УДК 342
Мельников Иван Николаевич
кандидат юридических наук Костромской государственный университет [email protected]
ЗНАЧЕНИЕ ПРАВОВОЙ ПРОПАГАНДЫ ДЛЯ ЦЕЛЕЙ РЕАЛИЗАЦИИ МОЛОДЕЖНОЙ ПОЛИТИКИ В РОССИИ
В статье определена необходимость формирования позитивного правосознания молодежи для реализации целей молодежной политики в России. Указывается на то, что основным источником формирования правосознания молодежи выступает правовое воспитание, которое реализуется через паровое обучение, правовую пропаганду и позитивные юридические практики. Автором проанализированы отдельные способы правовой пропаганды: взаимодействие молодежи с социальными лидерами, правовая пропаганда в институте наставничества и правовая пропаганда в сети Интернет, а также их значение для правового воспитания молодежи. В работе выявляются актуальные проблемы в использовании каналов правовой пропаганды. Автор статьи считает, что для осуществления эффективной деятельности по реализации государственной молодежной политики необходимо разработать и закрепить план мероприятий, предусматривающий теоретическое и методическое описание основных методов и способов гуманитарного и правового просвещения.
Ключевые слова: правовое воспитание, правовая пропаганда, молодежная политика, каналы правовой пропаганды.
Современный глобальный и высокотехнологичный мир диктует общественным институтам правила развития и условия конкурентной борьбы. Скорость обновления среды существования человека достигла максимальных показателей за всю историю развития современной цивилизации. В быстро меняющемся мире обществу необходимо активно использовать потенциал молодежи, готовой к адаптации и внешним вызовам.
Исторически в нашей стране является востребованным позитивный жизненный пример представителей молодого поколения для создания мо-тивационных ценностей в обществе. На примерах молодых ученых, спортсменов, людей искусства и рабочих профессий выросло не одно поколение. Молодежь стала символом освоения новых пространств для жизни, роста экономики и безопасности Родины.
На современном этапе стремительного развития государству и обществу необходимо уделить особое внимание не только вопросам формирования профессиональных и лидерских качеств у молодежи, но и обеспечить формирование ее позитивно ориентированного мировоззрения. В первую очередь, в вопросах социального взаимодействия. Одной из главных проблем современной молодежи является низкий уровень личной социализации, вызванной глубоким проникновением в жизнь человека дистанционных способов общения и работы [3, с. 4-5].
29 ноября 2014 года Правительством Российской Федерации были утверждены Основы государственной молодежной политики в Российской Федерации на период до 2025 года. Одной из целей государственной молодежной политики является совершенствование правовых, социально-экономических и организационных условий для успешной самореализации молодежи, направленной на раскрытие ее потенциала для дальнейшего развития Российской Федерации, а также содействие
успешной интеграции молодежи в общество и повышению ее роли в жизни страны [6]. Достижением указанной цели должно служить решение задач по формированию системы ценностей с учетом многонациональной основы нашего государства, предусматривающей создание условий для воспитания и развития молодежи, знающей и ответственно реализующей свои конституционные права и обязанности, обладающей гуманистическим мировоззрением, устойчивой системой нравственных и гражданских ценностей, проявляющей знание своего культурного, исторического, национального наследия и уважение к его многообразию, а также развитие в молодежной среде культуры созидательных межэтнических отношений [6].
При этом в план мероприятий по реализации Основ государственной молодежной политики Российской Федерации на период до 2025 года, утвержденный распоряжением Правительства Российской Федерации от 12 декабря 2015 г. №2570-р, был включен только один пункт 16, который предусматривает организацию и проведение мероприятий, направленных на развитие гуманитарного и правового просвещения молодежи. Ответственность за выполнение этих мероприятий была возложена на Росмолодежь и федеральные органы исполнительной власти. Данный подход, основанный на отсутствии конкретного комплекса мероприятий и круга ответственных лиц, обладающих необходимыми навыками в этой сфере, свидетельствует о неполном осознании государственной властью значения высокого уровня правового и гуманитарного развития молодежи в России.
Для решения выявленной проблемы необходимо использовать все средства правового воспитания, к которым относятся правовое обучение, правовая пропаганда и юридическая практика [2, с. 98-100].
На сегодняшний день в нашей стране в рамках государственных образовательных стандартов ут-
© Мельников И.Н., 2018
Вестник КГУ ^ № 2. 2018
341
ЮРИДИЧЕСКИЕ НАУКИ
верждены и реализуются мероприятия по правовому обучению как на школьном уровне в курсах «Обществознание» и «Граждановедение», так и на уровне среднеспециального и высшего не юридического образования в курсах «Правоведение», «Основы права» и т.д. Реализация юридической практики в отношении молодежи в нашей стране, как правило, проявляется в деятельности по пресечению правонарушений и привлечению к юридической ответственности. Последнее время в рамках правого обучения получило развитие такое направление, как проектная деятельность, в ходе которой обучающие вовлекаются в особый вид юридической практики, целью которого является не только образовательный процесс, но и получение некого жизненного опыта и формирование прикладных навыков.
