Е. Н. Чирков
ПУТИ И СРЕДСТВА ФОРМИРОВАНИЯ НОРМАТИВНО-ПРАВОВ ОГО СОЗНАНИЯ КУРСАНТОВ ВУЗОВ МВД В ПРОЦЕССЕ ПРЕПОДАВАНИЯ АВТОТЕХНИЧЕСКИХ ДИСЦИПЛИН
Работа представлена кафедрой педагогики Санкт-Петербургского университета МВД России. Научный руководитель - доктор педагогических наук, профессор Н. Ф. Гейжан
В статье рассматривается значение нормативно-правового сознания в профессиональной деятельности сотрудников правоохранительных органов, обсуждаются пути и средства формирования позитивного отношения курсантов к правовым нормам и законам в процессе преподавания автотехнических дисциплин в вузе МВД России.
The article is devoted to the legal conscience's importance in militia's professional activity, as well as methods and means of forming cadets' positive attitude to legal regulations and law during autotechnical science teaching in a university of the Ministry of Internal Affairs.
Органы внутренних дел в Российской Федерации - система государственных органов исполнитотъиой власти, призванньгх защищать жизнь и здоровье, права и свободы граждан, собственность, интересы общества от преступных и иных противоправных посягательств и наделенных пра-
вом применения мер принуждения. В связи с этим развитое правовое сознание сотрудников правоохранительных органов справедливо рассматривается в юридической педагогике как важнейшее условие эффективного и качественного выполнения его профессиональных обязанностей. Знание
законов, умение и стремление применять их на практике является необходимым для защиты прав и свобод граждан современного общества.
Обобщение работ' в сфере юриспруденции позволяет заключить, что правосознание, во-первых, категория развивающаяся; во-вторых, напрямую связана с историческим пониманием сущности права в конкретном обществе; в-третьих, отражает понимание справедливости в общественном, групповом и индивидуальном сознании; в-четвертых, развивается согласно прогрессивным законам становления общечеловеческой цивилизации, обеспечивая регуля-
1
цию отношений в социуме .
Исследователи правосознания раскрывают его как нормативно-ценностную регулирующую систему, развивающуюся в соответствии с изменением исторических и социально-экономических условий. Действие нормативных регуляторов основано на том, что в обществе вырабатываются и поддерживаются определенные нормы (от лат. norma - правило, образец) поведения людей. Авторы словаря ключевых понятий профессионального образования определяют норму как «узаконенное установление, признанный обязательным порядок, образец поведения или действия» . Поведение, следующее этим нормам, определяется как нормативное, при этом важными его характеристиками является отношения личности к норме, степень соответствия ей.
Обзор литературы показывает, что соотношение понятий «право (закон)» и «норма» может быть рассмотрено на двух уровнях. В широком смысле норма является наиболее широким понятием, а право и закон являются ее разновидностями. В этом смысле говорят о правовых нормах, о нормах закона. В узкопрофессиональном смысле нормативное поведение может рассматриваться как соответствующее конкретным подзаконным актам (инструкциям, правилам эксплуатации, Правилам дорожного движения и др.). В связи с этим педагогические задачи по формированию отношения обучающихся к соблюдению правовых
и конкретных нормативных актов могут рассматриваться как самостоятельные. Правопослушное (или законопослушное) и нормативное поведение определяется уровнем сформированное™ социально-психологических регуляторов разного уровня, которые находятся в тесной взаимозависимости, но имеют самостоятельную основу становления. Отношение к праву, к действующему законодательству в большей мере связано с социальными регуляторами жизнедеятельности человека, отношение к соблюдению конкретных норм с профессиональными (учитываятесную связь социальных и профессиональных ценностей и мотивов). На этом основании можно говорить о формировании нормативно-правового сознания сотрудников правоохранительных органов как о самостоятельной педагогической задаче, решение которой осуществляется па разных уровнях образовательного процесса. При этом, формируя нормативность поведения при соблюдении требований в конкретных профессиональных ситуациях, педагог способствует формированию правового сознания, и наоборот, правовоспитательная работа содействует осознанию важности соблюдения конкретных норм в профессиональной деятельности сотрудника органов внутренних дел.
Сказанное позволяет выделить возможности тех учебных дисциплин в вузе МВД России, которые традиционно не рассматриваются с точки зрения возможностей формирования правового сознания курсантов. Речь идет об автотехнических дисциплинах, конкретнее о курсе автомобильной подготовки. Структура и содержание этого учебного предмета позволяет формировать отношение к нормам, привычку нормативного поведения в трех направлениях: при освоении теории предмета; в процессе освоения навыков практического вождения автомобиля, в процессе воспитания, в частности формирования мотивации соблюдения Правил дорожного движения.
Помимо освоения разнообразных знаний в процессе автомобильной подготов-
Пути н средства формирования нормативно-правового сознания курсантов вузов МВД...
