басца, мацалада жергiлiктi полиция цызметтщ жеке цурамы цатарындагы зацдылыц пен тэрттке квп квцы бвлтбейтШ, кадрмен жэне материалдыц-техникалыц тургыдан жеткiлiктi цамтамасыз етiлмеуi егжей-тегжейлi свз болады.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.