Правовая пропаганда и пропаганда права, в отличие от правового обучения, являются процессами добровольными и связаны с формированием позитивного правосознания, как у отдельного индивида, так и в обществе в целом [4, с. 261-263]. В рамках современных общественных отношений сформировались типичные формы правовой пропаганды: это просветительские лекции, различные тренинги знатоков права, носящие популяризационный характер, размещение правовой информации в СМИ и сети Интернет. Несмотря на то, что пропаганда права - это явление не однозначное с точки зрения его оценки специалистами, общее заключается в том, что правовая пропаганда в правовом государстве - это активная деятельность государства и общественных институтов, направленная на внушение истинно научных правовых идей и правовых теорий [3, с. 5-6].
В России сегодня используются различные формы правовой пропаганды как постоянного характера (печатные издания популяризирующие право, телевизионные и радио передачи), так и периодического или временного характера (правовая пропаганда, осуществляемая избирательными комиссиями в процессе проведения избирательных кампаний).
Молодежь представляет собой особую часть населения и для эффективного решения задач молодёжной политики в России в части формирования позитивно ориентированного правосознания необходимо подбирать соответствующие каналы правовой пропаганды, которые могут в значительной степени меняться от территории проживания, возраста и личных интересов.
Использование классических устных и письменных средств пропаганды не дает должный результат, поскольку в молодежной среде низкий уровень интереса к таким средствам массовой информации как печатные издания, телевидение и радио, а обеспечить участие молодежи в мероприятиях, имеющих своей целью личную устную
пропаганду, возможно только с участием или знаковых личностей, или молодежных лидеров, что является сдерживающим фактором для подобного формата пропаганды, поскольку организация и проведение подобных мероприятий требует значительных ресурсов и затрат. При этом нужно отметить, что канал устной правовой пропаганды с участием молодежных лидеров следует активно внедрять в отношениях с молодежным активом. Это позволит достичь сразу двух целей: с одной стороны, повысит стремление молодежи занимать активную жизненную позицию для получения доступа к подобных формам общения с лидерами общества, а, с другой стороны, молодежный актив будет ретранслировать полученную информацию в адрес остальной части молодежи. Ярким примером эффективности подобной формы пропаганды стал XIX Всемирный фестиваль молодёжи и студентов, который прошел в октябре 2017 года в России. В рамках фестиваля на различных дискуссионных площадках перед слушателями выступили государственные деятели, политики, ученые, бизнесмены, которые делились своими знаниями с молодежью и давали наставления и советы.
Новым направлением в достижении целей молодежной политики стало возрождение института наставничества. В рамках подготовки к форуму «Россия-страна возможностей», который прошел в марте 2018 года, Агентство стратегических инициатив запустило конкурс лучших практик наставничества. По результатам этого конкурса определены наиболее эффективные практики наставничества в следующих номинациях: наставничество на производстве, в бизнесе, в социальной сфере, в образовании и кружковом движении, а также в номинации «Дети учат детей». Данный социальный институт может стать прекрасной основой для осуществления правовой пропаганды, целью которой станет выработка не просто эффективных практик наставничества с целью формирования профессиональных навыков у молодёжи, но и позитивно ориентированного правосознания. Четкая убежденность в том, что ни одна профессиональная деятельность не может находиться в конфликте с правом, должна стать фундаментом для любого наставника. Для этого необходимо не только вести жесткий отбор наставников, но проводить среди них дополнительную работу, направленную на укрепление позитивно ориентированного правосознания.
Еще одним важным каналом правовой пропаганды для современной молодежи выступает глобальная сеть Интернет. Сейчас власти вынуждены бороться с ресурсами, которые пропагандируют терроризм, суицид, употребление наркотиков и пользуются определенной популярностью среди молодежи, обусловленной желанием преодолевать запреты, сформированные в обществе, и стремится выделиться из общей массы, но Интернет необхо-
342
Вестник КГУ ^ № 2. 2018
димо использовать во благо обществу [1, с. 70-72]. Самым сложным в использовании данного канала является поиск эффективных методов пропаганды права в сети. Необходимо создать систему мотивации молодёжи для обращения к ресурсам, ориентированным на правовую пропаганду. В настоящее время сетевые ресурсы, нацеленные на пропаганду права, очень часто создаются на ресурсах государственных и муниципальных органов власти и не являются привлекательными для молодежи [5, с. 166-168].