ки постоянно обсуждаются проблемы безопасности дорожного движения, решение которых поднято на уровень общегосударственных задач. Предупреждение дорожно-транспортных происшествий, повышение эффективности борьбы с ними предполагает комплексное решение одновременно социально-экономических, организационных, воспитательных, педагогических, технических задач. Так как подавляющая часть дорожных происшествий происходит вследствие сознательного невыполнения требований безопасности участниками дорожного движения, то формирование нормативности поведения на дорогах можно рассматривать как важнейшую педагогическую задачу. Федеральная целевая программа «Повышение безопасности дорожного движения в
3
2006 2012 гг.» повышение правового сознания и предупреждение опасного поведения участников дорожного движения выделяет отдельной целевой строкой.
Автомобильная подготовка является составной частью общей профессиональной подготовки и включает в себя комплекс дисциплин, цель которых - обучение личного состава курсантов в условиях высшей школы МВД безопасному управлению автомобилем. На изучение данной дисциплины отводится значительное количество времени (238 часов), сопоставимое с отводимым на изучение некоторых гражданско-правовых и специальных дисциплин, что дает возможность оказывать необходимое педагогическое воздействие па курсантов в процессе обучения.
С целью выявления пугей и средств формирования нормативно-правового сознания курсантов в процессе преподавания автотехнических дисциплин было проведено исследование в Белгородском юридическом институте МВД России в период с 2004 по 2007 г. В исследовании принимали участие 200 курсантов, обучавшихся по данной дисциплине, 3 преподавателя института и 2 инструктора практического обучения вождению.
Анкетирование и опрос курсантов в начале обучения показали низкий уровень
правовых знаний и оценку роли норм права и законов в своей повседневной деятельности. Соблюдение ими норм и правил социальной жизни зависело от обстоятельств, в которых они оказывались. По мнению трети курсантов, знание законов было необходимо только для избежания наказания за противоправные действия.
Организуя педагогический процесс с экспериментальной группой, основные усилия были направлены на формирование нормативно-правового сознания в процессе изучения теоретической и практической частей дисциплины «Автомобильная подготовка». Начальный этап обучения был связан с приобретением курсантами первичных правовых знаний по Правилам дорожного движения, основам безопасности дорожного движения, устройству автомобиля, при этом был задействован метод проблемного анализа. На втором этапе, связанном с уяснением обучаемыми приобретенных правовых знаний, с осознанием значимости и ценности правовых норм, за-действовался метод позиционного анализа. На третьем этапе оптимизации образовательного процесса формировался поведенческий уровень правового сознания. Курсанты под руководством преподавателей и инструкторов практического обучения вождению учились применять освоенные •теоретические, в том числе правовые, знания в условиях автодрома и на учебных маршрутах. На данном этапе применялся метод ситуационного анализа. На четвертом этапе полученные знания, включаясь в осознанное нормативное поведение, приобретали оценочный характер. Сравнительный анализ результатов анкетирования после изучения курса «Автомобильная подготовка» в экспериментальной группе показал значительный рост показателей по всем выделенным критериям. К ним отнесены: оценка роли права и законов, правовое поведение и правовая активность, негативное отношение к нарушению правовых предписаний самими курсантами и другими людьми. В контрольной группе данные показатели выросли в значительно меньшей степени.
В заключение следует подчеркнуть, что профессиональная подготовка в системе МВД традиционно была ориентирована на получение необходимого уровня знаний и навыков, формирование дисциплинированности, исполнительности, жесткого подчинения. Но в условиях демократизации, возросших возможностей выбора особое значение приобретает ответственность специалиста за свой выбор, что в профессиональной деятельности сотрудников правоохранительных органов напрямую связано с уровнем их нормативно-правового сознания, а нетолько дисциплинированности и исполнительности. Выполнение задач профессиональной подготовки невозможно без осознанного отношения к себе, к работе, чувства ответственности за выполнение учебных и служебных заданий и других составляющих самосознания. Для того чтобы новые правовые ценности органично вошли в правовую культуру, быт и привычки, необходимо не только вести постоянную правовоспитательную работу, но и использовать возможности и содержание
каждой учебной дисциплины в процессе профессиональной подготовки в вузе.
Таким образом, на основании вышеизложенного, в целях формирования нормативно-правового сознания курсантов в процессе преподавания дисциплины «Автомобильная подготовка», на наш взгляд, необходимо следующее:
1. в процессе обучения основное внимание уделять не вопросам устройства транспортного средства и пунктам Правил дорожного движения, а изучению правовых и технических норм, влияющих па безопасность дорожного движения;
2. на примере статистических данных о состоянии аварийности в городе, области и стране формировать правовую убежденность курсантов;
3. основной задачей изучения данной дисциплины должно быть формирование мотивов и привычки правомерного поведения, нетерпимости к нарушению правовых норм и действующего законодательства, а не получение водительского удостоверения.
ПРИМЕЧАНИЯ
1 Игнатов В. М. Формирование правосознания будущих экономистов правоохранительных органов в
вузе МВД России: Дисс. на соис. учен, степени канд. пед. наук. СПб., 2007. С. 28.
2
Вишнякова С. М. Профессиональное образование: Словарь. Ключевые понятия, термины, актуальная лексика. М.: НМЦ СПО, 1999. С. 192.
3
Государственный доклад о состоянии безопасности дорожного движения в Российской Федерации // Stop газета. 2006. № 4. С. 7.