Решение подобной проблемы возможно в использовании развлекательных, интерактивных и познавательных ресурсов с учетом интересов молодежи. Уже сейчас отдельные интернет-ресурсы пытаются воплощать подобные идеи в жизнь, проводя конкурсы социальной рекламы, направленной на пропаганду правомерного поведения в обществе, интернет-олимпиады, предоставляют площадки для дискуссий по правовым вопросам и позволяют формировать позитивно ориентированное отношение к праву в соответствующей социальной среде. Сложности в более активном продвижении правовой пропаганды в сети Интернет связаны с поиском баланса между общим контекстом ресурса, пользующегося популярностью у молодежи и содержанием правовой пропаганды, которая должна реализовываться в целях формирования позитивного правосознания, но в этом вопросе необходимо использовать все доступные каналы правового воспитания, о которых мы говорили выше: правовое обучение, правовая пропаганда и позитивные юридические практики. Кроме того, к решению этой проблемы также необходимо привлекать молодежный актив, который должен обладать позитивным правосознанием и понимать цели и задачи правовой пропаганды в сети Интернет.
Учитывая проведенный анализ, мы считаем, что для осуществления эффективной деятельности по реализации государственной молодежной политики в области гуманитарного и правового просвещения в целях формирования позитивно ориентированного правосознания молодежи необходимо разработать и закрепить план мероприятий, предусматривающий теоретическое и методическое описание основных методов и способов гуманитарного и правового просвещения. Указанный документ должен предусматривать четкое распределение ответственности в вопросах разработки и реализации мероприятий в этой сфере между органами государственной власти. Это позволит избежать размытия ответственности и даст возможность осуществлять постоянный контроль за выполнением предусмотренных мероприятий.
Библиографический список
1. Агафонова Н.Н., Брылева Е.А. Интернет как средство правового воспитания и правовой пропа-
ганды // Юридическая наука и практика: Вестник Нижегородской академии МВД России. - 2011. -№ 3. - С. 70-72.
2. Адаева О.В. Основные формы правового воспитания в современной России: теоретические и практические аспекты // Теория и практика общественного развития. - 2016. - № 6. - С. 98-100.
3. Бондарев А. С. Правовая пропаганда и обучение - формы правового воспитания: понятие и средства воздействия // Вестник Пермского университета. Юридические науки. - 2008. - № 1. -С. 4-16.
4. Титова Е.А. Правовая пропаганда как форма профилактики правонарушений // Актуальные проблемы борьбы с преступлениями и иными правонарушениями. - 2017. - № 15-2. - С. 261-263.
5. Харольский В.А. Роль органов внутренних дел в профилактике экстремизма в молодежной среде // Право и образование. - 2015. - №6. -С. 166-171.
6. Распоряжение Правительства РФ от 29.11.2014 №2403-р «Об утверждении Основ государственной молодежной политики Российской Федерации на период до 2025 года» [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://legalacts.ru/doc/ rasporjazhenie-pravitelstva-rf-ot-29112014-n-2403-r (дата обращения: 23.02.2018).
References
1. Agafonova N.N., Bryleva E.A. Internet kak sredstvo pravovogo vospitaniya i pravovoj propagandy // YUridicheskaya nauka i praktika: Vestnik Nizhegorodskoj akademii MVD Rossii. -2011. - № 3. - S. 70-72.
2. Adaeva O.V. Osnovnye formy pravovogo vospitaniya v sovremennoj Rossii: teoreticheskie i prakticheskie aspekty // Teoriya i praktika obshchestvennogo razvitiya. - 2016. - № 6. - S. 98100.
3. Bondarev A.S. Pravovaya propaganda i obuchenie - formy pravovogo vospitaniya: ponyatie i sredstva vozdejstviya // Vestnik Permskogo universiteta. YUridicheskie nauki. - 2008. - № 1. -S. 4-16.
4. Titova E.A. Pravovaya propaganda kak forma profilaktiki pravonarushenij // Aktual'nye problemy bor'by s prestupleniyami i inymi pravonarusheniyami. -2017. - № 15-2. - S. 261-263.
5. Harol'skij V.A. Rol' organov vnutrennih del v profilaktike ehkstremizma v molodezhnoj srede // Pravo i obrazovanie. - 2015. - №6. - S. 166-171.
6. Rasporyazhenie Pravitel'stva RF ot 29.11.2014 №2403-r «Ob utverzhdenii Osnov gosudarstvennoj molodezhnoj politiki Rossijskoj Federacii na period do 2025 goda» [EHlektronnyj resurs]. - Rezhim dostupa: http://legalacts.ru/doc/rasporjazhenie-pravitelstva-rf-ot-29112014-n-2403-r (data obrashcheniya: 23.02.2018).
Вестник КГУ № 2. 2018
343